Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сущность, структура и функции религиозной психологии Носович, Виктор Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Носович, Виктор Иванович. Сущность, структура и функции религиозной психологии : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.06 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1989.- 36 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-8/943-5

Введение к работе

Актуальность темы. ХХУП съезд КПСС определил нашу эпоху как крутой перелом в жизни страны, современного мира б целом . В конце второго тысячелетия человечество вступило в необычайно сложный и напряженный период своей истории. Одной из его важнейших характеристик стало глубокое, порой антагонистическое противоречие,противоречие между небывалым расцветом науки и техники, созданием реальных возможностей для удовлетворения жизненно важных потребностей всех обитателей нашей планеты и использованием могучего научно-технического потенциала в антигуманных целях, что может привести к глобальной катастрофе, уничтожению не только цивилизации, но и самой жизни на Земле.

Как неоднократно подчеркивалось в документах КПСС, преодолеть сложившийся кризис можно лишь посредством выработки нового сознания, нового мышления, новой психологии, основанных на качественно новых подходах и оценках, соответствующих новому качеству исторического процесса. Иными словами речь идет о трансформации человеческого фактора, от чего, в конечном счете, зависит, справится ли человечество с им же самим созданными проблемами.

Задача активизации человеческого фактора имеет особое значение для нашей страны в связи с необходимостью ускорения социально-экономического развития советского общества. Без отого "не может быть решена ни одна из выдвинутых задач. Вопрос сегодня стоит именно так" .

Важную роль в достижении поставленной цели призвано сыграть социально-психологическое обеспечение решения задачи ускорения. Психологическое состояние личности и общества -

Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат. - І98В. - С. 3.

2 Материалы Пленума Центрального комитета КПСС, 15 октября 1985 г. - М.: Политиздат. - 1985. - С. 9.

"могучая производительная сила, мощный усилитель или ослабитель всей нашей рабочей и общественной энергии" . Отсюда и значение психологической науки, психологических подходов, которые во все большей мере начинают выполнять функцию непосредственной производительной силы общества.

Сказанное имеет непосредственное отношение к проблеме противостояния научного и религиозного мировоззрения. Тем более, что возникновение глобальных проблем, глобального кризиса, процесс демократизации советского общества вызвали заметное оживление в деятельности конфессиональных и внеконфессио-нальных религиозных объединений. Как было подчеркнуто на XIX Всесоюзной партконференции, оценка религиозного мировоззрения как нематериалистического, ненаучного - не основание для неуважительного отношения к духовному миру верующих людей . В своем выступлении на встрече с патриархом Пименом и членами синода Русской православной церкви 29 апреля 1988 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС т. М.С.Горбачев обратил внимание на то, что глубина мировоззренческих различий не должна мешать укреплению единства всех трудящихся в особенности в "сфере нравственности, где общечеловеческие нормы и обычаи могут способствовать нашему общему делу". В актуальных условиях атеистическая работа должна помогать личности полнее раскрывать ее творческие возможности, способствовать укреплению идейно-нравственного и культурного единства советского общества .

Религия обладает большим запасом социальной инерции, огромным опытом приспособления к различным историческим условиям. В актуальных условиях духовенство резко активизирует свою деловую активность, совершенствует методы пропаганды религиозной идеологии, средства влияния на психологию верующих людей. Поэтому особую роль играет именно психологический аспект марксистского религиоведения. Важно при этом постоянно

Рюриков ю- По закону Тезея // Новый мир. - 1986. -№7. - С. 187.

Гачев ** Дклад на Всесоюзной конференции КПСС 28 июня 1988 г. - Коммунист, 1988, № 10, с. 28.

^ Правда, 1988. 30 апреля.

См.: Гарадаа В.И. Ключевые проблемы атеизма // Наука и религия. - 1986. - » 2.

иметь в виду,что "для верующих религия не просто совокупность абстрактных догм о тайнах мироздания, не просто мировоззрение ... Это и душевное состояние, "святая святых" внутреннего мира, совокупность достаточно интимных чувств и раздумий. Отсюда следует, что атеистические аргументы, минующие эмоциональную сферу жизни, не достигнут цели, сколь бы безупречны логически они ни были".

