Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Сафиуллина Рузия Фагимовна

Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый
<
Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафиуллина Рузия Фагимовна. Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.09 Казань, 2007 167 с. РГБ ОД, 61:07-10/1306

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. О взаимосвязях литературы и фольклора. История изучения вопроса 12

1.1. Фольклор и традиция 12

1.2. Воздействие татарского фольклора на творчество Г. Кандалый 26

Глава II. Религиозный фольклор и суфийские идеи в ранних произведениях Г. Кандалый 29

2.1. Татарский суфизм как литературное явление и его отражение в народном творчестве 29

2.2. Суфийские идеи в ранних поэмах Г. Кандалый 40

2.2.1. Поэма «Рисаляи-ль-иршад» 46

2.2.2. Поэма «Кыйссаи Ибрахим Адхам» 66

Глава III. Использование традиций фольклора в творчестве Г. Кандалый как ознаменование перехода к народности стиля татарской поэзии 82

3.1. Традиционно фольклорные жанры в творчестве Г. Кандалый 85

3.2. Идейно-тематические особенности лирической поэзии Г. Кандалый 116

3.3. Некоторые сюжетно-композиционные особенности поэмы "Сахибджамал" в свете взаимодействия с татарским фольклором 129

Заключение 137

Список использованной литературы 146

Приложение

Введение к работе

Творчество татарского поэта Габдельджаббара Кандалый, жившего и творившего в XIX столетии, основано на многовековых литературных и фольклорных традициях народа.

Актуальность исследования. Татарский фольклор является
источником познания духовной жизни народа. Взаимодействие
фольклора и литературы стало одним из самых важных средств
обогащения творчества писателей и поэтов

народнопоэтическими сюжетами, мотивами и образами, жанрово-стилистическими формами.

Поэзия татарского поэта Габдельджаббара Кандалый (1797 - 1860), жившего и творившего в XIX в., опирается на многовековую татарскую литературу и фольклор. Рассмотрение проблемы традиций фольклора в творчестве поэта Габдельджаббара Кандалый позволит выяснить его новаторский вклад в татарскую литературу, определить степень взаимовлияния творчества поэта и фольклора, проследить, как это проявляется в содержательных и формальных компонентах произведений поэта.

Творчество Г. Кандалый до настоящего времени изучалось, в основном, в ракурсе текстологии, особенностей стихосложения, поэтики, языка и стиля. Специальных работ, освещающих его поэзию в аспекте традиций фольклора, не имеется. Данное исследование в определенном смысле является попыткой получения ответа на запросы нового времени о значении наследия татарских писателей, т.к. интерес к национальным истокам и к изучению традиции в последние десятилетия неизмеримо возрос.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Диссертант ставит цель впервые системно осветить проявления различных традиций в творчестве Габдельджаббара Кандалый, а также раскрыть взаимодействие татарского фольклора и творчества поэта. Исходя из поставленной цели, предполагается решение следующих задач:

- исследовать связь татарского фольклора с поэтическим
творчеством мусульманского Востока, взаимодействие
поэтических традиций татарского и других тюркских народов на
примере творчества татарского поэта Г. Кандалый;

- рассмотреть творчество Г. Кандалый поэтапно в
соответствии с эволюцией художественно-эстетических
взглядов поэта;

- проанализировать религиозный фольклор и суфийские
идеи в произведениях Г. Кандалый;

- определить роль и место фольклора, отражение его
жанров в поэзии Г. Кандалый;

- оценить новаторство, а также значение и роль
творчества Г. Кандалый в переходе татарской поэзии к
собственно национальным литературным традициям.

Объектом исследования являются стихотворения и поэмы Г. Кандалый.

Предметом анализа в исследовании стали

народнопоэтические сюжеты, мотивы и образы, жанрово-стилистические формы произведений Кандалый в их взаимосвязи с татарским фольклором, а также некоторыми произведениями тюрко-татарской и мусульмано-восточной литературы.

