Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепты "прекрасное" и "безобразное" в немецкой лингвокультуре : диахронический аспект Руденко, Елена Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Руденко, Елена Сергеевна. Концепты "прекрасное" и "безобразное" в немецкой лингвокультуре : диахронический аспект : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Руденко Елена Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/829

Введение к работе

Реферируемое диссертационное исследование посвящено изучению концептов «прекрасное» и «безобразное» в немецкой лингвокультуре в аспекте диахронии.

Прекрасное как ценность и безобразное как антиценность реализуются на уровне концепта комплексом понятий и представлений о прекрасном и безобразном.

В данном диссертационном исследовании изучается репрезентация понятийной и ценностной составляющих концептов «прекрасное» и «безобразное». Понятийная составляющая понимается как лексико-семантическая система средств выражения концептов «прекрасное» и «безобразное», ценностная составляющая интерпретируется как система культурно значимых смыслов, характерных для немецкой лингвокультуры и детерминирующих выбор лексико-семантических средств выражения концептов «прекрасное» и «безобразное».

Актуальность исследования концептов «прекрасное» и «безобразное» обусловлена непреходящей значимостью фундаментальных эстетических категорий, охватывающих многообразный эстетический опыт человека. Концепты «прекрасное» и «безобразное» противостоят друг другу как положительная и отрицательная эстетическая ценность. Эстетические ценности возникают в процессе деятельности особого рода, формирующей определенные стороны сознания, определенные грани духовного мира человека.

Вследствие своей многоаспектности эстетический опыт еще не получил достаточной систематизации, опирающейся на объективные критерии. В этом направлении представляется важным выяснение структуры и динамики эстетического сознания, воплощенного в языковые формы.

Объектом исследования выступают лексемы-репрезентанты, вербализующие концепты «прекрасное» и «безобразное» в художественных текстах немецких авторов.

Предметом исследования является семантическое наполнение лексем-репрезентантов концептов «прекрасное» и «безобразное» при функционировании в художественных текстах немецких авторов различных исторических эпох.

Целью диссертационного исследования является выявление языковых знаков-репрезентантов концептов «прекрасное» и «безобразное» в диахроническом аспекте.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

  1. Установить набор сем, формирующих понятийную составляющую концептов «прекрасное» и «безобразное» в художественных текстах немецких авторов;

  2. Рассмотреть особенности и своеобразие культурно значимых смыслов, формирующих ценностную составляющую концептов «прекрасное» и «безобразное» в художественных текстах немецких авторов;

  3. Определить специфику репрезентации концептов «прекрасное» и «безобразное» с позиций диахронического подхода;

  4. Установить степень релевантности концептов «прекрасное» и «безобразное» в пространстве немецкой лингвокультуры в ее историческом развитии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном описании концептов «прекрасное» и «безобразное» на материале художественных текстов, относящихся к различным временным периодам развития немецкой культуры и принадлежащих к различным жанрам. В работе устанавливается специфика функционирования концептов «прекрасное» и «безобразное» в виде набора сем, детерминированных культурными установками и ценностями соответствующего исторического периода.

Теоретическая значимость диссертации связана с дальнейшим исследованием концепта как лингвокультурного феномена: разработкой авторской методики анализа концептов «прекрасное» и «безобразное», предполагающей тесное взаимодействие парадигматического и синтагматического подходов и позволяющей выявить специфику эстетического освоения мира на разных этапах его исторического развития.

Практическая значимость выполненной работы заключается в возможностях использования материалов диссертации при чтении теоретических курсов по лексикологии, по сравнительной типологии немецкого и других языков, а также на практических занятиях по переводу и интерпретации художественных текстов, при написании курсовых и дипломных работ.

Материалом исследования послужили примеры, извлеченные путем сплошной выборки из текстов произведений немецкой литературы различных временных периодов, представленных любовной лирикой Вальтера фон дер Фогельвейде (конец XII – начало XIII века), сказками братьев Гримм (первая половина XIX века), третьим актом второй части поэмы «Фауст» Гете (первая половина XIX века), романом «Клон» Шарлотты Кернер (конец XX века).

Привлекались фактологические данные толковых, идеографических словарей, словарей-синонимов, энциклопедических источников.

Теоретическую базу диссертационного исследования составляют фундаментальные труды в области: взаимосвязи языка и культуры – А. Вежбицкая (2001), В. Гумбольдт (1984), Э. Сепир (1993), Б. Уорф (1960), М. Хайдеггер (1993), Н.Д. Арутюнова (1991), В.И. Карасик, В.А. Маслова (1997), В.Н. Телия (1988); теории концептов – Н.Д. Арутюнова (1998), А.П. Бабушкин (1996), Н.Н. Болдырев (2001), С.Г. Воркачев (2005), А.Е. Гусева (2008), В.И. Карасик (2002), Е.С. Кубрякова (1996), З. Д. Попова (1999), Г.Г. Слышкин (2000), Ю.С. Степанов (1997), И.А. Стернин (2001); семасиологии – Ю.Д. Апресян (1995), В.Г. Гак (1971), А.М. Кузнецов (1986), И.А. Стернин (1979), О.Н. Селиверстова (1975), А.А. Уфимцева (1968), Д.Н. Шмелев (1973); литературоведения – М.М. Бахтин (1979), Д.С. Лихачев (1993), Ю.М. Лотман (2002).

В процессе работы над диссертацией применялись следующие методы: метод компонентного анализа, метод контекстуального анализа значения слова, описательный метод. В ходе исследования, помимо лингвистических, привлекались лингвокультурологические данные, необходимые для анализа лексических единиц с учетом национального своеобразия немецкой культуры. Применение метода компонентного анализа обеспечило установление набора сем, формирующих понятийную составляющую концепта «прекрасное» и концепта «безобразное» в художественных текстах немецких авторов. Метод контекстуального анализа значения слова позволил выяснить специфику семантического наполнения лексем, репрезентирующих концепт «прекрасное» и концепт «безобразное», при взаимодействии с контекстуальным окружением. Описательный метод применялся при систематизации и объяснении эмпирического материала.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях Московского государственного областного университета в апреле 2011 г., 2012 г., 2013 г. и обсуждены на заседаниях кафедры германистики и германской филологии Московского государственного областного универститета (2011-2013 г.г.). По теме диссертации опубликовано 5 статей, включая 3 статьи, опубликованные в издании, рекомендованном ВАК России.

В основу настоящей работы была положена гипотеза о том, что концепты «прекрасное» и «безобразное» представляют собой динамичные мыслительные единицы, характеризующиеся неоднородностью смыслового наполнения, которое может уточняться и модифицироваться в зависимости от установок и ценностей, свойственных лингвокультуре соответствующего временного периода.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Лингвокультурные концепты «прекрасное» и «безобразное» являются многомерными ментальными образованиями, понятийное содержание которых может быть структурировано в виде набора интегральных сем, отражающих сущностные характеристики и особенности данных концептов.

  2. Концептам «прекрасное» и «безобразное» свойственно динамическое развитие, они получают различное семантическое наполнение в зависимости от установок лингвокультуры соответствующего временного периода.

  3. Концепт «прекрасное» может функционировать как система закрытого типа, исключающая возможность репрезентации в рамках оппозиции «прекрасное» – «безобразное». Подобная изолированость концепта детерминирована условиями текстовой реализации и установками лингвокультуры определенного периода.

  4. Вербальное опредмечивание концептов «прекрасное» и «безобразное» характеризуется высокой номинативной частотностью, свидетельствующей о релевантности данных концептов в немецкой лингвокультуре.

  5. В современной немецкой лингвокультуре наблюдается низкая номинативная частотность лексем-репрезентатов концептов «прекрасное» и «безобразное», что свидетельствует о сужении и обеднении современного языка и сопряжено с прагматической ориентацией современной культуры.

Объем и структура работы. Диссертация включат введение, три главы, заключение, список литературы, список лексикографических источников, справочников и источников примеров.

Похожие диссертации на Концепты "прекрасное" и "безобразное" в немецкой лингвокультуре : диахронический аспект