Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ислам и национальное сознание : (Историко-философский анализ развития востоковедения и религиозной мысли в России в конце XIX-начале XX вв. ) Абдыжапарова, Бубуйра Самийбековна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдыжапарова, Бубуйра Самийбековна. Ислам и национальное сознание : (Историко-философский анализ развития востоковедения и религиозной мысли в России в конце XIX-начале XX вв. ) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06; 09.00.11 / Рос. акад. управления.- Москва, 1994.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-2/1234-8

Введение к работе

Актуальность темы. И мировой, и отечественный опыт свидетельствуют, сколь немаловажно для судеб современного человечества, отдельных стран, наций обустройство не только государственной и общественной жизни, но и повседневного быта на началах того сотрудничества и согласия, которые перекрывали бы любую возможность возбуждения неприязни, отчуждения, вражды. Тот же опыт показывает, сколь велики трудности на пути этого обустройства. Ведь оно требует как оптимального соотнесения сугубо партикулярных интересов различных слоев и групп населения, так и воссоздания духовно-нравственной атмосферы, объективно располагающей к тому, чтобы приоритет отдавался общегражданской лояльности и общечеловеческим ценностям.

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что оно посвящено важному событию в формировании, как общероссийского гражданского, так и русского национального сознания: изучению роли отечественного исламоведения, а также русской общественной и философской мысли в утверждении с конца XIX - начала XX в. глубокого интереса к своеобразии духовного мира мусульман при одновременном стремлении выявить общегуманистическое содержание исламской цивилизации. Тем самым закладывались предпосылки последующего укоренения в российском, в том числе и русском национальном самосознании принципов веротерпимости, свободы вероисповедания и свободы совести. Их официальное узаконение - один из признаков правового государства. Их массовое признание и тем самым широкое претворение в жизнь - показатель зрелости гражданской культуры. Обе эти задачи - построение правового государства и формирование гражданского правосознания - стоят, как известно, на повестке дня современной России и многих других республик СНГ. Оце далеко не изжита необходимость искоренения из воззрений части верующего населения того, что отчуждает от инаковерующих и инакомыслящих. Многим из тех, кто не подвержен влиянии религии, предстоит^ свою очередь,избавиться от одного из стойких предрассудков "воинствующего атеизма": уверенности в том, что лишь в рам-

- 2 -ках светской культуры в современных условиях может формироваться гражданское сознание, могут признаваться права и обязанности личности. В свете вышеизложенного есть все основания полагать, что тема диссертационного исследования не потеряет свою актуальность в течение последующих лет, возможно, и десятилетий.

Тема диссертационного исследования актуальна так/же в свете современной российской национальной и религиозной ситуации. Тем более, что мусульмане по своей численности занимают второе место (после православных) среди верующих россиян.

Важен и внешнеполитический аспект темы. Как известно,' Россия издавна поддерживала торговые, дипломатические, иные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья, население которых традиционно привержено исламу. История таких взаимоотношений изобиловала событиями, которые по-разному запечатлевались в памяти различных народов, неоднозначно влияли и продолжают влиять на их национальное сознание. Нееданообразие подобного наследия поныне дает себя знать, накладывая свой отпечаток на политическую, культурную, общественную жизнь как всей России, так и ее отдельных регионов, на их отношения с ближним и дальним зарубежьем, где имеется исповедующее ислам население.

Состояние научной разработанности темы. Ни в отечественных, ни в зарубежных исследованиях пока не нашел всестороннего отражения вопрос о том, какова была роль российских исламоведов, а также представителей философско-религиозной мысли в том, что со второй половины XIX - начала XX века в русском национальном сознании стал утверждаться новый подход к исламу, к его приверженцам с позиций, открывающих путь к гражданскому согласию россиян разной веры и убеждений. Во всем том сказались (и поныне сказываются) трудности исследовательской работы на стыке таких дисциплин, как исламоведение и философия. Но были и другие обстоятельства, осложнившие анализ рассматриваемой в диссертации проблемы.

_ з -

Важнейшее среди них - отсутствие научной традиции ее сколь-нибуць комплексного изучения как в дооктябрьский, так и советский период. Имелись отдельные работы, посвященные общему состоянию российского исламоведения во второй половине XIX - начале XXвв. Труды тех, кто изучал наследие исламоведов России конца Х1Х-начала XX' вв.,«райне разнятся по исходным методологическим установкам. Поистине непреходящую значимость сохраняют принадлежащие перу й.Ю.Крачковского "Очерки по истории русской арабистики" (1950 г.). Они отмечены добротностью источниковедческой основы при внимании к поискам и достижениям дооктябрьского российского исламоведения.

Печатью тенденциозности, вдохновлявшейся воинствующим атеизмом, отмечены публикации Н.А.Смирнова "Ислам и современный Восток" (1928) и Л.И.Климовича "К вопросу о происхождении ислама" (1927 г.).

Неоценимую помощь при работе над исламоведческим аспектом диссертации ее автору оказали труда советских и зарубежных исламоведов, анализировавших общее состояние мусульманского Востока, особенно же его духовный микроклимат во второй половине XIX - начале XX віз.В их числе - Э.Ю.Гасанова, А.И.Ио-нова, Г.М.Керимов, Н.А.Кузнецова, Р.Г.Ланда, З.й.Левин, С.Ф. Левин, М.В.Малюковский, Д.В.Микульский, Л.Р.Полонская, А.В. Сагадеев, И.М.Смилянская, М.Г.Степанянц, Р.М.Шарипова и др.

Что касается исламских аспектов российской философии во второй половине XIX - начале ХХвв., то к наследию Л.Н.Толстого так и не проявилось сколько-нибудь значительного интереса. Несколько лучше обстоит дело с наследием В.С.Соловьева, в числе первых исследователей которого А.В.Іуравский и Е.Ю-.Барковская. Несомненно большую пользу при написании диссертации ее автору принесли труды ученых, изучавших общие философско-мировоззрен-ческие установки В.С.Соловьева и Л.Н.Толстого.

В числе авторов первых работ - В.Н.Акулинин, Е.П.Корогодова, В.А.Кувакин, Ю.М.Почта, Е.Б.Рашковский. В числе вторых - работы А.И.Бродского, Н.С.Козлова, Л.З.Немировской, П.И.Новгородцева,

I. Перечень работ дан в прилагаемом к диссертации списке использованной литературы.

А.Й.Шифмана. Эти работы помогли выявить органическую взаимосвязь между общими концептуальными установками обоих выдающихся русских мыслителей, с одной стороны, и подходами к исламской тематике - с другой. Тем самым было облегчено изучение внутренней логики самих подходов и последующий анализ той роли, которую играло осмысление мусульманских- сюжетов в контексте религиозно-философских исканий В.С.Соловьева и Л.Н.Толстого.

Цели и задачи диссертации реализовались двуединым образом, ибо диссертационное иссладование осуществлялось на стыке двух наук - собственно исяамоведения и философии. По этим двум направлениям прослеживалось формирование нового подхода к исламу и его цивилизации, в результате чего со временем менялся общий взгляд на исторические судьбы мусульманского Востока, выявлялась общечеловеческая значимость его духовно-нравственных ценностей, принимались в расчет перемены в исламских воззрениях на человека, на его личные достоинства и права, обязанности и свободы и т.д. Раскрытию этой темы способствовало решение следущих задач:

рассмотрение обстоятельств, способствовавших фактическому отходу части отечественных востоковедов, от традиций, господствовавших в колониальную эпоху в европейской ориенталистике, а также от той позиции в отношении ислама и мусульман, которая официально бытовала в царской России, будучи согласованной с русификаторской и христианизаторской колониальной политикой как царизма, так и Синода;

анализ основных направлений исламоведческих исследований, по которым шел такой отход;

выявление факторов, благоприятствующих формированию у В.С.Соловьева и Я.Н.Толстого интереса к исламской тематике;

определение общего и особенного в подходе обоих мыслителей к осмыслению проблем мусульманской цивилизации и ее будущности в контекста общемирового развития.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что в нем прослеживается зависимость между развитием научной мысли по двум направлениям -

- 5 -исламоведческому и философскому; соответственно систематизированы, обобщены и осмыслены фактические данные относительно взаимодействия обоих направлений, его непосредственных результатов и конечных достижений. Кроме того, впервые введены в научный оборот многие фактические данные, особенно относительно места исламской тематики в духовных исканиях ряда выдающихся русских мыслителей, включая П.Я.Чаадаева, В.С.Соловьева, Л.Н.Толстого и др. Изучение мусульманского аспекта их религиозно-философских воззрений позволило выполнить соответствующие пробелы в истории отечественной мысли. Это особенно важно в свете всесторонней и корректной оценки наследия П.Я.Чаадаева, В.С.Соловьева и Л.Н.Толстого, чьи многие положения и идеи по разным причинам либо недооценивались, либо не воспринимались, либо встречались в штыки многими современниками-соотечественниками.

Методологической основой диссертации послужил принцип единства исторического и логического в изучении проблем философии и религии.

Научно-практическая значимость исследования. Данная диссертация может способствовать дальнейшему развитию философского направления в российском исламоведении, свободного от тенденциозности и догматизма. Разработка проблематики диссертации имеет определенное значение для объективного восполнения и корректировки представлений о мусульманской проблематике в отечественной философии во второй половине XIX - начале XX вв.

Поныне сохраняет особое значение ряд факторов. Во-первых, то, что обстоятельное изучение исламских источников, а в ряде случаев и личное ознакомление с жизнью мусульман Востока. позволило российским ученым последовательно знакомить русского читателя с бытом, особенностями культуры восточных народов, их соотечественников и соседей. Тем самым подтачивались изнутри корни тех предубеждений и предрассудков, которые имели под собой неведение и неосведомленность, которые насаждались и тенденциозной литературой разного рода, особенно же - миссионерской.

Во-вторых, по-прежнему и теоретически, и практически значимы достижения отечественного исламоведения и философии в выявлении того, что есть у мусульман общего с остальным человечеством. Это общее обнаруживалось и в духовных ценностях, и в этико-правовых установках. Определение такой общности было и поныне остается важной предпосылкой к тому, чтобы в российском обществе укоренялись веротерпимость, свобода совести и свобода вероисповедания.

R-третьих, исключительную ценность продолжает иметь то осмысление исламского подхода к личности, ее правам и обязанностям, которое происходило как в отечественном исламоведении, так и русской философии второй половины XIX - XX в.

Разработка данной проблематики имеет практическое значение для научного обоснования национальной и религиозной политики в России и СНГ, для решения задач гражданского сотрудничества и согласия людей разной веры, убеждений и национальности.

Материалы исследования могут представлять интерес для специалистов в области философии, религиоведения, исламоввдения, а также широкого круга лиц, интересующихся проблемами духовного возрождения в России и других республиках СНГ.

Апробация диссертации

Основные положения диссертации изложены на научно-практической конференции "Экология и религия", состоявшейся 17-21 января 1994 г. в Российской академии управления. Тема выступления "Л.Н.Толстой: экология духовности,концепция ненасилия и кслам

Диссертация обсуждена на группе рецензентов Центра гуманитарной подготовки кадров Российской академии управления и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы,

Похожие диссертации на Ислам и национальное сознание : (Историко-философский анализ развития востоковедения и религиозной мысли в России в конце XIX-начале XX вв. )