Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана Дамте, Давид Соломонович

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Дамте, Давид Соломонович. Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Дамте Давид Соломонович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/3

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Ойген Древерман (род. в 1940 г.) - известный католический теолог. Он является последователем психологического подхода, который приобретает все большее значение в современных науках о духе. В своих работах Древерман стремится преодолеть разрыв между психологией и теологией. Для этого он, с одной стороны, развивает психологический подход в герменевтике, объединяя при этом разработки различных направлений психологии бессознательного. С другой стороны, психологические знания Древерман использует в пастырской работе, пытаясь найти средства психологической помощи современному человеку в его борьбе со страхами и неврозом. Проблемы свободомыслия в трудах Древермана также рассматриваются с психологической точки зрения.

Идеи Ойгена Древермана имеют большой резонанс в широких общественных кругах. Его яркие и запоминающиеся выступления собирают огромные аудитории. Древерман постоянно находится в поле зрения журналистов. Одной из наиболее важных причин такого интереса к взглядам Древермана является актуальность затрагиваемых им в своих работах и выступлениях тем. Среди них такие важные для современной философии вопросы, как источники страха и его роль в жизни человека, значение веры в человеческой жизни, отношение современного человека к окружающему миру, межличностные отношения, войны и ряд других общественных проблем. Заметим, что идеи Древермана неоднократно подвергались критике в клерикальных кругах. Отрицательное отношение консервативно настроенных коллег и церковных иерархов вызвано тем, что идеи Древермана далеко не всегда согласуются с официальной позицией католицизма. Целый ряд идей Древермана можно отнести к традиции свободомыслия.

В настоящее время идеи Древермана в отечественной науке практически не исследованы. Целостное исследование теолого-психологической концепции Древермана на данный момент отсутствует. Наша работа призвана восполнить этот пробел, указав истоки и содержание основной идеи Древермана о единстве

теологического и современного гуманитарного знания, представленного психологией бессознательного.

Степень научной разработанности темы.

Работ, посвященных анализу идей Древермана, в западной науке довольно много. Их можно сгруппировать по нескольким основным направлениям. Есть работы, в которых теолого-психологическая концепция Древермана рассматривается в связи с оказавшими на Древермана решающее влияние философской (экзистенциализм) и психоаналитической традициями. К числу наиболее значительных в этом отношении работ следует отнести фундаментальную монографию Бернхарда Ланга, посвященную психоаналитическому подходу к библейским текстам в трудах Древермана1, и не менее важную статью того же автора, в которой намечена связь идей Ойгена Древермана и известного психоаналитика пастора Оскара Пфистера . Глубокий анализ идей Древермана в связи с их философскими и антропологическими предпосылками дает в своих работах Т. Шнельцер . Содержательный анализ теолого-психологической концепции Древермана проводится в работах его главных критиков. К их числу относится, например, известный теолог В. Каспер - в своей статье он проводит критический анализ взглядов Древермана с точки зрения христологии4 - и известные экзегеты, такие как Г. Лофинк и Р. Пеш5. Ценный материал содержат критические работы А.А. Бухера, в которых рассматривается психоаналитический подход к исследованию библейских текстов (преимущественно в работах Фрейда и Юнга), и в этой связи

1 Lang В. Die Bibel neu entdecken. Drewermann als Leser der Bibel. - Munchen: Kosel - Verlag, 1995. - 239 S.

2 Lang B. Ein therapeutisches Christentum: Oskar Pfister und Eugen Drewermann II Archiv fur Religionspsychologie.
Organ der Intemationaler Gesellschaft fur Religionspsychologie und Religionswissenschaft. - Gottingen: Vandenhoeck
& Ruprecht, 1997. -Bd. 22. - S. 116 - 135.

3 Schnelzer T. Psychotherapie und Offenbarang bei Eugen Drewermann II Archiv fur Religionspsychologie. Organ der
Intemationaler Gesellschaft fur Religionspsychologie und Religionswissenschaft. - Gottingen: Vandenhoeck &
Ruprecht, 2000. - Bd. 23. - S. 196 - 208. Idem. Tiefenpsychologie II Lexikon fur Theologie und Kirche. - Freiburg -
Basel - Wien: Herder - Verlag, 2006. - Bd. 10. - S. 25 - 29.

4 Kasper W. Tiefenpsychologische Umdeutung des Christentums? II Quaestiones Disputatae. - Freiburg - Basel -
Wien: Edition Herder, 1988. - S. 9 - 25.

5 Lohfink G. Pesch R. Tiefenpsychologie und keine Exegese. Eine Auseinandersetzung mit Eugen Drewermann. -
Stuttgart: Verlag Katholischer Bibelwerk, 1987. - 112 S.

