Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление отечественной буддологии как отрасли религиоведения, вторая половина XIX - первая треть XX века Ермакова, Т. В.

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ермакова, Т. В.. Становление отечественной буддологии как отрасли религиоведения, вторая половина XIX - первая треть XX века : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.06.- Санкт-Петербург, 1994.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 95-9/104-6

Введение к работе

Обоснование темы. Данная работа посзящена анализу и попытке реконструкции этапов становления отечественно!* буддологии как отрасли собственно религиоведения во второй половине XIX - первой трети XX вв. Буддийская духовная традиция не есть нечто внешнее и чужеродное для России, многонациональная культура которой исторически всегда была открыта в сторону Азии. Становление отечественной будг.ологии самым тесним образок переплелось с историей российской государственности, и уже в силу одного только этого обстоятельства отзчественная буддология во многом отразила характерные для 'серединкой Евразии черти историко-культурного и историко-идэологичсских процессов.

Буддология в России зародилась как аспект прикладного вос
токоведения, призванного всемерно способствовать разработке и
практическому осуществлению имперской политики в Центральной
Азии. Первоначально предметом буддологии выступала задача изуче
ния религиозной жизни национальных окраин России, традиционных
способов управления буддийскими общинами и т.д. Однако во втг.рой
половине XIX в. отечественная буддология постепенно преодолевает
ограниченность чисто прикладными - относительно российских поли-
тическиї цэлей - проблемами, ее предмет на рубеже веков приобре
тает черты, свойственные религиоведения. Преимуществен
ной областью буддологических исследований становится анализ фор
мирования буддийской духовной традиции в ее живом функционирова
нии и исторической преемственности. Все большую роль начинает
играть изучение письменных памятников религиозно-философского
содержания, без научного освоения которых любив попытки понять
живую жизнь буддийской религиозной традиции внрождались в прос
тое накопление сведений, не понятных.в своем существе и смысле.
Важно подчеркнуть, что в этот период в отечественной буддологии
складываются такие метода изучения живого буддизма, которые в
настоящее время принято называть социологическими, - ото метода
неэклпченнога и включенного наблюдения.

Исследованиям светских ученых в известной степени предшествовали буддолсгические штудии деятелей Русской Православной Церкви, активно стимулировавшей ыиссионерекув работу и стремившейся вооружить будудах миссионеров знанием буддийской догматики, культовых практик различных школ и направлений буддизма.

Период, охватывающий вторую половину XIX - первую треть XX вв. в развитии отечественной буддологии, представляет весьма значительный научный интерес, поскольку именно а этот исторический промежуток времени формируются ее основные теоретические задачи, методологические подходы, делаются открытия, радикально преобразившие впоследствии лицо мировой буддологии как строгой гуманитарной дисциплины.

Российская будцология как отрасль религиоведения развивается в этот период стремительно и необыкновенно успешно. В первые десятилетия И в. возникает Санкт-Петербургская буддологическая школа - академическое направление во главе с Ф.ИДербатским, получившее в последующие десятилетия мировую известность. Научный авторитет1 Санкт-Петербургской (Ленинградской) буддологическоЯ школы был завоеван благодаря ее достижениям в области изучения буддийских религиозно-философских памятников, созданных в Индии в эпоху раннего средневековья и оказавших значительное влияние на процесс становления центрально-азиатской и дальневосточной буддийских традиций. Первоклассные работы по истории буддийской религиозно-философской мысли, выполненные санкт-петербургскими буддологами в теоретико-методологической парадигме русского академического неокантианства (А.И.Введенский, И.И.Лапшин), не имели зарубеяшых аналогов по глубине проникновения в предмет и объясняющей концептуальной силе выводов, .бессо.чненно принадлежащих к важнейшим открытиям XX в. в религиоведении и культурологии.

