Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в России во второй половине XIX века Лучшев Евгений Михайлович

Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в России во второй половине XIX века
<
Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в России во второй половине XIX века Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в России во второй половине XIX века Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в России во второй половине XIX века Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в России во второй половине XIX века Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в России во второй половине XIX века Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в России во второй половине XIX века Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в России во второй половине XIX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лучшев Евгений Михайлович. Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в России во второй половине XIX века : ил РГБ ОД 61:85-9/261

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Пропаганда естественнонаучного материализма

1. Цроблемы естествознания в революционно-демократической публицистике 13

2. Борьба естествоиспытателей за утверждение научного взгляда на мир . 35

3, Естественнонаучная критика спиритизма 58

Глава II. Пропаганда естественнонаучного материализма и атеизма в 80-90-х годах 63

1, Политическая реакция и научная пропаганда в конце XIX века 83

2. Естествоиспытатели о происхождении религии и ее роли в истории науки 99

3, Борьба передовой общественной мысли против богоискательства и толстовства 113

4. Естественнонаучная критика идеализма и агностицизма 129

Заключение 158

Библиография.. 173

Введение к работе

Актуальность темы. Атеистическое воспитание - важная составная часть комплексного воспитания коммунистических убеждений советского человека. Научная и политическая актуальность темы обусловлена задачами идеологической работы, которую ведет КПСС в советском обществе. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС указал на серьезный ущерб, который наносят коммунистическому строительству изъяны в идеологической работе, недостаточная зрелость сознания людей. В принятом на Пленуме постановлении "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" определены главные направления идеологической деятельности партии. 'Незыблемая основа коммунистического воспитания - формирование марксистско-ленинского мировоззрения" . На Пленуме было отмечено, что верующие составляют еще немалую часть советского общества;было указано на необходимость активизации пропаганды научно-материа- листических взглядов и атеистического воспитания .

В борьбе с религиозными предрассудками атеизм опирается на науку. В статье "О значении воинствующего материализма", опубликованной в 1922 году, В.И.Ленин писал, что пропаганда философского материализма и атеизма должна опираться на современное естествознание. Без решения этой задачи, без союза со склоняющимися к материализму естествоиспытателями "... материализм не может быть ни в коем случае ни воинствующим, ни материализмом" . Философы-идеалисты всегда стремились лишить естествознание его миро-

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.71.

См.: там же, с.60, 72-73.

Ленин В.И. Поли.собр.соч.,т.45,с.29. воззренческого значения, доказать его "беспартийный" характер. Эта тенденция выявилась и на ХУІ Всемирном философском конгрессе (1978 г., ФРГ). Основная тема конгресса была: "Философские и мировоззренческие проблемы современной науки". В ходе развернувшихся острых дискуссий буржуазные философы пытались доказать несовместимость естествознания с материалистической философией и атеизмом. На конгрессе пропагандировались откровенная теология, иррационализм и агностицизм1.

Большое значение для научно-атеистической пропаганды имеет не только привлечение современных естественнонаучных теорий, но и обращение к истории естественнонаучного материализма и атеизма, прежде всего русского. В.И.Ленин указывал на существование в России солидной материалистической традиции. Этот факт оспаривается представителями религиозно-идеалистической философии и буржуазной пропагандой на Западе. Буржуазные идеологи обращаются к наследию дореволюционного русского богоискательства, которое проповедовало о врожденных мистических наклонностях, "религиозной душе" русского народа. Миф об отсутствии в России серьезных материалистических и атеистических традиций отстаивается в работах Н.О.Лосского, В.В.Зеньковского и других религиозных философов. Если верить утверждениям этих авторов, в России всегда существовала и развивалась только одна достойная внимания философия - религиозно-мистическая. Материализм и атеизм не имели прочных корней в русском обществе и были занесены с "безбожного" Запада. Тезис о том, что вся русская культура выросла на религиозной почве и вскормлена христианством, проповедуют деятели реакционных церковно-эмигрантских кругов, занимающихся анти-

I См.: Федосеев П.Н. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. - "Вопросы философии", 1978, № 12, с.34-42. коммунистической пропагандой^ Особенно активно идея о доминирующем влиянии христианства на ход русской истории и развитие русской культуры пропагандируется в последние годы, в связи с приближающимся церковным юбилеем - тысячелетием крещения Руси.

Историю реальных взаимоотношений науки и религии замалчивают либо искажают идеологи современной русской православной церкви, которые утверждают, что религия никогда не противоречила науке, что христианская вера и научное знание могут мирно сосуществовать, не причиняя друг другу взаимного ущерба. Что касается гонений против ученых на Западе и в России, то они объясняются не коренной противоположностью религии и науки, а фанатизмом "отдельных лиц" из числа церковной иерархии.

