Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклор и народная христианская культура в цикле повестей А.М. Ремизова "Лимонарь, сиречь: Луг Духовный" Привалов, Иван Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Привалов, Иван Владимирович. Фольклор и народная христианская культура в цикле повестей А.М. Ремизова "Лимонарь, сиречь: Луг Духовный" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Привалов Иван Владимирович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2012.- 234 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/824

Введение к работе

В русской литературе рубежа XIX-ХХ вв. творчество Алексея Михайловича Ремизова (1877-1957) занимает важное место. Ремизов, не примкнувший ни к одному из течений зарождающегося русского модернизма, стал одним из самобытных и наиболее оригинальных писателей Серебряного века. Хотя в ранние годы Ремизов испытал влияние идей символизма, в частности А. Белого, более важным для его формирования как писателя был пробудившийся с ранних лет интерес к древнерусскому культурному наследию, к устным и письменным памятникам народной культуры. Значительную часть произведений, особенно ранних («Посолонь» (1907), «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» (1907), «Николины притчи» (1917) и др.) Ремизов создает на основе фольклорных образов и сюжетов. Влияние фольклора на литературу является одной из наиболее важных проблем литературоведения и фольклористики ХХ в. (что во многом обусловлено творчеством поэтов и писателей Серебряного века), изучению этого явления посвящено огромное количество исследований и теоретических работ. Анализу влияния народного творчества на одно из первых изданных произведений писателя, цикл «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный», а также его связей с народной христианской культурой посвящена данная работа.

Проблема творческого осмысления Ремизовым библейского фольклора является на данный момент малоразработанной. Только в последнее десятилетие прошлого века появляются первые исследования, посвященные данному вопросу – среди них работы М.В. Козьменко, А.М. Грачевой. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Г.Ю. Завгородней, С.Н. Доценко и др.

Вопрос о христианских мотивах в творчестве Ремизова и в частности вопрос о фольклоре и народной христианской культуре в цикле повестей «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» до сих пор освещен недостаточно, хотя данное произведение занимает важное место в творчестве писателя. Именно с выходом в свет этого цикла Ремизов приобретает известность, о нем говорят как о серьезном и самобытном писателе. Конечно, «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» стал произведением «скандальным», из-за которого Ремизов получил множество нареканий и отрицательных отзывов от друзей и знакомых. Но и этот факт нельзя рассматривать как чисто негативный для творческого процесса писателя: во-первых, скандальность произведения и разгоревшиеся вокруг него в литературных кругах споры способствовали росту известности Ремизова; а во-вторых, критические отзывы позволили Ремизову совершенствоваться и развиваться как писателю, не останавливаясь на достигнутом. Возможно, критика повлияла не только на формирование стиля писателя, но и на его видение мира. В частности, некоторые повести цикла, первоначально имевшие негативную окраску и пессимистический финал, получили в окончательной редакции светлое звучание.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью особой роли фольклора и народной христианской культуры в цикле «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный». Потребовалось рассмотреть их роль в формировании специфически авторской проблематики, религиозно-философской направленности, а также стилистических особенностей малой прозы Ремизова, актуальных на протяжении практически всего творческого пути писателя.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые цикл анализируется как одно из важнейших произведений раннего этапа творчества Ремизова, самобытность которого связана с актуализированным обращением писателя к фольклорной интерпретации библейских сюжетов, на основе которых и создается цикл. Помимо этого, данное диссертационное исследование является первым объемным трудом о творчестве Ремизова, посвященным исключительно циклу «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный». Это дает возможность более подробно и тщательно исследовать художественные особенности произведения, связанные с активным использованием писателем фольклоризированных библейских сюжетов, апокрифических текстов и преданий, подвергшихся народной обработке. В работе впервые исследуется вопрос о циклообразующей функции фольклора и народной христианской культуры. Важное место в диссертации занимает решение вопроса о религиозно-философской направленности конкретно данного цикла, обусловленной духовными исканиями Ремизова (фольклорные произведения, «народное православие», каноническое христианство, богомильство), в то время как обычно в ремизоведении встречаются лишь отдельные упоминания о связи произведений с религиозными исканиями писателя.

Материалом исследования послужили ранние сочинения Ремизова (1902-1908 гг.), книги Священного Писания, сборник «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха, исследования и научные собрания русской фольклористики: А.Н. Афанасьева, А.Н. Веселовского, П.В. Киреевского, В.А. Сахарова и др., а также собрания фольклорных текстов XIX-XXI вв., апокрифы и апокрифические сказания и произведения современников писателя.

