Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интертекстуальный хронотоп готического романа : на материале англоязычных произведений Троицкая Анастасия Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Троицкая Анастасия Леонидовна. Интертекстуальный хронотоп готического романа : на материале англоязычных произведений : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Троицкая Анастасия Леонидовна; [Место защиты: С.-Петерб. ун-т экономики и финансов].- Санкт-Петербург, 2008.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-4/3304

Введение к работе

Актуальность исследования определяется усиливающимся

интересом современной лингвистики к межтекстовому взаимодействию текста. Категория интертекстуальности, являясь для лингвистики проблемой не новой, требует дальнейшего изучения во взаимосвязи с феноменом дискурса и теорией семиотики, а также с текстовыми универсалиями. При этом основной интерес представляет изучение текстовой универсалии - хронотопа, воплощенного через интертекст в определенном жанре, в данном случае в жанре готической англоязычной прозы. Составляющими элементами целостного хронотопа, вслед за М.М.Бахтиным, Р.И.Енукидзе и другими, считаются образ времи, пространства и воспринимающего субъекта повествования. Реализация категории интертекстуальности рассматривается сквозь призму хронотопа (время, пространство и субъект) как особый тип взаимоотношений действительности с воссозданной действительностью в произведении, как авторская стратегия кодирования смыслов и воздействия на читателя, и алгоритм декодирование скрытых смыслов читателем. То есть, исследование хронотопа через манифестацию его интертекстом позволяет говорить об использовании автором интертекстуальной стратегии при создании образа времени, пространства и персонажа, свойственных готическому жанру.

Хронотоп признается текстовой универсалией (Гальперин 2005; Кухаренко 1988: 75), которая формируется целым рядом приемов. Прежде всего, формирование происходит ядерными элементами как: лексика с локально-темпоральной тематикой, развернутая система времен в английском языке, а также динамика развития сюжета и смена композиционно-речевой формы. С рассмотрением вышеперечисленных конституирующих элементов хронотопа можно ознакомиться в трудах Н.Д. Арутюновой, Л.Г. Бабенко, М.М. Бахтина, В.Г. Гака, И.Р. Гальперина, Р.И. Енукидзе, М.А. Кронгауза, Т.И. Кубанцева, Е.С. Кубряковой, В.А. Кухаренко, Е.В. Падучевой, З.Я. Тураевой и многих других. Тем не менее, до сих пор не было предпринято попыток изучения хронотопа с точки зрения формирования его интертекстом. В частности, не проводилось исследований по выявлению специальных критериев, на основе которых возможно выделение видо-тематических групп интертекста, свойственных определенному жанру.

Цель исследования заключается в изучении феномена интертекстуальности как конституирующего средства формирования хронотопа готического романа в лигнво-прагматическом аспекте. Текстовое воплощение интертекстуальности - интертекст - изучается как средство построения хронотопа.

Указанная цель предполагает решение следующих задач:

рассмотреть теоретические особенности интертекстуальности, текста, дискурса и семиотики;

рассмотреть теоретические аспекты художественного текста и способы его интерпретации;

описать теоретические аспекты хронотопа;

проследить теорию возникновения и развития готического романа на материале английской литературы, а также выявить характерные черты готического романа;

- установить критерии выделения интертекста и основные типы
интертекстуальных включений;

проанализировать смысловую и структурно-композиционную организацию вторичного текста и определить характер интертекстуальной зависимости вторичного текста от базисного произведения на уровне формы и содержания;

- определить авторскую стратегию использования интертекстуальности
хронотопа при построении жанра.

Объектом исследования является механизм формирования интертекстом хронотопа в жанре готического романа.

Предметом исследования в настоящей диссертации является выявление и лингвистический анализ видо-тематических групп интертекста, участвующих в создании хронотопа готического романа.

Основополагающей теоретической базой исследования являются научные работы как отечественных, так и зарубежных ученых в области изучения:

- общей теории текста, стилистики, семиотики, интертекстуальности
(И.В. Арнольд, Л.Г. Бабенко, Р. Барт, М.М. Бахтин, И.Р. Гальперин,
И.В. Гюббенет, Ю. Кристева, Н.А. Кузьмина, М.Ю. Лотман, Г.И.
Лушникова, М. Риффатер, И.П. Смирнов, З.М. Тимофеева, Н.А.
Фатеева и мн.др.;

- литературоведения (Ф. Боттинг, И.Н. Васильева, П. Гаррет, В.М.
Жирмунский, С.Н. Зенкин, Н.А. Соловьева, Р.И. Телльер, У. Эко и
мн.др.).

В соответствии с целью и задачами были использованы следующие
методы исследования: метод непосредственного наблюдения, метод
декодирования, метод литературоведческого анализа, метод
лингвостилистического анализа, метод контекстуально-

интерпретационного анализа, метод контекстного анализа экстралингвистических феноменов.

Материалом исследования послужили готические англоязычные романы «Похититель тел», «Королева проклятых», «Вампир Лестат» Анны Райе, «Граф Дракула» Брема Стокера общим объемом более 2000 станиц.

Научная новизна предпринимаемого исследования состоит, таким образом, в том, что в нем впервые проводится всесторонний лингвостилистический анализ интертекста с точки зрения его способности организации хронотопа готического романа. На защиту выносятся следующие основные положения, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:

  1. Интертекст выполняет функцию компрессии и экономии текстового пространства, передавая в свернутом виде описания персонажей, времени, места действия. Свернутый вид понимается здесь как не непосредственное словесное описание персонажей, времени и места действия, а как функционирование аллюзии, цитаты или синкретического интертекста с уже готовым образом, который используется и переосмысляется в принимающем тексте.

  2. Интертекст является одним из конституирующих средств хронотопа: он участвует в создании художественных образов времени, пространства и персонажа произведения.

  3. Интертекст является конституирующим средством характерных элементов готического жанра. Он является средством создания обязательных для готического жанра гетеротопических пространств, осуществляет идентификацию скрытой личности, постулирует текст в тексте через рассказчика - мнимого автора, поддерживает дихотомию реального и ирреального.

  4. Поддержка интертекстом дихотомии реальное - ирреальное, прежде всего, в персонифицированном виде, позволяет создать образ антагониста и протагониста, времени и пространства вокруг полярных персонажей. При этом образ персонажей, времени и пространства передается вторичными смысловыми средствами в сравнении с прямой лексической номинацией.

  5. Протагонист, его время и пространство характеризуется как историчное, научное, хронологичное, последовательное, логичное. Это поддерживается различными типами интертекста: научной терминологией, ссылкой на авторитеты, многочисленными аллюзиями на мир и его реалии.

  6. Антагонист, его время и пространство объективизируется посредством: внутреннего интертекста, синкретического интертекста, исторических аллюзий. Тем не менее, образ антагониста, его

пространство и время мифологизируются при помощи интертекста сказок, мифов и интертекста из литературных источников.

7. Пространство и время, общее для антагониста и протагониста
создаются многочисленными аллюзиями и цитациями из Библии,
внутренним интертекстом - рассуждение и апелляции к Богу, мотивом
искушения. Библейское пространство становится общим, а время
замершим.

8. Протагонисты, вступая в противоборство с антагонистом на
протяжении всего повествования, разделяют с ним библейское
пространство, входят в мифологизированное пространство,
принадлежащее лично антагонисту, при этом подвергаясь так же
определенной мифологизации при помощи интертекста сказки и
мифов. Это позволяет говорить о преимущественном характере
библейского и мифологического пространства, то есть пространства
фантастического, и замершего или вечного времени в готическом
романе в целом.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней развиваются теоретические представления о текстовой категории интертекстуальности во взаимосвязи с текстовой универсалией -хронотопом, характерным для определенного жанра. Основные заключения исследования, а также его логика и методика могут быть применены для дальнейших разработок в области других жанров на различном языковом и текстовом материале.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее основных результатов и исследованного текстового материала в преподавании курсов стилистики английского языка и теории текста, спецкурсов по интерпретации художественного текста, на семинарских занятиях по стилистике и теории текста, при написании дипломных и курсовых работ.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации были отражены в четырех публикациях, общим объемом 0,9 п.л., изложены на научной конференции факультета лингвистики СПбГУЭФ (апрель 2006 г.), в докладах на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры теории английского языка и перевода СПбГУЭФ.

Объем и структура работы. Содержание диссертации изложено на 170 страницах машинописного текста и включает введение, три главы, заключение. К тексту работы прилагается библиографический список, включающий более 115 наименований, в том числе более 17 наименований на иностранном языке, список источников примеров, список использованных словарей, 5 приложений с дополнительными примерами видо-тематических групп интертекста.

Похожие диссертации на Интертекстуальный хронотоп готического романа : на материале англоязычных произведений