Подобное извращение истории рассчитано не только на верующих. Не секрет, что и среди неверующих иногда можно встретиться с идеализацией церковной истории, с преувеличенной оценкой роли христианства в развитии культуры. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС прямо говорилось о "богоискательских" тенденциях и "идеализации патриархальщины" среди некоторой части советской интел-

ЛИГеНЦИЕГ.

Для опровержения всех этих вымыслов большое значение имеет изучение истории русского естественнонаучного материализма, в частности - пропаганди его идей во второй половине XIX века. Изучение и развитие материалистических традиций, сложившихся в

См.: Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Фальсификация атеистических традиций советского народа идеологами "русской зарубежной церкви". -В кн.: Атеистические традиции русского народа. Л., 1982, с.65.

См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с.48. русском обществе в прошлом веке, - важная задача советской науки.

Неустанная, подвижническая деятельность передовых естествоиспытателей прошлого, боровшихся за распространение научных знаний и утверждение научно-материалистического мировоззрения, имеет не только историческое значение. Она имеет прямое отношение к сегодняшнему дню. До сих пор, например, за рубежом и в нашей стране имеет хождение вера в так называемые парафеномены: телепатию, телекинез, проскопию, левитацию и т.д. Собираются международные спиритические конгрессы. Парамедицину и парапсихологию пропагандируют не только невежественные знахари, но и некоторые ученые - врачи, психологи и даже философы. Между тем история науки показывает, что методы и принципы, которые использует современная парамедицина, - это старые спиритические приемы, которые были развенчаны наукой и философией еще в прошлом веке .Немалая заслуга в этом деле принадлежит и русским естествоиспытателям-материалистам.

Советские историки философии и научного атеизма не раз указывали на необходимость комплексного, более широкого и глубокого изучения истории атеизма . Авторы многих работ отмечают важную роль, которую играло естествознание в идейной борьбе в прошлые века. История атеизма, пишет А.Д.Сухов, нередко понимается сужено и отождествляется с атеизмом, который разрабатывался в рам-

I См.: Иовчук М.Т. Ленинизм, философские традиции и современность. 2-е изд. М., 1982, с.83; Гараджа В.И. История атеизма -актуальная задача марксистского исследования. - Вопросы научного атеизма, вып.5. М., 1968, с.364; Коновалов Б.Н. О диссертационных работах по научному атеизму. - Вопросы научного атеизма, вып.12. М., 1971, с.366. ках философских теорий. Однако "история атеизма не может игнорировать того, что сделано для развенчания религии и утверждения атеистического мировоззрения естественнонаучным атеизмом" .

Необходимость серьезного изучения истории естественнонаучного материализма и атеизма, прежде всего в России, признают и другие исследователе.

Создание научной истории атеизма в России невозможно без обращения к массовой естественнонаучной пропаганде второй половины XIX века, в первую очередь - к богатейшим материалам, которые содержит передовая журналистика этого периода. Прогрессивные журналы внесли немалый вклад в распространение материалистического мировоззрения. Без изучения этого источника история русского атеизма будет неполной.

Состояние исследования проблемы. Борьба передовых деятелей отечественной науки прошлого века цротив идеализма и религии освещалась в работах А.Д.Сухова, Л.Р.Харахоркина, П.Т.Белова и других авторов . Однако в существующих работах исследованию подвергнуты взгляды только наиболее выдающихся деятелей отечествен-

Сухов А.Д. Естествоиспытатели и религия. М. ,1975,с.16.

См.: Белов П. Т. Философия выдающихся русских естествоиспытателей второй половины XIX - начала XX в. М., 1970, с. 13-14; Щипанов И.Я. Вопросы истории русской философии. -В кн.:1енинизм и современные проблемы историко-философской науки.М.,1970,с. 177; Тажуризина S.A. Актуальные вопросы истории атеизма. М., 1979, с.159.

См.: Сухов А.Д. Атеизм передовых русских мыслителей.М. ,1980; Харахоркин Л. Р. Из истории борьбы дарвинизма с религией в (продолжение см.на след.стр.) ной науки: И.М.Сеченова, И.И.Мечникова, Д.И.Менделеева, К.А.Тимирязева, И.П.Павлова. Авторы работ указывают на слабую разработанность этого направления в истории русского атеизма и ставшую почти традиционной в советской научной литературе недооценку атеистического наследия русских естествоиспытателей. "Достаточно сказать, - пишет А.Д.Сухов, - что ни один из существующих ... общих курсов по истории атеизма не включает в себя то атеистическое богатство, которое было создано деятелями русского ес- тествознания" . Подобный подход ограничивает возможности современного атеистического воспитания. Незнание истории вопроса привело, например, авторов вышедшего в 1983 году "Атеистического словаря" к тому, что они в статье "Спиритизм" зачислили в ряды естествоиспытателей, боровшихся со спиритизмом, А.Н.Аксакова и А.М.Бутлерова. Во-первых, А.Н.Аксаков не имел никакого отношения к естествознанию. Во-вторых, это был один из лидеров спиритического движения в России, крупнейший издатель и переводчик мистической спиритической литературы. Ярым приверженцем спиритизма был и академик А.М.Бутлеров. А.Н.Аксакова, А.М.Бутлерова и Н.П. Вагнера часто называли в печати "апостолами спиритизма" в России. Неверные сведения по этому вопросу содержатся и в статье Е.Сергиенко "На мистической волне", опубликованной в 1984 году в мартовском выпуске журнала "Наука и религия".

В существующих в настоящее время работах по истории естественнонаучного материализма и атеизма в России в XIX веке естественнонаучная пропаганда как самостоятельный объект не рассматри- (продолжение)

России. - Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т.З.

М.-Л., 1959; Белов П.Т. Указ.соч. I Сухов А.Д. Атеизм передовых русских мыслителей, с. 168. вается. Нет в научно-атеистической литературе и работ, которые бы исследовали журнальную публицистическую деятельность передовой научной интеллигенции, боровшейся за распространение естественнонаучных знаний в обществе.

Цель исследования. Задачей диссертации является: изучение материалистического и атеистического содержания, основных направлений и методов естественнонаучной пропаганды,которая велась в русском обществе во второй половине XIX века; освещение борьбы между естественнонаучным материализмом и религиозно-идеалистическим лагерем, которая отразилась в выступлениях и статьях передовых деятелей естествознания и прогрессивных публицистов; определение роли естественнонаучной пропаганды в идейной жизни русского общества в этот период; анализ недостатков естественнонаучной пропаганды.

Идейная и методологическая основа исследования. Рассматриваемая в диссертации проблема связана прежде всего с вопросом о взаимоотношении таких различных сфер духовной деятельности человека, как наука, философия, религия. В своем исследовании диссертант опирался на основополагающие принципы, которые были разработаны по этому вопросу в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса,В.И.Ленина. В развитии естествознания классики марксизма-ленинизма видели одну из движущих сил развития философии. Они указали на мировоззренческое значение естественнонаучных теорий, раскрыли неразрывную связь, существующую между естествознанием и материализмом. В то же время они подчеркивали историческую ограниченность естественнонаучного материализма, выявили его существенное отличие от материализма диалектического.

При работе над диссертацией использовались труды советских исследователей по философским проблемам естествознания.

Источники, Диссертант использовал следующие источники: естественнонаучные статьи, опубликованные в дореволюционные годы в общественно-политических журналах ("Современник", "Русское слово", "Дело", "Знание", "Отечественные записки", 'Мир божий", "Северный вестник", "Русская мысль"), а также в журналах научного характера ("Вестник естественных наук", "Естествознание и география", "Научное обозрение", "Природа и люди" и т.д.); работы представителей русской революционной демократии и революционного народничества; сочинения дореволюционных деятелей науки и культуры; дореволюционную газетную периодику; труды советских исследователей в области истории и теории атеизма, истории науки и журналистики; церковно-богословскую литературу.

Научная новизна исследования. Диссертация - первое в советской научно-атеистической литературе исследование пропаганды естественнонаучного материализма и атеизма в передовых русских журналах второй половины ИХ века. Исследование включает более двадцати наименований периодических изданий, занимавшихся распространением естественнонаучных знаний.

В диссертации освещается материалистический и атеистический характер естественнонаучной пропаганды. С позиций марксистско-ленинской философии критически анализируются ее недостатки, являющиеся следствием исторической ограниченности естественнонаучного материализма и атеизма.

Практическая ценность. Материалы диссертации могут быть - II - использованы в научно-атеистической пропаганде, в лекциях по научному атеизму в университетах и вузах, в экспозициях музеев атеизма.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на Ученом Совете Государственного музея истории религии и атеизма, на кафедре истории и теории атеизма философского факультета ЛГУ имени А.А. Жданова. Содержание и выводы диссертации неоднократно излагались в докладах диссертанта в отделе "Атеизм и христианство в СССР", использовались в его лекционной работе. По теме диссертации опубликовано две научных статьи.