Выделение в самостоятельное направление научного исследования психологии религии в сравнительно недавнее время объясняется рядом обстоятельств. Важнейшим среди них, безусловно, является эволюция, претерпеваемая религией в социалистическом обществе. Существенной характеристикой этой эволюции следует считать ослабление степени целостности религиозной деятельности, т.е. религиозной психологии и религиозно значимого поведения. Многочисленные социологические исследования недвусмысленно свидетельствуют о качественных изменениях, происходящих в мотивационной сфере религиозного поведения.

Эти изменения вызываются главным образом ослаблением и размыванием идеологического каркаса религиозного сознания, утратой традиционных представлений о боге (сверхъестественном в целом), связанных с ними убеждений и, следовательно, с расшатыванием всего религиозного нормативно-оценочного комплекса. Наличие же относительно большого числа участников культовых действий, г учетом вышесказанного, означает, по-видимому, изменение мотивов этих действий. Как полагают социологи, наряду с традиционной для религиозного сознания потребностью в общении со сверхъестественными силами, в нем все большее место начинают занимать непрямые формы выражения этой потребности л среди них такие, как использование религиозного культа в качестве условия по существу нерелигиозного общения, удовлетворения с помощью того же культа интереса к прошлой культуре, поиски в богослужении средств удовлетворения эстетических потребностей.

Все это, с одной стороны, свидетельствует об известной неразвитости обыденного сознания, о недостаточной интегрирующей роли в нем научного мировоззрения у граждан социалистиче-

7 Коммунист, 1988. - 4. - С. 122.

ского общества, а с другой, о большой социальной устойчивости религиозной идеологии и религиозного ритуала, как традиционных средств удовлетворения рада потребностей. Поскольку же удовлетворение этих потребностей, выражающихся в целом комплексе переживаний, в значительной мере происходит в условиях непосредственного общения (прежде всего в формах религиозного культа), мы имеем дело с социально-психологическими факторами поддержания и стимулирования религиозной деятельности.

К их числу следует также отнести наличие, наряду с передовым, отсталого общественного мнения, формирование ценностей которого происходит преимущественно на основе некритического усвоения, в том числе чуждого социалистическому образу жизни социального опыта. Бездумное копирование, столь свойственное механизмам функционирования моды, является, в частности, одной из причин увлечения патриархальщиной, а в связи с ним и некоторыми атрибутами религиозного культа.

Однако независимо от того, какие мотивы побуждают индивида совершать акты религиозно значимого поведения, сам факт наличия таковых выступает как необходимое условие поддержания религиозных традиций, религиозного сознания, а также создает возможности для его оживления.

Наше общество - это общество, где приоритетом обладает научное материалистическое мировоззрение. Отсюда следует, что оохранение религиозной деятельности, хотя бы и мотивируемой только вышеуказанными обстоятельствами, находится в противоречии с определяющими сферами его духовной культуры. Следовательно, марксистский анализ религиозной психологии - актуальная научная задача, и, в то же время, - необходимое условие выработки, так сказать, психологии атеизма, как неотъемлемой стороны теории коммунистического воспитания в целом.

С^тодние_исследования_проблемы. Психология религии наряду с философией, социологией и историей религии, является неотъемлемой стороной религиоведения . По мнению К.К.Платонова, религиозная психика изучена относительно лучше, чем

См.: Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. - М.: Мысль. - 1973. - С. 6-7.

другие виды общественной психики . И это действительно так, если иметь в виду количественную сторону дела и в особенности, если речь идет о буржуазной психологической науке.

Здесь нет необходимости подробно рассматривать психологию религии в структуре буржуазного религиоведения, поскольку эта тема, на наш взгляд, достаточно освещена в отечественной литературе . Ограничимся лишь указанием на главные методологические черты, свойственные буржуазному религиоведению в целом и психологии религии в том числе. Это прежде всего противопоставление социально-психологического и философского аспектов изучения религиозного феномена и, в конечном счете, отказ от философского анализа как научно несостоятельного. При этом социально-психологические функции берутся в отрыве от сущности религии и провозглашается, что религиоведение не интересует проблема истинности или ложности религии. Место "религии в индивидуальной жизни, - утверждал Г.Зиммель, - не связано с ее ... гносеологической функцией .

Подобная позиция неизбежно ведет к чисто прагматическому подходу в оценке религиозной психологии и представляет собой модификацию взгляда на религию, предложенного еще В.Джемсом: "Значение и ценность религии будут для нас определяться полезностью ее для того человека, который ее исповедует" .

Даже в тех случаях, когда буржуазная наука указывает на социальные функции религиозной психологии, она рассматривает их в отрыве от исторического, т.е. подлинно социального кон-Платонов К.К. Что изучает общественная психология? -М.: Знание. - 1971. - С. 36.

См., например: Попова М.А. Критика психологической апологии религии. - М.: Мысль. - 1972. Она же. Фрейдизм и религия, м., 1985.

Simmel G. Briicke unci тіїг. Stuttgart, 195?. - S. 118-119. К сожалению, влияние подобного, научно-неоправденного противопоставления субстанционального и функционального аспектов рассмотрения религии иногда сказывается и в марксистской литературе. Так, известный религиовед из ГДР О.Клор пишет: 'Анализ религии Марксом и Энгельсом отличается от всех предыдущих тем, что в его центре стоит не вопрос о истинности или ложности положений религиозной веры, а тем, что религия и церковь берутся как общественные и исторические феномены" (см.: Religion und Atheismus beute. Berlia, 1966. - S. 13).

i(i Джемс В. Многообразие религиозного опыта. - М., 1910. -

текста и потому склонна видеть в религии надисторический, всеобщий социальный регулятор. Тем самым общественная психика выхватывается из общественных отношений, ее детерминирующих, посредством которых она и может играть социальную роль. Сказанное, однако, не означает что буржуазная психология религии не имеет никаких позитивных достижений. Так школа В.Джемса и его последователей предложила интересный и во многом плодотворный анализ механизмов религиозной психики верующего индивида. Аналогичным образом З.Фрейд и в особенности лидеры неофрейдизма К.Юнг и Э.Фромм приподняли завесу тайны над взаимодействием сфер бессознательного и сознания в религиозной психике, предприняли попытку (прежде всего это относится к Э.Фромму) связать религиозное миропонимание с социальными факторами, увидеть в религии один из регуляторов общественной психики, понять ее как порождение коллективного бессознательного.

В противоположность этому марксистская, в том числе и социальная, психология исходит из того, что все "психологические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия, - одним словом, вся их природа социальна; даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной" . Эта мысль стала исходной при разработке психологического аспекта марксистского религиоведения.

В первую очередь внимание ученых привлек вопрос о предмете психологии религии, обоснование ее научного статуса .

Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. - I9bb. - № I. Однако, что, как представляется ке случайно, на завершающем этапе своей научной деятельности, К.Юнг отходит от научного подхода к анализу религиозной психики и начинает утверждать, что подлинное знание о душе дает мифология, алхимия, астрология, оккультизм, пытается превратить аналитическую психологию в "западную йогу" (см.: Руткевич A.M. К.Г.Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. - I98b. - № I).

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -
Ы.г АПН РСФСР, I960. - С. 198. w

Угринович Д.Ы. О предмете психологии религии // Вопросы научного атеизма. - № II; Платонов К.К. О системе психологии. - и!ысль. - 1972; Попова М.А. О психологии религии. - М.: Знание, 19Ь9.

Значительное место заняла работа по критическому осмыслению теоретико-методологической стороны буржуазной психологии религии и выяснение ее социальной роли . Важным направлением научного исследования стали выяснение структуры религиозного сознания и религиозной деятельности , механизмов и социально-нравственной сущности религиозного утешения, а также особенностей современного религиозного сознания и путей преодоления религиозной психологии '.

При всем этом, как представляется, именно социально-психологический аспект изучения религиозности не получил еще должного развития . Поэтому не выработана и общая для советских ученых точка зрения на предмет психологии религии как науки, не определен с достаточной степенью точности круг ее проблем. Не исследованы, в частности, такие важные вопросы как формирование и сущность религиозных потребностей, не показана детерминация религиозной психологии конкретно-историческими механизмами общения, а потому и не выяснена специфика психологических функций религии. Таким образом, можно говорить, что система психологии религии е марксистском религиоведении в полной мере еще не сложилась.

В связи с этим концептуальная сторона психологии религии не приобрела еще свойственной научной теории качества

іо Букина HJ>. Возникновение и развитие буржуазной психологии религии // Вопросы научного атеизма. - № о; Попова М.А. Критика психологической апологии религии. - М.: Мысль, I97& тіч

Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М.: Мысль, 1971.

*8 Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. - М., 1969; Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. - Львов, 1976; Носович В.Й. Психология веры. - Лениздат, 1969; Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. - М.: Мысль, 1970; Розов А.И. Психологические аспекты религиозного удвоения мира // Вопросы философии. - 1987. - № 2.

19 В определенном смысле завершением исследований психологии религии в отечественной науке последних двух десятилетий является книга Д.М.Угриновича "Психология религии", в которой предмет этой науки определяется как "изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении (Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986, с. 7). Особенно ценной представляется мысль автора о верующем как особом типе личности.

логической стройности и завершенности. Справедливость сказанного подтверждается и тем, что не разработан и категориальный аппарат психологии религии. До настоящего времени, в частности, нет единства в определении таких фундаментальных для данной науки понятий, как вера и религиозная вера, религиозные чувства, религиозные переживания, да и самого понятия религиозная психология. Важнейшей целью предлагаемого исследования и является выяснение содержания основных понятий психологии религии как отрасли научного религиоведения и, разумеется, в первую очередь, понятия религиозная психология.

Первая трудность, с которой здесь сталкивается исследователь, состоит в неоднозначности употребления этого понятия. Его адекватная значению интерпретация - религиозное учение о психике. Но и замена его понятием "религиозная психика" не означает полного преодоления терминологической некорректности, поскольку свойство психического отражения присуще многим высокоорганизованным формам живой материи, следовательно, не только человеку. Точно также введение понятия "религиозное сознание" в психологию религии в качестве основополагающего создало бы новые трудности в связи с устоявшимся значением понятия "сознание" в марксистской философской науке.

Как представляется, ближе всего к содержанию искомого термина стоит понятие "религия на уровне обыденного сознания", поскольку оно включает в себя психологический и собственно интеллектуальный компоненты, эмоциональный и рациональный уровни отражения общественного бытия. При этом ведущим интегратором такой формы отражения являптся социальные чувства, синтезирующие эмоциональные реакции с представлениями, взглядами и убеждениями.

Но введение понятия "религия на уровне обыденного сознания" в концептуальный аппарат исследования, в свою очередь, создает трудности, правда, в основном стилевого порядка. Оно, это понятие, чрезвычайно громоздко и, в силу этого, его употребление воздвигло бы ряд препятствий как в изложении, так и в восприятии материала исследования. Помимо этого в подавляющем большинстве публикаций употребляется, как общезначимый, как раз термин "религиозная психология". Исходя из вышеуказанного и автор данной работы употребляет понятие "религиозная психология", но в значении - религия на уровне обыденного сознания.

Думается, что неточности и неполнота в определении содержания понятия "религиозная психология" во многом объясняются стремлением авторов дать ее всеохватывающее определение. Разумеется, попытки такого рода принципиально нереализуемы. Во-первых, потому, что всякое определение есть ограничение, и, во-вторых, потому, что объект определения достаточно сложен и требует различных направлений исследовательского "зондирования".

Желаемый эффект может быть достигнут в том случае, если будет предпринята попытка дать три рода дефиниций религиозной психологии - субстанциональную, функциональную и структурную, аналогично тому, как в марксизме определяется сущность, функции и структура религии в целом (как фантастического отражения господствующих над обществом природных и социальных сил, как опиума народа и как системы взглядов, представлений, настроений и действий).

При этом, что вполне естественно, субстанциональное определение религиозной психологии тождественно классическому определению сущности религии марксизмом, как фантастического отражения господствующих над человеком в его повседневной жизни природных и общественных сил.

Функциональное определение: религиозная психология - способ иллюзорного (основанного на вере в сверхъестественное)

Вот примеры таких логически несостоятельных определений: Платонов К.КГ.: "Религиозная психология - это совокупность социально-психологических явлений, относящихся к области религии как формы общественного сознания. Религиозные представления, религиозное чувство, суеверие сочетаются с ритуальным поведением и рядом производимых явлений: молитвой, экстазом, исповедью и т.д." (см.: Социальная психология. - Политиздат, 1975, - С. 299). Определение ничего не говорит ни о сущности, ни о функциях религиозной психики. Павлюк В.В.: "Под религиозной психологией мы понимаем совокупность несистематизированных представлений, идей, образов, чувств, настроений, привычек, переживаний, установок, потребностей, через призму которых верующий человек в извращенной, иллюзорной фантастической форме воспринимает, осмысливает, оценивает окружающий его мир и свое собственное бытие и определяет свое отношение к ним" (павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. - Львов, 1976. - С. 18). Мы здесь имеем дело просто с перечислением, притом далеко не всех компонентов религиозной психики. И, кроме того, автор двумя страницами раньше и одной страницей позже пишет о системном характере религиозно-психического комплекса.

преодоления ограниченности общественной практики, социальной несправедливости в первую очередь.

Структурное определение: религиозная психология - это структурное (опять-таки обусловленное верой в сверхъестественное) единство психических процессов (взглядов, представлений и чувств).

Методологической основой диссертации является мысль о том, что психология религии - социально-психологическая наука. Поэтому она должна рассматривать религиозную психологии (в том числе и психику верующего индивида) как результат в первую очередь механизмов именно социально-психологического общения. Ближайшей причиной существования религиозности, фактором, оказывающим непосредственное воздействие на психику верующего, является общение единоверцев и духовенства в контактной группе, реально функционирующей во время публичного богослужения.

Но сам факт существования религиозных общностей и форм культовых коммуникаций обусловлен действием более глубоких причин и среди них, в первую очередь, характером социальной структуры общества и соответствующих ей общественных отношений. Отсюда следует, что религиозная психология постольку воспроизводится именно религиозными формами общения, поскольку они соответствуют главным регуляторам общения в тех или иных конкретно-исторических социальных структурах. И только благодаря этому обстоятельству она и является общественной психологией в полном смысле слова. И только такой угол зрения представляет возможность выяснить характер обратного воздействия ее на социальные условия, ее порождающие.

Научная новизна исследования. Рассмотрение основных аспектов психологического исследования религии в марксистской науке приводит к выводу о необходимости построения целостной системы знания в этой области религиоведения. Данная работа и представляет собой попытку решения указанной задачи. При этом автор исходит из того, что теоретическое изучение религиозной психологии - не самоцель, а одно из средств совершенствования процесса формирования научного мировоззрения.

В диссертации религиозная психология берется как системное единство религиозных потребностей, взглядов, представлений и чувств. Впервые в отечественной науке мотивационная

сфера религиозного сознания рассыатривается как трансформация коренных социальных потребностей: потребности в творческой, преобразующей деятельности, потребности в познании и потребности в общении. Автор приходит к выводу, что религиозная потребность есть результат превратного осознания трех потребностей. В ней (религиозной потребности) творческие, познавательные и коммуникативные потенции индивида и общества замещаются (разумеется лишь субъективно) таковыми сверхъестественных сил. Отсюда и иллюзорно-практические средства удовлетворения религиозных потребностей - образы потусторонних сил и культ.

Особенно большое внимание в исследовании занимает проблема религиозной веры, поскольку в литературе вопроса практически отсутствует ее анализ как одного из механизмов функционирования массового религиозного сознания. Автор видит в религиозной вере разновидность веры как особого способа оценки информации массовым сознанием в условиях ее дефицита в тех областях, которые это сознание считают жизненно важным. При этом, исходя из учения о доминантном механизме психических процессов А.А.Ухтомского, диссертант усматривает специфику именно религиозной веры в предельном максимализме ее оценок. Поэтому объекты религиозной веры принципиально не верифицируемы и исключают возможность приведения их в объективно-истинное соотношение с действительностью.

