Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века Красюк Владимир Федорович

Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века
<
Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Красюк Владимир Федорович. Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века : ил РГБ ОД 61:85-9/515

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Генезис антирелигиозного сознания мсс и его предпосылки 13

1. Диалектика формирования атеистического мировоззрения 13

2. Социальные условия и культурные предпосылки развития атеизма масс 44

ГЛАВА II. Революционное движение и рост сюбодомыслия трудящихся белоруссии 78

1. Социально-политическая и антиклерикальная борьба и материалистическое миропонимание.. 78

2. Идейно-политическая борьба и влияние ленинского учения на атеизацию масс 100

ГЛАВА III. Эволюция антирелигиозного сознания 126

1. Качественные изменения в сознании трудящихся 126

2. Формирование атеистического мировоззрениябелорусского народа 142

Заключение 155

Список использованной литературы 161

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования исторических предпосылок массового атеизма, его зарождения и становления определяется современными задачами дальнейшего совершенствования атеистической работы, направленной на формирование научного мировоззрения трудящихся. На ХХУТ съезде КПСС подчеркивалось, что пар -тией проводится целенаправленная работа по коммунистическому воспитанию масс, созданию необходимых условий для всесторон -него развития личности, гармонизации ее интересов и потребностей, но "это не значит..., что мы уже решили все вопросы, связанные с Формированием нового человека. Задач здесь стоит перед нами немало... Предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека" .

В идеологической работе партии атеистическое воспитание занимает важное место. На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что "необходимо активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию" . Наибольшей эффективности атеистической пропаганды, формированию у трудящихся науч -но-материалистических знаний отвечают конкретные исследования в области истории и теории атеизма, выявление причин сущест -вования религиозных пережитков, всесторонняя критика с марк- 1 Материалы ХХУТ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с.63-64.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. —М.: Политиздат, 1983, с.72-73. - 4 -систских позиций сущности религии и ее негативной роли в истории общества, обоснование закономерностей ее отмирания, поиск в условиях развитого социализма принципов и методов фор -мирования атеистического мировоззрения масс. В этой связи весьма актуальным является исследование исторических предпосылок массового атеизма, процесса его зарождения и развития. Изучение истории атеизма и отхода трудящихся от религии, выявление условий превращения сознания из религиозного в атеистическое поможет глубже уяснить особенности современного верующего, определить конкретные пути его отхода от веры и формирования материалистических убеждений. Особенно актуальным оно является в настоящее время, когда в происходящей идеологической борьбе активно используется религия, когда необходимость работы по атеистическому воспитанию возрастает.

Вопросы, связанные с формированием нового человека,борьбой с религиозными пережитками, с выяснением закономерностей развития массового атеизма находят выражение в изучении атеистической мысли и материалистического мировоззрения трудящихся Белоруссии как одного из направлений советской историко-философской науки. Научный интерес представляет рассмотрение этапов формирования нового сознания. Задачи проведения целенаправленной атеистической пропаганды, выявления исторических корней современного массового атеизма настоятельно требуют изучения начала качественного перелома, когда деструкция религиозного миропонимания переходит в развитие и укрепление атеистических взглядов и представлений. Таким периодом в отечественной истории был империализм — эпоха бурной революционной деятельности масс, подготовки и проведения социальных революций. В период империализма произошли существенные сдвиги в - 5 -различных областях духовной жизни белорусского народа, он являлся важным этапом и в развитии свободомыслия и атеизма . Именно в этот период происходила ломка сознания масс. Формирование материалистического мировоззрения масс идет главным образом по мере строительства социалистического общества, но начинается оно в период революционной борьбы за свержение эксплуататорского строя. Размывание религиозного миропонимания и становление атеистических представлений у трудящихся Белоруссии : до Великого Октября происходили в основном стихийно, по мере участия в социальной и антиклерикальной борьбе. И этот период нельзя сбрасывать со счета, он явился важным этапом в развитии атеистического сознания масс.

Изучение истории свободомыслия и атеизма в Белоруссии в начале XX в. является более содержательным, когда исследуются не только деятельность и взгляды отдельных мыслителей, идеологов, но и развитие атеизма народа. Для того, чтобы полнее выяснить закономерности происходящих процессов в духов -ной жизни общества, необходимо "...трезво следить за дейот -витальным состоянием сознательности и подготовленности именно всего класса /а не только его ...авангарда/, именно всей трудящейся массы /а не только ее передовых людей/ . Поэтому большое значение приобретает анализ формирования негативного отношения к религии белорусского народа, выявление атеисти -ческих взглядов у его передовых представителей, ибо "... в истории атеистической мысли следует учитывать не только уровень теоретической мысли, но, насколько это возможно, и сте- 1 См.: Из истории свободомыслия и атеизма в Белоруссии. — Минск: Наука и техника, 1978, с.268-269.

Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.41, с.42. пень атеистичности поведения отдельных социальных групп, классов, общества в целом" . Объектом исследования выступают в первую очередь рабочие и крестьяне, однако для наиболее полного изучения происходящих в их сознании процессов частично рассматриваются также те социальные слои и группы, которые по своим условиям жизни и положению тесно соприкасались с ними: передовая интеллигенция, низшее духовенство, учащиеся.