проводится критический анализ основополагающих идей Древермана6. В этом отношении также интересна работа Л. Вахингера, посвященная анализу психоаналитического подхода к интерпретации библейских текстов в одной из важнейших работ Древермана «Глубинная психология и экзегеза». Здесь Вахингер также отмечает связь этого подхода с целями аналитического душепопечения . В этом направлении написаны работы Т. Шаля и С. Дунде, в которых рассматривается вопрос о соотношении психоанализа и практики душепопечения, и в этой связи дается оценка идей Древермана8. Кроме того, существует целый ряд интересных критических работ - рецензий на основные труды Древермана, где были отражены основные пункты полемики, развернувшейся вокруг его идей9.

Одна из важных задач нашего исследования состоит в том, чтобы показать развитие идей Древермана и раскрыть их исторические предпосылки. В связи с этим для нас особенно важны работы исследователей, развивавших психоаналитический подход к анализу библейских текстов, который приобретает большое значение у Древермана. Элементы этого подхода мы можем найти уже в трудах Фрейда, который стремился применить созданный им психоаналитический метод исследования к анализу сказок, мифов и сновидений10. Развитие идей Фрейда в этом направлении мы находим в трудах его разносторонне образованных учеников. Они активно применяли идеи

6 Bucher А.А. Bibel - Psychologie: psychologische Zugange zu biblischen Texten. Stuttgart - Berlin - Koln: Walter
Kohlhammer - Verlag, 1992. - 200 S. Idem. Tiefenpsychologie und Exegese? Anmerkungen zum Psychologiekonzept
Eugen Drewermanns II Herder - Korrespondenz. Monatshefte fur Gesellschaft und Religion. - Freiburg - Basel -
Wien: Edition Herder, 1988. - Jg. 42. S. 114 - 118.

7 Wachinger L. Exegese, Glaube, Tiefenpsychologie. Zu Eugen Drewermanns «Tiefenpsychologie und Exegese» II
Stimmen der Zeit. Katholische Monatsschrift fur das Geistesleben der Gegenwart. - Freiburg: Herder-Verlag, 1987. -
Jg. 112. Hf. 10. - S. 701 - 712. См. также: Wachinger L. Bilder von Erlosung. Zu Eugen Drewermanns
«Markusevangelium» II Stimmen der Zeit. - Freiburg: Herder - Verlag, 1990. - Jg. 115. Hf. 4. - S. 278 - 281.

8 Schall T. U. Seelsorge/Pastoralpsychologie II Worterbuch der Religionspsychologie. - Guterloh: Verlag - Haus Mohn,
1993. - S. 258 - 269. Dunde S.R. Psychotherapie II Ibid. S. 219 - 228.

9 См.: Barth H.-M. Gottes Wort ist dreifaltig. Ein Beitrag zur Auseinandersetzung mit der "archetypischen
Hermeneutik" Eugen Drewermanns II Theologische Literaturzeitung. Monatsschrift fur das gesamte Gebiet der
Theologie und Religionswissenschaft. - Berlin, 1988. - Jg. 113, №4. - S. 243 - 254. Martin G. Eugen Drewermanns
«Strukturen des Bosen» als Ausgangspunkt eines umstrittenen theologischen Denkwegen II Theologische
Literaturzeitung. - Berlin, 1990. - Jg. 115, №5. - S. 322 - 330. Niemann U. Priester. Zur Anthropologie der geistlichen
Berufe II Stimmen der Zeit. Katholische Monatsschrift fur das Geistesleben der Gegenwart. - Freiburg: Herder-Verlag,
1990. - Jg. 115. Hf. 2. - S. 125 -129.

10 См.: Фрейд 3. Толкование сновидений. Пер. с нем. A.M. Боковикова. - М.: Академический проект, 2007. - 512
с. См. также: Энциклопедия глубинной психологии. В 4 тт. Т. 1: Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. Пер.
с нем. под ред. А.М. Боковикова. - М.: MGM - Interna, 1998. - 800 с.

Фрейда к исследованию мифов, мировой художественной литературы, библейских текстов, показывая сходство психологических мотивов в этих выдающихся творениях человеческого духа. К числу основных работ в этом

направлении можно отнести сочинения Карла Абрахама , Отто Ранка , Людвига Леви13, Теодора Райка14, Георга Гроддека15, К.Г. Юнга16 и некоторых его современных последователей17, создателя оригинальной системы

1 Я

судьбоанализа Липота Сонди , известного психоаналитика и педагога Бруно Беттельхейма19 и некоторые другие более современные работы, в которых

получил развитие данный подход . С другой стороны, для того чтобы понять место и значение психологического подхода в ряду других подходов к интерпретации текстов, в ходе нашей работы мы использовали

11 Абрагам К. Сон и миф. Очерк народной мифологии. Пер. с нем. М. Кадиш. - М.: Современные проблемы,
1912.-114 с.

