Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в "сказочных" произведениях Э.Т.А. Гофмана Тлевцежева Марият Аслановна

Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в
<
Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тлевцежева Марият Аслановна. Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в "сказочных" произведениях Э.Т.А. Гофмана : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09, 10.01.03.- Майкоп, 2006.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/1345

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Влияние фольклора на эволюцию его романтизма в немецкой литературе 11

Глава II Поздний немецкий романтизм в контексте фольклора 63

Глава III . Фольклорные мотивы в духовно-эстетическом и сюжетно-композиционном содержании произведений .Т.А. Гофмана 93

Заключение 135

Литература 139

Введение к работе

Историческими этапами в развитии немецкого романтизма были следующие: зарождение в 1798 - 1801 гг. йенского кружка, в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы литературного направления; появление после 1805 года гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820 -30-х гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 1850-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.

Основателями школы йенского романтизма считаются поселившиеся в 1796. в Йене братья Шлегели - Фридрих и Август Вильгельм. В Иенском университете братья Шлегели, Фихте и другие молодые преподаватели ведут борьбу с рутинерской профессурой, а в доме Шлегелей образуется своеобразный центр идеологической оппозиции. Частые посетители этого дома - Новалис (псевдоним Ф. фон Харденберга), физик Риттер, естествоиспытатель Стеффенс, философы Шеллинг и Фихте; из Берлина сюда часто приезжает начинающий молодой литератор Людвиг Тик. С Тиком, в свою очередь, тесной личной дружбой и общностью взглядов на литературу и искусство был связан В.Г. Ваккенродер. Близок был к этому кругу берлинский пастор и теолог Ф.Д. Шлейермахер. Гостем этого дома бывает и Гёте. На первых порах тесные личные и творческие контакты с братьями Шлегелями, особенно со старшим Августом, поддерживает Шиллер.

Романтическая литература ставит своей целью изображение индивидуального, то есть одноразового, неповторимого, того, что выходит за рамки общего, привычного и свойственного всем. Причем индивидуализируется и сам способ изображения, то есть каждый поэт

стремится к собственной «манере» выражения. Идея личности - одна из ключевых для всей романтической концепции, но в разных национальных и социальных формациях романтизма она существовала по-разному. Многообразие национальных формаций романтизма, различный характер этих национальных романтизмов на разных ступенях их исторического развития, их различные, порою противоположные политические устремления - все это затруднило поиски общих определений романтического направления. И все же к столь разным явлениям, как немецкий, английский, французский, русский романтизм, современники и потомки прикрепляли одно и то же название.

Знаменитое определение романтизма, сформулированное Марксом -«первая реакция на французскую революцию и связанное с ней Просвещение» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 32, стр. 44), -устанавливает ту грань, за которой возникло новое качество сознания, новое жизнепонимание, потребовавшее для себя нового термина. Термин предложили немецкие романтики. Формулировка Маркса, подчеркивающая в романтизме антипросветительские, иррационалистические моменты, в первую очередь касалась немецкого романтизма, с присущим ему противоречивым соотношением между напряженно-индивидуалистическим самосознанием и утверждением сверхличного, абсолютного начала. В разных формациях романтизма то «я», то «универсум» получают преобладающее значение.

Появление термина - момент всегда важный в истории любого движения. Термин закрепил определенное сочетание признаков культурного сознания и стиля, сложившихся на рубеже XIX века; в то же время он стал действовать ретроспективно, захватывая явления предшествующие. Так возникло впоследствии понятие предромантизма, затемнившее то обстоятельство, что именно позднее Просвещение выдвинуло идею народности (национальной самобытности), заложило основы историзма, боролось за раскрепощение и обновление литературной формы.

Найденный термин работал не только на прошлое, но и на будущее. Новым явлениям со всем их национальным своеобразием, в том числе явлениям, нередко уже связанным с новыми национально-освободительными движениями, присваивается то же название - романтизм. Многими своими чертами позднейшие национальные формации романтизма резко отличаются друг от друга и от своего немецкого предшественника. И все же существовало нечто общее в присущем разным романтизмам понимании личности. Это личность, действующая по законам своей метафизической природы, тогда как предметом реализма станет человек, детерминированный и подвластный общим закономерностям.

Для разных романтизмов существовали разные области высокого. У немецких романтиков это область сверхчувственного, бесконечности, абсолюта. Для байронизма это стихия мощного человеческого духа, метафизическая категория свободы (так, Байрону доступно и совершенно конкретное политическое понимание свободы). Для левого французского романтизма, связанного с утопическим социализмом, существует идеальная сфера христианско-социальной справедливости, религиозно окрашенного гуманизма и утопической гармонии; ей противостоит, в качестве низкой действительности, мир социального зла и несправедливости. Несмотря на свой интерес к людям социальных низов, левый французский романтизм сохранял всю интенсивность индивидуализма, но только в демократическом его варианте. «Отверженные» Гюго при всей запоздалости -монументальный памятник этого романтизма. Герои «Отверженных» - не просто бедные люди, «маленькие люди», но маленькие люди в гигантских масштабах.

В историко-литературных и критических работах ряда буржуазных ученых эстетика романтизма, с одной стороны, противопоставляется эстетике реализма, а с другой - рассматривается как предтеча модернистской эстетики XX века. Герман Гессе оставил после себя и много литературо-

ведческих работ - эссе, рецензий. Он посвящал их как деятельности отдельных поэтов и писателей, так и некоторым литературным направлениям. Одной из таких работ является эссе «Романтика и неоромантика» (1900). В этом эссе двадцатитрехлетний Гессе рассматривает несколько основных проблем романтизма и, прежде всего то, что понимали под понятием «романтический» сами ранние романтики.

Литература, посвященная жанру литературной романтической сказки в Германии, многообразна. Здесь следует упомянуть монографии Р.Бенца «Сказочное творчество романтиков», Г. Штеффена «Сказочное творчество в эпоху Просвещения и романтизма», Г. Тодсена «О развитии романтической литературной сказки». Для данного исследования необходимым является уяснение того, каким образом Э.Т.А.Гофман, учитывая историческую поэтику жанра, связал воедино в осмыслении событий своих сказок романтическую философию, сказочный оригинальный вымысел и мифологические мотивы.

Теме немецкого романтизма посвящено много отечественных исследований и научных работ1. Наиболее известными из них по праву являются работы Н.Я.Берковского «Романтизм в Германии» и В.М.Жирмунского «Немецкий романтизм и современная мистика». Большое внимание немецкому романтизму уделено и в «Истории зарубежной литературы XIX в.» (под редакцией Я.Н.Засурского и С.В.Тураева). Книга Ф.П.Федорова «Романтический художественный мир: пространство и время» (1989) представляет собой фундаментальный труд по изучению

1 См.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Худож. лит., 1973. - 568 с; Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. - М., 1975; Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1972; Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб: Аксиома; Новатор, 1996. - 231 с; Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992; Некрасова Т.Е. Творчество Г.Гессе и традиции немецкого романтизма. - Фрунзе, 1987; Тураев СВ. Немецкая литература // История всемирной литературы. - Т. 6. - М.: Наука, 1989; и др.

художественного мира немецкого романтизма. Исследователь отмечает неизбежность теории мифологии в раннеромантическом мироощущении, показывает, что каждый персонаж, каждый предметно-чувственный образ у авторов представляет собой символ, миф.

В статьях А.В.Карельского «Повесть романтической души» (1977) и А.Б. Ботниковой «Сказка немецкого романтизма» (1980) романтическая теория «новой мифологии» исследуется в связи с основополагающими проблемами эволюции романтического творчества, подчеркивается неизбежность обращения романтиков к сказке.

Также К.Г.Шаззо в своей монографии «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) затрагивает эстетику немецкого романтизма, упоминая творчество Э.Т.А.Гофмана.

Из диссертаций следует отметить работу Е.В.Карабеговой «Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и ее развитие от йенских романтиков к Э.Т.А.Гофману» (1984). Е.В.Карабегова прослеживает развитие жанра литературной романтической сказки с опорой на миф -основополагающий элемент сказки.

Обзор научной литературы по истории вопроса привел к выводу, что дальнейшего исследования требуют вопросы по проблемам философии раннего немецкого романтизма и образного языка сказки, роли сказки в романтической эстетике, повести и новелле Э.Т.А.Гофмана. Сказочность стала способом раскрытия художественного мира писателя. В сказке сочетаются и особые принципы художественного построения материала, и специфические черты мировоззрения автора. Сравнение сказочных новелл писателя и его современников поможет выявить и подчеркнуть особенности восприятия художественного мира немецкого романтизма. Таким образом, актуальность данного научного исследования очевидна.

Основной целью представляемого к защите исследования является выявление роли немецкого фольклора в композиционной и художественно-изобразительной системе произведений Э.Т.А.Гофмана.

Задачи исследования:

  1. определить структурные, жанрово-композиционные и стилистические особенности произведений, относящихся к раннему (йенскому) (Фр.Шлегель, Гессе, Новалис, Л.Тик, В. Ваккенродер) и позднему немецкому романтизму (братья В.Гримм и Я.Гримм, Клейста, Брентано, Арнима и др.) в контексте наличия в них традиционного фольклорного начала;

  2. проследить процесс и результаты отображения в теории романтической новеллы Э.Т.А.Гофмана и в его художественной прозе фольклорной основы, своеобразной структуры немецких сказок;

  3. выявить, каким образом произведения Э.Т.А.Гофмана могут быть соотнесены с развитием жанра немецкой романтической новеллы, соотнося его произведения с творчеством других немецких романтиков.

Таким образом, научная новизна заключается в том, что до последнего времени в отечественном и зарубежном литературоведении, за исключением некоторых частных работ, не было представлено комплексного решения данных проблем, включающего в себя и художественный, и философский, и мифологический аспекты изучения новелл Э.Т.А.Гофмана. Эти проблемы и являются центральными в данном исследовании.

Объектом исследования, таким образом, выступает личность и литературное творчество немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана.

Предметом исследования избран процесс формирования и последовательного развития литературного таланта Э.Т.А.Гофмана, преимущественно в период позднего романтизма.

Материалом для исследования являются прозаические произведения Э.Т.А.Гофмана, в основном, новеллы и повести.

Методы исследования. В работе использованы принципы историко-литературного и сравнительно-типологического анализа в определении границ жанрового комплекса, сюжетных сказочных мотивов.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных фольклористов и литературоведов (Н.Я.Берковский, В.Гримм, Я.Гримм, А.С.Дмитриев, В.М.Жирмунский, А.В.Карельский, Е.М.Меле-тинский, В.Я.Пропп, С.В.Тураев, Д.Чавчанидзе и др.).

Практическое значение работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории немецкого романтизма, в соответствующих спецкурсах и спецсеминарах по проблемам как раннего, так и позднего немецкого романтизма, при издании и комментировании произведений Э.Т.А.Гофмана.

Материалы диссертации были апробированы на ежегодных региональных конференциях по проблемам взаимодействия фольклора и литературы в Адыгейском государственном университете (Майкоп), Карачаево-Черкесском государственном университете (Карачаевск), Майкопском государственном технологическом университете и др.

По теме диссертации опубликовано две монографические работы объемом 7 п.л.

Объем и структура диссертации. Основной текст диссертации составляет 138 страниц. Список использованной литературы включает 206 наименований. Диссертация состоит из введения, 3 глав и заключения.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Фактор сказочности выступает в качестве характерной особенности поэтики раннего немецкого романтизма, возникновению которого предшествовало появление «мифологической школы».

  2. Поздние романтики в целом восприняли и углубили антикапиталистическую направленность раннеромантической

эстетики. Именно поздние романтики обогатили немецкую национальную культуру, черпая из сокровищницы национальных легенд, сказаний, песен. 3. Становление и развитие образной системы, композиции и проблематики произведений Э.Т.А.Гофмана происходило на основе контаминации или полемики индивидуального, базирующегося на фольклорных принципах, мировидения автора с художественным мышлением других романтиков -предшественников и современников.

Влияние фольклора на эволюцию его романтизма в немецкой литературе

На протяжении всей истории собственного развития романтизм как литературное течение глубоко осмыслил и ярко выразил идеи и духовные ценности, полярные «страшному миру». По замечанию Ф. Шеллинга, «у ранних немецких романтиков человеческий дух был раскован, романтизм считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно»1. И, возможно, как раз с этой идеологической и художественной особенностью романтизма как течения связано частое упоминание жанра сказки.

Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде мировых литературоведов зреет интерес именно к подлинным национальным сказкам - как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения так называемого «настоящего» народа, его поэтического творчества, а значит и могущим способствовать формированию национального литературоведения. В то время считалось, что формирование национальной литературной школы возможно только в условиях существования литературы «подлинно народной», для этого, собственно, и нужно было разобраться в том, что за истоки у национальной духовности, у национального характера.

В процессе эволюции сказка приобретает достаточно жесткую структуру, занимает своу нишу среди фольклорных, а позже и литературных Как известно, фольклорный жанр - это ряд или совокупность памятников, объединенных общностью своей поэтической системы. Специфика сказочного жанра выражается в том, что в действительность рассказываемого ни исполнитель, ни слушатель не верят.

Мотивировки действий в произведениях фольклора можно понять, обратившись к мифам и ритуалам, которые являются прародителями фольклорных жанров. Мифы и тесно связанные с ними ритуалы посвятительного и инициального типа, потеряв сначала тесную связь между собой, и, как следствие, такие определяющие черты мифа как сакральность, безусловную веру слушателя и рассказчика и т. д. - но, сохранив свои мотивы, сюжеты и героев - трансформировались в сказку волшебную.

Мифологические мотивы составляют ядро классической европейской сказки, среднюю часть композиции, а социально-бытовые мотивы выступают в функции обрамления, адаптируют сюжет к восприятию определенной аудиторией. По мнению Е.М. Мелетинского, происхождение сказки из мифов не вызывает сомнений1, что касается волшебной сказки, то ее происхождение связывают с мифологическими мотивами, сопряженными с ритуалами посвятительного типа. Как отмечает В.Я. Пропп, «волшебная сказка обязана посвятительным ритуалам рядом важнейших символов, мотивов, сюжетов и отчасти своей общей структурой» . Помимо ритуальных источников на жанровую форму волшебной сказки и на своеобразие сказочной фантастики оказали влияние первобытные фетишистские, тотемические, магические представления. Е.М. Мелетинский вычленяет следующие ступени трансформации мифа в сказку: - десакрализация; - ослабление строгой веры в истинность мифических событий развитие сознательной выдумки; - потеря этнографической конкретности; - замена мифологических героев обыкновенными людьми, мифологического времени сказочно-неопределенным; - ослабление или потеря этиологизма; - перенесение внимания с коллективных судеб на индивидуальные, с космических событий на социальные1. Мифы и ритуалы в архаических обществах не всегда взаимосвязаны и взаимозависимы, но для мифов, тесно связанных с ритуалами, разрыв таких связей становится ступенькой на пути превращения мифа в сказку. Миф, уже не связанный с ритуалом, становится достоянием широкого круга «непосвященных слушателей», что приводит к акцентированию в рассказываемом вымышленных и развлекательных моментов. Соответственно вера в рассказываемые события ослабляется, открывая путь для выдумки.

В архаическом фольклоре сказочная фантастика также «этнографична», как и в мифах, но в классической европейской волшебной сказке фантастика оторвана от племенных верований, создается достаточно условная поэтическая мифология сказки. По мере движения от мифа к сказке сужается «масштаб» повествования - интерес переносится на личную судьбу героя. Цель героев не космически важные элементы природы и культуры, а пища, женщины, чудесные предметы - все, что может способствовать благополучию героя. В сказке ничто не возникает, не появляется, не сотворяется впервые - все только перераспределяется героем, как правило, в свою пользу. Сказочные герои - это уже не мифологические полубоги-демиурги, высокое происхождение героя имеет чаще всего социальные формы. Процесс демифологизации делает героем нарочито социально-обездоленного персонажа.

Время сказки неопределенное, так же, как и место. Как отмечает С. Б. Адоньева, сказочное повествование представляет собой последовательность ситуаций, каждая из которых воспринимается как происходящая в данный момент1. Если же ситуация удалена, то герой предпринимает перемещение -во времени или в пространстве, не свойственно сказке только мысленное перемещение героя. Время сказка начинается с «вмешательства иррациональных сил в человеческую жизнь» (М. М. Бахтин), это могут быть как объективные, так и субъективные события - нарушения запрета или немотивированные действия какого-либо персонажа, смерть... Способ изображения событий в пространстве и во времени, представленный в сказке, обусловлен культурно-психологическим представлением о пространстве и времени, характерным для традиционного мировидения. Фольклорная модель мира заключается в ценностном подходе к пространству и времени.

Источником глобальных коллизий в мифе служит нарушение семейно-брачных отношений, последствия неадекватных поступков героев отражаются на племенном благополучии в космическом масштабе. В волшебной сказке семья сказочная как раз и является символом «большой семьи» - племени, народности, человечества.

Фрейдисты рассматривают мифологические и сказочные сюжеты как опосредованное выражение исключительных психологических ситуаций и реализацию сексуальных влечений, возможных в историческую эпоху образования семьи. Отто Франк связывает трансформацию мифологических сюжетов в сказочные с упорядочиванием семейно-родовых отношений. На верхушке семейной иерархии в патриархальном обществе находится отец, и сказка недвусмысленно разворачивает сюжет в интересах патриарха-отца. Сексуальное соперничество матери и дочери из-за отца вуалируется тем, что мать заменяется мачехой. Е. М. Мелетинский отмечает, что «семейно-социальные мотивы в сказке в целом могут быть расценены как новообразование, дополнившее более древнюю, собственно мифологическую основу» .

Поздний немецкий романтизм в контексте фольклора

В течение всего XVIII века просветительская идеология и философия, возвышая человеческий разум до ранга высшего судьи, подготавливали умы для приближающейся революции. Эта революция, совершившаяся во Франции, уничтожила феодально-сословное неравенство и тем самым словно создала реальную основу для свободного развития творческих возможностей индивида. Во всяком случае, в самый первый момент своего торжества она подарила молодому поколению головокружительное ощущение раскованности и свободы. Не случайно многие из тех, кого чуть позже назовут романтиками, приветствовали ее начальные шаги. На этот энтузиазм наслоилось мощное влияние немецкой идеалистической философии (в частности, философии Фихте), вообще провозгласившей первенство сознания, духа над жизнью, материей.

Однако очень скоро к романтикам пришло разочарование, как в идеях Просвещения, так и в результатах французской буржуазной революции. Поэтому уже после 1806 года романтизм вступает во вторую фазу своего развития. Существенное влияние на формирование новых принципов оказало развернувшееся в Германии антинаполеоновское движение за национальную независимость. В национально-освободительное движение были вовлечены все классы и слои общества - дворянство, буржуазия, мелкое бюргерство, интеллигенция, плебейские слои. Однако возглавить это движение удалось дворянству и крупной буржуазии, которые были заинтересованы в том, чтобы вместе с наполеоновским господством ликвидировать буржуазные нововведения в стране и сохранить власть в руках феодальной аристократии. Те существенные изменения, которые повлекла за собой для Германии, как и для всей Европы, бурная эпоха наполеоновских и антинаполеоновских войн, внесли новые черты в характер немецкого романтизма. Наряду с дальнейшим развитием романтической традиции, заложенной в деятельности иенских романтиков, важнейшую роль здесь сыграла антинаполеоновская освободительная борьба 1806 - 1813 гг.

Значительный рост национального самосознания немецкого народа, который наблюдался в этот период, происходил на пике национализма, что обусловило усиление в позднеромантической эстетике консервативных тенденций. Этому способствовала и окончательная победа реакционных сил, реставрация в Германии в 1815 - 1830 годах феодальных отношений, хотя и в капиталистически модернизированном виде.

Характер немецкой литературы 30-х годов резко изменяется по сравнению с литературой 10 - 20-х годов. В своей знаменитой работе «Романтическая школа» Гейне подчеркивал: «Со смертью Гёте в Германии начинается новая литературная эпоха; с ним ушла в могилу старая Германия, век аристократической литературы пришел к концу, начинается демократический век»l. И действительно, основные явления в немецкой литературе 30-х годов свидетельствуют о ее определенной демократизации по сравнению с предшествующим этапом развития. Причем эти новые тенденции сказались, прежде всего, в идейно-эстетической эволюции Гейне.

Теоретические искания, философско-эстетические проблемы, столь насыщавшие поиски ранних романтиков, отходят теперь на задний план. Поздний романтизм вступает в этап более конкретного художественного мышления, отражая при этом общую тенденцию романтизма к охвату объективных явлений действительности. Одним из центральных акцентов становится национальная немецкая традиция, связанная с патриотическим подъемом национального самосознания немецкого народа в борьбе с иноземной оккупацией. Именно поздние романтики обогатили немецкую национальную культуру, черпая материал из сокровищницы национальных легенд, сказаний, песен. Опираясь на народную песенную традицию, полное обновление и необычайный расцвет в творчестве Брентано, Мюллера, Эйхендорфа, Гейне, Уланда, Шамиссо переживает немецкая лирика. Блестящее развитие в творчестве получает традиция немецкой новеллистики, восходящая к произведениям раннего Тика.

Вслед за Дж.Вико и И.Г.Гердером романтики глубоко интересовались неповторимым в нации (своеобразными, первоосновными чертами национального характера, особенностями национального духа и культуры), а также своеобразием и самоценностью различных исторических эпох. Требование историзма и народности искусства, верного воссоздания колорита места и времени - одно из важнейших непреходящих завоеваний романтической теории искусства. Историзм мышления романтиков особенно наглядно и целостно реализовал себя в созданном ими жанре исторического романа (Ф.Купер, Виньи, В.Гюго и перераставший рамки романтизма В.Скотт), в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье). Бесконечное разнообразие местных, эпохальных, национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело в глазах романтиков определённый философский смысл: оно было обнаружением богатства единого мирового целого - универсума.

Вообще романтический мыслитель, особенно поздний отражает в себе слепоту истории, непознанную суть исторического развития. Однако содержание романтической мысли таково, что в ней всегда оказывается живое, напряжённое движение истории. От романтизма в целом неотделим провозглашенный и пережитый «энтузиазм» - чувство сопричастности развивающемуся и обновляющемуся миру, включенности в стихийно-безостановочный поток жизни, в мировой исторический процесс, ощущение скрытого богатства и неисчерпаемых возможностей бытия. Глубине и всеобщности разочарования в действительности, в возможностях цивилизации и прогресса полярно противополагается тяга к «бесконечному», к идеалам абсолютным и универсальным. Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех её противоречий. Страстная, всезахватывающая жажда обновления и совершенства - одна из важных особенностей романтического миросозерцания. «Поскольку человечество движется, оно приближается к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. де Виньи).

LINK3 . Фольклорные мотивы в духовно-эстетическом и сюжетно-композиционном содержании произведений .Т.А. Гофмана LINK3 Становление образной системы, композиции и проблематики произведений Э.Т.А.Гофмана происходило на основе контаминации или полемики индивидуального, базирующегося на фольклорных принципах, мировидения автора с художественным мышлением предшественников и современников.

В строгом смысле основная категория творчества Э.Т.А.Гофмана -романтическое двоемирие (трагический разрыв между мечтой, которая недостижима, и реальностью, которая неприемлема) было декларировано «отцами» немецкого романтизма - писателями Ф.Шлегелем, Новалисом, Л.Тиком и др. Однако романтическое двоемирие ранних романтиков не носило характера истинного трагизма. Вот мнение о творчестве немецкого писателя Э.Т.А.Гофмана современного литературоведа Д.Чавчанидзе: «Для великих романтиков, среди которых Гофман занимает одно из самых почетных мест, остались загадкой больно ранившие их противоречия жизни. Но они первые заговорили об этих противоречиях, о том, что борьба с ними -борьба за идеал - самый счастливый удел человека. И едва ли не громче всех звучал среди них голос Гофмана»1.

Можно выделить целый ряд художественных особенностей основанного на фольклоре романтизма, нашедших свое отражение в творчестве Гофмана, к примеру, одушевление природы благодаря употреблению метафор, олицетворения; воспевание темы странничества, вызванного страстью к движению, к переменам, уход в природу. Это и необычайная музыкальность лирических произведений, связь с народной песней и наличие присущих ей задушевности и простоты; существенное внимание к личности, ее универсальности; выдвижение на первый план личности художника - поэта, музыканта, живописца.

Так, одно из собственных определений понятию многогранному «поэт» писатель дает в своей новелле «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) устами доброго волшебника Проспера Альпануса, обращающегося к центральному герою Бальтазару: « ... я люблю юношей, у которых, подобно тебе, любезный Бальтазар, в чистом сердце заключено нетерпеливое стремление и любовь, в чьих душах находят отзвук те величественные аккорды, что доносятся из дальней, полной божественных чудес страны -моей родины. ... в эти мгновения ты и впрямь постигаешь чудесные голоса природы, ибо в твоей собственной душе возникает божественный звук, порожденный дивной гармонией сокровеннейших начал природы. Так как ты играешь на фортепиано, о поэт, то тебе, верно, известно, что взятому тону вторят все ему созвучные. Этот закон природы взят мною не для пустого сравнения ... » .

Вообще музыка играла в творчестве романтика Гофмана огромную роль. Образ музыканта был для Гофмана синонимом мечтателя, и этот образ проходит через большинство его произведений, противопоставляется пошлому мещанину-филистеру. Странствующий музыкант, благородный энтузиаст, непрактичный в быту, презирающий материальные блага, он любит искусство и в нем находит высочайший смысл жизни. Герой «музыкант» - человек неограниченных творческих возможностей, стремящийся душой к идеалу, чувствующий себя неуютно в материальном мире. Именно поэтому любимые герои Э.Т.А. Гофмана крайне неуклюжи -наступают на подол дамам, роняют чернильницы, спотыкаются и наступают на лужи, как студент Ансельм из «Золотого горшка».

Как и другие романтики до него, Гофман развивает тему Востока, пишет о любви и о юношеских страданиях. Как Гете и Новалис, Гофман активно использует тему единства жизни и смерти как целостного процесса, пишет философскую лирику, отражающую проблемы бытия. Принадлежность Э.Т.А. Гофмана к фольклорно-насыщенному романтическому течению проявляется в портретных характеристиках персонажей, изобилующих красочными эпитетами и выразительными сравнениями. К примеру, девушка, испуганная поведением черного кота в новелле «Золотой горшок»: « ... ей казалось, что ледяные когти впиваются в ее сердце ... » . Либо восхищение рассказчика в новелле «Дон Жуан», выражаемое с помощью традиционных средств выразительности: « ... никто не мешает мне всеми фибрами души, точно щупальцами полипа, охватывать и вбирать в себя исполняемое с таким совершенством великое творение» 2 и столь же сильный, но прямо противоположный по окрашенности эффект от другого яркого эпитета: « .. . в нее, точно мерзкое, изрыгающее смертельный яд чудовище, впилось сознание, что она погибла» . Или нечто подобное и столь же выразительное в рассказе Э.Т.А.Гофмана «Песочный человек»: «И тут безумие впустило в него огненные свои когти и проникло в его душу, раздирая его мысли и чувства» .

Похожие диссертации на Фольклор как содержательный и формообразующий фактор немецкого романтизма и художественная специфика его использования в "сказочных" произведениях Э.Т.А. Гофмана