Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Федотова Линда Владиславовна

Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков
<
Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федотова Линда Владиславовна. Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.09 / Федотова Линда Владиславовна; [Место защиты: ГОУВПО "Адыгейский государственный университет"]. - Майкоп, 2008. - 369 с.

Содержание к диссертации

Введение

Фольклор как эстетическая категория в духовно- философских исканиях европейского романтизма XVIII-XIX вв. 22

1.1. Фольклорные истоки творчества английских поэтов-романтиков 51

1.2. Фольклоризм как исторически развивающаяся категория европейского романтизма 80

Романтизм как литературное течение: особенности романтизма как художественного метода и мировоззрения европейских поэтов-романтиков

2.1. Принципы отбора и использования фольклора в профессиональном искусстве 94

2.2. Связь метода и мировоззрения различных поэтов с историческими тенденциями века 99

2.3. Использование фольклора как формообразующего материала 104

2.4. Фольклорные и литературные истоки формирования жанровых, стилевых особенностей поэтики 112

Художественное своеобразие творчества поэтов-лейкистов

3.1. Художественное своеобразие творчества Сэмюеля Колриджа и характер освоения им эстетики фольклора

3.2. Художественное своеобразие творчества Уильяма Вордсворта и фольклор

3.3. Художественное своеобразие творчества Роберта Саути и фольклор

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение к работе

Эпоха романтизма — один из интереснейших и самых насыщенных периодов духовно-эстетического развития человечества. Французская революция, грозные походы Наполеона, перекраивавшие карту Европы, ломка старого уклада жизни и вековых человеческих отношений - таково было то время, которое застали первые романтики. При этом ускорение темпа жизни закономерно повлекло за собой калейдоскопическую смену литературных течений, взглядов, философских систем. Возникает волна новых направлений и методов, экспериментальных попыток синтеза различных областей искусства.

К XVIII в. поэзия не только гипотетически, но и реально имеет все необходимые художественные средства для воплощения предромантической концепции мира, человека и искусства (особенно достижения поэтов барокко). Последующий взлет романтической поэзии, ставшей едва ли не вершиной, окрасившей особым поэтическим оттенком весь романтизм вне зависимости от жанров, родов, и даже от видов искусства, подтверждает правильность гипотетического предположения об особо благоприятной ситуации для развития романтических тенденций именно в поэзии.

Этот теоретический аспект, раскрывающий различные потенциальные возможности родов литературы, координируется с историческим аспектом.

Романтизм как господствующее направление постепенно утверждается в английском искусстве в 1790 - 1800-х годах. Это был интенсивный период, ознаменовавшийся целым рядом катаклизмов: Французской революцией, чередой войн, сменой общественных формаций, религиозными распрями. Рубеж веков, переломные моменты развития цивилизации, ставящие человека в пограничные условия существования, меняющие менталитет общества, вызвали повышенный интерес историков, обществоведов, психологов, социологов, критиков, философов, культуроведов и т.д. Революционные события во Франции потрясли весь мир. А в Англии свершилась другая, бесшумная, но

4 не менее значительная революция - промышленный переворот, вызвавший, с одной стороны, колоссальный рост индустриальных городов, а с другой - вопиющие социальные бедствия: массовый пауперизм, голод, рост преступности, обнищание и окончательное разорение деревни.

В кризисные периоды чаще всего происходит смена литературных стилей, философских, религиозных и культуроведческих концепций. Ломка формаций и привычных общественных структур заставляет пересматривать этические и онтологические категории, обнажая с особой остротой извечные вопросы человеческого бытия, по-иному распределяя приоритеты ценностей и норм и закладывая основы новой морали, что и произошло в период появления романтизма. «Отталкивание от неудовлетворяющей действительности вовсе не означает отсутствия «правды жизни» в лучших произведениях романтизма; это высшая правда, очищенная от сиюминутного; правда идеала художника» [Зуев-187]. Эпоха Просвещения, веры в торжество разума и в возможность на его основе лучшего устроения жизни сменилась эпохой романтизма - эпохой разочарования в прогрессе, жажды глобальных изменений и в то же время растерянности во враждебном мире и новых отношениях, что в конечном счете породило знаменитую «мировую скорбь» и одновременно с ней великий индивидуалистически-метафизический бунт.

«Изучение переходных эпох, — пишет Н. Соловьева, - крайне важно и необходимо для истории литературы, поскольку позволяет объективно, полно, во всем многообразии и диалектической сложности представить себе не только специфику отошедших в прошлое явлений и феноменов, но и увидеть их в общей перспективе литературного процесса, глубже ощутить связь эпох, _ заполнить существующие лакуны между хорошо знакомыми явлениями, ли-квидировать порой сознательно огрубляемые переходы от одного литературного направления к другому. Переходные эпохи требуют определенного метода исследования» [Соловьева-374].

Во второй половине XVIII в. социально-экономические сдвиги, общественные тенденции, поиски новых эстетических ориентиров, противопо-

5 ложных классицистским, способствовали формированию предромантизма как литературного течения. В трактате Э. Берка «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757), в «Опыте о гении Поупа и его сочинениях» (1756 - 1782) Дж. Уортона, в «Ешсьмах о рыцарстве и средневековых романах» (1762) Р. Хёрда обращено внимание на эстетические категории («ужасное», «оригинальное», «живописное»), разрушающие классицистское понятие прекрасного, основанное на симметрии и гармонии. Спенсер, Шекспир, Мильтон как поэты, обладавшие мощным воображением, оттеснили на второй план классицистов с их опорой на разум.

Европейская литература первых трех десятилетий XIX в., получив мощный стимул для своего развития в событиях Французской революции 1789 - 1799 гг., оказалась в дальнейшем тесно связанной с последующей политической жизнью, с наполеоновскими и антинаполеоновскими войнами.

Необычайно острую и сложную форму романтическое направление приобрело в английской литературе. Это обстоятельство находит свое объяснение в особенностях английского пути буржуазного развития. Второе поколение британских романтиков - Дж. Байрон (1788 - 1824), его аполитичный предшественник Дж. Ките (1795 — 1821) и более других П.Б. Шелли (1792 -1822) - были первыми, кто объединил романтизм и активную революцию, выражая разочарования французской революцией, не забытые большинством представителей старшего поколения, на фоне видимых ужасов капиталистической трансформации в их собственной стране. В Европе союз между романтиками-художниками и революцией возник в 1820-х гг., но полного единения они достигли после французской революции 1830 г.

Первый этап английского романтизма (90-е годы XVIII в.) представлен так называемой «Озерной школой». Как принято считать в литературе, «Озёрная школа» поэтов (The Lake School of poets) - это группа английских поэтов-романтиков конца XVTII - начала XIX вв., живших на севере Англии, в так называемом «краю озёр» (графства Уэстморленд и Камберленд). Поэты «Озерной школы» (У.Вордсворт (1770 - 1850), С. Колридж (1772 - 1834),

Р.Саути.(1774 - 1843)) известны также под именем «лейкистов» (от англ. lake — озеро). Противопоставив своё творчество классицистской и просветительской традиции XVIII в., они осуществили романтическую реформу в английской поэзии. Однако позже, в середине 90-х гг. XVIII в. романтики-поэты «Озёрной школы», прославлявшие французскую буржуазную революцию, объявили себя её противниками. Лирические баллады С. Колриджа и У. Вор-дсворта, романтические поэмы С. Колриджа и Р. Саути проникнуты фантастикой кошмаров и ужасов, проповедью смирения и возврата к средневековью.

Первые немецкие романтики - (критики Август Шлегель (1767—1845) и Фридрих Шлегель (1772 - 1829), писатели В.Г. Ваккенродер (1773 — 1798), Л. Тик (1773 - 1853), Ф. Новалис (1772 - 1801) - понимали свободу творчества как субъективный произвол. Отказываясь от конкретного жизненного содержания в искусстве, они заменили его фантастикой и мистикой. Немецкие романтики также, по аналогии с лейкистами, стремились возродить со-словно-теократический строй средневековья и сохранить феодальные отношения. Немецкие романтики поднимали в поэзии значение народности, изучали, собирали фольклор (антология народной поэзии «Чудесный рог мальчика» (1806 - 1808) А. Арнима и К. Брентано. Выразитель позднего немецкого романтизма Э.Т.А. Гофман (1776 - 1822) соединяет мистическую тематику с острой критикой дворянско-буржуазного общества, немецкого филистерства и разлагающегося абсолютизма. Сталкивая действительность и мир фантастики, Э. Гофман нередко трактует фантастику иронически, благодаря чему обнажается внутренняя слабость фантастического и намечается переход к реальности. Элементы сатиры у него особенно заметны в превосходной сказке «Маленький Цахес» (1819), где автор иронически рисует роль золота в классовом обществе.

Формирование французского романтизма связано главным образом с жанром лирического интимно-психологического романа и повести: «Атала» (1801) и «Рене» (1802) Шатобриана, «Дельфина» (1802) и «Коринна, или Италия» (1807) Ж. Сталь, «Оберман» (1804) Э.П. Сенанкура, «Адольф» (1815)

7 Б. Констана. В эпоху господства романтизма блестящего расцвета достигает поэзия (В. Гюго, А. Виньи, А. Мюссе, Ш.О.Сент-Бёв, М. Деборд-Вальмор). В результате ожесточённой борьбы с защитниками старого искусства романтическая драма (А. Дюма-отец, В. Гюго, А. Виньи, А. Мюссе) прочно утверждается на театральных подмостках. Дальнейшее развитие получает жанр романа: психологического (А. Мюссе), исторического (А. Виньи, раннее творчество Бальзака, П. Мериме), социального (В. Гюго, Ж.Санд, Э.Сю). Романтическая критика представлена трактатами Сталь, теоретическими выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода.

Особое место во французском романтизме занимает творчество Альфреда де Мюссе (1810-1857). В «Испанских и итальянских сказках» автор иронически трактует романтические мотивы. Герои его пьес - молодые люди, не удовлетворенные действительностью, находящиеся в разладе с ней, но не способные порвать с ней. В романе «Исповедь века» он говорит о представителе поколения 30-х гг., которое глубоко разочаровано прозаической действительностью буржуазной Франции. В литературе Франции XIX в. выделяют также прогрессивный романтизм, представителями которого считают Гюго и Жорж Санд.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах: Италии (Н.У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Испании (X. де Эспронседа, Соррилья-и-Мораль), Австрии (драмы Грильпарцера, поэзия Н. Ленау), Дании (А. Эленшлегер), Швеции (Э. Тегнер), Венгрии (Петёфи), Румынии (М.Эминеску); он составил целую эпоху в развитии польской литературы (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, 3. Красиньский, Ц. Норвид).

Уплотненностью художественной эволюции объясняется и то, что в русском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на начальный период (1801 — 1815), период зрелости (1816 - 1825) и период его последекабрьского развития. Это примерная схема, т.к. по крайней мере два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно хотя бы то относи-

8 тельное единство принципов, которое отличало, например, периоды йенского и гейдельбергского романтизма в Германии.

Одна из первых попыток самосознания русского романтизма - трактат «О романтической поэзии» О. Сомова. В первых двух частях трактата О. Сомов говорит о западноевропейских литературах; в третьей части переходит к искомой романтической форме литературы русской. Эта форма мыслится им в духе самого полного национального единства. Разнообразные географические и этнографические зоны России, ее различные религии и мифологии, различные исторические эпохи прошлого — слагаемые единого облика России и соответственно единой картины русской романтической поэзии, «неподражательной и независимой от преданий чуждых» [Сомов-377].

Каждый тип художественного мышления выражается в своей, лишь ему присущей системе жанров. Появление новых направлений в искусстве, открытие новых путей эстетического освоения действительности неизбежно влекут за собой перестройку ранее существовавшей жанровой системы.

Жанр не является категорией одной лишь литературной формы. На его характеристику и судьбу в немалой мере влияет и содержание относящихся к нему произведений. Поэтому эволюция жанров, их подъем и падение оказываются в конечном счете связаны с путями общественного развития, с социальными процессами своего времени. Изменения жанровой структуры проходили неодинаково в разных литературах. Именно английская литература этого времени, освоив раньше иных культур опыт буржуазного развития, в силу ряда причин раньше всех подошла если не к разрешению, то к особо обостренной постановке «конечных вопросов» человеческого существования.

Во Франции уже на первом этапе романтизма выдвигается так называемая исповедальная проза. Романтики оказались сильны разработкой приемов отстранения от жизни, её духовно-художественным преодолением, в том числе и средствами иронического отношения. Однако ирония (даже превращаясь в самоиронию) выступает не в качестве эстетизации процесса

9 уничтожения жизни, сколько созерцательного, больше художественного отношения к серьезным и немалым социокультурным проблемам. Создаются произведения, содержание которых замкнуто в узкой сфере истории главного героя, «с его безнравственной душой, самолюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно», как поразительно точно охарактеризовал героев исповедальной прозы А.С.Пушкин в «Евгении Онегине». Здесь являет себя подчеркнутая относительность существующего, пессимистический взгляд на возможность претворения идеала. Это произведения, которые содержат в себе саморазоблачение романтического героя: «Изоляция личности претворяется в трагедию эгоцентризма, в эмоциональную односторонность, атрофию воли» [Шрейдер-462].

Наиболее распространенный жанр немецкой и американской литературы романтизма к данному моменту - .новелла. Среди немецких новеллистов такие выдающиеся мастера, как Г. Клейст и Э.Т.А. Гофман. До XIX века в немецкой литературе новелла не получила развития. В творчестве И. Гете и Шиллера она была второстепенным жанром. И. Гете трактовал новеллу как «новость», как изображение эпизода, необычного случая.

Важнейшим художественным открытием в системе жанров была романтическая поэма, практически ведущий жанр романтизма. И когда говорят о романтическом герое, то чаще всего имеют в виду героя поэмы, ибо особенностью этого лиро-эпического жанра и является «наличие развернутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя» [Тимо-феев-389]. Через образ центрального (программного) героя поэмы полнее и ярче раскрывается мировоззрение автора, особенности его романтического идеала. В романтической поэме, помимо действующего персонажа, присутствует и лирический герой, авторское «я».

Отвергая правила классицизма, романтики требовали смешения жанров, обосновывая тем, что оно соответствует истинной жизни природы, где смешаны красота и безобразие, трагическое и комическое. Склонность романтизма противостоять жанровому делению искусств, утверждать

10 формы художественного синтеза была прогрессивной для своего времени. Развенчивая классицистскую теорию высоких и низких жанров, романтическое творчество шло на смелые эксперименты и практически доказало продуктивность художественного взаимодействия. Происходившие изменения, отмирание одних элементов жанра, появление других, стирание граней между тем, что ранее различалось, и возникновение различий между тем, что представлялось прежде неразличимым, - все это признаки не уничтожения лирических жанров, а их развития, внутреннего обновления, смены одной жанровой системы другой.

Романтизм - благодарный предмет для сравнительного изучения литератур и различных культурных контекстов потому, что в нем отразилось необыкновенное восприятие огромных перемен. Общественное сознание ориентируется на человека, являющегося частью мира, находящегося в постоянном становлении и движении.