12 Ранк О. Миф о рождении героя. А.П. Хомик, М. Кобылинской. - М. - Киев: Рефл - Бук; Ваклер, 1997. - 252
с. Его же. Травма рождения. Пер. с англ. О. Лежниной. - М: Аграф, 2004. - 400 с. Ранк О. Закс Г. Значение
психоанализа в науках о духе. Пер. с нем. М. Кобылинской. - СПб: Попов, 1913. С. 36 - 90. Rank О. Das Inzest-
Motiv in Dichtung und Sage. Grandzuge einer Psychologie des dichterischen Schaffens. - 2.Auflage. Leipzig und
Wien: Franz Deuticke, 1926. - 652 S. Idem. Psychoanalytische Beitrage zur Mythenforschung. Aus den Jahren 1912 bis
1914.-2. Auflage. - Leipzig - Wien - Zurich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922. - 184 S.

13 Levy L. Die Sexualsymbolik der Bibel und des Talmuds II Zeitschrift fur Sexualwissenschaften. - Bonn: A.
Eulenberg und J. Bloch, 1915. - Bd. 1. - Heft. 7: S. 273 - 279. Heft 8: S. 318 - 326. Idem. Sexualsymbolik in der
biblischen Paradiesgeschichte II Imago. Zeitschrift fur Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften.

- Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919. - Bd. V. - S. 16 - 30. Idem. Sexualsymbolik in der
Simsonsage II Zeitschrift fur Sexualwissenschaften. - Bonn: A. Eulenberg und J. Bloch, 1917. - Bd. 3. - S. 256 - 271.

14 Reik T. Das Kainszeichen. Ein psychoanalytischer Beitrag zur Bibelerklarang II Imago. Zeitschrift fur Anwendung
der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919. -
Bd. V. S. 31 - 42. Idem. Psychoanalytische Studien zur Bibelexegese II Ibid. S. 325 - 363. Idem. The creation of
woman: A psychoanalytic inquiry into the myth of Eve. New York: Braziller, 1960. - 159 p.

15 Groddeck G. Das Buch vom Es: Psychoanalytische Briefe an eine Freundin. - 3. Auflage. - Frankfurt am Main:
Ullstein, 1990. - 307 S. Idem. Der Symbolisierangszwang II Imago. Zeitschrift fur Anwendung der Psychoanalyse auf
die Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922. - Bd. VIII. - S. 67 - 81.

16 Юнг К.Г. Значение отца в судьбе отдельного человека. Пер. с нем. В.А. Белоусова // Психоанализ детского
возраста. - М.: ГИЗ, б. г. - С. 63 - 82. Метод толкования сновидений в общем: Юнг К.Г. О психологии
бессознательного. Пер. с нем. В. Бакусева // Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - С. 27

- 172. Ряд ценных замечаний и толкование символики приводится в следующих сочинениях: Юнг К.Г. Об
архетипах коллективного бессознательного. Пер. с нем. A.M. Руткевича // Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.:
Renaissance, 1991. - С. 95 - 128. Его же. Ответ Иову. Пер. с нем. В. Бакусева, В.И. Гараджи. - М.: Канон +,
2006. - 352 с. Его же. Отношения между Я и бессознательным. Пер. с нем. В. Бакусева // Юнг К.Г. Сознание и
бессознательное. - М.: Академический проект, 2007. - С. 7 - 147. В общем: Энциклопедия глубинной
психологии. В 4 тт. Т. 4: Индивидуальная психология. Аналитическая психология. Пер. с нем. под ред. A.M.
Боковикова. - М: Cogito - MGM, 2004. - 588 с.

17 Brasch V. von. Betroffen von Gott II Betroffen von Gott. Beitrage zum Dialog zwischen Theologie und
Tiefenpsychologie. - Frankfurt am Main: Haag + Herschen, 1981. - S. 53 -67'.Riedell Gottesbilder - Bilder der Seele
II Ibid. S. 5 - 38.

18 Сонди Л. Судьбоанализ. Пер. с нем. А. В. Тихомирова. - М.: Три квадрата, 2007. - 480 с.

19Bettelheim В. KinderbrauchenMarchen. - 3. Auflage. -Munchen: DeutschenTaschenbuch Verlag, 1980. - 395 S. 20 Клюгер Р.Ш. Глубинная психология в Священном Писании. Пер. с англ. В. Мершавка и В. Кис люк. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 96 с. Zeligs D.F. Psychoanalytische Randbemerkungen zur Funktion der Bibel II Psychoanalyse und Religion. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1977. - S. 176 - 179. Fingert H.H. Psychoanalytische Studie tiber den Propheten Jona II Ibid. S. 180 - 192.

фундаментальные сочинения Поля Рикера и известный труд Х.-Г. Гадамера

по философской герменевтике . Общие особенности психологического подхода к библейским текстам и мифу подробно освещаются в трудах А. А.

9 "3 9/1 9 ^ 9/^

Бюхера и Е.М. Мелетинского , а также в статьях Г. Вера , Д. Беер , А. Меня27, где этот подход рассматривается в качестве отдельного метода исследования библейских текстов. К трудам, посвященным проблеме понимания библейских текстов в психоаналитической традиции, примыкают работы, в которых рассматриваются общие аспекты психоаналитического

9Q

понимания религии и дается его оценка . Они имеют для нас значение, поскольку показывают возможности и границы взаимодействия психоанализа и наук о духе (в частности, религиоведения и этнологии) - взаимодействия, которое существенным образом обогатило психоаналитическую теорию, оказав влияние, в том числе, на психоаналитические исследования библейских текстов и интерпретацию мифов.

