Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта) Абдуллоев Шерзот

Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта)
<
Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта) Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта) Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта) Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта) Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта) Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта) Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Абдуллоев Шерзот. Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта) : ил РГБ ОД 61:85-9/304

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-техническая революция и ее влишше на социально-экономическую -политическую жизнь развивающихся стран традиционного распространения ислама

1.1, Специфические особенности социально экономического развития развивающихся стран исламского региона в условиях НТР 15

1.2. Влияние НТР на эволюцию основных направлений идеологии ислама ... 37

I.3. Кризис буржуазного социально-политического строя в условиях НТР как фактор политической активизации ислама 64

Глава II. Бротиворечрость социально-культурных последствий нтр в развивающихся странах востока и их отражение в идеологии ислама

II.1. "Культурная" экспансия шлпериализма и традиция 99

II.2. Социально-нравственные последствия НТР в интерпретации идеологов ислама 126

II.З. Критический анализ богословских попыток использования отрицательных последствии НТР для фальсификаций марксизма 144

Заключение 170

Библиография 178

Приложение 204

Введение к работе

Актуальность исследования. В идеологической борьбе и социально-политических событиях, происходящих в современную эпоху в развивающихся странах зарубежного Востока, важная роль принадлежит религии - религиозным учениям, духовенству и религиозно-политическим организациям. Особую остроту религиозные проблемы приобретают в странах так называемого мусульманского мира, где религия и религиозная идеология занимает еще прочные позиции и пользуются большим влиянием среди широких масс населения.

В 70-х - начале 80-х годов в ряде стран распространения ислама заметно усилилось обращение различных политических сил к религиозным лозунгам и институтам с целью мобилизации народных масс на борьбу за социальные и политические перемены. Как отмечал В.И.Ленин, "выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития" (I.19,с.227). Характерно то, что исламские лозунги используются не только консервативными, феодальными и про-империалистическими силами, но и идеологами национально-освободительного движения, борцами за некапиталистический путь развития, ибо, как отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду партии, "... под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба, но под исламскими лозунгами в ряде азиатских стран оперирует и реакция" (2.3, с.13). Ярким примером этому служит борьба алжирского народа против французских колонизаторов, антимонархическая, антиимпериалистическая революция в Иране, с одной стороны, и антинародные акции таких религиозных организаций, как "братьев мусульман" ("аль-ихван аль-муслимин") в послереволюционном Египте, современной Сирии и в Афганистане после апрельской революции 1978 года, а также антикоммунистическая, проамериканская политика правящих кругов Саудовской Аравии.

- 4 -В таких условиях весьма важен точный учет реального содержания того или иного движения,выступающего под исламскими лозунгами. В этой связи изучение места и роли ислама в современном общественном развитии стран зарубежного Востока становится актуальным не только с научной, но и с идейно-политической точки зрения.

Помимо вышеизложенного, актуальность специального исследования данной темы обусловливается следующими мотивами;

І. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду партии отмечалось, что "философы частенько предпочитают доказывать доказан-ное, вместо того, чтобы осмысливать новые явления жизни", К чис-лу подобных новых явлений, требующих осмысления, особо замечается социальные последствия НТР, "большое внимание требуют социальные последствия научно-технической революции", сказано в Отчетном докладе ЦК КПСС (2.3, с.78),

В условиях, когда характерную и определяющую черту современной материальной и духовной жизни человеческого общества составляет научно-техническая революция, охватившая все страны и континенты, становится ясно, что последняя играет важную роль в идеологической борьбе и формировании основных содержаний той или иной современной идеологии.

Социально-политические события, происходящие в развивающихся странах распространения ислама, тесно связаны с процессами социально-экономического и научно-технического развития и спецификой их последствий. Хотя капиталистическая модернизация "сверху" привела в некоторых странах распространения ислама к росту современных производительных сил и способствовала значительному социально-экономическому и духовному развитию, тем не менее,как отмечается советскими исследователями, такого рода "модернизация" или вернее "вестернизация" в развивающихся странах имела и дру-

гую, негативную сторону, суть которой можно сформулировать, как нарастащие противоречия между экономическим ростом и социальным процессом, как углубляющийся в условиях капиталистического развития разрыв между осовремениванием экономики и ее социальными плодами (3.26, с.6). Изучение идеологии ислама во взаимосвязи с этими внутренне противоречивыми ситуациями способствует лучшему пониманию всего драматизма происходящих в развивающихся обществах явлений, связанных с методами капиталистической модернизации и НТР. Драматизм явлений, происходящих в этих странах, отчасти заключается в том, что вместо ожидаемой секуляризации общественной жизни как последствия научно-технического и экономического развития иногда происходит сакрализация и ретрадициона-лизация общественной жизни, т.е. при капиталистической ориентации наряду с активным процессом социального и духовного раскрепощения людей под воздействием НТР существует и другое явление-так называемое воспроизводство религии. Наглядным примером подобной тенденции являются события, происходящие в Иране, Пакистане, Саудовской Аравии.