«В романтизме произведение строится как внешнее здание внутренней формы, с известным произволом строящего «я», а индивидуальность творческая, противопоставленная миру и одновременно ищущая с ним сближения за счет расширения «прав и границ реальности» в мире воображения, становится также ведущим центростремительным фактором, организующим межлитературные общности. Та внутренняя форма, которая является базисом романтического здания, имеет тенденцию как магнит притягивать все необходимые элементы, будь то жанровые или стилистические, то, что делает романтическое произведение оригинальным произведением искусства» [Дмитриев-13 5]. Отпущенное на волю воображение, оно позволяет строить себя, расширять и превышать себя. В возможности жить полноценной и многообразной внутренней жизнью романтики видели условие возвращения человеку ощущения подлинности его бытия, возвышение его достоинства.

Романтизм противопоставлял очевидным разделительным, «соревновательным» установкам классицизма и просветительства поиски «целостности», порыв к некоей «универсальности», имевшей в виду воссоединение ху-

дожественного и философского, «духа» и «природы», размывание определенных жанровых границ. Исходной позицией для всех участников романтического движения является неприятие реальной действительности и стремление противопоставить ей романтический идеал. С этим связана общность метода - создание образа по контрасту с тем, что не принимается и отвергается.

В результате романтизм дал могучий толчок развитию лирики. К примеру, на возрождение лиризма во второй половине XVIII в. в Германии повлияло то, что литературный вкус далеко перешагнул за узкие границы, поставленные ему классицизмом. Были восстановлены права индивидуализма, как национального, так и личного, и литературу охватило горячее стремление вложить в искусство новые идеи. Когда немецкий романтизм охватил все литературы Европы, они также стали лирическими. В этом сказалось влияние И.В. Гёте, Ф. Шиллера, Б. Бюргера, Л. Тика. Английские романтики У. Вордсворт, С. Колридж, Р. Саути, Дж. Байрон, П. Шелли вляются по преимуществу лирическими поэтами. То же можно сказать о французских романтиках: А. Ламартине, В. Гюго, А.-де Виньи, А.-де Мюссэ, и об итальянцах Монти, У. Фосколо, Д. Леопарди.

Лирическое настроение вдохновляет и русских поэтов начала XIX века - В. Жуковского, К. Батюшкова, К. Рылеева, А. Пушкина, М. Лермонтова, К. Вяземского, Е. Баратынского, А. Одоевского. Лиризм проникает во все роды поэзии, даже в повествовательные поэмы. «Страданья молодого Вертера», «Песнь о Колоколе», «Корсар», «Королева Маб», «Ролла», «Цыгане», «Кавказский пленник», «Деды» Мицкевича носят лирический отпечаток. Форма лирики становится свободной и подчиняется только внутренним психологическим законам. Лирические пьесы романтического периода и современной лирики называются просто стихотворениями и чаще всего не подходят ни под одну из традиционных форм. При этом И. Гёте пишет элегии, У. Вордсворт - сонеты, Виктор Гюго - оды, но эти виды лирики принимаются наряду

12 со всем комплексом поэтических форм, когда-либо выработанных человечеством.

Романтиками разрабатывалась баллада, сюжеты которой берутся или из средневековья, или из современного народного быта. На ее возникновение повлияли имевшие громадный успех в XVIII в. песни Оссиана (1765), отчасти сочиненные, отчасти переделанные из шотландских баллад Д. Макферсо-ном. Писатель воспользовался ирландскими сказаниями, перенес их действие в Шотландию, дал героям древние кельтские имена. Переживший всех своих соплеменников старый бард Оссиан бродит среди развалин замка Сельма (в королевстве Морвэн), среди могил играет на арфе, и в его воображении проносятся былые дни, когда на пирах он славил своего отца, воина Фингала, храбро сражавшегося со скандинавскими викингами. «Песни Оссиана» поражали воображение читателей своим меланхолическим настроем и чувствительностью.

Литературной мистификацией явились и стилизованные под старинные баллады XV в. стихи Томаса Чаттертона, которые он приписал вымышленному поэту Томасу Роули. «Поэмы Роули» были опубликованы спустя семь лет после самоубийства юного поэта, впавшего в крайнюю нищету.

Романтические баллады писали Ф. Шиллер, Г. Бюргер, Л. Уланд в Германии, в Англии - поэты Озерной школы С. Колридж, У. Вордсворт, Р. Сау-ти. Их баллада - более реалистического содержания. Такие баллады писал и А. Мицкевич. Русская баллада началась с переводной, как например, у В. Жуковского, но позднее приобрела национальный характер, (А.С. Пушкин, А. Толстой). Огромную роль здесь играют взаимные переводы, создающие общую культурную базу: к примеру, переводы испанских романсов, роль переводов «Леноры» Бюргера для становления жанра литературной баллады в разных странах или триумфальное шествие сербской «Хасанагиницы» по всей Европе.

Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В своих литературных манифестах и статьях они провозглашали необходи-

13 мость обширного исторического охвата художественно-поэтических явлений прошлого и настоящего (особенно Востока, Средневековья и т.п.). Отказываясь от догматической теории классицизма, романтики считали нормы античного искусства неприменимыми к изображению современного им мира и популяризировали новые жанры литературы и полную свободу их трактовки. Постоянно изменяясь, созданные ими жанры оказались способны проявить и большую устойчивость. То выступая на литературную авансцену, то отодвигаясь на второй план, они переживают века, а порой проходят сквозь всю историю мировой литературы. Так в литературе появились, наряду с романтической драмой, новеллы, сказки лирико-философского и фантастического характера, романтическая поэма, ломавшая все прежние представления о границах между эпосом и лирикой, романы в стихах и в прозе, отличавшиеся своей причудливой композицией, резким подчёркиванием субъективного отношения к вещам, национальным колоритом, интересом к историческим темам, к философским проблемам, за которыми стояли непонятые романтиками реальные противоречия жизни; наконец, богатая разнообразием мотивов лирика. Романтики культивировали лирику, широко используя народную песню, раскрывая настроение, душевный мир человека.

Активно возрождающийся в это время интерес к национальному прошлому проявляется и в том, что в 1765 г. известный фольклорист Т. Перси выпустил сборник «Памятники старинной английской поэзии», в который включил народные баллады (исторические, из цикла о Робин Гуде и т. д.), почерпнув их из старых рукописей и своих записей, а также лирику елизаве-тинцев. В обширном, состоящем из трех трактатов, предисловии и комментариях, Т. Перси рассказал о происхождении английского театра, о стихотворном рыцарском романе, истоки которого уводил к сказаниям германских племен, проанализировал многие баллады.

В хронологической периодизации, которую используют исследователи, конец XIX — середина XX века знаменуют декаданс поздней романтики. Однако, в призме философии романтизма, более перспективна другая система

14 измерения, которая ориентирована не на периоды, а на тематику, в равной мере маркирующую произведения романтиков - в России и на Западе. При таком подходе возникает перспектива проследить аналогии и преемственность в сюжетах западного и русского варианта Романтизма.

Вся лирика романтиков лучше всего может быть подразделена по внутреннему содержанию - на стихотворения, посвященные изображению чувства, восприятия или идей. Соответственно можно выделить типы романтизма, видовые его разновидности: психологический, философский, гражданский. Первая группа включает наиболее субъективные произведения, например, любовные. К стихотворениям, отвечающим восприятию, принадлежат прежде всего описания природы. И. Гёте раньше других обратился к изображению природы в своих лирических пьесах. Стихотворения описательного характера часто совпадают с изображающими личное настроение поэта, но нередко ограничиваются лишь описательными целями, и именно это составляет характерную особенность романтической и современной лирики. Последняя группа лирической поэзии, гражданская, воспроизводит какую-либо политическую или социальную мысль.

Каждый тип романтизма может иметь тенденции - прогрессивные и регрессивные. Разграничительная линия между прогрессивным и регрессивным романтизмом всегда зигзагообразна и подвижна, она не есть нечто раз и навсегда данное, а должна конкретно устанавливаться исследователем применительно к тем или иным сопоставляемым явлениям в романтизме.

