Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные богословские интерпретации проблемы войны и мира : (На материалах религиозных организаций США 80-х годов) Бондарук, Сергей Алексеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондарук, Сергей Алексеевич. Современные богословские интерпретации проблемы войны и мира : (На материалах религиозных организаций США 80-х годов) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / Ин-т философии.- Киев, 1991.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-10/2087-7

Введение к работе

Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современных условиях многие проблемы обществоведения предстают в новом свете и решаются по-новому. Не представляет исключения и проблема воины и мира. До недавнего временя главным объектом философского анализа этой проблемы как в отечественной, так и в зарубежной литературе, являлась война как общественное явление. Это связано с тем, что в условиях холодной войны милитаристские круги Запада нуждались в идеологическом обосновании приемлемости ядерной войны против стран, где господствующим был социалистический строй. Такую идейную поддержку призваны были дать философия и религия. Прерогативой же философов в странах "восточного блока" была критика философских и богословских концепций войны, возникавших на Западе. Поэтому проблема мира, его сущности и путей достижения долгое время оставалась вне поля зрения исследователей, как светских, так и религиозных. Опыт последнего десятилетия вскрыл недостаточную разработанность этой стороны проблемы и ее актуальность в условиях перехода от холодной войны и конфронтации к разрядке.

Как в прошлом, тав и сегодня в центре мировых политических процессов находятся СССР и США -.две. ядерные сверхдержавы, от которых еще в начале 80-х зависела судьба людей всей планеты. В связи с этим актуальной является философская оценка и объективный анализ эволюции взглядов и позиций религиозных; кругов США в 80-е годы по вопросам войны и мира, во-первых, в период пика военно-политического противостояния СССР и США, когда американские клерикально-фундаменталистские круги оказывали существенное влияние на внешнюю политику своей страны, и, во-вторых, во время и после перелома в мировой политике, приведшего к росту популярности идей миротворчества я антивоенных

ДВІЖЄНЙЙ.

В США довольно отчетливо проявляются два противоположных процесса, определяющие содержание участия различных религаозг ных движений в политической и идейной борьбе. Так, если фундаменталистские круги используют религиозные идеи и догматику для достижения своих экстремистских политических целей (рели-гизация политики), то процесс политизации религии присущ, как правило, том религиозным организациям, которые ранее были в

стороне от политической борьбы и включились в нее из религиозно-этических соображений, в частности, во имя спасания "священного дара хизни" на Земле. Поэтому важен анализ генезиса, движущих сил и мотивов участия религиозных организаций в этом противоборстве идеЯ и концепций.

В наши дни происходит переориентация политики на новые приоритеты - общечеловеческие ценности, главной из которых является человеческая жизнь я развитие человеческой цивилизации, что дает новый импульс развитию религиозного миротворчества. Но следует признать, что в этих условиях религиозный фундаментализм также меняет свою окраску, #ормы деятельности. На сегодняшний день основной' сферой его активности является го преимуществу собственно религиозная и религиозно-этическая проблематика, а также вопросы, связанные с евангелизацией и религиозным миссионерством. Необходимо, следовательно, дать анализ этого процесса в его целостности.

В 80-е годы в.рядах сторонников мира США наблюдается консолидация миротворческих сил, охватывающая и религиозные движения. Заметен переход от конфронтация к диалогу я сотрудничеству между религиозными организациями и гуманистическими, другими нерелигиозными миротворческими движениями, что BOO -чию проявляется в совместных выступлениях в защиту мира. Исследование этого процесса весьма актуально в наше время и имеет важное практическое значение.

Изменение отношений между СССР и США, переход к взаимодействию во многих областях помогли в условхях деидеологиза-ция'международных отношений сломать многие стереотипы и предрассудки, и прежде всего "образы врага", что в свою очередь открыло широкие перспективы сотрудничества народам двух стран во всех сферах общественной жизни и в том числе в области межрелигиозных контактов. Исследование роли религиозных организаций в жизни американского общества позволило бы шире использовать религиозный фактор в упрочении дружественных свя-зеіїмежду нашими народами. В связи с этим особую актуальность приобретает объективный философско-религиоведческий анализ развития антивоенного движения в США, участия в нем церкви и верующих, изменения их позиций в отношении к войне и миру как

на социально-практическом, так и на теоретико-богословском уровнях.