Важнейшим направлением исследования в диссертации является анализ функций религиозной психологии, которые в самом общем виде состоят а специфической организации духовной жизни верующих, создании психологических предпосылок для религиозной деятельности. Автор считает, что главная социальная функция религии, иллюзорно-компенсаторная, на уровне религиозной психологии выступает как совокупность психологических (психотерапевтических) эффектов, посредством которых воображаемыми способами преодолеваются социально-конфликтные ситуации и вырабатывается психологический гомеостаз. Поэтому религиозное сознание, по крайней мере, в тенденции, это примиренное, довольное сознание.

Теоретическая новизна диссертации заключается также в выявлении социально-психологических функций религиозного культа, в первую очередь публичного богослужения. Община едиковер-

цев, как контактная группа, функционирует прежде всего посредством культовых коммуникаций. Непосредственные контакты между единоверцами, восприятие ими одинаковой информации, совершение идентичных действий повышают степень внушаемости, приводят к тому, что основным критерием оценки информации становится не логическое осмысление, а эмоциональное отношение, вера или неверие. Это обстоятельство приобретает для воспроизводства религиозной психологии средствами богослужения решающее значение, поскольку религиозное мировосприятие по сути своей иррационально. Таким образом, формы культа отнюдь не бессодержательны, но включены в структуру религиозной дея-тельноти, функционируют в качестве одного из ее элементов. Существующая у верующих потребность в совершении культовых действий является в основном особой формой выражения потребности в общении, в совместных действиях и переживаниях, в обряде как символическом выражении знаменательных моментов в жизни индивида и общества. При этом религиозный культ является предельной фазой интенсивности ритуального общения, не свойственной в той же мере ни одному из видов светского ритуала.

Постановка и решение в диссертации названных проблем подчинены цели выявления основных социально-психологических причин существования религии в социалистическом обществе и выработке рекомендаций для совершенствования психологических аспектов атеистической работы. В диссертации формулируется вывод о необходимости совершенствования социалистических общественных отношений, регулировании общения в производственных и непроизводственных коллективах во все большей мере неформальными механизмами, в особенности нормами коммунистической морали, как важнейшем средстве преодоления религиозной психологии. Наряду с этим подчеркнута зависимость эффективности атеистического воспитания от увязывания в единую систему таких ее составляющих, как нравственное и эстетическое воспитание в сочетании с популяризацией естественно-научных знаний.

Нетрудно заметить, что очерченный выше круг проблем в основном относится к теоретическим аспектам психологии религии. Совершенно очевидно также, что неотъемлемой стороной этой науки являются и эмпирические методы исследования религиозной психологии. Именно они, в частности, дают возможность

описать особенности в тот или иной период как религиозной психологии в целом, так и ее отдельных (конфессиональных и внеконфессиональных) состояний, проследить основные тенденции ее динамики.

В исследовании в этих целях используются данные социологических и социально-психологических исследований религии, проводившихся в стране в течение последнего пятнадцатилетия.

Круг проблем, исследуемых в диссертации, определяет и ее структуру. В первой главе "Сущность и структура религиозной психологии" - основное внимание уделено генезису и сущности религиозных потребностей, религиозной веры и религиозных переживаний (чувств) как специфических форм бытия религии на уровне обыденного сознания. Подчеркнуто системное единство элементов религиозной психологии, интегрируемых по преимуществу религиозной верой. Далее было естественно перейти к рассмотрению функций религиозной психологии, так называемых психотерапевтических эффектов религиозности, формирующихся главным образом публичным богослужением. Освещение этих вопросов составляет содержание второй главы.

Наконец, заключительный раздел диссертации посвящен анализу социально-психологических причин воспроизводства религии в современном социалистическом обществе и, в связи с этим проблеме методологических основ психологии атеизма.

Публикации по теме диссертации. Опубликовано более 20 работ. Общим объемом около 35 п.л.

Объем и структура_диссертации. Диссертация состоит из трех глав, введения, выводов, списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Сущность, структура и функции религиозной психологии