Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тенгрианство как религиозная система Аюпов, Нурмагамбет Глаждынович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аюпов, Нурмагамбет Глаждынович. Тенгрианство как религиозная система : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06.- Алматы, 1996.- 30 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Вхождение человеческого сообщества в третье тысячелетие характеризуется на только процессами интеграционного характера, но прежде всего сохранением самобытности и специфики культуры каждого народа как необходимой самоценности для существования человеческой культуры. Поэтому изучение корней культуры народа, ее традиций, религии как ее составной части становится актуальным на современном этапе развития общества.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в нынешней ситуации переходного периода особое значение приобрели вопросы религии. Характерным является процесс секуляризации, когда происходит определенный упадок и раскол внутри ортодоксальных религий, что подтвервдается возникновением различных сект. С другой стороны, идет процесс саіфализацші, когда потеря духовных ориентиров, идейно-нравственных устоев общества ведет к тому, что человек меняет мировоззренческую' ориентацию и переходит на религиозные позиции в восприятии окружающего мира. Проблемы реальной действительности, которые человек не способен решить в рамках рационального существования, приводят его к поиску духовного пристанища в религиозности.

В связи с этим в религиоведении на современном этапе много внимания отводится вопросу изучения религиозной ситуации в обществе. Спецификой цеитралъноааиатских тюркских государств является то, что не только в настоящее время их общественная жизнь отличалась религиозным многообразием, но это было характерным на протяжении всей их истории.

. 4 -

. Воаникзет вопрос о месте и роли в мировой культуре духовной культуры тюркских народов и как ее проявления религии этих народов на современном этапе и в разные исторические эпохи. Если учесть, что духовность в культуре тюркских народов занимает доминирующее положение, то научение религиозности этих народов становится актуальным для становления суверенных тюркских государств Центральной Азии.

Без изучения религии древних тюрков невозможно осмысление духовности, сложных мировоззренческих вопросов, возникающих на современном этапе отих государствах.

Развитие духовной культуры требует постоянного обращения к своим истокам, истории развития, осмысления ее особенностей на разных этапах развития, изучения взаимовлияния .с другими . культурами. Поэтому актуальность изучения религии древних тюрков - тенгриансгва - на современном этапе очевидна.

Степень разработанности проблемы. В этнографической,
исторической я религиоведческой литературе, говоря о религии
тюркских народов, ученые,- в основном, придерживаются двух
линий. :

Во-первых, традиционно считается, что основной формой религии, которая была у древних тюрков, является шаманизм. При этом шаманизм рассматривается в одних случаях как форма религии, в других - как сопутствующий элемент религии. Также тотемичесісие, анимчстические и фетишистские представления, магия, существовавшие в духовной культуре древних тюрков, рассматриваются многими учеными как формы религии или отдельные верования. В рамках шаманизма принято выделять культ

природы и культ предков как отдельные верования древних тюрков. Практически мало работ, в которых утверждалось бы наличие определенной религиозной система, отвечающей богатой культуре и психологии этих'народов, да и то, к сожалению, над ними довлеет авторитет установок, подходов, которые сложились в западной и русской тюркологии,

Вторая линий, по которой идут разработки вопросов истории, е силу специфики многозлемеитнсй номадической культуры, эти народы прошли практически через вое мировые религии в разных их формах. На территории Центральной Азии з разные исторические эпохи распространены были такие религии, как зороастризм, манихейство, буддизм, христианство несторианс-кого толк.1, иуадаизм, ислам. Впоследствии доминирующими стали ислам и буддизм в форме ламаизма. Исследуются вопроси не только развития этих религий в этом регионе,' но и почему Центральная Азия стала ареной сосуществования этих религиозных систем, их взаимовлияния, влияния их па культуру народов, населяющих этот регион, синкретизма мировоззрения тюркских народов.

В силу превалирования европоцентристского и марксистско-ленинского мышлений были невозможны глубокие научные разработки по вопросу религиозности древних тюрков. Именно третья линия, по которой в большей степени должна была бы вьотись работа, получила наименьшие развитие - это научение древних религиозных сиотем тюркских народов.

Большая работа по изучению древних религиозных верований тюрков проделана Ш. Валихаиовым а работах "Гонгри", "Следы шаманства у киргизов", в которих шаманизм рассматриваемся

- б -

как комплекс традиционных верований,

Большач работа по исследованию древних религиозны* веровании тюркских народов' проделана казахстанскими учеными ДМаргулаиом, М.Искаковнм, К.Мукановым, К.Ш.Шулембаевым, С.Н.Акатлевым, Х.А.Аргымоаевым, М.Орынбековым, А.Т.Толеубае-вым, З.А.Мукашевым, Нурлановой К., Г.Есимом, О.СегнвОаевым, Д.Исиевым и др. Проблемами религиозных верований тюрков занимались Л.Н.Гумилев, С*А.Токарев, Б.А.Литвинский, В.Н.Еаси-лов, С.П.Толстов, Ґ.П.Снесарев, Д.М.Сагалаев, Л.П.Потапов» С.Г.Кляшторкый, М.И.Бугра, Т.Алмаз, А.Хабиобула и др. Большой научный вклад в изучение культуры древних тюрков внесли Бартольд В.В., Бернштам А,П., Бичурин Н.Я., Малов СЕ. и др.

При этом нужно отметить» что чужая культура обычно представляется иррациональной, поэтому европейские» арабские, китайские исследователи центральнаазиатского культурного района вкладывали в поникание этой культуры свои собственные стереотипи мышления, мировоззрения, миропонимания, обусловленные их социокультурным уровнем. Не умаяяя всей значимости научного вклада йтнх исследователей в иаучение культуры тюркских народов, надо помнить, что проводимые ими исследования, к сожалении, не могли быть полностью объективными, так как в основном рсущес «шлись в преломлении через слагаемые субкультуры самих исследователей, таких как религиозные (православные, католические, исламские, конфуцианские), политические (советский тоталитаризм, китайская экспансия), идеологические (воинствующий атеизм, панисламизм, марксизм-ленинизм) и другие. Это еще раз подчеркивает актуальность дальнейшего изучения религиозности древних тюрков.

Целью данного диссертационного исследования является изучение тенгриансгва как религиозной системы древних тортов Ив через приему преобладающего в религиоведении взгляда на эту религию как шаманизм, а как естественной эволюции религиозных преставлений, соответствущих развитию культуры, изменению ее компонентов - артифактоЕ» социофалтов, мектифак-тов, которые приведи к возникновению и. раазигию в тюркской среде религиозной системы монотеистического характера.'

В днссесгации решаются следующие задачи:

- дать классификацию непосредственно самой религии
тюркских народов в зависимости от этапса развития как
культуры, так и изменения самой религии;

- в свете этого выявить место и роль тенгрианства в
. развитии духовной культуры древних тюрков, связи ьго

р другими религиозными системами; '

рассмотреть социально-экономические предпосылки возникновения и развития тенгриансгва;

исследоаать структуру религиозной системы теягриннс-тва и возможности ее трансформации и экстоаполяции в другие религии;

определить идейные основы тенгрианства, -.через пшіаму которых можно изучать специфику и самобытность куль-. туры тюркских народов, их исторические судьбы.

Новизна диссертационного исследования. В диссертации рассмотрены возникновение и развитие в доисламский период тенгрианства как сложной религиозной системы монотеистичес* кого характера, исоледована его структура и выявлены идеи тенгрианства,которые стали духовными основами мэнталитета

тюркских народов, отражающими специфику и самобытность их культуры, дана классификация тенгрианства и его овязи с другими религиями.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

теигрнааство как религиозная система монотеистического характера, сложившаяся в тюріюком культурном ареале;

классификация тенгрианства в аспекте его историко-культурной эволюции;

условия, и пути трансформации и экстраполяции отдельных элементов тенгрианства ш в другие религии;

тенгрианство" как результат развития артифактов, ссщио-' фактов, ментифактов является неотъемлемой частью духовной культуры тюркских народов;

- теш'рианотво вследствие взаимообогащения и взаимообра
щения со сложной, многоэлементной номадической культу
рой' становится не просто религией, а системой мировозз
рения, миропонимании и мироотношения тюркских народов.
Методологическая основа исследования и основные источ
ники.
Методологической базой исследования является комплекс-'
ный, системный подход рассмотрения религии, который позволя
ет изучить явление как в статике (метафизически),так и в ди
намике развития (диалектически). При изучений и классифика
ции тенгрианства в диссертации бил использован метод "куль
турных ареачов", расширенный историко-культурным и истори-
ко-типологическим подходами. Такой метод позволяет дать ха
рактеристику особенностей верований отдельного народа с уче-

' - 9 -

том специфики его культуры, психологии, сходстьа и различия между национальными религиями, преемственности религиозных верований, динамики их развития. В исследовании мы исходили иа того, что социально-экономические предпосылки, объективные условия существования индивида и общества, окружающая среда являются только необходимыми условиями возникновения и .развития религиозности, а иэдивидуально-психологичедкие корни - достаточными условиями. Такое моделирование, применение закона "необходимого и достаточного" позволяет подойти к явлению в ее. целостности, неразрывности его частей, отвоч^ет идее единства человека и природы, духовного и природного. Это же моделирование предполагает область, пространство, в котором протекает данное явление, определенность его состояния, направление изменения ил»' ее трансформацию. Таким пространством является культура ^материальная, ду/оаная, психологическая), а определенность состояния, направление изменения, трансформацию обеспечивает историко-культурный подход. Моделирование теигрианства ісак религиозной сиотекы позволяет лучше увидеть его место и раль в раазитии общественного устройства, культури тюркских народов ьа разных этапах истерии. Такое моделирование, отвечающее моторико-культурным и социально-психологическим принципам., имеет важное значение для национального самосознания, осмислений прошлого и будущего.

В диссертации использован широкий круг источников и материалов. Главным образом, виводь' и ааклнченкя «Зоеиоеива-, лись данными дренетиркских и древноуигурекчх письменних памятников, мифологическим и лрхеологичеекгм материалами. Гро-

ма них автор диссертации опирайся на труды современных уче-', ных, где интересукицие материалы получили освещение и фило~ , софсіи-метододогвчеокую, религиоведческую обработку. ,

Научно-теоретическое и практическое значение. Научная значимость диссертации состоит в новизне темы, в малой ' ев разработанности. Ценность для религиоведения представляет . рааработка теигриаяства как религиогиой системы древних тюр-ков, его классификация, выделение типологических черт и основные идей, характеристика структуры. Идеи и выводы работы могут быть Использованы для ивучепия религии тюркских народов, их духовной культуры, при чтении лекций по религиоведению, при разработке спецкурсов: "Религия древних тюрков", "Тенгрианство", "Духовная культура древних тюрков".Полученные результаты и выводы диссертации представляют.определен- ный интерес для методологии и практики исоледования духовной жиэни общества, формирования национальной школы религиоведения.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации отражены в выступлениях на заседаниях кафедры философии и методологии наук АГУ им. Дбая, на научных конферен- ' циях, опубликованы в межвузовских сборниках. Некоторые ре- зультаты работы доложены на международных конференциях и опубликованы в научных,статьях.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы,

Похожие диссертации на Тенгрианство как религиозная система