21 Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. Пер. с фр. И. С. Вдовиной. - М.: Академический
проект, 2008. - С. 159 - 300, 589 - 663.

22 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Пер. с нем. М.А. Журинской, С.Н.
Земляной, А.А. Рыбакова, И.Н. Буровой. - М: Прогресс, 1988. - 704 с.

23 Bucher А.А. Bibel - Psychologie: psychologische Zugange zu biblischen Texten. Stuttgart - Berlin - Koln: Walter
Kohlhammer - Verlag, 1992. - 200 S.

24 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - 4 издание. - М: Восточная литература, 2006. - С. 59 - 65, 156.

25 Wehr G. Gesichtspunkte zur Bibelauslegung aus der Sicht der analytischen Psychologie II Tiefenpsychologische
Ansatze zur Theologie. - Fellbach - Oeffinger: Adolf Bonz -Verlag, 1975. - S. 41 - 61.

26 Беер Д. Психоаналитическая интерпретация Библии. Пер. с нем. Е.В. Рязановой // Альманах. Статьи по
религиоведению. - М: Современные тетради, 2002. - С. 112 - 114.

27 Мень А. Психоаналитическая интерпретация Библии // Мень А. Библиологический словарь. - М.: Фонд им. А.
Меня, 2002. - Т. 2. С. 523 - 526.

28 См.: Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Пер. с нем. В.В. Бибихина // Сумерки богов. - М.: Издательство
политической литературы, 1989. - С. 94 - 142. Его же. Тотем и табу. Пер. с нем. М.В. Вульфа. - Спб: Азбука -
классика, 2005. - 256с. Его же. Навязчивые действия и религиозные обряды. Пер. с нем. О. Лежниной // Russian
Imago - 2001. Исследования по психоанализу культуры. Сборник статей. - М: Аграф, 2002. - №1 - С. 23 - 29.
Его же. Трудность на пути психоанализа // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк
истории психоанализа: Сборник. - СПб: Алетейя, 1998. - С. 232 - 241. Фромм Э. Психоанализ и религия. Пер. с
англ. А.А. Яковлева // Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 143 - 221. Юнг
К.Г.
Психология и религия. Пер. с англ. A.M. Руткевича // Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Renaissance, 1991.
- С. 129 - 202. ГерресА. Вера и неверие с точки зрения психоанализа // Человек. - 1997. - №1. - С. 83 - 94;
№2. - С. 113 - 117. Reik Т. Dogma und Zwangsidee. Eine psychoanalytische Studie zur Entwicklung der Religion. -
Leipzig - Wien - Zurich: Intemationaler Psychoanalytischer Verlag, 1927. - 163 S. Idem. Die Pubertatsriten der
Wilden II T. Reik. Das Ritual. Psychoanalytische Studien. - 2. Auflage. - Leipzig - Wien - Zurich: Intemationaler
Psychoanalytischer Verlag, 1928. - S. 90 - 135.

29 См., например: Ранк О. Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. Пер. с нем. М. Кобылинской. - СПб:
Попов, 1913. С. 91 - 107. Малиновский Б. Секс и вытеснение в обществе дикарей. Пер. с англ. Н. Микшиной. -
М: Издательский дом Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2011. - 224 с. Эеанс-
Притчард Э.
Теории примитивной религии. Пер. с англ. А.А. Казанкова, А.А. Велика. - М.: ОГИ, 2004. - С. 8,
48-50.

Источники, представляющие сближение психологии бессознательного и теологии в историческом плане, также имеют большое значение для нашего исследования. Непосредственно идеи Древермана в этих работах не рассматриваются, однако они важны для нас, поскольку дают представление об истоках и развитии диалога психоанализа и теологии, который получает новые импульсы для своего развития на страницах работ Древермана. В этом отношении особенно показательны работы О. Пфистера , идеи которого оказали существенное влияние на развитие пастырской психологии и душепопечения в XX веке, в том числе и на Древермана. Основания сближения учения Фрейда и душепопечения были одной из важнейших тем в работах современника Пфистера психоаналитика К. Мюллер-Брауншвейга . Интерес представляют работы К.Г. Юнга, в которых он подчеркивает важность взаимодействия психоанализа и пастырского душепопечения для более полного анализа душевной жизни современного человека и помощи в его борьбе с трудностями жизненного пути, в его попытках отыскать ответ на вопрос о причинах его внутренней неуверенности и беспокойства . Большое значение в нашем контексте имеют труды известного последователя Юнга психолога И. Рудина, который отмечает общие моменты в работе психотерапевта и духовника. В качестве одной из важнейших проблем современного человека

