Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений Баев Игорь Анатольевич

Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений
<
Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баев Игорь Анатольевич. Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Санкт-Петербург, 2004 235 c. РГБ ОД, 61:04-13/1644

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Состояние вопроса по данным специальной литературы 12

1.1 Проблемы в методике начального обучения спортивной борьбе 12

1.2 Направления совершенствования технико-тактической подготовки в спортивной борьбе 19

1.3 О базовых движениях и базово-кустовом методе обучения технике единоборств 26

1.4 О круговых движениях в единоборствах 32

1.5 О классификации и систематизации техники дзюдо в стойке 35

1.6 Заключение по первой главе. Постановка проблемы исследования 39

ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 42

2.1 Цель и задачи исследования 42

2.2 Методы исследования 42

2.2.1. Теоретический анализ научно-методической литературы 43

2.2.2 Опрос в виде анкетирования и интервьюирования тренеров и спортсменов 43

2.2.3 Педагогические наблюдения 44

2.2.4 Экспертная оценка 45

2.2.5 Тестирование функциональной подготовленности 45

2.2.6 Тестирование динамических параметров броскового движения на диагностическом стенде 46

2.2.7 Компьютерный видеоанализ кинематических параметров бросков с применением цифровой видеокамеры с покадровым вводом изображения в компьютер 47

2.2.8 Логическое моделирование 48

2.2.9 Педагогический эксперимент 48

2.2.10 Стенографирование соревновательных поединков и оценка технико-тактической подготовленности дзюдоистов 49

2.2.11 Методы математико-статистического анализа 51

2.3 Организация исследования 52

ГЛАВА 3. Определение «базовых движений» техники дзюдо в стойке (предварительный педагогический эксперимент)... 55

3.1 Результаты анкетного опроса 55

3.2 Опрос членов экспертной комиссии 60

3.3 Оценка функционального состояния квалифицированных дзюдоистов при проведении соревновательной схватки 66

3.4 Исследование биомеханических особенностей выполнения высокооцениваемых базовых бросков 69

3.4.1 Анализ кинематических параметров высокооцениваемых бросков, выполняемых квалифицированными дзюдоистами 70

3.4.2 Анализ динамических параметров базовых бросковых движений, выполняемых квалифицированными дзюдоистами 72

3.5 Логическое моделирование и определение базовых круговых движений техники дзюдо в стойке 75

ГЛАВА 4. Разработка методики начального обучения технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений (основной педагогический эксперимент) 120

4.1 Основные принципы формирования методики начального обучения технике дзюдо в стойке с использованием базово-кустового и аналогово-образного методов 120

4.2 Алгоритм ведения борьбы в соревновательной схватке 129

4.3 I этап обучения - «Подготовительный» (24 недели по 3 тренировки в неделю) 132

4.4 II этап обучения - «Основной»(24 недели по 3 тренировки в неделю) ,140

4.5. III этап - «Заключительный» (24 недели по 3 тренировки в неделю) 144

4.6 Характеристика технико-тактического раздела стандартной программы обучения дзюдо 149

4.7 Тестирование юных борцов в ходе основного педагогического эксперимента 152

4.7.1 Сравнительный анализ динамических характеристик бросковых движений экспериментальной и контрольной групп 152

4.7.2 Динамика результатов тестирования качества выполнения «базовых» бросков юными борцами экспериментальной группы 161

4.8 Результаты педагогического эксперимента. Показатели соревновательной деятельности дзюдоистов экспериментальной и контрольной групп 164

Выводы 170

Практические рекомендации 172

Список литературы 185

Приложения 208

Введение к работе

Технико-тактическая подготовленность является решающим фактором спортивных достижений дзюдоистов, ТТД - это основное средство ведения борьбы. Фундамент технико-тактического мастерства создает начальная ТТП.

Исследование техники основных приемов показывает, что в теории и практике до сих пор нет единых научно-обоснованных сведений о кинематических и динамических параметрах бросков, а также единой методики обучения технике борьбы. Эти вопросы актуальны для всех видов единоборств. Совершенствование ТТП связано с поиском новых путей повышения эффективности ТТД, выполняемых в условиях соревновательных поединков (Семенов А.Г., 2001, 2002).

На практике и в литературе предлагаются лишь строго индивидуальные варианты техники бросков, хотя техника дзюдо - это рациональные действия, подчиненные законам физики и биомеханики. (Пархомович Г.П., 1993).

Эффективность ТТП в единоборствах может быть значительно повышена, если обучение будет производиться с использованием базовых движений, характерных для данного стиля, и базово-кустового принципа построения приемов (Попов Г.В., Сагоян О.А., Диденко В.В., 1990; Бурцев Г.А., Малашенков С.Г., Смирнов В.В., Сямиуллин З.С., 1991).

Уточнение объема и содержания базовой техники с точки зрения биомеханики ждет своего исследователя (Туманян Г.С.,1985, Коблев К.Я., Чермит К.Д., Письменский И.А., Волков Е.С., 1995; Блеер А.Н. 2000, Свищев И.Д.,2001).

Успешное решение задач совершенствования технической подготовки невозможно без углубленного исследования структуры движений спортсменов, изучения механизмов их построения и способов управления ими (Бернштейн Н.А., 1947, 1966; Донской Д.Д., 1968, 1971; Зациорский В.М., 1981, 1985; Селуянов В.Н., 1993; Селуянов В.Н., Шестаков М.П., 1996; Hay J.G., 1985).

Переход от эмпирического построения тренировочного процесса к его управлению с использованием всех новейших достижений спортивной науки, а также разработка и экспериментальное обоснование средств и методов технической подготовки могут резко увеличить эффективность подготовки спортсменов (Игуменов В.М., 1986; Булкин В.А., 1987; Иванов В.В., 1987; Кривенцов А.Л., 1990; Селуянов В.Н., 1993; Куликов Л.М., 1995; Шустин Б.Н., 1995; Шестаков М.П., 1998).

Разработка более совершенной системы управления процессом технической подготовки спортсменов предполагает использование новых механико-математических методов моделирования, позволяющих осуществить поиск оптимальных вариантов структуры системы движений конкретных спортсменов (Кузнецов В.В., Шустин Б.Н., 1980; Селуянов В.Н., 1991; Шустин Б.Н., 1995; Игуменов В.М., 1986; Платонов В.Н., 1997; Шестаков М.П., 1998 и др.).

Наиболее значимым для определения методики начального обучения в процессе начальной ТТП юных борцов и одновременно наименее разработанным является создание формализованных моделей техники борьбы, то есть логико-математических моделей, отражающих пространственные и динамические структуры приемов борьбы с ранжированием элементов по уровню значимости (Шулика Ю.А., 1981; Чернышев В.А.,1990).

Методы контроля за биомеханическими параметрами движения человека используются в спортивной практике достаточно давно (Годик М.А., 1988). Новым в этой проблеме является применение более современных технических средств и методов получения качественных характеристик кинематики и динамики движений (ПетряевА.В., Клешнев И.В., 2001). Особая актуальность их применения в борьбе обусловлена тем, что получение точной информации о спортсмене и характере его двигательной деятельности в условиях реальной схватки ограничено спецификой взаимодействия борца со своим противником.

Самый большой изъян в технической подготовке борцов заключается в том, что их обучают приемам борьбы, а не самому ведению борьбы с соперником (Шахмурадов Ю.А.,1997).

Современный уровень состояния дзюдо характеризуется тем, что наиболее результативную борьбу демонстрируют спортсмены, владеющие навыками комбинационного ведения единоборства. При всех многочисленных индивидуальных различиях соревновательные схватки в настоящее время имеют одну общую особенность - в каждой применяются СТТД - комбинации приемов. Разработаны практические рекомендации по обучению СТТД (Купцов А.Д., 1977). Однако, комбинационная борьба, несмотря на общепризнанное преимущество, до сих пор присуща только отдельным спортсменам и не стала массовым достоянием. Причины этому следует искать в организации и методике обучения юношей (Левицкий А.Г., 1984 - 2002).

