Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Богатырева Елена Николаевна

Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ
<
Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Богатырева Елена Николаевна. Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.08.- Саратов, 2000.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/178-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Онтологический и аксиологический анализ феномена информации

1. Феномен информации: онтологический анализ 22-48

2. Ценностный анализ феномена информации 49-64

3. Ценность информации в информационном обществе 64-79

ГЛАВА 2. Философско-методологическии анализ феномена информации .

1. Соотношение понятий информации и знания 81 -98

2. Информационный подход в системе познания 99-119

Заключение 120-126

Литература

Введение к работе

Актуальность философского анализа феномена информации, являющегося значимым компонентом универсального опыта бытия человека-в-мире, определяется ситуацией, когда мировое сообщество вот уже несколько десятилетий изучает и осознает новую ступень общественного развития - информационное общество, которое постепенно и неотвратимо реализуется в развитых странах в послевоенное время. Информационное общество — историческая реальность. США, отдельные страны Западной Европы вступили в стадию информационного общества и развиваются в рамках информационного пространства .

Интеграция России в информационное пространство идет медленно, хотя на государственном уровне приняты основные законодательные документы , необходимые для создания единого информационного ПОЛЯ, формирования, хранения и использования информационных ресурсов, разработана концепция информатизации всех отраслей производства и промышленности, апробирован механизм создания и внедрения информационных технологий .

В обзорной статье P. Jngwersen указывается дата всплеска научного и познавательного интереса к информации как феномену общественного сознания "после 1945", в этой же статье подробно излагается весь спектр теоретических и прикладных наук, которые отпочковались от основных и сформировались в блок новых — информационных наук: историческая информатика, информационная экономика, информационная эпистемология,

1 Воробьев Г.Г. США вступили в информационное общество // Проблемы информатизации. - 1991. -№2. - С.
46-51.

2 Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"// Проблемы
информатизации. - 1995. - №1. - С. 58-65.

J Голубков А.С, Артамонов Г.Г. Основные положения государственной политики в области информатизации // Проблемы информатизации. - 1994. - №3/4. - С. 5-6; Даниелов А.Р. Россия в мировой системе высоких технологий: формирование информационного общества II США: экономика, политика, идеология. - 1996. -№9.-С. 17-30.

информационный маркетинг, информационные технологии,

информационное право и т.д.4

Возникновение новых наук, методов и приемов познавательной

деятельности обычно всегда способствует возрастанию методологического

интереса к различного рода общенаучным феноменам. Этот интерес

обоснован, так как именно общенаучные феномены являются

специфическим видом связи между универсальной философской

методологией и конкретными методологиями частных наук.

Феномен информации является ярким примером такого рода

общенаучных образований. Поэтому философское осмысление

информации, как реальности в жизни человека и общества, имеет в

настоящее время такое важное значение.

По сути наглядно сформировалась новая система знания — знания

информационного. Новая система знания обретает черты учения об

информационных закономерностях развития природы и социальной

действительности. Общая теория информации проникает во все отрасли

научного знания, растворяется в теоретических и прикладных направлениях.

Прикладная информатика обеспечила и обеспечивает разработку

семантических средств и методов представления, формализации и

комфортного использования содержания, смысла информации как сущности

сообщения. Результаты теоретических и прикладных исследований в области

информатики и вычислительной техники стали основой информационной

технологии — организации, хранения и обработки приема и передачи,

представления и использования информации в необходимом объеме,

полноте и достоверности.

Если с прикладной информатикой многое ясно, она решает проблемы информационных технологий, программного обеспечения, технического оснащения, то теоретическое направление информатики дискуссионно и терминологически еще не определилось. Теоретические исследование в

4 Jngwesen P. Information and information sciencein context II Libri. Copenhagen. - 1992. -V. 42. - N2. - p. 99-135.

области информатики тесно связаны с процессами информатизации естественнонаучного, социального и гуманитарного знания.

Философское осмысление феномена информации — проблема многогранная. Философский анализ предполагает наличие мыслительной традиции, которая опирается на определенные методы и правила. Реалии информационного общества влияют на специфику субъектного мышления, формируют информационную ментальность, которая несомненно влияет на все области научного знания. Информационная парадигма в структуре современного мышления проявляется "во всех основных формах научного и философского миро освоения (методология, онтология, гносеология, аксиология), охватывая собой исследование фундаментальных и прикладных возможностей науки, практики жизненного пространства и человека"5.

На основе признания общенаучного статуса понятия информации, в

рамках информационного подхода как теоретико-информационного метода познания, в диссертации поставлена задача философского анализа феномена информации.

Степень научной разработанности проблемы.

Отечественная научная литература приняла новую "информационную" терминологию. Само понятие информация и производные от него прочно обосновались в работах по проблемам философии, социологии, психологии, экономики, политологии и т.д.6 Информация — универсальный феномен нашего бытия, познание которого сопряжено с развитием познания природы, человека и общества. Сейчас информация рассматривается как одно из важнейших свойств окружающей нас материи, свойство, которое мы только начинаем познавать и которое по-настоящему еще не изучено. Мы только на пороге понимания того, что такое информация, которую хранит окружающая нас материя, нам предстоит понять, какая это информация. Справедливо замечено в монографии Л.И. Герловина, что было бы очень большой ошибкой думать, что те ничтожные сведения, которые мы получили со времени открытия Винером кибернетики, дают основание говорить о том,

5 Шеховцев А.Ю. Информация в структуре современного мышления: парадигмальные и социокультурные
основания. Автореф. докт. дис. - Саратов, 1999. - С. 4.

6 Бородкин Л.И. Историческая информатика: Этапы развития // Нов. и новейшая история. - 1997. - №1. - С. 3-
22; Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность // Политические исследования. -
1993. -№3. - С. 56-15; Пашкус Ю.В., Лукашевич И.В. Кондратьевские волны и информационное общество //
Вестн. С.-Петербург, ун-та. Сер. 5. - 1992. - Вып.2. - С. 50-57; Пивоваров Ю.С. Информационное
обеспечение политологии и правоведения: некоторые итоги и перспективы // Развитие научной информации
в области социальных и гуманитарных наук. - М., 1994. - С. 39-46; Ракитов А.И. Цивилизация, культура,
технология и рынок // Вопр. философии. - 1992. - №5. - С. 3-15 и т.д.

что мы владеем существом информации, важнейшим свойством этого материального мира7.

Изучение феномена информации предполагает постановку вопроса об

определении понятия информации. Данная тема имеет обширную

историографию. Первоначально понятие информации определялось как

функциональный элемент языка, как средство повседневно-бытовой

коммуникации. Много позднее, Р. Хартли и К. Шеннон употребили термин

информация в работах, посвященных инженерным коммуникациям и связи8.

В этих работах информация обозначалась как общенаучная категория,

имеющая междисциплинарное значение. В математической теории связи

К. Шеннона информация выражалась через энтропию материальной

системы.

Вслед за математиками информацию как научную категорию стали

использовать физики. Л. Бриллюэн создает специальную теорию

информации9. У Л. Бриллюэна понятие информации, тесно связанное с

физическим понятием материи, стало обладать большим гносеологическим

потенциалом и в этом контексте рекомендовалось для познания

неорганической природы.

В 60-е годы после опубликования вышеперечисленных работ

произошел качественный скачок в оценке этого понятия. Многие авторы,

вводившие этот термин в свои труды, давали ему разные определения:

"информация - это обозначение содержания, полученного от внешнего мира

в процессе приспособления к нему" (Винер); информация - отрицание

энтропии (Бриллюэн); информация - коммуникация и связь, в процессе

которой устраняется неопределенность (Шеннон); информация - передача

разнообразия (Эшби); информация - оригинальность, новизна; информация -

мера сложности структур (Моль); информация - вероятность выбора (Яглом)

'Герловин Л. И. Основы единой теории всех взаимодействий в веществе. - Л.: Энергоавтомат, 1990.- 432 с. 'Хартли Р. Передача информации // Теория информации и ее приложения / Под ред. А.А. Харкевича. - ЪЛ.: Физматгиз, 1959. - С. 5-35; Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. - М.: Иностр. лит-ра, 1963.-829 с. 'Бриллюэн Л. Наука и теория информации. - М.: Наука, 1960. - 376 с.

и др. Содержательная многоплановость определения информации расширялась в зависимости от проникновения данного термина в различные области наук.

В 70-е годы эволюционное развитие научного знания, концептуальные основы философского мышления обострили проблемы изучения информации. Утверждение, что "информация как феномен не связана однозначно с процессами мышления"11, - суть дискуссии, которая ведется представителями двух философских направлений, у каждого из которых своя концепция информации: атрибутивная или функциональная.

"Функционалисты" (А.А. Абрамова, В.В. Вержбицкий,

Д.И. Дубровский, И.В. Мелик-Гайказян, Н.Н. Моисеев, А.И. Оксак, B.C. Тюхтин, Б.С. Украинцев, Д.С. Чернавский) не отрицают наличие информации на всех уровнях материи, в том числе и на уровне неживой природы. Они отрицают ее функциональность в неорганических системах. Теоретические трудности функционального подхода возникают в момент объяснения информации, не используемой в управлении. Неживая материя, по их мнению, потенциально содержит информацию, но в ней отсутствуют информационные процессы, информация как данность статична, не функциональна, не задействована в процессах циркуляции и структурного взаимообмена. Следовательно, по их мнению, информация и информационные процессы присутствуют лишь на высших уровнях организации материи — в животном и растительном мире, в человеческом организме, в социуме. По сути функционалисты игнорируют добиотический уровень существования информации, исключают из исторического процесса стадию материальной эволюции от простого к сложному, от неживого к живому. Представители этого направления сводят понимание информации к

'"Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - С. 161.

"Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе: Философские аспекты синергетики. - М.:

Изд-во Моск. ун-та, 1990. - С. 8.

передаче сигналов в управляющих системах, возникающих с появлением биотического уровня материи.

"Атрибутивисты" (Р.Ф. Абдеев, А.А. Бахин, Т.Л. Калинина, Б.М. Кедров, Е.В. Котова, Л.А. Петрушенко, А.Р. Тертерян, А.Д. Урсул, Ф.Н. Цыдря, А.С. Щербаков и др.) считают, что информация — это атрибут всей материи: неорганической и органической природы, мыслящей материи (т.е. человека), рассматривают информацию как свойство структуры, а информационные отношения как способ взаимодействия как внутри системы, так и вне ее. По их мнению, реализация движения в материальных системах есть информационное отражение уровня и структуры данной системы. Опираясь на достижения кибернетики, атрибутивисты расширили границы применения теории отражения, внесли в нее теоретическое обновление12. Было выдвинуто предположение, что отражение, будучи всеобщим свойством материи, на каждом структурном уровне организации имеет свои особенности. Более высокие уровни организации материи обусловлены более совершенными формами отражения. Многообразие форм отражения не меняет их единого содержания. Сущность отражения "заключается в способности любой вещи продуцировать изменения ... в процессе которого происходит передача качественных и количественных отношений и структур по цепям причинно-следственных связей" . Значение таких терминов, как образ, копия, отражение, а также информация обобщены термином "содержание отражения" . Употребляется еще одно определение информации во взаимосвязи с отражением: "информация - отраженная структура, воспроизводящая структуру оригинала"15.

|2Бахин А.А. Некоторые особенности понятийно-методологического аппарата синергетической концепции

самоорганизующегося мира // Самоорганизация, организация, управление. - М., 1995. - С. 76-90; Калинина

Т.Л. Теория самоорганизации как отрасль науки: (Филос.-методол. анализ). Автореф. дис. ... канд. филос.

наук / Казан, гос. ун-т. - Казань, 1995. - 18 с; Тертерян А.Р. Метафизические аспекты современной

концепции самоорганизации // Метафизика и идеология в истории естествознания. - М., 1994. - С. 108-114 и

т.д.

''Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 454

'''Философская энциклопедия. - М., ТА. - С. 185.

"Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе: Философские аспекты. - М.: Изд-во Моск.

ун-та, 1990.-С. 8.

Рассматривая информацию как свойство, присущее всем системам (материальным и идеальным), атрибутивисты расширили представление об информации как свойстве лишь кибернетических систем16. В монографии А.Д. Урсула впервые была предпринята попытка сформулировать философское понимание информации17. Рецензируя указанный труд, Я.Ф. Аскин писал: "На наш взгляд, заслуживает одобрения позиция, состоящая в том, что "общее определение понятия информации должно выступать как единство объективно-диалектического (иначе говоря, онтологического - авт.) и логико-гносеологического аспектов" .

Определенный вклад в разработку понимания онтологии информации внесла Е.В. Котова19. Она уточнила различие понятий информации и энергии, подчеркнула характерные особенности содержания энергетических процессов и процессов информационных. Важен ее вывод о том, что основное различие между этими понятиями состоит в том, что понятие энергии имеет только онтологический статус, а информации - и логико-гносеологический .

Расхождение во взглядах на границы приложения категории информации в настоящее время не представляется столь глубоким, как у истоков возникновения этой дискуссии. Более того, многосторонний анализ проблем выявил некоторое сближение обоих подходов.

Интенсивность процесса сближения двух подходов особенно проявилась после появления работ И.Р. Пригожина и Г. Хакена. Зародившаяся в середине XX века познавательная модель самоорганизации, как общесистемная и кибернетическая, внесла в атрибутивную концепцию феномена информации теоретическое обновление . Принципы

|6Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - М.: Сов. радио, 1958. - 215 с.

"Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. - М.: Политиздат, 1968. - 288 с.

18Аскин Я.Ф., Ковалев В.И. Попытка создания единой концепции информации: поиски и результаты //

Филос. науки. - 1970. - №1. - С. 159.

"Котова Е.В. Энергия и информация (философский анализ). - Киев: Вища школа, 1981. - 144 с.

мПригожин И. Р. Введение в термодинамику необратимых процессов. - М.: Изд-во иностр. лит., 1960. - 127

с; Пригожий И., Стингере И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. -

431с.

самоорганизации разрабатывались при исследовании особенностей развития открытых систем, т.е. систем, обменивающихся с окружающей средой веществом, энергией или информацией . В общей теории систем процесс самоорганизации связывался с возрастанием упорядоченности системы и энергоинформационным взаимодействием со средой .

Осмысление принципов самоорганизации, выявление глубинных основ этого процесса способствовало формированию нового теоретического базиса в виде идей синергетики. В результате исследований, предпринятых в рамках этого научного направления, идея самоорганизации выдвинулась на центральное место в современном естествознании, вызвав коренной пересмотр научной картины мира23. Теоретическое содержание синергетики сводится к выявлению общих идей, общих методов, общих закономерностей процессов самоорганизации в самых различных областях естественнонаучного, технического и гуманитарного знания24. Поиск

'ус

всеобщих универсалий сосредоточил особое внимание на информационном структурогенезе систем и информационном содержании отношений взаимодействия вне систем.

Анализ обозначенной литературы позволил диссертанту сделать вывод о том, что энтропийно-синергетический подход способствует интеграции отдельных концептуальных представлений и результатов, полученных в рамках различных подходов к феномену информации. Г.В. Белов и

Ферстер Г. О самоорганизующися системах и их окружении // Самоорганизующиеся системы. - М.: Мир, 1964.-435 с.

22 Самоорганизация в природе. Вып. 1/Под ред. В.А. Дмитриенко: Материалы семинара "Поиск связи между разными способами построения систем". - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1996. - 230 с; Калинин Л.Ю. Методологический анализ статуса нелинейности в естествознании // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. - М.: ИФ РАН, 1994. - С.148-160. 23Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - 404 с.

24Климонтович Ю.Л. Динамический и статистический хаос. Критерии степени упорядоченности в процессах самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. - М.: ИФ РАН, 1994. - С. 98-126. "Кузнецов В.И. Проблема "универсалий" в физическом познании. - Киев: Наукова думка, 1987. - 172 с.

Д.Ф. Шанявский подчеркивают приоритетность этого подхода в объяснении системности объективного мира .

Достаточно глубоко предпринята попытка определения сущности информации, источника ее возникновения, форм ее существования и характера трансформаций этих форм в процессе движения материи у Л.А. Цымбала. Автор исследовал роль и значение информации в эволюции материи, становлении жизни и развитии интеллекта, обозначил закономерность информационного сопровождения эволюции как необходимого условия целенаправленной эволюционной самоорганизации в мире отражения . Исследуя сущность информационного структурогенеза и закономерности информационного взаимодействия, Л.А. Цымбал пришел к выводу, что сложности, возникающие из-за неотделимости информации от ее материально-энергетического носителя, не могут служить основанием для отрицания ее существования как объективного феномена.

Важно признание существования информации на биотическом уровне. Г. Кастлер, разрабатывая теорию биологической организации, пришел к выводу, что проблема организации компонентов биологической системы -"это в первую очередь проблема спецификации, иными словами, вопрос об объеме содержащейся в этих компонентах информации"28. Г. Кастлер занимался вопросами применения теории информации в биологии. В его работах рассмотрены весьма тонкие вопросы об информационном содержании биологических систем, о путях спонтанного возникновения сложных организаций, способных к созданию, накоплению и передаче информации, о конкретных механизмах функционирования ферментов и генетического аппарата с информационной точки зрения. В работах Генри

26Белов Г.В., Шанявский Д.Ф. Природа и общество: информационные аспекты развития. (Приглашение к

дискуссии) // Компьютерная революция и информатизация общества. - М., 1990. - С. 23-48.

"Цымбал Л.А. Закон информативности. Деп. ВИНИТИ № 8674-В87 от 11.12.1987, 25 с; Цымбал Л.А.

Информационное поле. Деп. ВИНИТИ № 2107-B89 от 03.04.1989, 13 с; Цымбал Л.А. Синергетика

информационных процессов. -М: РАН, 1995. -118 с.

"Кастлер Г. Возникновение биологической организации. Пер. с англ. - М.: Мир, 1967. - С.11.

Кастлера образование органической биологической системы рассматривалось изначально. И точкой отсчета были добиотическая система нуклеиновых кислот и далее протобиологические системы.

Вывод о наличии информации в неживой природе и биотическом уровнях был сделан с позиции концепции разнообразия. Истоки концепции разнообразия природы информации связаны с именем У. Эшби29. А.Д. Урсул развил эту концепцию. Его понимание информации как отраженного разнообразия на всех уровнях материи изложено аргументированно и на широком теоретическом материале . Очень близко к концепции отраженного разнообразия подошел B.C. Украинцев .