Pfister О. Das Christentum und die Angst. - 2. Auflage. - Olten und Freiburg im Breisgau: Walter - Verlag, 1975. -530 S. Idem. Analytische Seelsorge. Einfuhrung in die praktische Psychoanalyse fur Pfarren und Laien - Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1927. - 145 S. Idem. Die psychoanalytische Methode. Eine erfahrungswissenschaftlich -systematische Darstellung. - 3. Auflage. - Leipzig: Julius Klinckhardt,1924. - 600 S. Idem. Die Entwicklung des Apostels Paulus. Eine religionsgeschichtliche und psychologische Skizze II Imago. Zeitschrift fur Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919. -Bd. V. - S. 243 - 290. Idem. Die Illusion einer Zukunft. Eine freundschaftliche Auseinandersetzung mit Prof. Dr. Sigm. Freud II Imago. - Leipzig - Wien, 1928. - Bd. XIV. - S. 149 - 184. Idem. Die primaren Gefuhle als Bedingungen der hochsten Geistesfunktionen II Imago. - Leipzig - Wien, 1922. - Bd. VIII. - S. 46 - 53. Idem. Die Frommigkeit des Grafen Ludwig von Zinzendorf Eine psychoanalytische Studie. - 2. Auflage. - Leipzig - Wien: Franz Deuticke, 1925. Idem. Psychoanalyse II Die Religion in Geschichte und Gegenwart: Handworterbuch fur Theologie und Religionswissenschaft. Bd. 4. - Tubingen: Verlag von J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1930. - S. 1634 - 1638. См. также: Freud S. /Pfister O. Briefe 1909 - 1939. -Frankfurt am Main: S. Fischer - Verlag, 1963. - 128 S.

31 Mailer-Braunschweig С Das Verhaltnis der Psychoanalyse zu Ethik, Religion und Seelsorge. - Mecklenburg, 1927.
- 72 S. Здесь, помимо прочего, Мюллер - Брауншвейг предпринимает интересную попытку показать сходство
психоаналитического учения и религиозных представлений.

32 Юнг К.Г. Об отношении психотерапии к спасению души. Пер. с нем. В. Терина // Юнг К.Г. Бог и
бессознательное. - М.: Олимп, ACT - ЛТД, 1998. - С. 48 - 74. Его же. Психоанализ и спасение души. Пер. с
нем. В. Терина // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. - М.: Олимп, ACT - ЛТД, 1998. - С. 75 - 83. См. анализ
воззрений Юнга по этой проблеме: Bernet W. C.G. Jung und Theologen II C.G. Jung im Leben und Denken unserer
Zeit. Vortrage zum 100. Geburtstag. - Olten und Freiburg im Breisgau: Walter - Verlag, 1975. - S. 72 - 87.

Рудин называет страх и абсолютизацию относительных ценностей . До Рудина эти проблемы получили подробное освещение в работах известного психоаналитика В. Дайма34. У него мы находим, в частности, сопоставление процесса исцеления человека в психоанализе и религиозной (христианской) идеи спасения. Интересна также небольшая работа А. Герреса, в которой он обращается к проблеме символов человеческой души, - одной из наиболее существенных проблем для Юнга и Рудина, - и в связи с этим останавливается на образе Бога, рассматривая его с точки зрения глубинной психологии . Важными представляются идеи выдающегося психолога и философа Эриха Фромма о единстве задач психоаналитической работы и пастырской «заботы о душе»36, близкие взглядам Р. Мэя, одного из известных современных представителей экзистенциального психоанализа37. В этом отношении также интересна работа известного юнгианца, теолога В. Уайта, где он анализирует понятие души и его связи с понятием психики, которое разрабатывает современная психология. Здесь он рассматривает как теоретические (исследование символа и ритуала), так и практические (применение идей Юнга в пастырской работе) перспективы взаимодействия психологии бессознательного и теологии . В этом направлении работает американский психолог Э. Биддл .

Из более современных источников по нашей проблеме и связанным с ней вопросам можно отметить фундаментальную работу И. Баумгартнера, в которой рассматривается история пастырской психологии и дается очерк ее современного состояния, в том числе анализируются ее связи с многочисленными направлениями современной психологии, в частности, с

33 Rudin J. Psychotherapie und Religion. Seele - Person - Gott. - Olten und Freiburg im Breisgau: Walter-Verlag,
1960. -232 S.

34 Daim W. Umwertung der Psychoanalyse. - Wien: Verlag Herald, 1951. - 364 S. Idem. Tiefenpsychologie und
Erlosung. - Wien: Verlag Herold, 1954. - 363 S.

35 GorresA. Gesichtspunkte der Tiefenpsychologie II Wer ist das eigentlich - Gott? - Munchen: Kosel - Verlag, 1969.
-S. 25-33.

36 Фромм Э. Психоанализ и религия II Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - С.
185-207.

37 См.: Мэй Р. Религия и душевное здоровье // Урания. - 1994. - № 3. - С. 39 - 44.

