Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии Самдандоржийн Жамц

Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии
<
Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Самдандоржийн Жамц. Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 Улан-Удэ, 2006 355 с. РГБ ОД, 71:07-13/33

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Олимпийское движение как социальный феномен

1.1. Олимпийские движение: принципы, традиции, правила ... 17

1.2. Олимпийское движение как социальный процесс 28

1.3. Основные направления, цели и задачи педагогической деятельности в олимпийском движений Монголии 36

1.4. Социальный педагогический статус современных Олимпийских игр 48

1.5. Социально-педагогические идеи Пьера де Кубертена об олимпийском движений 73

Глава II. Олимпийское движение монголии как составная часть современного международного олимпийского движения

2.1. Основные факторы, повлиявшие на становление и развитие олимпийского движения в Монголии 87

2.2. Становление и развитие олимпийского движения в Монголии 107

2.3. Международные спортивные связи Монголии, участие представителей Монголии в деятельности международных спортивных объединений 131

2.4. Олимпийское движение Монголии и средства массовой 142 информации

Глава III. Олимпийское движение и национальная культура монгольского народа

3.1. Состояние разработки проблемы 153

3.2. Физическая культура и спорт как элемент национальной культуры монгольского народа 158

Глава IV. Социальные проблемы управления в рамках олимпийского движения в Монголии

4.1. Роль государства в спортивном и олимпийском движении Монголии 177

4.2. Место и функции НОК в спортивном и олимпийском движении Монголии 194

4.3. Совершенствование форм и методов управления в рамках олимпийского движения Монголии 207

Глава V. Олимпийское образование детей и молодежи Монголии

5.1. Общая концепция олимпийского образования 216

5.2. Состояние олимпийского образования детей и молодежи в Монголии 226

5.3. Пути совершенствования олимпийского образования детей и молодежи в Монголии 236

Выводы 277

Практические рекомендации 281

Литература 285

Приложения 319

Введение к работе

Современное олимпийское движение выражает могущество мирового спорта и гуманизма человечества, поэтому более чем за 110-летний период развитие олимпизма стало одним из предметов фундаментальных исследований общественных наук.

Олимпизм - это философия, в которой спорт в единении с культурой, искусством и образованием становится частью общественных ценностей.

От древних греков мы унаследовали современные олимпийские игры, олимпийское движение, переросшее в международное содружество, основанное на идеологии, которая при постоянном развитии, осталась незыблемой.

Актуальность темы исследования. В настоящее время олимпийское движение, сформировавшееся на основе спорта, превратилось в самое глобальное социальное движение (Платонов В.Н., Гуськов СИ., 1994,1998; Симаков Ю.П., 1995; Родиченко В.С.,1998, 2001, 2005; Штейнбах В.,2000, 2002; Магван ILL, 1995; 2002; Самаранч Х.А., 1980-1999; Dovid М, 1994 и др.).

Только в 2004 году в летних Олимпийских играх в Афинах участвовали представители 202 национальных олимпийских комитетов. В настоящее время в летних олимпийских играх свыше 10500 лучших спортсменов мира соревнуются по 28 видам спорта, 300 дистанциям и категориям. За играми наблюдают миллионы зрителей и около трех миллиардов телезрителей. Известно, что многие спортивные федерации мира проявляют огромную заинтересованность во включении их в олимпийскую программу того или иного вида спорта. Это означает, что олимпийское движение сегодня становится все более масштабным и востребованным всемирным движением (Ратнер А.Б., 1991, 1994, 1998; Столяров В.И., 1994, 1996, 1998, 2005; Усаков В.И., 1996, 1998; Фомин В.А., 1996, 1997, 2003; Кузин В.В., 1998, 2000, 2004; Че-ревич И.В., 1998, 2002; Ооржак Х.Д-Н., 1999, 2004).

Олимпийское движение и спорт в современном мире представляют собой важное социальное, общественно-педагогическое явление, непосредственно связанное со здоровьем людей, их физическим и нравственным совершенствованием (Мильштейн О.А., 1999, 2001; Гаськов А.В., 2000, 2004; Суник А.Б., 2001; Жамц С, 2002,2004; Yaltung J., 2003).

Велика роль олимпийского движения и в укреплении взаимопонимания людей из разных стран, дружбы и мира между народами на нашей планете. Это связано не только с красочностью олимпийских состязаний, их церемониалов, остротой, накалом страстей спортивной борьбы, но и с высокогуманными идеалами олимпизма. Участие в Играх возможно и независимо от материального положения, религиозных взглядов, политических убеждений, национального происхождения. Не менее важное значение имеют заложенные в олимпийском движении идеи всестороннего гармонического воспитания, соединения спорта с культурой и образованием. «Олимпизм, - отмечается в Олимпийской хартии, - представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума» (Олимпийская хартия, 1996, с. 7).

Национальные олимпийские комитеты любых стран, в том числе Монголии, в своей деятельности опираются на Олимпийскую хартию, решения Международного олимпийского комитета (МОК), Олимпийского союза Азии (ОСА) и другие правовые акты международного олимпийского движения (Хавин Б.А., 1979; Лоу Б., 1984; Калмыков СВ., 1994; Контанистов А.Т., 1999, 2001; Отгонбилэг Ш., 1996, 1998; Отгонцагаан Ж., 1998, 2004; Магван Ш., 2001; Загдсурен Д., 2002 и др.).

Вместе с тем олимпийское движение каждой страны нельзя отделить от социокультурной среды, в которой оно функционирует. Все важные изменения, происходящие в обществе, неизбежно накладывают свой отпечаток на олимпийское движение страны. Значит, международное олимпийское движение, его теория и практика проявляются в каждой стране в национально-специфической форме (Кузин В.В., 1994, 1998, 2002; Столяров В.И., 1998;

Галимов Г.Я., 1999, 2002; Фомин В.А., Найданов Б.Н., Стрельников В.А., 1998,2005; Самаранч Х.А., 1994, 1996,2000; Ун Ён Ким,1995, 2001).

В связи с отмеченными выше факторами возникает необходимость интенсификации развития олимпийского движения и в Монголии, а также учета в ходе этой деятельности специфических социокультурных условий Монгольского государства.

Эффективное решение этих важных практических задач требует проведения по данной тематике комплексных научных исследований - педагогических, социологических, культурологических и т.д. (Санданов Б.Д., 1971, 1993; Агеевец В.У., 1996; Дорж Д., 1964, 1965; Нямбуу X., 1978; Цэрэндорж Г., 1988, 1999; Чойбалсан Л., 1997; Лхагвасурен Г., 1998; Баяр Д ., 1999, 2003; Дагвасурен П., 1999,2004).

Общественно-политические и экономические процессы, начавшиеся в Монголии после 1990 года, породили повышенный интерес к общественному развитию, к истории Монгольского государства. Объектами глобального интереса и научного поиска стали различные сферы общественной жизни Монголии: экономика, образование, культура, в том числе физическая культура и спорт. Это относится и к истории становления и развития олимпийского движения в Монголии, участию ее представителей в обогащении современного олимпийского движения. Исследований по указанной проблеме в настоящее время в Монголии нет.

Все это позволяет сделать вывод об актуальности темы диссертационного исследования. Об этом свидетельствует и состояние ее научной разработанности в мире.

Состояние научной разработанности проблемы. Предмет диссертационного исследования - научное осмысление социально-педагогических и ис-торико-культурологических основ развития олимпийского движения в Монголии - затрагивает необычайно широкий круг вопросов, касающихся современного олимпийского движения. Этим вопросам посвящено огромное число специальной литературы, например, в библиографии по тематике Олимпий-

7 ских игр, изданной в 1995 г. (Burkhardt Alison, Toohey Kristine, Veal A.J., 1995), содержатся ссылки на 650 источников. Причем эта библиография не охватывает многих важных аспектов данной проблематики - таких, например, как олимпийское образование, деятельность НОКов и Международной олимпийской академии и др.

Далее будут отмечены лишь те литературные источники, которые наиболее тесно связаны с темой диссертационного исследования и были изучены в ходе его проведения. Эти публикации можно подразделить на несколько основных групп.

К первой группе относятся те публикации, в которых дается общая характеристика содержания, целей и задач олимпийского движения как социального и социально-педагогического явления, идеалов и ценностей олимпизма, на которые оно призвано ориентироваться, а также история олимпийского движения.

Исходным пунктом научного осмысления современного олимпийского движения, его идеалов и ценностей являются идеи Пьера де Кубертена, который основал это движение и которому, как указывается в Олимпийской хартии, принадлежит «концепция современного олимпизма» (Олимпийская хартия, 1996, с.7).

В трактовке этих идей прежде всего следует ориентироваться на работы самого Кубертена, общий объем которых составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр (Durantez, 1994, р. 25). Среди них особо следует выделить «Олимпийские мемуары» (Кубертен, 1997), в которых собраны его наиболее значительные выступления, лекции, эссе по вопросам философии и педагогики олимпизма, а также «Спортивная педагогика» - основной педагогический труд Кубертена по вопросам физического воспитания. Он вышел на французском языке в трех изданиях (в 1919, 1922 и 1934 гг.) и был переиздан на немецком, испанском и венгерском языках.

Важное значение для понимания целей и задач современного олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма имеют также статьи и речи президентов МОК: Эвери Брендеджа (Брендедж, 1991); (Brundage, 1963, 1971); лорда Майкла Килланина (Killanin, 1983); Хуана Антонио Самаранча (Samarantsh, 1979, 1988,1989,1992,1994,1996,2000); Rogge J. (Rogge, 2001, 2004, 2006).

Из научных публикаций, дающих общую характеристику олимпийского движения как социального явления, прежде всего следует отметить работы немецкого философа Г. Ленка, особенно его монографию «Значение, цели, действительность современных Олимпийских игр» (Lenk, 1972), в которой анализируются основные социально-культурные ценности олимпизма и где приведена одна из наиболее полных библиографий по социально-философским и педагогическим проблемам олимпийского движения. Значительный интерес представляют и работы таких зарубежных ученых, как К. Дим «Олимпийская идея» (Diem, 1970), Р. Эспи «Политика Олимпийских игр» (Espy, 1979), П. Грэхем и X. Юберхорст «Современный олимпизм» (Graham, Heberhorst, 1976), Дж. Макэлун «Великий символ» (MacAloon, 2002).

Важное значение для диссертационного исследования имеют работы российских ученых: В.И. Столярова (Столяров, 1989, 1996, 1998, 2000, 2005), А.Г. Егорова (Егоров, 1991, 1994, 1996, 2001), B.C. Родиченко (Родиченко, 1993, 2003, 2004), А.Б. Суника (Суник, 1993, 2001), В.В. Столбова (Столбов, 1994 ), В.У. Агеевца и Г.М. Поликарповой (Агеевец, Поликарпова, 1996), СИ. Гуськова (Гуськов, 1996, 2000), А.Н. Бугреева (Бугреев, 1997), В.Н. Платонова и СИ. Гуськова (Платонов, Гуськов, 1997, 2000, 2004), А.Б. Ратнера (Ратнер, 1998), А.А. Исаева (Исаев, 1998, 2002) и ряда других ученых, которые дали анализ социальной сущности олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма, истории олимпийского движения и Олимпийских игр, обсуждению вопросов толкования важнейших понятий теории (философии) олимпизма.

Содержание этих публикаций изучено и учтено при разработке темы диссертационного исследования.

В связи с педагогической направленностью диссертационного исследования, особое внимание было уделено научным публикациям, в которых анализируются содержание, формы, средства и методы педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (Родиченко B.C., 1993, 2003, 2004; Печерский Н.В., Сучилин А.А., 1997; Контанистов А.Т., 2001; Рагозина Г.А., 2001; Поликарпова Г.М., 2003; Цэрэндорж Г., 1989, 1995, 2000; Баянмунх X., 1994; Уранчимэг О., 1999; Ганбат Д., 2001, 2005; Атанасов Ж., 1977; Andrecs, 1980; Binder, 1993,2000; Landry, 1986, 1988; Muller, 1998).

Особо важное значение в теоретико-методологическом плане при анализе проблем олимпийского образования детей и молодежи для нас имели работы: В.И. Столярова (Столяров, 1989, 1996, 1998, 1999, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005), выполненные под его руководством диссертации (Гутин А.Т., 1984; Самусенков О.И., 1989; Сегал Ю.П., 1989; Баринова И.В., 1994; Ипатов Д.И., 1995; Самусенкова В.И., 1996; Петлеваный Г.Ф., 1997; Прокопчук Ю.А., 1998; Черевач И.В., 1998; Баринов С.Ю., 1999; Ольхова Т.Г., 2000; Козырева О.В., 2002; Аксенов Г.Н., 2003; Поликарпова Г.М., 2003; Попов, 2004; Королев И.В., 2005 и др.); работы B.C. Родиченко (Родиченко, 1994, 1996, 1998, 2005), Н.В. Печерского и А.А. Сучилина (Печерский, Сучилин, 1994-1999), а также учебное пособие «Твой олимпийский учебник» (2001,2005).

Вторая группа публикаций, которая была проанализирована в ходе диссертационного исследования, посвящена проблемам развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в Монголии.

В этом плане следует отметить, что социально-педагогические и историко-культурологические основы развития олимпийского движения в Монголии до сих пор специально и системно не были изучены. Отдельные аспекты этой проблематики были затронуты в работах таких ученых, как О. Нам-нандорж (1951, 1955), ЯЛДэвэл (1951), Б. Ринчин (1956, 1959), Д. Балдандорж (1959), Р.Зориг (1960, 1976, 1984), Н.Тарва (1972), 3. Нямдаваа (1978, 1985),

10 Г.Цэрэндорж (1986, 1995), Г.Лхагвасурэн (1987, 1999), Х.Баянменх (1994), А.Баярмагнай (1994), Б.Пагва (1994), Б.Сарантуяа (1995), Л.Чойбалсан (1997), Б.Балдулмаа (1997), Д.Загдсурэн (1998), Ш.Магван (1999, 2001, 2003, 2005), П.Дагвасурэн (1999), Г.Пурэв-Очир (1999), О.Уранчимэг (1999), Л.Ням (2000), Б.Гансух (2000), Р. Ганбаатар (2001), Л.Алтанцэцэг (2001), Д.Ганбат (2001), Л. Уртнасан (2003), Г. Сухбат (2003, 2005), Д.Халзан (2004), X. Ша-гдар (2004), Г.Батсух (2005), Ч.Солонго (2005), Л. Туяа (2006) и др.

Проведенный в рамках диссертационного исследования анализ указанных выше литературных источников имел для нас двойное значение. Во-первых, на основе данного анализа был уточнен ряд положений, имеющих важное теоретико-методологическое значение в рамках диссертационного исследования. В первую очередь, имеется в виду концепция современного олимпийского движения, изложенная в работах Пьера де Кубертена, а также современные подходы к пониманию целей, задач и основных компонентов олимпийского движения, в том числе олимпийского образования. Во-вторых, анализ позволил уточнить состояние разработки той проблемы, которой посвящено диссертационное исследование, выявить ее недостаточную, фрагментарную разработанность и тем самым подтвердил актуальность ее изучения.

Было выявлено противоречие между назревшей социальной потребностью во всестороннем научном анализе социально-педагогических и истори-ко-культурологических основ развития олимпийского движения в Монголии, с одной стороны, и недостаточно полными и глубокими научными исследования - с другой.

С учетом всех отмеченных выше обстоятельств и была избрана тема диссертационного исследования, а также решены организационные и методологические вопросы его проведения.

Цель исследования - научное осмысление социально-педагогических и историко-культурологических основ развития олимпийского движения в Монголии для его активизации и совершенствования педагогической дея-

тельности в рамках этого движения.

Объект исследования - Международное олимпийское движение.

Предмет исследования - социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии.

Предварительное изучение научной литературы по обсуждаемой проблеме, всесторонний анализ становления и развития олимпийского движения в Монголии позволили сформулировать гипотезу исследования. Выдвинуто предположение о том, что олимпийское движение Монголии получит быстрые темпы развития как структурное подразделение международного олимпийского движения, выработает строгую структуру и стиль работы, обогатится новым содержанием и станет культурным достоянием всего монгольского народа, если в ходе совершенствования работы по его развитию в полной мере будут учтены традиции, национальный компонент, социально-педагогические и историко-культурологические основы.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие основные задачи:

  1. На основе анализа истории Олимпийских игр, идей Кубертена о развитии олимпийского движения и современной трактовки его идеалов и ценностей уточнить основные положения социально-педагогической концепции этого движения, на основе которых проанализировать ситуацию в современном олимпийском движении Монголии.

  2. Изучить этапы становления и развития олимпийского движения в Монголии.

  3. Определить основные факторы, повлиявшие на его становление и развитие.

  4. Показать взаимосвязь олимпийского движения и национальной культуры монгольского народа.

  5. Обсудить проблемы управления в рамках олимпийского движения в Монголии и наметить пути совершенствования форм и методов этого управления.

  1. Разработать и внедрить в практику концепцию олимпийского образования детей и молодежи Монголии, предусматривающую определение содержания, форм и методов этой педагогической деятельности, а также подготовки кадров для ее осуществления.

  2. Разработать рекомендации по улучшению работы НОК и олимпийского движения в стране.

В работе были использованы следующие научные методы исследования:

  1. Изучение и анализ литературных и архивных источников.

  2. Теоретический анализ и обобщение (включая сравнительный анализ).

  3. Системный подход.

  4. Социологический опрос, анкетирование; тестирование.

  5. Педагогическое наблюдение.

  6. Математико-статистический метод.

В соответствии с системным подходом олимпийское движение рассматривается нами как целостная социально-педагогическая система, находящаяся во взаимодействии с культурой, экономикой, здравоохранением и иными отраслями. На предварительной стадии исследования с целью повышения объективности полученных данных были использованы методы социального опроса, беседа и интервью экспертов, в числе которых были специалисты в области теории, управления, истории и социологии физической культуры и спорта.

Методологическую основу исследования составили вышеуказанные работы отечественных и зарубежных авторов. Для получения эмпирических данных были изучены архивные документы. Изучены материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Монголии, в архиве Национального олимпийского комитета Монголии, Центральной научной библиотеки (ЦНБ) РФ, в библиотеках Российского государственного университета физической культуры и спорта (Москва), Бурятского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры и спорта им П.Ф.Лесгафта, Сибирского государственного университета фи-

13 зической культуры и спорта (Омск), Красноярского государственного педагогического университета им. И.Астафьева, Тувинского государственного университета (Кызыл) и др.

Основные этапы и организация исследования. Исследование проводилось с 1996 по 2006 гг. и включало четыре основных этапа:

Первый этап - констатирующий (1996-1998 гг.): выявление социальной проблемы, которая требует решения, анализ литературных источников, состояния разработки проблемы, концептуальных подходов к ее решению. Были определены цель, объект, предмет исследования; сформулированы задачи и гипотеза, уточнен понятийный аппарат.

Второй этап - теоретический (1999-2000): исследование исторического развития международного олимпийского движения, проведение социологического анализа в высших и средних учебных заведениях. Опубликование книг и переводы с иностранных языков брошюр.

Третий этап - продолжение исследования теоретической основы (2001-2002): участие в международных научно-практических конференциях с докладами, опубликование энциклопедии, продолжение научного иследования, наблюдение.

Четвертый этап - завершающий (2003-2006) - итоговой анализ, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, а также оформление диссертационного исследования.

При разработке и внедрении в практику системы олимпийского образования к исследованию были привлечены учащиеся общеобразовательных школ г. Улаанбаатара, студенты Монгольского государственного университета образования, Института физической культуры Монголии, а также дети, отдыхающие в летнем спортивном лагере «Нарлаг». Был установлен уровень их знаний по олимпийскому образованию, разработана программа олимпийского образования. Всего в исследовании по проблемам олимпийского образования было охвачено 1160 детей, подростков и студенческой молодежи.

14 Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

впервые на объемном фактическом материале предпринята попытка всестороннего научного рассмотрения олимпийского движения Монголии, дан комплексный анализ этому процессу и сделана классификация этапов развития олимпийского движения Монголии;

впервые разработана концепция развития олимпийского движения Монголии и программа олимпийского образования для дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, ссузов и вузов.

разработана учебная программа подготовки преподавателей по олимпийскому образованию в Институте физической культуры Монголии;

показана специфика подготовки специалистов по олимпийскому образованию, её возможные формы реализации;

впервые определены типологические характеристики педагога по олимпийскому образованию.

Теоретическое и практическое значения работы. Полученные результаты исследования позволяют дополнить социально-педагогическую основу развития олимпийского движения Монголии положениями, выводами и рекомендациями. Они позволяют конкретно определить общие и специфические особенности содержания обучения на всех ступенях олимпийского образования. Дают объяснение закономерностей подготовки специалистов по олимпийскому образованию в условиях учебных заведений, в том числе педагогических и физической культуры и спорта.

В целом они будут способствовать реформированию монгольской системы образования в направлении её дальнейшей интернационализации, гуманизации и научной рационализации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Олимпийское движение Монголии как часть международного
олимпийского движения.

2. Социально-педагогические основы олимпийского движения в Респуб
лике Монголия.

  1. Олимпийское движение Монголии как часть культуры монгольского народа.

  2. Концепция олимпийского образования, программа олимпийского образования и их практическая реализация в образовательных учреждениях Монголии.

  3. Совершенствование методов управления в рамках олимпийского движения Монголии на основе международного опыта работы.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложений. Общий объем диссертации 350 страниц компьютерного текста. Список использованных источников содержит 399 наименований, в том числе зарубежных источников - 299. Текст иллюстрирован 20 таблицами, 21 рисунком.

Апробация работы. В связи с исследованием было выпущено более 30 материалов на тему олимпийского движения в зарубежных и отечественных публикациях, по истории олимпийского движения было издано 9 книг, «Олимпийская энциклопедия», методические рекомендации по олимпийскому образованию объемом 65 печатных листов.

Основные положения результатов работы обсуждались на следующих международных и отечественных научно-практических конференциях:

  1. 29-я Генеральная ассамблея АНОК, «Современное олимпийское движение и НОК», г. Канкун (Мексика), 1996 г.

  2. Международный конгресс «Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии и перспективы», г. Москва, 1998 г.

  3. 30-я Генеральная ассамблея АНОК, «Спорт для всех», г.Севилья (Испания), 1998 г.

  4. Всемирные юношеские игры под патронажем МОК. Международный научный форум «Молодёжь-Наука-Олимпизм» под патронажем Всемирного совета физического воспитания и спортивной науки, г. Москва, 1998 г.

  5. Международная научно-практическая конференция «Монгольский

спорт и перспективы», посвященная 80-летней годовщине становления и развития физкультуры и спорта в Монголии, г.Улаанбаатар, 2001 г.

  1. Научно-практическая конференция «Спорт-олимпизм-наука» под патронажем НОК Монголии, г.Улаанбаатар, 2001,2003 гг.

  2. VII Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех», Москва, РГУФК, 24-27 мая 2003 г.

  3. III Международная научно-практическая конференция «Современный олимпийский и массовый спорт в контексте «Восток-Запад», посвященная 45-летию факультета физической культуры Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ, 2005 г.

Олимпийские движение: принципы, традиции, правила

Олимпийское движение, признанное социальным феноменом человечества, приобрело такой статус благодаря соблюдению установленных принципов и правил.

Олимпийская Хартия, подготовленная великим гуманистом современности французским бароном Пьером де Кубертеном, определила законы развития олимпийского движения, её сущность, традиции и направления дальнейшего развития. С тех далеких времен, когда над Хартией работал сам Кубер-тен, она, конечно, менялась в каких-то своих частях. И это естественно: ведь менялось время, менялось само человечество, менялось, обретая силу, становилось все интересней и олимпийское движение.

Основы ныне действующей редакции Хартии были приняты в 1991 году, хотя Международный Олимпийский Комитет периодический вносит в нее изменения и дополнения.

1 сентября 2004 года вступила в действие очередная версия Олимпийской Хартии, основное содержание которой открывается краткой преамбулой: идея современного олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по инициативе которого в июне 1894 года в Париже был проведен Международный атлетический конгресс. Международный олимпийский комитет (МОК) самоучредился 23 июня 1894 года. Первые Олимпийские игры (Игры Олимпиады) современности были проведены в Афинах (Греция) в 1896 году. В 1914 году на парижском Конгрессе был принят олимпийский флаг, предложенный Пьером де Кубертеном. Он включает пять переплетенных колец, которые символизируют союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Первые зимние Олимпийские игры были проведены в г.Шамони (Франция) в 1924 году.

Первый раздел Хартии посвящен основным принципам олимпийского движения, его организации, его участникам и их взаимодействию. В этом же разделе говорится об олимпийской символике: девизе, эмблеме, флаге, олимпийском огне.

Во втором разделе Хартии определяются принципы формирования Международного Олимпийского Комитета, права и обязанности, порядок его работы.

Третий раздел регулирует взаимодействие МОК с международными спортивными федерациями, высшими международными организациями, управляющих развитием видов спорта.

Четвертый раздел посвящен национальным олимпийским комитетам, ведущим работу по развитию олимпийского движения в своих странах.

Пятый раздел - о самих Олимпийских играх: правилах допуска спортсменов к ним, программе Игр и порядке их проведения.

Содержание олимпизма кратко излагается в основополагающих принципах олимпизма, которые следует за преамбулой Олимпийской Хартии. Для всего цивилизованного мира эти принципы стали аккумулированной сущностью олимпийской идеи и заключаются в следующем: 1. Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Соединяя спорт с культурой и образованием, олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, воспитательной роли хорошего примера и уважении всеобщих основных фундаментальных этических принципов. 2. Цель олимпизма - поставить спорт на службу гармоничному развитию человека, способствуя созданию миролюбивого общества, заботящегося о соблюдении человеческого достоинства. 3. Олимпийское движение - это согласованные, организованные, всеобщие и постоянные действия, осуществляемые под верховной властью МОК всеми людьми и организациями, которых вдохновляют ценности олимпизма. Оно охватывает пять континентов. Оно достигает своей кульминации объединением спортсменов мира на величайшем спортивном празднике - Олимпийских играх. Его символ - пять переплетенных колец. 4. Занятия спортом являются одним из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом без дискриминации любого рода и в олимпийском духе, основанном на взаимопонимании, дружбе, солидарности и честной игре. Организация, руководство и управление спортом должны осуществляться независимыми спортивными организациями. 5. Любая форма дискриминации в отношении страны или личности по признаку расы, религии, политики, пола или по какому-либо другому признаку несовместима с принадлежностью к олимпийскому движению. 6. Принадлежность к олимпийскому движению требует согласия с Олимпийской Хартией и признания Международного Олимпийского Коми тета. Сотни ученых на протяжении многих десятилетий пытаются кратко сформулировать сущность олимпизма. Однако точнее им сказано в Хартии придумать не смогли. Цель олимпизма заключается в том, чтобы гармонично объединить в одной личности достоинства тела, могучую волю и просветленный разум. Цель олимпийского движения - сделать так, чтобы спорт служил именно такому - гармоничному - развитию человека. А всеобщая гармония поможет создать действительно благородное, мирное и процветающее общество. Кроме всего прочего Хартия дает точное объяснение разным понятиям и терминам, связанным с олимпизмом. Вот, например, что означает слово «олимпиада»? Иногда Олимпиадами ошибочно называют Олимпийские игры - зимняя Олимпиада в Лейк-Плэсиде, летняя Олимпиада в Барселоне. Но, строго говоря, это неправильно! Олимпиадами греки называли четырехлетие между Играми, это было как бы еще одно летоисчисление. В современной истории спорта тоже ведут счет на Олимпиады, в первый год которых проходят Игры Олимпиад (вы уже знаете, что иногда их неверно называют «летними»).

Олимпиада имеет свой номер начиная с 1896 года. Каждые 4 года номер Олимпиады вырастает на единицу. Но Игр в Олимпиаду может и не быть: так случилось в 1916 году, когда из-за Первой мировой войны не состоялись Игры VI Олимпиады; так было и в 1940 и 1944 годах, когда не были проведены Игры XII и XIII Олимпиад (Вторая мировая война).

Поэтому, чтобы быть точным, следует говорить так: Игры такой-то Олимпиады. Не будет ошибкой сказать: Игры такого-то года, либо, например, Московские Олимпийские игры. Например, нельзя говорить: XXII Олимпийские игры в Москве. Нет, это - Игры XXII Олимпиады. А Олимпийские зимние игры имеют непрерывную нумерацию и «собственный» порядковый номер.

Основные факторы, повлиявшие на становление и развитие олимпийского движения в Монголии

В современную эпоху олимпизм как идеология и как международное движение получил мощное развитие, вошел в культуру почти всех стран и народов и стал неотъемлемой частью их ценностей.

Монголия - страна с небольшим населением, однако причисляется к древним государством, имеющим уникальную историю. Во все века спорт и народные игры являлись неотьемлемой частью национальной культуры (Бал-дандорж Д., 1976, Баярмагнай Н., 1997).

В жизни древних монголов большое место занимали военно-физические упражнения, спортивные единоборства, национальные игры, спортивно-культурные праздники. Древняя Монголия, где с давних времен занимались охотой, борьбой, скачками, стрельбой из лука, единоборствами, наряду с ведущими странами древнего мира занимала одно из первых мест по организации спортивных состязаний (Намнандорж О., 1957; Гумилев Л.Н., 1960;ДоржД., 1964).

Большое влияние природно-климатических, бытовых особенностей сказалось на становлении национального спорта в Монголии и ее традиции (Зорит Р., 1984; Баасандорж А., 2000).

Место проживания монголов - Хэнтэй-Хангай-Саяно-Алтайское нагорье занимает большую часть Монголии. Здесь резкоконтинентальный климат (летом температура бывает +40 С, а зимой -45 С, дневная и ночная температура с большим перепадом, разница составляет 10-18 градусов. Проживание в таких суровых климатических условиях способствовало выработке самобытной и эффективной физической культуры в виде народных игр, видов спорта, состязаний и средств закаливания. Более того, монголы на жизненной практике определили воспитательное, оздоровительное и прикладное значение народной физической культуры. Она воздействовала на человека комплексно, как средство обучающе-воспитательного, физического и психического значения, удовлетворяя их жизнь в экстремальных условиях. Физическая культура монголов развивала жизненно важные двигательные умения, при этом формировала психологию, характер, нравственные принципы, эстетические качества, стала как бы самостоятельной системой (Жигмэддорж Б., 1964,1976; ЗоригР., 1976, 1980).

За исторический длинный период монголы сформировали традиции физических упражнений и культуру, различных национальных игр (Сарантуяа Б., 1995). Повседневная хозяйственно-бытовая деятельность требовала от человека хорошего здоровья, развитых двигательных умений и определенных физических качеств, без которых невозможно эффективно выполнять работу скотовода, охотника. Средства физической культуры способствовали приобретению и развитию этих компонентов полноценного человека (Пэрлээ X., 1957, Сэр-Оджав Н., 1958).

Физическое воспитание в Монголии начинается с раннего детства в семье. Система средств и способов физического воспитания меняется в зависимости от образа жизни, возраста ребенка (Багабанди Н., 2001, 2002; Энхбаяр Н., 2004, 2005).

Монголы занимались физической культурой в любое время года, преимущественно на открытом воздухе. По своему содержанию и целям она в значительной мере отражает наиболее типичные производственно-бытовые действия. Ее содержание было понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребенок быстрее и лучше осваивал окружающую действительность, усваивал основную деятельность родителей, что помогало ему духовно, физически и психически развиваться (Борд Б., 1976; Улзийсай-хан Д.,2005).

Монголам исконно был присущ кочевой скотоводческий образ жизни с проживанием в юртах. Он наложил существенный отпечаток на становление национального спорта, этнопедагогику и ее составную часть - физическую культуру. Она направлена на развитие трудовых навыков, силы, выносливости, быстроты, двигательных умений, координации движений, закаливание организма и т.д. (Цэрэндорж Г., 1999).

Физические упражнения, национальные виды спорта неотъемлемо связаны с деятельностью и жизнью народа, с их трудовыми действиями, с климатическими условиями, географическим положением Монголии, и позже они стали осуществлять роль основного предмета физического воспитания в удовлетворении жизненных потребностей (Баянмунх X., 1994; Лхагвасурен Г, 1999).

Исторические материалы доказывают, что в древности монголы, занимаясь физическими упражнениями и разными играми, развивали свои физические качества. С давних времен монгольские и иностранные исследователи и путешественники отмечали в своих трудах, что стрельба из лука, скачки, борьба были главными национальными видами спорта программы народного праздника Монголии - Наадама (Марко Поло, 1873; Рубрук В., 1911; Магсаржав Хурц, 1960; Алтан-Очир X., 1986 и др.).

История общественного развития любой страны, описанная современниками, является истинным богатством данного народа. Со времени становления нации кочевой образ жизни монголов оказал самое серьезное влияние на становление физической культуры, национального спорта, на подходы к воспитанию тела, удивительно подходящей к жизни и быту монголов (борьба, конные скачки, стрельба из лука) (Майский И.М., 1969; Ринчин Б., 1958; Нямбуу X., 1986, 1997; Санданов Б.Д., 1993 ).

С 9000 лет до н.э. в Азии уже приручали диких животных, в том числе лошадей, коров и других животных. Это неотъемлемо связано с историей становления физических упражнений монголов. В древних источниках отмечалось, что монголы совершенствовали физические упражнения в различных аймаках через военные упражнения и бытовую деятельность. Российский исследователь Бичурин отмечал, что хунны верхом на коне на полном скаку метко стреляли в цель (Позднеев A.M., 1898, Вяткина К.В., 1960, Банчиков Г.Г.,1964, Сэр-Оджав Н., 1958, Пэрлээ X., 1960).

История повествует о хуннах, проживавших и процветающих с 300 по 209 гг.до н.э. Они уже тогда использовали физические упражнения и различные игры в подготовке воинов.

Монголы с детства, как только начинают ходить, учатся ездить на коне и стрелять из лука в цель. Со временем это становится подготовкой к военной службе и бытовому труду.

На огромном пространстве территории Монголии часто встречаются археологические находки и наскальные рисунки, доказывающие, что охота являлась главной жизненной потребностью древних монголов. Во время охоты такие действия, как бег, прыжки, ползаниеь, лазание, кидание камней, борьба с животными, стрельба из лука, являлись основой для развития физических способностей монгольских юношей. На многих наскальных рисунках можно увидеть эти эпизоды (Рис. 10. Пешие охотники с луком).

Одной из особенностей стрельбы из лука монголов было попадание в цель во время езды на коне. Этот особый способ обучения наследовался из поколения в поколения. Об этом «способе гуннов» упоминал венгерский ученый Л.Кун (1963).

Большим мастером в метании аркана может стать только тот, кто постоянно тренируется, совершенствует свое умение. Метание аркана требует высокой координации движений, быстроты реакции, гибкости, специального технического навыка. Кроме того, данное действие является очень эмоциональным по своему характеру.

Физическая культура и спорт как элемент национальной культуры монгольского народа

Ключевым понятием данного раздела является понятие «культура». Чтобы понять сущность национальной культуры, ее структуру и социальную функцию, содержание и форму, закономерность ее первоначального возникновения, становления и развития, надо отчетливо представить, что такое культура вообще. Термин «культура» (от латыни culture - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком (Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка). В современной культуре существует много самых разных определений культуры, иногда противоположных по своему смыслу и содержанию. Американские ученые А.Кребер К.Клакхон нашли 257 определений понятия «культуры» (Баллер Э.А., Косолапов СМ., 1964, С.4), а сегодня их стало намного больше. Такое многообразие определений культуры говорит о сложности проблемы, о повышенном интересе к ней со стороны представителей различных народов и областей знания. Понять культуру какого-нибудь народа - это в известном смысле понять сам народ, его традиции и идеалы, его заботы и надежды, его представления об окружающем мире и мечты о будущем. Культура - живое и наглядное свидетельство общественного развития народа, его духовного совершенства (Межуев В.М., 1968). Общие вопросы культуры были рассмотрены во многих фундаментальных исследованиях (Визитей Н.Н., 1990; Егоров А.Г., 1996; Зеленов Л.А., Дахин А.В., 1993 и др.). Эти авторы, рассматривая проблемы понятия «культура», вносили новое, приводили в движение устоявшиеся мнения в соответствии со своими исследовательскими задачами. Тем не менее все они представляют по сути один взгляд на культуру как на преобразованное, созданное, творчество человека. Культура сформирована общественным, историческим развитием, ее иногда называют «вторая природа» (Лекарская М.Л., 1980).

Актуальной проблемой теории культуры в настоящее время являются вопросы национальной культуры. Данные археологии и письменные источники свидетельствуют, что в XIII в. представления монголов об окружающем мире получили заметное развитие в связи с крупными изменениями в социально-экономической жизни и культуре монгольского общества. Именно с этого времени мы можем конкретно говорить о естественнонаучных представлениях монгольского народа, составлявших до последнего времени один из важных компонентов его национальной культуры. Эти представления превращались в определенные знания и практическое руководство во многих областях трудовой деятельности древних монголов.

В мире нет ни одного народа, который не имеет более или менее распространенной (развитой) системы физического воспитания, закрепляющей и передающей новым поколениям ее опыт, знания и достижения. Каждая социальная общность, сохраняя свою специфику в традиционной физической культуре, вместе с тем развивает в ней такие черты, которые носят общечеловеческий характер. Это и понятно, поскольку традиционная физическая культура, будучи отражением объективных условий бытия, синтезирует не только единичные аспекты существования, но и особенные и общие моменты. Соотношение этих сторон в традиционной культуре, в том числе физической, естественно, не представляется инвариантным, модифицируется от эпохи к эпохе, от одной национальной общности к другой.

Рассмотрение физической культуры народов Европы, Азии и особенно Монголии, ее функционирования в национальной культуре, а также неизменная причастность к динамике культурно-исторического развития, позволяют говорить о ее этнопедагогических проблемах, о ней как об универсалии культуры. Специфика ее проявления выражает особенности различных этапов в существовании культуры (Ооржак Х.Д., 1999).

Традиционная физическая культура монголов как составная часть их культуры зародилась в глубокой древности. Она отражает идеалы, думы, чаяния и религии народа, занята воспитанием и обучением детей и подростков.

Изучение теоретических и практических проблем физической культуры народов Европы, Азии и особенно Монголии направлено на удовлетворение общественной потребности в познании роли традиционной физкультуры в педагогическом процессе на современном этапе развития Монголии.

Если Азия - материк одной из древнейших культур человечества, то земля монгольская буквально начинена памятниками этой древней культуры. Стоянки палеонита, неолита, орудия медного, бронзового и железного веков, сотни тысяч курганов, древние городища, укрепления, валы, башни, остатки средневековых городов и поселений полностью опровергают мнение некоторых западных историков о том, что Монголия испокон веков была страной номадов, не имевшей оседлых населенных мест и культуры.

Источником национальной культуры, особенно национальной физической культуры, являются двигательные, тематические игры детей. Древние монголы любили и поощряли детские игры. Особой популярностью пользовались у них подвижные и спортивно-военные игры, развивающие ловкость, динамичность, выносливость (Магсаржав С, 2003).

Игра старше культуры. Этологи и игрологи видят в играх разрядку энергии, тренировку (Спенсер Ч., Лацарус М., 2004).

С появлением возрастного и полового разделения труда в силу потребности в специальной подготовке будущего охотника, скотовода возникают игрушки и игры-упражнения. Игрушки - это уменьшенные копии орудий труда, охоты (копья, ножи, луки и др.). Игры-упражнения носили подражательный характер основным занятиям взрослых. Детская игра и есть деятельность.

Роль государства в спортивном и олимпийском движении Монголии

Поскольку мы живем в обществе, построенном на государственной основе, роль государства в развитии спорта и олимпийского движения огромна. В спортивной практике часто проявляются противоречивые тенденции. С одной стороны, мы обращаемся к государству с тем, чтобы оно непосредственно приняло участие в руководстве спортом, взяло на себя определенную ответственность по его развитию, особенно по финансированию. С другой - мы хотим оградить олимпийское движение от государства, от его бюрократического аппарата и методов руководства. Таким образом, актуальность проблемы заключается в поиске таких организованных форм взаимодействия государства и олимпийского движения, которые соответствовали бы требованиям Олимпийской Хартии и способствовали бы совершенствованию управленческой практики.

В данном параграфе поставлена цель - разработать концептуальную модель взаимосвязи и взаимодействия государства и олимпийского движения на теоретико-методической, функционально-структурной и нормативно-правовой основе. Первоначальный этап исследования включал анализ комплекса вопросов, связанных с поиском «точек соприкосновения» государства и олимпийского движения. Повышение роли и ответственности государства за развитие спорта обусловлены несколькими объективными факторами.

1. Развитие спорта - социально необходимая функция. Потребность в физическом воспитании граждан и развитии спорта высших достижений проявляется в масштабе всего общества, а потому необходимо законодательное регулирование. Спортивные отношения отличаются от других видов общественных отношений относительной обособленностью и самостоятельностью, в этом качестве предметом правового регулирования выступает критерий в формирования отрасли законодательства и управления.

2. Социальная значимость спорта в современном обществе определяется его возрастающей ролью в осуществлении внутренних и внешних функций государства. Действительно, какие бы социальные функции спорта мы ни рассматривали, обнаруживается их непременная связь с определенными функциями государства (экономическая, культурно-воспитательная, социальное развитие и т.д.). Это помогает решить проблему формирования аппарата управления, предоставляет необходимое разделение управленческого труда, обусловливает целый комплекс организационных отношений, возникающих в процессе осуществления органами управления межведомственных функций и полномочий специального характера. Данная предпосылка свидетельствует о степени заинтересованности государства в развитии спорта, отражает внутреннюю, функциональную связь государства и спорта. Внешним проявлением этой связи является состояние действующего законодательства о спорте. Закрепляя в законодательстве наиболее важные социальные функции спорта, государство таким образом придает им обязательное, юридическое значение, обеспечивает их реальное воплощение в жизнь, как это было сделано в Законе «Об образовании» (Монголия).

Сказанное подводит нас к основной проблеме определения специфики и соотношения форм взаимосвязи государства и олимпийского движения. Здесь функциональный подход следует дополнить отраслевым. В теории управления и государственной практики в основу построения системы управления положено отраслевое начало. Материальной основой отраслевой специализации управленческого механизма является специализация производства и иных сфер общественной жизни. Это предопределяет в конечном счете организационно-правовое оформление соответствующих отраслей. С данных позиций физическая культура и спорт есть самостоятельная отрасль социально-культурного строительства с ее материально-технической базой (спортивные сооружения и т.п.), профессиональным составом кадров (тренеры-преподаватели), «технологическим» процессом (формы и методы учебно-тренировочной работы со спортсменами), организацией научно-исследовательской работы, финансированием и т.д. Развитие этой отрасли выступает в качестве одного из конкретных, относительно обособленных направлений органического компонента деятельности государства в рамках его основных функций и служит объективной основой для формирования отрасли государственного управления.

В системе управления спортом государственное управление есть реальность, с которой следует считаться. Функционирование системы государственного управления спортом оказывает непосредственное влияние на развитие олимпийского движения. Здесь, очевидно, следует вести речь о совершенствовании организационных форм участия государства в развитии олимпийского движения, ибо ключевым звеном в системе управления олимпийским движением является Национальный олимпийский комитет страны. Согласно Олимпийской Хартии, только НОК обладает исключительным правом обеспечивать представительство своих стран на Олимпийских играх, а также на других мероприятиях, проходящих под эгидой МОК. Такого права государству не дано (хотя государство является официальным представителем общества). Поэтому настоятельной необходимостью является децентрализация функций управления в области спорта. В частности, можно передать в ведение НОК функции и полномочия, связанные с развитием спорта высших достижений, в том числе профессионального (коммерческого) спорта. Государственное руководство физической культурой и спортом мы связываем с решением стратегических вопросов развития отрасли в условиях экономической реформы и рыночных отношений, осуществлением ресурсных функций (развитие спортивной промышленности, кадровое, научное и финансовое обеспечение спорта и др.).

Управленческие отношения между государством (в лице его органов) и НОК следует характеризовать как отношения сотрудничества равноправных сторон. Данный тип отношений основывается на принципах автономии и независимости НОК. Согласно Олимпийской хартии (ст. 24 «в»), НОК должен сохранять свою автономию и противостоять любому давлению - политическому, религиозному или экономическому. Для достижения этих целей НОК может сотрудничать с правительственными и иными организациями.

Похожие диссертации на Социально-педагогические основы развития олимпийского движения в Монголии