Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Якутские загадки: семантика и структура Филиппова, Варвара Васильевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филиппова, Варвара Васильевна. Якутские загадки: семантика и структура : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Филиппова Варвара Васильевна; [Место защиты: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН].- Улан-Удэ, 2012.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1025

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что загадки рассматриваются как своеобразная кумулятивная ниша культурно значимой информации, соотнесенной с картиной мира.

Загадка, состоящая из двух взаимосвязанных частей, является, по признанию современных фольклористов, идеальным образцом семиотической структуры и еще в прошлом веке стала объектом изучения семиотики фольклора. Однако на современном этапе в фольклористике до сих пор отсутствуют работы, рассматривающие якутские загадки в семиотическом аспекте. Загадки как неотъемлемая часть богатейшего архаичного фольклора народа саха являются благодатным материалом для структурно-семиотического исследования.

Степень изученности темы. Семантическую структуру загадки изучали Е.М. Мелетинский, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, Т.Я. Елизаренкова, Т.В. Цивьян, Г.Л. Пермяков, Ю.И Левин, Э. Кенгэс-Маранда, А.Н. Журинский, А.И. Гербстман, С.П. Соловьева-Ойунская.

Ю.И. Левин загадку определяет как текст, денотатом которого служит некоторый объект, в самом этом тексте явно не названный. Э. Кенгэс-Маранда не отрывает образную часть загадки от ответа и утверждает, что между собственно загадкой и отгадкой существует тесная связь. Соположение этих двух сравнивающихся и соотнесенных компонентов образует метафору. В синхронном плане и некоторой методологической параллели с идеями Г.Л. Пермякова, работы которого посвящены основным смысловым оппозициям окружающего мира в пословицах, загадки изучались А.Н. Журинским. Современная паремиология во многом ориентируется на работу Т.Я. Елизаренковой и В.Н. Топорова о ведийской загадке типа brahmodya. Анализ этой работы приводит к мысли, что, на самом деле, не макромир описывается через реалии микромира, а макромир равен и тождествен микромиру.

Одной из главных задач изучения загадки, по словам Ю.М. Лотмана, является расшифровка ее скрытого мифо-обрядового каркаса, так как семиосфера паремий состоит из элементов, стабильно закрепленных в ее пространстве, и элементов, обладающих относительной свободой перемещения. Е.М. Мелетинский обращает внимание на то, что подобно мифу, загадка – это средство концептуализации мира, который находится вокруг человека и в нем самом. Как отмечает Т.В. Цивьян, словник корпуса загадок соответствует алфавиту модели мира.

В звуковом сближении слов текста загадки максимально проявляется образное восприятие денотата. Так, фонетическое строение народной загадки исследуется в работе А.И. Гербстмана «О звуковом строении народной загадки», анаграмма в загадках рассматривается Т.Я. Елизаренковой, В. Н. Топоровым, W. Eismann.

Среди классификаций якутских загадок выделяются работы Г.У. Эргис и С.П. Ойунской. Примечательно, что С.П. Ойунская в качестве отдельной группы представляет тему «Скотоводство»: коневодство и разведение рогатого скота были основным занятием народа саха. Г.У. Эргис загадки о предметах скотоводства совмещает с паремиями об орудиях труда, жилище, бытовых предметах (группа «Жилище и предметы домашнего обихода»).

Наиболее полным и единственным специализированным исследованием якутских загадок является монография С.П. Соловьевой-Ойунской «Якутские загадки. Специфика жанра» (1992). Автор рассматривает тематическую систему загадок, пути стадиально-исторического развития жанра и его генетическую связь с другими фольклорными жанрами, выявляет национальное своеобразие и средства художественной выразительности паремий, показывает социальную, функциональную и этико-воспитательную роль загадки в жизни народа. Книга раскрывает картину среды бытования и распространения загадки, генезис жанра, факты заимствования.

Поэтика якутских загадок исследована М.Н. Дьячковской в работе «Аллитерация и рифма в якутской поэзии. Проблемы эволюции и классификации» (1998).

Семиотический аспект изучения якутских фольклорных текстов на материале языка и культуры предложен Л.Л. Габышевой (2003). Автор раскрывает семантику и семиотические функции ключевых слов и символов культуры якутов, реконструирует некоторые аспекты мифопоэтической картины мира с привлечением обширного сравнительно-исторического и фольклорного материала, в том числе и корпуса якутских загадок.

Выявлению ключевых метафор в загадках посвящена работа В. Костырко «Многозначность формул якутской загадки и проблема базовых метафор культуры». Исследователем совершен семиотический анализ культурной информации, заключенной в тексте загадок о луне, лунном свете и серьгах.

Целью исследования является описание семантики и структуры якутских загадок на основе их комплексного анализа.

В соответствии с намеченной целью ставятся следующие задачи:

определение структуры тезауруса традиционных загадок в соотнесении с языковой картиной мира и этнокультурными стереотипами поведения якутов;

классификация отгадок по грамматической и семантической структуре;

выявление и описание ключевых образов денотатов якутских загадок;

определение ключевых признаков денотатов и описание их семантической структуры;

анализ семантики номинаций денотатов в широком фольклорном и культурно-этнографическом контексте;

описание фоносемантической структуры якутских паремий и выявление системы звуковых приемов;

классификация фонетических приемов, шифрующих денотат или имя отгадки.

В качестве объекта изучения выступают традиционные якутские загадки. Предметом являются тезаурус, культурные коды, функционирующие в якутских загадках, фоносемантическая структура текста загадок.

Теоретико-методологическую основу работы составили положения трудов В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана. Для исследования были важны наблюдения и выводы по якутскому фольклору, сделанные В.Л. Серошевским, Э.К. Пекарским, А.Е. Кулаковским, Г.У. Эргисом, С.П. Ойунской, А.И. Гоголевым.

В процессе работы используются структурно-семиотический, описательный, статистический методы и этимологический анализ. Структурно-семиотический метод помогает анализировать загадки как целое, состоящее из нескольких функциональных блоков – в нашем исследовании выявлены ключевые культурные коды загадок; такой подход раскрывает глубокие семантические связи между загадкой и ее денотатом. Описательный метод применяется для классификации и представления в работе самих загадок. Статистический метод используется при определении частотности тех или иных кодов. Этимологию слов мы выясняем при анализе внутренней формы метафор, семантики собственных имен, номинаций масти животных и т.д.

Материалом исследования послужил сборник С.П. Ойунской «Саха таабырыннара. Якутские загадки» (1975) объемом 2855 паремий, представляющий собой систематизированный свод загадок с параллельным переводом на русский язык. В этот сборник включены загадки из ранее опубликованных изданий, в том числе, из архива Якутского научного центра СО АН. Отметим, что первые письменные сведения о якутских загадках появились в середине XIX века в трудах О.Н. Бетлингка «О языке якутов» (1851) и Р.К. Маака «Вилюйский округ Якутской области» (1887). Значительное место среди ранних изданий принадлежит исследовательской работе И.А. Худякова «Верхоянский сборник. Якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также русские сказки и песни, записанные в Верхоянском округе И.А. Худяковым» (1890), в которой зафиксировано 320 загадок в русском переводе. Оригиналы текстов загадок И.А. Худякова Э.К. Пекарский включил в «Образцы народной литературы якутов» (1918). Якутские загадки публиковались в исследованиях В.Л. Приклонского (1890), В.Л. Серошевского (1896), С.В. Ястремского (1900, 1929), Н.Н. Толоконского (1914), Э.К. Пекарского (1928), М.Н. Ионовой и М.И. Пуговкина (1936), Г.У. Эргиса (1974). На якутском языке загадки были опубликованы в книге Г.М. Васильева и Х.И. Константинова «Саха норуотун айымньыта». (Творчество якутского народа) (1942), в хрестоматии Д.К. Сивцева-Омоллоона «Саха фольклора» (Якутский фольклор) (1947). Из архивного рукописного фонда Якутского филиала СО АН С.П. Ойунской использованы фольклорные записи А.И. Кондакова, сделанные в 1907 – 1915 гг, Т.А. Васильева (год собирания – 1919), С.А. Новгородова (1922 – 1923), П.В. Слепцова (1924), С.И. Корякина (1924), И.П. Сойкконен (1927), Н.Д. Неустроева (1929 – 1930), И.В. Попова (1928 – 1930), А.А. Саввина (1938).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Каждая глава включает в себя два раздела, которые членятся на параграфы.

Научная новизна работы заключается в том, что в ходе исследования впервые проанализированы якутская загадка как семиотический объект и связи между ее составляющими, отгадкой и образной частью.

Система и структура существующего тезауруса доработана в соответствии с народной языковой таксономией предметов окружающего мира, в результате чего тезаурус традиционных якутских паремий показан как мир сакрально-значимых объектов. Последовательность разделов тезауруса представлена в соответствии со структурой описания мифопоэтической картины мира в якутских фольклорных текстах.

Впервые выявлены и описаны культурные коды якутских загадок: антропоморфический, зооморфный, предметный, анатомический, числовой и цветовой. Культурные коды в загадках мы подразделяем на ключевые образы и ключевые признаки денотата, где ключевой образ является означающим, то есть метафорой денотата, а ключевые признаки наводят на отгадку посредством явной подсказки, описывая внешний вид, манеру поведения, цветовые и количественные характеристики денотата. В рамках диссертационного исследования под основными признаками базисного культурного кода понимается частотность, универсальность (встречается в других жанрах фольклора), устойчивость и сквозной характер (используется во всех тематических разделах тезауруса загадок).

В работе впервые проведен анализ фоносемантической организации текстов загадок, шифрующих денотат или имя отгадки посредством звуковых приемов аллитерации, анаграммы и ономатопей, передающих звуки явлений природы, флоры и фауны, а также звукоподражаний, имитирующих звуки трудовых процессов и действий человека. Нами исследуются также артикуляционные особенности текста паремий, являющиеся фонетической подсказкой имени денотата.

Теоретическая значимость состоит в том, что данная работа открывает перспективы сравнительного и сопоставительного изучения якутских загадок с корпусом паремий других народов. Исследование вносит вклад в дальнейшую разработку таких понятий, как ключевой культурный код, картина мира, тезаурус, фонетическая структура текста, звуковой образ, анаграмма и т.д.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что ее положения и выводы могут использоваться при подготовке публикации сборников загадок, а также при составлении учебно-методических пособий по фольклористике и культурологии для высших и средних специальных учебных заведений; в практике преподавания фольклора в ВУЗе и школе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Тезаурус якутских загадок связан со структурой мифопоэтической картины мира, представленной в якутских фольклорных текстах, и отражает народную языковую таксономию предметов и явлений окружающего мира; в загадках особое внимание уделяется анатомо-физиологическим процессам (вынашивание плода, рождение, кормление).

2. Многочленные отгадки представляют целые фрагменты мифопоэтической картины мироздания (небо, солнце, луна, звезды), а также могут описывать типичные ситуации, связанные с трудом скотовода и охотничьим промыслом.

3. Ключевыми для якутских загадок культурными кодами являются антропоморфический, анатомический и зооморфный коды, выделенные на основе их высокой частотности, универсальности и сквозного характера.

4. Внутренняя форма ключевых культурных кодов загадок связана с образом мира якутов-скотоводов, которые видели мир сквозь призму анатомии; широкое употребление терминов родства, принадлежащих к древнейшему пласту лексики, свидетельствует о патриархальном укладе жизни якутской родовой общины.

5. Тезаурус загадок как мир сакрально-значимых предметов отражает мифологемы неба, солнца, луны, коня, рождения и смерти; культурные коды содержат мифологемы мирового древа, мировой оси, коня, птицы, матери и т.д. Антропонимы персонажей якутской мифологии используются как подставные имена денотатов загадок.

6. Имя отгадки шифруется посредством звуковых приемов аллитерации, анаграммы и ономатопей, передающих звуки явлений природы, флоры и фауны, действий человека, а также звукоподражаний, имитирующих бытовые звуки и звуки, возникающие в трудовых процессах; артикуляционные особенности текста загадок также служат подсказкой имени денотата.

Апробация результатов исследования. Сформулированные в исследовании концептуальные положения были изложены автором на 7 международных конференциях: «Эпическое наследие и духовная культура народов Евразии: истоки и современность» (Якутск, 2007), «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2009, 2011), «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2010), «Наука и современность» (Новосибирск, 2010, 2011), «Ломоносов – 2011» (Москва, 2011); на 3 Всероссийских конференциях с международным участием: «Актуальные проблемы функционирования, преподавания и изучения русского языка и литературы в современных условиях» (Якутск, 2008), «Актуальные научные проблемы» (Екатеринбург, 2010), «Филология и образование: от Ломоносова до наших дней» (Якутск, 2011); на 5 республиканских конференциях и форумах: «Языковая ситуация и проблемы межкультурной коммуникации» (Якутск, 2007), научно-практический семинар молодых ученых «Коренные народы Якутии: историко-культурологические, социально-экономические, медико-генетические, этноэкологические проблемы» (Якутск, 2008), форум научной молодежи «Молодые педагоги – образованию Якутии», посвященный году академика В.П. Ларионова (Якутск, 2008), Афанасьевские педагогические чтения (Якутск, 2008), «Проблема духовно-нравственного воспитания на современном этапе» (Якутск, 2011). Художественная авторская обработка материала якутских загадок из сборника С.П. Ойунской была удостоена номинации победителя конкурса социокультурных проектов Республиканского молодежного образовательного форума «Якутия молодая – 2010» (Якутск, 2010) и Ярмарки идей работников образования – 2011 (Якутск, 2011).

Основные результаты диссертационной работы отражены в 20 публикациях общим объемом 13 п.л., из них 3 статьи напечатаны в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Материалы исследования используются в учебном процессе в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Бердигестяхская улусная гимназия».

Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры общего языкознания и риторики Филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Похожие диссертации на Якутские загадки: семантика и структура