Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рекуррентный центр в произведениях художественной прозы : на материале романа Ч. Диккенса "Домби и сын" Устякина, Евгения Владимировна

Рекуррентный центр в произведениях художественной прозы : на материале романа Ч. Диккенса
<
Рекуррентный центр в произведениях художественной прозы : на материале романа Ч. Диккенса Рекуррентный центр в произведениях художественной прозы : на материале романа Ч. Диккенса Рекуррентный центр в произведениях художественной прозы : на материале романа Ч. Диккенса Рекуррентный центр в произведениях художественной прозы : на материале романа Ч. Диккенса Рекуррентный центр в произведениях художественной прозы : на материале романа Ч. Диккенса
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Устякина, Евгения Владимировна. Рекуррентный центр в произведениях художественной прозы : на материале романа Ч. Диккенса "Домби и сын" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Устякина Евгения Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2011.- 236 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/711

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена изучению роли рекуррентного центра (РЦ) как ведущей структурно-семантической единицы, функционирующей в тексте на его глубинном и поверхностном уровнях и особым образом проявляющей себя в жанре художественной прозы. В настоящее время вопрос выявления поверхностных и глубинных конституентов письменного вида речи является одним из ведущих.

Актуальность темы исследования определяется все возрастающим интересом современной лингвистики к проблемам текстологии, где РЦ, как один из ведущих конституентов письменного вида речи, анализировался на материале произведений малого художественного жанра, драматургии и фольклорного эпоса. Однако в прозаических текстах больших художественных произведений дифференциальные признаки РЦ еще не были объектом отдельного исследования и, в силу особенностей сюжетообразования таких текстов, требуют всестороннего лингвистического изучения.

Проблемой исследования выступает положение о том, что РЦ, взаимодействуя с такими величинами текстологического плана как функциональная смысловая зависимость (ФСЗ) и категория тождества, определяет построение сюжета, выступая бифункциональной единицей обоих вышеуказанных уровней.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые:

  1. Проведена классификация РЦ по структурно - семантической линии в плане выделения сквозного и периферийных РЦ.

  2. Рассмотрение РЦ осуществлено через призму его взаимодействия с такими компонентами функциональной смысловой зависимости, как инвариант, семантическое ядро, центральное звено и смысловой узел.

  3. Показан принцип реализации РЦ в четырех типах речевых ситуаций: микротематической, тематической, макротематической и текстологической.

  4. Раскрыт характер бифункциональности РЦ как сюжетообразующей единицы, кодируемой на линии авторского ракурса и декодируемой на линии сюжетной перспективы.

  5. РЦ рассматривается через триаду черт семантического ядра, сочетающего в себе содержательный, мировоззренческий и коммуникативно-психологический аспекты.

  6. Анализ текстологического статуса РЦ позволил определить целевую установку, лежащую в основе мировоззренческой позиции автора.

  7. Кодовая параллельность РЦ и названия выявила их семантическую бифункциональность, позволившую описывать соотношение РЦ и речевого комплекса.

Теоретико-методологической основой исследования является концепция И.Г. Кошевой о многоярусности текста и роли авторского ракурса и сюжетной перспективы в рамках функциональной смысловой зависимости, разработанная и продолженная такими представителями ее школы, как Ю.А.Гущина, Н.Ф. Жучкова, В.А.Ларкин, В.А. Полуэктова, Н.В. Родина, П.А. Смородина, М. В. Филиппова, А.С. Шелепова, Д.А. Шигонов, Е. А. Харламова, и др. В данной работе РЦ трактуется как сюжетообразующая единица текста, бифункциональный характер которой определяется декодированием глубинного макета при его трансформации в завершенное произведение.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что в объемных произведениях художественной прозы РЦ является бифункциональной сюжетообразующей единицей, имеющей форму циклично-возвратного расширения, реализация которой зависит от типа речевой ситуации, раскрываемой в рамках текста посредством ФСЗ.

Объектом исследования является раздел текстологии, касающийся проблем композиционно-структурного и семантического декодирования сюжета объемного текста.

Предметом исследования выступает РЦ в качестве сюжетообразующей единицы глубинного и поверхностного уровней с точки зрения его классификации и связи с названием произведения.

Материалом исследования послужил один из самых объемных романов Ч. Диккенса «Домби и сын».

Цель работы заключается в анализе свойств РЦ как бифункциональной текстообразующей единицы, неоднозначно проявляющей себя на глубинном уровне, при создании схематично-кодового макета, и на поверхностном уровне, при трансформации такого макета в стилистически завершенное произведение с трехгранным синтезом содержательного, мировоззренческого и коммуникативно- психологического аспектов.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить статус РЦ как бифункциональной сюжетообразующей единицы объемного прозаического текста.

  2. Рассмотреть РЦ в его отношении к ФСЗ.

  3. Проанализировать характер связи РЦ с категорией тождества.

  4. Выявить закономерности взаимодействия РЦ и названия.

  5. Сформулировать принципы классификации РЦ с учетом характерных особенностей объемного текста художественной прозы.

Теоретическое значение состоит в рассмотрении РЦ как текстологической единицы через его взаимодействие с ФСЗ и категорией тождества, во-первых, в композиции текста, и, во-вторых, при учете степени его психологического воздействия на реципиента.

Практическое значение диссертации состоит в возможности применения полученных результатов в лекционных курсах по теоретической грамматике, стилистике, интерпретации текста для студентов филологических факультетов и при написании курсовых и дипломных работ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. РЦ, являясь сюжетообразующей единицей текста, кодирует заложенную в произведении целевую установку автора через трехгранный синтез составляющих ее аспектов.

  2. РЦ, относящийся к двум уровням, – глубинному и поверхностному - является бифункциональной единицей, параллельной названию, но с противоположной направленностью своего семантического выражения.

  3. РЦ, проявляясь в рамках ограничивающей его категории тождества, разбивает текст на отдельные смысловые части, единство которых позволяет создать схематичный макет произведения с различной выраженностью основных типов речевых ситуаций.

  4. Классификация РЦ отражает признаки их смысловой наполняемости и характер их выражения в тексте, путем проявления через центральный и периферийный РЦ.

Решение поставленных задач потребовало применения следующих методов исследования:

  1. экстрагирования;

  2. семантико-функционального анализа;

  3. лингвистического описания;

  4. сравнительного анализа;

  5. нарратологического подхода к исследованию.

Апробация диссертации осуществлена в выступлениях на кафедре теории и практики преподавания иностранных языков Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

По результатам исследования были сделаны доклады на следующих научных конференциях: «Актуальные проблемы языкового образования в XXI веке» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009г.), «Образование как ресурс социально-экономического развития» (Московская академия государственного и муниципального управления, 2009г.), «Язык и межкультурная коммуникация в образовании и современном мире» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010), «Речевая коммуникация и методы ее внедрения в учебный процесс» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010), «Шестые Всероссийские Державинские чтения» (РПА Минюста России, 2010).

Структура работы:

Диссертация, общим объемом 236 страниц, состоит из введения, четырех глав, выводов к ним, заключения, списка использованной литературы, насчитывающем около 250 источников на русском и иностранном языках, схем и приложения.

Похожие диссертации на Рекуррентный центр в произведениях художественной прозы : на материале романа Ч. Диккенса "Домби и сын"