2. НТР, проникая в традиционное восточное общество и революционизируя социально-экономические, культурные и политические процессы, способствует деформации традиционной культуры, одним из важных компонентов которой является религия. Поскольку эти процессы происходят ускоренным темпом и в большей части вследствие действия внешних факторов ( прежде всего в силу явного вмешательства мирового империализма), то они объективно вызывают острую реакцию мусульманских теологов. Все это опять оживляет интерес к давней проблеме взаимоотношения "Запада" и "Востока". Осмысление всех этих идеологических явлений, связанных с НТР и ее последствиями, с точки зрения марксистско-ленин-

ской философии имеет большое теоретическое значение.

3. В современную эпоху развития человеческого общества очевидно, что теология ислама, как и всякой другой религии, вынуждена ставить и ставит вопросы, которые волнуют все человечество. К их числу относятся проблемы НТР, ее социальные последствия, занимающие одно из центральных мест в современных социально-философских концепциях. Ярким свидетельством этого является то, что проблемы научно-технического развития развивающихся мусульманских стран, вопросы экологии, демографии, "человека и техники" все больше становятся объектом философско-богословских исследований, они обсуждаются на различных исламских форума^. Все это указывает на то, что идеологи ислама в настоящее время усилили свое внимание к вопросу осмысления явлений, связанных с НТР и ее последствиями. Это вызвано также необходимостью выработки критериев оценок достижений социального, культурного, научно-технического прогресса, мировоззренческих выводов, исходя из данных естественных и общественных наук, экологической ситуации и т.п. Перечисленные и другие подобные идеологические процессы, происходящие в современной исламской теологии, еще недостаточно философски проанализированы в нашей научной литературе.

х) Так, на современной мусульианско-христианской встрече в Тунисе (11-17 ноября 1974 г.) по общим проблемам, названной "Христианская и исламская совесть перед вызовом прогресса", в числе прочих вопросов рассматривались и такие, как "Миссия религии в современном мире". "Ислам и его роль в современном человеческом обществе-", "Демографические трудности и экономическое развитие", "Нравственные основы современного исламского общества". Большинство докладов прямо или косвенно касались вопросов социальных последствий научно-технического прогресса. На другой конференции на тему "Исламская солидарность в науке и технологии", состоявшейся в г.Ар-Ри-яд (Саудовская Аравия), обсуждались такие проблеми, как "Будущие исследования по электронике и ее производство в исламском мире", "Энергия, исследования, развитие и исламская идеология", "Проблемы индустриализации в исламском мире1*, "Исламская солидарность в области ядерной технологии", "Научно-техническое развитие в исламском мире", "Ислам-человек-техника" (подр.сіл. 3.99; 4.81).

4. Задача повышения эффективности научно-атеистического

воспитания, атеистической пропаганды на современном этапе идеологической работы требует углубленной теоретической разработки ряда кардинальных вопросов, связанных с современной религиозно-филосовской мыслью, К ним, несомненно, относится вопрос критического анализа богословских фальсификаций социальных последствий НТР и выявление их сущности. Знание новейших технологических концепций и идеологических направлений, отражающих определенные социально-экономические противоречия в этих странах, их аргументированная критика очень важны для повышения эффективности атеистической работы прежде всего в тех республиках, где еще сохраняются пережитки ислама,

  1. В условиях нарастающего и все более распространяющегося экономического, научно-технического, культурного и политического сотрудничества Советского Союза со странами мусульманского региона разработка данной темы приобретает практическое значение для учета специфики традиционных институтов этих стран при дипломатических, экономических, научно-технических и т.п. отношениях.

  2. Марксистский анализ новых процессов в сфере религии и церкви и полученные в результате этого выводы могут иметь несомненное значение для коммунистических и рабочих партий региона распространения ислама в определении их тактики и стратегии.

Степень разработанности проблемы. За последние годы вы -шел ряд исследований, затрагивающих отдельные аспекты проникновения и влияния НТР в развивающихся странах. Здесь в первую очередь следует указать труды Р.М.Авакова (3.1), А.Ю.Шпирта (3.68), Г.КЛПирокова (3.67), М.С.Очкова (3.42), К.Парвиса (4.50), Л.И.Рейснера (3.54), а также труды и сборники, написан-

ные большими авторскими коллективами (3.20-21; 3.36-38; 3.46-48; 3.60-61). В названных исследованиях в основном рассматриваются социально-экономические аспекты влияния НТР и неоколониальной экономической и научно-технической политики империализма, позволяющие понять природу социально-экономических противоречий, нашедших свое отражение в идеологии современного ислама. Они раскрывают характер и специфику экономического, промышленного и научно-технического развития этих стран в условиях НТР, что очень важно для выявления социальной обусловленности современной идеологии ислама. Большая работа проделана исследователями по изучению социально-культурного аспекта влияния НТР, роли и места национальных традиций современного Востока. В этом отношении большой интерес представляют работы А.Г.Вельского, В.Ф.Ли, В.Г.Хо-роса (4.I5-I7), П.С.Гуревича (4.28), О.К.Дрейера (3.17), B.C. Ерасова (3.18; 4.32-37), А.Д.Литмана (4.44), Е.Б.Рашковского (3.49-50), Е.А.Фроловой (4.71-78).