Научная новизна исследования. Научное и

художественное наследие Кандалый имеет важное значение для литературоведения и фольклористики. Проблема взаимодействия поэтических традиций татарского народа и мусульмано-суфийской поэзии не была исследована наукой применительно к творчеству Кандалый. Поэтому широкое, обобщающее изучение этой темы представляет серьезный научный интерес. В диссертации выявлены уровни поэтических традиций, особенности их проникновения в художественные произведения поэта, а также своеобразие их использования. Исследование являет собой попытку углубленно и последовательно осветить связь творчества поэта Габдельджаббара Кандалый с фольклорными традициями татарского и тюркских, а также некоторых других мусульманских народов. Путем анализа и исследования произведений Г. Кандалый по жанрам и их связи с тюрко-татарской мусульмано-восточной литературой и произведениями татарского фольклора обосновывается положение о том, что, с одной стороны, истоки поэзии Кандалый берут начало в народной поэзии; а с другой - поэт своим творчеством внес достойный вклад в духовную сокровищницу татарского народа.

Методологической основой в раскрытии данных положений послужили работы исследователей М.Х. Бакирова, Е.Э. Бертельса, Т.Н. Галиуллина, Р.К. Ганиевой, Н.С. Исанбета, Р.Ф. Исламова, Х.Ш. Махмутова, Д.Н. Медриша, К.М. Миннуллина, Х.Ю. Миннегулова, А.Х. Садековой, А. Сибгатуллиной, Ф.И. Урманчеева, М.А. Усманова, Н.Ш.

Хисамова, Х.Х. Ярмухаметова, Ф.З. Яхина и других. Автор опиралась на общетеоретические труды Е.Э. Бертельса, М.М.Бахтина, В.Е.Хализева и других авторов-теоретиков, научные разработки которых повлияли на развитие литературоведения и фольклористики.

В основе методологии исследования - два

положения: структура и традиция. Один из принципов изучения любого взятого для анализа предмета строится на выявлении (или построении) структуры и исследовании традиции как возможности проследить развитие в заданной структуре.

Рассмотрение традиции в контексте истории и во взаимосвязи с различными культурами дало представление о различных культурно-исторических влияниях на художественное сознание татарского народа. Это позволило сформулировать ряд особенностей национального сознания и посмотреть, как они реализуются в литературном творчестве в целом и поэта Г. Кандалый, в частности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в татарской фольклористике и литературоведении:

а) возможность применения полученных выводов в
рассмотрении как проблем поэтики творчества Кандалый, так и
общетеоретических проблем татарской фольклористики и
литературоведения, что составляет теоретическое значение
работы;

б) материалы и результаты работы могут быть
использованы:

при изучении истории татарской литературы XIX века в вузах, в средней школе, а также в качестве специального курса «Творчество Г. Кандалый и фольклор»;-

при написании трудов по истории татарской литературы;

при составлении учебно-методических пособий по проблеме «Татарская литература и фольклор», что определяет практическое значение исследования.

Основным методом исследования является комплексный подход к изучению поэтического наследия Г. Кандалый. Данный метод включает в себя черты сопоставительного, сравнительно-исторического, литературоведческого анализа. Использован системный, биографический анализ творчества поэта.

Методы исследования диссертации - современные принципы изучения проблемы "литература и фольклор", сформулированы в исследованиях философов, литературоведов и фольклористов: У.Б. Далгат, Д.Н.Медриша, Л.И. Емельянова и др. Литература и фольклор, в нашем понимании, в совокупности образуют некую систему, обе части которой, существенно различаясь между собой, находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Положения, выносимые на защиту:

- творчество Г. Кандалый основано на классической
мусульмано-суфийской поэзии тюркско-татарского и народов
мусульманского Востока, с одной стороны, и является образцом
воплощения традиций татарского фольклора - с другой;

- самобытное творчество поэта пополнило фольклорную
сокровищницу татарского народа;

- творчество Г. Кандалый ознаменовало собой переход татарской литературы от традиций классической поэзии народов мусульманского Востока к собственно татарским литературным традициям.

