Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклор сибирско-белорусской семьи в смене ее поколений : конец XIX-начало XXI вв. Малахова Елена Петровна

Фольклор сибирско-белорусской семьи в смене ее поколений : конец XIX-начало XXI вв.
<
Фольклор сибирско-белорусской семьи в смене ее поколений : конец XIX-начало XXI вв. Фольклор сибирско-белорусской семьи в смене ее поколений : конец XIX-начало XXI вв. Фольклор сибирско-белорусской семьи в смене ее поколений : конец XIX-начало XXI вв. Фольклор сибирско-белорусской семьи в смене ее поколений : конец XIX-начало XXI вв. Фольклор сибирско-белорусской семьи в смене ее поколений : конец XIX-начало XXI вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малахова Елена Петровна. Фольклор сибирско-белорусской семьи в смене ее поколений : конец XIX-начало XXI вв. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Малахова Елена Петровна; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т].- Челябинск, 2008.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/135

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию фольклора сибирско-белорусской семьи в смене ее поколений на протяжении столетия Изучение национальной специфики фольклора во «вторичном» регионе его бытования является одним из важных и перспективных направлений современной фольклористики

Актуальность исследования определяется активизацией изучения проблемы регионального/локального в общетеоретическом плане. В классических работах Ф И Буслаева, А Ф Гильфердинга, В Ф Миллера, П В Шейна и др. находим ряд ценных замечаний к постановке вопросов исследования фольклора по «местностям». Историю изучения вопроса о значении региональное в современной фольклористике так или иначе связывают с открытием А Ф Гильфердинга о том, что каждая былина включает в себя и традицию, и творчество певца, и влияние местности

Труды Ю М. и Б М Соколовых, М К Азадовского, А М Астаховой, В И Чичерова являют собой образцы описания местных черт фольклорных произведений Фольклористы Сибири, преуспевшие в области региональных/локальных изысканий (следует отметить прежде всего опыт научных школ Е И Шастиной, Т Г Леоновой, Н В Леоновой), продолжают решать обозначенную проблему как на базе уже накопленных материалов, так и вновь собранных в результате фольклорных экспедиций.

Однако в настоящее время возможность изучения традиционной культуры в региональном/локальном аспекте осложняется ее распадом и угасанием. Кризисное состояние, в котором сегодня находится село/деревня/район и, соответственно, традиционный фольклор, не позволяют зачастую раскрыть картину его функционирования во всем объеме и содержании Поэтому обращение к изучению фольклора современной семьи не только своевременно, но и необходимо

Первым и пока единственным научным исследованием русской семейной вербальной культуры является монография И А Разумовой «Потаенное знание современной русской семьи Быт Фольклор. История» (2001). Вопросы, обозначенные И А. Разумовой, актуальны, а выводы, сделанные ею в процессе анализа массовой традиции в северно-западном регионе России, имеют большое научное значение как для дисциплин, специально занимающихся проблемой семьи, так и для отечественной фольклористики в аспекте регионального/локального, этнического и национального изучения

Новые методологические принципы, применяемые И А Разумовой в названном исследовании, касаются широкой предметной области, преимущественно рассматриваются повествовательные жанры «мифо- і

^ С 3

логические», исторические, антропо- и топонимические нарративы и фольклор речевых ситуаций «Канонические» тексты, относящиеся к предшествующей стадии существования традиции, к рассмотрению в контексте семейной «фольклорной культуры» И А Разумова не привлекает

Мы же, учитывая аутентичное бытование «канонического» фольклора в рамках микролокальных традиций и опираясь на значимый теоретико-методологический опыт изучения регионального/ локального, усматриваем актуальность данной темы также в характере исследования Во-первых, наша научная стационарная работа в семейной среде составляет 20 лет, во-вторых, фольклор семьи представлен с учетом специфики его бытования в аутентичных условиях, в-третьих, наблюдение и сбор фольклорного материала происходили синхронно, в-четвертых, автор диссертации является носителем традиций семьи и деревни Все это позволяет нам, вслед за И. А Разу-мовой, рассматривать фольклор семьи (но уже «канонический») как единство вербального, невербальных и «контекстных» компонентов

На современном этапе возрастает научный интерес к изучению народного творчества через микролокальные очаги Примером этому может служить Международная научная конференция «Фольклор малых социальных групп», состоявшаяся в Москве в 2006 г

Актуальность темы исследования определяет его цель - раскрыть региональную этнопоэтическую специфику традиционного фольклора современной сибирско-белорусской семьи в его аутентичном бытовании

Поставленная цель обусловливает следующие задачи:

  1. охарактеризовать традиционный фон формирования специфики фольклора семьи в связи с поколенной преемственностью,

  2. рассмотреть процесс передачи и усвоения фольклора деревни в конкретной семье,

  3. выяснить роль индивида в сохранении, эволюции и поддержании семейной традиции,

  4. проследить вариативную и импровизационную природу бытующих жанров,

  5. сопоставить фольклор современной семьи «вторичной» региональной традиции с фольклорным материалом места ее исхода

Методологической м теоретической основами исследования являются фундаментальные труды ученых XIX-XX вв В П Аникина, Е В Барсова, П Г Богатырева, Ф И Буслаева, А Н Веселов-ского, В М Жирмунского, Д К Зеленина, Е А Костюхина, А Лорда, В Я Проппа, Э В Померанцевой, Б Н Путилова, М Пэрри, В Н Топорова, К В Чистова и др

Методология исследования включает в себя следующие методы исторический (А Н Веселовский), сравнительно-типологический

(Б Н Путилов), структурно-семантический (В Я Пропп) и функционально-контекстуальный (М Н Мельников) Выбранные методы позволяют проследить генезис и историческую эволюцию фольклора семьи, выявить национальную специфику белорусской поэзии во «вторичном» регионе бытования

Методологической и теоретической базой нашего исследования являются общие теоретико-методологические принципы изучения регионального фольклора, сформулированные отечественными учеными В П Аникиным, А И Лазаревым, Т Г Леоновой, Б Н Путиловым, Ю И Смирновым, методология комплексного изучения фольклора, реализованная в академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (1990) В М Гацаком, А П Деревянно, А Б Соктоевым, принципы теоретико-региональных исследований в области сказкотворчества Сибири М. К Азад-овского, Г. В Афанасьевой-Медведевой, Т. Г. Леоновой, Р П Матвеевой, М Н Мельникова, Н В Соболевой, Е. И Шастиной.

Кроме того, ориентируемся на ряд научных результатов по общим и частным проблемам изучения белорусского фольклора в трудах Т Б Варфоломеевой, К П Кабашникова, И В Казаковой, А Ю Лозко, З Я Можейко, В М Сысоева, Г В Тавлай, А С Федосика, П В Шейна и других ученых

Также учитываем научные подходы в области этнографии к вопросам изучения семейной бытовой культуры И А Власовой, М М Громыко, В А Листовой, А В Сафьяновой и первый в науке опыт системного описания и анализа русской семейной вербальной культуры в монографии И А Разумовой

Фольклористы Сибири, по замечанию Б. Н Путилова, не ограничивались сферами собирания, систематизации, публикации и описания материала, но стремились осознать региональность/локальность как существенный аспект истории фольклора Это прослеживается, например, в научной школе Т Г. Леоновой по изучению памятников фольклора Сибири материал Среднего Прииртышья исследуется и по жанровому составу, и в рамках сельской локальности Настоящая работа относится к вышеназванной научной школе и продолжает изучение регионального и локального, но уже на уровне микролокальной традиции

Рассматривая региональный/локальный аспект, исследователи уделяют большое внимание микролокальности Э В Померанцева акцентирует внимание на вопросах эволюции фольклорного репертуара деревни/семьи/исполнителя, жизни отдельного жанра фольклора в одной и той же местности на протяжении длительного времени

По мнению Б Н Путилова, изучение семейных традиций поможет понять, как формируется, эволюционирует, сохраняется или раз-

рушается региональная/локальная фольклорная культура В М Гацак призывает обратиться к вопросу о накоплении и изучении разновременных записей одного и того же исполнителя, а также от «учителя» и «ученика» как пути постижения многомерности текста в вербальном и других видах фольклора

В исследовании фольклора семьи И А Разумова видит новые основания для обсуждения дискуссионных вопросов, касающихся природы и границ фольклорного текста, механизма его создания и воспроизведения, контекстных связей, функциональных возможностей Т Г Леонова, настаивающая на рассмотрении вопроса о первоистоках той или иной традиции, предлагает искать факты для решения этого вопроса в родословных сказителей и в текстах их сказок, а при изучении меморатов автобиографического характера из всех их сюжетов на первое место выдвигает один из главных «Я и семья»

Имеющийся в нашем распоряжении материал позволяет подойти к решению обозначенных вопросов, на которые в современной фольклористике пока еще нет однозначных ответов

Материалом исследования послужили личные записи автора диссертации, сделанные в семейно-родственном кругу в 1988, 1993-2008 гг, аудио-, видеозаписи семейных меморатов, материалы из архива Омского государственного педагогического университета, личные архивы Е Я Аркина, В А Москвиной, содержащие записи фольклора семейно-родственных групп исследуемой семьи в сибирско-белорусском кусту деревень Седельниковского района Омской области, первый опыт (в виде дневниковых записей и черновых тетрадей) школьных фольклорных экспедиций МОУ «Кейзесская СОШ» (1998-2001 гг) под руководством автора диссертации Из всего зафиксированного материала в работе было рассмотрено текстов сказок - 142 на 27 сюжетов, похоронных голошений - 30, записей свадебного фольклора - 238 и вариантов родинных песен - 56

Материал исследования, собранный нами, можно условно разделить на фольклор семьи и фольклор деревни Но эта дифференциация ни в коем случае не может быть абсолютной. Фольклор семьи Матю-ковых является составной частью региональной и локальной традиций, поскольку родовой коллектив уже на протяжении более 100 лет проживает на территории Среднего Прииртышья преимущественно в одном районе Поэтому следует согласиться с мнением Б Н Путилова, что региональный/локальный фольклор, бытующий в семейных вариантах, представляет собой одну из форм вариативности фольклорного процесса, и выводом М М Громыко о роли общины в формировании семейного репертуара и сохранении локальной традиции

В диссертационной работе мы обращаемся к исследованию локального фольклора на уровне семьи, где до сих пор, в отличие от об-

щины, наблюдается активное бытование традиционных жанров и сохранность контекстных компонентов. Б Н Путилов отмечал, что одной из насущных задач является восстановление контекстных связей в фольклоре Кризисное состояние деревни не дает возможности в наши дни фиксировать фольклорный материал в соответствии с современными требованиями комплексного подхода в единстве всех его составляющих. Семья же как микроочаг даст полную картину жизни фольклорной культуры сельского коллектива

Объем собранного материала поставил перед нами проблему его систематизации Мы обратились к опыту первых собирателей и публикаторов фольклора А. Ф Гильфердинга, П В Шейна, которые при расположении материала учитывали личность исполнителя А Ф Гиль-фердинг разграничивал традицию и творчество отдельных исполнителей, и поэтому былины публиковал по рапсодам, а следовательно, и по локальному принципу. П В Шейн располагал материал по жанрам с учетом этапов жизни человека

Эти подходы к классификации материала остаются востребованными современными поколениями исследователей Но мы согласны с В П Аникиным, который возражает против абсолютизации какого-либо одного подхода, и считаем необходимым при изучении того или иного фольклорного материала классифицировать его исходя из разных принципов

Собранный материал мы рассматриваем в следующем порядке сказки, семейно-обрядовый фольклор. В соответствии с принципом историзма, принятым в российской фольклористике, исследования ведутся, начиная с более ранних реалий, переходя к более поздним, поэтому нам следовало бы начать рассмотрение собранного материала с семейно-обрядового фольклора Однако традиционное сознание имеет свои законы и не совпадает с общим мировоззрением, тем более с научной логикой В своей работе мы опираемся на жизненные воззрения носителей традиции и учитываем процесс ее восприятия Ребенок начинает знакомство с фольклором в родном доме, в семье Для него звучат пестушки, потешки, сказки Но, как отмечает И А Разумова, у каждой современной семьи свое «культурное поле», то есть одни семьи ориентированы на хоровое пение, другие — на рассказывание сказок и прочие жанры М М Громыко пишет, что в приобщении к разным жанрам фольклора семья, как правило, имела решающее значение в детстве, в отрочестве восприятие, а для многих и активное исполнение, шло уже вне семьи.

В фольклоре рассматриваемой нами сибирско-белорусской семьи приоритетное место занимает сказка, которая становится средством воспитания детей и познания ими окружающего мира Выходя из-под

«крыши дома», ребенок начинает приобщаться к жизни деревни через обряды, и в первую очередь через похороны Затем он бегает «глядеть невесту» и постепенно знакомится со свадебными обычаями В родильном же обряде человек принимает участие после рождения своего первого ребенка Структурируя свою работу, мы учитывали именно такое освоение традиции ее носителями

Кроме сказок и семейно-обрядового фольклора, нами собраны произведения и других жанров как в семье, так и в деревне. Однако мы ограничиваемся рассмотрением лишь названных, потому что, во-первых, сохранение семейных традиций продолжает поддерживаться в данном" случае благодаря сказке, во-вторых, связь между разъехавшимися родственниками осуществляется, как правило, через семейные обряды