Среди тем, которые привлекают романтиков - преобладают следующие: зеркальный двойник; онирический фантазм; воображение стихий (первоэлементов); инцест в любви; нарциссизм; фольклорная (языческая) демонология; христианский (ортодоксальный) мистицизм; оккультизм (черная магия); «двоемирие» (превратная и обратная перспектива); тематика жуткого; интерес к «ночной стороне» души. Форма русской романтики способна была вместить в себя все — «и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую

15 насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей» [Белинский-47].

Сам по себе термин «романтизм» однозначен. Различаются лишь два подхода к романтизму - исторический и типологический.

В плане историческом романтизм - явление, которое следует непосредственно за сентиментализмом. Романтизм, как и сентиментализм, явился своеобразной реакцией на культ разума, на те буржуазные отношения, которые начали складываться раньше всех в Англии, на события французской революции, потопившей в крови идеи «разумного» устройства общества, про-пововавшиеся французскими просветителями.

В плане типологическом романтизм — художественный метод, в котором субъективная позиция автора является преобладающей и открыто высказываемой (в реализме авторская позиция раскрывается через объективное изображение действительности, изображение жизни в формах самой жизни). Приверженность романтиков идее органической целостности художественного переживания, воссоздающего все богатство жизненного опыта в его неразложимости, послужила выработке тонких средств воплощения разнообразных психологических состояний.

«В романтической поэзии, - писал В.Жирмунский, - мир является нам поэтически преображенным и просветленным. Основным приемом романтического изображения мира служит метафора. Поэтому, с точки зрения истории стиля, романтизм есть поэзия метафор... Романтизм ищет безусловного, в жизни; сознавая бесконечность души человеческой, он обращается к жизни с бесконечными требованиями и отрицает ее конечные, ограниченные, несовершенные формы, не удовлетворяющие его «духовного максимализма» [Жирмунский-159].

С данным высказыванием перекликается мнение У.Р. Фохта, который к числу родовых черт романтизма относит критическое отношение к действительности, создает прообраз иного мира, ему свойственна субъективно-

лирическая типизация, абсолютизация типизируемого, двуплановая конструкция образа.

«Подлинным созданием романтизма, - писал Г. Гегель, - служит <...> внутренняя жизнь, а соответствующей формой — духовная субъективность как постижение своей самости и свободы» [Гегель-97]. Действительно, не следует преувеличивать роль объективного мира: законы вероятности, любили повторять романтики, существуют для людей, лишенных воображения. Достоинство человека состоит в возможности свободного осуществления себя, чему как нельзя более содействует сфера искусства.

Особенность романтизма как художественного метода В.Г. Белинский видел в том, что поэт пересоздает жизнь по собственному идеалу, зависящему от образа его воззрения на вещи, от его отношений к миру, к веку и народу, в котором он живет. Так, Л. Гинзбург не раз говорила о характерном для романтизма единодержавии героя, стоящего в центре всей образной системы произведения. Это также существенно конкретизирует положение о субъективно-лирической типизации, а указание о приемах контрастов и антитезы дополняет положение о двуплановости в конструкции образа.

Порой подобного рода апофеоза личности вырастала до индивидуализма, как в героях Д. Байрона, развенчанных А.С. Пушкиным в «Цыганах» и «Евгении Онегине». «Индивидуализм становился как бы самозащитой от нивелирующего влияния нового буржуазного строя, хотя в конечном итоге он был порождением этого строя», - писал литературовед А. Аникст [30]. По-разному выглядит и степень эгоцентричности романтического героя в отдельных видах романтизма. К примеру, интересные наблюдения относительно трансформации психологических, элегических мотивов у разных романтиков и у М.Ю. Лермонтова имеются в статье А.И.Журавлевой [172].

Как считает большинство исследователей, сам термин «романтизм» возник от слова «роман». Роман был ведущим жанром эпохи, дававшим наиболее полные картины жизни. Уже в конце XVIII века романтическим романическим, то есть таким, как в романе, а не в обыденной действительности,

17
стали называть все необычное, творчески переосмысленное воображением
художника. Отсюда и новая поэзия была названа романтической. Так считал
немецкий писатель и теоретик романтизма Фридрих Шлегель, который писал
о романтической поэзии: «Только романтическая поэзия, подобно эпосу, мо
жет быть зеркалом всего окружающего мира, картиной эпохи. Она способна
парить на крыльях поэтической рефлексии между изображаемым и изобра
жающим, свободная от всякого реального и идеального интереса, потенцируя
эту рефлексию все время заново и как бы умножая ее в бесчисленном множе
стве зеркальных отражений. Она способна к высочайшему и многосторонне
му развитию не только на пути от внутреннего к внешнему, но и на обратном
пути. Она одна бесконечна и свободна и основным своим законом признает
произвол поэта, который не должен подчиняться никакому закону. Романти
ческий жанр поэзии — это единственный, который представляет собою нечто
большее, нежели отдельный жанр. Он является самой поэзией как таковой,
ибо в известном смысле всякая поэзия есть и должна быть романтической»
[Шлегель-458]. В цитате подчеркивается, что романтическое искусство I

правдиво отображает действительность («зеркало всего окружающего мира, картина эпохи»). И в связи с этим особенно интересно сравнение романтической лирики с эпосом: «скрытым эпосом» назовет лирику романтический художник нашего века М. Пришвин. Наконец, Ф. Шлегель подчеркнул, что только в романтизме искусство впервые обрело свою сущность.

Очень важно проследить, сохраняя широкий теоретический аспект проблемы, как нечто общее преломляется в различных видах романтизма.

Как общность, так и различие между романтиками проявляются в сложном соотношении политических, социальных, философских и эстетических взглядов (общность в одном, различие — в другом). Можно считать, что определения «романтизм психологический, философский» носят литературоведческий и методологический характер. Понятие же «романтизм гражданский» взято из исторической науки, оно социально-политического характера и сложилось сравнительно недавно, в советское время.

Обзор научной литературы по истории вопроса позволяет сделать вывод о том, что вопросы зарождения, становления и развития романтизма и выявление роли фольклора в эстетических и духовных исканиях писателей-романтиков, требуют дальнейшего исследования фольклора как эстетического и духовного феномена, определившего характер романтизма конца XVIII -начала XIX вв., что и определяет бесспорную актуальность проводимого нами исследования.

Стремление ознакомить современников с произведениями различных народов необычайно расширяет переводческую деятельность. Именно романтики являются создателями подлинно художественного перевода, первых успешных попыток передать национальное и историческое своеобразие подлинника (примечательны, например, переводы А.В. Шлегеля и Л. Тика в Германии, В.А. Жуковского - в России).

Работ, посвященных проблемам художественного перевода, еще недостаточно. Очевидно, что в этих немногих работах не подчеркнуто достаточно резко отличие перевода художественной прозы от перевода стихов. В обоих случаях предъявляют одинаковые требования, и тут и там читатель ждет от переводчика верности подлиннику, но различие методов, которым переводчики стихов и переводчики прозы пользуются, чтобы добиться этой верности, заставляет впоследствии по-разному подходить к анализу и оценке их работ. И в том, и в другом случае переводное произведение в идеале должно стать явлением художественной литературы на русском языке. Но если в переводах прозы добросовестный литературный труд, даже не поднятый до высоты русской классической прозы, имеет право на существование уже хотя бы потому, что дает возможность читателю, не знающему языка оригинала, получить представление об идеях и образах иностранного прозаического произведения, то в переводах поэзии действуют другие правила. И потому проблема художественного перевода, остающаяся неразработанной в настоящее время, также затрагивается нами в ходе изучения романтизма как

19 художественного метода (см.: Приложение где даются переводы в авторском исполнении).

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа произведений европейской литературы создать целостное представление о романтизме, выявить роль фольклора как эстетического феномена в духовных исканиях поэтов-романтиков, в формировании поэтики романтизма, обозначить новые подходы к исследованию такой категории, как «эстетика романтизма». Этим определяется решение следующих задач:

  1. Исследовать фольклорные истоки наиболее характерных жанров романтической поэзии (баллада, элегия).

  2. Выявить принципы исследования эстетики фольклорных жанров в характеристике героя и среды.

  3. Определить роль фольклора в духовно-философских исканиях европейского романтизма, установить структурные, тематические, жанрово-композиционные и стилистические особенности произведений с учетом влияния на них традиционного фольклорного начала. і

  4. Проследить эволюцию проблемы фольклора как духовного и эстетического феномена на материале европейского романтизма.

Научная новизна предпринятого труда состоит в комплексном исследовании важных литературоведческих проблем, выделении различных аспектов феномена фольклора, определивших духовные искания европейских поэтов-романтиков XVIII- XIX вв.

Объектом исследования, таким образом, является сформировавшийся с учетом фольклорного элемента романтизм и его проявление в европейской и русской литературах конца XVIII - начала XIX вв.

Предметом исследования избран процесс зарождения, становления и последовательного развития романтизма на фольклорной основе в конце XVIII - начале XIX вв. в литературах Англии, других стран Европы и России.

Материалом для исследования послужила обширная литература, характеризующая европейский романтизм - творчество крупнейших поэтов-романтиков (С. Колридж, У. Вордсворт, Р. Саути).

Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных философов, историков, литературоведов, критиков и фольклористов: М.К. Азадовского [22], Г. Гегеля [97], Г. Гейне [98], Г.А. Гуковского [120], В.Е. Гусева [126], Н. Гумилева [124], И. Гердера [99], Н.Я. Дьяконовой [149], В.М. Жирмунского [167], Е.М. Мелетинского [278], Т. Пикока [316], В.А. Пронина [335], А.П. Саруханян [356], Н.С. Павловой [313], В.Я. Проппа [336], Т.В. Балашовой [42], Л.Г. Фризмана [435], Ф. Шлегеля [458], Г. Шпета [459] и других.

Методология исследования сочетает сравнительно-исторический подход к рассматриваемой проблеме с комплексным типологическим анализом и основывается на отечественной концепции европейской англоамериканской культуры. В ходе исследования использованы сравнительно-типологический, исторический, системно-структурный и сопоставительный методы исследования применительно к различным стадиям зарождения и развития романтизма. Обращение к подобной методологии вызвано необходимостью изучения конкретно-исторических и литературных ситуаций зарождения данного художественного направления, анализа отдельных его образцов и стремлением показать общие типологические характеристики на отдельных этапах развития этого жанрового течения.

Теоретическая значимость работы состоит в углубленном исследовании типологии формирования и развития романтизма в европейских литературах - английской, французской, немецкой, русской.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в школьной и вузовской практике, при создании авторских программ, при разработке спецкурсов и семинаров по проблемам как английского, так и общемирового романтизма.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Природа - основной концепт всего европейского фольклора и мифологии; представлен как в героическом эпосе ("Песнь о Беовульфе"), так и лирической англосаксонской поэзии XI века ("Сетование жены", "Странник" и другие), и с ним связано скорее языческое, чем христианское начало. Именно он занял важнейшее место в творчестве западноевропейских романтиков.

  1. Освоение фольклора у романтиков было творческим: так в отличие от изображения природы в фольклоре, литературный пейзаж (особенно у представителей Озёрной школы) значительно психологизируется и получает философскую окраску; это происходит за счёт повышения роли индивидуального начала в романтизме.

  2. Выявляя роль философии немецкого идеализма и художественного творчества немецких романтиков и их влияние на английскую литературу конца XVIII -начала XIX века, считаем, что именно фольклор (и особенно англо - шотландская народная баллада) стал решающим фактором становления национальной традиции английского романтизма (У. Вордсворт, С. Кол-ридж, Р. Саути).

  3. Фольклоризм является чертой не только художественного творчества лейкистов, но и важной составляющей частью их эстетики: так принцип простоты у Вордсворта, по-существу, стал попыткой воспроизведения народного сознания или максимального приближения к нему.

  4. Фольклорные мотивы характерны и для русского романтизма (В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов), хотя в целом русский романтизм - явление более сложное: идеи Просвещения, немецкий идеализм и внимание к политической жизни в России переплелись в нём самым причудливым образом.

В ходе работы над диссертацией были подготовлены и апробированы идеи автора на внутривузовских (АГПУ и АЛУ) и межвузовских конференциях в городах Армавир, Краснодар, Нальчик, Майкоп, Карачаевск. Основные положения диссертационной работы нашли отражение в статьях, опубликованных в научных журналах и сборниках. Материалы исследования излагались в докладах и обсуждались на международных конференциях: «Коммуникативная грамматика: вчера, сегодня, завтра» (АЛУ, г. Армавир, 2005 г.), «Концепции преподавания и исследования иностранных языков, литератур и культур» (АГПУ-АЛУ, г. Армавир, 2007 г.).

По теме диссертации опубликовано 53 работы, общим объем в 112,2 л/л.., в том числе семь статей в ВАКовских журналах.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка избранной библиографии, который включает 469 наименований. Объем работы составляет 330 стр.

Фольклорные истоки творчества английских поэтов-романтиков

На протяжении многих десятилетий общепризнанным фактом в литературоведении является утверждение о том, что народная поэзия - один из важнейших источников развития литературы. Мотивы, сюжеты и образы народного творчества вошли в литературу уже в раннюю пору ее существования. Одной из основных исторических заслуг романтизма как литературного движения является широкая постановка вопросов народности. Несомненной заслугой романтиков явилось обращение к сокровищам фольклора. В их сочинениях были использованы, преобразованы и оживлены многочисленные народные сказания, легенды, поверья. В борьбе против рационалистической отвлечённости эстетики дворянских академий, против канонизированной политической, этической и эстетической теории идеологов феодальной монархии передовые романтики опирались на многовековой национальный фольклорный опыт.

Творчество поэтов романтической школы развивалось с опорой на эстетику фольклорьных жанров. Ее обогащали традиции героического эпоса и народных песен, в ней звучали бытовавшие в народной среде предания и легенды. Значимую роль в Англии сыграло основанное на фольклоре предро-мантическое движение («Поэмы Оссиана» Макферсона, «Памятники старинной английской поэзии» Перси), оказавшее влияние на И. Гердера, теоретика штюрмерского движения, крупнейшего представителя позднего немецкого Просвещения, предварившего многими своими исканиями деятельность немецких романтиков. Страстной пропагандой народных песен личным примером собирателя И. Гердер дал толчок будущему расцвету отечественной немецкой фольклористики в эпоху романтизма — деятельности братьев Гримм, собирателей немецких народных сказок, и гейдельбергских романтиков А. фон Арнима, К. Брентано, составителей сборника немецких народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806 — 1808), сыгравшего большую роль для дальнейшего развития немецкой романтической поэзии и песенно-романсовой лирики в богатейшей музыкальной культуре немецкого романтизма.

Т. Пикок так оценивает значение фольклорного наследия в развитии мировой литературы: «Из этих первооснов железного века современной поэзии, рассеянных по рифмам менестрелей и песням трубадуров, возник золотой век, в котором во времена Возрождения существовавшие порознь литературные памятники были приведены в соответствие, сведены воедино, в особенности греческая и римская литература, которая распространилась на всю поэзию золотого века современной поэзии, что в результате привело к сведению разнородных влияний всех веков и народов в единое целое - огромное подспорье для поэта, располагавшего теперь всем многообразием фантазий и преданий мира» [Пикок-316].