Апробация работы: по теме диссертации сделаны доклады
и сообщения на итоговых конференциях ИЯЛИ им. Г.

Ибрагимова АН РТ (2004-06 гг.), в г. Казани, II Всемирном Форуме татарской молодежи (2006 г.) в г. Казани, научно-практической конференции «Актуальные проблемы тюркологии. Тумашевские чтения» (2006 г.) в г. Тюмени. Основные положения и результаты исследования изложены в пяти публикациях. Электронная версия автореферата диссертации размещена на официальном сайте ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ (). Режим доступа: свободный.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Имеется приложение -перевод турецкого эпоса «Ибрахим Адхам» на татарский язык, выполненный автором исследования.

Краткая биографическая справка о поэте Г. Кандалый.

На основе всех сохранившихся и вновь найденных
биографических данных в 2006 г. в «Татарской

энциклопедии» составлена специальная статья о Г. Кандалый1.

1 Ахунов A.M. Кандалый Т.II Татарская энциклопедия: В 5 т.. - Казань, 2006. -Т. 3.: К-Л. -С. 217-218.

Габдельджаббар ибн Габдельмаджид Кандалыи родился в
деревне Старый Кандал Ставропольского уезда Самарской
губернии (ныне деревня Старое Иртуганово Старо-Майнского
района Ульяновской области) в семье потомственного
служителя культа в 1797 г. Начальное образование поэт
получил дома у своего отца Габдельмаджида аль-Булгари. В

дальнейшем Габдельджаббар продолжил свое обучение в других крупных медресе региона (преимущественно Казанской губернии), у известных мударрисов - содержателей духовных учебных заведений. В течение 17 лет Кандалыи обучался в медресе различных уездов. Габдельджаббар Кандалыи стремился к знаниям, обладал способностями к изучению языков, в силу чего будучи шакирдом привлекался к преподаванию арабского языка на младших курсах медресе. В 1824 году получил право на занятие духовной деятельностью. Вернулся в родную деревню, служил имам-хатыбом. В 1840 году из-за конфликта с сельчанами, собрание общины поставило вопрос о лишении Кандалыи духовного сана. Это предложение не набрало достаточного количества голосов, однако вынудило Кандалыи уйти с должности. С 1843 года он возглавил организованную его единомышленниками вторую махаллю (приход). В 1848 году мусульманскими властями в его махаллю был назначен новый имам и мударрис, что практически отстранило Кандалыи от дел и ограничило его влияние на жителей махалли. Около двух лет он провел в заключении. Время и причина ареста неизвестны.

Известно, что, находясь в тюрьме, поэт написал (на арабском языке) комментарий к поэме Аллахияра Суфия (1630 -1721) "Субат аль-гаджизин" ( «Крепость слабых»).

Габдельджаббар Кандалыи был весьма разносторонней личностью и образованным человеком своего времени. Помимо усвоенных в медресе арабского и персидского языков, самостоятельно изучил русский, мордовский, чувашский языки. Не ограничивался духовной и стихотворческой деятельностью -на жизнь мог заработать собственным трудом: занимался пчеловодством, умел варить мыло, класть печи, чинить замки, переплетать книги.

Сочинительством, переводами начал заниматься в годы учебы в медресе. Язык произведений Габдельджаббара Кандалыи начального периода отличается сложностью и архаичностью, содержит многочисленные арабо-персидские, огузские, чагатайские лексические и морфологические элементы. В творчестве позднего периода поэт сделал резкий поворот к общенародному языку. В его поэзию вошли слова из живой татарской речи, образцы народного творчества - песни, пословицы, поговорки, фразеологические обороты, отрывки из эпических произведений.

При жизни поэта его произведения распространялись в рукописном виде. В 1859 году в печати появились первые 8 строк поэта, включенные в книгу С. Кукляшева «Диване хикэяте татар» («Сборник татарских рассказов») без указания имени автора. Еще около 200 строк Кандалыи были опубликованы в «Записках Оренбургского отделения Императорского

географического общества» (Казань, 1870. Книга 1), где они назывались «татарскими и башкирскими народными песнями». В 1881 вышла книга «Мэгъшукнамэ» («Книга влюбленных), составленная в основном из стихов поэта, но вновь без указания автора. Впервые авторство Кандалый было указано в книге татарского просветителя Каюма Насыри «Фэвакиьел ж,елэса» («Плоды бесед», 1884), в которую вошло свыше тысячи строк. В 1920 годы Академическим центром Наркомата просвещения ТАССР ставится задача изучения и систематизации творческого наследия Кандалый. Однако только в 1960 году выходит первый сборник стихотворений поэта под редакцией Х.У. Усманова ("Шигырьлэр" - "Стихотворения"). Наиболее полное издание произведений Кандалый, снабженное объемной научно-исследовательской частью, было подготовлено М.А. Усмановым ("Шигырьлэр ьэм поэмалар" - "Стихотворения и поэмы", 1988). В 1999 г. отдельной книгой была издана поэма "Сахибджамал".

Габдельджаббар Кандалый своей поэзией, следуя многовековым традициям и одновременно творчески видоизменяя их, достиг больших высот в искусстве слова, внес достойный вклад в татарскую литературу.

Фольклор и традиция

В развитии татарской литературы XIX века, к которой относится творчество Габдельджаббара ибн Габдельмаджида Кандалый, огромную роль сыграли традиции народного творчества - фольклора. Сближение с народной поэзией способствовало широкой демократизации всей татарской культуры этого времени, выявлению ее самобытности и оригинальности. Национальная самобытность отнюдь не обязательно предполагает фольклоризм и все-таки невозможно отрицать, что обращение литературы к фольклору было одним из важных средств национального самоутверждения, национального своебразия и народности. С точки зрения познания национального характера литературы, особенностей социально-нравственных и эстетических идеалов народа необходимо глубокое изучение связей фольклора и литературы.

Литература и фольклор всегда в той или иной мере отображают процессы, происходящие в обществе. XVIII - XIX вв. были ознаменованы для России рядом крупных событий, каждое из которых и по отдельности, и в совокупности оставил глубокий след в судьбах разных народов. В этот период татарский народ, наряду с населяющими страну другими народами, переживает непростые времена1. Крепостное право и возникшие как следствие народные волнения С. Разина, Е.

Пугачева захлестнули все Поволжье и Урал. В народно-религиозно-освободительном движении, направленном против насильственного крещения мусульман, самое активное участие принимают татары. После долгой неравной борьбы татарам удается достичь некоторой свободы: издаются царские указы о свободе совести и о создании в Уфе Духовного управления мусульман - муфтията, на некоторое время прекращается преследование мусульманского населения по религиозному признаку, начинается массовое возвращение ранее насильственно крещенных татар в мусульманскую веру. Во внутренней жизни народа, ее духовно-идеологической сфере так же происходят изменения: традиционно почитающий своих духовных наставников: имамов, ишанов, Коран-хафизов народ не хочет признавать указных мулл - ставленников назначенного московским царем муфтия. Все эти события нашли широкое отражение в литературе той поры, которая возносила идеи и ценности исламской добродетели, просвещения. В поэзии, наряду с дидактическими и назидательно-религиозными мотивами, наблюдается и тенденция обращения к духовному и материальному миру обычного, конкретного человека.

Большую роль в формировании поэта Кандалый сыграло народнопоэтическое творчество. "Литература, опирающаяся на народно-освободительное движение и живущая на волне прогрессивных тенденций общественного роста, выбирает единственно верный путь движения вперед: основываясь на классическом литературном наследии и приближаясь к фольклору, она конкретизируется, становится подлинно народной, отображая образы реальной личности и документальные события»1. В творчестве Г. Кандалый, как и в литературе первой половины XIX в., можно проследить вышеназванные тенденции: фольклорная традиция доминирует. "Увеличивается влияние фольклора на письменную поэзию"2. Значение таланта Г. Кандалый в большей степени раскрывается через систему устнопоэтических ценностей в их тесном внутреннем соотношении с оригинальной художественной системой поэта. На проблемно-тематическом уровне это всегда проблема сущности национального характера.

Прежде чем проследить творческий путь поэта и его связь с фольклорной традицией, необходимо конкретизировать понятия «традиция», «фольклор» и «творчество».

Имеется несколько определений слова «традиция». Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени3.

Традиция - это опора на прошлый опыт в виде его повторения и варьирования. Такого рода традиции строго регламентированы и имеют форму неукоснительно соблюдаемых обрядов, этикета, церемониала. Традиция также предполагает инициативное и творческое наследование культурного опыта с достраиванием ценностей.

Воздействие татарского фольклора на творчество Г. Кандалый

Принципиально важно ответить на следующие вопросы: какие историко-литературные факторы могли оказать воздействие на творчество татарского поэта XIX века Г. Кандалый? Что включал в себя данный исторический период и какие его особенности отразились в литературной традиции татарского народа?

Габдельджаббар Кандалый пришел в татарскую литературу в конце первого десятилетия XIX века, будучи шакирдом медресе. Если учесть, что на первые стихотворные и переводческие опыты, сформировавшие его литературные вкусы и эстетические взгляды, ушло около 5-10 лет, то, как поэт Кандалый сложился к середине-концу 20-х гг. А как известно, 20-30 годы XIX века - время большого политического, общественного и литературного подъема России. Значительным событием в истории России стало восстание 14 декабря 1825г. В условиях жесточайшей реакции после разгрома движения декабристов наступило суровое время для народов, населяющих страну. Так, в Казанском императорском университете не принимают на обучение татар, не дают разрешения на выпуск периодической печати на татарском языке, вновь назревают волны насильственного крещения мусульман-татар. В этих условиях татарская литература проповедует идеи терпеливости перед невзгодами, упования на судьбу. Лишь немногие авторы уделяют внимание жизни народа, стремятся определить значение народного начала в духовной жизни.

Издавна татарский фольклор сочетал в себе искусство и знание. Он содержал законы шариата - исламского права, действующего в обычном мусульманском обществе, моральный кодекс, народную медицину и был поэзией, украшением повседневного деревенского быта, праздников, маджлисов. Охватывая жизнь народа, фольклор удовлетворял духовные потребности простого человека. Фольклор стал особой формой самовоспроизведения и саморегуляции национального своеобразия. Татарский народ столетиями создавал богатейшую в жанровом отношении устную и письменную поэзию. Народнопоэтическая культура стала основой всего устойчивого, основательного, традиционного и давала одаренному, талантливому своему представителю свободу игры ума, воображения, чувств, вымысла. Она нашла отражение во многих произведениях Габдельджаббара Кандалый.

Произведения Кандалый развивают систему образов, традиционно воспринятую из восточной литературы. Необходимо отметить, что особый интерес поэт проявлял к жанрам духовного стиха и мунаджата.

В творчестве Кандалый нет стихов, говорящих, как может показаться на первый взгляд, о кризисе религиозных представлений лирического героя. Его жизненный путь не расходится с Исламом и суфизмом, просто он отходит от дидактического нравоучения и приближается к реалиям народного быта.

Хаотическое использование фольклорных мотивов складывается в стройную многоуровневую систему, в основе которой - народнопоэтическая традиция.

Фольклор для Кандалый - нечто большее, чем один из многочисленных источников, питавших его творчество. Татарский фольклор с его своеобразием, выразительной меткостью и психологической зоркостью, с его тяготением к большим обобщениям, с органическим неприятием лжи, фальши, лицемерия, доходившими до сатирических обличений, как бы живет в самой натуре поэта, в его манере выражаться, в стиле, в слоге, в истинно демократическом складе мышления, в эстетическом отношении к жизни.

Татарский суфизм как литературное явление и его отражение в народном творчестве

Творчество татарского поэта Габдельджаббара Кандалый, жившего и творившего в XIX в., опирается на многовековые литературные традиции народа.

При изучении творческого наследия Кандалый нетрудно убедиться в том, что поэт следовал народной и литературной традиции. Габдельджаббар Кандалый своей поэзией, следуя многовековым традициям и одновременно творчески видоизменяя их, достиг больших высот в искусстве слова, внес большой вклад в татарскую литературу. Стремление к знаниям, к просвещенности ознаменовало переход литературы к эпохе просвещения, а обращение Кандалый к устной и письменной традициям, их обновление способствовало становлению реалистического метода творчества. Это проявилось в использовании жанрово-тематических, стилевых, идейно-сюжетных, образно-поэтических приемов.

При рассмотрении наследия поэта по периодам его жизни четко просматриваются тенденции влияния различных поэтических школ. Раннее творчество поэта, как и вся тюрко-татарская поэзия, связана с мусульманско-восточными и тюркскими традициями, проникнута традиционными исламо-кораническими идеями. Причем следование поэта традициям, исламская направленность его стихотворений заметна уже с шакирдской поры. Ученики медресе с раннего возраста приобщались к литературному наследию тюрко-татарских, среднеазиатских, турецких, ираноязычных поэтов - представителей мусульманского Востока. Во-первых, программная литература медресе состояла из таких произведений, и шакирды изучали их в качестве религиозно-светских учебных дисциплин. (Это «Пэнднамэ» Аттара, «Бостан» Саади, «Кыйссаи Йосыф» Кул Гали, «Мухаммадия» Челеби и др.)- Во-вторых, ими переписывались произведения известных и неизвестных авторов. В-третьих, подражая имеющимся образцам, ученики самостоятельно пробовали перо. Существовала традиция шакирдских тетрадей, которые распространялись и в народе. Был специфический «фольклор медресе» — озорные и сатирические частушки, байты. Характерными для этого вида являются легкость стиля, обилие арабских заимствований, например, шэкерт, талиб, хэлфэ, мэдрэсэ и т.д., своеобразной фразеологии. Г. Кандалый — воспитанник этой среды, и, как многие сверстники, интересовался тюрки-фарси-арабскими языками, усиленно познавал мусульманскую поэзию. Как отмечает академик М.Усманов: «Особенно сильным было влияние на поэта средневековой ираноязычной суфийской поэзии, с одной стороны, и устного творчества своего народа, с другой1. В поэме «Рисаляи-ль-иршад» («Туры юлга кундеруче китап» - «Книга верного пути» (1815-1816 гг.)) юный поэт проповедует человеческие добродетели и порицает пороки. Особая добродетель — стремление к знаниям, ученье. А невежество приводит ко многим бедам и грехам и поэтому является наихудшим пороком.

Я эналэтлек — яманлыкдыр

Бере аныц — наданлыкдыр,

Болардан нич яман юкдыр

Гизэрсец гэр зэмин-асман)

Невежество — зло из зол, Одно из зол — безграмотность. Хуже их нет ничего На свете: ни на земле, ни на небе, — отмечает юноша Габдельджаббар в поэме «Рисаляи-ль-иршад». В Исламе, в хадисах (высказываниях) пророка поощряется стремление к знаниям, к просвещению. Это один из фардов (обязательных для исполнения действий) по шариату. Данное положение нашло отражение как в литературе (например, в произведениях суфийских поэтов Ахмеда Яссави, Сулеймана Бакыргани, Кул Шарифа, Мауля Колый, Утыз Имяни). Истоки же следует искать как у шейха Фарид ад-Дина Мухаммеда Гаттара, Джалаледдина Руми, Баба Кухи и др. так и в фольклоре.

В образцах афористических жанров устной поэзии также явственно видно, что народ относился к невежеству резко отрицательно:

Традиционно фольклорные жанры в творчестве Г. Кандалый

Как было отмечено выше, литература использует такие особенности и элементы народной поэзии, как: жанры, композицию, манеру повествования, сюжеты и мотивы, образы, выразительные средства, народнопоэтическую лексику и фразеологию, народный стих и др.

Произведения Кандалый, в которых автор обращался к народнопоэтическим сюжетам, мотивам, образам, символам, выразительным средствам, можно рассмотреть, сгруппировав их по жанрам татарского фольклора.

В стихах и поэмах, написанных поэтом в разное время, имеются включения как из малых (афористических: пословиц, поговорок), так и наиболее объемных жанров: песен, мунаджатов, байтов, эпосов (дастанов). Кроме всего перечисленного, Кандалый свойственно употребление такой редкой формы, как каргыш (проклятие) в ином, нетрадиционном для этого жанра контексте. (Из-за малого объема и незначительности их в произведениях Кандалый этот народнопоэтический жанр может быть рассмотрен после его афоризмов). Причем все рассматриваемые жанры творческого наследия Кандалый украшены художественными образами устно-поэтического и фольклорно религиозного происхождения, а также специфической, і свойственной только данному поэту фразеологией. Афористические жанры в произведениях Кандалый.

Благодаря своей афористичности, язык произведений поэта красив, изящен, выразителен и вместе с тем по-народному прост, лаконичен. Афористичность языка поэта складывается как из сгустков, квинтэссенции авторских мыслей, так и мастерского использования жемчужин народного остроумия: пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений.

Видный татарский фольклорист и исследователь Наки Исанбет дал следующее определение пословицы: "Мэкалъ - ул свйлэшкэндд сузгэ ямъ нэм куэт биру вчен квнкурештэ куп сыналган дэлил яки шигъри мисал урынында эйтелеп йвртелэ торгам кыска, лэкин гомуми бер итрэн мэгънэне эченэ алган твгэл щвмлэле халык хикмэте эсэре"1 .Уже в молодости Г. Кандалый вплетал в канву своих стихотворных строк мэкаль (пословицы) и эйтем (поговорки), что усиливало афористичность его языка. Так, строки зрелого Кандалый о недопустимости гордыни как греховного порока Ьэуа сахибе зурланыр,

Кэсеб итэргэ хурланыр были приведены в поэме начального этапа его творчества "Кыйссаи рисаляи-ль-иршад». Справедливые слова поэта о тяжести труда хлебороба, высказанные им в юном возрасте Иген икмэк - михэн чикмэк были подхвачены народом и впоследствии видоизменены в пословицу: Иген икмэк бирер икмэк, Белей иксэц, бирер куплэп. Вырастишь хлеб - даст урожай, Если со знанием дела - то обильный. Можно привести множество примеров использования Кандалый народных афоризмов.

Так, его строки из поэмы "Фархи" напоминают татарский эквивалент пословицы о том, что синица в руке лучше журавля в небе: Агач башындагы кошны Минеке дип эйтеп булмас, Очып китсэ япан жирдэн -Тотыйм дисэц, тотып булмас. (Б. 364) Птицу на вершине дерева Моею не могу назвать, Если улетит, Захочешь поймать - не поймаешь. Пословицы Кандалый отличаются образностью, необычными сравнениями или обобщениями. Туганлык кадрене белсэ - туган ул, дгэр белмэсэ - бер ачы суган ул! (Б.96)

Если умеет ценить родство - родня, А если не умеет - горькая луковка! Схожая поговорка "Туган туганга - ачы суган" в настоящее время употребляется редко, зато хорошо известна у сибирских татар и татар-мишарей. Это позволяет выдвинуть гипотезу о том, что народ перенял афоризм у Кандалый. Подтверждение данной гипотезы может дать более полное представление о географии распространения сочинений поэта: они могли "дойти" и до Сибири. Особенную актуальность предположение приобретает после слов М. Усманова, который писал о том, что тетради со стихотворениями Габдельджаббара Кандалый найдены у татар Зауралья.

Похожие диссертации на Традиции фольклора в творчестве Габдельджаббара Кандалый