Борьба естествоиспытателей за утверждение научного взгляда на мир

Передовая научная интеллигенция стремилась сделать науку достоянием всего общества. Еще в середине ХУШ века М.В.Ломоносов писал: "За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю"1. Патриотические традиции русской науки были продолжены учеными в XIX веке. "С первых шагов своей умственной деятельности, - писал К.А.Тимирязев, - я поставил себе две параллельные задачи: работать для науки и писать для народа, т.е. попу 2 лярно..." . Вся научная деятельность Д.И.Менделеева была подчинена девизу: "Посев научный взойдет для жатвы народной". В начале второй половины прошлого века естествоиспытатели сотрудничали в журналах научного характера ("Вестник естественных наук, "Натуралист", "Природа и землеведение" и т.д.), а также в различных смешанных изданиях, публиковавших на своих страницах естественнонаучные материалы. Наиболее известным был журнал "Вестник естественных наук", которым руководил К.Ф.Ру-лье. Научно-пропагандистская деятельность этого ученого была высоко оценена Белинским и Чернышевским. Герцен посвятил ему специальную статью - "Публичные чтения г-на профессора Рулье". Дурнальные страницы служили трибуной, с которой передовые ученые делились с обществом своими открытиями. Доступность и увлекательность изложения сочеталась при этом с подлинной науч ностьга. Пропаганда естествознания в дореволюционной России всегда была трудным и опасным делом. Вооружившись выдвинутой министром народного просвещения С,С,Уваровым лозунгом "православия, самодержавия и народности", церковь и правительство препятствовали распространению научных знаний в обществе. Николай I разъяснял депутатам Московского университета суть правительственной политики в области народного образования: "Ученье и ученость я уважаю и ставлю высоко; но еще выше я ставлю нравственность. Без нее ученье не только бесполезно, но даже может быть вредно, а основа нравственности - святая вера. Вместе с ученьем надобно воспитывать религиозное чувство. Вот мой взгляд на просвещение..."1. Духовенство следило, чтобы в народ не проникали знания, опасные для народной "нравственности". "Наши лжепросветители народа, наши материалисты не доведут нас до добра", - кликуше 2 ствовала "Домашняя беседа" . Неудивительно, что в самодержавной России три четверти населения было неграмотно. Самодержавие было тормозом для научного и социального прогресса. Особенно тяжело сказалось на положении науки и научной печати каракозовское покушение в апреле 1866 года. Были закрыты "Современник" и "Русское слово". Началось массовое гонение на науку. Отправлялись в огонь или под нож уже набранные в типогра-фиях естественнонаучные книги. Повсеместно изымались из продажи сочинения естествоиспытателей: Дарвина, Гексли, Бгохнера и других. А.И.Герцен в мае 1866 года писал К.Фогту: "... в доносах Каткова упоминается и ваше имя. Он утверждает, что именно ваши сочинения ... и книги Молешотта развращали молодое поколение" . Видевшее в науке и материализме своего злейшего врага правительство приступило к реформе народного образование, насаждая так называемое классическое образование. Резко ограничивался доступ к образованию и науке "кухаркиным детям". Один из чиновников Главного управления по делам печати вспоминал, что в эти годы в стране большой популярностью пользовались эпиграммы на Каткова, насаждавшего классическое образование в гимназиях: Кто, убоясь естествознанья, Как страшной гидры отрицанья, Спас от него нас, дураков? М.Н.Катков. И кто придумал для спасенья Латинских классиков творенья, Поднявши мертвых из гробов? М.Н.Катков . Нетрудно представить, как сказывалась такая политика на состоянии науки и промышленности. Грустное зрелище представляет собой русская наука, писали в 1868 году "Биржевые ведомости" в заметке, посвященной закрытию Первого съезда естествоиспытателей. Нужды огромной страны обслуживают сорок пять естествоис-штателей, один технологический институт и одна земледельческая академия. В печати обличают науку и материализм, а в это время народ мрет от голода, и дороги мостят фосфорно-кислым известняком, одним из лучших сельскохозяйственных удобрений, за которое в Германии и Англии платят огромные деньги. Большую помощь развитию науки, отмечала газета, могли бы оказать преподаватели гимназий, но их положение - хуже некуда, "Без лабораторий, без кабинетов, без книг, с грошовым содержанием, чуть не за тысячу верст от университетских городов - есть ли какая-нибудь возмож-ность производить научше исследования?"1. В условиях самодержавно-православной России деятельность научных журналов приобретала особый вес и ценность. Публикуя работы отечественных и зарубежных ученых, журналы способствовали распространению в обществе научных знаний, развитию просвещения. Неослабевающее внимание проявляли естествоиспытатели-пропагандисты к астрономии, остававшейся ареной острых идейных схваток. Даже во второй головине XIX века христианство пыталось отстаивать геоцентрическую систему мироздания. Журнал "Знание" писал по этому поводу, что попытки богословов опереться на священное писание приводят к "величайшей бессмыслице", "Посылки авторитета, в этом случав Библии... даже в наше время заставили многих теологов совершенно последовательно возвратиться к выводу астрологии, к неподвижному и центральному положению зем р ли, по Птоломею" Материалистическое мировоззрение отстаивали в своих работах астрономы И.М.Симонов, Д.М,Перевощиков, Ф.А.