38 White V. Soul and Psyche. An Enquiry into the Relationship of Psychotherapy and Religion. - London: Collins and
Harvill Press, 1960. - 312 p.

39 Biddle E. W. Integration of religion and psychiatry. - New York: Collier Books, 1962. - 188 p.

психоанализом. В этом контексте Баумгартнер дает оценку идей Древермана, касаясь преимущественно его подхода к интерпретации библейских текстов40. В нашем контексте также интересна работа известного А. Хаутепена «Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры»41, где, в частности, рассматривается критика некоторых традиционных представлений о Боге у Древермана, являющаяся одним из важных элементов его свободомыслия. К числу источников по этим вопросам можно отнести также литературу более общего характера, монографии, статьи, написанные выдающимися психологами религии и психотерапевтами и посвященные проблеме сближения психологии и душепопечения. Одной из первых работ в этом направлении стал труд известного психолога религии начала XX века Г. Вундерле, где проблеме взаимодействия психологии и теологии также уделено внимание42. В нашем контексте интересна известная работа К. Стерна43, в которой рассматриваются основные позиции сближения психоанализа (имеется в виду прежде всего учение Фрейда) и теологии, а также обзорная работа Ф. Крауснера, дающая достаточно полное представление об интеграции психологии и теологии в историческом аспекте44 и работы по отдельным аспектам душепопечения К. Йорнса45 и К. Винклера46.

В отечественной науке, за исключением информативной статьи Е.В. Рязановой (Е.В. Орел) , в которой подход Древермана анализируется в историческом контексте, работ, посвященных анализу концепции О.

Baumgartner I. Pastoralpsychologie. Einfuhrung in die Praxis heilender Seelsorge. - Dusseldorf: Patmos - Verlag, 1990.-703 S.

41 Хаутепен А. Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры. Пер. с голл. М. Пинкэ,
М. Кузнецова. - М: ББИ им. Св. Апостола Андрея, 2008. - 517 с.

42 Wunderle G. Einfuhrung in die moderne Religionspsychologie. Munchen: Kosel & Pustet, 1922. - 140 S.

43 Stern K. The Third Revolution. A study of psychiatry and religion. - New York: Harcourt, Brace and Company,
1954.-306 p.

44 Krausner S.Z. Psychiatry: The Religion - Psychiatry Movement II International Encyclopedia of the Social Sciences.
- New York: The Macmillan Company & The Free Press, 1968. - p. 632 - 638.

45 Jorns K.-P. Von Entfremdung zu Integration. Wie antwortet Seelsorge auf die Frage nach dem Sinn des Leben? II
Wege zumMenschen. - Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1989. - Jg. 41. - S. 470 - 478.

46 Winkler K. Angstbewaltung als praktisch - theologisches Problem II Wege zum Menschen. - Gottingen:
Vandenhoeck & Ruprecht, 1995. - Jg. 47. - S. 152 - 164.

47 Рязанова Е.В. Священник Ойген Древерманн и некоторые проблемы проникновения психологии в
католическую Церковь // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-
аналитический бюллетень. - 1998. - №1 - 2. - С. 105 - 112.

Древермана, нет. Достаточно подробно разработаны только общие аспекты проблематики нашего исследования. Положение психоанализа в ряду других направлений психологии и некоторые существенные аспекты его взаимодействия с науками о человеке раскрыты в сочинениях видных советских психологов - Л.С. Выготского48 и А.Р. Лурии49. Однако в них не уделяется существенного внимания нашему вопросу. В этом отношении нам представляется важной работа С.Л. Рубинштейна, который проанализировал причины проникновения психоаналитического учения в теологию с точки зрения внутренних особенностей самого психоанализа50. Процесс интеграции психоанализа и теологического знания, его истоки и современное состояние был предметом тщательного анализа в работах М.А. Поповой51. Глубокий анализ причин и исторического развития этого процесса в различных направлениях психоанализа дает в своих работах A.M. Руткевич . Проблема взаимодействия психологии религии и теологии была рассмотрена в историческом аспекте в работах И.Н. Букиной . Философские и социальные предпосылки сближения психологии и теологии раскрыты в работах Л. Екентайте54 и в статье B.C. Старовойтова, которая содержит подробный анализ отношения известных психоаналитиков к религии и затрагивает важный с точки зрения философии и методологии науки вопрос о научном статусе

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование // Выготский Л. С. Собрание сочинений. 6 тт. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - С. 291 - 437.

49 Лурия А.Р. Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии. - Казань: Типография
«Красный печатник», 1923. - 50 с.

50 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. -
354 с.

51 Попова М.А. Фрейдизм и религия. - М.: Наука, 1985. - 199 с. Ее же. Критика психологической апологии
религии (Современная американская психология религии). - М.: Мысль,1973. - 261 с. Ее же. Фрейд и его
современные религиозные интерпретаторы // Вестник Московского университета. - Серия 8. Философия. -
1975. - № 2. - С. 62 - 73. Ее же. Бог и бессознательное у Карла Юнга // Наука и религия. - 1978. - № 1. - С. 23
- 27. Ее же. Психоанализ и религия // Современная буржуазная философия и религия. - М.: Мысль, 1977. - С.
91 - 138. Ее же. Сквозь призму психоанализа // Наука и религия. - 1977. - № 3. - С. 56 - 59; № 4 - С. 65 - 69.