Однако вклад отечьственных буддологов второй половини XIX - первой трети XX вв. до сих пор не получил своего целостного освещения в религиоведческой литературе, вплоть до настоящего времени не проанализированы основные этапы становления буддологии в России - ведущая проблематика, факторы, влиявшие на становление предмета и методов и т.д. Существование такой лакуны имеет свое историческое объяснение. Во второй половине 33-х гг. отечественная будцология оказалась полностью разгромленной, буддологические исследования в России были приостановлены в течение трех следующих десятилетий, академическая линия научной преемственности прервалась. Возроадение буддологии в 60-е гг. проходило весьма трудно, поскольку обращение к отечественному теоретическому наследию встречало идеологические препятствия, на допускавшие объективной оценки вклада российских буддологов (имперскую политику России в Центральной Азии чеобходимо было

трактовать как исключительно реакционную, будциГскую духовную традицию - как форму закабаления народа, буддийскую религиозную философию - как схоластический обскурантизм, "учения индий-ских попов", а русское академическое неокантианство, идеи которого стимулировали научное проникновение в сущность этой философии, признавалось достойным самой резкой критики).

Замысел данной работы продиктован стремлением предпринять первую попытку преодоления этой лакуны, потребностью вне идеологических шор и теоретико-методологической предвзятости осмыслить путь отечественной буддологии, приведший ее к мировому признание.

Актуальность теми цссг.едоватіЯ обусловлена двумя основним факторами. Во-первых, идеологическая отчрытостъ современного российского общества стимулировала новую волну интереса как к-самому буддизму, так и к теоретическому наследию отечественных буддологов. Растет количество публикаций, посвященных отдельным персоналиям или проблемам истории буддологии. Тем не менее монографическое исследопание этапов становления отечественной буддологии второй половины XIX - первой трети XX вв. до сих пор не предпринималось, хотя настоятельная потребность в этом декларируется как в сфере фундаментальной науки, так и в области высиё-го образования.

Во-вторых, развертывание в отечественной философской науке компаративистских исследований западной и восточной мыслительных традиций обнаруживает слабую оснащенность исследователей знаниями в сфере отечественной буддологии, достижений российских ученых в исследовании буддийской духовной традиции. Данная работа представляет собой первый опыт восполнения существующего пробела, претендующий служить религиоведческим подспорьем в комплексном изучении диалога культур.

Объект исследования и степень его изученности. Отечественная буддологическая литература второй половины XIX - первой тре-

Подобное отношение к русскому академическому неокантианству обусловлено тем, что философы этого направления активно не принимали диалектический и исторический материализм, открыто выражали свое критическое отношение к советской власти, что повлекло за собой высылку в 1922 г. И.И.Лалшина иэ страны. Бессодержательная инерция идеологически детерминированного отношения к этой -одной из интереснейших российских философских икол даже сегодня преодолевается с огромнш трудом.

- б -

ти XX вв. весьма неоднородна по тематике, уровню научной строгости, целевой направленности. Для исследования мы отобрали только труды тех аьтороэ, которые е гой либо иной степени повлияли на Процесс формирования предмета буддологических исследований, смены проблематики, использования новых для буддологии методологических подходов и методов. Это прежде всего работы О.М.Ковалевского, А.Ы.Позднеева, В.П.Васильева, И.П.Минеева, й.И.Щербатского, О.О.Розенберга, Г.Ц.Цыбикова, Б.Б.Барадийна, С.Ф.Ольденбурга. Кроме того, нами привлекались сочинения деятелей Русской Православной Церкви, осуществлявших миссионерское служение в буддийских историко-культурных регионах, - о.К.Попова, арх.Нила, иер,Гурия и др.

Как нами отмечено выше, существуют исследования (в форме статей или отдельных параграфов в монографиях, посвященных буддизму), касающиеся отдельных персоналий или частных аспектов их теоретического наследия. Здесь прежде всего следует указать на статьи С.Ф.Ольденбурга, писавшего о В.П.Васильеве, З.И.Щер-батском, О.О.Розенберге, И.П.Минаеве, ГД.'Дыбикове. В данной работе мы пользовались исследованиями Б.М.Панкратова, Л.С.Васильева, Е.В.Завадской, Е.К.Кычанова (о личности и некоторых аспектах таорчества В.П.Еаеильева); Г. Г. Кото век ого, Г.Іі.Бонгарда-Яеаина, 0.$.Волковой, Е.В.Ревукенковой (о И.П.Минаеве)-, Г.И. Конрада, Г.М.Бонгарда-Левина, А.Д.Литмана, А.Я.Сыркина, В.И. К&льяноаа, Я.В.Василькова, А.Н.Зелинского, В.Н.Топорова, В,И. Рудого, В.И.Корнева (о й.ИДербатском), A.M.Пятигорского, К.К. Коля, Ю.Михайловой, А.Н.Игнатовича (о О.О.Розенберге); Д.К.Дор-жиева, Е.М.Герасимовой, Р.Е.Пубаева, Б.В.Семичева, Ц.Б.Цыдендамбае-ва, О.С.Хикняк (о ГД.Цыбикове). Кроме этого, следует отметить обзор истории советской буддологии Н.Л.%ко8ской. Большинство из отих работ имело своей целью восстановить исторические факты жизни и научной деятельности отечественных буддологов. Однако некоторые из них посвящены анализу вклада того либо другого мыслителя в развитие наших знаний о буддийской духовной традиции, и здесь следуот, в частности, отметинь статьи Г.И.Конрада, Г.М. Бонгарда-Левина, В.И.Рудого о Ф.И.Щербатском, А.Н.Игнатовича, A.M.Пятигорского о СчО.Розенберге. Только в етих работах специально подымаются - в той или иной степени - вопросы становления научного метода в трудах конкретних буддологов.

Нами использовались также архивные материалы из Архива востоковедов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения

РАН, обзорные работы по истерии востоковедения В.З.Еяртольда и Дя.Дейонга, которому принадлежат интереснеНчпіе био-библиогра-фические обзоры, включающие материал по россиКско? буддологии.

Цель я задачи исследования. Основная цель исследования -разработка аналитической реконструкции этапов становления отечественной буддологии как отрасли религиоведения во второй половине XIX - первой трети XX вв.

Данная цель операционализирована нами в следующих трех задачах:

виявить историко-культурные факторы, повлиявшие на процесе становления предмета, объекта и конкретних научных методов отечественной буддологии;

дать периодизацию основных этапов развития отечественной буддологии в зависимости от стаций формирования се предмета и конкретных научных методов изучения буддийской пуховной традиции;

дать аналитическую оценку вклада отечественных ученых в исследование буддийского религиозного мировоззрения - живой.религиозной традігдии и религиозно-философских скол древности и раннего средневековья.

Методологическая база исследования. Настоящее исследование выполнено в соответствии с теоретико-методологическими положениями Программы транерэгионального изучения буддизма, разработанной В.И.Рудъм при участии М.Е.Ермакова, Е.П.Островской и Е.А.Тортикова и осуществляющейся в настоящее время в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН. В качестзе историко-религиоведчесхого исследования^ настоящая работа опирается на идеи классиков отечественной буддологической школа Ф.И.Щербатского и О.О.Роэенберга относительно сутдности буддизма как традиционной религиозной идеологии, которые сохраняют свою методологическую ценность в современной мировой буддологии.

См.: Проблемные буддологические исследования в ЛО ИЗ АН СССР. - Буддизм. Проблемы истории, культуры, современности. М.,

1990, ее. 31-44. 2 Данная работа представляет собой реализацию историко-религиоведческого аспекта исследовательского Проекта, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований и выполняемого на бале СПбйШ РАН (научний руководитель Проекта В.И,Рудой)

Новизна результатов исследования. Новизна результатов настоящего исследования обусловлена задачами, ранее не решенными применительно к анализу истории отечественной будцологки как отрасли религиоведения:

отечественная буддология второй половины XIX - первой трети XX вв. впервые рассмотрена как конкретная религиоведческая дисциплина - в процессе становления предмета, методов и объекта изучения, что позволило преодолеть дескриптивность подхода, характерную) для работ по истории востоковедения;

выявлены историко-культурные факторы, обусловившие формирование предаете и выбор сбгектоз изучения, характерних именно для отечественной буддолопга как религиоведческой дисциплины (близость буддийского культурного мира к границам Российской империи, наличие в России попданнък-буддистов, подотчетных зарубежному духовному иерарху, геополитическая и политико-идеологическая проблемы включения буддийских регионов Роесі'и в общероссийский историко-культурный процесс);

на основе анализа эволюции предмета и метода предложена следующая периодизация процесса становления отечественной буд-дологии: период вычленения будвояогич как религиоведческой дисциплины из сферы востоковедения ~ исследование буддийской религиозной картины мира (30-60-е гг. XIX в.), первый этап религиоведческих буддолсгических исследований -.изучение центрально-азиатской живой буддийской традиции с применением социологических методов невключйнного и включенного наблюдения, структурирование и религиеведческая тгоологизация единиц наблюдения (70-е гг. XIX - 10-е гг. XX вв.), второй этап - формирование религиоведческой концепции буддизма: вычленение на транерегиональнои материале принципиально несводимых друг к другу религиозно-философской и простонародной буддийских традиций, эксплицитная постановка теоретико-методологлческих проблем (Ю-ЭО-е гг. XX в. 1;

осуществлена аналитическая оценка вклада отечественных ученых в теоретический и историко-религиоведческий аспекты изучения буддизма: реконструкция синхронного среза живой центрально-азиатской буддийской традиции - определяющая традиционную религиозную жизнь роль монастырей, ритуально-обрядовый аспект, буддийская община (сангха) как социальный институт (А.М.Позднеев, Г.Ц.ІГмІиков, Б.Б.Барадийн), научно-историчеекчй подход к процессу распространения буддизма'(И.П.Минаев, ї.И.їїербатской), преодоление европоцентристской методологической установки (Ф.ИЛер-

батской, О.О.Роэенбепг), исследование популярной буддийской литературы и иконографии (С.Ф.Ольденбург), принцип несводимости религиозно-философской и простонародной буддийских традиций (0.0. Розенберг), выявление систематико-ебьяснягоцей функции буддийских философских трактатов для понимания буддизма как целостного мир >-возэренческого комплекса (0.0.Розенберг), разработка конкретной методологии изучения письменного наследия буддийских религиозно-философских пкол древности и раннего средневековья (В.П.Васильев, Ф.И.&рбатско?}, О.О.Розенберг, Е.Е.Обермиллер);

проведен критический анализ и вьшзлены границы применимости в современных религиоведческих исследованиях результатов изучения буддизма деятелями Русской Православной церкви - теоретиками и практиками миссионерского слуяения к представителями образовании околоцерковных кругов (о.И.Попов, арх.Нил, иер.Гурий, иер., Мефодий, В.А.Кожевников и др.);

пперзне введены в научный (религиоведческий) оборот неопубликованные работы и исследовательские материалы из фондов А.М.Поэднееэа и О.О.Роэенбзрга (Архив востоковедов СПбФИВ РАН), а также публикации отечественных буддологов, существующие на статусе библиографического раритета и не изученные в аспекте религиоведения.

Апробация результатов исследования. Основные положения данной работы получили освещение в статьях, опубликованных в авторитетній научных изданиях и разделах коллективных монографий, в том числе в учебном пособии для Бнсяей сколы "Основы буддийского мировоззрения", М., 1993, общий объем публикаций 4,5 а.л. Конкретные аспекты исследования обсуждались на научных конференциях и получили положительную оценку коллег (Вторая всесопзная буддо-логичэская конференция. Москва, 1987; Первая и Вторая научные конференции по дальневосточному буддизму, СПб., 1992, 1993), тезисы докладов опубликованы; на заседаниях Годичной научной сессии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН (1993, .1994).

Практическая ценность и внедрение результатов исследования. Содержательная и аналитическая части исследования использованы при написании раздела коллективной монографии "Буддийский взгляд на мир" (СПб., 1994), учебного пособия для высшей знолн "Основы буддийского мировоззрения" (М., 1993), для подготовки публичной лекции "История отечественной буддологии" (СПб., Университет буддийской культуры, 1994). Результаты исследования могут найти

своо применение при разработке общих и специальных университетских курсов по истории религии, научного религиоведения, истории религия Востока, а также при разработке и осуществлении научных буддологичаских програма.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка литературы.

Похожие диссертации на Становление отечественной буддологии как отрасли религиоведения, вторая половина XIX - первая треть XX века