Значительную научную и практическую ценность имеет разработка исследуемых вопросов с точки зрения уровней сознания. "...Пока отсутствуют фундаментальные исследования по истории атеизма, которые ставили бы своей целью конкретный анализ развития атеистического мировоззрения как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания, которые рассматривали бы различные уровни и формы сознания, освобождающегося от религии и уже освободившегося от нее, и, наконец, в которых были бы про-слежены закономерности развития атеизма" . Исследование зарождения массового атеизма требует в первую очередь внимания к обыденному, массовому сознанию. Анализ механизма формирования атеистического мировоззрения на уровне обыденного сознания имеет важное значение, ибо способствует более глубокому пониманию законов развития атеизма. Изучение обыденного сознания и повседневного поведения людей отвечает насущным требованиям коммунистического воспитания, идеологической работы Коммунистической партии по формированию нового человека: "Сердцевиной м Прокошина Е.С. Очерк свободомыслия и атеизма в Белоруссии в XIX в. — Минск: Наука и техника, 1973, с.5. * Тажуризина З.А, Исследование проблем истории атеизма в СССР за 10 лет /1967-1977/. — Вестник Московского университета. Сер.УП, философия, 1977, № 6, с.73. - 7 -всей идейно-воспитательной работы партии является Формирова -ние у широчайших масс трудящихся коммунистического мировоззрения, воспитание их на идеях марксизма-ленинизма. Но даже са -мая передовая идеология становится реальной силой лишь тогда, когда, овладевая массами, она побуждает их к активным дейст - т виям, определяет нормы их повседневного поведения" .

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ определяется трудами советских философов, посвященными изучению рассматриваемых вопросов. Атеистическая мысль в Белоруссии эпохи империализма уже привлекала к себе внимание исследователей. Распространение идей марксистского атеизма, рост антщерковных настроений в обществе, развитие антирелигиозных идей в фольклоре и художественной литературе нашли глубокое отражение в работах Е.С. Прокошиной. Атеистическую мысль в художественной литературе этого периода изучали также И.А.Журавлев, Я.И.Михолап. Анти -религиозные мотивы в белорусском фольклоре исследовали в 30-х годах З.Бядуля, Н.М.Никольский, в наше время-М.Я.Гринблат, К.П.Кабашников, А.С.Федосик, А.П.Самаль. Анализ критики религии и церкви в периодической печати проведен А.АДудниковой. Рассмотрение вопросов борьбы передовых людей того времени с религиозной идеологией содержится в работах О.И.Ефремовой, Н.С.Купчина, Н.В.Рожина. Сущность религиозной философии в Белоруссии начала XX века и борьба с ней передовой общественной мысли раскрыты Т.П.Короткой. Факты борьбы белорусского народа против религии и церкви приводили в своих трудах историки: в 20-х гг. Б.В.Титлинов, в 60-70-х гг. Е.Ф.Грекулов, Л.И.Емелях, Н.В.Павлюченко и др. 1 Материалы ХХІУ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1971, с.83.

Благодаря этим исследованиям дан содержательный анализ развития атеизма в Белоруссии в начале XX века. Тем не менее проблема формирования атеистического мировоззрения белорусского народа в процессе активной социальной и антиклерикальной борьбы изучена еше недостаточно. Не полно раскрыты изменения обыденного сознания масс в этот переломный момент истории, особенности религиозности и формирования материалистических взглядов, идей, настроений в социальной активности трудящихся.

Исследование обыденного уровня сознания в советской философской науке представлено рядом работ А.И.Анишенко, В.Ж.Кел-ле, М. Я. Коваль зона, Т.И.Ойзермана, И.А.Чудинова, А.К.Уледова и других. Внимание авторов привлекали особенности обыденного религиозного сознания, что нашло отражение в работах Н.Н.Андрианова, Ю.Ф.Борункова, Т.Г.Гайдуровой, В.К.Дулумана, Б.А.ЛЬ-бовика, Р.А.Лопаткина, Н.А.Пашкова, В.В.Павлюка, З.А.Тажури-зиной, В.К.Танчера, Д.М.Угриновича. Однако не в полной мере раскрыты диалектика его развития, процесс трансформации религиозного мировоззрения в атеистическое. Несмотря на наличие разработанных категорий, раскрывавших стадии состояния религиозного сознания на пути к безверию, таких, как антирелигиозный скептицизм, религиозный нигилизм, религиозный индифферентизм, не совсем четко прослеживаются эволюция обыденной религиозности и основные закономерности формирования атеистического мировоззрения на этом уровне сознания.

Все это свидетельствует о необходимости дополнить уже проведенные исследования, что отвечает задачам "...разработки философами мировоззренческих проблем"1. Одной из этих задач является анализ механизма формирования атеистического мировоззрения народных масс на основе конкретных исторических фактов. Сказанное определяет насущную потребность всесторонней разработки вопросов формирования атеистического сознания масс и, в частности, необходимость дальнейшего исследования становления атеистического мировоззрения белорусского народа в начале XX века, закономерностей преемственности атеизма.

ЦЕЛЬЮ диссертации является изучение процесса формирова -ния атеистического мировоззрения трудящихся масс Белоруссии в начале XX в., заключавшегося в размывании под влиянием анти -клерикальной борьбы религиозного миропонимания, в глубоких переменах умонастроения масс, росте материалистических взглядов и представлений.

Для разработки проблемы необходимо решение следующих конкретных задач: провести анализ состояния религиозности населения Белоруссии в конце XIX — начале XX вв.; раскрыть смысл антирелигиозного поведения масс в процессе социальной и антиклерикальной борьбы и значение этой борьбы в ломке религиозного миропонимания; показать влияние ленинского учения и деятельности большевиков Белоруссии на становление атеистических взглядов трудящихся; выявить особенности формирования атеистического мировоззрения масс на уровне обыденного сознания.

0 состоянии и направлениях философских исследований. — Вопросы философии, 1979, В 12, с.11-12.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации находит выражение в исследовании на основе марксистско-ленинских методологических принципов мало изученной проблемы — истории развития атеизма в Белоруссии в эпоху империализма и, прежде всего, предпосылок зарождения и начала формирования массового атеизма. Научная новизна работы включает в себя: рассмотрение состояния религиозности и умонастроений трудового населения края в начале XX века; выявление закономерности процесса изменения сознания масс в исторических условиях Белоруссии, связи и взаимодействия форм проявления антирелигиозности; показ процесса становления антирелигиозных взглядов, представлений у широких масс трудящихся Белоруссии в ходе революционного движения; анализ агитационной и пропагандистской деятельности большевиков по мобилизации трудящихся на социальную и антиклерикальную борьбу, воспитанию у них материалистического миропонимания; попытку определения диалектики формирования обыденного атеистического сознания масс; значительный архивный материал, вводимый в научный оборот, свидетельствующий о многообразии выступлений против религии и церкви и отражающий умонастроения народа.

МЕТОЛрЖІЖЕСКОЙ ОСНОВОЙ диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, теоретические положения которых выступают определяющими в исследовании, программные - II - документы Коммунистической партии Советского Союза, положения материалистической диалектики. Применялись общенаучные мето -ды, отвечающие задачам исследования развития атеизма в конкретных исторических условиях. При написании работы использована отечественная и зарубежная философская литература, дореволюционная литература и периодическая печать Белоруссии начала XX века, а также материалы различных фондов Центрального го -сударственного исторического архива БССР /в Минске/.

ПРАКГРШСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ выражается в том, что результаты исследования могут быть применены для разработки вопросов истории атеизма и использоваться при рассмотрении теоретических проблем и задач развития атеизма в нашей стране. Практическая значимость исследования определяется также и тем, что его выводы могут способствовать более глубокому познанию закономерностей изменений сознания трудящихся, определению основных этапов отрицания религиозного миропонимания с целью дальнейшего совершенствования атеистической работы. Исследование истории атеизма белорусского народа и теоретичес -кое обоснование проблемы могут быть использованы для органи -запий конкретной, целенаправленной и убедительной атеистической пропаганды и тем самым служить эффективности научно-ате -истического воспитания. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по научному атеизму и спецкурсах по формированию атеистического мировоззрения, в пропагандистской работе партийных организаций и общества "Знание".

МАТЕРИАЛЫ ДИССЕРТАЦИИ ОБСУЖЦАЖСЬ на кафедре марксистско-ленинской философии Белорусского государственного института народного хозяйства им.В.В.Куйбышева, а также в секторе истории философии Института философии и права АН БССР. Основное ее содержание отражено в публикациях и в лекциях для населения республики. Различные положения диссертации были использованы в семинарских занятиях по историческому материализму, а также в подготовке рефератов студентами в секции научного атеизма факультета общественных профессий БГИНХ.

Актуальность проблемы требует продолжения исследования, изучения процесса формирования атеистического миропонимания на уровне обыденного сознания у трудящихся Белоруссии в начале XX века, что представляет часть общего концептуального исследования проблем формирования коммунистического мировоззрения. - ІЗ -

Социальные условия и культурные предпосылки развития атеизма масс

Формирование нового мировоззрения у трудящихся Белоруссии начиналось в период интенсивного развития капитализма, перехода его в высшую стадию — империализм. Развитие социальной структуры общества, классовая борьба трудящихся вели к росту их политического сознания и самосознания. Создавались реальные предпосылки для логлки религиозного миропонимания и становления атеистических идей и представлений.

С конца XIX века в Белоруссии происходило быстрое развитие капитализма. Несмотря на ограниченное экономическое,культурное и национальное развитие под властью Российской империи в Белоруссии наблюдался определенный подъем производительных сил. Реакционная национальная политика царизма, сдерживавшая ее экономическое развитие, не могла остановить процесс роста капитализма в промышленности и сельском хозяйстве. Так, с 90-х годов XIX столетия в Белоруссии заметен рост промышленного производства. В 1900 г. в белорусских губерниях насчитывалось 1349 предприятий , однако экономический кризис 1900-1903 гг. вызвал сокращение производства. Закрылось свыше 500 промышленных предприятий . После кризиса начался новый этап развития промышленности. Возрос объем производства. Быстро развиваясь по пути капитализма, Белоруссия, однако, в целом оставалась аграрным краем. В сельском хозяйстве капиталистическое развитие шло также быстрыми темпами. Происходит расслоение крестьянства и как следствие — увеличение прослойки бедноты и батраков. "В конце XIX — начале XX вв. сельское хозяйство Белоруссии под влиянием спроса рынка становилось все более торговым, капиталистическим", однако распределение земельной собственности имело полукрепостнический характер . Например, в начале 900-х годов из земельной площади 22628661дворов приходилось всего около 8 млн. десятин или 35,1$, а на долго частных владельцев, в основном помешков-дворян I243I472 десятины, или 55%; на долю церквей, монастырей, городов, различных учреждений, казенных и удельных земель приходилось 2242857 десятин, или около 9,92 . На долю многомиллионной массы крестьян выпадало меньше земли, чем на долю помещиков. "Крестьянское малоземелье",р это значит помещичье многоземелье" , — писал В.И.Ленин.

Капиталистические преобразования происходили во всех сферах экономики белорусских губерний. Географическое положение Белоруссии, развитие внутренней и внешней торговли, строительство железных дорог способствовали росту экономики белорусских городов, активизировали социально-политические процессы. С 1863 г. по 1896 г. население шести Западных губерний увеличилось с 5548,5 тыс. до 10126,3 тыс., т.е. на 82 . В 1897 г. в белорусских губерниях процент городского населенияосоставлял 11,88» .

Росла численность рабочего класса. Если в 1900 г. в белорусских губерниях насчитывалось 43332 рабочих, занятых только на промышленных предприятиях, то к 1913 г. их было уже 60790 человек . Кроме того, большое число рабочих было занято в водном и железнодорожном транспорте, в строительстве, на лесоразработках, в многочисленных мелких кустарно-ремесленныхсвоего труда приобретали технические и другие знания, что расширяло их кругозор. Капиталистическая действительность вынуждала защищать свои права, включаться в классовую борьбу. Ввиду характера их труда и социального положения делать им это было легче, нежели крестьянам. Пролетариат в силу своего классового положения был более организованным, идейно развитым, меньше подверженным влиянию мелкобуржуазной идеологии и религии. Его социальное положение было тяжелым. Он подвергался гнету как местной белорусской буржуазии, так и российских ишостранных капиталистов. Безудержная экплуатация, отсутствие благоприятных условий труда, многочисленные штрафы, бедность, задержки зарплаты, грубость управленческого аппарата, полицейский произвол — таковы условия труда и жизни рабочих при капитализме. Продолжительность рабочего дня достигала 11-12 часов, а учитывая наличие сверхсрочных работ — 14-16 часов и более .

Малоземелье, невысокий уровень производства, большие налоги, низкие урожаи определяли и невысокий уровень жизни крестьянства. Оно жило в постоянной нужде и заботах, что отмечалось современниками. Однако вековая отсталость деревни не могла остановить процессы капиталистических преобразований, которые вызвали такие явления как отход многих крестьян на промыслы. В 1910 г. ими было занято около 400 тыс. крестьян .

Тяжелые условия жизни, изнурительный труд, неграмотность подавляющего числа рабочих и крестьян способствовали поддержанию у народа отсталых взглядов, духовной забитости и невежества. Однако капиталистическое развитие общества существенно изменяло трудовую жизнь и быт трудящихся, их культуру. Развитие экономики создавало базу для обновления и совершенствования различных сторон общественной жизни. Вовлеченные в сферу капиталистического производства, трудящиеся массы вовлекались и в соответствующие ему общественные отношения, что предопределяло изменения в их духовной жизни.

Развитие капитализма сопровождалось ростом революционного и национально-освободительного движения. С начала XX века борьба белорусского народа за свое экономическое, социально-политическое, национальное, духовное освобождение приняла широкий размах. Борьба рабочих проявлялась в экономических и политических стачках и антиправительственных демонстрациях. "Рабочее движение в Белоруссии в I90I-I904 гг. поднялось на новый, качественно более высокий уровень. В экономической борьбе в этот период наблюдались два подъема /1901, 1903 гг./ и два спада /1902, 1904 гг./. Общее количество стачек достигло 361"; рабочие за эти годы провели 47 политических стачек в 13 городах и 8 местечках, в которых участвовало 34 тыс.человек, состоялось 59 открытых антиправительных демонстраций с 20,5 тыс. участвовавших и 23 групповых столкновений рабочих с полицией и войсками1. Стачки проходили в Минске, Гомеле, Витебске и других городах и местечках Белоруссии, для их под - 49 -готовки и проведения использовались различные средства и условия. Так, в июне 1901 г. состоялось собрание 100 минских приказчиков в архиерейском лесу, были представители Вильно и Гомеля; речи носили политический характер1. В Минске в одной из молитвенных школ состоялась сходка рабочих, в которой участвовало 300-400 человек; они собрались не для молитв, а для обсуждения вопросов о повышении заработной платы и предполагаемой забастовки на случай неудовлетворения их требований2.

Крестьянское движение в начале XX века также активизировалось. Дцеи классовой борьбы проникали и в сознание крестьян, на усиление крестьянской борьбы оказывали большое влия -ние рабочее движение, деятельность в деревне большевиков. В 1900-1904 гг. на территории Белоруссии произошло 143 выступления крестьян, основу которых составляла борьба за землю, сопровождаемая столкновениями крестьян с полицией и войска оми . Имели место потравы и самовольный выпас скота на помещичьих землях, поджоги имений, велась борьба за сервитута. В борьбе за землю участвовали широкие слои крестьянства. Крес -тьяне, даже лояльные к самодержанию, в вопросах о земле стояли на позициях требований справедливого перераспределения4 ее, выступали против помещиков .

Борьба трудящихся Белоруссии направлялась социал-демократическими организациями, которые устраняли в ней стихий

Идейно-политическая борьба и влияние ленинского учения на атеизацию масс

Экономическое развитие Белоруссии в начале XX века вызвало активизацию общественно-политической жизни и подъем национальной культуры. Капиталистическое производство нуждалось в технических, естественнонаучных знаниях, точных и прикладных науках и т.д., что способствовало развитию материалистической мысли. Материалистическая и атеистическая мысль, имевшая в Белоруссии давние традиции и глубокие корни и явившаяся одной из прочных теоретических предпосылок развития атеизма на рубеже XIX-XX столетий, формировалась под влиянием передовой революционно-демократической идеологии и белорусского национально-освободительного движения. Выдающиеся революционеры демократы Я.Купала, Я.Колас, Тетка, Т.Гартный, М.Богданович и другие активно выступали против идеализма, церкви и мистики, оказывая своими произведениями влияние на формирование атеистического сознания масс. Я.Купала и Я.Колас показывали связь церкви и самодержавия, вместе с которым она держала народ в темноте, отмечали равнодушное отношение народа к религии. Активно пропагандировал материалистические и атеистические идеи Т.Гартный, увязывая их с общими социально-политичес т кими задачами . Революционные демократы призывали народ к борьбе. "Деятельность белорусских революционных демократов была одухотворена высоким пафосом борьбы за свободу народа и человека труда, решительным отрицанием любых форм угнетения и унижения трудящегося человека, непоколебимой убежденностью в возможности осуществления такого общественного устройства, р в котором трудовой народ займет центральное место" . Социально-политический пафос их деятельности был тесно связан с антирелигиозными идеями, что способствовало пробуждению самосознания народных масс, критическому отношению к церкви и религии. На распространение материалистических и атеистических идей в обществе большое влияние оказали труды белорусских естествоиспытателей. Идеи материализма и атеизма получали широкое распространение среди передовой интеллигенции, деяте -лей культуры и просвещения, которые несли свои взгляды в массы. Значительную роль играла в этом процессе художественная литература. Прогрессивная белорусская литература была пред -ставлена революционными демократами, которых "народ вдохновлял. .. на создание глубоко реалистических художественных произведений с атеистическим содержанием. ...Антирелигиозные произведения белорусской литературы... пользовались большой популярностью в среде трудящихся масс подневольной Белорус -сии"1. На рубеже XIX—XX вв. атеистическое направление разви-вали Ф.Богушевич, Я.лучина, А.Гуринович, А.Абухович и другие . Революция 1905-1907 гг. дала мощный толчок к развитию антирелигиозных традиций в белорусской литературе, которые содержались в творчестве З.Бядули, Л.Лобика, В.Голубка, Ш.Ядвигина, С.Полуяна, Дядьки Пранука, Янки Лабатраса, Я.Журбы . Они пытались выяснить социальные причины религии, ратовали за освобождение народа от нее, разоблачали духовенство. Белорусские писатели создавали произведения, насыщенные пафосом революционной борьбы и атеистическим содержанием . Передовая атеистическая мысль революционных демократов оказывала значительное влияние на становление антирелигиозного сознания масс. Она явилась плодотворной почвой для роста качественно нового атеизма — марксистского. Марксизм в Белоруссии начал распространяться с середины революционных организациях стали появляться и изучаться работы К.Маркса и Ф.Энгельса ; новый этап пропаганды марксизма в Белоруссии начался с середины 90-х годов. "Марксизм в России становится течением общественной мысли и составной частью революционной борьбы пролетариата. Этот этап р связан с именем В.И.Ленина" , учение КМаркса им было творчески развито и дополнено, проникая в самые различные слои общества. Распространение марксизма приняло широкий размах с появлением в Белоруссии работ В.И.Ленина, таких как "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", "Задачи русских социал-демократов" в 1895 г., "Что делать?" в 1902 г., "Мелкобуржуазный и пролетарский социализм" в 1905 г., "Материализм и эмпириокритицизм" в 1909 г., сыгравших большую роль в критике идеализма и религии, и многих других . Большое значение имели также создание и деятельность социал-демократических групп, распространение ленинской газеты "Искра", пропаганда идей марксизма через печать, в частности, через газету "Северо-Западный Край" , популяризация социал-демократами брошюр с ленинскими работами. Широкое распространение получил марксизм в период первой русской революции, борь - 104 -ба за него шла в годы реакции и нового революционного подъема, одновременно велась борьба с оппортунизмом, шовинизмом и буржуазным национализмом1. По мере активизации социальной борьбы марксизм развивался вширь и вглубь, широкие массы трудящихся, в первую очередь рабочие, находили в марксизме духовную силу, идеи, столь необходимые для их борьбы. Это определило взаимообусловленность социальной борьбы масс и распространения марксистского атеизма. Ибо "атеистическая мысль в начале XX в. развивалась в тесной связи со всем общественно-политическим и революционным движением страны, отражала растущий религиозный нигилизм и сама оказывала действенное влияние на процесс секуляризации общества и развитие атеизма. Отличительной особенностью идеологической борьбы с религией в этот период являлось то, что эта борьба увязывалась с борьбой за коренные социально-экономические и политические преобразования общества, с общими ходом борьбы за социалистическое будущее. В повестку дня социально-экономической и идейно-политической борьбы было впервые включено практическое осуществление ряда буржуазно-демократических требований, касающихся ограничения р власти церкви . В работах теоретиков и пропагандистов марксизма пролетарский атеизм распространялся в процессе общесоциального движения, включавшего и борьбу с церковью и религией. Такие ленинские работы, как "Социализм и религия", "Об отношении рабочей партии к религии" и другие вооружали про -летариат и его партию новой теорией борьбы с нею. Для марксистского образования рабочих и крестьян, для ознакомления трудящихся масс с принципами отношения социал-демократии к религии и церкви использовались различные формы пропаганды. В постановлениях и решениях конференций и совещаний большевистской партии отражались основные позиции по религиозному вопросу; положения научного атеизма пропагандировались в печати, эти идеи постоянно разъяснялись в листовках, издававшихся большевиками Белоруссии. Большевики сыграли решающую роль в организации и борьбе трудящихся масс за свое социальное и духовное освобождение. Один из главных вопросов, рассматривающихся революционными организациями и находивший горячий отклик у крестьянства — вопрос о земле. Большевики требовали передачи крестьянам всей церковной и монастырской земли, выступали против церковной и монастырской собственности. Так, летом 1906 г. Могилевский Комитет РДСРП созвал представителей крестьянских т комитетов на съезд , на котором было принято постановление: "Избавить от нишеты и предотвратить вымирание крестьянства возможно только путем конфискации всех земель: казенных, удельных, царских, церковных, монастырских, помещичьих и пе р редачи их крестьянам в свободное пользование" . 28 мая 1906 г. в местечке Ляды Витебской губ. состоялся массовый митинг, организованный Лядненской группой РСДРП. Была принята резолюция, требовавшая возврата крестьянам земельных отрезков, устранения попа и старшины, избрания крестьянского комитета,

Качественные изменения в сознании трудящихся

Социально-политическая борьба и распространение марксистской идеологии явились главными условиями глубоких изменений в сознании трудящихся. Материалистический характер новой идеологии вызвал качественные процессы в обыденном сознании масс. Подвергались сомнению и отвергались догматы и "социальные принципы" христианства, которые выражали классовые интересы эксплуататоров и узаконивали социальную несправедливость. Изменения в сознании масс находили выражение в их участии в социальной и антиклерикальной борьбе, в их повседнев -ной жизни.

Изменялись обыденные представления, касающиеся таких мировоззренческих вопросов как устройство природы, место чело -века в ней, его жизнь, быт, моральные и эстетические ценности, то есть подвергались пересмотру различные взгляды на окружающий мир, ранее почти полностью определяемые религией. Поскольку у народа века ".. .церковного иезуитизма, обмана и мошенничества накопили горы злобы и ненависти , то в период его социальной борьбы за свое освобождение объективно происходил процесс роста антипатии к церкви, сомнения во многих идеях религии.

Религия парализует революционную решимость масс, однакохарактер классовых сражений способствовал тому, что у трудя -шихся, в первую очередь у рабочего класса, постепенно исчезали прежние предрассудки в отношении религиозных предписаний к "покорности и терпению", запретов церкви. Например, 27 мая 1905 г. рабочие г.Минска прямо возле храмов на Соборной площади организовали политическую демонстрацию, произошло столкновение с полицией, были убитые и раненые. Рабочие под руководством Минской группы РСДРП боролись за интернациональное единство своих рядов, с классовой, пролетарской убежденностью выступали против разделения по национальным и религиозным признакам. В активном участии пролетариата Белоруссии во всероссийской политической стачке в октябре 1905 г. проявиласьинтернациональная солидарность, взявшая верх над всеми раз рличиями: партийными, национальными, религиозными и др.В ходе классовой борьбы у народа укреплялось враждебное отношение к социальным идеям религии, менялось понимание политической платформы церкви. Вот некоторые факты. В мае 1905 года рабочие г.Гродно вели борьбу против ее антиреволюционной политики. "В костелах борьба с ксендзами уже началась... Ксендзов освистывают, выкрики: "Врешь!" и тому подобные. Ксендзы раздают в костелах брошюры, рабочие рвут их тут же. В Могилевской епархии во время "...аграрных беспорядков... святенникам делались угрозы даже смертью" за религиозную и черносотенную агитацию, "внебогослужебные собеседования сры твались" . В селе Савино Горецкого уезда 30 декабря 1905 года на сходке крестьян выступил с речью фельдшер дубровенской сельской больницы Н.Котов, призывавший крестьян к дальнейшей борьбе с правительством и экспроприации земли у помещиков и священников; речь Котова была также направлена против попов, которых он называл кровопийцами, "благоутробиями" . Когда пробовал заговорить поп Молоченский, "крестьяне кричали "до-лой" и отказывались его слушать" . Крестьянин Полоцкого уезда Иван Устинович "всеми способами препятствовал священнику вести с собравшимся народом беседу, насильно вырвал из рук последнего бумагу и нанес ему оскорбление словами и действием" . 22 октября 1905 года в г.Слуцке произошла противоправительственная демонстрация против существующего строя, "подошедшего к толпе священника О.Ферапонтова, обратившегося к толпе со словами убеждения воздержаться... от порицаний царствующего дома, толпа ... смяла, были слышны выкрики: "священники — те же жандармы" .

Крестьяне отказывались слушать проповеди и выступления духовенства, понимали лицемерие их высказываний и действий. Так, священника Керсновской церкви Витебской губернии II. Ле-пина, который "...деятельно противодействовал замыслам революционеров, ...старался умиротворяющим образом действовать на народ в духе преданности... св.церкви...", прозвали "прави тельственным шпионом", он получал письма угрожающего содержания . Б народе зрело понимание лживости призывов духовенства. В м.Заславы Минской губернии в церкви минский архиерей убеждал, что бедные не должны жаловаться на свою судьбу на земле, что на небе им будет хорошо, а богатым — плохо; "...один мужик, говорят, спросил у архиерея... возьмет ли он с собой нар тот свет свою блестящую карету и дорогих лошадей" . По свидетельству одного корреспондента из Минской губернии православных попов, объединившихся с врагами революции в "Союз 17 октября" и "Союз активной борьбы с революцией", "из народа ни-кто... не слушает" . Не ожидая от церкви сочувствия и поддержки пролетариат Кричева и других городов совместно с крестьянами в январе 1906 г. заставлял духовенство проводить панихиды по расстрелянным рабочим, "...а затем уже проводились уличные антиправительственные митинги и демонстрации" .

Формирование атеистического мировоззрениябелорусского народа

Качественные перемены в обыденном сознании масс, происходящие в процессе конфронтации религиозных и антирелигиозных взглядов и чувств, ведут к его внутренней перестройке, изменению его содержания. Эта перестройка касалась самых широких сфер сознания. В ходе общественно-политической деятельности трудящихся росло их самосознание, происходило усвоение необходимых для практического преобразования общества материалистических идей. Формировались и упрочивались атеистические представления, что вело к переориентации в мировоззренческой позиции. Осуществлялась трансформация обыденных взглядов, настроений, следствием которой явилось отрицание многих религиозных догм и предписаний. Это закладывало предпосылки для становления атеистического понимания природы и общества. Процессы в сознании отражали сложные условия социальной и идеологической борьбы. Власти предпринимали судорожные попытки спасти старый строй, не выпустить народ из-под своего влияния, задержать его отход от церкви. "...Столыпинские партии октябристов и умеренно правых... не могли равнодушно смотреть на проходивший процесс ослабления церковных позиций в деревне. Они хотели во что бы то ни стало удержать в своих руках влияние на крестьянство..., отсюда в среде этих партий возникло требование немедленной и радикальной реформы церкви. т церкви указывалась в числе причин отхода верующих от православия — господствующей религии — "...потому что находят много недостатков в нашей церковной жизни" . Но никакие реформы не могли изменить положения. Изменился сам народ, наступил период революционного пробуждения города и деревни; в результате социальной борьбы "...народ получил действительно демократическое, действительно революционное р воспитание" . Наряду с социально-политическими и экономическими выдвигались требования осуществления свободы совести, отмены различных ограничений. Например, в марте 1905 года в Гродно на собрании членов Товарищества сельского хозяйства было принято "...постановление ходатайствовать об отмене национальных и касательно религиозной принадлежности ограничений"3. Революция 1905-1907 гг. потрясла основы самодержавного строя, ее результаты были социальной основой глубоких преобразований в духовной жизни общества, раскрепощения скованного религией сознания масс. В 1906 г. в газете "Наша ніва" писалось о настроении населения в Игуменском уезде Минской губернии: "В прошлом году, во время "свободы", и в нашем уезде, как везде, начались митинги /народные сходы/, пошли забастовки. Часто теперь вспоминают наши мужики тот год. Луч свободы, как молния, осветил на момент самые глухие уголки наших деревень и исчез где-то. Но не исчез он зря: темные - -мужики начали шевелиться, начали думать обо всем, что около их делалось, о своей доле, о том, как задержать ту свободу, с которой они так мало взяли. И теперь можно смело сказать, что ни стражники, ни урядники, ни жандармы не смогут.уже словить "крамолу" в наших деревнях и изжить ее со света. "Я сам первый социалист" — так часто говорит наш мужик. Раньше мужики перед всяким начальством за версту шапку снимали да в руки их целовали. Теперь же этот обычай выводится. Даже старики — и те в церкви поцелуют крест и быстрее отворачиваются, чтобы поп не подсунул свою руку целовать. Когда спросите мужиков, почему они перестали унижаться перед своими непро -ценными "опекунами" — всюду услышите ответ: "Потому что уже дурь прошла". И радость какая-то берет человека, когда видишь, как вековая темнота, хотя помалу, а все-таки все больше и больше пропадает, когда видишь бойкий, смелый взгляд свободных очей мужика, так как и действительно — "дурь уже т прошла" . О перемене в сознании масс, росте религиозного индифферентизма свидетельствовало отрицание многих прежних ценностей. У передовых крестьян, осознавших под влиянием социал-демократической пропаганды связь религии с властью, изменилось отношение к церкви и царю, проявлялись окрепшие ростки политической сознательности. Так, крестьянин д.Самуши витебской губернии Антон Иванов, идя из волостного правления, начал ругать саму веру и "...произносить оскорбительные слова против особы государя Императора" . Крестьянин из д.Мычки Витебско - -го уезда М.Васильев не ходил в церковь слушать богослужения в честь царя, заявив: "Какую Он нам милость дал, что я за него буду молиться Богу. Одного Царя убили — другой нашелся, другого убьют — третий будет" . Возросшее самосознание и перемены в умонастроении отмечались самими трудящимися. Так, Т.Бабков из Оршанского уезда Могилевской губернии говорил: "Священники были в контакте с помещиками. Когда загорелась новая заря в 1917 году, то священники думали, что остановят революцию. Они ходили и возглашали: "Чада, повинуйтесь наставникам и учителям вашим, ибо пришел Христос на землю изгонять сатану". Но молодежь, несмотря ни на что, кричит во все горло: "Долой проклятых крово р пийц, долой мироедов всего мира, долой гнет и рабство" . О том, что трудящиеся больше не верят духовенству, уже после февральской революции 1917 года писалось в "Минских Епархиальных Ведомостях": народ обвиняет духовенство в том, что оно "...не сочувствует новым порядкам, что оно не хочет и не может идти рука об руку с народом, что прежний государственный строй духовенству более мил, что духовенство... плачет о погибшем царизме... духовенство продолжает оставаться у всех в подозрении: ему народ не верит, к голосу его не прислушивается. . . Духовенству, готовому работать не покладая рук, не верят, и в лучшем случае — его сторонятся... Миряне, как бо -лее или менее теплохладные к вере, при сильном напоре рево -люционных волн, оказались плохими защитниками духовенства, тем более при наличности взгляда на духовенство, как на реак т ционную силу" . Народ отвергал его проповеди . Трудящиеся все больше осознавали несовместимость общественного прогресса и деятельности церкви. В резолюции общего собрания Замирьевского Совета Новогрудского уезда Минской губернии говорилось: "Необходимо конфисковать все капиталы монастырей и церквей, которые являются народным достоянием и, достигая чудовишно крупных размеров, лежат мертвым капиталом, ибо они не оживляют промышленности страны, не поднимают ее благосостояния экономического, не содействуют просвещению народа, а лежат в сундуках или расплываются по карманам епископов, священников и монахов. Б настоящую тяжелую годину рус -ский народ имеет полное право взять эти свои сбережения на спасение родины и свободы, здоровых монахов всех в окопы" . Народ решительно отказывался от содержания служителей . культа — "...Поборы духовенства до того надоели прихожанам, что терпение это покоилось исключительно на режиме прошлого времени, иначе на принципе: "Скрепя сердце" . Священник Вол-ковичской церкви А.Цитович жалуется благочинному, что. "прихожане на своем сельском сходе постановили не давать причту 150 рублей, которые они давали раньше, и чтобы священник за требы брал половину меньше" . Существенно изменилось отношение раз - -личных слоев обшества к высшей церковной иерархии ..

Религиозный нигилизм проявился в отношении к церковным храмам. Минский губернатор Я.Е.Эрдели председателю.Совета Министров П.А.Столыпину писал, что 21 февраля 1906 г. в Мозыр-ском уезде в старой церкви св.Николая охотники Кукса, Жолковский, Кнобельздорф, братья Урбанчики устроили охоту на лисиц, с целью убить лисицу закрыли норы под церковью, вошли в нее,сбив замок, впустили туда собак .

Имели место многочисленные случаи отрицания необходимости религиозных обрядов, вольно-пренебрежительного отношения к предметам религиозного культа. Так, в Пинском уезде массажист Макс Карлович Эйхенфельд "позволил себе дерзко вместе с другими служащими в имении помещика Цезария Олеши глумиться над обрядами христианской религии". Крестьяне д.Добрыйево Минского уезда Л.Калечиц, Н.Карачун и КЛуевский публично издевались над фигурами, "изображающими Христа Спасителя"; Чу-евский "наносил Кресту разные оскорбления и поругания и над распятием издевался", Калечиц "даже наносил удары по лицу распятия, а затем отломил руку" .

Антирелигиозные настроения и идеи глубоко проникли в различные слои обшества, которые становились в оппозицию к церкви. Так, в 1910 г. свяшенник Ф.Вечерко в рапорте Епископу Минскому и Туровскому Михаилу сообщал, что в Слуцкой женской

Похожие диссертации на Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века