Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства Савушкина Нина Ивановна

Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства
<
Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савушкина Нина Ивановна. Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства : ил РГБ ОД 71:85-10/2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные аспекты и проблемы изучения . 8-31

Глава 2. Собитание народной драмы. Характеристика источников 32-48

Глава 3. Классификация и ожетный состав. Систематизация и краткое описание свжетов и вариантов народных драм

Глава 4. Роль массового демократического искусства конца ХУШ-ХІХ века в формировании развитой народной драмы 7 98-136

Глава 5. Идейно-эстетическая структура народной -І83

Глава 6. Функции песни в народной драме 184-198

Глава 7. Сюкетно-коглпозиционные типы народной драмы .. 199-235

Глава 8. Система персонажей 236-249

Глава 9. Типы речевых характеристик (монологов и диалогов) и их строение 250-306

Глава 10. Предметно-тематическая образность 307-326

Глава 11. Речевой СТРІЛЬ/ » 327-385

Заключение 386-391

Список литературы 392-414

Приложения

Введение к работе

Русская народная драма принадлежит к достаточно поздним жанрам фольклора. Основной репертуар дошедших до нас драїлатических произведений ( развитых пьес ) сложился в России в середине ХУШ - первой половине XIX века.

Позднее возникновение, несомненные литературные влияния, своеобразный стилевой облик создали народной драме среди части исследователей репутацию нетрадиционного и даже нефольклорного искусства ( 25 ).

Подобный взгляд на народную драму опирался на укрепившееся еще в дореволюционной науке представление о "спускании? ее сюжетов в народную среду из литературы, а не формировании их, как мы постараемся доказать, в русле фольклорной традиции.

К тому же, народная драма, как и народный театр в целом, благодаря своей сложности, полиэлементности, оказалась " на стыке " нескольких наук - литературоведения, театроведения, фольклористики и этнографии, что и определило своеобразные подходы к ней.

Показательно, что к ее изучению чаще обращались историки теат -ра и литературы (П.О.Морозов, Б.В.Варнеке, В.В.Каллаш, В.Н.Всеволод-ский-Гернгросс, В.Н.Перетц, В.Д.Кузьмина, П.Н.Берков), нежели этнографы и фольклористы (П.Г.Богатырев, В.Ю.Крупянскэя, Т.М.Акимова, В.Е.Гусев).

Большинство работ по народной драме посвящено преимущественно выяснению ее генезиса, исторического развития и судеб, а так же среды ее бытования, истории отдельных сюжетов. Эти вопросы находятся в центре внимания в трудах В.Ю.Крупянской ( 113,115 ), В.Н.Все-володского-Гернгроссэ (60 ), В.Е.Гусева ( 77 ).

В том же направлении работали и другие советские исследователи, авторы содержательных статей с названной проблематикой, основанных на новых записях локального характера (10,50,51).

Некоторое усиление интереса к русской народной драме в 1950-1960 годы стимулировалось капитальными трудами о происхождении и развитии различных форм обрядности и театрального искусства и их взаимосвязи (6, 7, 160, 211)'.

В настоящее время, как и в начале века, одной из наименее разработанных проблем продолжает оставаться идейно - эстетическое своеобразие русской народной драмы, на что в разное время указывали исследователи (223, с, 157; 76, с, 4-5; 15, с. 100-106),

В работах общего характера, в том числе и новейших (232, 78), народная драма рассматривается в контексте народной театральной культуры, народного (фольклорного) театра, допускающем выборочное использование текстов, отсутствие их детальной классификации и филологического анализа. Внимание исследователей здесь закономерно сосредоточивается на особенностях театрального воплощения, разыгрывания драм, специфике исполнения.

Между тем в неменьшей степени важно изучение народной драмы как явления фольклорного словесного искусства, осуществляемое на базе всего известного текстового материала с необходимым учетом особенностей исполнения, определяющих его специфику.

Подобный подход предполагает обязательность систематизации и научного описания текстов?

Только анализ совокупности всех сюжетов, их версий и вариантов на всех уровнях текста дает основание говорить о фольклорной природе народной драмы, степени устойчивости всех ее элементов, может выявить реальное соотношение в ней традиционного и импровизационного начал.

Результаты исследования особенностей строения сюжета и композиции драмы,системы образов персонажей,приемов речевых характеристик,

речевого стиля основываются на выделении устойчивых сюжетно-компози-

цион-

ных элементов и словесных формул ( клише ) и определении характера их изменений по вариантам. Они п.озволяют пересмотреть сложившийся в фольклористике взгляд на преимущественно импровизационный характер драмы в пользу преобладания в ней традиционных форм варьирования

Специфика русской народной драмы в отличие от основных жанров традиционного фольклора состоит в сложности ее идейно - эстетического облика, характеризующегося отчетливыми литературными влияниями.

Народная драма всегда активно откликалась на животрепещущие вопросы социальной жизни народа. Сюжеты драм широко отразили культурный ( прежде всего - .читательский , театральный ) кругозор ее создателей, их вкусы и потребности. Народные пьесы, сформировавшись на протяжении конца ХУШ - XIX века, культивировались в среде мелких ремесленников, отдельных групп рабочих, крестьян - отходников, прислуги, солдат. В конце XIX - начале XX века они широко распространились и в деревне. Собственно фольклорный сюжетный и образно - стилевой фонд составлял лишь часть драматического репертуара. Он явился 11 строительным материалом " в основном для сатирических драм и комических сцен.

Развитая народная драма, концентрируя многие свойства позднего фольклора, наиболее наглядно демонстрирует сложные процессы творческого усвоения фольклором профессиональной и массовой "низовой" литературы, театрального и изобразительного искусства.

Анализ этих процессов с необходимостью обусловил широкое привлечение нами таких типичных явлений массовой культуры XIX - начале XX века, как лубочная литература, народные картинки, балаганные зрелища и демократический театр. Важным моментом работы является установление конкретных форм включения и творческой переработки заим-стованных элементов в рамках народной театрально - драматической традиции.

Таким образом новизна настоящей работы состоит во впервые предпринятом всестороннем идейно - художественном анализе в значительной части ранее неизвестного фольклористике, научно систематизированного нами материала, что позволило установить: I) творческий характер поздней фольклорной традиции, проявившийся в формировании сюжетов народной драмы, ассимилировавшей в своей художественной системе элементы профессионального и массового ("низового") искусства конца ХУШ - начала XX веков, 2) устойчивость всех уровней народной драмы как художественной системы, функционирующей по законам фольклорного искусства, что позволило ей на протяжении более чем полутора веков обозреваемого нами периода существовать в самых широких слоях народа, передаваться от поколения к поколению, сохраняя свой пафос, свои драматургические и исполнительские приемы.

Актуальность данного исследования обусловлена общими проблемами фольклористики: необходимостью дальнейшего изучения художественной специфики фольклора, в особенности периода капитализма, типологии его форм, характера взаимосвязей с литературой, массовой культурой, постижением своеобразия эстетики и поэтики отдельных фольклорных жанров на позднем этапе их существования.

Сходные процессы освоения литературных традиций .находим . в сказке ( авантюрная сказка ), песне ( поздняя баллада, жестокий романс). Сложный идейно-эстетический облик этих жанров ( жанровых разновидностей ) еще не стал предметом изучения фольклористики.

Названная проблематика становится особенно актуальной в связи с рассмотрением судеб фольклора в современном мире, эволюцией массовой культуры и ее дальнейшего влияния на фольклор, особенностями творческих процессов в народном искусстве и роли традиции в его .сохранении и воспроизведении.

Изучение народной драмы как фольклорного искусства слова имеет большое значение и для современной культуры в целом. К народной драме и театру нередко обращаются деятели профессионального и самодеятельного театрального искусства. Успешное использование народных традиций в этой области невозможно без понимания специфики фольклорной драматургии.

В настоящее время, когда в советском искусстве, как отметил Л.И. Брежнев в Отчетном докладе ХХУІ съезду КПСС," поднимается новая приливная волна", особенно важно глубокое освоение фольклорных традиций в области драматического и театрального искусства. Они, несомненно, будут способствовать созданию произведений, герои которых не замыкались бы "в круге мелочных дел, а жили заботами своей страны, жизнью, наполненной напряженным трудом, настойчивой борьбой за торжество справедливости и добра" ( 5, с.61-62 ).

Основные аспекты и проблемы изучения

При изучении народных драматических и театральных явлений как отечественные,так и зарубежные исследователи основное внимание уделяли и уделяют этнографическому, историко - театральному и историко -литературному аспектам.

Этнографический аспект преобладает при исследовании народных обрядов и обычаев, сопровождавшихся драматическими играми и сценами, которые исполнялись в определенные сроки. Известно, что и народные драмы "Барин", "Мнимый барин", "Лодка", "Царь Максимилиан", в деревне разыгрывались во время святок, на масленице, что позволило в ряде случаев рассматривать их вместе.

В русской науке это направление представлено трудами В.Н.Ха-рузиной, В.И.Чичерова, В.Я.Проппа, В.К.Соколовой и некоторых других ученых ( 208,211,160,198 ).

В исследованиях этнографического плана рассматривается соотношение драмы с обрядами и игрой, преимущественное внимание уделяется ряжению. Важное положение об исторической эволюции и переходе многих обрядовых действ или отдельных их эпизодов в категорию эстетических театральных зрелищ в этнографических работах подробно не развивается. Оно подтверждается лишь примерами несловесных компонентов явления ( маска, костюм, поведение ряженых ). Описание и анализ этих компонентов и составляет суть этнографического изучения вопроса.

Словесное искусство в его сочетании с другими элементами рассматривается редко. Эстетическая же функция обрядовой игры, включение в нее бытовых, сатирических персонажей, сценок, "стирание" магической функции отмечены этнографами уже давно. В работах иногда анализируются интересные тексты диалогов в обрядовых действах, например, свадебный диалог сватов и родителей невесты, в котором тоже усматриваются элементы театральности ( 2И ). Преобладание этнографического аспекта при обсуждении проблем славянской зрелищно - игровой культуры недавно отметил В.Е.Гусев в информации о Люблинском международном театроведческом симпозиуме 1980 года, посвященном народным традициям в области театрального искусства ( 79 ).

Иоторико-театральный аспект. Взаимоотношения народного и профессионального театров давно стали предметом рассмотрения театроведов, преимущественно историков театра. В основных русских дореволюционных и советских работах находим непременные разделы о народном театре как ранней исторической стадии театрального искусства, предшествующей появлению профессионального театра ( 142,49,59,80,20,21,98 ).

Театроведы и историки культуры отводили важную роль народным театрально-драматургическим традициям в формировании профессиональных театрально-зрелищных форм, но не всегда учитывали их дальнейшее параллельное развитие и взаимовлияние ( 82,85,59 ).

В.Д.Кузьмина в книге о городском демократическом театре ХУШ века уделила большое внимание русской народной драме и театру. Она показала связь демократического театра с народной рукописной сатирой, лубочными картинками и устной народной драмой ХУШ века. Характеристика, данная ею устной народной драме ХУШ века9в целом справедлива.. Однако автор, с одной стороны слишком расширяет понятие народной драмы и театра, включая в него драматизированные обрядовые действа ( масленица, свадьба) и игры, а с другой стороны, недостаточно четко выявляет специфику народной драмы, ее отличие от "низового"демократического театра ХУШ в&ка. По наблюдениям В.Д. Кузьминой народные приемы комического оказали большое влияние на демократический театр ХУШ в. Ею отмечено сходство многочисленных постоянных формул и приемов комических монологов и диалогов Шляхтича , Арлекина, Гаера, Подьячего, Пирожника и других "шутовских персон" демократической рукописной драматургии ХУШ века с приговорами балаганных дедов, свадебных дружек, речами комических персонажей драмы и бытовых сказок ( 119, с.79-161 ).

Исследование В.Д.Кузьминой способствовало уяснению фольклорных основ демократического теарта ХУШ века как явления городской культуры.

П.Н.Берков в главе, посвященной предистории новой русской комедии, видит ее истоки в комических элементах серьезных пьес ("шутовские" или "дурацкие" персоны) и народных игрвд;в сатирических пьесах о глупом барине и хитром слуге.

Общим недостатком театроведческого рассмотрения народной драмы и театра является отношение к ним в основном как к архаике, игнорирование исторического развития и трансформации народных театральных явлений, возможности их сосуществования с профессиональным театром, а так же отсутствие интереса к текстам во всей совокупности их вариантов. В некоторых случаях ранние театральные формы отождествляются с развитым народным театром.

Историко-литерэтурный аспект в изучении народной драмы представлен работами, в которых рассматриваются ( или устанавливаются) литературные источники отдельных народных пьес.

Большинство дореволюционных исследователей стремилось связать сюжет народной пьесы с каким-либо одним конкретным литературным источником, по существу отказывая народной драме в определенных присущих ей приемах сю&етосложения. Методика таких сопоставлений продемонстрирована в работах Р.М.Волкова, В.В.Каллаша, Б.В.Варне-ке, а отчасти и более поздних работах - Ю.Голомбека и П.Н.Беркова ( 57,99,48,22,28 ).

Собитание народной драмы. Характеристика источников

Нижеследующие данные имеют целью кратко охарактеризовать круг источников (текстов и свидетельств), как известных по публикациям или рукописных, введенных в научный оборот, нашими предшественниками, так и добытых нами в результате экспедиций, разысканий в архивохранилищах, а также полученных нами от отдельных собирателей, коллег-фольклористов.

Для настоящей работы имеет принципиальное значение оценка этих материалов с точки зрения методики их собирания, атрибуции и качества текстов. Она складывается из следующих данных: 1. Полнота - неполнота текстов народных драм. Значение неполных текстов и свидетельств. 2. Наличие - отсутствие вариантов и версий сюжетов. 3. Возможности осуществления повторных записей в одной местности, их особенности и значение. 4. Географическое распространение народной драмы. 5. Хронологическая приуроченность. 6. Группировка материала по особенностям записи. 7. Общий объем материала. Выявление скрытых перепечаток ( в дополнение к уже установленным) и ложных сведений о текстах. Собирание произведений народной драмы в России началось с середины XIX века. Однако и сейчас можно сказать, что народная драма - мало исследованный жанр русского фольклора, к тому же наименее представленный в публикациях. Практически, в научном обиходе широко используются лишь два дореволюционных сборника -Н.Е.Ончукова ( 152 )и Н.Н.Виноградова ( 55 ) и антология советского времени П.Н.Беркова ( 27 ). В конце XIX - начале XX в. на страницах журналов "Этнографическое обозрение", "Живая старина" и "Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук" публиковались отдельные народные драматические произведения. Тексты их обычно включались в статьи по народной драме, этнографические описания и очерки. Некоторые дореволюционные записи ( 10,109,30) были опубликованы уже в советское время. Записи 1930-х годов представлены в литературе единичными текстами.Послевоенные почти совсем не опубликованы (34,110, 180,187 ).

Проведенное нами обследование фольклорных архивов и рукописных отделов Государственных библиотек ( Приложение I ) позволяет сказать, что примерно половина дореволюционных материалов и большая часть записей советского времени остались неопубликованными. Среди последних особенно ценны тексты, записанные экспедициями Б.М. и Ю.М.Соколовых в Зэонежье и Каргополье ( 1926-1927 гг.), В.Ю.Крупянской и М.И.Костровой в Калинине (1936 г.), Ярославле и Ярославской области ( 1938-1939 гг.), экспедицией МГУ в Карельской АССР и Архангельской области ( 1956-1970 гг.), а также отдельные записи 1940-1960-х годов, хранящиеся в архивах Пушкинского Дома, Саратовского университета, Казанского филиала АН СССР.

В силу некоторых особенностей бытования ( коллективного разыгрывания, приуроченности к святкам и так далее) народная драма почти не имеет визуальных записей, т.е. записей в момент исполнения. Подавляющее большинство текстов - пересказ по памяти одним исполнителем всей драмы или ее фрагментов с частичным разыгрыванием. При пересказе драматического произведения возможны пропуски в тексте и в описании исполнения. Поэтому при изучении народной драмы большое значение приобретают такие материалы,как свидетельства участников представления и зрителей. Народные спектакли наблюдали и описали не только этнографы и фольклористы -А.С.Гэ,циский , Й.Я.Неклепаев, но и многие русские писатели ИХ -начала XX в - А.Е.Измайлов, А.С.Грибоедов, И.А.Гончаров, С.Я.Ел 34 патьевский, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, В.Я.Брюсов и другие. Известны факты участия самих писателей в народных развлечениях ( А.И.Герцен, Л.Н.Толсто ( Приложения П,Ш). В подобных свидетельствах, при всей неполноте, неточной передаче текста, ценно описание игры или представления ( в том числе костюмов, оформления, обстановки, реакции зрителей) и в особенности - общая идейно-эстетическая оценка, подчас отмечены злободневность и острота, присущие народному представлению.

Однако большую часть имеющихся в нашем распоряжении свидетельств составляют рассказы зрителей, очевидцев представлений, жителей мест, обследованных фольклористами и этнографами. В зависимости от памяти, избирательности интереса к тому или иному образу, ситуации драм, они сообщали общие впечатления от представления, фрагменты текста. Мы считаем целесообразным объединить в одну группу свидетельства - пересказы и свидетельства, включающие фрагменты пьес.

Наибольшую часть научных записей текстов ( включая схематические и неполные тексты) составляют записи от участников представления, как правило, от главных действующих лиц, хорошо помнивших весь текст пьес. В редких случаях особенно "памятливыми" оказывались свидетели репетиций или неоднократные зрители представлений (Ю.И.Зотова, из Тамицы Архангельской обл.). Единичные списки пьес, которыми пользовались исполнители представлены в публикациях Н.Е.Ончукова, Н.Н.Виноградова, архивных материалах ГЦТМ и ГЖ. Это дает основание подчеркнуть значение и важность понятия устности народной драмы. Основная масса вариантов получена собирателями в результате научной или любительской записи устного воспроизведения текста или разыгрывания его ( чаще одним-тре-мя лицами).

Классификация и ожетный состав. Систематизация и краткое описание свжетов и вариантов народных драм

Длительное время народные драмы рассматривались в научной и учебной литературе посюкетно, вопрос об их классификации и систематизации специально не решался.

Вышедшая в 1953 г. антология П.Н.Беркова (27) не внесла ясности в понимание жанровой специфики и классификации народной драмы. В ней, как справедливо отмечали рецензенты (II, 43). был допущен большой крен в сторону городского демократического театра и его репертуара, необоснованно расширены рамки этого вида народного искусства за счет этнографических материалов, произведений других видов и жанров (медвежья потеха, сатирические и исторические песни и т.д.), преувеличена роль скоморохов в народном драматическом творчестве.

Характеристике драматического рода фольклора посвятил раздел своей книги "Эстетика фольклора" В.Е.Гусев. Он отнес к драматическим произведениям (драматическому роду) в фольклоре обрядовые игрища, народные драматические игры и собственно народную драму. Кроме того по изобразительным средствам В.Е.Гусев выделил в драматическом роде две группы: словесно-музыкально-драматические жан.ры, исполняемые народными актерами, и жанры кукольного театра, панорамного театра (райка) и театра теней (72, с.152).

Характеризуя разнообразные гганры народной драмы в их совокупности, автор выделяет (по преобладанию того или иного типа конфликта и характера его разрешения) трагические, комические и собственно драматические произведения (исторические, социальные или семейно-бытовые сюжеты). При этом В.Е.Гусев признает и условность такого членения, поскольку "для многих произведений народной драмы характерно смешение трагических и комических элементов, их чередование или переход одного в другой " (72, C.I6I).

В двух выпусках новой работы по народному театру В.Е.Гусев сохраняет основную классификацию (обрядовые действа-игрища, народные драматические игры, собственно народная драма), подразделяя драмы на сценки, фарсы и комедии, "разбойничью "драму и "тираноборческую трагикомедию". (77, 78).

Нами было выделено два вида (жанра) народных драматических произведений: драматические игры и сцены и собственно драмы, включающие сатирический и героико-романтический типы или жанровые разновидности. Отдельно были сгруппированы нетрадиционные народные пьесы "литетурного происхождения", сориентированные на один литературный источник и известные в единичных вариантах. (182, 185) v

Рассматривая эти явления, мы убедились в существенном различии игры и драмы. Специфика собственно народной драмы, как жанра, характеризующегося совокупностью определенного содержания, формы и назначения, явственно выступает при сопоставлении святочных игр "шлюпку спускать", "барина водить" и народных драм на те же сюжеты. Выдвижение на первый план эстетической функции повлекло за собой появление ооественнозначимых проблематики и конфликтов, которые отвечали народному миропониманию на определенном историческом этапе и существенно отличались от бытовых и часто "вневременных" ситуаций драматических игр. Образы народной драмы создавались, как и в других фольклорных жанрах, в соответствии с народными этическими и эстетическими представлениями. В народной драме искусством слова достигалось раскрытие определенного содержания, идейный замысел получал глубоко осознанный характер и реализовался в устойчивых сюжетах.

Развитые народные драмы, при всей немногочисленности их сюжетов, отличаются разнообразием типов, версий, вариантов,- В разных типах (жанровых разновидностях) народных драм наблюдается разное соотношение фольклорных и литературных элементов, Поскольку в фольклористике не существовало подобного разделения и в исследованиях по народной драме не учитывалась ее типовая специфика, представляется необходимым дать предварительной систематизацию выделенного материала по сюжетно-композицион-ным разновидностям (версиям) и вариантам, основанную прежде все-го на содержательной стороне - своеобразии основного конфликта, сложности фабулы. Необходимость предварительной систематизации обусловлена так же тем, что традиционные народные драмы представлены немногими сюжетами и многочисленными вариантами, нетрадиционные драмы - наоборот, большим числом сюжетов, зафиксированных-, как правило, в единственном варианте.

Впервые такая систематизация была проведена автором настоящей работы в 1978 году (185).

Предложенная нами систематизация была принята с некоторыми уточнениями исследователями народной драмы и театра. Возможность иной группировки определялась преимущественно театроведческим подходом к материалу, (78)

Дальнейшие разыскания подтвердили правильность нашей первоначальной классификации и систематизации, все позже найденные в архивах, полученные от корреспондентов и вновь записанные тексты "укладывались" в намеченные рубрикации.

Разыскания подтвердили и предположения о единичности некоторых записей (текстов) сюжетов, сориентированных на конкретный литературный источник. Они не были обнаружены хотя бы в повторных (двукратных, трекратных) записях или просто упоминаниях, свидетельствах. Таковы драмы "Как француз Москву брал", "Параша", некоторые "разбойничьи" драмы. Другие же пьесы оказались неразвившимися в традиции ("Барин", "Маврух", "Ездок и коневал", "Пахомушкой"), зато имеющими много параллелей в игровом репертуаре ("Барина водить", "Покойницкая игра", "Коня водить", шуточная "свадьба", разыгрывавшаяся ряжеными).

Третьи оказались нетипичными для русской традиции. Такова вертепная драма "Царь Ирод", свойственная восточно-славянской традиции, встречающаяся на русской почве в немногочисленных контаминациях с "Царем Максимилианом".

Роль массового демократического искусства конца ХУШ-ХІХ века в формировании развитой народной драмы

Одновременно с этим зрителей увлекали и динамичные массовые сцены, поединки, сражения, причем не сразу воспринималось членение на акты и многоплановость действия. Условность же оформления (иногда вынужденная и по понятиям организаторов "бедная") принималась как должное (207, с.126, 137, 295-296, 314, 316).

Нетрудно заметить совпадение своеобразных идейно-эстетических "доминант", отмеченных в наблюдениях организаторов любительских театров для народа, с немногими суждениями на этот счет собирателей народной драмы, которыми мы располагаем.

В научной литературе о народной драме и театре почти нет данных о роли театральных представлений в жизни народа, их идейно-эстетическом воздействии на зрителей преимущественном интересе к отдельным сюжетам, мотивам, персонажам и их оценке. Даже такие внимательные собиратели, заставшие драму в живом бытовании, как Н.Н.Виноградов и Н.Е.Ончуков, в беседах с исполнителями отмечали с их слов лишь самые общие ее особенности. Так, Н.Е.Ончуков писал, что публике больше нравится то, что "выходит смешнее", "смешливость, кажется, главное условие успеха деревенской комедии". Одновременно с этим отмечается в "Шайке" ("Лодке") увлечение "новизной, интересом и романтическим складом из другого быта, до чего так жадна наша деревня" (152, с.Х, ХШ), а в "Барине" - "сатира на местную жизнь и нравы" (152, с.К). Н.Н.Виноградов рассказывает о своей беседе в 1896 г, с костромским мещанином Степаном Сергеевым, владельцем рукописи пьесы "Царь Максимилиан", который объяснил ему, что изменения, вносимые в текст исполнителями, состояли в усилении комического элемента: "говорить где придется к слову, поскладнее да почуднее, чтоб занятно было слушать... особенно в моде "чудилы", т.е. мастера смешить. Таковы запросы публики к своему театру. И к голосу публики внимательно прислушиваются доморощенные актеры и стараются "потрафить в самую центру требований" (53, с.303-304).

Отсутствие в научных записях непосредственных идейно-эстетических оценок драмы исполнителями и зрителями вынуждает прибегнуть к косвенным данным, свидетельствам очевидцев представлений из иной среды. Они не всегда могли правильно разобраться в разыгрывавшемся перед ними действе и осознать его подлинный смысл, упускали многие стороны зрелищ, подчас не придавали значения народному юмору, элементам злободневности. Этому мешали и сословные перегородки, и резкое различие профессиональной и фольклорной театральной традиции, непонимание истинного значения роли театра в жизни народа (таковы отзывы И.С.Тургенева, П.Засодимского, М.А.Ростовцева и др.). Однако в некоторых свидетельствах (эпистлярных, мемуарных, очерковых) содержатся ценные сведения об отношении народа к представлениям народных драм.

С;В.Максимов, приводя в очерке "Лесная глушь" текст драмы "Мнимый барин", пишет о ней: "Между этими шутками наибольшим уважением пользуется следующий диалог в роде театрального представления, разыгрываемого обыкновенно барскими лакеями...

Бот и театр доморощенный, но монолог этот смешил девок до хохоту, а на почтенных лицах вызывал лишь легкую улыбку, да и то в деревнях, что называлось прежде, вольных, т.е. у крестьян государственных" (Прил. Ш, ВЛ 6). Как "насмешку над промотавшимся помещиком" характеризует ту же драму А.А.Шаховской (Прил. Ш, Б. В 14).

Сатирические и комические типы и сцены обращали на себя внимание и в "Царе Максимилиане". Так, И.С.Аксаков, видевший солдатское представление "Царя Максимилиана" в Бендерах в 1855 году, писал родным о том, что "единственные живые лица во всем представлении - доктор и фельдшер, очевидно, актеры кого-то передразнивали, так что доктор был не итальянский, а современный российский, чиновный" (Прил. Ш, ЦЮ I).

"Вообще вся сцена венчания так хорошо подходила к значению действительно забавного фарса, что ею наверное остались бы довольны даже самые взыскательные ценители комизма... Царь Максимилиан зовет скорохода-фельдмаршала и повелевает призвать старика-гробовщика. Тут начинается ряд шутовских представлений, похожих на те, которыми забавляют народ доморощенные паяцы на балконных площадях (Балаганы - Н.С.). Многие зрители из простого народа смотрят не без потехи на такую шутовскую игру. Недавно, в минувшие святки, мне пришлось однажды здесь в Петербурге слышать на улице разговор двух молодых парней, по-видимому, фабричных, из которых один говорил другому о "Царе Максимилиане" и очень любовно передразнивал старика-гробовщика" (Прил. Ш, ЦЮ 7).

Похожие диссертации на Русская народная драма XIX - начала XX века как явление фольклорного искусства