Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Языковой образ покоя в английской поэтической речи : на примерах британской поэзии Вельс, Анна Евгеньевна

Языковой образ покоя в английской поэтической речи : на примерах британской поэзии
<
Языковой образ покоя в английской поэтической речи : на примерах британской поэзии Языковой образ покоя в английской поэтической речи : на примерах британской поэзии Языковой образ покоя в английской поэтической речи : на примерах британской поэзии Языковой образ покоя в английской поэтической речи : на примерах британской поэзии Языковой образ покоя в английской поэтической речи : на примерах британской поэзии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вельс, Анна Евгеньевна. Языковой образ покоя в английской поэтической речи : на примерах британской поэзии : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Вельс Анна Евгеньевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Вологда, 2011.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/1260

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется её вхождением в широкую проблематику концептуальной семантики и теорию образной речи.

Проводимые ранее исследования в основном ставили своей целью изучение изобразительно-выразительных средств создания образа без обращения к подробной семантнко-концептуалыюй характеристике этих средств, предпринимались попытки классификации образа [Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.Ф. Лосев, Spurgeon и другие], рассматривалась техника его построения [А.А. Потебня, П.Г. Пустовойт, З.Я. Тураева, И.В. Арнольд, St. Ullmann].

Теоретической базой работы послужило учение о диктемном строе текста, являющееся частью теории парадигматического синтаксиса, разработанное в трудах профессора М.Я. Блоха, а именно:

положение о диктеме как элементарной единице текста, выполняющей функции номинации, предикации, тематизации и стилизации;

положение об участии диктемного тема-рематического членения в передаче наиболее важной информации текста;

положения о содержании разных типов семантики лексических единиц, соответственно мере строгости раскрытия понятия.

Теоретической основой исследования послужили также разработки вопросов теории литературы в работах Ю.М. Лотмана [1972], В.Е. Хализева [1999], а именно:

положения о жанровой дифференциации художественной литературы;

положения о жанровых различиях лирики и стихотворного эпоса;

положения об организации стихотворного текста В.М. Жирмунского [1923], Б.В. Томашевского [1959, 2007], М.Л. Гаспарова [2000], положения о лингвистическом и стилистическом контексте И.В. Арнольд, И. А. Банниковой [1972].

Исходная гипотеза заключается в том, что образ «покой» следует рассматривать как языковое изображение соответствующего явления, действующего на чувственную сферу слушателя/читателя. Образ «покой» в лирике и стихотворном эпосе различен по своей структуре и содержанию.

Цель исследования — представить в упорядоченном виде образ покоя и выявить отличия содержания образа «покой» в лирике от содержания образа покоя в эпической поэзии, которые реализуются языковыми средствами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить формы образа «покой» на разных уровнях языка в свете
учения о диктеме, сопоставить прозаическую и стихотворную диктему;

установить и охарактеризовать структурные типы, семантические виды и содержательные различия образа покоя в лирической и эпической поэзии;

определить смысловой объём концепта «покой»;

сопоставить образ «покой» и понятие «покой»;

определить лексико-семантическое поле покоя, выделив на основе сопоставления образа и понятия аппроксимемное, ригоремное и образное (лирическое и эпическое) поле покоя.

Методика исследования включает метод сплошной выборки, структурно-семантический метод (для выявления и описания структуры образа покоя), семантико-контекстологический анализ.

Научная новизна исследования состоит в комплексном изучении образа «покой» с позиции диктемного текстообразования, в выявлении разноуровневых сравнений и метафор через понятие диктемы. Новым является представление о том, что образ покоя в лирике, как правило, строится сравнениями, образ «покой» в эпосе преимущественно реализуется метафорой. К новым результатам можно отнести сопоставление образа «покой» и понятия «покой» в контексте дополнения друг друга. Образ переосмыслен языком. Будучи выраженным языком, строгое понятие и образ не настолько несопоставимы, как строгое понятие науки и чувственный образ. По мнению автора, новым является разграничение рационального и образного художественно-литературного концептов, в частности, прозаического и стихотворного, а также указание различительных свойств, присущих прозаическому и стихотворному концептам. К новым результатам можно отнести выделение функционально-семантических полей покоя на основе рассмотрения разных типов семантики лексемы «покой», соответственно мере строгости раскрытия значений данной лексемы.

Теоретическое значение результатов исследования заключается в комплексном описании образа покоя с позиции теории диктемы, что развивает научное представление о соответствующем явлении и позволяет выделить структурно-семантические особенности образа «покой» в лирике и в стихотворном эпосе. Выявление структурно-семантических типов образа покоя способствует сопоставлению номинаций «образ» и «понятие». В результате сопоставления образного и понятийного содержания английских номинаций покоя выявляется природа различий данных диаметрально противоположных номинаций, соотнесённых по принципу взаимной дополнительности. Диалектика указанного соотношения обнаруживает и их родство, поскольку и образ, и понятие выражены словесно. Сопоставление образа и понятия служат базой для дальнейших исследований по данной теме, а именно позволяют сопоставить концепт (нестрогое понятие) «покой», и ригорему (строгое понятие) «покой». В результате исследования английской поэзии демонстрируется связь рационального концепта с чувственным эстетико-поэтическим образом.

Практическая ценность работы определяется тем, что её основные положения и выводы могут быть использованы в курсах по теоретической

грамматике, практике преподавания иностранного языка, в переводческой и редакторской деятельности.

Материалом для исследования послужила британская поэзия XVI-XX веков. Фактический материал составляет более 400 примеров из 354 стихотворений общим объёмом 7622 страницы.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на шестой всероссийской научной конференции «Вузовская наука - региону» (ВГТУ, 2008),- на Филологических чтениях факультета иностранных языков и культур ВГПУ (2008, 2009, 2010), на II и III Ежегодном смотре-конкурсе аспирантов и молодых учёных (ВГПУ, 2008, 2009), на Всероссийской научной конференции «Слово и текст в культурном сознании эпохи» (ВГПУ, 2010). По теме диссертации опубликовано 8 статей.

Основные положения, выносимые на защиту

1.Образ покоя формируется средствами разных сегментных уровней языка. Систематизация такого сложного явления, как явление «покой», становится возможным с позиции учения о диктеме, являющейся частью теории парадигматического синтаксиса.

2.0браз «покой» в лирике и в стихотворном эпосе различается характером образности. Выделение структурных и семантических типов образа покоя уточняет содержание образа «покой» в лирике и в стихотворном эпосе. В лирике образ покоя преимущественно реализуется сравнениями. В стихотворном эпосе образ «покой», как правило, представлен простой или развёрнутой метафорой.

3.Концепт подразделяется на рациональный концепт, выделяемый на
основе текстов научно-технической литературы, и образный концепт
(прозаический и стихотворный). Смысловой объём прозаического концепта
представлен в прозаических художественных произведениях. Смысловой
объём стихотворного концепта представлен в стихотворных

художественных произведениях.

4.В контексте сопоставления образа «покой» и понятия «покой» выясняется, что понятие и образ дополняют друг друга, поскольку образ и понятие взаимосвязаны, так как и образ, и понятие представлены языком.

5.На основе сопоставления языкового образа «покой» и понятия «покой» выделяются образное (лирическое и эпическое) поле покоя, различающиеся характером образности, а также аппроксимемное и ригоремное поля покоя.

Структура диссертации. Объём диссертации составляет 190 страниц. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, каждая из которых заканчивается выводами, заключения, библиографического списка, списка источников исследования.

Похожие диссертации на Языковой образ покоя в английской поэтической речи : на примерах британской поэзии