Существенный интерес представляет появившийся в последнее время в советской исламоведческой литературе ряд исследований, в которых с позиций марксизма-ленинизма проанализированы эволюция зарубежного ислама, его политические и идеологические позиции в современном капиталистическом обществе, "возрожденческие" тенденции, характерные для современного идеологического направления ислама. Крупным вкладом в исследование этих проблем являются работы советских востоковедов Л.Р.Полонской (3.44; 4.52-57), М.Т.Степанянц (3.58-59; 4.69-71), А.И.Ионовой (3.22), Б.Г.Гафурова (3.12), Н.Симония (3.36; 4.67), Е.М.Примакова (3.45; 4.58-60), Е.Т.Дорошенко (3.46-49), З.И.Левина (3.79-80), А.В. Сагадаева (3.16; 4.29-31) и др.

По этим и другим проблемам общественной мысли в развивающихся странах Востока за последние годы издан ряд сборников

и коллективных фундаментальных исследований, в которых рассматриваются закономерности и особенности современного этапа общественной мысли, в том числе роль религии в идейно-политической борьбе. В них на основе марксистско-ленинского анализа и обобщения происходящих идейно-политических и социально-экономических явлений раскрывается зависимый характер первых от последних.

Значительный вклад в разработку некоторых проблем, созвучных исследуемой нами темы, внесли советские ученые-востоковеды, философы Б.А.Алиева (3.4-5), Р.Н.Степанов (4.72), Г.М.Керимов (4.39-41),

Не умаляя ценности указанных работ, следует признать,что пока еще нет исследования, специально посвященного изучению отражения социальных последствий НТР в идеологии ислама, особенно в плане систематического и комплексного анализа и критического изложения совокупности всех факторов, определяющих характер отражения социальных последствий НТР в современной идеологии ислама. Имеющиеся работы (статьи и частичное освещение отдельных аспектов проблемы в некоторых книгах и научных исследованиях, посвященных общим проблемам соотношения веры и разума, науки и религии) не дают полной картины исследуемой нами темы. В нашем исследовании предпринимается попытка восполнения указанного пробела.

Объектом исследования явились критический анализ работ ряда известных современных мусульманских теологов Ирана и Египта, таких, как аятолла Хомейни, аятолла Талегани, Муртаза Мутах-хари, Али Шариати, Мустафа Замани, Мухаммад Кутб, Абдулгани Аббуд и др. Наряду с исследованием собственно теологических работ, в диссертации критически использованы также соответствующие статьи и выступления теологов, опубликованные в различных

- 10 -периодических религиозных и светских изданиях Ирана и других мусульманских стран. В ходе исследования были изучены материалы исламских конференции и симпозиумов, официальные правительственные документы, представляющие определенный интерес в процессе осуществляемой нами работы.

Цель исследования состоит в теоретико-философском анализе с позиций марксистской методологии отражения социальных последствий НТР в мусульманской теологии. Выдвинутая проблема предлагает философский анализ по двум направлениям:

Во-первых, характер отражения социальных последствий НТР в идеологии ислама обусловлен самой спецификой социально-экономического, научно-технического и политического развития развивающихся стран мусульманского региона, раскрытие которого требует необходимость социально-философского анализа комплекса проблем, связанных с проникновением и развитием НТР в этих странах, с тем, чтобы выявить те реальные социально-экономические противоречия, существующие в условиях НТР в этих странах, нашедшие свое соответствующее отражение в идеологии ислама.

Во-вторых, исследование отражения НТР в идеологии ислама, помимо социально-философского анализа, предполагает гносеологический анализ, принципиальное содержание которого составляет логико-философский и методологический анализ самой сущности религиозного отражения объективной действительности.

Особенность религиозного отражения заключается в том,что теология отражает НТР и ее социальные последствия не прямо и не посредственно, а преимущественно через религиозную интерпретацию "науковедческих" теоретических построений. Фальсифицируя возникшие философские проблемы естествознания, паразитируя на спорных и нерешенных научных вопросах и отрицательных послед-

- II -

ствии НТР, теологи стремятся примирить религиозную идею бога с принципами современного научного мышления, приспособить ее к "решению" социально-экономических, политических и культурных противоречий - сделать идею бога созвучной эпохе НТР. Значение данного аспекта состоит в раскрытии иллюзорно-компенсаторного характера религиозного отражения социальных последствий НТР в условиях капиталистического общества и на этой почве выявление несостоятельности иррационально-религиозной интерпретации последствий НТР.

При этом следует иметь в виду, что самостоятельность этих двух направлений относительна. Фактически они составляют два аспекта единого процесса философского осмысления данной проблемы.

Исходя из поставленной цели, диссертант поставил перед собой следующие задачи:

проанализировать специфические социально-экономические особенности процесса приобщения развивающихся стран к достижениям НТР и промышленному развитию;

выявить особенность эволюцию религиозного сознания, обусловленную влиянием НТР и изменениями в области культуры, нравственности, политики и других сфер общественной жизни;

раскрыть особенности религиозного отражения социально-культурных процессов, вызванных НТР;

дать критический анализ теологических интерпретаций НТР и ее социальных последствий.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые на основе критического анализа работ ряда известных мусульманских идеологов (Р.Хомейни, С.М.Талегани, М.Мутаххари,

- 12 -А.Шариати, М.Замани, М.Кутб, А.Аббуд и др.) - показано, как НТР и ее социальные последствия отражаются в современной мусульманской теологии:

дан критический анализ "возрожденческого" направления в современной идеологии ислама как специфического отражения основных социально-экономических противоречии развивающихся стран мусульманского региона в условиях НТР;

рассмотрена политическая активизация ислама в условиях НТР как следствие кризиса буржуазной общественно-политической системы и буржуазной идеологии;

раскрыта социальная и идеологическая сущность "таухид-ной теологии", "таухидной экономики", "таухидного общества", "таухидного мировоззрения", разрабатываемых современными иранскими богословами;

дается критический анализ отношения мусульманских идеологов к неоколониалистской политике "вестернизации", "культурного империализма"; исследована современная исламская интерпретация проблемы человека;

впервые подвергнут научной критике ряд трудов вышеперечисленных иранских и египетских идеологов ислама.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы: а) в научно-исследовательской работе по изучению проблем развития в современном мире; б) в востоковедении при исследовании современных политических и идеологических проблем стран зарубежного Востока; в) исламоведении для дальнейшего исследования эволюционных тенденций зарубежного мусульманского сознания; г) диссертационный анализ теологических спекуляций на проблемах современной научно-технической революции может быть широко использован в научной литературе по критике ислама; д) ряд выводов и положений

- ІЗ -диссертации могут быть использованы при чтении основного курса, спецкурса и спецсеминара по научному атеизму в вузах республики.

В целом выводы и обобщения, полученные в ходе исследования, позволяют конкретно представить особенности влияния и отражения НТР на религиозное сознание в развивающихся обществах мусульманского региона. Это окажет практическую помощь научным работникам, занимающимся исследованием новейших тенденций в общественном сознании развивающихся стран, а также пропагандистам, работающим в области атеизма.

Кроме того, в условиях нарастающего и расширяющегося экономического, научно-технического, политического и культурного сотрудничества СССР со странами мусульманского региона результаты диссертационного исследования могут быть использованы для учета специфики традиционных институтов и тенденций социально-экономического, политического и культурного развития этих стран при дипломатических, экономических, научно-технических и культурных и т.п. отношениях.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: I) труды классиков марксизма-ленинизма, документы и материалы пленумов ЦК и съездов КПСС, материалы международного коммунистического движения; 2) работы философов и специалистов по научному атеизму - П.Н.Федосеева (4.74-75), В.И.Гараджи (3.I0-II; 4.23-24), Е.М.Бабосова (3.6-7), Я.В.Минкявичюса (4.46), Л.Н.Митрохина (4.47-48), М.П.Мчедлова (3.35), О.Клора (4.42), И.И.Кравченко (3.31), Д.Н.Угриновича (3.62; 4.73), А.Ф. Окулова (3.40) и др. Исходной посылкой исследования явились следующие основные марксистские положения:

- всякая религиозная идеология является иллюзорным,превратным отражением действительности,т.е. "непосредственным порождением материального отношения людей" (1.9,24). Исходя

- 14 -из этого методологического требования марксистско-ленинской философии, весь анализ позиций современной мусульманской теологии по отношению к социальным последствиям НТР осуществлен на основе учета социально-экономических, социально-культурных и политических условии, в которых вырабатывались и вырабатываются эти позиции;

- иллюзорно-компенсаторная функция религии сохраняется при капитализме даже в условиях НТР, так как "религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях между собой и с природой" (1.4,90). Это возможно только при социализме в той мере, в какой он будет развиваться.

Апробация. Основные положения диссертации излагались в сообщениях и докладах на республиканской научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов Таджикской ССР,посвященной ХХУІ съезду КПСС (1981 г.), на конференции философского общества (сентябрь, 1982 г.). Основные выводы и положения диссертации были изложены в докладе, сделанном в Институте атеизма АОН при ЦК КПСС (1982 г.). Диссертация обсуждалась на заседании ученого Совета отдела философии АН Таджикской ССР.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 4 работы, объемом 3 п.л.

Влияние НТР на эволюцию основных направлений идеологии ислама

Несмотря на заметную активизацию идеологии ислама за последние десятилетия, в целом определяющей чертой предшествующего периода (т.е. 50-х - первой половины 60-х годов) был кризис исламской идеологии. Во-первых, в общественном сознании развивающихся стран в первые два десятилетия после второй мировой войны нашло отражение настроение "научно-технического оптимизма" и связанных с ним технократических иллюзий, охвативших прежде всего западно-капиталистические страны, а следовательно, и интеллигенцию и политических лидеров развивающихся стран.

Во-вторых, сама научно-техническая революция и ее плоды, проникая в развивающиеся мусульманские страны, воздействовали на общественное сознание и тем самым не только подрывали теоретические устои традиционного религиозного миропонимания, но и активно способствовали процессу секуляризации и кризису религиозности, отходу определенной части верующих от религии и официального вероучения. Под влиянием НТР осуществлялись широкие экономические, политические, торговые и культурные связи; в общественном сознании все шире росло секуляристское миропонимание. Это привело к тому, что претензии религии на универ сальность своего учения об общественной жизни стали выглядеть еще более неубедительными. Из-под ее контроля уходила прежде всего экономическая сфера. Все более, чем прежде, обособлялась от религии сфера государственно-политического регулирования. Кризис традиционной формы религии под влиянием НТР продолжается и по сей день.

Широкие контакты с материальным и социальным окружением расширяют мировоззренческий кругозор людей, увеличивают их социальную "мирскую" заинтересованность, а вместе с тем и религиозный индифферентизм. "Масштабы совершающихся здесь сдвигов в различных сферах общественной жизни, научно-техническая революция, затронувшая эти страны, - замечает Б.Ерасов, - должны вызывать у масс сомнения в безусловной истинности и универсальности прежних верований, ослабление влияния религии или по крайней мере, ее "осовременивание" (4.32, с.56),

Такое положение дел не могло остаться незамеченным и самими религиозными деятелями ислама; прямо или косвенно они признают кризис религии. "Развитие технической культуры, - пишет иранский богослов Зайнул-Абидин Курбани, - и изменения в образе жизни вызвали у многих людей такое мнение, что религия из-за ее догматического и монотонного характера больше не может удовлетворять возникающие в результате модернизации жизни и течения времени разнообразные потребности человеческого общества и не способна решать стоящие перед обществом трудности" (4.93, с.33). Далее говорит, что по этому они пришли к выводу о том, что если ислам в своем начальном периоде, когда потребности людей носили ограниченный характер, путем простых программ был в состоянии решать все трудности человеческого общества, то в современных условиях, когда образ жизниисламского общества претерпел значительные изменения под влиянием технической цивилизации, вызвавшей новые потребности, ислам оказался неспособным отвечать нынешним многочисленным потребностям человеческого общества (4.93, там же ).

Известный в Иране идеолог ислама доктор Али Шариати (1934-1978) с сожалением констатировал, что современному человеку с его психологией трудно поверить в спасительную силу и прогрессивную функцию религии (3.95, с.22). Кризисное состояние ислама в современном обществе признает и египетский богослов Абдулгани Аббуд. По его словам, если посмотреть на мировую карту верований с ретроспективной стороны, пятьдесят или более лет тому назад, то в ней сразу можно обнаружить два основных цвета - это исламское и христианское вероисповедание, к ним можно присоединить цвета "языческих" - буддийских верований. Но сейчас, говорит он, на этой карте цвет христианской веры в основном размазан языческими, атеистическими и коммунистическими цветами, которые, в свою очередь, затемняют ислам и угрожают ему (3.84, с. 117), Абдулгани Аббуд гшогократно подчеркивает, что под словом ислам он подразумевает первоначальный ислам времен пророка Мухаммеда, учение Корана и сунны. Нынешний же ислам далеко отошел от позиций шариата, от истинных принципов исламского веро-и нравоучения.

Современные идеологи ислама много пишут о "политическом кризисе ислама", об "опасности, угрожающей ему" в условиях научно-технического и социального прогресса (3.84,208; 234; 235; 244). На международных мусульманских форумах нынешний кризис религии, как наиболее сильнейший кризис за всю историю религии, становится предметом бурных обсуждений. Мусульманские теологи- -уделяют особое внимание проблеме отношения молодежи к религии, их серьезно беспокоит равнодушие и индифферентность молодежи в вопросах веры, ее стремление к прогрессу.

Кризис буржуазного социально-политического строя в условиях НТР как фактор политической активизации ислама

Как отмечалось, одной из характерных черт современного возрожденческого направления ислама является его политическая активизация , явно обнаружившаяся в конце 70-х - начале 80-х годов. Ярким примером этого явилась ведущая роль шиитского духовенства в антиимпериалистической, антишахской революции 1978-1979 годов в Иране. Бесспорно то, что эти события имеют свои "земные" причины, в их основе лежат социально-политические интересы определенных классов и слоев общества. Они также связаны с определенными историческими условиями развития стран мусульманского региона. Подходя к исследованию данного вопроса с марксистско-ленинской позиции, можно обнаружить,что в новое время (т.е. с момента проншшовения капиталистического способа производства в мусульманские страны) исласкую идеологию с точки зрения политической активности можно разделить на два этапа.

Для первого этапа, охватывающего период с цонца XIX до середины XX века, характерно заметное ослабление политической активности исламской идеологии в общественной жизни (как внутри самих мусульмансісих стран, так и в международном масштабе). Еще в конце XIX - начале XX столетий в результате проникновения прогрессивных идей и просветительского демократического движения в ряде мусульманских стран была произведена реформа в области просвещения и в сфере государственно-политического регулирования, что значительно сузило сферу влияния ислама. Эти перемены были связаны со спецификой национально-освободительных революций и характером социально-экономического развития того времени, "Национально-освободительные революции и антиимпериалистическое движение в начале XX века в основном проходили под национальными лозунгами в сочетании с традиционным буржуазным либерализмом; для них религия, - как отмечает академик Федосеев П.Н., - не была главным средством политической мобилизации масс" (4,75, с.5), Интересы национальной буржуазии требовали пересмотра традиционных концепций взаимосвязи религии и государства. К этому стремилась не только национальная буржуазия, но и исламские реформаторы, которые так или ішаче выражали интересы национальной буржуазии. Правда, и тогда в панисламистской идеологии была замечена тенденция к "политизации" ислама; Аль-Афгани и др. поборники реформы ислама видели в последнем ту базу, на которой мусульманские государства могут объединиться для совместного противодействия Западу с позиций силы, но в то время, в силу вышеуказанной причины, призыв Аль-Афгани к "исламскому государству" не имел успеха. Это было время, когда сложились условия для интенсивного развития факторов, определивших направлениевсей дальнейшей хозяйственной, общественной и интеллектуальной эволюции мусульманских стран: в социально-экономическом плане - зарождение и консолидация элементов капиталистического уклада, процесс формирования классов и прослоек современного общества; в политическом, идеологическом и культурном отношении - выработка буржуазной идеологии, развитие национального самосознания, становление новых направлений в национальной литературе и т.д. Такие условия способствовали зарождению новых идей, отражавших появление новых социальных и политических связей.

Уместно в этой связи вспомнить мысль Маркса и Энгельса о "чрезвычайно революционной роли" (1.10, с.426) европейской буржуазной цивилизации в странах Востока: ее вторжение знаменовало установление тесной связи народов Востока с мировым рынком, рост производительных сил, постепенное обновление системы образования и самого мыслительного мира людей, проникновение на Восток демократических и социалистических воззрений. Данный период развития общественно-политической мысли мусульманских стран интересен тем, что с этого времени начинается идея секуляризации общественной жизни и приспособление ислама к требованиям времени.

Таким образом, к исследуемому времени сильнее, чем когда либо прежде, выявилось несоответствие между существовавшими юридическими нормами (частная и общественная жизнь мусульман регламентировалась шариатом) и требованиями повседневной жизни. Расширение международных связей, в частности рост торговли с европейскими странами, уже давно вызывали нужду в новом законодательстве на светской основе, а отчастии в признании некоторых европейских юридических норм. И чем интенсивнее мусульманские страны вовлекались в сферу мирового рынка, тем разительнее и ощутимее становилось это несоответствие. Проблемы свободы совести, замены шариатских судов светскими, секуляризация просвещения и образования и другие вопросы, затронутые просветителями и реформаторами прошлого века, такими как Рифаа Рафи ат-Тахтави (I80I-I873), Мирза Мухаммед Таги-хан Фарахани, известный под прозвищем Амир Кабир (1808-1852), Мальком-хан (р.1834), требовали своего практического решения.Поколение реформаторов, начиная с Мухаммеда Абдо, категорически отвергало теократию как идеальную форму исламского

Социально-нравственные последствия НТР в интерпретации идеологов ислама

В советской исламоведческой и атеистической литературе многократно указывалось на социально-этический характер религиозной интерпретации социальных последствий научно-технической революции. Ряд советских исследователей рассматривают именно такой аспект отношения мусульманской идеологии к НТР, оставляя без достаточного внимания и учета прочие его аспекты. Между тем факты свидетельствуют о том, что многие аспекты социально-нравственных последствий НТР не нашли своего достаточно глубокого научного анализа и разработки. Вместе с тем научно-философский, критический анализ сочинений богословов, особенно нового поколения, убеждает нас в том, что в современной мусульманской идеологии усилилось внимание к этой проблеме. При этом важно отметить, что социально-нравственные последствия НТР рассматриваются ими не только и не столько в плане "скомпроментирования" деморализующих последствий НТР, а сколько в плане утонченного теоретического доказательства необходимости религии в условиях НТР.

Социально-нравственные, этические последствия НТР современными идеологами ислама рассматриваются как часть проблемы человека, его сущности и назначения в современном мире. При этом вообще отрицается мировоззренческое значение влияния НТР. Рассматривая в таком аспекте социально-нравственные, этические последствия НТР, идеологи ислама преследуют главную цель -- очернить идеи диалектического и исторического материализма.

В современных условиях большое влияние на характер мусульманской идеологии оказывает усиливающийся политический, духовный, идеологический кризис капитализма в условиях НТР.

Новые требования к человеческой деятельности, предъявляемые НТР, несовместимы с оценкой ценностей, принятой в капиталистической системе, утилитарным отношением к человеку как простому объекту эксплуатации. В этой обстановке многие порождаемые капитализмом болезненные явления в сфере общественной и личной психологии усиливаются: обостряются социальные противоречия, расовые конфликты, растет число социальных недугов - преступности, наркомании, самоубийства, сексуальных извращений, массового психоза, идет дальнейшее разрушение семейных уз; растет развращающее влияние так называемой массовой культуры - культа насилия и наживы, насаждаемого буржуазными органами массовой информации (3.36, с.37). Эти пороки буржуазного общества в условиях НТР быстро распространяются и в развивающихся странах, особенно в странах капиталистической ориентации, и естественно, что здравомыслящее духовенство и прогрессивные мыслители этих стран, выражающие интересы широких масс населения, не могут равнодушно смотреть на все происходящее и обеспокоены последствиями связей своих государств с западным империализмом. С другой стороны, как было отмечено выше, процессы, происходящие в условиях научно-технического развития, способствуют кризису исламской идеологии и особенно ее мировоззренческой стороны - картины мира, религиозного учения об обществе, природе и т.п. Наступление кризиса ислама связано и с тем,что складывающаяся на протяжении веков религиозная концепция мира уже не в состоянии обеспечить сколько-нибудь приемлемого для современных верующих истолкования изменившихся под воздействием НТР условий жизни общества. Этот кризис преломляется в современной реологии попытками приспособления ее к изменившимся условиям. Попытки ограничить размах религиозного кризиса выли прежде всего в стремлении разрешить существующие противоречия в материальной и духовной жизни современного общества в целом и противоречия в социально-экономической жизни развивающихся мусульманских стран в частности. Для разрешения указанных противоречий современным философам и теологам ислама приходится, по меткому выражению К.Маркса, решать, как можно "попасть из "царства божия" в царство человека..." (1.9, с.24-25). Это возможно только путем приобщения к решению реальных противоречий материальной и духовной жизни современного общества.

Решение этих противоречий, хотя и в иллюзорной форме, стремится дать и современный ислам. Поэтому не случайно, что в теориях и описаниях мусульманских идеологов всегда, когда речь заходит о последствиях или сущности науки и НТР, вышеприведенные пророки буржуазного общества в условиях НТР ставятся во главу угла, т.е.тем самым проявляется стремление затушевать те противоречия, которые волнуют все человечество. Например, иранский богослов Хусейн Ансариен признает, что развитие науки облегчило многие материальные и производственные трудности человека, но несмотря на все это, ни один научный центр не может обеспечить гарантию счастья человечеству. В нынешнем цивилизованном мире,- продолжает он, - наука излечила одни болезни и породила десятки других - моральных, психических, социальных, политических. Далее он отмечает, что, согласно статистическим данным, разные виды преступлений, распад семейных уз, уход детей из-под родительского крова, продолжительные грабительские войны со стороны сильных наций, духовное и культурное обнищание слаборазвитых наций, лишение их человеческих прав,эксплуатация народа группой господствующих тиранов - все эторезультат беспочвенных идеологических исканий человечества и незнание им божественного закона" (3.73, с.16).Другой иранский богослов М.Замани, рассуждая о "промышленной

Критический анализ богословских попыток использования отрицательных последствии НТР для фальсификаций марксизма

Выше было отмечено, что мусульманские идеологи при интерпретации противоречивого воздействия НТР на социально-культурную жизнь развивающихся стран, на отношение между государствами, на человека, на его образ жизни, мышление и т.п. всегда преследуют клерикальные интересы - прежде всего их беспокоит положение религии в условиях НТР.

Упадок религиозности и распространение иррелигиозного мировоззрения рассматриваются мусульманскими идеологами как следствие негативной ценностной ориентации эпохи научно-технической революции, в которой, якобы, преобладает практический материализм. В этом и состоят особенности религиозного отражения социальных последствий НТР. Поэтому основная цель мусульманских идеологов и их концепция научно-технического развития направлены на опровержение материалистического мировоззрения и прежде всего диалектического материализма.

Однако, в современных условиях,когда всепобеждающее учение марксизма-ленинизма овладевает умами все новых миллионов людей в развивающихся странах мусульманского региона, выполнение этой задачи становится не под силу мусульманским идеологам антикоммунизма. Это обстоятельство заставляет мусульманских идеологов и светских апологетов религии искать более утон - -ченные, изощренные формы и методы фальсификации марксизма на основе "изучения" марксизма и на его собственном материале т.е. имманенто. Основные направления современного исламского антикоммунизма можно определить следующим образом: -во-первых, оспаривание международного характера и всемирно-исторического значения марксизма-ленинизма, т.е. стремление опровергнуть марксизм как научно-философское мировоззрение, подготовленное всем ходом социально-экономического, политического и духовного развития человечества, на основе обобщения всемирно-исторического опыта, достижений естественных и общественных наук;- во-вторых, стремление объяснить материалистический (атеистический) характер новоевропейской, особенно марксистской философии, общественно-политической мысли, ее секуляристическую направленность как исключительно региональное явление, связанное с особенностями и спецификой социально-политического и духовного развития западных стран (Европы), и тем самым стремление отрицать наличие материалистической тенденции на Востоке;- в-третьих, фальсификация сущности марксистско-ленинского гуманизма. Нынешние идеологи ислама с целью фальсификации марксизма все чаще, отталкиваясь от отрицательных последствий НТР, прибегают к методам буржуазно-идеалистической философии, где преобладает абстрактно-гуманистический подход к анализу социально-духовного кризиса капиталистического общества. Поэтому не случайно, что одним из основных направлений антикоммунизма как в буржуазной идеологии, так и в мусульманской в условиях научно-технического прогресса является попытка фальсификации марксистской концепции человека и его гуманистической сущности. Именно в этом ракурсе в рамках проблемы человека в современном исламе мы попытаемся проанализировать вышеназванные направления клерикального антикоммунизма.

В последние десятилетия как в шиитской, так и в суннитской философско-богословских школах ислама усиленно разрабатывается исламская концепция человека как альтернатива буржуазной и коммунистической концепции человека. В результате чего накопилось значительное количество философско-богословской литературы прямо или косвенно исследующей проблему человека (см.: 3.89; 3.85; 3.90; 3.92; 3.102; 3.105; 3.106; 3.104), что не является случайным. Научно-техническая революция глубоко проникнув в жизнедеятельность общества и человека, усложнила и динамизировала их характер, вызвала соответствующие изменения, прибавив к старым новые жизненные параметры. Она сократила расстояния, все более интенсифицировала время, заменила естественную среду искусственной, ускорила темпы жизни, решающим образом вмешалась в жизненную и трудовую среду человека. Тем самым она существенным образом изменила также отношение мевду человеком и природой, внесла новые черты в социально-экономические, политические и культурно-идеологические отношения и процессы.

