Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние ислама на сознание и психологию сельской молодежи : (На материалах Таджикской ССР) Курбанов, Абдурахман Шерович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курбанов, Абдурахман Шерович. Влияние ислама на сознание и психологию сельской молодежи : (На материалах Таджикской ССР) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / Акад. общ. наук ЦК КПСС.- Москва, 1991.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/2633-7

Введение к работе

Актуальность теми исследования

В материа.гах XIX Всесоюзно;! конференции КПСС розоривсь, что "Каждое поколение должно сказать свое слово в :-іа-іл общей истории. '.їо именно молодежи предстоит з полной ме-г раскрыть тот огромный экономический, научно-технический интеллектуальный потенциал, который накоплен за годы Совет-to й власти, многократно его умножить, воплотить в жизнь ве-жие цели перестройки". В резолюции ХХУЛ съезда КПСС "О злоде^ной политике КПСС" в краткой по форме, но емкой по со-гржанигс и смыслу изложена позиция партии: "Судьба социали-гического общества, Коммунистической партии в значительной гепени зависит от молодежи. Ее активная позиция, социальное сочувствие во многом определяют политическую обстановку в гране".

В числе важных задач, выдвинутых партией и требующих тубокого научного исследования, выступает комплекс проблем, зязанных с формированием такой системы духовных потребно-гей молодежи, которая бы соответствовала переживаемому со-гтским обществом этапу социального развития. В ее решении юе место должно занять воспитание сознательного, критиче-сого отношения к религии как одного из факторов реализации Явственной потребности в диалектико-материалистическом ми->воззрении.

Разумеется, проблема мировоззренческого воспитания мо->деяи на современном этапе требует существенной перестрой-1, новых подходов, поиска таких средств, форм и методов, угорые соответствовали бы сложившейся общественно-политиче-

Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. М., 1988, С.66.

Резолюции ХХУШ съезда Коммунистической партии Советского Союза. И., 1930. -С.28.

ской ситуации в стране, связанной в данном случае с восстановлением ленинских принципов свободы совести, политики в отношении религии, церкви и верующих. Новые подходы требуют отказа от сложиешихся в прошлом стереотипов в оценке религии, её социальных функций в советском обществе, в оценке общественной деятельности религиозных организаций и духовенства. Необходим такке решительный отказ от вульгаризаторского представления об атеизме как о якобы "голом" богоборчестве, которое насаждают не иначе, как административными мерами.

Диссертант ставит вопрос: правомерно ли говорить об атеистическом воспитании молодежи, нужно ли оно в современных условиях? И дает на него однозначный ответ: формирование атеистической убежденности как органической части, стороны научно-материалистического мировоззрения, должно и впредь составлять одно из важных направлений воспитания подрастающих поколений советского общества. Каждое государство в мире создает определенную систему воспитания молодежи в соответствии с характером общественно-политического и экономического строя, с нравственными принципами и нормами, которые господствуют в обществе.

Для советского общественного строя, который основывается на социалистическом выборе, совсем небезразлично в духе какого мировоззрения будет воспитываться подрастающее поколение.

Советское социалистическое общество кровно заинтересовано в том, чтобы его граждане были высокообразованными и культурными, могли бы свободно ориентироваться в сложных явлениях и событиях современного мира, оценивать их с научно-материалистических позиций, активно и сознательно участвовать в преобразовании общественного бытия.

В диссертации подчеркивается, что изучение проблем формирования научно-материалистического мировоззрения у молодежи предволагает внимательный учет особенностей её национальных и социально-демографкческнх слоев и групп, в данном случае сельской молодежи.

Особую актуальнссть эта пробяена преобретает в условк-х Таджикистана. В отой среднеазиатской республике - cavufl ысокий в стране процент детей и подростков до 16 лет в об-ем составе населения (31,1%); большое сосредоточение на еле учащейся молодежи; высоквя многодетность таджикских се-ей; наличие безработицы; низкий уровень культурно-бытового бслуживания сельсих учителей и др. Бее эти острые социаль-о-эконоыические проблемы негативно сказываются на формиро-ании мировоззрения сельской молодежи Таджикистана, среди оторой высок уровень религиозности.

В числе воспитательных задач важное значение имеет проб-ема преемственности между сельской сбоеобраапрлтельвей «шо~ ой и трудовыми коллективями в формировании мировоззрения, оциальшес установок, цеігнсстгллх ориентации.

В этой связи еаяг^о изучить о?нс.й<=ние у-татр^ся и раб^та-:;ей молодежи к религиозішм ценностям, какое место они занизят в сознании и поведении юноше? и девушек, какое 1НИЯН!*9 ш оказывает на обкест-вечно-трудогуї: и общественно--по т*"?!*-зскуп деятельность, на весь 7,ухо^".тй с6г.нх сельской іголлдч-и..