Объект исследования в настоящей работе - семейная традиция Омско-Иртышского региона Предмет - традиционный фольклор семьи, бытующий в аутентичных активных формах

Научная новизна диссертации заключается в следующем

в науку вводится новый, ранее почти не публиковавшийся (за исключением нескольких сказок и плачей1) региональный материал последних десятилетий, рассмотренный в аспекте семейной традиции, который дает представление о современном состоянии фольклора сибирских белорусов определенного куста деревень,

в диссертации впервые проведено исследование национально-культурной специфики сибирско-белорусского семейно-обрядового фольклора в его региональном и локальном проявлении,

впервые на уровне определенных текстов рассмотрено, как проявляет себя региональность и локальность в вариантах и версиях,

в работе освещены аспекты, прежде не подвергавшиеся специальному рассмотрению с учетом «внутренней» точки зрения носителя традиции выявлены механизм и пути передачи сказок, свадебной поэзии и похоронных голошений, проведен синоптический анализ вариантов разновременных записей одного сюжета от учителя - учеников, братьев - сестер, от одного исполнителя разными собирателями, обнаружены пути, условия образования и бытование версий,

традиционные фольклорные тексты рассмотрены в единстве вербального, невербальных и «контекстных» компонентов

См Белорусский фольклор на Омской земле / сост Т Г Леонова -Омск, 2001 - С 46-58, Малахова Е П Похоронные причитания в контексте семейных отношений // Материалы Первой региональной научно-практической конференции «Лингвистика Коммуникация Культура» / отв ред Е А Глотова - Омск, 2007 - С 198-200, Шестакова Н Л Жанр сказки в современном детском фольклоре (на материале Омско-Иртышского региона) монография -Омск, 2007 -С 169, 190-192

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в решение региональных и локальных проблем исторического изучения фольклора Настоящая работа позволяет углубить и расширить научные представления об импровизации в устном тексте и границах традиции Исследование фольклора семьи способствует выявлению этноспецифического во «вторичном» регионе белорусского фольклора.

Практическая значимость исследования. Данные диссертационной работы могут быть востребованы при изучении фольклора родственных народов, при подготовке к публикации региональных сборников семейно-обрядной поэзии, сказок Сибири, учебников по культуре родного края, при разработке спецкурсов

На защиту выносятся следующие положения:

о фольклор современной сельской семьи «вторичного» региона состоит из общего типового фольклорного репертуара деревни, где семья проживает или проживала, и исчезающих, невостребованных на сегодняшний день обществом жанров, которые в кругу семьи продолжают активное аутентичное бытование в силу различных причин, а также служат семейным фактором самоидентификации,

фиксация фольклорных произведений внутри семьи обнаруживает подлинное единство традиционных текстов с контекстом и невербальными компонентами,

изучение фольклора семьи в контексте вербальной коммуникации раскрывает приватную сферу устных клишированных текстов через нестереотипизированные высказывания и полноту изложения фольклорного материала,

хранитель-защитник традиции обусловливает консервативность фольклорной памяти,

исследование записей фольклора семьи через сравнение с белорусскими текстами места исхода фольклорных традиций выявило их идентичные черты, что позволяет говорить об общенациональных тенденциях в развитии и современном состоянии традиции

Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в докладах на Международной научно-практической конференции «Культура провинции» (Курган, 2005), Международной научной конференции «Фольклор малых социальных групп, традиции и современность» (Москва, 2006), Международной научно-практической конференции «Русская словесность в ее ретро- и перспективном развитии»' (Павлодар, 2008), на IV Международной научно-практической конференции «Русский вопрос история и современность» (Омск, 2007), на Третьей Всероссийской конференции «Русская филология язык - литература - культура» (Омск, 2006), Всероссийской научной конференции «Реальность Человек Культура универсалии

научного знания» (Омск, 2007), на IX, XII, XIII, XIV, XV, XVI семинарах-симпозиумах Сибирского регионального вузовского центра по фольклору (Омск, 2000, 2003-2007), на Первой региональной научно-практической конференции «Лингвистика Коммуникация Культура» (Омск, 2007), на межвузовских конференциях «Вопросы фольклора и литературы» (Омск, 2006, 2007) По теме диссертации опубликовано 14 статей

Структура диссертации соответствует поставленной цели и задачам исследования Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений

Похожие диссертации на Фольклор сибирско-белорусской семьи в смене ее поколений : конец XIX-начало XXI вв.