Бредихин, Особенно большой популярностью пользовались статьи академика Д.М.Перевощикова. Они заслужили высокую оценку Белинского и Чернышевского. В своих выступлениях ученый открыто высмеивал мистику и суеверия. В "Космологических заметках", публиковавшихся в "Вестнике естественных наук", Перевощиков познакомил читателей с происхождением таинственных пришельцев из космоса - комет. Одна из них, уже появлявшаяся в Солнечной системе в 1264 и 1556 годах, должна была в конце 50-х годов XIX века вновь вспыхнуть на небосклоне. Ожидаемое событие породило массу суеверных толков. Перевощиков иронически писал, что для немалого числа людей комета 1264 года интересна лишь потому, что она исчезла в ту самую ночь, когда умер папа Урбан ІУ. "... Многие из них превратились в метеорологов-астрологов и начали ее влиянием объяснять необыкновенную оттепель, бывшую в прошедшем ноябре... Когда люди столько поумнеют, что перестанут болтать о том, чего не понимают?" .

Один из выпусков "Космологических заметок" Перевощиков посвятил происхождению и устройству Солнечной системы. При этом он давал не просто современное научное решение этого вопроса, а опирался на историю науки, рассказывая о вкладе в астрономию таких ученых, как Коперник, Галилей, Браге, Гюйгенс, Ньютон, Араго. Особое внимание ученый уделял космогонической системе, созданной "великим", "гениальным" Лапласом.

Теорию Канта-Лапласа, которая рассматривала возникновение Земли и всей Солнечной системы как естественный процесс, происходивший без участия бога-творца, отстаивали не только астрономы. Она оказала большое влияние на развитие геологических

Естественнонаучная критика спиритизма

Борьба передовой науки против спиритизма в прошлом веке уже не раз освещалась в работах советских исследователей . Но изучена она слабо. Объясняется это тем, что научная полемика в то время велась, как правило, на страницах газет и журналов,что сильно затрудняет изучение ее в настоящее время. "Материалы для суждения о спиритизме", изданные в 1876 году Д.И.Менделеевым и служащие основным источником для современных исследователей, далеко не дают полной картины происходивших тогда событий. Спиритизм, самое дикое из всех суеверий, как охарактеризовал его Ф.Энгельс, зародился в Америке в середине XIX века.Уже через несколько лет спиритизм объявился в Германии, Англии и Франции. Оттуда он был занесен и в Россию. В это время термин "спиритизм" охватывал широкий круг таких явлений, как "ясновидение", "духоговорение", "материализация" и т.д. В основу спиритического учения легла вера в возможность общения с загробными силами, которые, как верили спириты, и совершают все эти сверхъестественные явления. Распространение спиритизма привело к появлению профессиональных медиумов, т.е. людей, которые обладали якобы способностью общаться с загробным миром и которые вызывали "духов" на платных сеансах. Вот как описывал общение с духами участник спиритического сеанса (его рассказ был перепечатан "С.-Петербургскими ведомостями" из бельгийской газеты): "Сперва являются духи добрые, т.е. обитающие в раю, рассказывают о своем благоденствии... Затем очередь за духом, на минуту улизнувшим из огня чистилища. Он оплакивает свои земные грехи... Наконец, встает дух, отпущенный сюда прямо т из ада. Плач, стенание, отчаяние..." . Кого только не вызывали русские спириты: и Рюрика, и Ивана Грозного, и Евгения Онегина! Христианские святые, включая Христа и богородицу, также не были обойдены вниманием. Русскому обывателю ничего не стоило вызвать с того света Сергия Радонежского и спросить у него, покупать или нет акции Рыбинско-Бологовской железной дороги. Социально-экономическая отсталость России, многочисленные препоны, которые ставило самодержавие развитию отечественной науки, культуры и просвещения, создавали благоприятные условия для деятельности как заезжих "гастролеров"-медиумов, так и русских спиритических кружков. В 60-70-х годах в России подолгу гастролировали знаменитые медиумы Д.Юм и К.Бредиф. В 80-х годах их сменил В.Эглингтон. Русское православие встретило появление спиритизма настороженно. Пока духи играли на гармошках и пели "Боже, царя храни", с ними еще можно было мириться. Ведь они служили наглядным подтверждением истинности христианского учения о бессмертии души и загробном мире. Однако слишком вольное обращение спиритов с христианскими "святынями" не могло не тревожить церковное руководство. Западные теоретики спиритизма объявили Христа первым медиумом на земле. Спиритические загробные откровения сводили традиционную христианскую догматику на уровень балаганного представления. Поэтому церковь видела в спиритизме опасного конкурента. Церковная печать в России и на Западе клеймила спиритизм как губительное суеверие, как "лжеоткровение", грозящее расколом церкви. "Домашняя беседа" называла его "игрушкою сатаны". "Не будем желать услышать от мертвых то, чему каждодневно т учит нас Писание", - писал один из церковных апологетов . Митрополит московский Филарет, главный церковный эксперт в делах веры и нравственности, предостерегал верующих и особенно духовенство от увлечения новой "ересью". Зарубежная и русская печать во второй половине XIX века была полна сообщениями о скандальных проделках медиумов. Во Франции прокатилась волна судебных процессов над изготовителями фальшивых фотографий, изображавших "материализованных духов". английской тюрьме. Потеряв кредит в Англии, он заявился в Россию, предупреждала газета . "Всемирная иллюстрация" иронически советовала русским поклонникам спиритизма навести справки в домах сумасшедших в Америке, Англии и Франции - "... сколько порционных съедают в них те люди, что сбиты с толку спиритизмом и головы которых треснули от стуков... . Кипевшие вокруг спиритизма страсти отразились в произведениях многих русских писателей. Спиритические суеверия критиковал в "Дневнике писателя" Ф.М.Достоевский. В 1881 году Н.С.Лесков опубликовал рассказ "Дух госпожи Жанлис", в котором отразилось скептическое отношение писателя к мистицизму. В 1883 году А. П.Чехов высмеял спиритизм в рассказе "На магнетическом сеансе". В 1890 году Л.Н.Толстой написал пьесу "Плоды просвещения", в которой ловкая прислуга обводит вокруг пальца своих образованных, но суеверных господ. Выступления русских писателей, средствами художественного слова и публицистики боровшихся против мистики и суеверий, сыграли большую роль в идейном развенчании спиритического учения. В защиту спиритизма выступали некоторые ученые-естествоиспытатели. Находясь под воздействием позитивистских идей, преклоняясь перед эмпирическими методами исследования и недооценивая роль теории и мировоззрения в научном познании, они пытались дать научное обоснование мистике и суевериям. Именно таких ученых имел в виду А.И.Герцен, когда писал в своих "Письмах об

Естествоиспытатели о происхождении религии и ее роли в истории науки

Появление в русской научной периодике конца XIX века статей, показывавших роль религии, прежде всего христианства, в истории человечества объяснялось не только естественным интересом ученых к далекому прошлому, но и задачами борьбы с рели I Есин Б.И. Русская легальная пресса конца XIX - начала XX века. - В кн.: Из истории русской журналистики конца XIX - начала XX в. (Статьи, материалы, библиография). М., 1973, с.4. гией. Передовому естествознанию приходилось отражать усиливавшийся натиск религиозной идеологии. Церковь претендовала на роль идейного наставника науки. Православные идеологи стремились выхолостить мировоззренческое содержание естествознания, доказать, что связь между наукой, материализмом и атеизмом -чисто поверхностная и надуманная; на самом же деле развитие естественнонаучных знаний служит якобы неопровержимым подтверждением истин откровения, священного писания. Стремясь навязать христианство в союзники естествознанию, богословы замалчивали и извращали историю подлинных взаимоотношений науки и церкви в прошлом. Инквизиция на Западе объявлялась "лжехристианским" орудием папского властолюбия и произвола, а преследование церковью ученых в России - ошибками отдельных "усердных не по разуму" деятелей церкви, ошибочно трактовавших вопрос об отношении христианства к науке. Опираясь на исторические факты, раскрывающие коренную противоположность интересов науки и церкви, а также показывающих реакционную роль религии в истории науки и культуры, передовые ученые противодействовали попыткам церкви подчинить науку своему духовному диктату.

Разногласие между наукой и богословием начиналось с такого важного вопроса, как происхождение и сущность религии. Ветхозаветному рассказу о посещении богом благоденствовавшего в раю первого человека - после чего, по учению церкви, и появилась религия как связь человека с богом, - этому мифу наука противопоставляла теорию естественного происхождения религии. Возникновение первых религиозных представлений ученые относили к древнейшему периоду истории, когда человек только становился человеком. Археологические находки и этнографические исследования образа жизни отсталых племен Америки, Азии, Австралии свидетельствовали о том, что никакого "золотого века", первобытного "рая" в истории человечества не было. "... Положение властелина земли человек занял лишь после продолжительной и тяжелой борьбы с окружающими его и весьма часто для него неблагоприятными явлениями... природы", - писал в 1898 году в журнале "Естествознание и география" профессор Томского университета Н.Ф.Кащенко, видный русский биолог .

Естествоиспытатели-материалисты объясняли появление религии как естественный процесс, порожденный условиями жизни первобытного человека. Чрезвычайно низкий уровень знаний о природе, считали они, неизбежно должен был привести к появлению религиозных представлений, т.е. веры в сверхъестественные свойства окружавших человека предметов и явлений природы. Испытывая страх перед грозными стихиями природы, все непонятное, незнакомое, таинственное человек стал списывать на чудеса. "Сталкиваясь со многими непонятными ему явлениями природы, чувствуя свое бессилие в борьбе с ними,человек должен был приписать им сверхъ оестественное происхождение..." - писал журнал "Мир божий" .

Объясняя происхождение первобытных верований, научная журналистика стремилась раскрыть иллюзорность, ложность религиозного отношения к миру. Первобытные религиозные верования - анимизм, фетишизм, магия и другие - с самого начала представляли противоположное науке мировоззрение. Появившись много тысяч лет назад, они послужили исходной точкой для всей последующей истории религии и продолжают жить до сих пор.

В журнальных научных публикациях анализировалась сущность различных форм первобытной религии. Так, в 1892 году в "Науке и жизни" была опубликована статья "Поклонение светилам у первобытных народов и средневековая астрология". Автор статьи отмечал, что первобытные верования, т.е. вера в воображаемые, фантастические связи между явлениями природы, всегда основаны на внешнем сходстве явлений и предметов, на поверхностной аналогии. Большую роль играла антропоморфизация природы. Наделяя . солнце, луну, звезды сознанием и волей, древний человек видел в небесных светилах могучие божества, которых он боялся и стремился задобрить жертвоприношениями. Автор статьи с иронией писал, что русские календари и сонники содержат немало глупостей на этот счет. "Этот вздор есть остаток прежней веры о влияниитлуны на растительность и на здоровье людей" .

О происхождении культа огня рассказывала статья "Из истории огня. (Религиозные верования, мифы, суеверия и обычаи, связанные с употреблением огня)", напечатанная также в журнале "Наука и жизнь". А.Карицкий, автор статьи, отмечал, что культ огня отразил огромную роль, которую огонь играл в жизни первобытных людей. Культ огня проходит через большинство древних религий, его пережитки сохраняются в христианстве. В средневековых сказаниях бог огня являлся в виде огнедышащего змея или дракона, с которыми сражались средневековые герои Зигфрид,Зигмунд, Беовульф. В одном из храмов близ Меца, писал Карицкий, есть изображение дракона, "... низложенного, по преданию, св. Климентом, и день его убиения празднуется западной цер ковью" . Церковными праздниками являются также "убиение" Тарас-ка святой Мартой и "низложение" дракона святой Регондой.

Большое внимание уделялось в научной печати вопросу о сущности анимизма. Интерес ученых к истории возникновения веры в бессмертную душу и загробный мир был закономерен, так как учение о бессмертии души является важнейшей составной частью христианского вероучения. Анимистическая теория происхождения религии была широко распространена среди естествоиспытателей второй половины XIX века. Журнальные статьи, посвященные этому вопросу, отмечали, что понятия "дух" и "душа" появились в древнейшие времена, когда человек не мог дать объяснение такого физиологического явления, как сон. В результате появилось учение о душе как самостоятельной, покидающей тело субстанции, способной странствовать по свету и затем возвращаться в тело. Первобытные люди обращали внимание на внешнее сходство сна и смерти, поэтому в явлениях сна стали искать объяснение смерти. Признав самостоятельное существование души, писал журнал "Мир божий", человек был вннужден признать и существование отдельного мира, населенного душами, покинувшими свое земное обиталище - тело человека. "... Тут, следовательно, сновидения послужили исходною точкою развития понятий о мире духов, о рае иаде и о загробной жизни" .

Автор статьи обращал внимание на роль сна в жизни челове - -ка. Сон переселяет людей в особый фантастический мир, мир грез. Здесь они находят забвение от своей трудной жизни и горя, исполнение желаний и счастье. "Во сне уничтожаются все сословные различия ... и устанавливается то равенство, о котором так мно тго лвдей мечтает наяву" . Употребляемое автором понятие "сон" имеет несомненно не только прямой смысл, но и является синонимом слова "религия". Религия - это тоже сон человечества; она произошла из неумения объяснять сны и играет ту же роль, погружая человека в мир иллюзий.

Пропагандисты анимистической теории указывали, что на древних "фантастических" представлениях о самостоятельной душе со временем выросли самые разнообразные религиозные верования и философские теории. Иначе говоря, анимистические представления древнейших времен и античного "язычества" явились базисом не только для христианства, но и для философского идеализма. Союз

Борьба передовой общественной мысли против богоискательства и толстовства

Наступление политической реакции с начала 80-х годов сопровождалось активизацией сил идеализма во всех сферах общественной жизни. Кризис революционного движения был благоприятной основой для распространения религиозно-пессимистических настроений. "... Революционеры исчерпали себя 1-м марта, в рабочем классе не было ни широкого движения, ни твердой организации,либеральное общество оказалось и на этот раз настолько еще политически неразвитым, что оно ограничилось и после убийства Александра П одними ходатайствами", - писал В.И.Ленин в работе То тнители земства и Аннибалы либерализма" .

С развитием пролетарского революционного движения в России мистические настроения становятся уделом правящей верхушки и дворянско-оуржуазной интеллигенции, пытавшихся найти в мистике забвение от пугающей социальной действительности. В предреволюционные годы в Зимнем дворце прочно обосновался Распутин. После убийства Распутина его место, по планам министра внутренних дел А.Д.Протопопова, должен был занять некий Карл Перен, американский подданный и "хиромант". Перен был известен своими предсказаниями "коронованным особам". Приезжая в Петроград,этот "хиромант", попутно занимавшийся шпионажем в пользу Германии, устраивал сеансы "черноц и белой магии". Планам Протопопова и

В русской культуре эпоха 80-90-х годов ознаменовалась появлением символизма и других декадентских течений (Н.М.Минский, Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, З.Н.Гиппиус и другие). Характерной чертой декадентства, при всем многообразии его форм, был отказ от принципов реалистического искусства и провозглашение реакционного лозунга "искусства для искусства". Декаденты провозгласили иррационализм главным принципом познания. Познать мир может лишь художник-"теург" с помощью мистических откровений, "символов".

На упадочный характер "нового искусства" указывал А.П.Чехов, который писал, что "... религиозное движение ... есть пережиток, уже почти конец того, что отжило или отживает"1.Появление в русской культуре реакционных течений, возрождавших средневековую мистику, отмечали многие ученые, писатели, публицисты. Реализм, писал М.М.Филиппов в 1893 году в Туеском богатстве", - это то лучшее, что завещано современным поколениям русской наукой и литературой. На всем развитии русской культуры в XIX веке, отмечал публицист, начиная с Пушкина и Белинского, лежит печать реализма: стремление к жизненной правде, уклонение от всего туманного и сверхчувственного. Однако существование этих принципов поставлено под угрозу. Самое слово "реализм" стало чуть ли не бранным. Многие философы и писатели "... считают своей священной обязанностью заявить о ... "мистических потребностях своего ума"" .

"Полоумные декаденты" (выражение А.Н.Пыпина) выступили спереоценкой материалистических традиций русской общественной мысли. Они заявляли, что идеалы 60-х годов устарели, что это "мумии", "фантомы", не имеющие никакого значения. Об этом писали В.В.Розанов и Д.А.Коропчевский в реакционном "Русском обозрении". Критик "Русского вестника" П.А.Ачкасов заявлял, что все беды русской литературы идут от материалистического миросозерцания, привитого ей "литературными вандалами" 60-х годов. Критик-идеалист А.Л.Волынский в середине 90-х годов наводнил "Северный вестник" статьями, в которых камня на камне не оставлял от русской материалистической философии. Оказывалось, что Белинский не оставил после себя никакой стоящей внимания теории, Чернышевский проявил "грубое непонимание" философских вопросов, Добролюбов сделал "шаг назад", а о Писареве вообще говорить нечего, потому что это был дилетант и невевда. Единственно достойным внимания оказывался лишь православный философ ПД.Юркевич.

Религиозные декадентские писания встречали протесты со стороны прогрессивных деятелей науки и культуры. Резкой критике подверг взгляды Волынского Г.В.Плеханов в статье "Судьбы русской критики", опубликованной под псевдонимом "Н.Каменский" в 1897 году в журнале "Новое слово".

С защитой материалистического наследия русской революционной демократии выступал А.И.Богданович. Руководимый им журнал "Мир божий" приветствовал выход в свет сочинений Добролюбова, Писарева и других деятелей передовой мысли. В 1898 году, когда исполнилось пятьдесят лет со дня смерти Белинского, журнал опубликовал серию материалов, посвященных его памяти. Одна из статей, написанная А.И.Богдановичем, давала высокую оценку деятельности великого русского критика. В 1901 году "Мир божий" откликнулся на 40-летие смерти Добролюбова. А.И.Богданович писал0 величии и жизненной силе идей русского "писателя-гражданина". "...И теперь, спустя почти полстолетия после смерти Добролюбо ва, его главные статьи ... производят впечатление неувядающей свежести"1. Декаденты заигрывали с идеей "народной" религии. В.В.Розанов в статье "Сумерки просвещения", опубликованной в "Русском вестнике", писал о "культурном одичании" забывшей бога интеллигенции и противопоставлял ей "простой" народ как подлинно культурный класс. Розанов и его единомышленники заявляли, что интеллигенция должна не просвещать народ, а, наоборот, учиться у

Похожие диссертации на Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в России во второй половине XIX века