Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философский анализ понятий энергии и информации Котова Елена Викторовна

Философский анализ понятий энергии и информации
<
Философский анализ понятий энергии и информации Философский анализ понятий энергии и информации Философский анализ понятий энергии и информации Философский анализ понятий энергии и информации Философский анализ понятий энергии и информации Философский анализ понятий энергии и информации Философский анализ понятий энергии и информации Философский анализ понятий энергии и информации Философский анализ понятий энергии и информации Философский анализ понятий энергии и информации Философский анализ понятий энергии и информации Философский анализ понятий энергии и информации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Котова Елена Викторовна. Философский анализ понятий энергии и информации : ил РГБ ОД 71:85-9/93

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Связь понятий энергии и информации с категориям ыатериажстической диалектики 16

1.1. Категории движения и отражения как методологическая основа философского анализа понятий энергии и информации 16

1.2. Соотношение энергетических и информационных параметров в различных формах движения материи 48

1.3. Энерго-информационная обусловленность временных масштабов 61

1.4. Энерго-информационный критерий развития 73

1.5. Диалектика энерго-информационных характеристик и причинность, необходимость, случайность 85

1.6. Энерго-информационная качественная специфика и целеполагание 103

Глава II. Взаимосвязь понятий энергии и информации как направление ишеграциошшх процессов в науке 114

2.1. Энерго-информационный подход и системно-структурный метод 114

2.2. Понятие энтропии как опосредующее звено между энергетическим и информационным описанием 128

2.3. Понятие "сигнал" как единство энерго-информационных характеристик 151

2.4. Дополнительность физико-энергетического и теоретико-информационного описаний 173

2.5. Интеграционная природа понятий энергии и информации 187

2.6. Социальная обусловленность формирования энергонннформационного подхода 200

Глава III. Критжа идеалистических и метафизических концепций соотношения понятий энергии и информации 228

3.1. Критика энергетизма 228

3.2. Несостоятельность современного "кибернетического идеализма" 243

3.3. Критика буржуазных социологических концепций "энергетического" и "информационного детерминизма" 258

Заключение 273

Литература

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХХУІ съезд КПСС указал на необходимость творческого развития марксистско-ленинской теории, на чрезвычайную важность глубокого осмысления новых явлений в раз т витии общества. Особое значение приобретает исследование философских проблем, поставленных развитием наук, занимающих ведущее положение в системе научного знания, непосредственно влияющих на научно-технический потенциал общества.

С середины XX в. значительную роль в естественных и общественных науках начинают играть идеи и методы кибернетики. Теоретический фундамент кибернетики составили теоретико-информационные методы, бурное развитие которых выдвинуло обширный круг методологических и мировоззренческих проблем. Совокупность различных теоретико-информационных методов находит применение как в рамках кибернетики, так и в теоретических исследованиях физики, биологии и других наук, что позволяет говорить о формировании общенаучного теоретико-информационного подхода. Понятия, идеи и методы,составляющие теоретико-информационный подход, оказывают существенное влияние на категориальную структуру фундаментальных наук, выступают важным фактором интеграции научного знания. Анализ проблем, связанных с революционными открытиями в науке, со становлением, генезисом и взаимодействием научных теорий и понятий, имеет в современную эпоху важное теоретическое и практическое значение, поскольку способствует решению задач, поставленных &ПВС перед советскими философами - действовать с большей ориентацией на будущее, Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с. 1 т своевременно "улавливать" назревающие тенденции.

Актуальность философского анализа понятий энергии и информации обусловлена необходимостью обобщения результатов физики, кибернетики, биологии,других наук, выявления новых теоретических средств-понятий, методов, подходов, формирующихся в процессе интеграции и требующих анализа оснований и путей их вхождения в категориальную структуру наук. Понятия энергии и информации,как основы разработанных и развивающихся фундаментальных научных теорий, содержат значительный эвристический потенциал, раскрытие которого предполагает исследование их взаимосвязи и взаимодействия на методологической основе марксистско-ленинской философии в контексте закономерностей развития философии, науки и общества. Исследование социальной обусловленности и социальных последствий взаимодействия понятий энергии и информации способствует решению практических задач развитого социалистического общества - наращиванию темпов и обеспечению эффективности научно-технического прогресса, важным показателем которого является энерго-информационная оснащенность материального производства. Таким образом, поскольку вопрос о соотношении понятий энергии и информации является одной из актуальнейших конкретизации проблемы соотношения науки, техники и идеологии, "назрела необходимость их философского анализа в мировоззренческом, методологическом, социальном и идеологическом аспектах.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В советской и зарубежной марксистско-ленинской философской литературе последних лет проведен глубокий анализ понятия "информация" на основе ленинского учения об отражении как всеобщем свойстве материи, раскрыт общенаучный статус понятия информации и теоретико-информационного подхода.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М.: Изд-во политической литературы, 1983, с. 34.