Понятие «народность», выдвинутое в XVIII веке немецким романтиком И.Г. Гердером, приобрело у представителей этого литературного направления особую популярность, при этом в разных смыслах. Романтики, разочаровавшись в настоящей, реальной жизни, искали духовную опору в прошлом, тем самым открыв принцип историзма в искусстве. С утверждением в сознании романтиков понятия историзма, с восприятием ими мира в движении, в развитии связана и одна из основных идей их философского мировосприятия - идея бесконечного. Этим объясняется небывалый подъем интереса к прошлому: личность чувствовала себя увереннее, если могла ощутить себя звеном длительного исторического процесса или частью народного целого.

Историзм романтиков и отмеченные элементы диалектики сосредоточивали внимание на национальном прошлом своей родины, на особенностях национальной истории, национального уклада, быта, одежды. Фольклор был для них подлинным носителем национального колорита, вне которого они не мыслили искусство. Причем народное творчество было одной из тех основ, на почве которых развилась и книжная литература. Не только поэты средневековья, как Ленгленд и Чосер, но и писатели Возрождения (Шекспир, на 24 пример) были многим обязаны народной поэзии, которая давала им темы и сюжеты и была для них источником, средоточием художественных образов и живой поэтической речи. Это говорит о том, что в первые два десятилетия XIX века практически во всех странах, в том числе в Англии, Франции и Германии, совершается новое открытие своей национальной истории старины, народных обычаев, песен, сказок, обрядов. Народную песню начинают рассматривать как праоснову профессионального музыкального искусства. Собирание и запись памятников народной поэзии были начаты лишь в XVIII в., когда Англия уже в значительной степени была цивилизованной страной. Поэтому известные памятники народной поэзии записаны преимущественно в Северной Англии и Шотландии, т.е. в тех частях страны, которые в наименьшей степени испытали к тому времени влияние цивилизации. Сборники народных песен и сказок были опубликованы именно в эпоху романтизма.

Древнейший период английской литературы относится к V - XI вв. нашей эры. Его начало связано с вторжением на территорию Британии в середине V в. англосаксов и ютов - племен германского происхождения. На исходе VI столетия англосаксы еще не имели литературы в собственном смысле слова. Первоначально они пользовались руническим письмом (надписи на мечах и предметах домашнего обихода, надпись на высеченном из камня кресте у деревни Рутвелл в Шотландии), распространенным среди многих германских племен. Конец периода датируется 1066 г., когда произошла битва при Гастингсе, завершившаяся завоеванием Британских островов норманнами. На протяжении этих шести веков были созданы наиболее ранние из дошедших до нас литературных памятников. Они написаны на англосаксонском языке, на основе которого развивался английский язык. Последующая история Англии, как назвали покоренную ими страну англосаксы, определила новые и более сложные формы взаимодействия населявших ее народностей и их культур. Определяющее значение в ранние века англосаксонской истории имела устная словесность.

Кельтские сказания легли в основу средневековых рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, они явились источником, из которого черпали вдохновение и сюжеты своих произведений поэты последующих веков. В песнях и сказаниях англосаксов, завоевавших Британию, долгое время сохранялись отзвуки преданий и сюжетов, составлявших содержание германской поэзии на континенте в более ранний период. Но обработка их совершилась уже под воздействием новых исторических условий жизни англосаксов в Британии, в частности под заметным влиянием христианизации варварских племен, воздействия, монастырской школы, соприкосновения с латинской культурой, и т. д. Все, или почти все, дошедшие до нас памятники англосаксонской поэзии носят отчетливые следы этой обработки.

Возвращаясь к вопросу фольклорного наследия европейских литератур следует отметить, что особое значение для дальнейшего развития средневековой литературы имела «История бриттов» (Historia Britonum, 1132- 1137) Гальфрида Монмаугского, содержащая наиболее раннюю обработку кельтских легенд о короле Артуре, которые несколько позднее станут достоянием других европейских литератур. В произведении «История бриттов» впервые появляются образы короля Артура, волшебника Мерлина, феи Морганы, королевы Джиневры и отважных рыцарей, которые займут столь важное место в рыцарской поэзии на французском и английском языках. Отсюда берут свое начало романы артуровского цикла. Здесь впервые двор короля бриттов изображен как центр доблестного рыцарства, воплощающего идеалы благородства, а полулегендарный Артур показан мудрым и могучим правителем. Гальфрид Монмаутский сделал первую литературную обработку легенды о короле Лире и его дочерях. В конце XII в. появился труд Гальфрида Англичанина о правилах стихосложения (Nova Poetria), представляющей интерес как ранний образец трактата об основах поэтического искусства.

Фольклоризм как исторически развивающаяся категория европейского романтизма

Романтизм в Англии оформился раньше, чем в других странах Западной Европы. Романтические тенденции долгое время существовали подспудно, не вырываясь на поверхность, чему в немалой степени способствовало раннее возникновение сентиментализма. Эти незримо существовавшие романтические мироощущения проявились в целой системе свойственных только Англии явлений, что дает право исследователям, пишущим о специфике английского романтизма, говорить о предромантизме, хронологически предшествующем собственно романтизму. Среди поэтов данной эпохи двое являются крупными предшественниками романтизма: Коллинз (1721 — 1759), в «Одах» которого романтическая выдумка, богатое и разнообразное содержание, нежность чувства и элегические настроения порой противоречат классической традиций, сдерживающей его свободное вдохновение; Томас Грей (1716 - 1771), автор элегий, у которого классическое чувство меры без ущерба регулирует импульс свободного вдохновения. Ещё более черты приближающегося романтизма сказываются в романах Мэкензи (1745 - 1831) «Человек чувства», «Юлия де-Рубинье». Мэ-кензи подражал Стерну, Ричардсону и Руссо, но внёс в своё творчество то переплетение противоположных чувств, ту сложность переживаний, которые позднее станут характерны для романтизма. «Замок Отранто» Вальполя (1717 — 1797) - уже настоящий «готический роман» с средневековыми замками, их тайнами и жуткими настроениями. Из школы Вальполя вышла Клара Рив (1729 - 1807). В её романе «Старый английский барон» больше естественного чувства, есть также элементы ричардсоновской нравоучительности. Вслед за ней - Анна Радклиф, которую можно считать первой представительницей романтизма. Романы «Замки Алтин и Денбейн», «Тайны Удольфо», «Итальянец» и др. - типичный жанр романтического романа с -подземельями, кинжалами, потайными дверьми, чувствительными безупречными девушками, которых преследуют бандиты, благородными преданными слугами и т. д. В «Итальянце» предвосхищен тип байроновского героя.

Подобным образом предромантизм складывался в единую идейно-художественную систему в течение тридцати лет (1750 — 1780), когда четко обозначились составляющие эту систему компоненты - готический роман, сентиментальная поэзия, эстетика периода кризиса Просвещения, а также якобинский роман, представленный именами У. Годвина, Т. Холкрофта, Э. Инчболд и Р. Бейджа. Уже в 60-х годах XVIII в. возникает новая теория искусства, расчищаются пути для романтического жанра лиро-эпической поэмы, пробуждается интерес к У. Шекспиру, писателям английского Возрождения, к народной поэзии. В эпоху предромантизма наиболее ярко проявился интерес англичан к национальной истории, поддержанный открытиями в археологии, этнографии, антикварной деятельности, а также закрепленный в художественных шедеврах Д. Макферсона, Т. Перси, В. Скотта. Все важные открытия англичан в науке, искусстве, архитектуре способствовали рождению определенного типа мышления, образа жизни.

Предромантизм возник в период кризиса просветительства, романтизм явился продолжением размышлений о возможностях человеческого разума. Основное внимание романтиками было уделено особому свойству художественного мышления - воображению. Так, теоретическое осмысление воображения у С. Колриджа связано с важнейшей страницей в истории английской культуры - проникновением немецкой философии и эстетики в английскую духовную жизнь. «Литературная биография» С. Колриджа содержит интересную полемику автора с Ф. Шеллингом. Первые переводы немецких поэтов делаются В. Скоттом и С. Колриджем.

Таким образом во второй половине XVIII в., в период, который принято называть предромантизмом, создаются предпосылки для осуществления в 90-х годах XVIII в. романтического взрыва, перехода от просветительских форм мышления и сознания к романтическому восприятию мира и определению места в нем человека, внутренний мир которого, многомерный и глубокий, становится главным объектом изображения. Мир для английских романтиков - это хаос, который в своем движении не имеет никакого направления, никакого доступного пониманию образца либо причины. Единство повествования достигается здесь порой не последовательностью и взаимосвязью событий, а общностью проблематики и единством авторского взгляда на вещи.

Произведения писателей, основывавших свое творчество на философском скептицизме и романтической иронии, создавались главным образом методом определения границ человеческого языка и анализа последнего. В основу их творчества была положена концепция способности человека к неправильному пониманию, т.е. концепция диспропорции между индивидуальным человеческим разумом и окружающим человека миром. В конце XVIII века облик «старой доброй» Англии менялся: вырубались вековые буки и дубы, освобождая место для будущих предприятий. Англичане тосковали по дикой природе. Подчеркивание естественности, гармоничности, приятности в природных ландшафтах привело к растущему восхищению природой, понимаемой более глубоко и разнообразно. Появился интерес и к горной местности, к морскому побережью, ранее пренебрегае-мыми. Величественные панорамы гор, плавная протяженность озерного края, мрачные каньоны и ущелья Скандинавии воспринимались с заметным восхищением и грустью. Когда человек воевал с дикой природой, он не обращал внимание на ее красоту. Когда же он победил ее, ему наскучил вид образцовых парков и искусственных садов. Ему захотелось вернуться к разнообразию и первозданному облику природы. Поэтому писатели и поэты этого периода наиболее внимательны к характерной для романтизма теме природы.

Также в 60-е годы XVIII века закономерно возникает культ старины и народной поэзии. Вниманием к памятникам и реликвиям прошлого литература пытается возместить «исчезновение» действительной поэзии, связанной с народной жизнью Англии. Этот интерес к прошлому, особенно к фольклору, воспринимается как смелый вызов господствовавшей тогда нормативной эстетике просветителей, обычно расценивавших средневековье с позиции рационалистического разума как «темное время», недостойное внимания просвещенных мыслителей.

Принципы отбора и использования фольклора в профессиональном искусстве

На рубеже XVIII - XIX веков вслед за И. Гете и Ф. Шиллером к жанру баллады обращаются гейдельбергские романтики и поэты «Озерной школы», Д. Байрон и Г. Гейне, А. Пушкин и А. Мицкевич, В. Гюго и Н. Ленау. Однако в балладе, в отличие от исторического романа, принцип историзма реализуется иначе. Если в романах Вальтера Скотта или «Соборе Парижской богоматери» В. Гюго хронология строго соблюдается, то в балладах историческое время выступает просто как таковое, а датировки событий игнорируются. В вышеприведенных примерах возможно установить время действия, однако автор интерпретирует его как некое условное, давно прошедшее.

Что же касается исторически реальных действующих лиц, то они выступают не как творцы истории, а скорее как ее жертвы. Это объясняется тем, что главный сюжетный стержень романтической баллады - неотвратимость возмездия за грехи. Рок уравнивает всех, поэтому авторы баллад карают за исторические деяния правителей или их полководцев.

Начало английского романтизма принято связывать с появлением сборника У. Вордсворта и С. Колриджа «Лирические баллады» (1798), с опубликованием предисловия, содержащего основные задачи нового искусства. Но благодаря уже существовавшему предромантизму, появление романтизма не было похоже на неожиданность, не сопровождалось отказом от старых образцов.

В конце XVIII века Англия превращается в узел острейших противоречий - аграрных (Шотландия), аграрно-национальных (угнетение ирландцев), колониальных (война в Америке, порабощение Индии), внутриполитических (прогнившая парламентская система), религиозных (притеснение католиков). Революционные события во Франции способствовали все более резкому обнажению этих противоречий. Английская литература на рубеже XVIII - XIX вв. переживала период расцвета. В эту эпоху нового подъема она развивалась под знаком романтизма, представлявшего собой не только одно из крупнейших направлений в литературе того времени, но и широкое идеологическое и художественное движение, своеобразный культурный сдвиг, охвативший все сферы общественного сознания и изменивших восприятие людей рубежа столетий.

Бурные общественные столкновения порождают и определяют развитие английской романтической литературы, резкое размежевание и борьбу прогрессивного направлений в ней. Чрезвычайно острый, антагонистический характер социальных противоречий в Англии конца XVIII — начала XIX века способствовал выявлению тех черт, которые характерны именно для английского литературного романтизма в отличие от романтизма этого с периода в Германии, во Франции или в Италии. Романтическое миросозерцание определилось, с одной стороны, неприятием буржуазной цивилизации, а с другой - критическим осмыслением трагического опыта Великой французской революции. Это в итоге привело к критике, идейно подготовившей революцию просветительской философии.

Огромной важности вопросы, выдвигавшиеся жизнью и вторгавшиеся в литературу, ломали старые эстетические представления, старые, относительно узкие, часто ограниченные семейно-бытовым миром масштабы повествования, сложившиеся в литературе XVIII века. Поэтому в конце XVIII -начале XIX века необычайно раздвигаются сюжетно-тематические масштабы английской литературы. «Паломничество Чайлъд-Гарольда» или «Дон Жуан» Байрона, «Королева Маб» и другие поэмы Шелли, произведения Д. Мура могут служить убедительным тому доказательством. На языке художественных образов романтики стремились выразить философские поиски своего времени, обозначить общие закономерности современного им духовного развития.

Английский революционный романтизм, выраставший на почве, насыщенной грозными общественными потрясениями, смог подняться до выражения острейших противоречий эпохи, по своему значению выходивших за пределы собственно Англии.

Естественно, что необычайное обострение общественных противоречий в Англии способствовало бурной реакции различных слоев английского общества на революцию 1789 года во Франции. В этой атмосфере, насыщенной грозой, зарождается романтическая литература. Романтические произведения данного периода свидетельствуют о том, что конфликты, вызванные французской революцией, столь глубокие по своему объективному всемирно-историческому значению и необозримые по своим связям и последствиям, требовали повествования, вынесенного на широкие географические и исторические просторы, тяготеющего к грандиозному, своего рода «панорамному» развертыванию сюжета.

Первый период развития английского романтизма совпадает с периодом французской революции. В этот период жестокие социальные последствия промышленного переворота, переплетающиеся с политическими последствиями французской революции, вызывают к жизни творчество группы писателей, образующих так называемую «Озерную школу» (С. Колридж, У. Вордсворт, Р. Саути), отражающую чаяния разоряемых классов.

«Озерная школа» поэтов («The lake school of poets») представляла собой идейное содружество английских поэтов, живших на северо-западе Великобритании, в так называемом Озерном крае. Деятельность поэтов Озерной школы и других английских романтиков той поры протекала во время завершавшегося промышленного переворота в стране и выработки новой системы взглядов на мир, на искусство в период, который подводил итог исканиям просветителей и открывал качественно новую страницу в истории лирической поэзии, связанную с эпохой романтизма. Поэты «озерной шко 97 лы» охотно покидали Лондон и жили в провинции, в Кезике, на берегу знаменитого озера, которое они часто воспевали и от которого получили свое название («лейкисты», от англ. lake - озеро). Жизнь и творчество трех поэтов связаны с Озерным краем, северными графствами Англии, где много озер. Поэты-лейкисты великолепно воспели этот край в своих стихах.

Созерцательная мечтательность - вот характеристическая черта этого нового направления английской поэзии. «Казалось, — точно замечает современный исследователь, - что среди бурь и грома грозной революционной и наполеоновской эпохи этот небольшой кружок лиц — один - сохранил в своих недрах мир и тишину. Поэзия этого кружка - зеркальная поверхность озера, спрятанного в лесу, едва заметной зыбью отражающая бушующий кругом ураган, сохраняя на глубине невозмутимый покой. Только что омраченная набежавшей тенью облака и зажженная огнем зари его поверхность — через минуту опять спокойна и прозрачна, отражая нежную зелень берегов и ясную лазурь неба» [Дмитриев-13 5].

С Озерным краем связано имя замечательного английского поэта Уильяма Вордсворта, который жил там с 1799 года до самой своей смерти в 1850 году (дер. Грасмиер). Позже, привлеченные соседством с У. Вордсвор-том, в Озерном крае поселились и два других поэта «озерной школы» - Сэмюель Колридж и Роберт Саути. В произведениях У. Вордсворта, родившегося в Озерном крае, навсегда запечатлены некоторые живописные виды Кэмберленда - река Деруэнт, Красное озеро на Хелвелине, желтые нарциссы на берегу озера Алсуотер, зимний вечер на озере Эстуэйт.

Художественное своеобразие творчества Сэмюеля Колриджа и характер освоения им эстетики фольклора

В истории английской поэзии и - шире - английской литературы Сэ-мюэль Тейлор Колридж (1772 - 1834) - одна из самых ярких и противоречивых фигур.

Творчество С. Колриджа неразрывно связано с историей английского романтизма. Он считается одним из талантливейших в той группе поэтов, которая основала в Англии новое поэтическое направление под названием «Озерная школа». Ближайшие предшественники этой школы чаще ограничи 139 вались в своем творчестве описаниями, рассуждениями, рассказами, порой ярко и выразительно изложенными, но всегда поверхностными, иногда просто пафосными. Их поэзия могла развлекать либо информировать читателя, но не умиляла и не поражала. Их темы были бедны, выбор слов ограничен, и зачастую было очевидно, что они воспринимают жизнь как красивую, но мертвую картину.

Своеобразие последовавшего позже английского романтизма обусловлено тем, что он развивался на почве традиционного сенсуалистического эмпиризма, характерного для английской философии. Эстетические воззрения С. Колриджа стали теоретической основой английского романтизма. Сложный и противоречивый путь духовных поисков и разочарований выдающегося английского романтика обусловил специфику его воззрений.

Начало творческой и человеческой биографии С. Колриджа было достаточно путаным, бурным и противоречивым. Духовное развитие поэта началось чрезвычайно рано. Еще в школьные годы он изучал историю философии и литературы. Среди философских трудов, к которым обращался С. Кол-ридж в период формирования собственных взглядов, были работы французских просветителей и английских философов XVII - XVIII столетий - Гоб-бса, Локка, Хартли, Пристли, Вольтера и Гельвеция, а также классиков немецкой идеалистической философии.

Раннее творчество С. Колриджа отличает интерес к социальным вопросам, осуждение правящих классов Британии. Он увлекся политикой и, в частности, идеями французской революции, под влиянием которых пишет свободолюбивое стихотворение «Взятие Бастилии» («Destruction of the Bastile», 1789, опубл. 1834). Однако, разочаровавшись во Французской революции, уже в 1794 совместно с Р. Саути С. Колридж создает антиякобинскую драму «Падение Робеспьера» («The fall of Robespierre»), в которой осуждается революционный террор.

К ранней лирике С. Колриджа можно отнести следующие стихотворения: «Сонет: осенней луне» (1788), «Женевьева» (1790), «Сонет к реке От 140 тер» (1793), «Пантисократия» (1795), «Соловью» (1795), «Эолова арфа» (1795), «Соловей» (1798) и другие произведения, разнообразные и выразительные. Так, к примеру, в «Сонете к реке Оттер» преобладают радостные и одновременно грустные настроения при прощании с детством, в «Женевье-ве» отчетливо видны шекспировские черты портрета смуглой дамы и сочная палитра чувственной неги будущих «Еврейских мелодий» Байрона.

Одной из основных черт, характерных для ранней лирики С. Колриджа, является то, что тема природы выступает в неразрывном единстве с темами радости, любви, дружбы, красоты в поэме-беседе «Соловей». Beside a brook in mossy forest-dell, By sun or moon-light, to the influxes Of shapes and sounds and shifting elements Surrendering his whole spirit, of his song )! And of his fame forgetful! so his fame Should share in Nature s immortality, A venerable thing! and so his song Should make all Nature lovelier, and itself Be loved like Nature! But twill not be so; And youths and maidens most poetical, Who lose the deepening twilights of the spring In ball-rooms and hot theatres, they still Full of meek sympathy must heave their sighs O er Philomela s pity-pleading strains. Возле ручья на стороне долины мшистой Под солнцем иль луной манящей ввысь, Становится природа многоликой. Исследуя свой дух, ты песен не страшись. И именем влечет и незабвенно Сливается в бессмертии природы 141 Почтенное Поэта провиденье! И песнь его легко округу приукрасит То милое и лучшее, что в наших долах есть, И будет так же взгляду он прекрасен Поэту, как природе - отдаем мы честь!

Такому не бывать, как жаль! Младых людей непостоянна верность, И мягкая весенних вечеров печаль Легко меняется на суету балов, концертов! И их сердца стучат, когда со сцены Услышат жалобную песню Филомелы. Лирический герой стихотворений и сам автор - это одно лицо, чувствующее и воспринимающее красоту природы. Природа для поэта - это счастье, она всегда безмятежна, спокойна и прекрасна. Природа находится в гармонии с миром человека. Здесь прослеживается связь эстетики С. Кол-риджа с его творчеством: концепция природы у поэта тесно связана с концепциями красоты и искусства. В искусстве поэт видит сокращенную формулу природы, которая всегда прекрасна.

Любовная лирика молодого С. Колриджа представлена стихами, посвященными его невесте Саре Фрикер («Поцелуй», 1793; «Вздох», 1794). Здесь торжествующее ожидание счастья, приведенное в замысловатой форме, омрачено смутным ощущением его невозможности.

Особая эмоциональная атмосфера ранней юношеской поэзии С. Колриджа создается удивительным умением поэта на какое-то время погрузиться в свой собственный мир, увидеть сложный, причудливый, изменчивый и загадочный облик художника, наделенного тонкой и ранимой душой («Боль», 1789; «Сонет о прощании со школой», 1791). При этом два главных героя этих произведений - «поэт» и «тот, кто им воспет», — прежде всего союзники. Благодаря С. Колриджу романтизм здесь на новом уровне возвращается к принципу средневековой поэтики. Центральным предметом средневековых руководств по стихосложению был сам поэт: какими дарами должен обладать поэт, чтобы создать поэтическое произведение. Так и в английской традиции поэт должен помнить «больше себя» себя же, но в «маске» «боговдох-новенного певца». При «возрождении» античного эпиникия «певец» выдвигается на первый план. Уже для первооткрывателей Пиндара, французских поэтов XVI века, главный герой оды - это поэт и его дар, что отчетливо прослеживается в соответствующих произведениях С. Колриджа.

Наиболее привлекательной стихотворной формой для С. Колриджа в юности был сонет. В 1794 - 1795 тт. он создает целый цикл «Сонетов, посвященных видным деятелям» (Пристли, Шеридану, Годвину, Костюшко).

Однако настроения и эмоциональное состояние самого С. Колриджа в это время были крайне сложными и противоречивыми. Противоречивость мировоззрения С. Колриджа этих лет проявилась в его «Сонетах и видных деятелях» («Sonnets on eminent characters», 1794 - 95) и в оде «Пламя, голод и убийство» («Fire, famine and slaughter», 1798), направленной против антинародной политики министра Питта. При этом в данных произведениях прослеживается связь «поэтической» и «политической» тем, но только не «неразрывная». Напротив, постоянная тенденция английской оды - именно к «разрыву» и утверждению «поэтической» темы за счет «политической».

Похожие диссертации на Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков