Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Ермолина Лидия Анатольевна

Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ
<
Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ермолина Лидия Анатольевна. Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.08 / Ермолина Лидия Анатольевна; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана].- Москва, 2010.- 132 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/312

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско-методологический анализ промышленного дизайна 13

1.1. Промышленный дизайн как один из видов дизайнерской деятельности 14

1.2. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения в структуре дизайна 27

1.3. Роль культуры и мировоззрения во взаимоотношениях человека и вещи 50

Глава 2. Перспективы развития промышленного дизайна 76

2.1. Современные проблемы промышленного дизайна 77

2.2. Основные направления модернизации промышленного дизайна 94

Заключение 116

Литература 121

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях глобализации в мире повышается роль культуры, мировоззрения, национального духа, воплощенных в различных результатах проектной деятельности. В современном мире обостряется эстетическое восприятие любого предмета, созданного трудом человека. Сфера культуры переживает нелегкий, можно сказать, кризисный период, происходят глобальные изменения и трансформации: переосмысление ценностей, создание новых моделей, норм жизни, приоритетов. В связи с этими обстоятельствами актуализируется философский анализ дизайна в целом и промышленного дизайна в частности.

Для более полного исследования дизайнерской деятельности и выявления проблем, накопившихся в этой области необходимо изучать промышленный дизайн не только на базе культурологии, искусствоведения, истории, но и опираясь на одну из самых фундаментальных наук – философию, т. к. она рассматривает явления бытия с общих и универсальных позиций.

Именно философский анализ использует общие методологические приемы, которые позволяют применить в единстве логический и исторический методы, дающие возможность сделать значимые выводы для развития дизайна в будущем. Использование философских категорий и отношений субъект-субъектных и субъект-объектных приводит к новому видению дизайнерской деятельности, помогает решать не локальные проблемы изучаемой области, а способствует осознанию необходимости более глобальных и системных преобразований в этой сфере. Решая проблему модернизации какого-либо предмета, нужно не просто изменить его форму, а воспитать дизайнера и потребителя, подготовить их к культурному диалогу, включить этот предмет в обиход определенной социальной группы, наделив его смыслом и определенными функциями, заданными потребностями адресата дизайнерской продукции.

Человек-творец взаимодействует с другим человеком-потребителем, находясь в границах определенной культуры, традиций, эстетических представлений. Культурно-эстетические воззрения созидающего человека обнаруживают себя в литературе, искусстве, архитектуре, медицине, дизайне и других видах деятельности человека. Они заключены в различных материальных носителях, которые являются не просто материей, наделенной определенными параметрами и свойствами, а символами, знаками, выражающими смысл и некий посыл, адресованный человеку-потребителю для расшифровки, раскодирования необходимой информации. Таким образом, в рассматриваемой автором диссертации структуре дизайнерской деятельности, дизайнер и потребитель взаимодействуют друг с другом с помощью продукции дизайна, а она, как часть культуры, является посредником и индикатором мировоззрения человека.

Объект, созданный субъектом дизайнерской деятельности, дизайнером, имеет свои особенности, обусловленные определенной культурой, историческими условиями и временными рамками. Рассматривая субъект-объектные отношения в дизайне не только в определенный промежуток времени, но и практически в течение всего исторического периода развития человечества, становится понятно, что человек-творец создает результаты своей деятельности согласно определенной «картине мира», развитию науки, техники и технологий. Со времени возникновения промышленного производства в конце 18-го века в силу активного развития технических новшеств, увеличения оборотов производства, человек-дизайнер и человек-потребитель существенно изменились. Новый человек техногенной цивилизации создает объекты, постепенно забывая о необходимости их гармоничного существования в природе, Космосе, о взаимодействии с другими людьми и обществом в целом. Изобретая и внедряя в свою жизнь робототехнику, человек сам становится подобным роботу. Это может привести и уже приводит к катастрофическим последствиям. Вот почему актуализируется изучение природосообразного и антропосообразного бытия человека.

К проблемам промышленного дизайна относится весь спектр проблем технической цивилизации, а их решение во многом зависит от целостной культурно-образовательной, просветительской работы и внедрения эффективных государственных проектов.

Степень разработанности проблемы. Различные ракурсы темы промышленного дизайна и инженерного творчества получили освещение в работах по истории науки и техники, философии техники, культурологии, истории искусств, философии и эргономике.

Осознание социально-культурного, гуманистического потенциала дизайна, разработка его концепций и научных основ (в том числе подхода к осмыслению ключевых понятий дизайна, характеризующих сущность этой профессии) были впервые осуществлены архитекторами и дизайнерами Европы и Америки, среди них: Шарль ле Корбюзье, Вальтер Гропиус (создатель Баухауза), Анри ван де Вельде, Алвар Аалто, Герберт Рид, Джон Глоаг, Джио Понти, Джордж Нельсон, Генри Дрейфус, Раймонд Лоуи, Томас Мальдонадо, и другие.

Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов, в т. ч. наших соотечественников, таких, как: Н.А. Бердяев, В.Л. Глазычев и многие другие, поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.

В нашей стране теоретические разработки в области дизайна стали проводиться лишь с начала 60-х гг. 20-го века, со времени создания государственной системы дизайна в стране, возглавляемой ВНИИТЭ. Благодаря работе Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики в Советском Союзе теория технической эстетики (дизайна) была одной из самых сильных в мире: среди тех немногих отечественных специалистов (архитекторов, дизайнеров, философов, искусствоведов), кто внес свой вклад в разработку основ теории, методологии и методики дизайна в 60 – 80-е гг., можно назвать В. Р. Аронова, Л. Н. Безмоздина, В. Л. Глазычева, А. В. Иконникова, К. М. Кантора, М. А. Коськова, Е. Н. Лазарева, Г. Б. Минервина, Л. И. Новикову, В. Ф. Сидоренко, Ю. С. Сомова, М. В. Федорова, В.И. Пузанова В.И. и других специалистов в области технической эстетики и дизайна. Эти теоретики и исследователи внесли большой вклад в развитие отечественного дизайна. Но с началом проводившихся реформ 90-х гг. 20-го века - одним из отрицательных результатов стало разрушение целостной системы многопрофильного межотраслевого и отраслевого специализированного дизайна в стране; теоретические работы в области технической эстетики были свернуты и практически прекращены вместе с профессиональной пропагандой идей, концепций и достижений отечественного и зарубежного дизайна в периодической печати, на радио и телевидении. Это не замедлило сказаться на снижении уровня профессионализма многих российских дизайнеров, пытавшихся как-то приспособиться к рыночной экономике, обусловившей пренебрежение духовными ценностями и гуманистической ориентацией дизайна, социальной ответственностью представителей этой профессии. Это привело к негативным последствиям.

Объем литературы о дизайне обширен, но в современной литературе по дизайну в основном рассматривается либо технология проектирования, практически без теории, либо различные особенности дизайна и его компоненты без анализа и выявления глубинных корней дизайнерской деятельности. К числу современных представителей гуманитарного знания, глубоко и последовательно изучающих сущность, историю возникновения и развития дизайна относятся такие авторы, как: Быстрова Т.Ю. «Феномен вещи в дизайне: философско-культурологический анализ»; Ковешникова Н.А. «Дизайн: история и теория»; Медведев В. Ю. «Сущность дизайна»; Михайлова А.С. «Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства ХХ века»; Папанек В. «Дизайн для реального мира»; Рунге В.Ф. «История дизайна, науки и техники» и другие. Но с помощью философии дизайн, а тем более промышленный дизайн, фундаментально не изучался.

В связи с этим необходимы исследования в этой области, особенно в промышленном дизайне, ведь от него зависит процветание страны, нужно восстанавливать высокий теоретический уровень исследования дизайна в нашей стране и искать способы разрешения проблем дизайнерской деятельности для гармоничной жизни человека в природе, Космосе, мире.

В диссертации автор ставит целью своего исследования - выявить проблемы и тенденции развития промышленного дизайна с помощью научно-философского анализа сущности, структуры и истории данной области проектной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить сущностное содержание промышленного дизайна в контексте индустриальной цивилизации с помощью системы философских категорий: субъект, объект, отношения, деятельность.

2. Проанализировать структуру промышленного дизайна на основе методологической концепции деятельности.

3. Рассмотреть историческое развитие дизайнерской деятельности как смену мировоззрения человека и его отношения к вещи и показать взаимосвязь между существующими проблемами и деятельностью человека, обусловленной культурой, мировоззрением и эстетическими представлениями.

4. Осуществить философский анализ системы Природа – Человек – Вещь для выявления специфики этих отношений и совершенствования дизайнерской деятельности, где взаимоотношения дизайнера и потребителя опосредуются объектом дизайнерской деятельности – вещью.

5. Выявить проблемы современного промышленного дизайна и определить тенденции его модернизации в связи с изменением культурных и ценностных ориентиров, мировоззренческих установок, научно-технических изобретений..

6. Рассмотреть современные направления развития промышленного дизайна, связанные с образованием и подготовкой специалистов в этой области, программным и финансовым обеспечением, государственной поддержкой, созданием национального дизайнерского колорита, которые органично и системно должны трансформировать дизайнерскую деятельность.

Объект исследования – проблемы в промышленном дизайне, вызванные нарушением связей в системе Природа – Человек – Вещь.

Предмет исследования – способы решения проблем промышленного дизайна, связанные с культурно-эстетическим воздействием на субъекты и объекты дизайнерской деятельности с помощью образования, экологического просвещения, государственной политики.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили принципы и способы, разработанные для системного, комплексного анализа с учетом логико-исторического метода и метода сравнительного анализа. В качестве теоретической основы диссертации используются разработки философии науки, герменевтики и синергетики, а также результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по истории, истории науки и техники, искусству, философии, дизайну. Специфика предмета исследования требует комплексного подхода, который позволяет рассматривать историю взаимодействия категорий философии, эстетики, дизайна. Философская методология позволяет расширить и углубить представления о значении культурно-мировоззренческих традиций в философии, эстетике и дизайне и связи их с промышленным производством и научно-техническим развитием общества.

Научная новизна диссертации состоит в том, что с использованием общетеоретических принципов изучения социальных феноменов осуществлен философский анализ сущностных элементов промышленного дизайна, выявлены проблемы промышленного дизайна и намечены тенденции его развития, связанные с воспитанием, образованием, политической поддержкой.

Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем.

- Рассмотрено сущностное содержание дизайна как объективного процесса и неотъемлемого элемента проектной деятельности, развивающегося и трансформирующегося в культурно-временном поле;

- Осуществлен научно-философской анализ промышленного дизайна на базе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений в дизайнерской деятельности;

- Проанализировано историческое развитие субъект-объектных отношений в системе Природа – Человек – Вещь, выявлены особенности и последствия этих взаимоотношений, при этом показано многообразие форм и результатов дизайнерской деятельности как опосредующих звеньев в субъект-субъектных отношениях, связанных с культурой, мировоззрением и научно-техническими достижениями;

- Посредством выявления диалектических взаимоотношений в развитии дизайна обозначены его проблемы;

- Намечены тенденции и стратегические векторы будущего развития промышленного дизайна, среди которых:

1) переосмысление значимости дизайна, его внедрение в различные сферы деятельности человека;

2) усиление внимания к образовательному и воспитательному комплексам и внедрение предмета «Дизайн» на всех ступенях обучения с целью формирования проектного мышления у человека;

3) внедрение новейших технологий в дизайн-производство, развитие национального и экодизайна.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность дизайна рассмотрена как объективный процесс и часть проектной деятельности и культуры человека на протяжении всей истории существования социума: для формирования современного промышленного дизайна потребовалось несколько тысячелетий. Дизайн существовал на протяжении всей истории не как отдельный вид деятельности, но изначально как взаимосвязь искусств и ремесел, а с развитием промышленности как художественно-промышленное формообразование;

2. Особенности субъект-объектных отношений в дизайнерской деятельности связаны с культурой, мировоззрением и научно-техническими достижениями, т к. объект дизайна рассматривается не как отдельный материальный предмет, а как совокупность множества культурно-смысловых связей;

3. Субъект-субъектные отношения в дизайнерской деятельности осуществляются через посредников, как материального характера (оборудование, инструменты, технологии и т.д.), так и с помощью идеальных структур, таких, как: знания, религия, культурно-эстетические представления и др.

4. Понимание сущностных проблем современного дизайна, в т.ч. промышленного, связано с выявлением диалектических взаимоотношений и противоречий в процессе культурно-эстетического развития;

5. Векторы развития промышленного дизайна должны быть связаны с гармонизацией взаимоотношений в системе Природа – Человек – Вещь и модернизацией социума:

а) переосмысление значимости дизайна, его внедрение в различные сферы деятельности человека;

б) усиление внимания к образовательному и воспитательному комплексам и внедрение предмета «Дизайн» на всех ступенях обучения с целью формирования проектного мышления у человека;

в) внедрение новейших технологий в дизайн-производство, развитие национального и экодизайна.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется междисциплинарным характером диссертации, поскольку в работе пересекаются историко-научные, художественно-технические, философско-эстетические аспекты и сущностные проблемы современного промышленного дизайна. Результаты данного исследования имеют теоретическое и методологическое значение для философии науки и техники, для будущего развития дизайна. Философский анализ промышленного дизайна позволяет решить ряд методологических проблем и продемонстрировать эвристическое значение философии для точных наук и искусства, материального производства и технического творчества.

Основные научные результаты могут быть использованы в научных исследованиях по философским проблемам науки и техники, дизайнерской деятельности. Основные положения диссертации могут найти применение в учебном процессе при преподавании курсов философии науки, истории и теории дизайна, разработке спецкурсов по истории искусства и современному дизайну.

Диссертационное исследование должно способствовать формированию у будущих дизайнеров разных специализаций профессионального мышления, расширению их кругозора, углублению эрудиции, развитию общей культуры. Это позволит понять и глубже постичь сущность выбранной профессии и осознать социальную ответственность дизайна в выполнении обусловленных его сущностью общественно значимых функций, ориентированных на достижение наиболее полного соответствия гармонизируемых методами и средствами дизайна объектов и предметной среды, соответствующих развивающимся потребностям человека и общества. Данная работа может быть полезной также для повышения квалификации преподавателей, обучающих студентов по философии науки и техники, промышленному дизайну, проектно-конструкторской деятельности.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседании кафедры философии МГТУ им. Н.Э. Баумана и была рекомендована к защите 02 апреля 2010 года.

Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора и выступлениях на конференциях и симпозиумах различного уровня, среди которых: Международная конференция «Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация» в МГТУ им. Н.Э. Баумана (2008 г.); Международный симпозиум «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры» в МГТУ им. Н.Э. Баумана (2008 г.); шестая всероссийская и четвертая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные проблемы современности» в МГСУ (2009 г.) и т.д.

Некоторые пункты диссертационного исследования были апробированы на занятиях в учебных заведениях: в Гуманитарно-экологическом институте (дисциплина «История дизайна, науки и техники», 3 курс, 2009 г.), в Школе дизайна и эстетики (курс «Промышленный дизайн», 2010 г.).

Основные результаты исследования изложены в 9 научных работах, общим объемом 8,1 п.л., в том числе, в 1 публикации в журнале из обязательного списка ВАК.

Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения в структуре дизайна

Вещи, которые создает человек, являются сакральными и материальными носителями его личностных представлений, а также являются выразителями культуры, эпохи, стиля, религии, эстетики и т.д. Современная рукотворная среда, существующая в начале 21-го века, отражает разрушенные, но необходимые связи системы Природа - Человек -Вещь, показывая духовную опустошенность человека-творца и человека-потребителя. В связи с развитием техники и технологий, в условиях глобализации, человек забывает о культурных традициях, о духовной основе, о стилистической направленности, поэтому необходимо переосмыслить суть создаваемых вещей и взаимовлияние продуктов деятельности человека и культурно-духовного наследия человечества, восстановить разорванные, но значимые и основополагающие, как доказывает исторический опыт, связи в системе Природа - Человек - Вещь.

В литературе существует огромное количество определений культуры , среди которых: культура управления, производства, земледелия, культура успеха и комфорта и др. Культура - это специфическая форма концентрации идеально-духовной энергии человека и человечества, особое качественное измерение всех сфер человеческой жизни, как совокупности «проектных» способов и результатов освоения и преобразования природы, общества и

самого человека. Если обратиться к изначальному смыслу этого слова, то оно определяет собой способ, процесс «возделывания», «развития», «образования» земли, любой вещи, человеческой природы и, одновременно, результат этого процесса, овеществленный в продуктах материального и духовного производства, находящийся в системе норм, ценностей, отношений человека к себе, обществу, человечеству, природе, сообразный уровню личностного совершенства, развития творческих сил и способностей. Иными словами, культура есть сотворенная человеком материальная и духовная среда его обитания, способ преобразования его природных задатков и возможностей, условие развития творческих способностей личности и гуманизации общества.

Проектность как основополагающая характеристика культуры прослеживается на различных уровнях и «срезах» ее функционирования: процессуальном, предметно-результативном, ценностно-нормативном. Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе проекта. Она задается самой сущностью культуры, которая - есть совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в «культивировании» всех составляющих человеческого бытия, в способности человека к конструированию «идеального» образа и мира. В процессе производства (освоения, потребления) «предмета культуры» человек рефлексирует относительно им совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование «второй реальности» с помощью образа, знака, символа и др.

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование «второй природы» из материала первой) и др. Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области дает нам множество вариантов проектной деятельности — в виде специализированных технологий. Например, синтез художественного, технического и социально-культурного проектирования рождает технологию дизайна.

Проектная деятельность в области промышленного дизайна в современном мире и глобальные социальные изменения современности привели к последствиям, которые заключаются в духовных проблемах и коллизиях, и вызвали пристальный интерес к изучению вопросов категориальной философской системы, методологии и логики исследования объективных закономерностей деятельности человека, материального производства в новых условиях развития человека и общества в целом.

Роль культуры и мировоззрения во взаимоотношениях человека и вещи

В этом параграфе автор диссертационного исследования рассмотрит и проанализирует мировоззренческие системы, влияющие на взаимоотношения в системе Природа — Человек - Вещь, Осуществит исторический анализ субъект-объектных отношений в дизайне.

Развитие промышленного дизайна претерпело многократную смену «картин мира», прежде чем, достигло уровня современного своего состояния. Определение дизайна, его трактовка и суть зависят от времени, в котором живет исследователь дизайна, от места его нахождения, от личности этого человека, а также, что немаловажно от стиля и веяния моды определенного временного периода. О.А. Нестеренко пишет: «Стиль — это совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обуславливающих собой единство какого-нибудь направления в творчестве». [96,С.1П] СИ. Ожегов определяет стиль как характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Стиль охватывает целые эпохи, а также направления, течения, отдельные виды искусства и т.д. Стиль - своеобразный конструктивный принцип построения культуры, ее особый «генный набор», обуславливающий тип культурной целостности, т.е. стилеобразование происходит вокруг определенного центра миропонимания с помощью особых эстетических, художественных выразительных средств.

Актуальный смысл вещи формируется в ходе ее оценки и с точки зрения моды. «Мода отличается от нормы тем, что регулирует систему, ориентируя ее не на некоторое постоянство, а на изменчивость. При этом мода всякий раз стремится стать нормой, но сами понятия эти -противоположны по своему существу: едва достигнув относительной стабильности, приближающейся к состоянию нормы, мода немедленно стремится выйти из нее...» - пишет Ю.М. Лотман. [75, С. 301] Мода формирует кратковременные идеалы в области стиля, образа жизни, мировоззрения. Отдельному индивиду трудно формировать модель своей жизни, а модные тенденции помогают ему в этом, служа коммуникатором между людьми и средством иерархизации в обществе. Мода и стиль - это факторы, которые конкретизируют культурно-эстетические формы, потребности людей, способствуют разделению на этапы развития дизайна. Но, несомненно, и мода, и стиль - это частицы более масштабного и весомого явления в истории человечества - трансформации миропонимания.

В процессе культурной эволюции, т.е. эволюции миропонимания, происходит изменение философских, научных, культурных и художественных представлений. Вновь появившаяся парадигма отражает господствующий в данную историческую эпоху взгляд на все мироустройство. Человек соотносит свою предметную деятельность с картиной мира, выражающей мировоззрение. Ф.Т. Мартынов выделяет в европейской культуре три последовательно сменяющих друг друга типа мировоззрений - космоцентрическое (время до Античного периода и Античность), теоцентрическое (Средние Века) и субъектно-центрическое (Новое время и весь 20-й век), которые в современном мире в начале 21-го века сплелись воедино и растворяются в кризисном существовании цивилизации. В данном параграфе автор исследования проанализирует изменение миропонимания человека, которое влияет на создание вещей. [79, С. 85]

Человеческому существу всегда было трудно выжить в одиночку в сложном и опасном мире, поэтому издревле он создает вокруг себя множество вспомогательных вещей, которые добросовестно служат ему. Создавая различные объекты, человек-творец проходил следующие этапы проектной деятельности: замысел вещи, подготовка материала для ее создания, подготовка инструментов, с помощью которых будет создана вещь, создание вещи по определенной технологии, а также использование изготовленной вещи по назначению. Ремесленники изготавливали свою продукцию не только для себя, своей семьи, но и для обмена на другие товары. Готовая вещь становилась объектом торговли, в связи с этим возникали новые задачи - реализовать товар, чтобы он был нужен другим людям, имел привлекательный вид, приносил как можно больше пользы потребителю, и, как можно меньше вреда наносил окружающей среде. Цепочка воспроизведения человеком себя и своей культуры планомерно длилась испокон веков, не нанося природе и человеку вреда и разрушения. Вещи изготавливались из естественных материалов, которые легко утилизовывались.

Издревле человек был неразрывно связан с природой, составлял астрономический календарь, поклонялся различным богам, Солнцу, Небу. Люди ощущали свое положение в Космическом пространстве (в прямом и переносном смыслах), действовали сообразно природе и гармоничному сосуществованию с ней. Природа давала человеку всевозможные материалы, которые он, приспосабливая к своей жизни, применял, изобретая различные технологии изготовления предметов. Любая вещь несла в себе огромный смысл, глубинные традиции, ритуальное значение. Все вещи определялись своими функциями и выполняли свои роли.

Это было теснейшее вплетение человека в окружающую среду, природу. Все действия человека отражают его сущность, следовательно, все вещи, производимые человеком, - это его продолжение и путь взаимодействия с Космосом. Появляясь, любой объект начинает воздействовать как на своего создателя, так и на самого себя по космическим законам Бытия.

История культуры показывает, что отношение человека к вещи воспроизводит отношение к себе самому, а также определяет ее назначение и сущность. Субъектами любой формообразующей деятельности выступают человек, который проектирует и создает вещь и тот, кто пользуется этой вещью.

Философская постановка проблемы вещи, теории о соотнесении красоты и пользы наблюдается еще в античной эстетике в работах Платона и Аристотеля, Сократа, Аристиппа, Протагора и других. Как известно, именно античность отождествляет прекрасное с целесообразностью, рационализируя красоту. Античное мышление, считавшее материальный, одушевленный, подвижный и разумный космос источником и пределом красоты, особое внимание обращало на красоту телесно-вещественную. Античность открывает такие параметры красоты, как симметрия, пропорция, гармония, ритм, мера, стремится постичь их закономерности, чтобы использовать это знание при создании новых прекрасных вещей. Вещь красива, потому что космична: мебель, одежда, посуда - вещи того времени соответствуют человеку не только с прагматической точки зрения, но и с эстетической, духовной.

Для всего греческого искусства было характерно гармоничное сочетание жизнеподобия и меры, - иначе говоря, живой чувственной непосредственности и рациональной конструктивности. Реформатор Солон так определил жизненный принцип эллинов: «Ничего лишнего». Больше всего греки ценили разумность, равновесие, меру.

Современные проблемы промышленного дизайна

Анализируя современное дизайн-производство, можно обнаружить такие негативные факты, как: - массовое промышленное производство продукции привело к эстетическому «усреднению» запросов потребителя, он стал таким же безликим, невыразительным, как и одна из множества одинаковых вещей, сделанных по шаблону; - потребительский рынок катастрофически наполняется подделками известных марок, товарами низкого качества, которые могут наносить вред потребителям и искажать эстетическое восприятие действительности; - усугубляется неблагоприятная экологическая обстановка в мире: вредное производство, неэкологичная дизайнерская продукция, несвоевременная и недостаточная ее утилизация; - вместо дизайна, ориентированного на решение социально значимых задач в целях повышения качества жизни людей и совершенствования социально-культурных отношений в обществе, все больше распространяются ремесленничество, заимствования и подражание тому, что считается на Западе модным и престижным; - из творца гармоничного предметного мира и его компонентов - вещей разного вида, а в идеале - всей прекрасной, целесообразной комфортной «второй природы», создаваемой им вместе с другими специалистами предметного художественного творчества дизайнер превращается в модного стилиста и старается работать, в основном, с элитой общества для получения максимальной прибыли; - снижается требовательность самих дизайнеров к своим разработкам, они стремятся угодить нередко низкопробным запросам заказчиков или не отличающихся высоким уровнем культуры определенному контингенту потребителей; бездушное формотворчество, лишенное глубинной мотивации, содержательности, однако внешне эффектное, привлекающее внимание потребителей необычностью модных приемов компоновки, декора, отделки и обеспечивающих формальную новизну оригинальных сочетаний материалов и применяемых технологий - все это влияет на общий уровень культуры и художественный вкус дизайнеров, заказчиков и потребителей; - недостаточная осведомленность представителей среднего и малого бизнеса в области проектно-дизайнерской культуры и технологий создания дизайнерской продукции; в связи с нежеланием некоторых компаний вкладывать денежные средства в повышение качества и эстетизацию дизайнерской продукции в отечественном дизайне отсутствуют новейшие дизайнерские разработки, инновационные решения, оригинальные задумки; - возникает проблема дороговизны качественных вещей, оснащенных западными технологиями с применением дорогостоящих материалов; - все более размываются представления о границах дизайна, его специфике, искажаются критерии оценки результатов дизайнерского творчества, что сказывается на качестве продукции дизайна. Это небольшая часть всех проблем, но, изучив которые, начинаешь понимать, что прогноз дальнейшего развития промышленного дизайна и других видов имеет отрицательный характер.

Разберемся в некоторых проблемах дизайна подробнее. Проблема научно-технического прогресса Именно промышленный дизайн включает в себя всевозможные технические устройства, о чем шла речь в первом параграфе. Наука и техника как направления человеческой деятельности существуют с давних пор. Однако, если в прошлых столетиях проблемы этих областей интересовали лишь узкий круг причастных к ним интеллектуалов и создателей, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло оба этих явления в центр общественного внимания. Осмысление их значимости для истории и каждого человека стало насущной задачей философской мысли. Необходимо отметить то обстоятельство, что если наука - древний объект философской рефлексии, то техника стала предметом профессионального философского анализа сравнительно недавно. Мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники, но первые зачатки именно философии техники возникли в 19-м веке. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов (в т. ч. наших соотечественников) поставили важные проблемы природосообразности закономерностей развития техники, ее сущности и перспектив будущего развития. Французские и немецкие просветители (Даламбер, Дидро, Алштед, Бекман, Юр и др.) описали многие технические нововведения и изобретения. Гегель в «Реальной философии» и в «Философии права» связал возникновение машины с разделением труда, дал первый философский анализ орудийного отношения человека к природе. [85, С.78]

Однако, предпочтение, которое всегда оказывалось философией теоретическому знанию и разуму, теоретической установке перед их практическим применением, поэтому философия с явным опозданием обратилась к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека. Техника - в переводе с греческого языка означает искусство, мастерство, умение - это система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие, образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; она составляет материальный базис каждой общественной формации.[147, С. 221 - 238] Развитие техники связывается с деятельностью людей, с их целеполаганием, творчеством. Такую мысль выдвигал немецкий философ Ф. Дессауэр. «Реальным творчеством» называл создание техники и саму технику П.К. Энгельмейер. Другой немецкий философ К. Тухель пишет, что «в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели ... под историей техники мы понимаем не что иное, как то, что техника, будучи творением человека, выступает в исторически меняющихся формах, которые создаются самими людьми». [135, с. 37] Таким образом, основные причины и противоречия, связанные с развитием техники, необходимо искать в процессе труда, в самой деятельности людей. Но нельзя забывать и о том, что сам процесс труда может осуществляться в различных сферах общественной жизни, через которые он включен в существование и развитие всего общественного организма. Существенно и то, что, в отличие от использования техники, которое может происходить в любой области, непосредственное ее создание и усовершенствование осуществляется только в материальном производстве. В результате образуется очень сложное переплетение и сцепление причин, действие многочисленных противоречий, в различной степени и различным образом влияющих на развитие техники. Исследование механизма этих причин и противоречий, связей и отношений оказывается весьма сложным. Трудности усугубляются и тем, что этот процесс реализуется через сознательную деятельность людей и обязательно требует технического творчества.

Основные направления модернизации промышленного дизайна

В этом заключительном параграфе диссертационного исследования автор диссертацрги рассмотрит перспективы развития промышленного дизайна и покажет значимость культурно-эстетического совершенствования человека в дальнейшем развитии дизайна, а также механизмы и приемы образования, воспитания нового гражданина, полноценно и ответственно живущего в 21-м веке. Перечислим некоторые из происходящих процессов в современном дизайне: - повышение роли эргономики, инженерных, психологических составляющих в дизайне; стремление к индивидуализации внешнего вида предметов потребления - отказ от массовых тиражей в пользу ограниченных серий, расширение модельного ряда изделий, широкое применение принципов мобильности; - миниатюризация предметов, которая проявляется в компактности, многофункциональности, бестелесный дизайн; - развитие дизайна виртуальной среды и активное использование виртуального пространства, развитие кибердизайна; - дизайн становится средством межпрофессиональной коммуникации; - использование в дизайнерской деятельности ультрасовременных информационных технологий и т.д. Линии развития дизайна, в частности в России, следующие: экологическая, образовательно-воспитательная, национальная, выскотехнологичная и другие. Рассмотрим несколько тенденций успешного и благоприятного развития дизайна. Экодизайн и новые технологии Несмотря на то, что дизайн начал зарождаться на базе и техники, и искусства, и науки, ассимилируя и поглощая элементы их всех, он сумел стать особым и самостоятельным видом деятельности, со своими специфическими задачами и средствами. Дизайн, как он выступает сейчас и в перспективе своего дальнейшего развития, не поглощает ни техники, ни искусства, ни науки. Он решает свои собственные задачи, более сложные, более комплексные, чем все те, которые решались уже существующими видами деятельности. В своих истоках практика и теория дизайна исходили из задачи целенаправленного формообразования вещей. Но сегодня идеи и методы дизайна внедряются в проектирование самых различных предметов, лежащих за пределами мира вещей как таковых. В настоящее время дизайн «вплетен» во все сферы проектной деятельности, он воплощает образ жизни, культурно-эстетические идеалы, этические императивы. Для примера рассмотрим взаимодействие дизайна и архитектуры: сейчас все больше и больше стирается граница между архитектурным и дизайнерским проектированием, между созданием материальной оболочки и ее наполнением. Предвестниками этого процесса были лозунги функционализма такие, как «Дом - машина для жилья». Архитектор К. Кикутаке комментирует возможности дальнейшего развития своего дома-концепта: «Сейчас в различных научных центрах мира разрабатывается новая «одежда» для домов. Это «дышащие стены», которые могут менять свои характеристики в зависимости от изменений температуры, химического состава воздуха, интенсивности инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Это и стены-кондиционеры, способные к тому же пропускать свет». [181] Стало очевидным, что недостаточно улучшать отдельные разрозненно существующие вещи, так как это может привести только к еще большему хаосу в предметном мире, его дезорганизации, нужно преобразовывать весь предметный мир в соответствии с нуждами человечества, с его материальными и духовными идеалами, а также не нарушая гармонию природы. Не должно быть границы между природой и человеком -противопоставления между человеком и внешней средой. Укрываясь в доме, человек не рвет своей связи с миром, равно как и природа не «теряет» из виду человека. Так, например, в ТрадИЧИ0НН0М японском жилище не комнаты в нашем повседневном понимании, а - «зоны»: зона гостиной, кухни, чайный подиум, столовая и рабочее место. Вторая природа помещения, являясь органичным продолжением природы за пределами помещения, освобождается от чётких и громоздких границ. Пространство иллюзорно и прозрачно. Всё в интерьере предельно лаконично, сдержанно и функционально. Например, передвижные и раздвижные перегородки благодаря своей лёгкости просто меняют внутреннее пространство помещения, играя с освещением и насыщая пространство свежим воздухом. Подобно священной сакуре, жилище разрастается и видоизменяется, вновь радуя своим обновлением и цветением. Японского архитектор Киенори Кикутаке создал «Sky house», или «Дом одной комнаты», созданный в 1958 г. (площадь около 100 кв. м, высота 6 м.). Архитектор сделал основной упор на возможность регулировки, настройки дома человеком. Здесь нет системы отопления и кондиционирования. Блоки детской, спальни, а также мебель спроектированы как передвижные и заменяемые по мере появления новых инженерных конструкций. Архитектор подчеркивает, что такой дом живет как организм. Предметная среда этого объекта, вырастающая как продолжение природной среды, символична, в ней все перекликается и взаимодействует со всем. Также в этом доме также выражена эстетическая японская категория «красота непостоянства»: наряду с сиюминутностью присутствует вечность, неизменное.

Похожие диссертации на Промышленный дизайн: сущность, содержание, тенденции развития : философский анализ