Серьезный вклад в исследование содержания и объема понятия информации, его связи с категориями диадектико-материалистической философии, проблем социальной информации внесли труды Н.Т.Абрамовой, И.А.Ачкурина, Н.М.Амосова, Б.В.Ахлибинского, Б.Г.АфанасьеваД.Б. Баженова, Б.В.Бирюкова, А.И.Берга, А.А.Братко, Г.Г.Вдовиченко, В.В.Вержбицкого, С.С.Геллера, В.М.Глушкова, В.С.Готта, И.И.Гриш-кина, Д.А.Гущна, Д.И.Дубровского, Н.И.Жукова, И.Земана, А.М.Коршунова, В.И.Кремянского, К.Е.Морозова, Н.Н.Моисеева, И.Б.Новика, Т.Д.Павлова, Л.А.Петрушенко, В.Н.Свинцицкого, Е.А.Седова, Э.П. Семенюка, М.И.Сетрова, В.С.Тюхтина, Б.С.Украинцева, А.Д.Урсула, Г.И.Щербицкого, М.Янкова и др. Основные результаты исследований в области философских проблем информации проанализированы в содержательном обзоре.

Понятие энергии как основа физико-энергетического подхода вошло в науку более 130 лет назад с открытием закона сохранениям превращения энергии. Понятие информации, связываемое первоначально со статистической теорией информации, легло в основу теоретико-информационного подхода, возникшего более 30 лет назад. Разделенные столетием развития общества и науки, эти понятия сразу обнаружили определенную связь: математическая формула количества информации совпадает с точностью до знака с термодинамической энтропией. Этот вопрос обсуждался и обсуждается в философской литературе, однако его решение требует более широкой постановки проблемы. Статистическая информация, рассчитанная по формуле Шеннона, представляет собой лишь частный случай информационного описания, а учение о термодинамической энтропии включается в физико-энергетический подход. Вследствие этого проблема совпадения формул эн т х Дубровский Д.И., Вержбицкий В.В. Категория информации (философский обзор) - Философские науки, 1976, № I, с. І48-І57.

тропии и статистической теории информации может рассматриваться как часть значительно более общей проблемы - соотношения понятий энергии и информации.

Соотношение понятий энергии и информации исследуется в современной философской литературе чаще всего как философско-кибер-нетическая проблема: анализируется роль энергетических процессов в управлении, намечаются подходы к исследованию специфики взаимосвязи информации и энергии в самоуправляемых системах, роли материального носителя в процессах передачи и хранения информации и т.д. Тем не менее, проблема соотношения понятий энергии и информации требует более широкой постановки: прежде всего исследование соотношения понятий энергии и информации предполагает выяснение роли философских категорий в их становлении и развитии, требует специального анализа механизм взаимодействия исследуемых понятий и понятийный аппарат, формирующийся в процессе этого взаимодействия, социальная обусловленность этих процессов, необходима последовательная критика новейших буржуазных концепций, извращающих соотношение понятий энергии и информации и роль энерго-информаци-онного фактора в развитии общественного способа производства.

ЦЕЛЬ И ЗАДА5И РАБОТЫ. Целью данного исследования является анализ объективной теоретической и методологической общности понятий энергии и информации на основе законов, категорий и принципов материалистической диалектики, анализ понятийного аппарата, формирующегося в процессе развития, взаимодействия и взаимообогащения понятий энергии и информации,раскрытие социальной обусловленности и социального значения этих процессов.

Основываясь на произведениях классиков марксизма-ленинизма, программных документов КПСС, материалах съездов КПСС, используя имеющиеся результаты философского анализа, диссертант поставил перед собой задачу провести исследование проблемы соотношения понятий энергии и информации в онтологическом, гносеологическом и социальном аспектах. Методологической основой анализа понятий энергии и информации является разработанное Ф.Энгельсом диалек-тико-материалистическое учение о движении и ленинская теория отражения. Отправным пунктом исследования стали идея связи категорий движения, отражения и взаимодействия, а затем обоснование точки зрения, рассматривающей движение как диалектическое един т ство взаимодействия и отражения.

Диалектика взаимодействия и отражения специфически преломляется в соотношении понятий энергии и информации. Чтобы раскрыть эту специфику, необходимо проанализировать процесс становления и эволюции понятий энергии и информации, в едином русле развития философских и естественно-научных идей, выявить их взаимосвязь на методологической основе диалектико-материалистических категорий.

Раскрыв философские основания взаимосвязи исследуемых понятий, диссертант ставит своей целью вычленить и проанализировать качественно новые средства познания (понятия, подходы), формирующиеся и развивающиеся в результате их взаимодействия, способствующие созданию новых естественнонаучных идей.

Интеграция физико-энергетического и теоретико-информационного подходов опосредованно детерминируется развитием производительных сил современного общества, что также требует специального рассмотрения.

Таким образом, анализ диалектики взаимодействия и отражения Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействия в эволюции материи. М.: Наука, 1974, с. 18.

в категории движения служит методологической основой исследования интеграции физико-энергетического и теоретико-информационного подходов, а выявление путей и форм их интеграции способствует развитию диалектического материализма.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ. Научная новизна работы состоит в следующем:

1) соотношение энерго-информационных параметров может быть положено в основу классификации форм движения материи, при этом раскрывается общность понятий "форма движения материи" и "уровень структурной организации";

2) единство энерго-информационных характеристик является основой выделения и анализа специфики физического, биологического, социального времени;

3) обосновывается правомерность введения энерго-информацион-ного критерия развития, который способствует углублению и конкретизации принципа материального единства мира, необходимость учета качественных отличий информационных параметров является естественнонаучным обоснованием принципа развития;

4) выделяются энергетический и информационный аспекты причинности, неразрывно связанные между собой, однако нетождественные; информационный аспект связан с семантическими и ценностными характеристиками информации и раскрывает сущность причинения в биологических и социальных системах;

5) физико-энергетический подход способствует раскрытию механизма целеполагания: энергетические параметры опосредованно влияют на возникновение ценностных характеристик информации, что является предпосылкой зарождения элементарного целеполагания -"квазицели", а затем возникновению собственно цели, формирующейся . на основе сознания;

6) обосновывается положение о том, что становление системно-структурного метода тесно связано с физико-энергетическим и теоретико-информационным подходами, его развитие предполагает учет энерго-информационных характеристик системы; проводится анализ роли понятий энергии и информации в различных типах интеграции знания, их различная связь с математическим формализмом, что позволяет отнести исследуемые понятия к интегративным, однако различной степени общности; понятие информации - к универсально-общенаучным, энергии - к общенаучным;

7) интеграция понятий энергии и информации связаны со становлением понятий энтропии, сигнала, кода и т.д., составляющих понятийную основу энерго-информационного подхода; понятие энтропии раскрывает взаимосвязь энергетических и объективно-информационных процессов;

8) специфика соотношения энергии и информации в биологических и социальных процессах раскрывается понятием "сигнал", качественно синтезирующем понятия энергии и информации и развивающемся в направлении обнаружения количественных энерго-информационных закономерностей;

9) исследуется социальная обусловленность становления энергоинформационного подхода, раскрывается научная несостоятельность и буржуазная идеологическая направленность современных концепций кибернетического идеализма , в которых соотношение энергии и информации трактуется идеалистически и метафизически, дается критический анализ буржуазных концепций "энерго-информационного социального детерминизма".

Категории движения и отражения как методологическая основа философского анализа понятий энергии и информации

Возникновение естественнонаучных теорий, включающих понятия энергии и информации, происходит на определенном этапе развития общества и науки, являясь результатом возрастания практической и познавательной активности общественного субъекта. Философский анализ этих понятий не может быть начат с готовых форм научного знания, задачей исследования является раскрытие процесса их становления в едином русле развития философских и естественнонаучных идей.

Философия выполняла методологические функции на протяжении всей истории своего развития, однако формы отношения философии к естествознанию сменялись в процессе развития общественной практики. В период античности взаимодействие философии и естественных наук проявлялось в синкретической целостности, в недифференцированном знании содержались лишь зачатки будущих наук (математики, физики) и т.п., теоретические обобщения носили умозрительный характер, однако в процессе выработки научно обоснованных и экспериментально подтвержденных представлений эти выводы играли важную роль. Прютупая к анализу понятий энергии и информации, мы исходам из важнейшего даалектико-материалистического положения о том, что энергия является мерой движения, поэтому исследование должно

пойти по пути раскрытия диалектики движения на "узловых" этапах развития общества, философии и науки.

Материальное производство рабовладельческого общества имело в основе использование рабского труда, исключавшего необходимость применения техники, совершенствования орудий труда. В философии Древней Греции, зародившейся на рубеже УП-УІ вв. до н.э., центральной проблемой является проблема первоначала бытия, которое прояв-ляется в возникновении и исчезновении отдельных вещей. Впервые в истории античной философии Гераклит рассматривает сущность бытия как абсолютное становление, всеобщее и внутренненеобходимое, противоречивое движение.

Важным этапом в развитии философских концепций движения явилось атомистическое учение.

Основой учения Демокрита является представление о движении 2 атомов, которое сводится к пространственному перемещению, внутреннее движение в атомах отсутствует. Тем не менее, движение атомов выступает предпосылкой образования качественного многообразия вещей, что составляет диалектический аспект атомизма. Атомистика Демокрита была тесно связана с конкретным научным знанием и практической деятельностью людей, отвечала потребностям, задачам и целям о развивающейся науки. Отождествляя движение с механическим движе нием, Демокрит объясняет движение атомов их взаимодействием в пустоте. Б атомистике Демокрита движение не является проявлением активности самодвижения атомов, атомы лишены внутреннего движения. Позже Эпикур развил атомистическое учение. Согласно Эпикуру атом может отклоняться, причем, эти отклонения (" ouoftw n) не 0уС_ ловлены взаимодействием атомов. В положении об отклонении атома от вертикального падения высказывается глубокая мысль о том, что сущность движения не может быть исчерпана взаішодействием. Молодой К.Маркс, находясь под влиянием гегелевской философии, в учении Эпикура об отклонении атома видит попытку "одушевить" атом; "душа" т атома проявляется в "отклоненном движении .1 Таким образом, у К.Маркса уже здесь намечается важный для диалектико-материалистического понимания движения вывод о том, что отклонение связано с активностью материи.

В учении Аристотеля намечается вычленение физических представлений о движении из единой системы натурфилософии, подготавливается отделение механики и математики от философии. Аристотель считает, что поскольку "природа есть начало движения и изменения, а предмет нашего исследования- природа, то нельзя оставлять невыяс ненным, что такое движение".

Соотношение энергетических и информационных параметров в различных формах движения материи

Представление о различных видах энергии, которые переходят друг в друга согласно закону сохранения и превращения, выражало важную диалектическую идею о существовании различных форм движения и об их взаимопревращаемости. Ф.Энгельс обосновал существование внутренней взаимосвязи, взаимопереходов между фордами движения и в то же время подчеркнул их качественную разницу и субординацию. Он выделил следующие формы движения: механическую,фи I зическую, химическую, биологическую и социальную, отмечая, что познание движения "должно было исходить от низших, простейших форм его и должно было научиться понимать их прежде, чем могло о дать что-нибудь для объяснения высших и более сложных форм его".

Методологический подход к проблеме классификации форм движения, разработанный Ф.Энгельсом, стал основой дальнейшего развития учения о формах движения. В советской философской литературе, начиная с 60-х годов, проходит дискуссия, в ходе которой высказываются различные точки зрения относительно правомерности введения новых форм движения. Мы не ставим своей целью освещение этих вопросов в полном объеме, для нас важно выделить некоторые аспекты, непосредственно связанные с темой работы. Бурное развитие-кибернетики, возрастание ее влияния на материальную и духовную жизнь общества, выдвинули широкий круг методологических проблем. В связи с этим Б.М.Кедров выделяет кибернетическую форму движения на основе ее антиэнтропийного характера и отсутствия специфического носителя, подчеркивая, что кибернетическая форма I движения присуща высоким уровням организации материи, в то :. время как механическая является простейшей, которая включается в более высокие как низший уровень. Выделение кибернетической формы движения концентрировало внимание на вопросах, поставленных новейшими достижениями естествознания. Ставится вопрос об особом характере форм движения, изучаемых в механике, термодинамике и кибернетике, являющимися по своему характеру абстрактными науками, не связанными с определенным видом материи, а выделяющими общие моменты движения. В этих формах выделяется два признака: энтропийная характеристика и неоднозначная связь с материальным носителем.

Сложность и специфичность процессов, происходящих в земной коре, дали основания к выделению геологической формы движения. Специфика геологических явлений состоит в сложнейшем движении в неорганической природе, в процессе которого происходит развитие целостной материальной системы - земной коры, ее вещественного состава и структуры. Выделение геологической формы правомерно на основе анализа целостных материальных систем, развитие которых выражает не простые, а сложные комплексные формы, базиру-ющиеся на особом типе взаимодействия входящих в них простых формт

В более поздних исследованиях методологических проблем теологии обсуждается возможность введения геологической формы движения, как альтернативы попытке свести специфику геологических процес т сов к механической форме. Трудно предположить наличие "чисто" механических взглядов на эту проблему в современную эпоху, но важно подчеркнуть, что роль этой концепции раскрывается на основе того, что она дает синтетическое обобщение накопленных данных о структуре литосферы, биосферы, гидросферы и атмосферы.Безусловно, перспектива развития комплекса наук о Земле должна способствовать синтезу знаний о формах движения материи и процессах в "единой планетной системе, какой является геологическая сис р тема".

Введение кибернетической, термодинамической, геологической форм движения выделило новые проблемы в философии, поставленные развитием естествозншшя. В результате можно сказать, что анализ этой проблемы показал необходимость учета дополнительных определенных характеристик-движения (форм устойчивости, антиэнтро-пийности и пр.). Эти характеристики не могут быть адекватно учтены на основе рассмотрения движения как взаимодействия, в то время как учет отражения способствует углубленному пониманию специфики форм движения материи.

Энерго-информационный подход и системно-структурный метод

Проведенный в первой главе анализ раскрывает философско-ме-тодологическую основу общности понятий энергии и информации. Теперь необходимо исследовать роль энерго-информационных представлений в становлении понятий, методов, подходов современной науки, определяющих тенденции и перспективы ее развития.

Проблема системности, имеющая важное методологическое и практическое значение, исследуется в марксистско-ленинской философии в различных аспектах: структурном, функциональном, историко-гене-тическом и др., хотя определения и трактовки понятий "система", "общая теория систем", "системный подход" неоднозначны и дискуссионны. В связи с этим следует оговориться, что не анализируя правомерности или неправомерности различных точек зрения,различных подходов к системному анализу, мы рассмотрим возможности исследования систем на основе энерго-информационных представлений.

Системный метод сформировался под влиянием идей кибернетики, тем не менее в истории его становления в "снятом" виде отражено развитие философских и естественнонаучных знаний. Представления о системности,организованности и самодвижении были взаимосвязаны на всех этапах развития знания,их единство специфически отражается в философии Древнего Востока,Древней Греции, немецкой класси ческой философии, его наиболее полное и глубокое осмысление происходит в диалектико-материалистической философии на основе творческого анализа достижений естественных наук и последовательного материалистического подхода к обществу.

Бурное развитие кибернетики, опирающейся на теоретико-информационные методы, в значительной мере обусловило становление и успехи системного подхода в науках о неживой и живой природе, в общественных и технических науках.Вследствие этого системный подход связывается исключительно с теоретико-информационным и иногда даже противопоставляется физико-энергетическому. Такая точка зрения формируется на основе рассмотрения системного подхода как готовой,уже ставшей формы научного знания вне истории его развития в конкретных науках.

Естественнонаучное понятие системы впервые употребляется в классической механике.Основные теоретические положения механики о сохранении количества движения и "живой силы"связаны с понятием физической системы. Отличительной чертой физической системы в классической механике была изолированность,что вытекало из общих метафизических установок механицизма.Система рассматривалась как аддитивная сумма составляющих ее качественно однородных частей, подчиняющихся законам механики. Философские учения о движении, исследующие его диалектичность,противоречивость, качественную неоднородность разрабатывались на идеалистической, абстрактно-догматической основе и в силу этого мало способствовали выработке естественно-научных представлений о системе. Споры относительно

Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения (0 влиянии философии на формирование понятий теории систем). М.: Мысль, 1975, с. 4. меры количества движения обнарушиш несостоятельность механического подхода к системе.

Открытие закона сохранения и превращения энергии изменило механическое представление о физической системе. Энергия становится основным параметром системы, позволяющим исследовать физические процессы; изменения энергии служат в определенных границах показателем структурных изменений в системе: например, количество теплоты, выделяемой или поглощаемой в химических реакциях (эндогенные и экзогенные реакции). Основой классической трактовки закона сохранения и превращения энергии остается понятие изолированной системы. Б изолированной системе общая энергия постоянна в любой отрезок времени, что обусловлено отсутствием взаимодействия и локализованностью энергии. Недостаточность такого представления о системе обнаруживается в том, что различение "внутренних" и "внешних" факторов физической системы затруднительно. На эту трудность указывал М.Планк в книге "Принцип сохранения энергии" подчеркивая, что взаимодействие между элементами фи т зической системы оказывает значительное влияние на ее поведение.

Энергетические параметры физической системы требуют учета специфичности типа взаимодействия в ней. Примером может служить существующий в классической термодинамике парадокс Гиббса. Парадокс Гиббса состоит в том, что энтропия смеси газов, находившихся первоначально при одинаковом давлении и температуре, увеличивается. Сам Гиббс не мог разрешить парадокса, лишь отметив, что в этом случае энтропия ведет себя не так, как энергия.

Несостоятельность современного "кибернетического идеализма"

Становление и бурное развитие теоретико-информационных методов, возросшая роль кибернетики в современной науке и технике привели к возникновению "кибернетического идеализма". Современный "кибернетический идеализм" близок к "физическому идеализму" в том смысле, что информация рассматривается как "чистое" движение в отрыве от материи, при этом также возникает множество разновидностей идеализма, зачастую эклектичных и противоречивых. Определение информации, приведенное одним из основоположников кибернетики Н.Винером, хотя само по себе не является идеалистическим, не содержит, тем не менее, четкого философского обобщения, Н.Винер считает, что информация есть информация, а не материя и не энер т гия. Это определение анализировалось в советской литературе,при этом отмечались его существенные недостатки, которые в определенной степени дали толчок идеалистическим трактовкам информации.

Указывая на внешнюю тавтологичноеть этого определения, П.Б.Копнин считает, что Н.Винер прав в том смысле, что информацию нельзя отождествлять ни с материей, ни с движением, ни с энергаей. И.Б.Новик указывает на ограниченный характер негативных определений, а также подчеркивает, что положение о том, что информация не материят может привести к ложному выводу, что информация вообще не имеет ничего общего с материей и должна быть оторвана от нее. Следует указать на недопустимость такого определения еще и потому, что материя - это философская категория, а энехлчяя - естественнонаучное понятие, и они не могут сопоставляться.

Философские категории материи, движения и т.д. являются методологическим средством анализа естественнонаучных понятий, между ними существует субординационная, а не координационная связь. Задача философского исследования естественнонаучных проблем состоит, в частности, в выяснении связи новых естественнонаучных понятий с философскими категориями. Положение о связи энергии и движения обнажает идеалистическую суть энергетизма, отрицающего материальность движения. Ленинская критика энергетизма раскрывает идеалистическую сущность попыток проведения "третьей" линии в философии с помощью естественнонаучных понятий. Современный "кибернетический идеализм тщетно пытается использовать с этой целью понятие "информации", при этом информация, зачастую похожа на "элементы мира", "опыт" и т.д. Понятие информации используется субъективно-идеалистическими направлениями современной буржуазной философии для обоснования параллелизма между материей и духом, испытывающими значительное влияние идей позитивизма. "Третья линия" в философии разрабатывается Г.Гюнтером (с гегелевским оттенком), к нему примыкают Г.Франк, Г. Стаховьяк, В.Фуш, И.Вилкинсон и др. И.Петере считает, что информация не является чем-то "третьим", не физическим, но в то же время служит "мостом к трансцедентальному" и заканчивает тем, что ин формация первична.

Ленинская теория отражения является эффективным средством анализа понятия информации. В.И.Ленин подчеркивал, что "без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржу-азных идей". Положение о неразрывной связи информации и отражения является отправным пунктом исследования проблем информации. Особое значение приобретает марксистско-ленинский анализ, когда речь идет о понятиях общенаучных (или близких к ним), поскольку именно они служат идеологическим оружием буржуазной философии.

Значительное распространение в буржуазной философии получили объективно-идеалистические трактовки информации, при этом трудно провести грань между открыто теологическими, неотомистскими и другими объективно-идеалистическими концепциями, рассматривающими информацию как "чистое" движение. Весьма показательны в этом плане взгляды Л.Кершнера, рассматривающего информацию как"чистое" движение, поскольку информация передается, преобразуется, трансформируется и кодируется?

Похожие диссертации на Философский анализ понятий энергии и информации