НТР по-новому осветила и старые вопросы жизни и деятельности человека. Она потенциально бесконечно увеличила не только физические, но и интеллектуальные силы и возможности человека, причем как в позитивном, так и в негативном смысле. В свете этих факторов снова стали актуальными такие "традиционные" философские вопросы, как сущность и существование человека, диалектика природной, социальной и деятельной сторон сущности человека, свободы и всестороннего развития человека, смысла человеческой жизни и деятельности и т.д.

Эти проблемы естественно своеобразнее отразились и на уровне религиозного сознания. Современные идеологи ислама, с одной стороны, учитывая стремление народов развивающихся стран - -к социально-экономическому и научно-техническому прогрессу, не в состоянии отрицать значение научно-технической революции в социально-экономическом, произволственночматериальном развитии общества. С другой, - учитывая, что в западных странах социально-экономический и научно-технический прогресс стал возможным лишь в процессе секуляризации общественной жизни и непримиримой борьбы прогрессивных сил против религиозного мракобесия, стараются оградить ислам от того неприличного авторитета, который завоевало христианство своими кострами инквизиции и непримиримым враждебным отношением к науке и научно-техническому прогрессу. Поэтому, активно реагируя на противоречивые тенденции научно-технического развития, идеологии ислама стремятся представить ислам как единственную идеологию, способную гармонировать научно-техническое и духовное развитие современного человеческого общества. Преследуя эти цели, они намерены в гносеологическом аспекте показать противоположность мировоззренческих основ восточной (особенно исламской) и западной культуры - философской и общественно-политической мысли, гуманизма.

Анализ богословско-философской литературы 60-х - 70-х годов показывает, что у большинства идеологов ислама основным аргументом для доказательства этой концепции является существование "греческого духа" в западной культуре, общественно-политической и философской мысли. Не делая никакого различия между буржуазной идеалистической и материалистической философией и общественно-политической мыслью, а также марксистской философией (диалектическим и историческим материализмом), они считают их продолжением древнегреческого мифологического мировоззрения.

Мухаммед Кутб в своих книгах "Фальсификация вокруг ислама", "Личность и общество", "Человек между материализмом и исламом" современную духовную культуру Запада характеризует как языческую, основным идеалом которой является наука и техника. По его мнению, поклонение науке и противопоставление науки и религии, человека и бога является результатом существования в западной культуре "греческого духа", "Этот дух, - пишет М.Кутб, - предполагает существование враждебного отношения между богами и человечеством. Какие бы тайны познания человечество не открывало и какое бы благо не приобретало, - все приходится завоевывать у богов силой. Если бы боги могли, то не допустили бы этого. Поэтому человечество каждое свое научное открытие считает победой над богами" (3.107, с.20).

А.Шариати в своей книге "Человек - марксизм - ислам", подробно анализируя гуманистическое направление в западных идеологических школах, считает, что они неспособны вывести человеческое общество из создавшегося социального и нравственного кризиса в результате ориентации исключительно на научно-техническое развитие и "промышленную культуру". Причину этого кризиса он так же, как и М.Кутб, видит в неверном подражании "греческому духу". "Западный гуманизм, - отмечает Шариати, -как антитеза теизму является продолжением антично-греческого гуманизма" (3.90, с.6). Западный гуманизм построен на основе особого мифологического мировоззрения древней Греции, где, с одной стороны, между небом и землей (миром божественным и миром человеческим) существуют противоречи, соперничество, даже вражда. Боги являются античеловеческими силами, которые стремятся осуществить свое тираническое господство над людьми, лишить их свободы, самостоятельности и самопознания. С дру - -гой, - человечество всегда стремится к освобождению от этого рабства путем приобретения божественной силы и стремления занять в природе место богов, тем самым избавить себя от их господства и приобрести свободу действий. Далее» А.Шариати отмечает, что эта противоположность в древнегреческом мировоззрении была логичной и естественной, так как боги в греческой мифологии представляли материальные (природные) силы - боги рек, морей, дождей, красоты, силы, землетрясений и т.д. Поэтому борьба между богами и людьми была олицетворением борьбы человека с силами природы в целях господства над ними, т.е. достижения положения Зевса (см. 3.90, с.6-7).

С подобными суждениями М.Кутба и А.Шариати можно было бы согласиться, если бы они предполагали объяснение одной из многообразных исторических форм проявления борьбы атеистического и религиозного мировоззрения - борьбу гуманизма и атеизма в древнегреческой философии. Однако, как видно, они хотят "доказать", что мифологическое мировоззрение древней Греции является основой для всех идеологических школ Запада: западный либерализм, марксизм, экзистенциализм, религия.

Необходимо сразу же отметить, что хотя образцы древнегре ческой мифологии оказали большое влияние на развитие европейской культуры, особенно в эпоху Возрождения, тем не менее нельзя согласиться с утверждением А.Шариати о том, что она (мифология) составляет основу всех новоевропейских, в том числе и марксистской, концепции человека и марксистского гуманизма. В древнегреческой философии не мифология составляла основу материалистического (атеистического) мировоззрения, а подобной основой для материализма служили только еще зарождавшиеся научные знания. Поэтому уже тогда основным вопросом философии

Похожие диссертации на Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта)