Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование) Гертнер, Роза Ивановна

Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование)
<
Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование) Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование) Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование) Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование) Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование) Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование) Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование) Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гертнер, Роза Ивановна. Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование) : Дис. ... канд. филологические науки : 10.02.04.- Москва, 2006

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Современное состояние вопроса. цель и задачи исследования II

1.1. Некоторые концепции речевого ритма II

1.2. Ритм в стихотворной и прозаической речи 17

1.3. Ритмическая структура как единица ритма речи 23

1.4. Цель и задачи исследования 28

Глава 2 Методика проведения экспериментального исследования 29

2.1. Подбор экспериментального материала 30

2.2. Подбор дикторов 31

2.3. Запись экспериментального материала 31

2.4. Подбор аудиторов 32

2.5. Проведение первичного и основного аудигивного анализов 33

2.6. Проведение интонографического анализа 34

2.7. Проведение спектрального анализа 36

ГЛАВА 3. Результаты аудитйвного, акустического и лингвистического анализов 38

3.1. Результаты аудигивного анализа 38

3.2. Характеристика ритмических структур стихотворной и прозаической речи по длительности 49

3.3. Характеристика ритмических структур стихотворной и прозаической речи по частоте основного тона . 82

3.4. Характеристика ритмических структур стихотворной и прозаической речи по уровню интенсивности . 86

3.5. Результаты спектрального анализа 108

Заключение 120

Список использованной литературы 124-

П рил ояение і 137

П рил ожение 2 141

Приложение 3 155

Введение к работе

В лингвистических исследованиях все большее внимание уделяется проблемам ритма. Особый интерес вызывает изучение проблемы ритмической организации вообще, и ритмических единиц в частности, на материале различных видов речевой деятельности и отдельных конкретных языков.

Сравнение стихотворного и прозаического текстов показывает, что и в прозаической, и в стихотворной речи наблюдаются одинаковые явления, расчлененность речи на интонационные группы, чередование ударных и безударных слогов и т.д. Однако стихотворную речь отличают от прозаической целый ряд признаков, основным из которых является характер ритмичности.

Основным признаком ритма в широком понимании этого термина является закономерная повторяемость однородных явлений. Ритм возникает в результате упорядоченного чередования подобных или соизмеримых единиц. Случайно возникающие явления, а также разнородные, несоизмеримые ритма не составляют. Следовательно, для возникновения ритма необходимо наличие определенных единиц, отграниченных друг от друга, имеющих начало и конец; они должны быть сходны по своему строению, и в их движении должна быть определенная последовательность, закономерная повторяемость. Стих лишь усиливает ритмические тенденции, которые присущи языку вообще. В стихе равномерное чередование соизмеримых единиц проявляется наиболее закономерно и составляет основу данного вида речи. С этой точки зрения стихотворная речь - это один из случаев реализации речевого материала в особых условиях, которые в значительной мере определяются ритмом. Ритм стихотворной речи - явление слокное и многокомпонентное. "Ритмичность стиха, - пишет Ю.М.Лотман, - это цикличное повторение разных элементов в одинаковых позициях с тем, чтобы приравнять неравное и рас-

5 крыть сходство в различном, или повторение одинакового с тем, чтобы раскрыть мнимый характер этой одинаковости, установить отличие е сходном" [Лотман Ю.М., 1972: 45] .

Проблема ритма как явление языка и речи получила рассмотрение в многочисленных исследованиях на материале различных форм, типов и видов высказывания. Идея о стихе как особой форме речи, имеющей свои специфические языковые качества, нашла отражение в многочисленных работах, посвященных анализу понятий ритма и метра, соотношения ритма и поэтического синтаксиса, синтаксиса и поэтической семантики, синтаксиса и интонации [Леонтьев А.А., 1968: I43-I50J. Применение специальных методов исследования, в частности, методов экспериментальной фонетики, позволяют по-новому оценить фонетическое оформление стихотворной и прозаической речи. Экспериментальному исследованию были подвергнуты как отдельные компоненты интонации стиха [Павлова В.И., 1968, Бычкова О.И., 1973, Милюкова I.K., І98ІІ , так и интонационный комплекс в целом [Антипова A.M., 1974]. Несмотря на то, что имеется обширная литература, посвященная вопросам ритма и ритмических единиц в различных видах речевой деятельности на материале различных языков [Барышникова К.К., 1969, 1971, Златоус-това Л.В., 1970, 1971, 1978, 1979, 1977, 1981, Бычкова О.И., 1973, Андреева Д.И., 1979, Дубинко С .А., 1982 и дрГ] , явление это вряд ли можно считать до конца изученным. Б частности, среди ученых нет единого мнения о том, что следует считать единицей ритма. Анализ теоретической литературы, а также данных экспериментально-фонетических исследований как отечественных, так и зарубежных авторов последних лет, позволяют в качестве единицы ритма в различных видах речевой деятельности считать: "phonetic word", "rhythmic group", "foot", "stress group", "rhythmical unit", "accentual group",

"фонетическое слово", "ритмическую группу", "акцентную группу", "такт" "синтагму ;'"сверхфразовое единство*и другие.

Среди работ, посвященных исследованию ритмической организации речи, наибольшего внимания заслуживает экспериментально-теоретическое исследование А.М.Антиповой [і98і] . Б проведенном исследовании, на наш взгляд, установлены и обоснованы важные, с теоретической точки зрения, положения о ритмической организации английской речи. Автор данного исследования [Антипова A.M., 1982: ІЗ-Іб] в отдельности рассматривает ритмическую организацию стихотворной и прозаической речи и устанавливает, что в поэзии наиболее устойчивыми единицами ритма являются строка и строфа, а в прозе - ритмическая группа, синтагма и сверхфразовое единство. При этом, кроме того, что автор анализируемого исследования установил:

единицу ритма ъ различных видах речевой деятельности;

системный характер ритма;

функции речевого ритма; также выявлена и роль просодии:

в формировании ритмических единиц;

в осуществлении связи между ритмическими единицами;

в определении специфики ритма различных текстов.

Предлагаемая работа также посвящена исследованию ритмической организации различных видое речевой деятельности. При этом, характерная черта данной работы и ее отличительная особенность от вышеназванного экспериментально-теоретического исследования A.M.Антиповой заключается в выявлении устойчивой единицы ритма в одинаковых, с точки зрения лексического состава и синтаксических конструкций, стихотворных и прозаических текстах. Применение метода активного экспериментирования заключающегося в

трансформации стихотворной речих в прозаическую, позволило получить необходимый и соответствующий для данного исследования экспериментальный материал.

Применяемая в предлагаемом исследовании методика разработана в лаборатории структурной и прикладной лингвистики МГУ им. М.В.Ломоносова и принята за основу в ряде экспериментально-фонетических исследований проф. Л.В.Златоустовой и О.И.Бычковой на материале русского языка.^ Согласно данным, полученным в исследованиях вышеназванных авторов, по выявлению единицы ритма и ее просодического оформления, таковой является ритмическая структура. Именно указанная единица ритма характеризуется устойчивостью в ее временных и спектральных показателях.

В соответствии с отмеченным, нами была выдвинута рабочая гипотеза, согласно которой в стихотворной и прозаической речи английского языка аналогично русскому наиболее устойчивой единицей ритма может являться ритмическая структура. Для установления достоверности поставленной гипотезы был проведен аудйтивный анализ. При этом целью аудитивного анализа было выявление особенностей членения стихотворных и соответствующих прозаических текстов на ритмические структуры, определение степени разброса в восприятии аудиторами границ ритмических структур. Иными словами, определялась возможность членения стихотворных и прозаических текстов на ритмические структуры. В результате аудитивного анализа была установлена правомерность членения стихотвор-

х В настоящем исследовании ш исходим из классификации, предложенной И.Р.Гальпериным, согласно которой стихотворная речь рассматривается как разновидность стиля художественной литературы L Gaiperin i.e., 1977]. При этом, вторая часть экспериментального материала - прозаическая речь соответственно также представляет собой разновидность названного стиля.

Подробнее об этом см.г Златоустова Л.В. [l970, 1971, 1979, I98IJ , Бычкова О.И. [197 .

ных и прозаических текстов на материале английского языка на ритмические структуры и выявлены те ритмические структуры, которые были адекватны с точки зрения их лексического состава, слоговой длины, типов и позиций в стихотворной строке и прозаическом предложении. Иными словами, был определен основной экспериментальный материал, который затем был подвергнут электроакустическому анализу.

В данном исследовании для более полного определения особенностей акустической реализации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи на материале английского языка все исследуемые признаки были подвергнуты сравнительному анализу. Иными словами, полученные результаты сопоставлялись с соответствующими данными на материале русского языка. Сказанное позволит выявить сходные признаки, присущие как английской, так и русской ритмическим структурам в двух видах речевой деятельности.

Целью настоящей работы является исследование фонетических модификаций ритмических структур в стихотворной и прозаической речи на материале английского языка.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Выявить особенности акустической реализации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи.

  2. Провести анализ полученных данных с целью определения набора фонетических признаков, характеризующих и служащих разграничению ритмических структур в указанных видах речи.

  3. Провести сравнительный анализ соответствующих просодических параметров ритмических структур в стихотворной и прозаической речи на материале английского и русского языков.

В результате проведенного исследования в соответствии с

целью и задачами было установлено, что наиболее информативными акустическими параметрами, характеризующими ритмические структуры в двух видах речевой деятельности, являются среднезвуковая длительность ритмических структур, суммарная длительность гласных, относительная длительность ударного гласного, значения перепадов по относительной длительности предударного и ударного гласных, ударного и заударного гласных, относительная интенсивность ударного гласного, значение перепадов по относительной интенсивности предударного и ударного гласных, ударного и заударного гласных и другие.

Причем, ритмические структуры и их компоненты в стихотворной речи характеризуются большей степенью выраженности по всем указанным параметрам.

Автор выносит на защиту следующие основные положения работы:

  1. Возможность членения на ритмические структуры на материале стихотворных и прозаических текстов на уровне восприятия.

  2. Информативность просодических параметров, полученных

в ходе анализа стихотворных и прозаических текстов и возможность разграничения анализируемых ритмических структур с помощью этих параметров.

3. Сопоставление двух видов речевой деятельности, т.е.
стихотворной и прозаической речи и выявление общих и специфи
ческих фонетических признаков оформления ритмических структур
в анализируемых текстах.

Работа выполнена на кафедре фонетики английского языка Алма-Атинского педагогического института иностранных языков и в Лаборатории экспериментальной фонетики МГЇЇИИЯ им. М.Тореза.

При этом в ЛЭФ МГПИИЯ мм. М.Тореза были проведены следующие виды анализов: аудитивный, ингонографический и спектральный.

Автор настоящего исследования выракает искреннюю и сердечную благодарность доктору филологических наук Потаповой Р. К. за большую помощь и консультации, оказанные в процессе работы над диссертацией.

Ритмическая структура как единица ритма речи

Выбор основной единицы для исследования ритма речи принадлежит к числу тех проблем, по которым мнения ученых расходятся. Большинство исследователей Pite K.p962j,Halliday М.[і964),АЬегсгот-bie D., Андреева Д.[і979] считают ритмическую группу основной единицей ритма. Некоторые [Шишкина Т.Н. 1974, Черемисияа Н.В. І97Ї) высказываются в пользу синтагмы. Скаличкова A .gkaiickova А. 1970] предлагает слог в качестве минимальной и синтагму в качестве максимальной единицы ритма.

Фонетическая литература отечественных и зарубежных авторов располагает большим многообразием терминов для обозначения ритмической единицБГ: "phonetic яюгй","rhythmic group","foot", "stress group","rhthmical unit","accentual group" - В английском языке, "фонетическое слово", "ритмическая группа", "акцентная группа", "такт" и другие - в русском языке.

Несмотря на разнообразные точки зрения по вопросу выделения элементарных единиц ритма, можно утверждать, что всех их объединяет единый подход к определению основного фактора, маркирующего и косвенно делимитирующего элементарные ритмические единицы. Таким фактором является ударение, что естественно вытекает из самой природы ритмической организации речи. Как известно, восприятие ударения предполагает не абсолютную, а относительную выде-ленность слова, которая оценивается на речевом отрезке не меньше, чем элементарная ритмическая единица [Аванесов Р.И. 1956, Барышникова К.К. 1970, а иногда и большем [Златоустова I.B. 1970:14]. А это означает, что ударение, выступая как структурное соотношение слогов по длительности, громкости, высоте тона и качеству звуков, одновременно конституирует элементарную ритмическую единицу и создает иерархичность ее фонетической структуры [Бондарко Л.В., Зиндер Л.Р., Светозарова Н.Д. 1968:69] . I. Подробнее о ритмических единицах см. Р.А. Шунтова,[і975]. Мы, вслед за проф. Л.В. Златоустовой, считаем наиболее целесообразным, в качестве опорного значимого сегмента при членении речевого континуума рассматривать ритмическую структуру. "Ритмическая структура, как единица плана реализации, может включать в себе одну, две или несколько словарных единиц; обычно объединяются служебное и знаменательное слово, но в отдельных случаях, объединяются знаменательные слова. Ритмическая структура организуется стержневым элементом, обязательно связанным со словесным ударением, но в определенных структурах стержневой элемент шире ударной части структуры [Златоустова JI.B. 1970:13] . Таким образом, с термином ритмическая структура связывается определенное количество слогов, последовательность слогов, место ударения. Иными словами, ритмическая структура представляет собой структурную последовательность слогов. Именно такая единица является необходимой при изучении акустико-артикуляциояных характеристик речи.

Наряду с этим выбор ритмической структуры, в качестве опорной анализируемой единицы при членении речевого континуума, обусловлен особенностью, точнее своеобразием экспериментального материала - стихотворные произведения. Изучение ритмической структуры в стихотворной речи представляется естественным и плодотворным, так как "... СЛОЕО В стихе звучит иначе, чем в других типах речи, и играет значительно более самостоятельную роль" [Тимофеев Л.И. 1960:4] .

"Стихотворная речь отличается большей свободой в расстановке слов по сравнению с прозаической речью. В стихах слово экспрессивно выделяется или прячется в зависимости от своего положения в стихотворной строке, а не в зависимости от того, как расположено это слово по отношению к другим связанным с ним словами, входящими в синтаксическую конструкцию [Ковтунова И.И. 1976:195-19б]. Аналогичную мысль мы находим, например, у Л.И. Тимофеева [l958:58-6l] , которая выражена в следующем: "В тенденции слово в стихе всегда имеет интонационную самостоятельность, это видно хотя бы из того, что в стихе словораздел имеет совершенно иное значение, чем в прозе, и тем более в обыденной речи, где сплошь и рядом вообще не ощутим... Поэтическое слово, строго говоря, всегда выделено в той или иной мере. Замедленность темпа, ощутимость его звуковой структуры, тот факт, что стих делит речь на краткие отрезки, окаймленные паузами, - все это определяет уже известную выделенность слова в стихе, можно сказать, что в стихе оно живет иначе, чем в прозе. В принципе слово в стихе является самостоятельной единицей повествования, тогда как в прозе такой единицей является фраза".

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что "все слова в стихах гораздо более весомы" [Томашевский Б.В. 1929:323), чем в нестихотворной /прозаической/ речи, так как роль самого словесного материала в ритмическом урегулировании стихотворной речи чрезвычайно велика, ЕСЛЄДСТВИИ гораздо большей ритмопорож-дающей и смысловой нагрузки.

Характеристика ритмических структур стихотворной и прозаической речи по длительности

Ряд исследований в области экспериментальной фонетики, посвященных изучению акустической природы речи, свидетельствует о том, что из ведущих характеристик в синтагматическом плане /частота основного тона, длительность, интенсивность/ одной из наиболее релевантных является длительность, поскольку все изменения как сегментного состава, так и супрасегментных характеристик являются изменениями по Бремени [Потапова Р.К. 1973: 227-237, 1977:212-221]. Признание ведущей роли длительности, в системе просодических характеристик речи, позволяет рассматривать "временную характеристику как элементарную и Е ТО лее время как фундаментальную характеристику речи" [Елохина Л.П., Потапова Р.К. 1977:21] .

Как известно из акустики, ударный гласный маркируется определенными количественными и качественными характеристиками, а именно: длительностью, интенсивностью, частотой основного тона, определенной спектральной картиной. Определение значений названных характеристик как в ритмических структурах стихотворной речи, так несоответствующих ритмических структур прозаической речи имело, в данном исследовании, первостепенное значение. В этой связи должно было найти подтверждение предположение о том, что в стержневом компоненте ритмических структур стихотворной речи, акустические характеристики имеют большую степень выраженности по сравнению с соответствующим стержневым компонентом в ритмических структурах прозаической речи. Иными словами, задача заключалась в том, чтобы на основе полученных акустических данных наметить некоторые тенденции в модификациях ритмических структур в стихотворной и прозаической речи. Для подтверждения вышеуказанного, полученный в результате аудитивного анализа основной экспериментальный материал, был подвергнут акустическому анализу.

Программа обработки значений длительности на интограммах предусматривала определение следующих параметров:

- длительности всей ритмической структуры ДДУ в стихотворной и прозаической речи;

- длительность каждого звукового сегмента /t/L/;

- среднезвуковой длительности ритмической структуры в стихотворной и прозаической речи

- отношения по длительности предшествующего и последующего гласных в пределах каждой реализации / %z/l

- суммарной длительности гласных и согласных в пределах каждой ритмической структуры;

- соотношения длительности гласных и согласных в пределах каждой реализации Af/. Сопоставление данных по длительности проводилось в определенном порядке. Так, например, сравнивались значения:

- суммарной длительности гласных /в %/ в пределах каждой реализации в стихотворной и прозаической речи ;

- относительной длительности ударного гласного в ритмической структуре стихотворной речи и в ритмической структуре прозаической речи;

- отношений по длительности предударного и ударного гласных в ритмической структуре стихотворной и прозаической речи;

- отношений по длительности ударного и заударного гласных в ритмической структуре стихотворной и прозаической речи.

При исследовании ритмических структур стихотворной речи и ритмических структур прозаической речи необходимо более точное определение темпа, что обусловлено изменением степени полноты артикуляции. Темповые значения ритмических структур обоих видов речи были определены с помощью среднезвуковой длительности каждой ритмической структуры. Указанный параметр "наиболее точно передает скорость артикуляции высказывания" [Елохина Л.П., Потапова Р.К. 1977:30] . Данные, полученные в результате подсчета среднезвуковой длительности в ритмических структурах стихотворной и прозаической речи, отражены в таблице 3.9 с дифференциацией по положению в стихотворной строке и предложении.

Характеристика ритмических структур стихотворной и прозаической речи по уровню интенсивности

Характеристика ритмических структур стихотворной и прозаической речи по уровню интенсивности. Под интенсивностью принято понимать акустическую мощь звука, т.е. величину звуковой энергии в единицу времени [фант Г. 1965]. Интенсивность представляет собой сложный акустический феномен, обусловленный целым рядом факторов непосредственно связанных с выделением данного слога, и рядом факторов чисто физиологического порядка. В показаниях звукового давления находит свое отражение речевое дыхание, в процессе которого осуществляется регулировка аэродинамических условий при образовании последовательностей звуков, слогов, фраз [Блохина Л.П., Потапова Р.К. 1970:20-21].

В оформлении стержневых /ударных/ элементов, наряду с длительностью, частотой основного тона, спектральными изменениями, принимает участие и интенсивность. В связи с этим, предполагалось, что стержневой элемент ритмических структур стихотворной речи может характеризоваться большими значениями по уровню интенсивности по сравнению с тем же стержневым элементом ритмических структур прозаической речи. Иными словами, преполагалось, что значения по уровню интенсивности могут быть достаточно индикативными для дифференциации ритмических структур в двух видах речи. Программа обработки значений интенсивности на интоно-граммах предусматривала определение:

- интенсивности каждого гласного звука в пределах ритмических структур стихотворной и прозаической речи;

- значений средней интенсивности гласных звуков в пределах каждой реализации в двух видах речи.

При этом за единицу нормирования было принято значение максимальной интенсивности гласного в пределах каждой ритмической структуры Е обоих видах речи.

Сопоставление данных по интенсивности проводилось в определенном порядке. Так, например, сравнивались значения: - относительной интенсивности ударного гласного в ритмических структурах двух ВИДОЕ речи;

- перепада по относительной интенсивности предударного и ударного гласных в ритмических структурах обоих видов речи;

- перепада по относительной интенсивности ударного и заударного гласных в ритмических структурах двух видов речи.

В таблице 3.19 отражены данные относительной интенсивности ударного гласного в ритмических структурах двух видов речи с дифференциацией на начало.

Данные таблицы 3.19 свидетельствуют о том, что ударный гласный в ритмических структурах стихотворной речи характеризует 90 ся большей относительной интенсивностью /см. рис. 5 и 6/ по сравнению с тем же ударным гласным в ритмических структурах прозаической речи. Различия по значениям указанного параметра составляют 59% случаев. Однако, нельзя не отметить и те случаи, когда значения по указанному параметру в ритмических структурах стихотворной речи и прозаической речи равны и меньше, они сос тавляют соответственно 26% и 15% случаев. Более детальный ана лиз, а именно: дифференциация ритмических структур по их типам, позволил выявить, что наибольшей относительной интенсивностью характеризуются ударные гласные двусложных /—/ и четырех сложных / / ритмических структур стихотворной речи. От меченное явление наблюдается в . „ 100% и 67% случаев. Аналогичным образом были проанализированы данные относительной интенсивности ударного гласного в ритмических структурах двух видов речи срединной и конечной позиций.

Результаты спектрального анализа

. Результаты спектрального анализа Решение вопрсов, поставленных в настоящей работе, обусловило проведение спектрального анализа. При этом предполагалось, что:

- данные качественных характеристик ударных гласных ритмических структур стихотворной и прозаической речи, также могут быть одним из факторов, служащих их разграничению;

- ударные гласные ритмических структур стихотворной речи характеризуются наличием некоего аналога ПЄЕЧЄСКОЙ форманты .

Певческая форманта является существенной особенностью вокальной речи "... в звуке певческого голоса содержится значительно больше высоких обертонов, чем в звуке обычного разговорного голоса. Особенно сильно выражены в певческом голосе высокие обертоны, с частотой 2500-3000 гц. Б звуках обычной разговорной речи максимум их спектральной энергии располагается в районе низких частот - около 300-400 гц" [Морозов В.П# 1967:94].

Спектральному анализу были подвергнуты ударные гласные /общее количество 16/ ритмических структур.обоих видов речи на материале двух языков. В ходе спектрального анализа были получены спектрограммы, обработка которых проводилась в следующем порядке:

- расшифровка спектрограмм;

- позвуковая сегментация спектрограмм;

- считывание спектрограмм с помощью аппарата мод. "Микро-фот" с объективом мод. "Юпитер-12".

Первичная сегментация спектрограмм предполагает членение спектрального изображения на анализируемые ритмические структуры, слова и т.д. Последующая сегментация проводится на участках, соответствующих выделенным звукам, каждый из которых состоит из определенного числа спектральных сечении /кадров/. Длительность каждого кадра равна 15 мсек.

В результате считывания спектрограмм были получены данные, которые фиксировали:

- длительность звуков;

- локализацию областей усиления энергии резонансных частот ;

- степень изменения интенсивности.

На основании полученных данных были определены следующие параметры:

- длительность анализируемого звукового сегмента;

- общее число формантных областей;

- центральное значение каждой формантной области;

- степень энергетической выраженности формантных областей. На основе полученных данных были составлены таблицы /см.

табл. 3.26 и 3.27/. В дальнейшем сопоставлялись полученные в результате обработки экспериментального материала данные по вышеуказанным параметрам, и сравнивались спектральные характеристики ударных гласных ритмических структур стихотворной речи с теш же ударными гласными ритмических структур прозаической речи.

Сопоставление абсолютных значений длительности анализируемых ударных гласных в ритмических структурах стихотворной и прозаической речи, полученных в результате обработки спектрограмм, ПОЗЕОЛЙЛО ЕЫЯВИТЬ тенденцию, что ударные гласные в ритмических структурах стихотворной речи характеризуются /в абсолютном большинстве случаев/ большей абсолютной длительностью по сравнению с теми же ударными гласными ритмических структур прозаической речи. Сказанное можно проследить на нижеприведенном примере сравнения абсолютной длительности ударного гласного / /V в ритмических структурах ДЕух ЕИДОЕ речи:

Процентное отношение количества случаев превосходства значений,, по абсолютной длительности: выделенных гласных в ритмических структурах стихотворной речи составляет 87%.

Сравнительный анализ, представленных в таблицах 3.26 и 3.27 данных значений абсолютной длительности ударных гласных в ритмических структурах обоих видов речи, позволяет констатиро-Еать, что ударные гласные выражены большей абсолютной длительностью в ритмических структурах стихотворной речи.

Анализ спектральных данных по количеству формантних областей показал, что ударные гласные ритмических структур стихотворной речи характеризуются значительно большим их количеством. Так, если выделенные гласные ритмических структур стихотворной речи характеризуются, в основном, наличием четырех и пяти формаятных областей, то в ритмических структурах прозаической речи - наличием трех.

Похожие диссертации на Фонетические модификации ритмических структур в стихотворной и прозаической речи (экспериментально-фонетическое исследование)