Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозные детерминанты философии русского консерватизма XIX века Скворцова, Анна Владимировна

Религиозные детерминанты философии русского консерватизма XIX века
<
Религиозные детерминанты философии русского консерватизма XIX века Религиозные детерминанты философии русского консерватизма XIX века Религиозные детерминанты философии русского консерватизма XIX века Религиозные детерминанты философии русского консерватизма XIX века Религиозные детерминанты философии русского консерватизма XIX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скворцова, Анна Владимировна. Религиозные детерминанты философии русского консерватизма XIX века : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Скворцова Анна Владимировна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Москва, 2010.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/470

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В современном российском обществе возрастает интерес к консерватизму – мировоззренческому направлению, которое определяет программы некоторых политических партий. Это связано с тем, что в российском обществе, нацеленном на укрепление и сохранение существующего порядка, возрастает стремление
к стабильности.

Именно такие качества, как стабильность и устойчивость, необходимые сейчас российской государственности и обществу, обеспечивает консерватизм – идеология исторической преемственности и развития на основе отечественных традиций. Сущностные черты консерватизма получают все большее значение
в мире, ведь система ценностей консерватизма направлена на сохранение национальной и культурной идентичности, на сохранение и развитие самобытности человека, его связи с национальными и религиозными традициями народа. В то же самое время система ценностей консерватизма не стремится изымать общество из мирового контекста развития. Она отрицает нивелировку
и стандартизацию человеческой личности, что является чрезвычайно актуальным в условиях современной глобализации, направленной на унификацию различных культур и обезличивание человека.

На протяжении многих лет консерватизм в обыденном сознании был представлен как феномен, сдерживающий все прогрессивное, как синоним старого, отжившего, а представители этого направления изображались ретроградами, противниками всего нового, передового. В силу такой общественной тенденции консерватизм как система ценностей
и фундаментальных принципов, получивших свою концептуальную систему
в философии русского консерватизма, не был достаточно исследован, особенно
в его связи с православной религиозной традицией. Комплексный философско-религиоведческий анализ русского консерватизма поможет восполнить этот пробел, определить степень преемственности философии русского консерватизма по отношению к христианской традиции, показать посредством анализа политико-экономической, организационной моделей консервативного развития, объединяющее значение духовной идеи консерватизма, построенной на единстве религии и философии, способной предложить современному российскому обществу достойные нравственные ориентиры.

Степень научной разработанности проблемы.

В диссертации используется широкий круг источников представляющих философию русского консерватизма, на основе которых наиболее полно раскрываются религиозные детерминанты данного направления. Это работы представителей славянофильства (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков), постславянофильства (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев), почвенников (Н. Н. Страхов, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский). Затрагиваются так же труды мыслителей раннего русского консерватизма (М. М. Щербатов
и Н. М. Карамзин). Немало внимания в диссертации уделяется сочинениям классиков европейского консерватизма – Э. Берку, Ж. де Местру.

Автор опирался на труды современных исследователей консерватизма. Изучение консерватизма началось в начале ХХ века, что связано с выходом
в свет классического труда немецкого социолога К. Манхейма «Консервативная мысль» (1927). В нашей стране повышенный исследовательский интерес возник
с конца 80-х годов ХХ века и продолжается по сей день. Религиозную сторону консервативного мировоззрения освещали в своих трудах дореволюционные
и эмигрантские исследователи В. В. Зеньковский , Н. О. Лосский, С. Л. Франк.
В советское время выходили работы, посвященные только отдельным аспектам консерватизма, например, Е. А. Дудзинской , С. В. Мироненко . Начало систематического изучения консерватизма положила работа А. А. Галкина
и П. Ю. Рахшмира «Консерватизм в прошлом и настоящем» . Затем
появились труды А. М. Миграняна , А. А. Френкина, статьи К. С. Гаджиева
и В. Н. Гарбузова, и других.

Обобщающим исследованием русского консерватизма XIX–XX веков является работа В. А. Гусева . В монографии «Русский консерватизм: основные направления и этапы развития» (2001) он провел реконструкцию более, чем двухвековой интеллектуальной истории русского консерватизма. В результате
в данной работе он типологизировал его и выделил этапы развития. Нами рассмотрены попытки ряда исследователей найти общее между отечественными и западными (преимущественно, немецкими) консерваторами. Подобные изыскания, в частности, были предприняты в книгах А. Н. Мочкина , Г. И. Мусихина . Проблеме социально-философской антропологии в русском консерватизме посвящено диссертационного исследование Н. В. Честнейшина «Проблема человека в социальной философии русского консерватизма» .

Проблема консерватизма рассматривалась на заседаниях «круглых столов» и научных конференций с участием российских и зарубежных ученых
и политиков. С начала 90-х годов появляются исследования как отдельных классиков русского консерватизма, так и русского консерватизма в целом, например, труды А. Н. Аринина, С. И. Бажова, А. Валицкого, Д. М. Володихина, А. А. Королькова, А. В. Новикова, Ю. В. Пивоварова, А. Ф. Сивак , и других. Изучением религиозной сущности отечественного консерватизма занимался М. Ю. Чернавский. Им была опубликована работа «Религиозно-философские основы консерватизма в России» . Сопоставление идей русской религиозной философии и святоотеческой традиции мысли было представлено в диссертация В. Г. Устян, посвященной проблеме достоинства человека . Теологические
и этические вопросы в творчестве русских философов, в том числе
и консервативного направления, рассматривались в работах В. Н. Назарова . А. С. Стрельцов в некоторых работах рассматривал соотношение славянофильского направления философии консерватизма и современной философии , Е. Д. Мелешко – религиозно-нравственные начала образования
в концепции славянофилов.

Цель исследования – провести изучение религиозных и этических составляющих философии русского консерватизма.

Задачи исследования.

– проанализировать различные подходы к осмыслению понятия консерватизма, сформулировать важные на сегодняшний день основополагающие принципы его теоретической модели;

– определить особенности антропологических взглядов славянофилов
и почвенников как представителей русского консерватизма;

– сравнить сущностные моменты воззрений русских философов-консерваторов с идеями христианской антропологии и этики;

– выявить степень преемственности философии русского консерватизма
по отношению к христианской святоотеческой традиции мысли.

Объект исследования – русский консерватизм как религиозно-философский феномен.

Предмет исследования – религиозная детерминанта философии русского консерватизма.

Методологические основы исследования.

В качестве методов анализа в диссертационной работе используются общенаучные методы: требование всестороннего подхода, сочетание анализа
и синтеза, единства логического и исторического. Принцип системного подхода, предусматривающий изучение любого явления как динамической системы, обладающей своей структурой и функциональной значимостью, ограничил фрагментарность в исследовании, представил комплексное изучение консерватизма как течения религиозно-философской мысли. Компаративистский метод позволил выделить общее и различное в существующих течениях консерватизма и христианской антропологии, выявить повторяющиеся черты
в концепциях разных мыслителей консервативного толка. Принцип детерминации философского знания определенным типом религии позволяет сделать вывод, что понимание своеобразия русского консерватизма становится возможным лишь в пространстве христианской культуры.

Теоретические источники исследования.

В диссертации используется широкий круг источников. Это труды А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, Ю. Ф. Самарина, К. С. Аксакова, Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, Н. Н. Страхова, А. А. Григорьева, Ф. М. Достоевского. Автор также опирался на труды классиков европейского
и русского консерватизма Э. Берка , Ж. де Местра и прочих. Основой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей русской религиозной философии, таких как В. В. Зеньковский , Н. О. Лосский , Г. В. Флоровский , и других.

Научная новизна исследования определяется целостным религиозно-философским анализом и реконструкцией русского консерватизма, в ходе которого были выявлены и определены его ценностные и религиозные детерминанты, в свете чего раскрыты основные характеристики русской национальной идеи, ее значение для современной российской действительности

Положения, выносимые на защиту.

1. В диссертационном исследовании показано, что консервативный тип мировоззрения, являясь самостоятельным философским течением, представленным как раннее славянофильство (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков), позднее славянофильство (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев), почвенничество (Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов), охранительство (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Л. А. Тихомиров), представляет собой мировоззренческую систему, в основе которой синтез религиозных
и нравственных ценностей, базирующихся на принципах теоцентризма. Теоцентризм, являясь основополагающим принципом русского консерватизма, определяет смысловую и сущностную характеристики консерватизма как мировоззренческой модели, такие как: а) традиционность, которая означает поэтапное, постепенное восхождения человека к Богу, высшему благу;
б) иерархичность, понимаемую как основу гармонического устройства мира, порядка функционирования бытия, как имманентно присущих бытию. Отсюда – своеобразная онтология (бытие как иерархия онтологических и социальных форм, иерархия как способ сохранения полноты бытия), гносеология (признание ограниченности познающих способностей разума, внерациональное познание мира), социальная философия (признание социальной иерархичности как принципа построения государства и общества в целом), этика, (как нравственное совершенствование, как особый путь познания, основанный на синтезе знания
и веры).
Отсутствие иерархии порождает торжество посредственности, угашает творческие способности индивидуума. Иерархия, с одной стороны, является путем к сохранению богатства и красоты различных форм бытия, с другой – она определяет личности круг ее прав и обязанностей.

2. В диссертационном исследовании определены религиозные, социокультурные и историко-философские основания русского консерватизма. Религиозные истоки философии русского консерватизма подвержены влиянию православия. В диссертации проанализированы идеи ранних славянофилов А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, К. С. Аксакова, показано, что такие категории как соборность, духовная целостность человека, концепция цельного знания, нравственность как выражение зависимости истинности познания от морального совершенства познающего субъекта, детерминироаваны православной идеологией. В диссертации на основании анализа теории поздних славянофилов Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, а также философских воззрений почвенников Н. Н. Страхова, А. А. Григорьева, Ф. М. Достоевского обосновывается зависимость таких категорий как: органицистские идеи поздних славянофилов и христианские представления о Церкви как о живом организме; показано, что концепция культурно-исторических типов пересекается с христианским представлением об истории, как о ряде последовательно сменяющих друг друга царств; обосновано единство человека и Бога, подчинения его высшим нормам морали, выявлено, что «закон о трехчастном развитии» К. Н. Леонтьева можно соотнести с учением
о трехступенчатом генезисе бытия в христианской религиозной традиции.
В философских воззрениях почвенников (Н. Н. Страхов, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский) определено их своеобразие и самобытность, например, неприятие Церкви, воспринимаемой как элемент государственного бюрократического аппарата, не соответствующей духовному статусу ее «неотмирной сущности»; преимущество личной жизни над общественной, национальной над общечеловеческой (А. А. Григорьев).

3. В диссертационном исследовании на основании культурно-философского анализа немецкого романтизма, представленного трудами Ф. Шлегеля,
Новалиса, Ф. Шиллера, выявлены особенности влияния этого направления
на формирование и развитие философии русского консерватизма. Особенность философии русского консерватизма заключалась в том, что в отличие от немецких романтиков, оказавших значительное влияние на гносеологию русского консерватизма, в философии русского консерватизма познание мира, сливается идеей нравственного совершенствования личности: чем выше совершенство, тем точнее познание. Этот синтез знания и веры является особенностью русского консерватизма: в концепциях немецких романтиков доминировала эстетическая направленность, в философии русского консерватизма гармоническое постижение бытия было связано с этической компонентой.

4. В диссертационном исследовании определены этапы развития философии русского консерватизма, выделены основные мировоззренческие, религиозные
и этические доминанты каждого этапа развития, что дает возможность раскрыть религиозно-нравственные характеристики русской национальной идеи
в контексте современной российской культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты проведённого исследования позволяют лучше понять логику становления русского консерватизма, его взаимосвязь с христианством в целом
и с православным богословием в частности. Выводы диссертации могут быть использованы для идеологии отечественного консерватизма, а также для лекций и практических занятий по философии, политологии, истории, религиоведению.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии
и культурологи Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), Материалы диссертации использовались при разработке спецкурсов «Истории культуры России», читаемом автором на различных факультетах Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)
и Московского института радиоэлектроники и автоматики (МИРЭА) в 2004–2008 гг. Материалы диссертационного исследования использовались при подготовке учебников и учебных пособий, на основе диссертации было опубликовано три научных статьи.

Структура диссертационного исследования и расположение материала определяются своеобразием анализируемой проблемы. Работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
и источников.

Похожие диссертации на Религиозные детерминанты философии русского консерватизма XIX века