52 Руткевич A.M. Психоанализ и религия. - М.: Знание, 1987. - 64 с. Его же. Фрейд и проблема Бога // Вопросы
философии. - 1982. - №3. - С. 145 - 148.

53 Букина И.Н. Буржуазная психология религии и теология // Вопросы философии и психологии. - Выпуск 2. -
Л.: Издательство ЛГУ, 1968. - С. 104 - 108. Букина И.Н., Попова М.А. Возникновение и развитие буржуазной
психологии религии // Вопросы научного атеизма. Выпуск 11. - М.: Наука, 1971. - С. 113 - 147.

54 Екентайте Л. Фрейдизм и современное христианство // Вопросы философии. - 1976. - №11. - С. 150 - 157.
Ее же. Современный католицизм и фрейдизм // Католицизм и современная идеологическая борьба. - Вильнюс,
1975.-С. 209-219.

психоанализа . В этом отношении интересна также небольшая статья В.М. Лейбина по психоаналитической теории религии56. Несомненный интерес для исследователя представляет труд В.И. Майского57, который одним из первых в отечественной науке проанализировал причины основания союза психоанализа и теологии и показал его связь с особенностями фрейдистского психоанализа, а также работы М.А. Рейснера58, Г.А. Гурева59, А.Т. Лукачевского60 и Ф. Т. Михайлова61, в которых подробно рассматривается психоаналитическая теория религии, раскрываются ее основные положения и противоречия.

Объект исследования.

Объектом данного диссертационного исследования являются работы О. Древермана, в которых нашла отражение его теолого-психологическая концепция.

Предмет исследования.

В качестве предмета исследования выступают основные положения теолого-психологической концепции О. Древермана.

Цель исследования.

Целью исследования является адекватная реконструкция и анализ теолого-психологической концепции Ойгена Древермана.

Задачи исследования.

Для реализации поставленной цели нами решаются следующие задачи:

- Раскрыть историко-научные предпосылки, на которых базируется
концепция Ойгена Древермана;

- Представить адекватную реконструкцию, анализ и оценку разработанного
Древерманом психоаналитического подхода к исследованию библейских
текстов;

55 Старовойтов В. В. Психоанализ и религия // История философии. - 2005. - № 12. - С. 63 - 88.

56 Лейбин В. М. Вера и разум // Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии. - М: Канон +, 2008. - С. 285
-291.

57 Майский В.И. Фрейдизм и религия. Критический очерк.- М.: Безбожник, 1930. - 86 с.

58 Рейснер М.А. Фрейд и его школа о религии // Печать и революция. - М: ГИЗ, 1924. - № 1. - С. 40 - 60; №
3(2). - С. 81 - 106. Его же. Нужна ли нам вера в Бога? - М: Красная Новь, 1923. - 128 с.

59 Гурев Г.А. Религия в свете фрейдизма // Антирелигиозник. - 1929. - №1. - С. 40 - 60.

60Лукачевский А.Т. Происхождение религии: Обзор теорий. -М.: Безбожник, 1929. - 126 с.

61 Михайлов Ф.Т. Бог «антихриста» Фрейда // Антология российского психоанализа. Под. Ред. В. И. Овчаренко,

В. М. Лейбина. В 2 тт. Т.1. - М: Флинта, 1999. - С. 799 - 805.

- Рассмотреть теоретические и практические перспективы, которые открывает интеграция психоанализа и теологии, в частности, показать ее связь со свободомыслием Древермана.

Научная новизна диссертации.

1. Данная работа представляет собой первое в отечественной науке
систематическое исследование идей немецкого теолога и психоаналитика
Ойгена Древермана. В отечественный научный оборот вводится целый ряд
ранее не исследованных текстов: это, прежде всего, работы самого Древермана
(такие как «Структуры зла» и «Психоанализ и моральная теология»), а также
труды его предшественников - выдающихся представителей
психоаналитического движения, посвященные психоанализу религии и
культуры.

  1. В нашей работе мы проследили развитие основной идеи Древермана о взаимодействии психологии бессознательного и теологии и выявили несколько ключевых аспектов ее реализации. Такой анализ дает возможность представить процесс взаимодействия психологического знания и теологии на современном этапе и открывает перспективы для дальнейших исследований в этом направлении.

  2. В работе показана связь теолого-психологической концепции Древермана и его свободомыслия (антиклерикализма). Опираясь на психологические знания, которые позволяют ему обозначить наиболее острые проблемы современного человека, Древерман приходит к свободомыслию, к критической оценке положения дел внутри католической церкви. По мысли Древермана, церковь не может предложить адекватных средств помощи человеку, а ее структура, закрытая и консервативная, только способствует еще большему углублению его внутреннего кризиса. Ярким примером, которым Древерман поясняет эту мысль, является состояние клирика.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическое значение настоящего исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в религиоведческих

исследованиях, посвященных проблемам психологии религии, анализу современной ситуации в западной теологии, в исследованиях по библейской герменевтике, по философской антропологии и в психологических исследованиях, посвященных современным направлениям в психологии бессознательного.

Практическое значение диссертационной работы определяется тем, что ее результаты могут быть полезны при написании учебных пособий по истории и психологии религии. Диссертационная работа содержит материалы, которые могут быть использованы при разработке спецкурсов по психологии религии и библеистике.

Методологическая основа исследования.

Методология исследования определяется его целью и задачами. Одним из важнейших методов нашего диссертационного исследования является сравнительно-исторический анализ, который позволяет раскрыть предпосылки концепции Древермана и на этом фоне показать своеобразие его идей. К числу основных методов нашего исследования можно отнести также аналитический (анализ сочинений Древермана и его идейных предшественников), дескриптивный методы и метод каузального анализа.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Реализованный в работах Древермана подход к анализу библейских текстов, предполагающий синтез традиционной католической экзегетики и психологии бессознательного, опирается на достаточно обширную традицию, представленную трудами школы 3. Фрейда, К.Г. Юнга и других видных психологов XX в., а также на опыт использования психологии в традиции пастырского душепопечения.

  2. Ядром антропологической концепции Древермана, дающим ключ к пониманию его позиции в целом, является психоаналитическое учение о грехе, о связи греховности с невротическим страхом и о невротическом поражении способности человека к любви.

3. В основе развиваемого Древерманом свободомыслия лежит обновленная концепция человека, которая заставляет его критически оценить целый ряд традиционных установок католицизма, что ведет к глубокому конфликту между ним и официальной церковью. Требуя обновления официальной церковной доктрины, Древерман отстаивает ценности свободы личности, душевного и духовного здоровья человека, его самостоятельности и зрелости, что находит отклик и понимание у многих немецких католиков, обеспечивает Древерману влияние на умы широких масс верующих и позволяет ему занять заметное место в религиозной жизни современной Германии.

Апробация диссертационной работы.

Основные положения и результаты исследования были представлены на следующих научных конференциях, в том числе международных:

XV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых
ученых «Ломоносов». Москва, 10 апреля 2008 года (доклад - «Опыт
психоаналитической интерпретации библейского повествования Ойгеном
Древерманом»).

Вторая международная научная интернет-конференция по религиоведению «Сравнительное религиоведение: от предмета к проблеме» (01 октября - 01 декабря 2008 года) (доклад - «Сравнение религий как метод в рамках психоаналитической интерпретации библейского текста»).

XVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых
ученых «Ломоносов». Москва, 13-18 апреля 2009 года (доклад - «Появление
греха в библейской истории: попытка психологического понимания (по работе
О. Древермана: «Структуры зла»).

Научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения». Москва, 10 - 11 апреля 2009 года (доклад - «Ойген Древерман: краткое введение»).

III Совместная научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения». Москва, 18-19 марта 2011 года (доклад - «О

некоторых особенностях психоаналитического подхода к библейским текстам»).

XVIII Ежегодная научная конференция студентов, аспирантов и молодых
специалистов «Сретенские чтения». Москва, 25 февраля 2012 года (доклад -
«Ойген Древерман и его взгляд на проблемы взаимодействия психологии и
теологии»).

IV Межвузовская научная конференция «Проблемы исторического и
теоретического религиоведения». Москва, 30-31 марта 2012 года (доклад -
«Проблема интеграции психоанализа и теологии в трудах Ойгена
Древермана»).

XIX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
«ЛОМОНОСОВ». Москва, 10 - 13 апреля 2012 года (доклад - «Вопросы
свободомыслия в трудах Ойгена Древермана»).

Первый Конгресс российских исследователей религии «Религия в век науки». Санкт - Петербург, 15-17 ноября 2012 года (доклад - «Ойген Древерман и его проект интеграции глубинной психологии и теологии»).

Научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Философия в XXI веке. Новые стратегии философского поиска». Москва, 4-5 декабря

2012 года (доклад - «Исследователи советского периода о сближении
психологии бессознательного и религии»).

XX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых
ученых «Ломоносов». Москва, 11 апреля 2013 года (доклад - «Сближение
психоанализа и теологии: объединение противоположностей или ожидаемая
встреча?»).

V Семинар по истории отечественного религиоведения. Москва, 15 апреля

2013 года (доклад - «Психоанализ и религия: взгляд советских
исследователей»).

Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Основные положения

диссертации отражены в публикациях, список которых приведен в конце автореферата.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения. Объем диссертации - 194 страницы. Библиография насчитывает 159 наименований, из них 79 - на иностранных языках.

Похожие диссертации на Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана