Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция экзегетики русской православной церкви XIX-XX веков Сметанина, Татьяна Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сметанина, Татьяна Александровна. Эволюция экзегетики русской православной церкви XIX-XX веков : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / Нижегородский гос. пед. ун-т им. М. Горького.- Санкт-Петербург, 1997.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-1/2932-8

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В трудные, кризисные для общества периоды, один из которых мы переживаем сегодня, всегда наблюдается всплеск религиозных мистических настроений. В условиях ценностной дезориентации и поиска новых духовно-нравственных ориентиров, переосмысления собственной и европейской исторической культурной традиции, растет интерес к христианству вообще и к Библии, как его вероучительной основе, в частности. Но Библия представляет собой чрезвычайно сложное произведение с не менее сложной исторической судьбой, что допускает различные варианты ее понимания, как традиционные, предлагаемые историческими церквями, так и распространяемые многочисленными современными нетрадиционными культами. Экономическая и политическая нестабильность, межэтнические конфликты и идеологическая экспансия западной массовой культуры, религиозных сект и конфессий делают чрезвычайно актуальным обращение к истокам русской национальной культуры. А они во многом обусловлены традициями православия.

Поэтому представляется актуальным рассмотрение специфики православного понимания Св.Писания, которое служит обоснованием этических и гносеологических установок, общего мировосприятия, характерного для русской церкви.

В течение многовековой истории Русской православной церкви, ее экзегетика проделала значительную эволюцию. Догматические особенности и традиции православия, а также внешние, социально-экономические, политические и культурные условия существования церкви обусловили сложность и длительность процесса становления самобытного русского богословия и его модернизации. Идеологическая неоднородность современного православия, а также неоднозначность и противоречивость патристического наследия делают актуальным рассмотрение проблемы преемственности, устойчивости и изменчивости в православной экзегетике, выявление ее общих характерных черт, факторов, стимулирующих то или иное направление ее развития, либо консервацию вероучения.

В настоящий же момент наблюдается отчуждение, либо формальное знакомство с церковным учением большей части общества, воспитанной вне православной традиции. С другой стороны, церковь оказалась в новых и не всегда благоприятных для себя экономических и идеологических условиях. Она находится в поисках нового социального идеала, современных форм христианской гносеологии, этики, целостной религиозной картины мира, приемлемой для общественного сознания конца XX века. Поэтому для Русской православной церкви сегодня на первый план выходят задачи катехизации и модернизации вероучения. Обе они делают актуальным обращение к Св.Писанию. Библия - основа православного учения, поэтому вхождение в "церковную ограду" предполагает знакомство с ее содержанием; развитие вероучения также осуществляется посредством экзегетики -толкования Св.Писания. Любая богословская теория в рамках православия должна базироваться на Библии, и подкрепляться авторитетными святоотеческими толкованиями. Поэтому экзегетика представляет интерес и как результат, и как средство развития православного богословия. ''> Таким образом цель диссертационного исследования заключается

  1. в исследовании возможностей развития православного вероучения и роли экзегетики в этом процессе, определении конкретных форм, методов и границ модернизации;

  2. в выделении этапов развития православной экзегезы и факторов (как объективных, так и субъективных), его обуславливающих;

3) в определении внутренней логики в эволюции различных
направлений православного богословия (ортодоксального, умеренно-
либерального и радикального), их трансформации в современных условиях;
'"'' 4) в выявлении специфики православной экзегетики на всех этапах ее
развития.

Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить основные принципы и направления в святоотеческой экзегетике II1-V1II веков.

  1. Определить тенденции, возобладавшие в понимании Св.Писания русским православием до конца XIX века.

  2. Определить факторы, обусловившие появление внецерковного и церковного реформаторства, проследить взаимовлияние этих направлений в плане пересмотра отношения к Св.Писанию.

  3. Проследить эволюцию православной экзегетики в конце XX века, выявить ряд направлений в современном богословии, их генетическую преемственность с предшествующими религиозными исканиями.

  4. В качестве критерия рассмотреть позиции богословов по вопросам богодухновенности Св.Писания, целей, методов и критериев истинности его толкования, а также трактовку конкретных библейских сюжетов.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования является принцип материалистического понимания истории, философские категории объективного и субъективного факторов исторического развития, положения о всеобщей связи и развитии процессов и явлений, принцип историзма, положение о соотношении общего, особенного и единичного. В истолковании ряда вопросов автор следовал за признанными отечественными исследователями русского православия - Н.С.Гордиенко, П.К.Курочкиным, Л.Е.Шапошниковым, изучившими сущность эволюции православия и основные его доктринальные установки.

Источниковую базу работы составили: труды Отцов церкви IH-VIII веков, произведения богословов ХІХ-ХХ веков, учебные пособия по догматике, Закону Божию, православной философии, произведения представителей русской религиозной философии - П.Я.Чаадаева, А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, Ю.Ф.Самарина, В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова и П.А.Флоренского и "Записки религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге", опубликованные в журнале "Новый путь" за 1903-1904 гг. А также дореволюционные церковные периодические издания: "Богословский вестник", "Церковный вестник", "Вера и разум", "Православное обозрение" и "Христианское чтение". Для характеристики современного этапа развития

православного богословия использовался официальный церковный печатный орган - "Журнал Московской патриархии" с 1932 по 1996 гг. Степень научной разработанности темы.

Интерес к истории развития православной мысли проявляли многие исследователи, как светские - религиоведы, философы, историки так и церковные. В особую группу литературы по теме можно выделить работы православных исследователей, занимавшихся историей русской библеистики -С.Сольского, Ф.Е.Елеонского, Н.М.Никольского, о.А.Меня. А также ставшие классическими общие обзоры истории русской философии и богословия, принадлежащие ученым Парижского богословского института Св.Сергия: блестящее исследование Г.В.Флоровского "Пути русского богословия", двухтомная монография В.В.Зеньковского "История русской философии" и работа Н.О.Лосского с аналогичным названием, Н.А.Зернова "Русское религиозное возрождение XX века", а также работы В.Н.Лосского и о.А.Шмемана (деятельность последнего связана с развитием православия в Америке). Эти работы представляют читателю обширный материал по теме, долгое время закрытой для непредвзятого светского исследования и разрабатывавшейся учеными Русской православной церкви за рубежом. Сильной стороной этих исследований является акцент на то, что православие развивается на собственном мыслительном материале и его эволюция обусловлена не только внешними, но и внутренними факторами. Освещение традиции православного богословия и философии "изнутри" представляется необходимым для правильного понимания его эволюции. В то же время, эти труды написаны с определенных мировоззренческих позиций, не лишены субъективизма и не учитывают новейших тенденций в православной идеологии.

Философско-социологическая база светского исследования создана
трудами Н.С.Гордиенко, П.К.Курочкина, Н.П.Красникова, И.А.Крывелева. В
изучении отдельных аспектов модернизации православной идеологии в
отечественном религиоведении можно выделить два этапа. В 60-70е годы
внимание исследователей сосредотачивалось, в основном, на ее

гносеологическом и социальном аспектах, которые получают широкое

освещение. К сожалению, в силу ряда ограничений, исследователи были лишены возможности полностью объективного ее рассмотрения. Поэтому наряду с интересным фактическим материалом и глубокими обобщениями в этих работах проявляется гиперкритическая направленность, проявления модернизации в православии рассматриваются сквозь призму общего негативного отношения к религии.

В 80-90 годы наблюдается тенденция к осмыслению православного вероучения с философской точки зрения. Это отражается в работах Калинина Ю.А., Воронковой Л.П., Еременко В.П., Черткова А.В., Шаталина Е.Н, где исследуются идеалистические и мистические корни православной философии и ее отдельные аспекты. Влияние церковных и внецерковных религиозных философов на богословское творчество русской православной церкви проанализировано в работах Л.Е.Шапошникова.

Современная литература по русской религиозной философии, с одной стороны, обширна, но с другой стороны - посвящена целостной оценке взглядов русских мыслителей, их соотношение с библейским повествованием, представления о роли, смысле и методах познания Св.Писания, о православном варианте его понимания и ряд других проблем не проанализированы достаточно полно.

Современной православной идеологии посвящены исследования Гордиенко Н.С., Бессонова М.П., Ожигова Б.А., Школенко Ю.А, Ребкало В.А., Косенко В.П., Новикова М.П., Сухих А.А., Черткова А.Б., Филоненко Н.Н., Симонова И.В., Шиманской O.K. и др., результатом которых явился вывод об идейной неоднородности современного православия и объективных основах этих различий, о преемственности по некоторым вопросам в богословских течениях в начале века и на современном этапе и др.

Это дает возможность специального рассмотрения проблем, не вошедших в тематику этих работ: понимание Св. Писания в различных идейных течениях внутри русской церкви, связь православной экзегетики со святоотеческими традициями, русской религиозной философией и особенностями современной социально-культурной ситуации, проблема языка Св.Писания в православии.

"' Общий философский анализ отношения к Библии в христианстве
дается в работах Н.А.Решетникова., И.А.Крывелева, В.А.Ребкало,

В.М.Рябикова Г.П.Щепина. Представляется актуальным определить специфику православного отношения к Библии и рассмотреть эволюцию православной экзегетики процессе культурно-исторического развития, придав-;этой проблеме интегрирующую функцию при рассмотрении отдельных аспектов модернизации, что позволяет осветить их с новой точки зрения. Такой подход представляется оправданным, поскольку толкование Св.Писания является и средством, и результатом модернизации православного вероучения. Новизна диссертационного исследования.

  1. Впервые на широком фактическом материале рассматривается соотношение устойчивости и изменчивости православной экзегетики. Отмечается связь православной экзегетики XIX-XX веков со святоотеческими традициями, в то же время, анализируются новые моменты в православном понимании Св.Писания.

  2. Анализ эволюции православной экзегетики дает возможность объективно взглянуть на место Св.Писания в обосновании православной онтологии, гносеологии и этики.

3. Выявлено влияние русской религиозной философии на становление
современной православной экзегетики.

  1. Дан анализ основных тенденций в современной православной идеологии (консервативно-ортодоксальной и обновленческо-либеральной) по вопросам толкования Библии, допустимости ее нового перевода на русский язык.

  2. В диссертационном исследовании систематизируется соотношение вербального и различных видов "духовного" толкования Библии в истории русского богословия. Выделяются устойчивые черты русской православной экзегетики на всех этапах ее развития. Отмечается специфика православного варианта модернизации вероучения, состоящая в ориентации не столько на его ' рационализацию, сколько на придание мистико-онтологического толкования," что позволяет сохранить веру в реальность библейского повествования, отказавшись от его буквального понимания.

Похожие диссертации на Эволюция экзегетики русской православной церкви XIX-XX веков