Степень разработанности рробяэмн. Работ, специально посвященных философскому анализу богословских интерпретаций войны и мира, характерных для религиозных организаций США 80-х годов, в отечественной литературе неї. Существует много публикаций, рассматривающих вопрос о ролл религии в общественной жизни США, носящах либо научно-публицистический, популярный, либо же контрпропагандиотокий характер, где дается, как правило, негативистская оценка как фундаменталистских, . так и либеральных, миротворческих двоений религиозных организаций. Но все же отдельные аспекты проблем исследовании в работах И.М.Гапочки, В.Н.Грибачева, И.А.Геевского, Н.К.Сетун-ского, И.Я.Кантерова, Н.Н.Яковлева, О.Ярцева.

Анализ работ, в той или иной мера посвященных проблеме нашего исследования, позволяет указать на следующую группу рассматриваемых вопросов:

генезис проблем войны и мира в'истории теологии, их современные интерпретации (работы Л.ШВеликовнча; Н.А.Коваль-ского, В.И.Лубского, Л.Н.Митрохяна, А.В.Павлова);

исходные посылки и сущность американской'Фундаменталистской апологетики войны (работы Ю;Боріоша, Д.А.Волкогоно-ва, К.С^Гаджиева, И.Е.Задорожнюка, Ю.Каграманова, М.П.Кизимы, М.П.Мчедлова);

участие религиозных организацийв антивоенном движении (публикации Н.В.Загладина, В.Клима, Н.А.Ковальского, A.G. Попова);

проблема диалога о религиозными организациями и движениями во имя мира"(М.В.Андреев, А.Гайдне, А.Красиков, В.Мат-веев, В.А.Суярко);

сущность нового политического мышления и его значение для налахиваніи миротворческого диалога (работы Ф.М.Бурлацкого, Н.Капченко и др.).

Отмечая весомость результатов, полученных отечественными и зарубежными авторами в исследовании отдельных аспектов проблемы, следует учитывать то, что эти работы писались в основном еще в условиях "холодной войны" и большинство из них

несут на себе отпечаток тенденциозности в оценке богословских концепций войны и мира и участия религиозных сил в борьбе за мир. Поэтому необходимо выработать целостный подход к анализу проблемы и дать объективную философскую оценку происходящие в религиозной среде США процессов, их влияния на общественную жизнь страны в целом, что позволило бы сформулировать четкие позиции для ведения работы в направлении диалога и сотрудничества с религиозными организациями в деле защиты мира.

Но все же проблема богословских интерпретаций войны и мира, характерных для религиозных организаций США в 80-х годах, фактически не стала объектом целенаправленного конкретного анализа в отечественной литературе. Подходы к этим проблемам являются подвижными, изменчивыми, поэтому важно дать конкретно-временной анализ. Кроме того, не встречаются работы, могущие дать объективную оценку процессов, происходящих в религиозной среде СИЛ с начала и особенно со второй половины 80-х годов, поскольку в них акцентируется внимание в основном на концепциях войны. В настоящее же время актуальность приобрела теология мира. Научной задачей является ее всесторонний анализ.

Диссертант проделал больщую работу по анализу религиозных и светских источников на иностранных языках по теме исследования, з числе которых есть как явно апологетические, т.е. такие, авторы которых защищают военные приготовления милитаристских -кругов США (З.Бжезинский, Р.Пайпс, Д.Фишер, А.Дж.Эд-вардо), так и такие, в которых исследуются возможности и пер-, спективы участия религиозных организаций в миротворчестве, дается его теоретическое обоснование (работы Дж.Бзррса, П.Брока, Ф.Катервуда, Дж.Кастелли, Р.Кларка,"Т.Э;Кларка, Б.Х.Ляддел' Харта, кардинала Дж.Бернардина, Д.Л.Девидсона, Б.Хэйра). Ряд авторов рассматривают условия миротворческого диалога религиозных организаций США со светскими организациями и движениями (П.Мойзес, К.Ранзр, Дж.К.Свэйм, Р.Тантер).

Дедь и "задачи исследования;. Цель работы состоит в том, чтобы с позиций нового политического мышления, основанного на приоритете'Общечеловеческих ценностей, дать объективную и всестороннюю оценку теологических теорий войны и мира, характер-

ных для религиозных течений США. 80-х годов, провести анализ обоснований практической деятельности религиозных антивоенных и паци^истоких движений страны, форм и направлений этой деятельности, путей налаживания конструктивного диалога и сотрудничества с религиозными и светскими миротворческими движениями, а также раскрыть сущность и содержание клерикально-Фундаменталистской апологии ядерной войны.

Объектом изучения взята система "религия и проблемы войны
и мира". Исхода из того, что исследование проведено на материа
ле религиозной* среда США, его предметом являются основные бого-
оловокяе концепции по проблемам войны и мира, продуцируемые
религиозной средой США 80-х годов и определяющие происходящие
в ней процессы. ...

Реализация поставленной цели основывается на решении следующих основных задач:

исследовать процесс переориентации современных богоолов^-оких концепций войны и мира и их места в религиозной мысли США;

определить место теология мира в системе современных соцлалыю-богословских доктрин, влияние ее идейных и теоретические положения на участив верующих американцев в движении за мир и разоружение;

вычленить уровни и масштабы и раскрыть содержание взаимодействия и диалога религиозных миротворческих движений со светскими движениями сторонников мира и неправительственными организациями США;

раскрыть содержание и показать внутренне противоречивую сущность модернистского толкования американскими богословами причгн и источников войны и путей достижения мира;

рассмотреть вопрос о проблемах и перспективах развития диалога и сотрудничества религиозных организаций США со светскими движениями-и организациями в борьбе за безъядерный ненасильственный мир.

Методологической роновоіі исследования служит подход к оценке роли религия, церкви и верующих в политической и конфессиональной деятельности о позиций нового политического мышления, произведения мыслителей прошлого и современности о роли религиозного фактора в истории, месте богословских интер-

претаций войны и мира в процессе реиения жгучих проблем цивилизации. Важное методологическое значение для исследования имеют также основные положения научного понимания войны и мира, роли религиозных масс в борьбе за мир и социальную'справедливость. Основные штодологические принципы этого учения явились исходными при анализе современных теологических трактовок проблемы.

Ряд ванных методологических принципов содержат такие вахт ные документы, как Делийская декларация о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира, Всеобщая декларация прав человека, Заключительный акт Совещания о безопасности и'сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 30 июля - I авг. 1975г.) а Итоговый документ Венской встречи 1986 года государств -участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, излагающего основные принципа общечеловеческого подхода к решению глобальных проблем современности.

При написании диссертации были использоьаны оригинальные источники на англиіЗском и польском языках, а также ряд публикаций на французском, итальянском и словацком языках, в том числе статьи и монографии представителей различных американских религиозных организаций, военных, политических и религиозных деятелей (Ж и других стран, документы глав Ватикана, а такте работы, содержащие результаты социологических исследований отношения религиозных организаций США к проблема» воины и мира, разоружения, национальной и международной бесопаснооти.

Научная новизна; работы состоит з целостном анализе американских богословских концепций войны и мира 80-х годов, раскрытии внутренне противоречивого характера религиозных доктрин я деятельности миротворческих, пацифистских и промилистарист-ских движений США и их влияния ша мировую политику. В процессе решения автором поставленных задач в диссертации обосновываются следующие положения:

- в 80-е годы происходит переориентация американских религиозных кругов в отношении к проблеме войны и аира - от пассивного' неприятия войн к активному включению в антивоенное движе-шае одних и от объявления "крестового похода" всему, что

не соответствует "американскому образу жизни" к менее воинственным позициям и уходу в сферу религиозно-этической проблематики - других. Если в прошлом, говоря о маре, теологи основной акцент сосредоточивали на его богословском ("мир с богом") и нравственно-эсхатологическом аспектах, то сейчас он смещен на социально-исторический аспект, т.е. на мир внешний, мир между людьми в современных обшествоішнх отношениях;

в системе современных социально-богословских доктрин американского христианства важное место занимает теология мира, рассматривающая мир как завещанное богом состояние. Теология мира характеризуется поисками общечеловеческих мотивов миротворческой деятельности на основе рассмотрения жизни как первого инеимеющего себе равных'! "дара божьего" человеку. Общечеловеческий характер своего понимания мира теологи пытаются найти на путях обнаружения общих элементов в понимании мира * различными христианскими конфессиями;

взаимодействие и диалог религиозных миротворческих движений со светскими движениями США и всего мира происходит на национальном, межнациональном и всемирном уровнях и, в зависимости от масштабов, могут быть религиозными, светскими или межмировоззренческими. Миротворческая деятельность христиан рассматривается сейчас как особая'форма социального служения, которую отличает не только верность христианским принципам,

но и умение признавать проявления добра повсюду, в том числе и в других религиях и мировоззрениях;

модернистское толкование американскими богословами причин войн, снимая характерную для традиционно библейского взгляда идею провиденциального влияния сверхъестественного на земные деяния человека, пытается "вывести" бога за пределы факторов, определяющих наличие военного-противостояния, представить войны как "греховное дело" нравственно падшего человека, направленное на"уничтожение созданного богом мира и "священного дара жизни";

дальнейшее развитие общемирового антивоенного движения' возможно ли:зь на пути налаживания конструктивного миротворческого диалога и сотрудничества религиозных организаций США со светскими движениями. Главной основой успеха такого диалога

является вычленение в качестве точек соприкосновения общечеловеческих ценностей.

Научно-практическая значимость рабрты состоит прекде : всего в том, что в ней представлен не только теоретический, но и социологический анализ поставленных вопросов. Основные идеи и выводы работы углубляют понимание закономерности развития религиозно-богословских взглядов на проблемы войны и мира под влиянием изменения конкретно-исторических условий, в частности, международной политики, позволяют определенным образов прогнозировать их дальнейшее развитие, а такяв лучше понять сущность процессов, происходящих в религиозной среде США по вопросам воины я мира, что особенно важно для налаживания религиозны:: и светских контактов между общественностью нашей страны и США.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы: - при чтении нормативного религиоведческого вузовского курса и спецкурсов го различным темам:"Религия и политика", "Религия как социальное явление" и др.;

для дальнейшего исследования проблемы научным религиоведением, в частности, при анализе влияния нового политлчес-кою мышления, философии мира на развитие массовых миротворческих движений;

в лекционной и культурно-просветительной работе при рассмотрении вопросов участия религиозных организаций в борьбе за мир, для критики клерикально-фундаменталистской апологетики ядерной войны, при показе положительной роли верующих в прогрессивных социальных движениях;

при налаживании внешнеполитических и культурных связей с американскими религиозными организациями, участвующими в антивоенном движении, и их инициативными группами.

Акррбдция работы осуществлена в научных публикациях, в ходе участия в Республиканском конкурсе молодых лекторов общества "Знання" Украины (1989 г.). Положения и выводы исследования использовались диссертантом в процессе чтения учебных лекций и при проведении семинарскпх занятий в Киевском : государственном университете, при чтении лекций в трудовых коллективах г.Киева, а также в беседа:,- с американскими преподава-

телями вузов и студентами при проведении общаотвом "Знання" Украины встреч о ними (І989-І99І гг.). Диссертация была обсуждена на кафедра ришгиоводения Киевского госуниверситета.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав и заключения. Такая структура обусловлена флью, иерархией задач исследования и логикой изложения материала. Основным содержанием Введения стали оценка актуальности и степени разработанности проблемы, характеристика целей и задач исследования, его новизны. Анализу теология мара ках теоретического выражения идей религиозного миротворчества, ее генезиса, сущности а специфики трактования различными церквами, а также выяснению моста теологии мира, преломленной через призму социально-политических условий США а настроений верующих, в мотивации участия религиозных организаций в борьба за мяр посвящена первая глава. Во второй главе рассматривается другая сторона богословского учения о войне я мире - концепция войны, как следствие двойственности религиозной трактовки проблемы, реализуются задачи рассмотрения содержания процесса мисткфикации причин, сущности я характера войн в современном религиозном сознания, анализа эволюция клерикально-фундаменталистской теология войны я особенности ее функционирования в религиозной среде США, влияния на политические процессы, происходящие в стране. Наконец, третья глава посвящена исследования изменений в позициях американских религиозных организаций в вопрооах войны я мира, соотношения либеральных я неоконсервативных сил в религиозной среде под влиянием утверждения нового политического мышления, а также проблем и перспектив диалога я сотрудничества религиозных я светских движений США во имя сохранения мира. В Заключении представлены ооновныв результаты я выводы работы, намечен ряд направлений дальнейшего исследования проблемы.

Похожие диссертации на Современные богословские интерпретации проблемы войны и мира : (На материалах религиозных организаций США 80-х годов)