Эффективность применения СТТД в условиях соревнований, необходимость рационально использовать законы физики и биомеханики при их проведении и экономно расходовать энергетические ресурсы борца, эффективность применения базовых движений и базово-кустового принципа при обучении в других видах восточных единоборств и отсутствие разработанных на основе этих положений практических рекомендаций по начальному обучению ТТД дзюдо определяют актуальность данного исследования.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые:

  1. выявлены особенности кинематической и динамической структуры высокоэффективных бросковых движений;

  2. предложена в качестве концепции обучения ТТД дзюдо концепция «шара», стимулирующая борца к рациональному использованию усилий и энергетических ресурсов;

  3. разработана 3-х этапная модель борьбы в соревновательной схватке,

9 учитывающая тактические преимущества комбинационного стиля ведения единоборства;

  1. произведена унификация многообразной техники дзюдо в стойке на основе логической модели броска в виде «качения шара вниз», учитывающей биомеханические закономерности и рациональное применение законов физики;

  2. выявлено, что перемещение точки захвата при проведении наиболее результативных бросков происходит по обыкновенной циклоиде;

  3. установлена целесообразность изменения направления опрокидывающего усилия на протяжении всей траектории броска;

  4. произведена систематизация бросков дзюдо по признаку преимущественного участия в конкретном приеме определенного базового «поворота шара»;

  5. определены базовые круговые движения дзюдо, являющиеся «ключом» к освоению техники дзюдо в стойке;

  6. разработана «формула броска», представляющая собой определенную последовательность базовых круговых движений и являющаяся схемой выполнения любого приема в режиме проведения СТТД, что позволяет формировать комбинационную манеру ведения борьбы уже при обучении дзюдоистов отдельным броскам;

  7. разработаны на основе базовых круговых движений «базовый разминочный», «базовый технико-силовой» комплексы упражнений, «базовые игры с шаром» с использованием фитболов, составляющие основу базовой ТТП дзюдоистов;

  8. предложены определенные схемы - последовательности обучения дзюдоистов отдельным базовым движениям, их сочетаниям, конкретным броскам, защитам, комбинационным и контратакующим ТТД;

  9. предложены алгоритмы ведения юными борцами соревновательной

схватки, стимулирующее их к своевременной оценке складывающейся

динамической ситуации и проведению СТТД.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработанных практических рекомендациях по методике начального обучения дзюдоистов технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений. Это способствует лучшему освоению как отдельных приемов, так и СТТД и результативному применению их в условиях соревнований, углублению и систематизации знаний учащихся о технике дзюдо и основополагающих принципах ее выполнения и применения, росту их спортивных результатов.

Согласно рабочей гипотезе исследования предполагалось, что начальное обучение технике дзюдо в стойке с учетом выявленных закономерностей рациональной кинематической и динамической структуры бросков и с использованием базовых круговых движений будет способствовать лучшему усвоению и результативному использованию сложных технико-тактических действий в условиях соревнований.

Объектом исследования является технико-тактической подготовки юных дзюдоистов 10-12 лет.

Предмет исследования - процесс обучения юных дзюдоистов технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений.

Результаты исследования внедрены в виде практических рекомендаций, методических разработок в ГУДО КШВСМ, в Региональной федерации дзюдо, в УОР №2, в средней школе №661, в подростковом клубе им. Лени Голикова ГУ «Центр досуга» Кировского района Санкт-Петербурга.

Основные положения, выносимые на защиту:

рациональная структура броскового движения в дзюдо основана на применении логической модели броска в виде «качения шара вниз»;

формированию устойчивого двигательного навыка выполнения бросков при начальном обучении технике дзюдо в стойке способствует использование

базовых круговых движений, разработанных на основе логической модели броска, и системное распределение учебного материала по базово-кустовому принципу; применение в учебно-тренировочном процессе «формулы броска», определяющей последовательность выполнения базовых круговых движений, способствует формированию умений целенаправленно действовать в поливариативных ситуациях соревновательной обстановки. Работа выполнена в соответствии с Планом НИОКР Госкомспорта России на 2000-2005гг., направление 02, тема 02.04.00 «Научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации».

Направления совершенствования технико-тактической подготовки в спортивной борьбе

В качестве первоначальных рекомендаций по устранению выявленных сложившихся недостатков в методике начального обучения технике спортивной борьбы выдвинуты следующие предложения (Н.М. Галковский, Ю.А. Шахмурадов, 1981). Не приводить в учебно-методической литературе (учебниках, учебных пособиях) технические действия, неприменяемые в современной соревновательной практике; давать описания в литературе только тех технических действий, которые успешно апробированы на соревнованиях как успешные; начинать изучение всех приемов со способа тактической подготовки (обманного движения) или комбинации двух приемов, соблюдая дидактические принципы обучения; рекомендовать и требовать, чтобы способ тактической подготовки и прием атаки представлял собой целостное движение - сложную атаку. Эти рекомендации относить и к комбинациям; изучать приемы только на двигающемся и реагирующем на движение атаки партнере с легким сопротивлением на первое движение атаки; всячески поощрять личное творчество борцов и давать задание на личное изобретение способов тактической подготовки и составление комбинаций.

В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев (1993) рекомендуют на занятиях с новичками использовать специально - подготовительные (подводящие) и имитационные упражнения в виде комплексов для освоения сложных приемоз, не забывая в то же время о том, что структура приема при его выполнении с манекеном и с партнером различна.

Одновременный анализ движений по пространственным и временным признакам может осуществляться уже с 12-13 лет, что следует учитывать при обучении сложным техническим приемам борьбы (О.А. Маркиянов, 1974). Анализ применяемых успешно простых и сложных атак на современных крупных соревнованиях показывает, что более успешно применяются сложные атакующие действия (И.И. Алиханов, 1977;СВ. Суряхин, 1978; А.П. Купцов, 1978; К.С. Олзоев, В.А. Геселевич, 1983; А.Г. Станков, 1984; О.А. Сиротин с соавт., 1984; И.Д. Свищев, 1985; B.C. Дахновский, 1986). К.С. Олзоев, В.А. Геселевич (1983) отмечают преимущества комбинационного стиля и его разновидностей - комбинационно-силовой, комбинационно-темповой. О.А. Сиротин, В.Н.Каплин, В.И.Хохлов, А.В. Евганов (1984), указывают на недостаточное внимание тренеров и борцов к таким важным элементам тактико-технического мастерства как комбинации приемов и контратаки. B.C. Дахновский, Евганов А.В. (1986) указывает на необходимость перестройки работы с юношами и молодежью путем сокращения времени подготовки сложных бросков для поддержания высокого темпа их выполнения в соревнованиях. Авторы подчеркивают, что это возможно лишь при изучении и совершенствовании сложных технических действий в сочетании с несколькими вариантами подготовительных действий, а также включая эти приемы в комбинации с ложными атаками и другими действиями. И.Д. Свищев (1985), отмечая важность технической подготовки в методике подготовки дзюдоистов, делает вывод, что увеличение объема технико-тактического арсенала дзюдоистов за счет новизны технических действий позволяет применять все большее количество связок, соединений, сочетаний, т.е. комбинаций между техническими и тактическими операциями. Ю.А. Шахмурадов (1985) выделяет в качестве первостепенной задачи спортсмена совершенствование новых атакующих приемов, защит и комбинаций, широко используя тактические навыки для их проведения. По мнению СВ. Суряхина, В.А. Кима (1980) выполнение контратакующих действий наиболее полно отвечает философии и принципам дзюдо, сформулированным его основателем Дзигоро Кано.

В соединении с соответствующими подготовительными, маскировочными, обманными и другими действиями коронные приемы -мощное оружие, (А.Г. Станков, В.П. Климин, И.А. Писменский, 1984). Совершенствование технико-тактического мастерства предполагает увеличение числа вариантов ТТД и входов в них (Петрунев А.А., 1985).

Х.К. Курбанов и Р.А. Пилоян (1985) указывают, что задача расширения круга подготовительных операций для проведения атакующих действий должна решаться постоянно - это ключ к формированию эффективного арсенала атакующих действий конкретного борца. При этом необходима психомоторная связка в сознании борца между его действиями.

По мнению СВ. Суряхина (1978), молодые спортсмены должны уметь проводить в стойке 2-3 приема с высокой оценкой (не ниже «Ваза-ари»), причем активно создавать для этого выгодные ситуации. Также необходимо уметь с высокой надежностью выполнять связки приемов «стоя-лежа» и «лежа-стоя», заканчивать их проведением удушающего или болевого приема либо удержания (Суряхин СВ., 1978; Ратишвили Г.Г., Какичешвили ГЛ., 1983; Дахновский B.C., Евганов А.В., 1986). Ю.А. Шахмурадов (1985) определяет связку технического действия в стойке с внезапным последующим приемом в партере как эффективный способ реализации тактики.

В литературе по спортивной борьбе описаны схемы комбинаций и рекомендации по их применению и изучению (Харплампиев А.А., 1964; Мазур А.Г., 1969; Гуревич Д.И., Звягинцев Г.Н., 1973; Алиханов И.И., 1977; Кожарский В.П., 1978; Гуков Л.К., 1983; Медведь А.В., Кочурко Е.И., 1985 и др.). Этот раздел технико-тактического мастерства дзюдоистов широко представлен в иностранной и переводной литературе (Иван Т., Кавамура Т., Канэко С, 1980; Wolf Н., 1986; Tegner В., 1975; Kudo К., 1967; Mifune К., 1956; Okano I., 1982; Sato Т., Okano I., 1982; Geesink A., 1967; Harrington P., 1992; Inokuma I., Sato N., 1987; Ishikawa Т., 1999; Watanabe J. Avakian L., 1990; Kobayashi K., Sharp H., 1957 и др.).

Анализ кинематических параметров высокооцениваемых бросков, выполняемых квалифицированными дзюдоистами

В эксперименте были задействованы спортсмены, принимавшие участие в предыдущих исследованиях. С целью выявления кинематических параметров броскового движения каждому борцу из обследуемой группы квалифицированных дзюдоистов было предложено выполнить 15 базовых бросков дзюдо (по Я.К. Коблеву с соавт., 1995). Выполнение бросков в различных плоскостях фиксировались на видеопленку цифровой видеокамерой, после чего производилось покадровое введение записанного материала в компьютер. Затем экспертом маркировались точки захвата кимоно и центра тяжести обоих борцов при покадровом просмотре видеозаписей. Таким образом определялись траектории движения этих точек при проведении броска (рис. 4).

Было обнаружено, что траектория каждого броска имеет 2 основных участка: кругообразный и прямолинейный (рис. 4). Кругообразная составляющая траектории броскового движения соответствовала первоначальному приложению силы опрокидывания и выполнению разворота противника спиной к татами. Далее, на прямолинейном участке, противник падал вертикально вниз, в основном - под действием силы тяжести.

По мнению экспертов, на прямолинейном участке траектории ТОРИ должен продолжать прикладывать усилие к точкам захвата кимоно УКЭ либо жестко фиксировать его в этом положении с целью контроля движения, поскольку в некоторых случаях этот участок имеет достаточно большую протяженность, что дает шансы УКЭ- перевернуться на грудь (падения противника на грудь не оцениваются) - такой вариант ответных действий УКЭ имеет место в соревновательной практике.

Кругообразный и прямолинейный участки траектории броска Эксперты отмечают также наличие у некоторых (более квалифицированных) борцов наличие кругообразных участков траектории в двух взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях, что дает возможность лучшего использования инерциальных составляющих броскового движения и говорит о более высоком техническом уровне выполнения броска. Такие дзюдоисты «закручивают» противника не только по кругу, но уже по сфере (шару). При этом они не только более грамотно используют свои силовые возможности и рационально прикладывают усилия, но и затрудняют противнику пространственную ориентировку и возможность активного сопротивления. Менее квалифицированные борцы демонстрировали кругообразный участок траектории лишь в одной вертикальной плоскости, в другой же имела место прямолинейная траектория движения точки захвата кимоно УКЭ. Выполнение такого движения требует больших усилий, происходит «тяжело» и «грубо». Такая техника допустима, но менее целесообразна.

В целом, за исключением вышеизложенных частных моментов, по мнению экспертов, траектории всех анализируемых бросков до разворота противника спиной к татами, после чего он падает вертикально вниз под действием силы тяжести, можно охарактеризовать как кругообразные.

Анализ динамических параметров базовых бросковых движений, выполняемых квалифицированными дзюдоистами

Для исследования динамических характеристик базовых бросковых движений нами было организовано специальное лабораторное исследование. С этой целью использовался разработанный в секторе специальной подготовки спортсменов диагностический стенд (инерционный динамометр), моделирующий условия выполнения соревновательного упражнения (высоту захвата и начальное сопротивление в состоянии покоя). В эксперименте были задействованы спортсмены, принимавшие участие в предыдущих исследованиях. При оценке динамических показателей спортсмену предлагалось из стандартного положения, в одном случае, сделать максимально сильный рывок руками в сторону («рывок в сторону»), в другом случае, выполнить одно из предлагаемых нами базовых бросковых движений -«поворот шара в сторону» («шар в сторону»). На выполнение каждого из предложенных движений давалось 3 попытки (таблица 4). Динамическая структура выполненных движений представлена на рисунке 5.

Основные принципы формирования методики начального обучения технике дзюдо в стойке с использованием базово-кустового и аналогово-образного методов

Проведенные предварительные исследования показали целесообразность кругового приложения усилий при проведении бросков (Баев И. А., Петряев А. В., Яковлева Е. В., 2001; Баев И.А., 2002; Baev I., Petriaev A., Yakovleva Y., 2002). Были выявлены базовые круговые движения дзюдо. Полученные результаты позволили произвести систематизацию техники по признаку преимущественного участия в конкретном броске определенного базового поворота. Также были разработаны «формула броска» (как способ выполнения приема) и 3-х этапная модель борьбы (как способ реализации «формулы броска» в схватке), наиболее эффективные и экономичные, по нашему мнению, с точки зрения рационального использования силовых возможностей борца.

Теоретический и логический анализ проведенных исследований позволил разработать методику начального обучения технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений, которая включала изучение и отработку базовых движений дзюдо, базовых бросков, бросков и сложных технико-тактических действий на их основе, предлагаемых для 1 и 2 годов обучения стандартной программой с применением базово-кустового и синтезированного аналогово-образного методов.

Главная идея базово-кустового метода состоит в расчленении сложного движения на простые составляющие движения различных частей тела. Выполнение любого приема основано на базовом движении, представляющим собой поворот корпуса и рук («поворот шара») относительно одной из трех взаимоперпендикулярных осей - фронтальной, продольной или сагиттальной.

Комбинация базовых поворотов и вспомогательных действий ногами дает возможность проведения любого броска. Выделение 4 базовых поворотов позволило нам сгруппировать приемы дзюдо в соответствующие 4 группы («куста») в зависимости от того, какой из поворотов является ведущим. К базовым движениям следует отнести кроме «поворотов шара» также «волну», «маятник» и «структурирование», так как эти 4 элемента в совокупности составляют основу приема, «формулу броска», рекомендуемую нами для образования внутренней динамической структуры любого броска. Распределение учебного материала по группам и подгруппам на каждом этапе обучения производилось на основе базово-кустового метода.

Предлагаемый нами синтезированный аналогово-образный метод требует пояснений. Синтез - это метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом. Аналогия - это сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями. Образ - живое, наглядное представление о ком-нибудь или о чем-нибудь (Ожегов СИ., Шведова Н.Ю., 1997). Аналоговая составляющая метода предполагает использование в дзюдо заимствованных из других видов восточных единоборств понятий, принципов, методов, движений и пр. Например: разработка области Тан Дэн (основа предлагаемых нами «поворотов шара»), упоминающаяся иногда в некоторых учебниках по дзюдо гораздо лучше представлена в ушу, айки-до, тэквондо; различные базовые движения, в которых закодирована ключевая информация (не путать с базовой подготовкой) с древних времен используются в многочисленных стилях ушу, причем для каждого стиля характеры присущие лишь ему «базовые движения»; изучение техники сидя на коленях (не путать с техникой борьбы в партере) и лишь потом в стойке характерно для айки-до, вьет во дао; понятие шара и акцент на кругообразном выполнении движений присутствуют в обучении айки-до и тайцзи цюань; волнообразные движения тела характерны для мягких стилей ушу; понятия «структурирование» и «укоренение» свойственны цигун «железная рубашка» и тайцзи цигун; «стойка обхватывания дерева», переименованная нами в «стойку шара», заимствована из цигун; концентрация внимания на усилиях, возникающих в процессе взаимодействия, является основой туй шоу («толчки руками») тайцзи цюань; используется в айки-до; отработка техники по воздуху, развивающая свойственную данному стилю «культуру движений» (тыль - в тэквондо, тао лу - в ушу и т.д.); использование сознания при выполнении движений по принципу «куда идет мысль - туда двигается ци, а за ци - кровь» в цигун, ушу; «буддийский» и «даосский» способы дыхания; передача усилия («цзинь») из земли через ноги, поясницу в руки развивается в тайцзи цюань и айки-до; занижение центра тяжести и задержка дыхания в момент контакта с противником в тэквондо; образные представления при выполнении технический действий в ушу, определяющие структуру исполняемых движений. Все это в той или иной степени нашло отражение в нашей методике. Применение образного метода обусловлено также тем, что чем младше дети, тем более у них выражены образные формы интеллектуальных процессов (образная память, наглядно-образное мышление), а также их непроизвольный характер (Стамбулова Н.Б., 1999). Рассматривая 3 этапа формирования двигательного навыка, Н.Б. Стамбулова (1999) говорит об изменении программы действия, представленной на I этапе нерасчлененным, преимущественно зрительным образом, к детализированному зрительно-двигательному образу на II этапе и созданию обобщенного, преимущественно двигательного образа - «образа, который переливается в мышцы» - на III этапе обучения. Образные представления упражнений («змея», «качели», «вихрь» и др.) содействовали образованию и закреплению такого «переливаемого в мышцы образа», помогли осознать, как нужно двигаться. При обучении непосредственно броску нами предлагается использовать образ шара, который может вращаться и катиться. При перемещении своего тела в позицию броска используется образное представление маятника, раскачивающегося относительно точки захвата. Чтобы научить более эффективному нарушению равновесия противника, мы предлагаем 6 движений под общим названием «волна», сметающих противника с исходной позиции. При обучении «волне» подготовительными упражнениями являются «змея» и «обезьяна». Быстрые вращательные перемещения осваиваются с помощью упражнения «вихрь».

Сочетание аналогий и образов позволило говорить о синтезированном аналогово-образном методе обучения и тренировки. Каждому базовому движению ТОРИ, имеющему свою функцию в смысле воздействия на УКЭ (аналогия с ушу), соответствовало и свое образное представление: «волна» -вызов реакции УКЭ за счет волнообразного движения ТОРИ; «маятник» -создание усилия в точках захвата кимоно УКЭ за счет раскачивания центра тяжести (Тан Дэн) ТОРИ; «поворот шара» - опрокидывание УКЭ за счет поворота корпуса ТОРИ. Совокупность базовых движений определила «формулу броска», т.е. ТТД, которые необходимо выполнить, чтобы провести любой бросок, независимо от его названия.

Сравнительный анализ динамических характеристик бросковых движений экспериментальной и контрольной групп

Тестирование экспертами выполнения четырех базовых приемов дзюдо, соответствующих четырем базовым «поворотам шара», и производимым по «формуле броска», происходило по завершении каждого из трех этапов обучения в экспериментальной группе. Экспертами визуально оценивалось исполнение каждого из элементов «формулы броска» по его наличию («1» балл) или отсутствию («О» баллов) при проведении данного броска, а также слитность соединения всех фаз приема в одно целое (в случае успешного соединения выставлялся «1» балл, при наличие остановок - «О» баллов). Затем по каждому оцениваемому показателю данные суммировались и высчитывался процент успешного выполнения тестируемого элемента броска в экспериментальной группе (20 человек).

Таким образом, косвенно контролировалась динамика уровня технико-тактической подготовленности обучаемых по экспериментальной методике. Показатель «слитность выполнения броска» характеризует способность юного борца производить СТТДв целом и без задержек, являясь, по нашему мнению, самым сложным по сравнению с остальными. Некоторое отставание его значений в случаях «Ката-гурума» и «Ура-наге» - 50% и 60% по сравнению с 85% и 90% при выполнении «Сеои-наге» и «Задняя подножка на пятке» вызвано, по нашему мнению, повышенными требованиями к силовой подготовленности учеников, вызвавшими затруднения при проведении этих бросков. Следует заметить, что в стандартной программе обучения бросок «Ура-наге» изучается на более поздних этапах. Данный показатель является по своей сути интегральным, отражая способности борца учесть в комплексе динамические, кинематические, ритмические и пространственные характеристики броска как законченного действия.

По показателю «поворот шара» оценивались, в основном, кинематические характеристики движения, степень приближения к кругообразной траектории и, косвенно, к динамике броска. Ошибки в исполнении приводили к появлению прямолинейных участков траектории падения УКЭ, затруднениям силового характера и замедлению опрокидывания. К концу III этапа обучения показатель вырос до 70-95%.

Несмотря на возможное завершение броска и без хорошо выполненного «структурирования», такое выполнение броска чревато, во-первых, причинением самому себе травмы, во-вторых, снижением оценки за бросок. Кроме того, без «структурирования» «поворот шара» может и не состояться. Данный силовой показатель характеризует специальные силовые показатели борца и его умение концентрировать усилие в точках его приложения. Для «Задней подножки» и «Сеои-наге» он вырос к окончанию обучения! до 80% и 75%, для «Ура-наге» и «Ката-гурума» до несколько меньших значений (60% и 70%), что обусловлено, видимо, более высокими требованиями к силовой физической подготовке при выполнении последних.

Показатель «маятник» определяет умение борца использовать собственный вес для создания усилия в точках захвата кимоно УКЭ, раскачивания и наклона противника. Для всех бросков рост его оказался приблизительно одинаковым и составил от 70% до 85% к завершению III этапа обучения. Следует заметить, что попытки «ускорить» бросок, побыстрее приблизившись к противнику без выполнения качественного «маятникообразного» движения, игнорируя ритм и наличие силового взаимодействия, приводили к ряду негативных последствий. Борец терял собственный баланс, не мог занять выгодную позицию для продолжения броска, нарушались ритм и динамика проведения приема, требовалось приложение больших усилий для его завершения, увеличивалось время опрокидывания УКЭ, затруднялось последующее «структурирование».

Показатель «волна» характеризует умение борца создавать колебания устойчивости противника, вызывать реакцию УКЭ и использовать ее, давая начальный импульс бросковому движению. К концу процесса обучения данный показатель достиг значений 85%-90% для всех базовых приемов. Необходимо, однако, отметить, что иногда юные борцы игнорировали «волну», стремясь поскорее перейти к последующим фазам броска и опрокинуть УКЭ, что чаще всего имело место, но требовало проявление больших физических усилий.

На I этапе минимальный рост всех показателей составил для «Задней подножки» и «Сеои-наге» - 15% и 10% соответственно, тогда как для «Ура-наге» и «Ката-гурума» - 0%. Это объясняется повышенной сложностью в плане физических усилий при слитном выполнении последних бросков. Некоторый рост показателей при выполнении отдельных элементов этих приемов (от 5% до 15%) все же имело место.

На II этапе обучения отмечен также более быстрый минимальный рост показателей для первых двух бросков (25%) по сравнению с двумя последними («Ура-наге» - 15%, «Ката-гурума» - 20%). Причины такой неравномерности, по-видимому, те же самые.

Однако на III этапе картина минимального роста показателей изменилась, и для более трудных на первых 2-х этапах бросков этот рост составил 25%, тогда как для первых двух приемов - 15%. Объясняется это тем, что к моменту окончания II этапа обучения показатели для «Задней подножки» и «Сеои-наге» достигли высоких значений и стабилизировались (75% - 90%), в то время как для «Ура-наге» и «Ката-гурума» имелись еще резервы роста, которые и были реализованы (50% - 90%). Причины такого эффекта заключаются, видимо, в то, что к III этапу ученики достаточно физически окрепли и прежние трудности уже не вызывали таких проблем, как раньше. Кроме того, достижение достаточно высоких показателей по первым двум «более простым» броскам также положительно сказалось на освоении «более сложных», так как ритмический характер выполнения любых приемов, заложенный в «формулу броска», практически одинаков.

Результаты тестирования (таблица 38) показывают положительную динамику роста всех показателей на каждом этапе обучения.

Результаты педагогического эксперимента. Показатели соревновательной деятельности юных дзюдоистов экспериментальной и контрольной групп

Целью педагогического эксперимента являлась проверка правомерности использования экспериментальной методики обучения юношей технике дзюдо в стойке. Критерием спортивного мастерства, в конечном итоге, является успешность соревновательной деятельности, поэтому эффективность предлагаемой методики проверялась в условиях учебно-тренировочных и соревновательных схваток.

Оценка соревновательной деятельности дзюдоистов с целью сравнительного анализа их технико-тактической подготовленности проводилась на всех трех этапах обучения.

Проведенный педагогический эксперимент показал, что экспериментальная методика обучения юношей технике дзюдо в стойке повышает результативность соревновательной деятельности - главный итог учебно-тренировочного процесса, что проявляется в достоверном увеличении технико-тактических показателей учащихся экспериментальной группы (таблица 39).

Проведенные контрольные соревнования между группами в конце третьего этапа обучения также подтвердили превосходство учащихся экспериментальной группы, которые одержали 71% побед в проведенных схватках, причем продемонстрировали при этом умение грамотно использовать атакующие действия противника, применять «активную защиту» и добиваться победы за счет эффективного ведения комбинационной борьбы.

Похожие диссертации на Начальное обучение технике дзюдо в стойке с использованием базовых круговых движений