Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта Скаржинская Елена Николаевна

Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта
<
Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скаржинская Елена Николаевна. Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Малаховка, 2005 159 с. РГБ ОД, 61:06-13/456

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Развитие творческих способностей -педагогическая проблема 12

1.1. Гносеологические основы исследования проблем творчества 12

1.2. Проблема развития творчества интеллектуальными видами спорта в спортивной литературе 35

1.3. Педагогические принципы, методы и средства развития творческих способностей 42

1.4. Организационно-педагогические формы развития творчества интеллектуальными видами спорта 48

ГЛАВА II. Задачи, основные понятия, методы и организация исследования 55

2.1. Задачи исследования 55

2.2. Основные понятия 55

2.3. Методы и организация исследования 72

ГЛАВА III. Творческие способности и их развитие интеллектуальными видами спорта 83

3.1. Характеристика объекта исследования 83

3.2. Результаты диагностики творческих способностей 86

3.3. Динамика творческих способностей под воздействием занятий интеллектуальными видами спорта 97

ГЛАВА VI. Органюационно-педагогические аспекты развития творческих способностей 108

4.1. Организационные аспекты развития творческих способностей на занятиях по интеллектуальным видам спорта 108

4.2. Педагогические аспекты занятий по интеллектуальным видам спорта, направленных на развитие творческих способностей 113

4.3. Взаимосвязь организационных и педагогических аспектов проведения занятий по интеллектуальным видам спорта для развития творческих способностей 116

Выводы 121

Список использованной литературы 123

Приложения 138

Введение к работе

Актуальность темы

Динамические изменения, происходящие в современном обществе, дают достаточные основания считать изучение организационно-педагогических аспектов развития творческой личности интеллектуальными видами спорта актуальной темой научного исследования.

Во-первых, изучение проблемы творчества имеет колоссальный социальный смысл. Это связано, прежде всего, с ростом потребности общества в творчески деятельных работниках во всех сферах. Поэтому исследованием различных аспектов творчества заняты философы, социологи, психологи, педагоги, историки, экономисты, кибернетики и представители других наук.

Во-вторых, выбранная тема актуальна в теоретическом плане. Эмпирические данные многочисленных исследований в отрасли «Физическая культура и спорт» позволяют утверждать, что спортивная деятельность в определенных видах спорта обуславливает развитие творческих способностей (Э.Л. Торунова, 1987; В.С.Топчиян, А.А. Сучилин, 1988; И.В. Попов, 1994; Г.И. Хозяинов, Н.И. Назаркина, 1996; С.Д. Неверкович,Г. Варданян, 1998; Е.Д. Никитина, В.Г. Баданин, 1998; И.П. Андриади, 1999; С.Н. Бегидова, 2001; С.А. Строилова ,2003; А.И. Кычкина, 2005). Однако исследовательские попытки теоретического синтеза обширного эмпирического материала не дали методологического решения исследуемой проблемы.

В-третьих, необходимость данного исследования обусловлена изменениями организационных аспектов развития интеллектуальных видов спорта на современном этапе, как в

стране, так и за рубежом. Отметим, что наряду с традиционными для страны шахматами и шашками в последнее время активно развиваются такие виды спорта как го, нарды, рэндзю, бразильские шашки, киберспорт и др.. С каждым днем увеличивается количество граждан Российской Федерации, охваченных деятельностью различных общественных организаций по этим видам спорта. Особую роль в столь стремительном развитии интеллектуальных видов спорта играют современные средства коммуникации. Благодаря компьютеризации населения, не только изменяются теоретические основы данных видов спорта, но и преобразовываются формы проведения соревнований,

видоизменяется тренировочный процесс. Эти социальные явления выдвигают в приоритетный ряд те исследования, которые изучают специфику развития интеллектуальных видов спорта на современном этапе и их воздействие на процесс формирования личности. Но проблема формирования творчества не выделяется из общей социальной проблематики в данном аспекте. Тем самым, проблема развития творчества интеллектуальными видами спорта требует своего решения.

Наконец, исследование развития творческой личности педагогически актуально. Ученые утверждают, что общество требует и стремится сформировать активную творческую личность. Данное обстоятельство подчеркивает актуальность и важность научного поиска эффективных средств и способов решения проблемы развития творческой личности.

При подготовке специалистов по физической культуре и спорту, проведении воспитательной работы необходимо знать особенности организационно-педагогических аспектов

интеллектуальных видов спорта, учитывать их специфическое влияние на способ развития, формирование творческой личности.

Степень разработанности темы

Исследование организационно-педагогических аспектов развития творчества интеллектуальными видами спорта обусловлено проблемными составляющими как общего теоретико-познавательного, так и частного, собственно отраслевого характера.

Современными учеными активно обосновывается проблема творчества в ее общефилософском значении. Изучаются структуры, механизмы, динамика познавательного творчества в работах Г.Н. Батищева, Г.А. Давыдовой, Э.В. Ильенкова, A.M. Коршунова, А.Ф. Лосева, А.Т. Шумилина, Л.В. Яценко. Анализируется взаимодействие противоположных сторон

творческой деятельности: продуктивного и репродуктивного (B.C. Овчинников), интуитивного и дискурсивного (В.Ф. Асмус, А.С. Кармин, П.В. Копнин, А.А. Налчаджян, А.Н.Лук, В.И. Хореев и др.) Исследованию творчества как атрибутивного свойства человеческой деятельности посвятили свои работы В.И. Белозерцев, Л.П. Буева, М.В. Демин, Б.Е, Лобанова, К.С. Пигров.

Творческому характеру познания уделили внимание B.C. Библер, А.С, Коршунов, Л.С. Коршунова, Ф.В. Лазарев и др.. Серьезные результаты достигнуты в исследовании основных видов творчества - научного (Л.Б. Баженов, Б.М. Кедров, А.С. Кравец, А.С. Майданов, А.А. Микешина, Е.П. Никитин, А.И. Ракитов, B.C., Степин, B.C. Швырев, Б.Г. Юдин), технического (В.В. Алехин, В.И. Белозерцева, В.Г. Горькое, Е.В. Попов и Др.)? художественного (Ю.Д. Воробей, С.С. Гольдентрихт, М.С. Каган, К.М. Кантор и др.).

Исследователи в области физической культуры и спорта проявили интерес к проблеме творчества в 80-е годы XX века (А.А. Деркач, А.А. Исаев). Методологические основы для разработки проблем творчества в спортивной деятельности были представлены в работах В.И. Столярова, в которых анализируется природа спортивного творчества, показаны его основные отличия от художественного творчества.

В числе первых диссертационных работ в сфере спорта, где рассматривалась проблема творчества, была работа Торуновой Э.Л. «Формирование у студентов творческого отношения к овладению профессией тренера-преподавателя». Собственно спортивное творчество как проявление специфики спортивной деятельности представлено в единичных работах по определенным видам спорта, таким, как фигурное катание (Э.Л. Торунова, 1987), волейбол (Н.В. Луткова, 1990), художественная гимнастика (И.А. Степанова, 1991) и др.. Повышенный интерес вызвала работа И.В. Попова (1994), посвященная изобретательскому творчеству в сфере физической культуры и спорта. Представлена авторская концепция содержания и структуры творчества в сфере ФКиС, определен характер влияния на изобретательское творчество социально-организационных факторов, детально

проанализированы методы исследования творчества. Собственно проблеме развития творчества интеллектуальными видами спорта посвящено исследование А.И. Кычкиной (2005). В этом исследовании шашечная игра, как интеллектуальная игра, впервые выступила объектом специального изучения как средство развития творческих способностей и воображения школьников. Результаты педагогического эксперимента позволили установить что шашки -эффективное средство развития творческих способностей.

Однако в этих исследованиях не представлено понятийное обеспечение интеллектуальных видов спорта. Недостаточно освещена специфика влияния интеллектуальных видов спорта на развитие творческой личности. Учитывая изложенное, проблема исследования заключается в том, что, с одной стороны, общество требует от системы воспитания подготовки творческой личности, а с другой - в системе подготовки спортсменов практически ни стратегия, ни методика формирования такой личности в интеллектуальных видах спорта должным образом не разработана.

Отсюда цель исследования - выявить организационно-педагогические возможности развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта.

В соответствии с целью выдвинута следующая рабочая гипотеза: выявление организационных и педагогических

закономерностей влияния интеллектуальных видов спорта на развитие творческих характеристик личности позволит совершенствовать формирование и развитие творческих способностей спортсменов.

Объект исследования: занимающиеся интеллектуальными видами спорта.

Предмет исследования: развитие творческих способностей интеллектуальными видами спорта.

Теоретическое значение работы заключается в разработке авторской концепции формирования творческих способностей интеллектуальными видами спорта, содержащей новые положения и аргументы, развивающие научные представления по исследуемой проблеме. Полученные в исследовании теоретические положения способствуют обогащению концепций творчества в сфере философии, социологии, педагогики, теории и методики

физической культуры и спорта. Диссертационное исследование обогатило понятийный аппарат теории физической культуры осмыслением понятийного блока «интеллектуальные виды спорта». Выявленные факторы и закономерности воздействия на творческие способности занимающихся интеллектуальными видами спорта позволяют рассматривать спортивную деятельность в интеллектуальных видах спорта как эффективное средство развития творческих способностей.

Практическое значение. Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов по предметам философия, социология, психология, теория и методика физической культуры, а также для разработки спецкурса «Организация и педагогические технологии занятий интеллектуальными видами спорта» в физкультурных учебных заведениях. Разработанную методику тестирования творческих способностей возможно применять на занятиях по интеллектуальным видам спорта. Методы исследования

Методы исследования представлены двумя группами.

Первая группа - методы сбора информации: анкетирование, тестирование (тесты Д. Гилфорда, Ф. Вильямса, П. Торренса, Г. Айзенка), интервью, включенное педагогическое наблюдение, эксперимент.

Вторая группа - методы анализа и обработки полученной информации: анализ, в том числе контент-анализ, синтез, сравнение, анализ литературных источников, методы математической и статистической обработки полученных результатов.

Этапы исследования

Для решения поставленных задач исследование было проведено в несколько этапов:

На первом этапе (1998-2000гг.) методами контент-анализа средств массовой информации, анализом документальных и литературных источников выявлялись приоритетные пути исследований проблемы «творчество», в том числе в области физической культуры и спорта (с упором на его интеллектуальные виды).

На втором этапе (2000-2004гг.) методами педагогического наблюдения, анкетирования, интервьюирования, опроса экспертов, тестирования, методом информационных карточек изучались тенденции, факторы и закономерности воздействия

интеллектуальных видов спорта на личность спортсмена и их влияние на развитие творческих способностей. Был проведен педагогический эксперимент.

На третьем этапе (2004г.) был проведен комплексный анализ всей полученной информации.

На четвертом этапе (2005г.) были написаны тексты диссертации и автореферата. Положения выносимые на защиту:

1. Рост исследуемых показателей творческих способностей зависит от организационной формы проведения занятий, содержания тренировочных занятий, исходных данных показателей творческих способностей.

2. Наибольший прирост развития творческих способностей фиксируется после соревновательной формы проведения занятий по интеллектуальным видам спорта.

3. Развитие творческих способностей интеллектуальными видами спорта обусловлено спецификой этих видов спорта:

во-первых, достижение намеченного спортивного результата обусловлено решением задач посредством действия в уме при доминировании сознательного над бессознательным; во-вторых, спортсмен, участвуя в соревновательной деятельности в интеллектуальных видах спорта, не всегда обязан физически присутствовать на соревнованиях.

Апробация работы Материалы диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на 4 международных и 2 вузовских конференциях. По теме диссертации опубликовано 8 работ. Диссертационная работа обсуждена 15 июня 2005 года на расширенном заседании кафедры философских и социальных наук.

Гносеологические основы исследования проблем творчества

Любая общая теория выступает по отношению к частной теории в качестве методологии. Поскольку степень общности частной теории различна, возникает необходимость рассмотрения методологии проводимого исследования на всех уровнях. Проблема формирования личности, именно творческой личности, является одной из наиболее исследуемых на современном этапе развития педагогической науки. Известно, что имеется большое количество существенно различающихся концепций становления и развития творческих способностей, следовательно, методологические основы для исследования организационно-педагогических аспектов развития творчества интеллектуальными видами спорта могут различаться в зависимости от того, на какую общую теоретическую концепцию опирается ученый. Мы полагаем, что действительное освещение проблемы возможно только при условии, что исследователи будут изучать эту проблему с учетом различных методологических уровней. В данной работе в качестве общей методологии мы предпочли использовать диалектический материализм. Выбор данной методологической основы обусловлен рядом причин. Во-первых, как подмечено Л.П.Матвеевым (81), именно в рамках диалектического материализма развивалась отечественная теория физической культуры и спорта. В.В. Столбов отмечает, что «применение диалектического материализма к изучению истории позволяет рассматривать весь ход развития физической культуры и спорта во взаимной связи и обусловленности с другими сторонами жизни общества» (114,С.З). Несмотря на то, что интеллектуальные виды спорта имеют свою специфику по отношению ко многим другим видам спорта в плане решения многих педагогических задач, интеллектуальные виды спорта в основном не выходят за пределы отрасли физическая культура и спорт. Это касается как методов, средств и форм проведения занятий, организации и проведения различного уровня соревнований, так и процесса подготовки специалистов непосредственно в интеллектуальных видах спорта. Во-вторых, отечественные философы второй половины двадцатого столетия активно разрабатывали категориальный аппарат проблемы развития творчества непосредственно в рамках диалектического материализма (11, 16, 17, 24, 26, 32, 37, 38, 39, 45, 48, 52, 53, 57, 60, 62, 64, 71, 91, 92, 93, 99, 100, 103, 105, 106, 107, 137, 138, 149 и др.). Рассмотрение истории становления категорий «движение», «деятельность», «творчество» и категориального блока «творческая личность" позволяет говорить о зрелости данной теории, обосновывая научность и практическую значимость этого методологического подхода. В-третьих, диалектика в данной работе рассматривается не только как теория развитии (17), но и как метод изучения объективной реальности - как система взаимосвязанных и взаимозависимых принципов, требований, предписывающих строго определенный порядок осуществления познавательных и преобразовательных действий, основанных на всеобщих законах действительности, всеохватывающих свойствах и отношениях. Потребность изучения формирования творческой личности на современном этапе развития человечества, как показано в ряде публикаций (24, 52, 66, 83, 109 и др.) определяются двумя ведущими мировыми тенденциями: экономическая тенденция - новационное развитие экономики обуславливает перенос центра тяжести с производства вещей на производство знаний и производство творческих личностей; именно творческих личностей, способных производить количественный прирост авангардных новаций в единицу времени при снижении возможностей материального и человеческого обеспечения; как следствие, резко обостряются потребности продуктивности уровня творчества; - социальная тенденция - определяется ростом ценности человека как творческой личности; увеличением потребности в специальных знаниях о себе, о творчестве, особенно в области сроей профессиональной деятельности. В этом параграфе мы представим основные вехи разработки проблемы развития творчества в европейской философии, которые оказали существенное влияние на современное изучение развития творчества в рамках выбранной методологической основы.

Задачи исследования

Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи. 1. Провести анализ по выделению качественных признаков понятия «интеллектуальные виды спорта». 2. Разработать и апробировать методику тестирования творческих способностей занимающихся интеллектуальными видами спорта. 3. Изучить динамику развития творческих способностей при различных организационных формах проведения занятий по интеллектуальным видам спорта. 4. Выявить взаимосвязь роста показателей творческих способностей под воздействием занятий интеллектуальными видами спорта. Основными понятиями данного исследования являются: «творчество», «творческие способности», «развитие», ««спорт», «интеллектуальные виды спорта». Детальное изложение данных дефиниций позволит конкретизировать область исследования и, обосновав методическую часть, определить логику организации исследования и анализа полученного материала. Исследователями проблемы творчества скрупулезно подсчитано и научно обосновано на сегодняшний день более двухсот дефиниций творчества (91). Чтобы внести ясность в область исследования необходимо выбрать из предлагаемого многообразия или обосновать свое определение категории «творчество». Нам необходимо указать пределы, где мы ни искать, ни соответственно развивать творчество не можем (именно эти критерии часто упоминаются во многих дефинициях): Во-первых, нет творчества абсолютно во всех видах активности: «не становится творчеством любая активность, в каких бы «сверхновых» и экстремистских формах она не выступала...» (11, с.19). Во-вторых, не может быть творчества в заданной, репродуктивной, механической форме деятельности. В-третьих, творчество не следует искать вне общественных отношений. Теперь рассмотрим, что же является творчеством. Многочисленные исследования проблемы творчества позволяют утверждать, что все общественно-исторически значимое (культура, цивилизация, личность) обязано своему свершению, проявлению, становлению, развитию, именно творчеству. Творчество является сущностной характеристикой деятельности человека. И именно эта, деятелъностная сторона творчества является основой различных классификаций творчества. Приведенные ниже дефиниции творчества, разработанные в рамках выбранной нами методологии доктором философских наук Новиковым Б.В. (91), являются основополагающими для нашего исследования. Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру. Социальная форма развития материи - человеческая деятельность, снимает в себе все досоциальное. Однако в самой деятельности обнаруживается сложнейшая диалектика - диалектика обретения деятельностью своей сущности - становление ее творчеством. В определении творчества особо следует подчеркнуть, что в процессе творческой деятельности труд из важнейшей необходимости превращается в свободную самореализацию человеческих сил, стимулирующую познание и преобразование человеком действительности: деятельность превращается в самодеятельность, детерминация - в социальную детерминацию человеческой личности, необходимость - в свободу, возможность — в действительность. Развитие творчества - это и есть процесс развития человеческой сущности, которая существует лишь как сущность развивающегося, осуществляющегося диалектического противоречия, как отношение противоположностей одной сущности: должного и сущего, потребностей и способностей, специализации и универсализации, опредмечивания и распредмечивания, продуктивного и репродуктивного, практики и теории, духа и чувства, рода и индивида, необходимости и свободы, сущности и существования. Из сказанного выше, мы констатируем, что исследование творчества на современном этапе не может быть сведено исключительно к количественному описанию, проведению научно организованного педагогического эксперимента. В рамках же педагогического эксперимента мы можем фиксировать степень проявления развития творческих способностей. На наш взгляд, следует различать понятия «творчество» и «творческие способности». Взяв на вооружение факторный анализ творчества, разработанный психологами (фиксируя динамику развития различных факторов творчества) можем увидеть специфику воздействия занятий интеллектуальными видами спорта на процесс развития творческих способностей.

Характеристика объекта исследования

В обследовании принимали участие занимающиеся интеллектуальными видами спорта различных возрастных групп: студенты, школьники младших классов, дошкольник (монографический эксперимент). В педагогическом эксперименте участвовали 2 группы студентов Харьковской государственной академии физической культуры (15 человек в одной группе и 14- в другой), обучающиеся на специализации «Менеджер спортивной организации». Занятия по интеллектуальным видам спорта проходили в рамках курса «Спортивно-педагогическое совершенствование» (СПС). Характеристика респондентов по возрасту и полу представлена в таблице 4. Студенты в контрольных группах (2000/2001 уч. год - 17 человек; 2001/2002 уч. год - 13 человек) обучались специализации при кафедре теории и методики спортивных игр, а со студентами специализации «спортивный менеджмент» они обучались в одних учебных группах. Характеристика респондентов по возрасту и полу контрольных групп нами специально не представлена, потому что контингент исследуемых был достаточно однородным как по соотношению женщин и мужчин в группах, так и по возрасту. Для перехода к эксперименту с учащимися младших классов, чтобы учесть специфику этого контингента (а она, согласно психологическим и педагогическим разработкам, имеется), нами было проведено монографическое исследование воздействия занятий интеллектуальными видами спорта на развития творческих способностей мальчика 1997 года рождения, который наблюдался в течение 1,5 лет. Возраст участника монографического эксперимента был выбран сознательно: специалисты-психологи (157, С.67-79) доказали, что пики развития творчества на раннем этапе социализации соответствует периоду от трех до пяти, а потом совпадает с периодом обучения в начальных классах. Испытуемому на момент начала проведения эксперимента уже исполнилось 5 с половиной лет, а к концу эксперимента он еще не приступил к учебным занятиям в школе. Учебный план мальчика состоял из различных периодов: систематические секционные занятия (первая половина 2002-2003 учебного года); индивидуальные занятия (вторая половина 2002-2003 учебного года); участие в соревнованиях (сентябрь - декабрь 2003 года). Регулярно опрашивались педагоги и родители. Полученные данные позволили перейти к эксперименту в группе школьников, поскольку были разработаны и апробированы соответствующие методики. Эксперимент с учениками был проведен в первом полугодии 2003 года в начальной школы «Сказка» средней школы №48 п. Малаховка. В эксперименте участвовало 24 человека. Учебная группа была сформирована произвольно - по желанию самих школьников. Отметим, что до участия в эксперимента только одна школьница занималась шахматами. Характеристика данного объекта исследования представлена в таблице 5. Также были опрошены 4 педагога начальной школы «Сказка» и родители 1 Нанимающихся в экспериментальной группе. Для изучения отношения к возможностям развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта было опрошено в 2003/2004 учебном году 240 студентов Московской государственной академии физической культуры (120 студентов первого курса и 120 студентов четвертого курса дневной формы обучения). В опросе были задействованы студенты, обучающиеся на всех специализациях. Специальная статусная характеристика объектов опроса нами не описывается, так как она не является определяющей для анализа результатов полученных данных опроса по исследуемой нами проблеме.

Организационные аспекты развития творческих способностей на занятиях по интеллектуальным видам спорта

Прежде чем перейти к обсуждению эмпирических данных педагогического эксперимента необходимо указать, что организационные аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами могут быть рассмотрены в узком и широком смысле. В широком смысле - разнообразные аспекты тех организационных (управленческих) процессов становления и развития этих видов спорта, которые имеют место в социуме. Как показано в главе II (п. 2.2), многие интеллектуальные виды спорта не имеют достаточных предпосылок к активному развитию. Отсюда следует, что это не может обуславливать степень их активного задействования в процессе развития творческой личности каждого гражданина страны. Эти организационные и управленческие аспекты регулируются деятельностью как государственных так и общественных спортивных организаций. В узком смысле - организационные аспекты собственно педагогической деятельности в процессе приобщения и становления личности к ценностному потенциалу этих видов спорта. Как представлено выше (см. глава І), в практике проведения занятий по некоторым интеллектуальным видам спорта (в России это, в первую очередь, шахматы и шашки) активно используются различные как урочные, так и неурочные формы. Широкий диапазон комплексного применения общепедагогических и специфических (спортивных) средств и методов педагогической деятельности являются наполнением содержательной части как урочной, так и неурочной формы проведения занятий. Известно, урок - основная организационная форма системного образовательного процесса. Но урочные формы проведения занятий на современном этапе становления интеллектуальных видов спорта в системе общего образования носят избирательный характер и не имеют повсеместного распространения, хотя для шахмат это и предусмотрено законодательством (см. параграф 1.4). Чаще занятия интеллектуальными видами спорта проводят в спортивных секциях или факультативно. Иногда занятия проводятся исключительно индивидуально. В период участия в длительных по времени соревнованиях иногда применяются индивидуальные, групповые консультационные занятия. Для сравнительного анализа роли различных организационных форм проведения занятий в процессе развития творческих способностей мы вычленили в качестве основных организационно-педагогических форм три формы: групповые тренировочные занятия, индивидуальную тренировку и собственно участие в соревнованиях. Такое разделение позволило в процессе педагогического эксперимента акцентировать особенное внимание на соотношение роста показателей творческих характеристик личности при различных организационных формах проведения занятий по интеллектуальным видам спорта. Мы увидели, что отдельные компоненты творческих способностей при различных организационных формах обучения развиваются неравномерно и неодинаково. Ниже представлена траектория индивидуального развития творческих способностей участника монографического эксперимента с проекцией на матрицу творческих характеристик для детей 5-7 лет (таблица 14). Мы видим, что относительно исходных данных (синий цвет) мы получили прирост показателей творческих способностей при всех организационных формах проведения занятий. Но наибольший прирост мы зафиксировали при соревновательной деятельности. Особо следует отметить некоторые отличия развития творческих способностей при индивидуальной форме проведения занятий (красный цвет) и занятий в группе (фиолетовый цвет). При лучшем показателе факторов «гибкость» и «название» при индивидуальной форме проведения занятий, групповые занятия для активного развития творчества все же предпочтительнее. Следует отметить, что данные монографического эксперимента носят условный характер и требуют своего дальнейшего специального исследования на предмет выявления особенностей воздействия и взаимосвязи индивидуальной и групповой формы проведения занятий и их прямого воздействия на процесс развития творческой личности. Необходимы исследовательские усилия для создания эффективного инструментария для такого исследования. В процессе монографического эксперимента нами была апробирована методика фиксации динамики развития творческих способностей непосредственно на занятиях интеллектуальными видами спорта, что позволяет нам дать анализ влияния групповой формы проведения занятий на развитие творчества (диаграмма 15).

Похожие диссертации на Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта