Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление атеизма и формирование научно-материалистического мировоззрения рабочего класса Алимбаев, Абильманат Амирханович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алимбаев, Абильманат Амирханович. Становление атеизма и формирование научно-материалистического мировоззрения рабочего класса : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.06 / АН АзССР. Ин-т философии и права.- Баку, 1988.- 37 с.: ил. РГБ ОД, 9 88-9/2967-5

Введение к работе

Актуальность теш. Рабочий класс - самая деятельная социально-политическая сила социализма. Его коренные интересы определяют основные направления перестройки и обновления нашего общества. "Эта позиция рабочего класса позволяет партии уверенно проводить революционные преобразования."1 В связи с этим является актуальным дальнейшее укрепление ведущей роли рабочего їласса в обновлении общества, одним из важных условий которого выступает формирование научно-материалистического мировоззрения - идейного стержня активизации человеческого фактора. Формиро-эание научного мировоззрения играет решающую роль и в идеологи-геском обновлении общества.

"Сегодня, - отмечалось на ХХУП съезде КПСС, - особенно іажно формировать глубокое понимание характера современных за-»ч, прочное научное мировоззрение". Научное мировоззрение ра-5очего класса предполагает высокий уровень сознательности, сопельную активность, понимание общественных интересов в борьбе [ШС и советского народа за осуществление перестройки, демократ мзации, коренной экономической реформы, также действенность принципов коммунистической морали и наличие высокой духовной ультуры. Научное мировоззрение приводит человека к поеледова-ельному атеизму. Вот почему формирование научного мировоззрения і атеистическое воспитание трудящихся в Программе КПСС выдвину-ы в качестве основных задач в области идейно-воспитательной ра-'оты. Перестройка общества создала новый подход в атеистической аботе, потребовала в корне перестроить и теорию научного атеиз-;а. В перестройке атеистической работы на "передний план выдви-аются задачи формирования научного, материалистіпіеского мировоз-рения, мировоззрения, .tovopoe не сводится к совокупности общих ведений о міфе, но г,ютчае? в себя все то, что определяет выбор

Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. М.,1988, о.4

Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза, &., ІШ5. с.9.Г

Там ка, с 163,165

линии поведения человека в жизни, его ответственное отношение к обществу, к себе".

Исследование проблемы формирования научно-материалистического мировоззрения рабочего класса приобретает важную социально-политическую и идеологическую значимость в общем комплексе требований КПСС по перестройке коммунистического воспитания тру дящихся. Формирование научно-материалистического мировоззрения рабочего класса является не только основой, но и критерием его духовности и нравственности, служит образцом личностного поведения, отражает гражданскую и политическую зрелость. Степень сформированности научно-материалистического мировоззрения определяет эффективность и действенность всех сторон и направлений идейно-воспитательной работы. Такой подход обеспечивает оптимизі цига коммунистического воспитания рабочего класса. Б.И.Ленин подчеркивал, что сознание "рабочих масс не может быть истинно классовым, если рабочие... не научатся применять на практике материалистический анализ и материалистическую оценку всех сторон деятельности и жизни".

Рабочий класс, являясь социальной силой перестройки и обновления общества, стал не только многочисленным классом, но и большинством советского народа. Сегодня рабочий класс составляем наибольшую крупную социальную группу, сформировавшуюся во всех союзных республиках. Процесс возрастания доли и значения рабочю в социальной структуре общества наиболее ярко виден на примере Советского Казахстана, где до Октябрьской революции в сущности не было рабочего класса. В настоящее время контингент рабочих составляет 68% от общей численности населения республики. Однако количественные изменения . рабочем классе не сопровождались улучшением его качественного роста. В Казахстане были допущены перекосы и диспропорции в социальной, кадровой политике. В Посте новлении ЦК КПСС и0 работе Казахской республиканской органиэацю по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся, подчеркивается,, что руководящие "органы республики устранились с

Гараджа В.И. На уровень требований жизни, "Наука и ре
лигия", U І, ІЄ8В, с.II .

*Ленин В.И.;Полн.собр.соч. г,6, с.69

3 '

См.: Казахстан в цифрах. Алма-Ата, 1986, с.8

целенаправленного формирования национальных кадров рабочего класса - основного носителя и проводника идей интернационализма. Сократился удельный вес казахов среди рабочих промышленности, особенно в угольной и металлургической отраслях.... Во многих районах происходит оживление религиозной деятельности, уси-тивается влияние служителей культа на различные стороны жизни и 5ыта населения".

Застойные явления в социально-экономическом развитии общества, облегченное представление о кризисе религии и ее отми-эании, формализм и отрыв от конкретной жизни в атеистическом юспитании людей, несоответствие атеистической работы задачам )бновления общества, а также ряд других объективных и субъектив-гых факторов способствовали оживлению религии. < в настоящее время в атеистической работе "никаких изменений не произошло, здесь, как и прежде, продолжается "застойный период". S силу этих и других причин в Казахстане происходит процесс звеличення количества верующих среди рабочих. Например, в Кара-'андийских религиозных общинах верующие из числа рабочих состав-гяют более 50 процентов состава. Этот процесс характерен и для гругих областей Казахстана. С другой стороны, не все рабочие ювободили свое сознание от застоя, схоластики, индифферентного ітношения к атеизму, еще большое количество рабочих не имеют вердых атеистических убеждений. Ведь процесс перестройки и ре-юлюционного обновления общества, радикальной экономической, ре-юрмы и расширения демократии невозможны без изменения сознания, іировоззрения рабочего класса - главной производительной'силы оциализма. Формирование мировоззрения - социально обусловленный роцесс, поэтому необходимо заложить в структуру мировоззрения деи перестройки и обновления общества. Все это и побудило авто-а избрать в качестве объекта и предмета научного исследования тановление атеизма и формирование научно-материалистического ировоззрения рабочего класса.

"Правда"» 16 июля 1987г.

"Казахстанская правда", 1988, 5 июня

Сапрыкин В.А. Актуальные проблемы научно-атеистического воспитания в условиях города. М.6 1986,с.27

Состояние исследования троблемы. Область философских исследований вопросов диалектико-материалистического мировоззрения трудящихся развивается как в нашей стране, так и за рубежом. Исследования советских ученых внесли определенный вклад в разработку данной проблемы. В работах советских философов получили освещение вопросы, связанные с анализом структуры и путей формирования научно-материалистического мировоззрения советских людей. Эти вопросы рассматриваются в трудах Арцдаевского, Ашани-са Ы.Г., Бабенко В.В., Буянова B.C., Иванова В.Г.Кириленко Г.Г., Копнина П.В., Овчинникова B.C., Ойзермана Т.И., Платонова В., Спиркина А.Г., Федосеева П.Н., Черноволенко В.В., Шинкарука В.И. Яценко А.И. и других. Многие авторы исследуют мировоззренческие проблемы науки. К ним относятся труды Алексеева П.В., Карпинской Р.С., Севастьянова В.И., Урсула А.Д.,1'артыничева И.В. Вопросы формирования научного мировоззрения трудящихся освещены в монографии "Мировоззрение строителей коммунизма". М.,1987.

В исследованиях советских ученых в области научного атеизма
Бабосова Е.М., Воронцова Г.В,, Гараджи В.И., Тапочки М.П. ,Гор-
диенко Н.С., Дулумана Е.К., Курочкина П.К., Калашникова 13.$.,
Лисавцева Э.И,,_Мчедлова М.П., Никишова СИ., Новикова М.П.,0ни-
щенко А.С., Танчера В.К., Тимофеева В.Д., Угриновича Д.М., Фили
монова Э.Г., Шахновича М.И. и других, разработаны методологичес
кие, научнотеоретические и практические проблемы, связанные с
процессом развития научного атеизма и формирования научно-мате
риалистического мировоззрения трудящихся.

В исследованиях атеистов важное место занимает социологический анализ отношения различных социально-демографических трупп, в том числе рабочих, к атеизму и религии. Эти вопросы рассматриваются в работах Андрианова Н.П,, Колодного А.Н., Кобецкого В.Д., Лебедева А.А., Лопаткина Р,А,, І^уратова И.Х., Павлюка В.В., Пиво-варова В.Г., Яблокова И.Н, Отдельные стороны проблемы рассмотрены в сборнике "Атеизм в СССР: становление и развитие". М.,1986. Что же касается работ, в которых непосредственно исследуется проб лема становления атеизма рабочего класса, то их чрезвычайно мало. Это работа Персица М.М. "Атеизм русского рабочего 1870-1905 гг." М.,1965. Имеются работы, в которых исследуются вопросы антирелигиозного движения рабочего, класса в период русской революции І905-І907ГГ. В етом плане'интерес представляет работы Кандидова Б

"Церковь и 1905г. /Очерки и материалы/" М.,1928; Костомарова Г.Д. "Черная сотня под флагом религии в 1905 г." М.,1931; Путинцева Ф.М. "Церковь и 1905г." М.,1926. Исследования Величко О.И. "Социальная доктрина католицизма и рабочий класс Астрии" М., 1978; Михайловой Л.В. "Католическая церковь и рабочий класс ФРГ". М.,1980; Поташинской Н.Н. "Католическая церковь и рабочее движение в Италии" Ы.,1979 - посвящены проблемам атеизма рабочего класса Западной Европы. В числе публикаций, рассматривающих отдельные стороны исследуемой темп, следует отметить работы Ап-текмана Д.М., Воронцова Г.В., Радионовой Р., Сапрыкина В.А. Черняк В. А.

Анализ публикаций показывает, что защищено несколько, кандидатских диссертаций, посвященных тем или другим аспектам атеистического воспитания трудящихся, в том числе рабочих. В последние годы в Казахстане вышел в свет ряд научных статей, брошюр и книг, посвященных различным аспектам атеистического воспитания населения, в том числе и рабочих. Исследования и публикации названных авторов свидетельствуют о том, что отдельные стороны становления атеизма рабочего класса и формирования научно-материалистического мировоззрения стали предметом изучения ученых Советского Союза.

Несмотря на значительное количество исследование!, в атеистической литературе нет специальной работы, посвященной становлению атеизма и формированию научно-материалистического мировоззрения рабочего класса. Следует отметить, что в период культа личности разработка проблем формирования научного мировоззрения, состояния атеистической работы фактически прекратились. Подготовка кадров научных работников по атеизму не велась. Закрылись многие периодические издания, посвященные вопросам атеистического воспитания. Задача выработки научного мировоззрения у всех советских людей быг а поставлена только на ХХП съезде КПСС. Вместе с тем во многих публикациях, вышедших в застойное время, нет глубоких анализов проблем формирования научного мировоззрения, большинство их оторваны от конкретной социальной жизни, не раскрывается классовый характер мировоззрения. В сущности произошла аберрация в критериях классовых ценностей мировоззрения. Концепция формирования научного мировоззрения советских людей в условиях перестройки еще не оформилась. В философской литературе вопрос о мировоззрении человека берется, как правило, в готовом виде,

как статичного набора человеческих качеств, не исследуется его цельность, неразрывная связь общественного и личного, тенденци* их развития. Недостаточны работы, которые по своему содержанию ставили бы целью обоснования классовой сущности атеизма и его роли в формировании научно-материалистического мировоззрения.В структуру научного мировоззрения не всегда включаются атеистические взгляды, знания и убеждения человека, а если включаются, то они как бы растворены в мировоззрении. В современных условиях, когда идет перестройка и в духовной жизни советских людей первостепенное значение приобретают исследования мировоззренчес ких функций научного атеизма, его гуманистической и позитивной роли. Такой подход наиболее полнее показывает пути дальнейшего развития теории научного атеизма. Следует подчеркнуть, что исследователи, делая акцент на преодоление религии, так или иначе предполагают ее первенство перед созидательной ролью атеизма,а это сдерживает разработку критерия эффективности атеистической работы, замедляет внедрение в практику духовно-нравственных и мировоззренческих сторон научного атеизма. С другой стороны, в теории и практике научного атеизма критерием оффективности атеистической работы считалось преодоление религиозности, хотя эта задача на нынешнем этапе развития общества не ставится. Логика развития научного атеизма в современных условиях такова, что он связана прежде всего с процессом формирования научно-материалис тического мировоззрения всех советских людей, консолидацией все рабочих на платформе перестройки, при этом как верующих, так и неверующих. Именно такой подход в исследовании проблемы'определяет приоритетные направления в развитии научного атеизма.

Цель и задачи иссл- довакия. Цель данной диссертации - исследовать генезис атеизма рабочего класса в конкретных социально-экономических условиях, показать его как неотъемлемую часть научно-материалистического мировоззрения, раскрыть основные пут: и факторы формирования научного мировоззрения рабочего класса в условиях перестройки и обновления всех сфер жизни социалистичеС' тического общества в свете требований новой редакции Программы партии, решений ХХУП съезда КПСС, XIX Всесоюзной конференции Ко: мунистической партии Советского Союза. Исследования, проведенньїі соискателем^ предполагают решение следующих основных задач:

I. Раскрыть истоки возникновения и развития атеизма рабочая

го класса в России, а также особенности этого процесса в Казахстане, показать его социально-экономические и идейпи-политичес-кие предпосылки.

  1. Определить ведущую роль рабочего класса в преемственности атеистических традиций.

  2. Провести анализ мировоззренческой ориентации современных рабочих, выявить социальные и социально-психологические причины, сдерживающие процесс формирования научно-материалистического мировоззрения у отдельной части рабочих.

  3. Рассмотреть научно-материалистическое мировоззрение рабочего класса как основу его социальной активности.

  4. Раскрыть взаимодействие идеологического и социально-психологического уровней мировоззрения.

  5. Исследовать процесс интернационализации общества и его влияние на взаимосвязь интернационального и атеистического воспитания рабочего класса.

  6. Раскрыть влияние научно-технического прогресса на процесс формирования научного мировоззрения рабочих.

  7. Конкретизировать специфику атеистического воспитания рабочих в современных условиях.

Научная новизна исследования. Осуществлен системный анализ становления атеизма и формирования научно-материалистического мировоззрения рабочего класса, в результате которого доказаны неразч рывно целостное образование и функционирование атеизма и научного мировоззрения, обоснована социально-классовая и духовно-практическая обусловленность атеизма и мировоззрения, единство познавательного и эмоционально-ценностного отношения человека к миру, раскрыты основные факторы формирования мировоззрения рабочего класса в современных условиях. В процессе этого анализа обоснован ряд выводов и положений, обладающих исследовательской новизной:

I. В диссертации в монографическом плане решается вопрос о генезисе атеизма рабочего класса, исследуется его социально-классовая сущность и мировоззренческая природа, определяется место и роль классовой борьбы пролетариата в связи с ее влиянием на процесс становления атеизма, раскрывается становление атеизма рабочего класса как коренной поворот, новый период, принципиально отличный от всего предшествующего его развития в массах.

  1. В работе отмечается, что в Казахстане, где осуществился переход к социализму, минуя капиталистическую общественно-экономическую формацию, процесс становления атеизма проходил во взаимосвязи с социалистическими преобразованиями и формированием национального отряда рабочего класса.

  2. Обосновывается диалектика преемственности атеистических традиций, которая осуществляется путем неразрывной связи следующих друг за другом поколений. Атеистические традиции выступают одним из объективных факторов развития атеизма. Ведущее место в социальном механизме передачи их новым поколениям принадлежит рабочему классу.

  3. В работе доказывается, что одной из главных причин, сдерживающих процесс формирования научно-материалистического мировоззрения рабочего класса, являются последствия культа личности и застойные явления в социально-экономическом и духовном развитии общества. Вскрываются основные социальные и социально-психологические причины религиозности отдельной части рабочих, рассматривается конфессиональная особенность, формы проявления и характер религиозности современных верующих из числа рабочих. Установлены причины индифферентного отношения части рабочих как к атеизму, так и к религии.

  1. Дается определение тому, что научно-материалистическое мировоззрения рабочего класса оказывает большое влияние на процесі интернационализации общественной жизни. В свою очередь интернациа нализация способствует дальнейшему развитию научного шровоэзрени, Раскрываются основные факторы взаимосвязи атеистического и интернационального воспитания тбочего класса,

  2. Исследуются основные пу±и и факторы формирования научно-материалистического мировоззрения рабочего класса в условиях переї ройки. Ставится задача, чтобы научное мировоззрение фзрмировалось не только в общественном, но и в индивидуальном сознании рабочего класса, как неразрывно целое. Устанавливаются основные факторы влияния научно-технического прогресса на мировоззрение рабочего класса.. Раскрывается роль профессиональной подготовки рабочего класса в связи с ее воздействием на развитие атеистических взглядов. .

Научная и'Практическая значимость исследования состоит в

том, что научный аначиэ становления атеизма во взаимосвязи с основными этапами формирования рабочего класса, а также раскрытие роли его атеистических взглядов и убеждений в формировании научно-материалистического мировоззрения имеет важное значение в развитии теории научного атеизма. Несмотря на, то, что в социалистическом обществе атеистические взгляды и убеждения присущи всрм социальным слоям, рабочий класс выступает как наиболее последовательный носитель научного мировоззрения, так как интересы рабочего класса совпадают со всеми прогрессивными интересами общества.

Сформулированные в диссертации выводы, на наш взгляд, будут способствовать совершенствованию преподавания атеизма в системе партийного просвещения, массовых формах пропаганды и в вузах. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении курса "Основы научного атеизма" / в разделах "Атеизм и общественный прогресс", "Мировоззренческие основы атеизма", "Атеизм и религия в социалистическом обществе" и "Научно-атеистическое воспитание"/. Рекомендации диссертанта направлены на более эффективное «пользование п атеистической работе роли атеизма для оптимизации процесса формирования материалистических взглядов советских людей з современных условиях. Отдельные положения, выдвигаемые в диссертации, используются в практике работы некоторых партийных организаций Казахстана,- в преподавании основ научного атеизма в системе іартийной учебы и вузах.

Методология и источники исследования. Общей методологической юновой диссертационного исследования явились произведения клас-:иков марксизма-ленинизма, в которых разработаны исходные теоретические и методологические принципы научного философского иссле-ювания атеизма, сформулированы основополагающие методологические финципы научного мировоззрения вообще и мировоззрения рабочего :ласса в частности, а также содержится конкретно-исторический ма-ериал по оценке ведущей роли рабочего класса в революционном пре-ібразовании общества. В решении поставленных задач азтор руковод-:твовался ленинским анализом социальной сущности атеизма, его со-(иально-экономической основы и классовой природы, ленинскими мето-;ологическими принципами оценки религии, отношения к верующим и ;еркви. Методологическую и теоретическую основу диссертации состав-яют документы и решения ХХУП съезда партии» XIX Всесоюзной партий-

ной конференции, основные положения новой редакции Программы КПСС, решения Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и Советского государства. В своем исследовании диссертант опирался на теоретические труды советских ученых, занимающихся проблемами рабочего класса. В них освещаются важнейшие этапы становления рабочего класса, процессы и явления, характеризующие его развитие. Нами изучены и использованы различные документальные и статистические публикации, материалы центральной и местной периодической печати, относящиеся к исследованию проблемы. Для анализа мировоззренческой ориентации рабочих, их отношения к вопросам атеизма и религии нами использованы материалы конкретно-социологических исследований, проведенные учеными-атеистами Казахстана в 8 из 17 областей республики. Кроме того, в известной мере, использованы исследования, проведенные самим автором в 1975,1933 и 1968 годах среди рабочего класса Карагандинской области.

В диссертации осуществлен всесторонний анализ трудов советских социологов, историков, экономистов,, педагогов, психологов, в которых дается разработка отдельных аспектов развития советского общества, коммунистического воспитания трудящихся, а также анализирующим различные стороны процесса формирования научно-материалистического мировоззрения рабочего класса. Избранная тема потребовала анализа современной буржуазной литературы, тенденциозно и извращенно освещающей практику осуществления формирования научного мировоззрения, фальсифицирующей положение верующих в нашей стране, искажающих социально-классовую структуру общества и ведущее положение рабочего класса в перестройке и ускорении социально-экономического развития: страны. Использованы также критически проанализированные церковнорелигиозные материалы, издаваемые Московской патриархией и ВСЕХБ.

Апробация работы. Основная научная концепция исследования была опубликована в газете "Правда" при обсуждении тезисов Щ КПСС к .XIX Всесоюзной партийной конференции. Тема и план диссертации обсуждены и одобрены на заседании дирекции Института научного атеизма Академии общественных наук при Щ КПСС.

См. Алимбаев А.А.^Словно єдиний сплав. "Правда" 9 июня 1938г.

Результаты исследования, отдельные положения диссертации были доложены на Всесоюзных научно-практических и теоретических конференциях в гг. Москве, Уфе, Фрунзе, Караганде, а также на региональной и межвузовской научно-практических 'конференциях. Диссертация обсуждалась в Институте философии и права Академии наук Азербайджанской ССР.

Внедрение и рякомендации по использованию результатов и выводов диссертации. На основе выводов диссертации составлены и направлены в Карагандинский обком Компартии Казахстана рекомендации, которые могут быть использованы и внедрены в практику партийной работы по дальнейшему совершенствованию процесса формирования научно-материалистического мировоззрения и атеистического воспитания рабочего класса. По итогам конкретно-социологических исследований проведена областная научно-практическая конференция по совершенствованию атеистического воспитания трудящихся. Результаты исследования, проведенного в 1983г., отражены в плане социально-экономического развития производственного объединения "Кар-гормат". Материалы исследования, проведенные в 1988г., направлены в партийные организации Карагандинской области для внедрения . К основным положениям диссертации разработаны методические указания к семинарским занятиям по научному атеизму в помощь слушателям и преподавателям отделения научного атеизма университета марксизма-ленинизма Карагандинского обкома партии, опубликованы методические рекомендации по изучению проблемы становления и развития научно-материалистического мировоззрения рабочего класса в вузовском курсе "Основы научного атеизма".

Структура диссертации обусловлена спецификой темы, целью исследования и внутренней логикой самого объекта исследования. Первая глава диссертации посвящена анализу атеизма как органической части научного материалистического мировоззрения рабочего класса, определению исходных методологических принципов исследова-. ния темы. Во второй главе проводится ретроспективный анализ возни» новения и развития атеизма рабочего класса России и особенности этого процесса в Казахстане, раскрывается ведущая роль рабочего класса в преемственности атеистических традиций. В Ш главе рассматриваются основные факторы формирования научно^материалистичес-кого мировоззрения рабочего класса в условиях обновления общества, радикальной экономической реформы и расширения демократии. В пос-

ледней ІУ главе раскрывается роль профессиональной подготовки и атеистического воспитания в развитии научного мировоззрения рабочего класса в современных условиях. Такая структура диссертации позволила обосновать целостный характер формирования и функционирования научного мировоззрения, показать созидательную роль и мировоззренческие основы атеизма, раскрыть духовно-нравственную и социальную сущность научного мировоззрения.

Похожие диссертации на Становление атеизма и формирование научно-материалистического мировоззрения рабочего класса