В работе применяются следующие методы исследования и подходы: 1) сравнительно-текстологический метод; 2) комплексный метод, сочетающий подходы фольклористики, литературоведения и религиоведения; 3) при анализе текстов Ремизова применяется герменевтический подход.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды В.П. Аникина, А.Н. Веселовского, Б.Н. Путилова и др. (теория фольклора); И.Ф. Амроян, В.Л. Кляуса, Е.Е. Левкиевской, А.Л. Топоркова, К.В. Чистова и др. (поэтика фольклора); Б.В. Томашевского, И.Б. Роднянской, В.Е. Хализева и др. (теория литературы).

Предмет диссертационного исследования – художественная функция фольклора и народной христианской культуры в цикле Ремизова «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный».

Объектом изучения является цикл повестей Ремизова «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» в редакции 1907 г., вышедшей в издательстве «Оры». В ремизоведении этот вариант цикла стал уже «классическим»; в этой редакции цикл вошел и в десятитомное собрание сочинений писателя, и в другие издания.

Целью диссертационного исследования является рассмотрение художественной функции фольклора и народной христианской культуры в цикле Ремизова «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный». Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

1) раскрыть значение «Синайского патерика» Иоанна Мосха в художественной системе «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного» Ремизова;

2) выявить круг библейских, апокрифических и фольклорных источников, использованных писателем в процессе создания цикла;

3) определить религиозно-философский базис цикла;

4) выделить и проанализировать основные сквозные мотивы и образы цикла;

5) раскрыть циклообразующую функцию фольклора и народной христианской культуры в «Лимонаре, сиречь: Луге Духовном»;

6) исследовать влияние элементов фольклорной поэтики на авторский стиль цикла.

Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в различных курсах по истории русского фольклора и влиянию народного творчества на русскую литературу; в курсах по истории русской литературы ХХ в., в семинарах и специальных курсах, посвященных творчеству Ремизова, при научном издании и комментировании текстов писателя.

Апробация исследования. Основные положения и материалы диссертации нашли отражение в докладах на научных конференциях. Результаты работы были представлены на XI научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2010), а также на научных конференциях Всероссийского студенческого фестиваля «Учитель русской словесности» (Москва, 2006, 2007, 2010).

По результатам исследования опубликовано 7 работ общим объемом 2,04 усл. п. л., три из которых представлены в реферируемых изданиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сборник «Луг духовный» («Синайский патерик») блаженного Иоанна Мосха является важнейшим идейно-художественным источником «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного».

2. Наряду с библейским текстом, «Синайским патериком» и исследованием А.Н. Веселовского «Разыскания в области русских духовных стихов» при создании цикла Ремизов использовал широкий круг источников различного характера: опубликованные фольклорные тексты, собственные познания в области народной поэзии, труды фольклористов XIX в., церковную литературу, памятники древнерусской литературы, художественно-графические произведения (иконы, картины) и т.д.

3. Идейно-художественное своеобразие «Лимонаря, сиречь: Луга Духовного» непосредственно связано с религиозными поисками Ремизова. Ремизовский духовный мир, в котором сочетаются каноническое христианство, дуалистические взгляды, народные верования (мифология, язычество, «бытовое Православие»), наиболее ярко отображен в изучаемом нами произведении.

4. В «Лимонаре, сиречь: Луге Духовном» Ремизов творчески использует ряд сквозных тем и мотивов, восходящих к фольклорным сюжетам: противостояние Богородицы (Царство Божие) и сатаны (ад), тема Апокалипсиса, мотив природы, в том числе тема грозы грозовых явлений.

5. В «Лимонаре, сиречь: Луге Духовном» присутствуют элементы фольклорной поэтики, проходящие через все повести. Особенно значимыми являются жанр заговора и художественный прием повтора.

6. Наличие сквозных фольклорных мотивов и образов, а также заимствованных из народной поэзии поэтических элементов, которые творчески используются писателем на протяжении всего произведения, указывает на то, что главной художественной функцией фольклора и народной христианской культуры в произведении является циклообразующая.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (всего 327 наименований) и приложения, в котором представлены произведения изобразительного искусства с духовно-библейской тематикой, упоминаемые в исследовании.

Похожие диссертации на Фольклор и народная христианская культура в цикле повестей А.М. Ремизова "Лимонарь, сиречь: Луг Духовный"