Важность этой проблемы обусловлена рядом обстоятельств, э-первых, тем, что заметно акткгї'гит^пзітзсї- "(чгтъяьуэ?1- ne— лгиоэных организации, в частно??!', мусупм-їзиских "б'-.і7 " эвенства з плане уеилзниг z:r,"tawr. к молодеем. В усготн'-тг ісширения демократ;?;* v гласности >ллигио:;:п'0 орнэти-^щн' по~ /чили возможность с?-ол'одкого отправления религиозного культа, ірокого участия в общественной я:?.*?н/, открутил нол-ттеєт^г'. з«ов, церквей, мечетей. Например, г 1986 г. в Тядтекиотаче ічо зарегистрировано 18 .действующа; иечєгей, а з 1990 ?. их «to уже 64. Наблюдаются более тогяэстзеягке и «--юго^л!^? зазднования религиозных праздников, возросли жертвоприноше-ія скота, увеличилось число знзмечетского ду.совенстs»"», с:-;-івизнровалась деятельность экстремистских элементов в исла-

ме и т.д. Во-вторых, тем, что усиливается влияние ислама не сельскую молодежь. Как показывают социологические исследования, уровень религиозности молодежи не только стабилизировался, но имеет тенденцию к возрастанию. Так, например, изучение 700 старшеклассников и работающей молодежи сельских районов Кулябской области Таджикистана, проведенное в 1988г. показало, что к верующим и колеблющимся между религиозной верой и неверием отнесли себя 52,6% (соответственно 31 и 21,6). В-третьих, факты свидетельствуют о том, что в межнациональных конфликтах, происшедших и происходящих в ряде регионов страны, религиозный фактор нередко играет деструктивную роль. Большую живучесть обнаруживает идея тождественности национального и религиозного, оказывающая отрицательное воздействие на сознание, психологию и ценностные ориентации молодежи. Стремление к национальной замкнутости и обособленности, настроение национального эгоизма, культ национальной самобытности сопровожцаотся идеализацией религиозных традиций и обычаев, попытками отгородиться от объективного процесса взаимодействия и взаимообогащения национальных куль тур народов СССР, мешает углублению процесса интернационализации общественной жизни.

Вышеизложенные обстоятельства и обусловили выбор автором темы диссертационного исследования "Влияние ислама на со знание и психологию сельской молодежи (на материалах Таджикистана)".

Степень научной разработанности темы. По проблемам сельской молодежи имеется целый ряд публикаций.

См.: Сельская молодежь. Социологический очерк.Сост.Левыкин И.Т.-М.,1970; Социальный облик колхозной молодежи (по материалам социологических обследований 1938 и 1969 годов).Коллектив авторов:Безруков А.Б..Журавлев Г.Т.и др. -М.,1976: Слепенков И.М..Князев Б.В. Молодежь села сегодня.-М.,1972; Слепенков И.М. Научно-технический прогресс и особенности труда сельской молодежи.М.-1974; Сельская молодежь (Библиотечка "Сельская молодежь 80-х годов), -і!., 1988.

Среди них, в план» избранной нами темы исследования, :лецует выделить особо сборник статей "Социальный облик сель-;кой молодежи", подготовленный и изданный в 1985 г. Институтом социологических исследований АН СССР и Советской социологической ассоциацией. Для нас особенно ценным является та теть сборника, в которой анализируются ценностные ориента-|ии различных груп:, сельской молодежи,- выпускников срец-іей сельской общеобразовательной школы, сельского среднего ірофессионально-технического училища. В ней также рассматри-шется отношение молодежи к атеизму и религии, проводится :равнительный анализ степени социальной активности верующих, :олеблющихся и атеистов.х

Целый ряд публикаций выполнен на материалах донкретно-юциологических исследований з различных регионах страны, в :оторых распространены христианские религиозные течения (пра-юславие,католицизм,протестантские организации).Среди этих :убликаций следует отметить работы Акинчица И.И..Арсенкина I.К. .Ворошилова А.С; Галицкой И.А.,Гурова Ю.С. .Калашникова I.5.,Князева Б.В.,Слепенкона И.М. В них методом конкретной оциологии анализируются такие важные в научно-познаватель-ом и практическом отношении вопросы, как: уровень и харак-ер религиозности среди различных групп молоцежи - рабочей, туденческой и учащейся; дается типология молоцежи по ее от-ошению к атеизму и религии; анализируется степень обшествен-о-политической и культурно-познавательной активности молоде-и,влияние на нее религиозных идей и представлений.''

См.: Социальный облик сельской молодежи. М.,1965.

См.: Акинчиц И.И. Лолосе*ь и религия.-.'Линек,1975; Его да. Поросль отрезанной ветви.-М.,1987; Арсеккиг? З.К. Кризис религиозности и молодежь.-М.,1964; Ворошилов А.С. Молодежь, атеизм и религия.-Ростов-ма^Цону, 19?9; Галицкая И.А. Молодежь, религия,атеизм.-А., 1978; Гуров D.C. Мировоззрение молодежи и атеизм.-Чебоксары,1976. Его же. От знания к убеждение.-М.,1988; Калашников".',!.і. гіолодое поколение и религия. Пермь,1977; Калашников ?1.Ф.,Курочкин П.К. Нормирование научно-материалистического мировоззрения молодежи.-М., 1981.

Наконец, следует отметить сборник материалов Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов в области теории и практики научного атеизма, которая была организована обществом "Знание" и ЦК ВЛКСМ1-

Проблемы отношения молодежи к религии, в том числе и
сельской, в регионах традиционного распространения ислама
изучены меньше, хотя за последние годы интерес ученых к ним
возрастает. Появились диссертационные исследования и публика
ции по этим проблемам. Так, &№Х&Ш,,2$ІІР г- в Академии об
щественных наук при ЦК КПСС докторская диссерта
ция Тагировой - Шайдаевой Г.М. "Исламская этика и социально-
нравственные воззрения верующих мусульман". Для нас большой
интерес представляет третья глава диссертации, в которой ана
лизируются социально-нравственные ориентации современных ве
рующих.

Там яе в 1989 г. была защищена кандидатская диссертация Атаевой М. "Условия и причины воспроизводства религиозности среди сельской молодежи 'на материалах Туркменской ССР)".

Автор учитывал, что по регионам Таджикской ССР также имеются исследования и публикации по проблемам отношения молодежи к исламу и атеизму, причин и факторов, тормозящих процесс секуляризации сознания и поведения молодежи. В их числе следует назвать работы Мапжидова P.M., Дацабаевой С.Ю., Джа-баровой М.К., Васневой Т.М., Наврузова С.Н. Они посвящены проблемам атеизма л религии среди различных групп молодежи,-учащихся, студентов, рабочих. Однако нет отдельной работы,

См.:Актуальные проблемы научно-атеистического воспитания мс лодежиЛ Сборник материалов П-й всесоюзной школы молодых учг ных и специалистов).-4.,1984; Актуальные проблемы научно-атеистического воспитания молодежи.(Сборник материалов Ш-й всесоюзной школы молодых ученых л специалистов).-М.; Г907.

Тагирова-Шайцаева Г.М. Исламская этика и социально-нравственные воззрения верующих мусульман. Автореферат диссертации... доктора философских наук..-Ji., 1990, С.34.

которой рассматривались бы проблемы религиозности и отноше-ие к исламу сельской молодежи Таджикистана. Следовательно нет

публикаций, в который анализировалось бы влияние ислама на оэнание, психологию и ценностные ориентации сельской молоде-и Таджикистана '.

цель и задачи исследования.

Основная цель исследования заключается в том, чтобы про-нализировать влияние ислама на сознание, психологию и цен-остные ориентации сельской молодежи, и на основе этого анали-а сформулировать практические вывода и рекомендации по пере-гройке мировоззренческого воспитания сельской молодежи, в собенности, по развитию и совершенствованию взаимосвязи и эаимодействия в этом деле семьи, сельской школы и трудовых оллективов.

Диссертант ставил перед собой следующие задачи:

выяснить уровень и характер религиозности учащейся и аботающей сельской молодежи;

изучить характер психологии и ценностных ориентации эвременной сельской молодежи и степень влияния на них ислама;

- раскрыть социально-экономические, социально-психоло-лческие и идеологические причины и факторы, способствующие охранению влияния ислама среди сельской молодежи;

проанализировать основные направления, средства и фор-t деятельности мусульманского духовенства среди молодежи.

. Іааджидов Р.ій. Особенности формирования научно-атеистического мировоззрения женщин. Душанбе,1977; Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму минуя капитализм. Душанбе,1973; Джабарова к.К. Атеистическое воспитание молодежи. Душанбе, 1988; Васнева T.U. Социологический анализ отношения молодежи г.Душанбе к атеизму и религии.Душанбе, 1988; Наврузов С.Н. Атеизм и молодежь (на тадж.языке).Душанбе, 1984.

Научная новизна исследования. В диссертации:

- анализируется характер влияния ислама на сознание, пси
хологию и ценностные ориентации двух категорий сельской моло
дежи, стоящих на двух социально-возрастных ступенях: учащие
ся школ (старшеклассники) и молодежь, занятая в общественном
сельскохозяйственном производстве. Такое исследование в рес
публике осуществляется впервые. При этом автор отходит от
сложившегося стереотипа, когда влияние традиций ислама на соа
нание, психологию и поведение людей рассматривалось исключи
тельно негативно, без учета содержащихся в нем общечеловечес
кие ценностей;

- анализируется уровень и характер религиозности сов
ременной сельской молодели Таджикистана, приводятся новые
данные об уровне и характере религиозности сельской молодежи,
которые получены в I9S9-I990 годах, раскрывается социально-
нравственный облик современного молодого мусульманина;

показаны социально-экономические, социально-психологические и идеологические причины и факторы, способствующие живучести и воспроизводству ислама среди сельской молодежи Таджикистана;

показаны основные направления, средства и формы влияния мусульманского духовенства особенно фундаменталистской ориентации, на сельскую ыолодеаь.

В связи с перестройкой мировоззренческого воспитания дис сертант предлагает новые подходы к этой отрасли воспитательной деятельности в условиях сельской общеобразовательной школы, в сельских трудовых коллективах.

Практическая значимость исследования.

Данные и выводы, содержащиеся в диссертации позволят ме< ным социальным институтам и общественным организациям, заниш ющимся воспитанием молодежи, лучше ориентироваться в религио: ной ситуации, учитывать её в

- II -

фактической работе.

Материалы исследования могут быть использованы при чте-
іни курса религиоведения и ато^ма в высших и средних специ-
ільньїх учебных заведениях, при организации мировоззренческо-
о воспитания з аколях, а также в пропаган-

іистской работе среди населения.

Апробация работы. Основные идеи и выводы исследования ^ыли изложены в научном сообщении автора "Роль общественных

прогрессивных национальных традиций в формировании научно-атеряалистического, атеистического мировоззрения молодежи" а ежегодной апрельской республиканской научно-практической онференции, посвященной ленинском1/ теоретическому наследию

его значению для современности (впредь, 1989г.); на "Кругом столе", организованном ЦК ЛКСМ Таджикистана и посзя'ленном овременным проблемам молопеяи.

Некоторые аспекты исследования нашли освещение в опубли-ованних автором статьях: "Мэтеду верой и незерием" [іїурн."Аги-атор Таджикистана", 1989, .** ТІ); "Атеистическое поспмтанче; т слов к делу" ("Советская іткола", 1990, * 5S на таджике. з.); в брошюре "Некоторые вопросы атеистического воспитания элодежк в условиях перестройки".

Идейно-теоретической основой диссертации явились труды яассиков марксизма-ленинизма по проблемам религии и атеизма

При этом диссертянт исходил из того, го на современном этапе нутио но механическое цитирование іассиков марксизма по ят/м проблемам, а творческое примене-te их методологии подхода к общественным явлениям с учетом звременности.

Важнейшую роль в понимании современных проблем атеизма

религии, политики Советского государства в религиозном во-эосе сыграли документы КПСС и Советского правительства, в істности доклады и резолюции ХХУШ съезда КПСС, XIX Всесоюз-)Я партийной конференции, закон "О свободе совести и религи-шых организациях", а также статьи и речи Генерального сек-:таря ЦК КПСС М.С.Горбачева.

При написании диссертации автор опирался на труды советских исследователей проблем атеизма и религии - философов, ис ториков, психологов, социологов, в особенности на труды, в которых рассматриваются проблемы ислама.

Диссертация в значительной степени .чирует<:ч на материалах конкретно-социологических исследований, проведенных аз-тором в ГЗЬо г. в ряде районов Кулябской области Таджикской ССР, в частности, в Ленинградском, Бчсейском, Ховалингском, Кулябском. Исследованием было охвачено 700 молодых людей, из них 300 учащихся старших классов і-3-Ю кл.) и 400 работающих юношей и девущек.

Программа и инструментарий исследования были разработаны в секторе истории религии и теории научного атеизма Инсту тута философии и права АН Таджикской ССР с участием диссертаь та и утверждены на Ученом совете института.

В работе использованы также материалы социологических исследований, проведенных ранее в республике сектором истопи-' религии и теории научного атеизма Института философии и права АН Таджикистана.

Диссертант использовал данные Института научного атеизма А0Н при JK КПСС, полученные в результате социологических исследований в ряде крупных регионов традиционного паспростра нения ислама и изложенные в книге ''Состояние религиозности и атеистического воспитания в регионах традиционного распростра нения ислама (.Материалы социологического исследования)", которая издана в ГАЗІ г.ротопринтным изданием Академией общественных наук при ЦК КПСС и Советской социологической ассоциацией.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников и літератури.

Похожие диссертации на Влияние ислама на сознание и психологию сельской молодежи : (На материалах Таджикской ССР)