Преодоление "сложностей" в вопросе соотношения и различия энергетических и информационных потоков, попытку решения многих других проблем, связанных с феноменом информации, можно найти в монографии И.И. Юзвишина . По сути И.И. Юзвишиным создано новое научное направление - информациология, которое можно определить как синтез фундаментальных наук для осуществления теоретического анализа информационных процессов и их закономерностей в микро- и макроструктурах материи. Автор определяет информациологию как единую теорию на единой информационной основе, со своей методологией и своим информационным метаязыком.

Проблема философского осмысления информации на уровнях онтологического и гносеологического понимания не могла быть решена без ценностного анализа. А.Д. Урсул связывал ценность информации с понятием цели и распространял целесообразность (ценность) информации на животный мир.

Современный этап научного познания, обозначая новые философско -мировоззренческие задачи, подталкивает к идее переосмысления целевой

юЭшби У. Р. Введение в кибернетику. - М..- Изд-во иностр. лит., 1959. - 432 с.

30Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. - М.: Политиздат, 1968. - 286 с.

''Украинцев Б.С. Отображение в неживой природе. - М.: Наука, 1969. - 272 с.

32Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро-

и макромирах Вселенной. 4-е изд., испр. - М.: Междунар. изд-во информациология, 1996. - 215 с.

причины. П.П. Гайденко справедливо заметила: "Элиминирование принципа
целесообразности из естествознания нового времени превращало природу в
такой вот незавершенный, не имеющий в себе конца а, значит, и смыслового
измерения ряд" . Телеологическое понимание второго начала
термодинамики "возвращает принцип целесообразности в науку"34.
Формализация понятия цели сводится к векторной направленности
эволюционного развития. Предполагается, что направленность
подразумевает существование цели. Состояние, когда возникают условия
жизни, и есть целенаправленное развитие природы. Направленность есть
отражение вектора эволюции. Направленность — это односторонний
процесс, заканчивающийся установлением равновесия, но не исключающий
обратного процесса. Необратимость существует как отражение
направленности, вектора телеологического процесса, но нетелеологический
процесс, антиэволюционный также существует как нетелеологические
явления (инэволюция, тупиковые пути эволюции). Содержательная
целесообразность использования (функционирования) информации в
биологических системах подробно описана Р.Л. Берг,

М.В. Волькенштейном, К. Тринчером, И.И. Шмальгаузеном,

Э. Шредингером, М. Эйгеном.

Понимание ценности информации как позитивной значимости данного феномена для человека реализуется в рамках аксиологического подхода. Ценность информации (как знания, сообщения, предмета, товара, услуги) есть не что иное, как субъективное отражение ценности предмета в сознании человека. Как содержательная сторона духовной культуры информация не могла не иметь единой с ней природы и общего процесса исторического развития. Анализу ценностей духовной и материальной культуры, процессов творчества сквозь призму информационной теории на фоне развития

"Гайденко П.П. Проблемы рациональности на исходе 20-го века // Исторические типы рациональности. М., 1996.-С. 18.

"Панкратов А.В. Телеологическое понимание второго начала термодинамики // Филос. исследования. -1998.-№2.-С.106-116.

информационного общества посвящены работы Ю.А. Агешина, С.С. Андреева, М.Н. Афасижева, Г.А. Голицына, А. Моля, В.Н. Николко, Ю.В. Очерета, В.М. Петрова, А.П. Сабощука, Э.П. Семенюка35.

Все перечисленные авторы в той или иной мере затрагивают содержательный аспект феномена информации (материальной и идеальной) во взаимосвязи с познающим субъектом. Анализ приведенных работ позволяет диссертанту высказать мнение, что методология аксиологического анализа феномена информации должна определяться на основе видовой классификации информации.

Информация как общенаучное понятие и философская категория
обладает глубоким гносеологическим потенциалом. Весьма значителен
вклад в разработку гносеологического анализа феномена информации
Р.Ф. Абдеева, Ю.Ф. Абрамова, И.Ю. Алексеевой, В.Г Афанасьева,
Л.А. Василенко, B.C. Готта, В.И. Дубовского, А.А. Лазаревича,

А.И. Михайлова, Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, Е.А. Седова, А.Д. Урсула, Э.Л. Шапиро, Ю.А. Шрейдера3? В работах перечисленных авторов информация рассматривается как общенаучный феномен, который в

"Агешин Ю.А. Информационная культура // НТИ. Сер.1. - 1998. - №3. - С. 10-12; Андреев С.С. Информационность - критерий содержательности духовных ценностей // Соц.-полит. журн. -1998. - №3. - С. 58-71; Афасижев М.Н. Искусство и информация: общие проблемы // Эстетика: информационный подход. Вып.5. - М.: Смысл, 1997. - С. 7-16; Голицын Г.А., Петров В.М. Информация - поведение - творчество. - М.: Наука, 1991.- 224 с; Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1973. - 406 с; Николко В.Н. Творчество как иновационный процесс (Философско-онтологический анализ). - Симферополь: Таврия, 1990. - 190 с; Очерет Ю.В. Информационная культура французского средневековья // Эстетика ; информационный подход. Вып.5. - М.: Смысл, 1997. - С. 106-113; Сабощук А.П. Проблема идеальности чувственного образа // Изв. АН Молд. ССР. Сер. общ. наук. - 1984. - №1. - С .48-54; Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность // НТИ. Сер. 1.-1993. - №1. - С. 1-8.

36Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с; Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация (философские очерки). - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. - 192 с; Алексеева И.Ю. Человеческое знание и компьютерный образ / РАН, Ин-т философии. - М., 1993. - 217 с; Афанасьев В. Г., Урсул А.Д. Социальная информация (Некоторые методологические аспекты) // Вопр. философии. - 1974. - №10. - С. 61-74; Василенко Л.А. Генезис представления информации в работах Аристотеля и Лейбница // История философии и социальная информатика. - М., 1992. - С. 5 -24; Готт B.C. Философские вопросы современной физики. - М.: Высш. школа, 1988. - 343 с; Дубовской В.И. Информация и знание // Проблема сознания в философии и науке. - M., 1996. - С. 105-107; Лазаревич А.А. Научное знание в информационном обществе. - Минск: Навука і тзхніка, 1993. - 101 с; Михайлов А.И. О будущем научной информации // НТИ. Сер.1. -1985. - №1. - С. 1-3; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. -287 с; Седов Е.А. Эволюция и информация. - M.: Наука, 1976. - 323 с; Шапиро Э.Л. Знания о мире и их информационные модели // НТИ. Сер.2. - 1989. - №9. - С.2-4; Шрейдер Ю.А. Когнитивный подход как средство преодоления противоречия между техническим и культурным аспектами знания // МФИД. - 1997. -Т.17.-№2.-С. 3-5.

процессе познания выполняет некоторые гносеологические функции:

методологическую, интеграционную, междисциплинарную, - и тем самым

способствует приращению нового знания.

А.И. Ракитов и А.И. Уваров различно трактуют проблематику

информационной эпистемологии, но подчеркивают актуальность появления

нового метода в рамках современной гносеологии 37.

Информационный подход как общенаучный метод познания
способствует интеграции всех областей научного знания. Методико-
процедурная реализация данного подхода сопряжена с конкретизацией
предметной области знания. Исследовать информационный подход как
совокупность методов, их особенности и отличия нам помогли работы
Л.Э. Венцковского, М.В. Волькенштейна, Т.В. Воробьевой, И.И. Гришкина,
Н.Н. Заличева, Д.Б. Зильбермана, Е.И. Карева, В.З. Когана,

С.Ф. Мартыновича, И.В. Мелик-Гайказян, А.П. Назаретяна, М.Ф. Ромма, Е.А. Седова, Э.П. Семенюка38.

Составной частью работы является выявление содержательных аспектов феномена информации, специфики информационного знания, особенностей информационных процессов, определяемых в ряде философских исследований, на основе которых автор дает по возможности более полные определения исследуемых понятий. Для выявления содержательных черт современного информационного знания автор

Уваров А.И. Информационная эпистемология - одно из направлений современной гносеологии // Роль философии в формировании научно-технической элиты. - Тверь, 1994. - С.3-5.

38Венцковский Л.Э., Желнов М.В., Пурто Е.Е. Информационное освещение проблемы космической сущности человека // Теория и практика общественно-научной информации. - М., 1996. - Вып. 12. - С. 182-204; Волькенштейн М.В. Теория информации и эволюция // Кибернетика живого: Биология и информация. -М., 1984. - С.45-53; Воробьева T.B., Семенюк Э.П. О роли общенаучных подходов в развитии понимания принципов систематизации категорий материалистической диалектики // Принципы систематизации категорий материалистической диалектики. - Иркутск, 1980. - С. 100-107; Гришкин И.И. Информационные модели познания: (Логико-гносеол. аспект). Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / ЛГУ им. А.А.Жданова. - Л., 1981. -38 с; Заличев Н.Н. Энтропия информации и сущность жизни. - М.Ж Радиоэлектроника, 1995. - 192 с; Зильберман Д.Б. Традиции как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопр. философии. -1996. - №4. - С.76-105; Карев Е.И. Теоретико-методологические проблемы исследования социально-политической мифологии: (Инофрм. подход). Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Томск, гос. ун-т. - Томск, 1995. - 17 с; Коган В.З. К методологии информологического подхода // Информатика и культура. -Новосибирск, 1990. - С. 108-127; Мартынович С.Ф. Философия науки и философия культуры: понятие, проблемы, подходы // Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. -С.99-107; Мелик-Гайказян И.В. Информация и самоорганизация: (Методол. анализ) / Томск, политехи, ин-т. - Томск, 1995. - 179 с; Ромм М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности: (Информ. подход) Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 1995. - 16 с; Седов Е.А. Философский анализ информационно-энтропийных свойств процессов развития: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Ин-т философии АН СССР. -М., 1983. -45 с.

обращается к изучению различных уровней организации материи атрибутивно-функциональными методами познания. Обращение в диссертации по философии к естественным наукам и смежным областям гуманитарного знания вызвано необходимостью более точного определения изучаемого феномена, а использование результатов специальных наук обеспечивает большую доказательность положений, выносимых на защиту. Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы

философский анализ взаимосвязи онтологической природы,

аксиологического содержания и методологического значения феномена

информации.

Для реализации цели исследования определены следующие задачи:

анализ онтологии информации, бытия и сущности феномена информации;

выявление особенностей содержания информационных процессов как отношений всеобщего взаимодействия;

обоснование возможности и необходимости ценностных характеристик информации на молекулярном и биотическом уровнях материи;

аксиологический анализ феномена информации на уровне социального бытия;

гносеологический анализ феномена информации, исследование соотношения понятий информация и знание;

выявление специфики информационного подхода в системе познания.

Объект исследования - феномен информации в системе научного познания.

Предмет исследования - онтологический, аксиологический, гносеологический аспекты информации, методология информационного подхода.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются концепция философского анализа как осмысление опыта бытия, предполагающая единство онтологического, аксиологического, методологического и других аспектов философского исследования;

концепция философии естествознания, сформулированная к концу XX века; эвристические возможности компаративного анализа различных философских концепций феномена информации; междисциплинарный, энтропийно-синергетическии и атрибутивно-функциональный подходы к анализу онтологии информации; взаимосвязь гносеологического и методологического анализа с научными методами сравнительного анализа, теоретического моделирования, научного обобщения. Научные труды Р.С. Берг, М.В. Волькенштейна, К.С. Тринчера, М. Эйгена явились методологической предпосылкой обоснования возможности ценностного понимания информации в эволюционных процессах от простого к сложному. Научная новизна диссертационного исследования. Представленная работа — еще один шаг познания в рамках общей теории информации. Существенными элементами новизны в работе являются следующие положения:

определено, что анализ онтологии информации и информационных процессов опирается на всеобщность организации материи;

на основе телеологического подхода, исходя из функционального анализа молекулярных и биотических систем, сделан вывод о возможности и необходимости ценностного анализа феномена информации на обозначенных уровнях материи;

на основе аксиологического подхода выявлено ценностное содержание феномена информации на социальном уровне, конкретизирована значимость информационной культуры как составной части культуры и культурогенеза;

исследован гносеологический потенциал феномена информации, проанализировано соотношение понятий информация и знания как различных, нетождественных термосистем;

определены особенности и своеобразие информационного подхода познания действительности, предложены теоретические модели

реализации данного подхода в общей системе научного познания и философской науке; Положения, выносимые на защиту:

  1. Формируется методологическая презумпция: информация есть сложный феномен, исследование которого возможно и необходимо в контексте системных отношений онтологического, аксиологического и гносеологического модусов философского анализа.

  2. Онтологическое содержание информации: информационный процесс есть трансляция разнообразия структурных форм и отношений в контексте объект-объектных и субъект-субъектных отношений. Информация как отраженное разнообразие универсальна. Информационный процесс имеет меру изменений и меру отношений в системе реальности.

  3. Ценность есть атрибутивное свойство феномена информации, включенного в систему ценностного отношения, осуществляющегося на различных уровнях организации, в том числе на уровне научного познания.

  4. Оценка ценности информации возможна и реально опредмечивается в контексте целевой и каузальной детерминации событий и процессов, в контексте процессов научного познания и технического творчества.

  5. Информационная культура как способ информационной жизнедеятельности общества (включающая в себя символический, аксиологический и деятельностный аспекты) есть результат взаимоотношения общества и природы, продукт отражения универсума отношений, в т.ч. и общественных, в информационных процессах, в структурах деятельности, в контекстах научного познания и технологии.

  6. Существуют уровни типологии ценности информации: всеобщая (общественная ценность), предметно воплощенная ценность, личностная ценность. На социальном уровне ценность информации определяется возможностями качественной трансформации общества, возможностями

глобальной оптимизации человеческого бытия, познания, деятельности, возможностями рационализации науки и технологии.

  1. Информация и знание - взаимно соотнесенные феномены и соответствующие им понятия. Если информация онтологически есть мера изменений и мера отношений в системе реальности, то знание есть предметно-истинное и субъектно-обоснованное освоение информации на личном и надличностном уровнях функционирования субъекта.

  2. Понятие научной информации и научного знания есть конкретизация и соответствующая концептуализация феноменов информации и знания. Научная информация и научные знания соотнесены в динамике информационно-познавательных процессов.

  3. Информационный подход в научном познании, техническом творчестве, в бытии культуры информационной цивилизации сформировался исторически в процессах освоения феномена информации. В современном мире сформировались системно-структурные отношения в контексте информационного подхода.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов и выводов при чтении курсов лекций по общей теории информации, современным концепциям естествознания, проблемам новых информационных технологий в процессах образования на гуманитарных факультетах, проведении семинарских занятий со студентами философского профиля.

Апробация исследования.

Основные положения работы были отражены в лекционных курсах "Новые информационные технологии в обучении" и "Основы информационной культуры", читаемые на факультете гуманитарных и социальных наук Саратовского государственного университета. Материалы диссертации излагались автором на научно-теоретических конференциях, а

также в научных публикациях: Богатырева Е.Н. Онтологический анализ феномена информации // Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы. Саратов: Изд-во. Сарат. ун-та, 1999.- С. 145-150; Богатырева Е.Н. Соотношение понятий информация и знание // Философия. Наука. Культура. Творчество. Материалы Всероссийских Аскинских чтений (16 октября 1998 г.)- Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. Центра, 1999. - С. 124-127; Богатырева Е.Н. Ценность информации в информационном обществе // Бытие и познание. Межвуз. науч. сб. - Саратов: Изд-во СГТУ, 1999. -С.60-64.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и библиографии.

Ценностный анализ феномена информации

Ценностный анализ феномена информации предполагает формирование логико-семантического и логико-прагматического содержания этого понятия. В предыдущем параграфе мы сделали вывод о всеобщей закономерной зависимости качественного своеобразия процессов отражения от уровней организации материи. Пришли к заключению, что каждому уровню организации материи соответствует определенное качественное содержание (ценностный вид) информации. Согласно принципу историзма классификация видов информации в хронологическом порядке выглядит так: элементарная, биологическая, социальная, искусственная (техническая). Все виды информации — потенциальная основа для типологии классов информационных структур: информационные структуры неорганической природы; информационные структуры органической природы; искусственные информационные структуры, созданные целенаправленной деятельностью человека.

Данная типология оправдана самой сутью процесса развития от неживого к живому, когда целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией приводит к образованию новой структуры, с новыми ценностными информационными качествами.

Ценностную характеристику информации обычно соотносят с понятиями качество и релевантность, реже с понятиями действенность и полипотентность90. Ценностная характеристика особенно трудно формализуется на элементарном и добиотическом уровне. Эта теоретическая "трудность", тем не менее, увлекала перспективой решения этой проблемы.

В работах Л. Бриллюэна большое внимание было уделено вопросам соотношения энтропии и ценности, негэгтропии и деградации энергии.

Изучая физические системы и "принцип энтропии", ученый сделал вывод, что перечисленные понятия взаимосвязаны в неизбежном проявлении "деградации энергии". Иллюстративно эта связь выглядит так: закон возрастания энтропии проявляет последовательный переход энергии к более низкому качеству. Из класса А (механическая работа, электрическая энергия) в класс Б (химическая энергия), а из последнего в класс В (тепловая энергия). Соответственно процесс деградации или обесценивания энергии есть не что иное, как качественное изменение энергии. Бриллюэн уточнял, что если "в системе энтропия постоянно возрастает, то негэнтропия всегда проявляет тенденцию к убыванию. Эта негэнтропия представляет собой в конечном счете качество энергии (А, Б или В)"91. Он связывал в "естественную тенденцию" три понятия: негэнтропию, энергетический уровень и ценность: "неживая природа, в которой господствуют законы физики и химии, подчиняется естественному закону деградации, закону обесценения. Этот закон выражает в общем виде суть термодинамики, но здесь понятие ценности остается взаимосвязанным с инертной материей, или точнее с энергией " . Выводы Бриллюэна — это первые попытки ценностного анализа информации в самой трудной для познания области — неживой природе.

Отрицание информационных процессов в добиотических системах почти всегда связывалось с отрицанием ценностной сущности информации в неживом. Обобщенно можно привести такой аргумент: "Ценность информации для получателя ... неразрывно связана с ее семантическими свойствами. Информация осмысливается именно потому, что через осмысление для получателя информации оказываются данными ее ценностные качества; именно смысл позволяет определить меру полезности информации, т.е. как ее можно использовать". Далее обычно добавляется, что в неорганической природе отсутствует такой фактор целеформирования как потребности, поэтому невозможно говорить об информации в неживом в контексте понятий: смысл, цель, ценность. В приведенных высказываниях можно увидеть искусственное ограничение понимания процессов самоорганизации в природе. Действительно, какой смысл в информационном структурогенезе кристалла, какова потребительская ценность его роста? В данном случае сделан акцент на семантическом содержании феномена информации, что ограничивает его целостностную характеристику. Поэтому подчеркнем тезис о необходимости изучения феномена информации как философской категории, в единстве атрибутивно-онтологического, логико-семантического и логико-прагматического анализа. Целесообразно четко различить область ценностного анализа и область аксиологического анализа феномена информации. Процесс познания есть сложное, в том числе и мысленное, логическое движение к сущности объекта, поэтому логика познания диктуется в конечном счете логикой объекта, реализуемая в сложной системе материально-практических, когнитивно-семиотических и нормативно-ценностных отношений, свойственных научному познанию в целом. Вслед за всеобщностью особенность — следующий этап в рассмотрении сущности понятия. Процесс познания всегда сопровождается оценочным фактором. Особенность выражается смыслом. Смысл бытия или определение сущности понятия пронизано ценностными (качественными) характеристиками.

Ценность информации в информационном обществе

Информационное общество и соответствующая ему информационная культура радикально изменяют материальное производство, мировоззрение, быт, образование, систему коммуникаций. Глобально изменяется духовное производство, производство знаний.

Информационная технология, как продукт информационной культуры, поистине революционно трансформирует все средства информации и опосредованно оказывает влияние на социогенез, постепенно меняя систему ценностей и представления людей о самом человеке, смысле его бытия и предназначения.

Информационное общество и собственно процесс информатизации в середине XX века стали предметом изучения философии, "философская рефлексия над компьютерной революцией перерастает в задачу осмысления социально-исторической судьбы человечества" . Сообразно своей специфике, философия исследует весь комплекс теоретических проблем информации, информационной культуры, информационного общества как реальности познавательной и реальности ценностной.

Концепция информационного общества достаточно подробно изложена в учебниках философии и социологии, где содержится, в основном, гносеологическое содержание понятий информации, информационных процессов и отношений. Наглядно очевидное нарушение баланса в общей системе мировоззрения, деформация в системе философского знания.

Философская рефлексия, как отражение, представляет собой не только научно-познавательное, но и оценочное суждение. В данном контексте аксиология дает теоретическое обоснование феномена информации как ценности, способной качественно трансформировать общество (сделать его поистине информационным), стать мощным источником глобальной рационализации человеческого бытия и интеллектуальной деятельности.

Кроме того, обращает внимание на негативные последствия реализации информатизации социальных процессов: формирование информационной зависимости, нарушение информационного партнерства, дифференциацию по информационной избранности (посвященности), проявление "информационного феодализма". Внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности социума, компьютеризация информационного пространства имеют свои позитивные и негативные последствия. Существует мнение, что распространение компьютерной техники разделит общество на две группы — имеющих доступ к информации и лишенных его. Обсуждению этой проблемы посвящается множество книг и статей. В процессе исследований и дискуссий анализируются разнообразные теоретические концепции. Обратимся к тем, в которых анализируются устойчивые стратегические доктрины при прогнозировании направлений, форм и потенций технико-экономического и социально-культурного прогресса. Такова, например, доктрина профессора социологии Колумбийского и Гарвардского университетов Даниела Белла. В 60-е годы, когда в Америке нарастал компьютерный бум, он присоединился к сторонникам теории "постиндустриального общества", в котором информационная техника наряду с другими достижениями научно-технического прогресса становится двигателем дальнейшего поступательного развития и преобразования жизни человечества. Д. Белл утверждал, что благодаря преобразованию машинной технологии в интеллектуальную происходит "диффузия существующих благ и привилегий", "реализация обещаний равенства" . 3. Бзежинский акцентировал внимание на том, что информационные технологии влияют на изменение образного восприятия реальности. Создается новое видение мира, появляется новый путь к равенству через деидеологизацию: "поколение студентов уже живет в технотронную эпоху, хотя в ряде случаев окружающее их общество находится вне его""6. Теория "третьей волны"

Алвина Тоффлера также содержит видение эволюции мира в технико экономических и информационно-коммуникативных факторах общественного развития . В ряде стран информационно-компьютерные технологии постепенно вошли в жизнь, последовательно облегчая решение насущных жизненных потребностей, в других же это внедрение произошло как "внезапное столкновение с будущим" . Осознание реальностей как шок вызвало негативные настроения в трактовке перспектив информационного общества. В 70-е годы известные футурологи Герман Кан и Б. Брус-Бриге заговорили о разочаровании и отчуждении в обществе, тенденции к прагматизму, нежелательном модифицировании национальных традиций общества119. Столкновение различных мнений происходит и сейчас, в начале третьего тысячелетия. И в этом теоретическом споре, в основном, участвуют философы, социологи, культурологи. Люди, занятые в сферах жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества (медики, военные, экономисты и т.д.), позитивно относятся к распространению и внедрению информационно-компьютерных технологий для облегчения условий их деятельности.

Информатизация российского общества глобально началась с конца 80-х годов. Тогда же началось обсуждение позитивных и негативных явлений последствий информатизации в России. А.И. Ракитов в своей монографии приводит таблицу швейцарского исследователя К. Хессига, где подробно разбираются положительные и отрицательные последствия информатизации. Перечень позитивных и негативных последствий информатизации общества действительно впечатляет.

Соотношение понятий информации и знания

Становлению современного мышления в эпоху глобальной информатизации общества активно способствует новая отрасль знания, занимающаяся анализом информопроцессов в природе и обществе. Ключевое ее понятие — информация — приобрело общенаучный статус, значение которого постоянно возрастает. С появлением этого понятия и выяснением его теоретического и практического содержания познавательная деятельность современного человека обрела новые возможности. Четкого обозначения этой отрасли знания еще нет. Названия предлагаются и употребляются разные: "социальная информатика", "информациология", "информология", "общая теория социальной информации" и просто "информатика". Название, конечно, со временем утвердится, получив необходимое обоснование в системе научного знания и научно-познавательной деятельности. Но главное ясно, что сформирован новый этап познания картины мира. И если в прежнем познании главными понятиями выступали материя, время, пространство, движение, то теперь такое понятие как информация прочно заняло свое место в этом ряду. Верно замечание, что "... картина была верна, но несколько плосковата. Теперь палитра значительно обогатилась, можно использовать яркую краску, информацию, что делает картину более достоверной и выразительной. Понятие "информация" явилось тем ключом, который помог открыть и высветить дотоле пребывавшие во тьме незнания стороны реальности" . Научная картина информационной реальности существенно отличается от многих ранее сформировавшихся картин. Она оказывается значительно более объемной. И это обстоятельство открывает широкие перспективы ее дальнейшего исследования. Единство информационно-теоретического мышления и философии обеспечивается общими категориями и понятиями мировоззренческого подхода к познанию информационных процессов и связей. Информационно-теоретическое мышление оформилось в научный метод познания128 закономерностей информационной реальности. Тема "компьютер и знание" стала предметом обсуждения в значительно более широком контексте, где на первый план вышли ее философско-эпистемологические, социальные и политико-технологические аспекты.

В данной главе исследуется соотношение понятий информации и знания, рассматривается содержание, методы и особенности информационного подхода познания действительности.

Изучение знания как такового имеет свою историю, уходящую глубоко в века. Процесс познания, его онтология, архетипы, механизмы и структурность — темы, преходящие из вековой истории философской мысли. Будущее развитие этих тем безгранично, так как процесс познания бесконечен и объективно многообразен. Многообразие формируется эпохой и временем существования познающего индивида, а также уровнями развития наук и организацией научного процесса познания.

Во второй половине XX века в гносеологии появилась новая категория — информация. Развитие естественнонаучного знания закрепило атрибутивный статус категории информации и предложило новый уровень и возможности познания. Небрежность в употреблении двух понятий — знания и информации поставила вопрос о соотношении объемов и содержания этих понятий. Анализ проблемы соотношения двух понятий начнем с экскурса в историю философской мысли. И здесь ясно, что категория знания имеет несомненное исторически бытийное преимущество.

В "Государстве" Платона можно прочесть, что "знание само по себе соотносится с самим изучаемым предметом, знание какого бы предмета мы не взяли: оно таково потому, что оно относится к такому-то и такому-то предмету"129. Знание, по Платону, существует, как и любая другая идея, объективно, и развитие этой идеи, или познание ее происходит в соотношении с предметом. "Какие качества имеет предмет знания, таким становится и само знание"130. Следовательно, изучение знания через призму информации возможно и допустимо. Часть знания, которая реализуется посредством информации, обладает теми же качественными и количественными характеристиками, что и итоговый результат -информация.

Аристотель возражал, что сущность вещи не может быть вне самой вещи, важно познать не "образец образца", а сам образец, то есть суть самого предмета или идеи. Следовательно, знание как сущность, идея познаваемо само по себе, а не только в соотношении с каким бы то ни было предметом.

Информационный подход в системе познания

Информационный подход в познании действительности для философской мысли сравнительно нов. По мере того, как с развитием познания неуклонно расширялся объем понятия информации, становились все более очевидными заложенные в нем эвристические возможности. Но дело не только в этом. Наряду с внутри научными факторами становления информационного подхода, несомненно, существовали и вненаучные. Это, прежде всего, — заметное возрастание за последние десятилетия общего объема информации в обществе и ее роли в социальном развитии. Оптимальность управления сложными социальными процессами любого характера — экономического, политического, национально-этнического, демографического, культурного и т.п. — прямо зависит от эффективности информационного обеспечения управления. Более ощутимо нарастание динамизма в сфере социальной информации, интенсификация ее потоков и углубляющаяся дифференциация ее видов. Эти социальные явления объективно должны были отразиться на развитии научного познания, акцентируя внимание ученых именно на информационном аспекте действительности. Осмысление этого процесса в методологическом плане означало формирование особого, нетрадиционного подхода к познанию.

Уточним, что информационный подход и его методы следует рассматривать не как противопоставление традиционной методологии. Напротив, информационный подход представляется как инвариантное дополнение и адекватное развитие методологии научного познания и практической деятельности в целом. Сама жизнь, ее реалии, цивилизационные процессы, прогресс естественнонаучной мысли привносят новые методы в практику познания152.

В любой области науки отчетливо обозначаются два уровня развития исследовательской мысли: эмпирический и методологический. Методологическая проблематика основательно влияет на сам процесс движения науки. Постановка и решение методологических задач, использование новых методов становится мощным толчком, стимулирующим появление новых конструктивных идей, имеющих серьезное теоретическое и практическое значение.

Справедливо умозаключение, что "метод науки представляет собой особый вид деятельности, связанный с производством научных знаний, их применением. Он является неотъемлемым элементом научно-познавательной деятельности" . Если к вышесказанному добавить прилагательное информационный, то содержательная сторона конкретизируется. То есть, информационный метод, как и любой другой, связан с производством научных знаний, и, несомненно, является важной составной частью собственно процесса познания.

Проблематика общенаучных подходов исходит из позиции четырех уровней методологии: общефилософские, общенаучные, конкретно-научные и уровень методики и техники исследования154. Общенаучные методы выступают связующим звеном универсально-всеобщей философской методологии с конкретной методологией частных наук. Информационный подход как совокупность (система) методов относится к общенаучному уровню. Своеобразие методов, применяемых в рамках информационного подхода, в том, что они имеют отраслевую унификацию, видовое информационное содержание. Превалирующим методом прикладного исследования (анализа) является применение информационно компьютерных технологий. Содержательная эффективность информационного подхода достаточно апробирована многими отраслевыми научными исследованиями, она в значительной мере зависит от степени соответствия закономерностям объекта исследования.

Предпосылками возникновения информационного подхода стали определенные теоретические построения. Например, математическая теория связи К. Шеннона, где в силу методологической специфики этой области знания доминировало внимание к формально-количественным параметрам передачи информации. Качественные характеристики информации — ее содержание, смысл, новизна, ценность, полезность — не привлекали внимание. Поэтому "в чистом виде" математическая теория связи не могла стать непосредственно единой базой развертывания информационных методов к познанию качественно разнообразных явлений действительности.

Более полно базисную роль объективно выполнила кибернетика, как гораздо более широкое направление научных исследований, органически объединившее ряд дисциплин. Кибернетика привлекла ученых и специалистов самых разных профилей к содержательным аспектам информации и ее связи с управлением. Эта наука выявила принципиальную структурную общность процессов связи и управления в качественно различных сферах реальности: в живой природе, обществе и человеческом познании.

Похожие диссертации на Феномен информации в контексте научного познания: философский анализ