Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора Шевченко Людмила Леонидовна

Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора
<
Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевченко Людмила Леонидовна. Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора : 10.02.04 Шевченко, Людмила Леонидовна Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора (На материале произведений Айрис Мердок) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 Барнаул, 2005 194 с. РГБ ОД, 61:06-10/332

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Роль метафоры в моделировании концептуальной системы автора ... 10

1.1. Метафора как объект исследования 10

1.1.1. Основные аспекты изучения метафоры 10

1.1.2. Различные подходы к пониманию сущности метафоры 14

1.1.3. Когнитивное направление изучения метафоры 29

1.2. Феномен картины мира и проблема моделирования концептуальных систем 38

1.2.1. Языковая и концептуальная картины мира и их соотношение 38

1.2.2. Индивидуальный компонент в концептуальной картине мира и его актуализация в метафоре 47

1.3. Художественный текст как отражение концептуальной картины мира автора 52

1.3.1. Художественный текст и концепция языковой личности автора .52

1.3.2. Когнитивное направление в исследовании художественного текста 59

1. 4. Концептуальная система и ее статус в структуре сознания 65

1.4.1. Механизмы взаимодействия мышления и языка 65

1.4.2. Концептуальная система и ее важнейшие характеристики 69

1.4.3. Нейрофизиологические теории и их роль в объяснении особенностей функционирования концептуальной системы 72

1.5. Концептуальная система: концепт, образ, метафора 79

1.5.1. Метафора и концептуальная система 79

1.5.2. Концепт и метафора 82

1.5.3. Образ и его роль в процессе метафоризации 87

Выводы по первой главе 91

Глава 2. Моделирование концептуальной системы автора с помощью образных парадигм, реализующихся в метафорах : 94

2.1. Доминантные образные парадигмы в концептуальной системе Айрис Мердок 94

2.2. Общая структура взаимодействия концептов Жизнь — Театр — Нереальность — Полотно - Несвобода 99

2.3. Интеграция структуры Жизнь - Борьба — Игра в общую схему концептуального взаимодействия 127

2.4. Особенности организации концептуального пространства, охваченного когнитивной моделью X — Пространство 135

2.5. Роль метафоры Эмоции и Чувства - Болезнь в концептуальной системе Айрис Мердок 150

2.6. Концептуальные основания объединения парадигм Человек —Природа, Человек — Машина, Человек — Вселенная 153

2.6.1 .Человек - Природа 153

2.6.2. Человек - Машина 164

2.6.3. Человек — Вселенная 167

2.7 Модель взаимодействия концептов Бог — Смерть — Любовь — Свет — Добро - Истина и ее роль в раскрытии авторской картины мира 172

Выводы по второй главе 176

Заключение 177

Библиография 180

Список Интернет-источников 193

Список словарей и справочных изданий 194

Список произведений Айрис Мердок 194

Введение к работе

Настоящая диссертация посвящена исследованию моделирующих свойств метафоры как когнитивного механизма и построению концептуальной системы автора на основе метафорических выражений, используемых в текстах произведений Айрис Мердок.

Метафора, в течение многих столетий привлекавшая внимание философов, лингвистов и психологов, сегодня представляется одним из наиболее сложных и многогранных механизмов человеческого мышления, языка и речи. Результаты исследований последних десятилетий позволяют утверждать, что метафора играет важную роль в интеграции вербальной и чувственно-образной систем человека и активно участвует в формировании личностной модели мира. Активная разработка теории метафоры в настоящий момент ведется преимущественно в рамках когнитивного подхода, в котором языковые явления рассматриваются в их связи с познавательной деятельностью человека, его сознанием. Перспективным в данных условиях представляется исследование метафоры с точки зрения ее участия в моделировании когнитивных структур.

Актуальность работы обусловлена потребностью дальнейшей разработки теории метафоры, а также необходимостью расширения представлений о закономерностях формирования и функционирования концептуальной системы. Специфика современной лингвистической парадигмы, определяемая все возрастающим интересом к феномену языковой V личности и устойчивой тенденцией к антропоцентризму, обусловливает необходимость обращения к индивидуальному опыту и знаниям человека, индивидуальной картине мира.

Выбор автора был обусловлен непрекращающимся интересом к творчеству Айрис Мердок со стороны исследователей, как литературоведов, так и лингвистов, активно использующих материал ее произведений для решения различных исследовательских задач. Художественный мир Айрис

Мердок характеризуется собственной символикой, индивидуальными формами образного мышления, особую роль среди которых играет метафора.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области теории метафоры (Н.Д. Арутюнова, М.Г. Мелентьева, М.В. Никитин, Г.Н. Скляревская, В.Н. Телия, М. Блэк, М. Джонсон, Д. Дэвидсон, Дж. Лакофф, П. Рикер, А.А. Ричарде, М. Тернер, Дж. Фоконье), когнитивной лингвистики (Н.Н. Болдырев, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, В.А. Маслова, З.Д. Попова, И.А. Стернин), лингвистической семантики (И.М. Кобозева, М.В. Никитин), лингвистики текста (Н.С. Болотнова, Л.Г. Бабенко), психолингвистики (В.П. Белянин, А.А. Залевская, В.А. Пищальникова). В исследовании использованы некоторые положения философии эстетики М.М. Бахтина, теории языковой личности Ю.Н. Караулова, теории образных парадигм Н.В. Павлович, а также голографической теории памяти, разрабатываемой в нейрофизиологии (К. Прибрам, М. Талбот, П. Рапп).

Цель настоящего исследования заключается в исследовании моделирующей роли метафоры в концептуальной системе автора.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать различные подходы к определению сущности метафоры и механизмов ее образования;

2) обосновать необходимость введения понятия «картина мира» в концептуальный аппарат исследователя метафоры;

3) рассмотреть некоторые аспекты художественного текста как средства репрезентации концептуальной картины мира его автора;

4) раскрыть сущность базовых для данного исследования понятий: «концептуальная система автора» и «когнитивный стиль»;

5) рассмотреть роль образа в процессе метафоризации;

6) выявить основные модели метафорического взаимодействия в концептуальной системе Айрис Мердок;

7) представить комплексный анализ базовых образных парадигм, реализующих авторскую картину мира. Необходимость решения вышеперечисленных задач обусловила

методику исследования, которая складывается из различных методов и приемов. Основными методами являются семантическая интерпретация языковых фактов и метод концептуального моделирования. На различных этапах исследования использовались элементы компонентного, дефиниционного и контекстуального анализа, а также отдельные приемы трансформационного и количественного анализа. v Объектом настоящего исследования является содержание

метафорических выражений, используемых в текстах произведений Айрис Мердок. Предмет исследования - когнитивные особенности метафоры, служащие основой для моделирования концептуальной системы автора.

Материалом для исследования послужили 1600 примеров метафорических выражений, отобранных методом сплошной и целенаправленной выборки из двенадцати романов Айрис Мердок и ее \ заключительного философского труда Metaphysics as a Guide to Morals.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринимается попытка реконструкции концептуальной системы отдельного автора на основе анализа используемых им метафорических моделей. До настоящего момента метафора еще не рассматривалась с позиции моделирования концептуальной системы писателя.

Теоретическая значимость диссертации заключается в дальнейшем изучении метафоры, а также проблемы моделирования концептуальной системы автора. Объединение теорий метафоры и концептуальной системы в рамках исследования творчества конкретного автора открывает перспективу для дальнейшего сотрудничества таких наук, как лингвистика, литературоведение и психолингвистика и расширяет современные представления в области изучения процессов формирования индивидуальной картины мира. Важным в теоретическом плане представляется обращение к понятию «когнитивный стиль», а также положения, раскрывающие роль образа в процессе метафоризации и его значение в установлении принципов конструирования концептуальной системы.

Практическая ценность работы состоит в том, что основные положения и выводы, касающиеся моделирующих свойств метафоры и ее участия в формировании индивидуальной картины мира, могут использоваться в материалах теоретических курсов по стилистике и интерпретации текста, а также при написании курсовых и дипломных работ по филологии.

Практические результаты исследования могут быть использованы на занятиях по домашнему и аналитическому чтению, истории английской литературы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Концептуальная система автора является исследовательским конструктом, моделирование которого основано на выявлении основных

когнитивных стратегий, используемых автором при создании художественного текста.

2. Метафора представляет собой способ познания и описания мира, закрепленный в определенных когнитивных моделях, совокупность которых формирует когнитивный стиль автора, находящий языковое выражение в его тексте.

3. Являясь аналогической моделью взаимодействия концептов, метафора образует нерасторжимое единство с концептуальной системой. С одной стороны, для анализа механизма метафоры неизбежно рассмотрение ее функционирования в концептуальной системе автора. С другой стороны, изучение метафорических выражений может служить основой для исследования организации этой системы и ее моделирования.

4. Специфичность метафорического взаимодействия в концептуальной _ системе автора состоит в наличии «магнитных полюсов», или ориентиров,

которые диктуют выбор того или иного образа метафоры. В своей совокупности они образуют некоторое число общих схем, очерчивающих круг ассоциативно-смысловых связей некоторого числа концептов. Эти концепты

являются стержневыми элементами ментального лексикона автора и, актуализируемые в тексте, образуют вербально-смысловые сети, общий рисунок которых предопределен авторской картиной мира. Основные модели

концептуального взаимодействия могут быть представлены в виде образных парадигм.

5. Концептуальное пространство, организованное в виде определенного набора метафорических моделей, обладает такими свойствами, как континуальность и непрерывность, что подтверждается наличием в системе образных парадигм комплексных образов, лежащих на пересечении двух или более концептов и играющих первостепенную роль в интеграции

концептуального пространства.

Апробация работы. Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры английской филологии Лингвистического института

БГПУ и на аспирантских семинарах. Основные положения работы были представлены на ежегодных научных конференциях молодых ученых в Лингвистическом институте БГПУ (2002, 2004), на Всероссийской научной Ф конференции, посвященной 85-летнему юбилею профессора А.Я. Загоруйко, в

Ростове-на-Дону (2005), и нашли отражение в четырех публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 165 работ отечественных и зарубежных исследователей, и списка источников иллюстративного материала. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, выделяются объект и предмет исследования, раскрывается научная новизна исследования, формулируются цель и задачи, перечисляются применяемые в работе методы, определяется теоретическая и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об ,. апробации, излагается краткое содержание исследования.

В первой главе исследования рассматриваются различные подходы к пониманию сущности процесса метафоризации, раскрывается понятие картины мира и его роль в разработке теории метафоры и проблемы моделирования концептуальных систем, дается анализ современных направлений в исследовании художественного текста. Особое внимание уделяется таким понятиям, как концептуальная система, когнитивный стиль, концепт, образ.

Вторая глава представляет собой комплексный анализ базовых метафор, структурирующих концептуальную систему Айрис Мердок. В ней дается обоснование использования теории образных парадигм в моделировании концептуальной системы автора, описываются принципы группировки образов в парадигмы, иллюстрируются теоретические положения, касающиеся основных свойств концептуальной системы и принципов ее организации, определяется роль комплексных образов в интеграции концептуальных областей.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшего изучения метафоры в аспекте конструирования концептуальной системы автора.

Языковая и концептуальная картины мира и их соотношение

Рассмотрение языковых фактов в тесной связи с человеком и его Ф сознанием является базовой установкой современной лингвистики. Эта методологическая установка формулируется как принцип антропоцентризма. Как особый принцип исследования антропоцентризм «обнаруживается в том, что человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, что он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели» (Кубрякова 1995: 213). Вовлечение человеческого фактора в изучение языка велось по направлению от языка «в самом себе и для себя» к языку в диаде «Язык - Человек» и, наконец, в триаде «Мир — Человек - Язык». Для лингвистики одним из важнейших стал вопрос о том, какое воздействие оказывает сложившийся естественный язык на поведение и мышление человека и что дает в этом отношении существование у человека определенной картины мира. Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих взаимодействие человека с миром. Впервые термин «картина мира» был выдвинут в рамках физики. Физическая картина мира трактовалась как образ мира, формируемый физической наукой и отражающий реальные закономерности природы. А. Эйнштейн развивал мысль о том, что создание картины мира необходимо человеку для его жизнедеятельности: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее Ф оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни» (цитируется по: Постовалова 1988: 13). В аспекте философии и логики термин «картина мира» впервые был предложен Л. Витгенштейном (Витгенштейн, 1994: 8). В антропологию, семиотику и лингвистику он был введен Л. Вайсгербером. В лингвистике обращение к феномену картины мира было связано с определением роли языка в процессе познания. В связи с переходом к деятельностному пониманию процесса познания понятие картины мира становится необходимым концептуальным элементом гносеологии. Картина мира выступает как «глобальный образ мира», который возникает в сознании человека в ходе его контактов с миром и является результатом всей его духовной активности (Постовалова 1988: 19-21). Сознание в процессе отражательной деятельности формирует картину мира, позволяющую человеку эффективно ориентироваться в нем, использовать его в своих жизненных целях. Многообразие представлений о мире обусловлено спецификой человеческого бытия, которая состоит в том, что в своих глубинных свойствах мир недоступен человеческому восприятию. Для того, чтобы проникнуть в истинный смысл бытия, человеку необходим образ мира как основа его жизнедеятельности. Этот образ - картина мира - опосредует все акты человеческого мировосприятия, задает ориентиры его поведения. « Обращеннось картины мира и к миру, и к человеку образует противоречивое диалектическое единство: идеальный (субъективный) мир в человеческом сознании — материальный (объективный) мир. Вот почему, по словам Г.В. Колшанского, познавательная деятельность человека соотносится с объективными закономерностями мира: «Если бы мир сознания представлял собой новый мир, несогласуемый с окружающим миром, человек прекратил бы свое существование, раздавленный силами, не поддающимися практическому овладению вследствие принципиальной разнородности законов, управляемых бытием, с одной стороны, объективного мира, а с другой, - субъективного» (Колшанский 1990: 15).

Картина мира является продуктом индивидуального сознания и всегда несет в себе черты субъективности, специфичности. Однако, это не препятствует взаимодействию человека с миром. Объективная реальность в виде субъективного образа отражается в сознании отдельного человека, а затем и с помощью различных способов вновь объективируется в мире, становится частью объективной реальности. Субъективное в картине мира коренится в ее человеческой природе, а объективное — в ее способности через свою объективированную форму опосредовать бытие человека в мире.

4 Картина мира не является зеркальным отражением мира. Она всегда есть какая-то его интерпретация. Концептуальные картины мира могут значительно отличаться друг от друга, как отличаются они у художника и философа, композитора и ученого. Каждый из них в отдельности вносит свой вклад в постижение мира. При этом основное отличие будет находиться не в плоскости «что», а в плоскости «как».

Метафора и концептуальная система

Как уникальный когнитивный механизм, метафора накладывает свои особенности на структурирование (или моделирование) концептуальной системы автора.

В основе способности мыслить метафорически лежит творческая потенция человека, которая нарушает границы «естественной таксономии». Метафора работает на категориальном сдвиге. Классическая метафора, по словам Н.Д. Арутюновой, «это вторжение синтеза в зону анализа, представления (образа) в зону понятия, воображения в зону интеллекта»

(Арутюнова, 1990: 19). Сознание способно преодолеть сбой в логическом порядке свойств сопоставляемых в метафоре объектов, поскольку особенности сенсорных механизмов и их взаимодействие с психикой позволяют человеку сопоставить несопоставимое и соизмерить несоизмеримое. Метафора предлагает индивидуальный ракурс рассмотрения объекта, предопределяя способ и стиль мышления о нем.

" Для метафоры характерно установление случайных связей, в том смысле, что они обусловлены индивидуальным мировосприятием. С этим связаны трудности, возникающие в ходе анализа механизма метафоры при определении признаков, на основании которых осуществляется взаимодействие концептов. Однако, рассматриваемые с точки зрения концептуальной системы, в которой закреплено индивидуальное сознание, эти связи оказываются не случайными, а заранее запрограммированными самой системой. Обращаясь к творчеству одного автора, можно обнаружить, что образы, в которых реализуется тот или иной концепт, отражают устойчивую модель, определяющую направление г развития концепта и его место в структуре взаимодействия с другими концептами. Эта концептуальная модель служит несущей конструкцией ассоциативных сетей, тех связей, которые обусловливают формирование и интерпретацию образов. Она формирует русла, по которым течет мысль. Конструирование концептуальной системы автора возможно через выявление и описание этой модели, или моделей. Таким образом, метафора и концептуальная система образуют нерасторжимое единство. С одной стороны, для анализа механизма метафоры неизбежно рассмотрение ее функционирования в концептуальной системе автора. С другой стороны, через метафорические выражения возможно изучение организации этой системы. В этой связи встает вопрос о понимании читателем метафор, используемых автором в тексте. С одной стороны, в метафоре, особенно авторской (художественной), всегда содержится некий недоступный собственный смысл, соотносимый с личностными переживаниями автора. С другой стороны, читатель может вкладывать в метафору свои смыслы, неотделимые от его ощущений и ассоциаций. В таком параллельном порождении смыслов и заключается загадка метафоры, ее частичная или полная непредсказуемость. Акт восприятия метафоры предполагает такой сложный и многоаспектный отклик со стороны концептуальной системы читателя, который бы охватывал ее всю. Создание и понимание метафоры в равной степени рассчитано на участие обоих участниках диалога - писателя и читателя. М. В. Никитин, затрагивая вопрос о направлении когнитивного процесса метафорического осмысления в сознании адресанта и адресата речи, указывает, что «для говорящего это поиск моделирующих аналогов зародившейся мысли», «напротив, слушающий в начале когнитивного процесса целиком зависит от имени» (Никитин 2001, 20). Когда читатель сталкивается с уже усвоенными концептами, то дело сводится к их актуализации в сознании. Это случай так называемых стертых, или языковых метафор. Процесс формирования концепта 0 в сознании читателя усложняется, когда мы имеем дело с художественной метафорой. Усложнение это идет не через специфику механизмов восприятия таких метафор, а через особенности авторской картины мира, т. е. через индивидуальное наполнение уже готовых моделей. По мнению М.Г. Мелентьевой, «авторская метафора, рождаясь и существуя в определенном контексте, использует заложенные в концептуальной системе когнитивные способы метафоризации, высвечивая потенциально заложенные, но не закрепленные узусом характеристики, однако при этом не выходит за рамки концептуальной системы каждой языковой общности» (Мелентьева 2001,174). Скорее всего, исследователь имеет в виду общность когнитивных механизмов в языковом сознании индивидов, т. е. то, о чем пишут Дж. Лакофф и М. Джонсон. Тереза Добжинская, описывая метафору как поэтический способ концептуализации, утверждает, что исследование языковой картины мира, то есть моделирующей функции закрепленных в языке метафор должно стать основой для анализа индивидуальных картин мира, создаваемых в художественных текстах (Добжинская, 2000: 536).

Кроме языковой и художественной метафоры, исследователи выделяют и другие типы. Например, риторическая метафора употребляется многими авторами и представляет собой своего рода «художественный штамп», клише, с ослабленным образным элементом (Скляревская, 1993: 37). Примером могут служить известные метафоры «жизнь - театр», «жизнь - борьба». Расширение " контекста применения метафор, имеющих конвенциональный характер, ведет к развитию ассоциативных связей. При комплексном рассмотрении с другими метафорами в риторических метафорах не утрачивается, а напротив, усиливается образный элемент. Благодаря концентрации возможных вариантов концептуального взаимодействия модель приобретает динамический характер.

О единстве художественной, языковой и других типов метафор свидетельствует тот факт, что субстратом для них является общий для всех язык. Исходный языковой материал для исследования, как правило, берется из художественных текстов. Писатель использует метафоры, включая их в широкую живую картину, при этом весь контекст произведения, нескольких или всех произведений, несет на себе метафорический заряд. В данной работе не затрагивается языковая метафора, а художественная и риторическая метафора рассматриваются как единый объект исследования. Мы исходим из того, что общим для них является когнитивный механизм, заключающийся во взаимодействии концептов, которые невозможно рассматривать иначе, как элементы единой концептуальной системы. Изучение метафоры как когнитивного механизма снимает противопоставление художественных и риторических метафор, поскольку они в равной степени участвуют в моделировании концептуальной системы.

Особенности организации концептуального пространства, охваченного когнитивной моделью X — Пространство

Человек воспринимает объекты окружающего мира как ограниченные в пространстве сущности. Изначально он противопоставляет себя всему остальному миру, разделяя пространство на мир внутри и вне человека: «Каждый из нас - это вместилище, ограниченное поверхностью тела, с ориентацией «внутри — снаружи» (Лакофф, Джонсон, 2004: 54). Далее ориентация «внутри - снаружи», «вверху - внизу», «в центре - на периферии» проецируется на способ восприятия как материальных так и идеальных сущностей. Эта особенность человеческого восприятия создает основу для осмысления большого количества концептов в терминах пространственной ориентации. В концептуальной системе Айрис Мердок обобщенная метафорическая модель X - Пространство является одной из доминантных парадигм, объединяющей большое количество образов, с помощью которых происходит метафорическое переосмысление концептов Окружающий мир, Человек, Жизнь, Эмоции и чувства, Межличностные отношения, Сознание. Внутри общего ассоциативно-смыслового поля все образы могут быть сгруппированы в малые парадигмы на основании общности концепта цели. Окружающий мир — Ограниченное пространство

Образ Рамки (или Каркаса) является самым распространенным в общей парадигме X— Ограниченное пространство (18%). Воспринимая окружающий мир как пространство, имеющее определенные границы, человек ассоциирует его с образом Рамки (или Каркаса):

(159) ...but now suddenly the whole of London had become an empty frame (Under the Net, 33)

Детализация обобщенного образа Ограниченного пространства происходит в образах Сферы, Трубы, Коробки из под обуви, Чемодана, актуализируемых лексемами sphere, tube, suitcase и сочетанием shoe box, последовательно конкретизирующими обобщенный образ:

(160) The sphere was shattered now and the open sky looked in (The Unicorn, 231)

(161) He lived in a tube now, like Atypus, he had become a tube (Bruno s Dream, 11)

(162) "But some married people just live in a suitcase all their lives. We re like that. We re just suitcase-size (Henry and Cato, 293)

(163) "And it ll be marvelous to have some more space, after this shoe box (An Accidental Man, 29)

Особенностью такого восприятия мира является то, что мысленно человек помещает себя в данное пространство - Чемодан или Трубу, сравнивая свои ощущения с теми, которые могли бы у него возникнуть, находись он там на самом деле.

Человек - Ограниченное пространство

Представление о самом себе также ассоциируется в сознании человека с ограниченным пространством, в которое можно войти. В следующем примере образ данного пространства актуализируется глаголом enter:

(164) I swam to one of the barges, - stilling my body until the silence entered me with a rush (Under the Net, 107)

В следующих примерах образ ограниченного пространства находия языковое выражение в предлогах in, through:

(165) Why would she not let me help her, why would she not let me in (The Sea, the Sea, 139)

(166) "You re the only one who understands me, Father, you re the only one who can get through to me" (Henry and Cato, 47)

137

Отличительная черта парадигмы X - Пространство состоит в разнообразии лексико-грамматических классов слов, репрезентирующих те или иные образы.

Большая часть пространственных метафор основана на ориентационной категории «внутри - снаружи». Это является особенностью авторской концепции человека. Для Айрис Мердок Человек - одинокое существо, которое в поисках жизненного смысла изолировано от остального мира. Другой аспект пространственной организации раскрывается во внутренней структуре самого пространства, которая, например, может быть представлена уровнями. Мы уже рассматривали примеры, в которых природа и личность человека рассматривались с точки зрения уровней. Вот еще один пример:

(167) "Fear is fundamental, you dig down in human nature and what s at the bottoml Mean spiteful cruel self-regarding fear, whether it makes you put the boot in or whether it makes you cower" (The Sea, the Sea, 160)

Ориентация «верх - низ» тесно связана с общепринятым представлением о возможности интерпретировать эмоциональное состояние человека с помощью шкалы, на верхнем уровне которой располагаются положительные, а на нижнем - отрицательные эмоции. Середину этой шкалы Айрис Мердок сравнивает с Актерской игрой, то есть тем уровнем, на котором эмоции ненастоящие, поддельные (см. также пример 17)

Модель взаимодействия концептов Бог — Смерть — Любовь — Свет — Добро - Истина и ее роль в раскрытии авторской картины мира

Истина, к раскрытию которой стремятся все герои Айрис Мердок, конкретна. Человек видит мир под определенным углом зрения, и в каждой конкретной ситуации по-своему относится к нему. По словам С. Л.

Рубинштейна, «плюрализм воплощения истин, их равноправность - это выражение не релятивизма, а утверждение конкретности — добра» (Рубинштейн, 2003: 381).

В концептуальной системе Айрис Мердок концепты Истина и Добро тесно связаны с концептом Бог, который в свою очередь получает осмысление через концепты Любовь и Смерть, являясь связующим звеном структуре их взаимодействия. Бог - есть Любовь, которая меняет свои формы в течение человеческой жизни. Бруно, главный герой книги «Сон Бруно», рассказывает своему другу о том, как с возрастом менялся образ Любви - Бога в его сознании. В детстве он воспринимал ее как Небо, или Огромное полое яйцо, находясь внутри которого можно почувствовать исходящее от него дружелюбие, покровительство и нежность. Затем Бог выступает в образе Пауков, которых Бруно очень любил. В юности, когда любое восприятие действительности пронизано эмоциями, Любовь и Бог сливаются в одно целое. Позже, эти эмоции утрачиваются, и Бог превращается в Выдумку, Древнюю гипотезу, Литературное произведение:

(341) "Odd how Не changes. When I was very young", said Bruno, "I thought of God as г. great blank thing, rather like the sky, in fact perhaps He was the sky, all friendliness and protectiveness and fondness for little children...It was the great big blank egg of the sky that I loved and felt so safe and happy with. It went with a sense of being curled up. Perhaps I felt I was inside the egg. Later it was different, it was when I first started to look at spiders... He was those spiders which I watched in the light of my electric torch on summer nights... Later on in adolescence it all became confused with emotion. I thought that God was Love, a big sloppy love that drenched the world with big wet kisses and made everything all right... There was a lot of God at that time. Afterwards He became less, He got drier and pettier and more like an official who made rules... Later on again He was simply gone. He was nothing but an intellectual fiction, an old hypothesis, a peace of literature."

After a further silence Bruno said, "I suppose one is what one loves. Or one loves what one is like. All gods are private gods..."

"I think death must be something beautiful, something one could be in love with."

"I think God is death. That s it. God is death" (Bruno s Dream, 88 - 90)

В Смерти Любовь - Бог обретает самое совершенное свое выражение. Все остальные образы - лишь намеки, настоящее прозрение наступает, когда человек лицом к лицу сталкивается со Смертью, являющейся тем единственным моментом в его жизни, который является непреходящим, превращающимся в вечность:

(342) Life is a series of unpleasant things which pass off. Except that there is one last one which doesn t (Bruno s Dream, 87)

Смерть символизирует исчезновение личности человека, его «Я». Это идеал Добра, Истины и Любви - «главная опора человека в его борьбе с самим собой, с эгоистической разрушительной энергией, заложенной в его природе» (Левидова, 1978: 210). В следующем примере герой описывает переживание

смерти через образ Света. В момент, когда исчезает его собственное «я», человеку открывается настоящая реальность, которая есть и Любовь, и Смерть, и Свет\ « (343) If one had realized this, one could have lived all one s life in the light. Yet why in the light, and why did it seem now that the dark ball at which he was staring was full of light1?... Perhaps he was dead already, the darkening image of the self forever removed...What was left was everything else, all that was not himself, that object which he had never before seen and upon which he now gazed with the passion of a lover. And indeed he could always have known this, for the fact of death stretches the length of life. Since he was mortal, he was nothing, and since he was nothing all that was not himself was filled to the brim with being, and it was from this that the light streamed. This then was love, to look and look until one exists no more, this was the love which was the same as death. He looked and knew, with a clarity which was one with the increasing light, that with the death of the self the world becomes quite automatically the object of a perfect love (The Unicorn, 167)

(344) He had seen this before. The globe was the world, the universe. He said, "I think it is love which happens automatically when love is death (The Unicorn, 172)

Человеку чрезвычайно трудно преодолеть собственное «Я», практически невозможно - обычно он соблюдает лишь собственные интересы. Осознание реальности происходит одновременно с отрицанием всех эгоистических стремлений человека, то есть в те редкие моменты, когда он способен освободиться из Клетки, сломать Барьеры и Стены, вырваться из Темноты. В эти моменты Смерть как символ избавления человека от самого себя ведет к прозрению, к высвобождению творческой энергии человека. Айрис Мердок определяет эту энергию - Добро - через такие образы как Любовь, Истина, Свет. Все эти образы, включая образ Бога, есть «представители абсолютного Добра, и могут пригодиться человеку на его пути к совершенству» (Jacobs, 1995). Основанием для их объединения служит сила воображения, способная вырвать человека из оков собственного бытия и привести к открытию иной реальности, независимой от его сознания. С этим открытием связано ощущение свободы, «полета», которое испытывает человек, глядя на картину гениального « художника, или картину природы, влюбляясь, или слушая музыку. В отличие от иллюзии или фантазии, отмеченных человеческой логикой, воображение лишено эгоизма, оно есть искреннее стремление к Добру и Любви, открытость человека реальности, его вера в эту реальность, беззащитность перед ней. Воображение спонтанно. Ему «знакомы» и разум и чувства (Metaphysics as а Guide to Morals, 310). Оно есть «переживание потока» (flux), того самого течения мысли, отголоском которого являются слова (Robjant). 175 Воображение - «это жизненно важный орган, мастерская, в которой мы куем наш образ мира и, таким образом, определяем наши действия» (Midgley, 1998). Открытия, которые человек делает с помощью воображения, трудно поддаются объяснению. Они принимают самые различные формы, образы, слова. Каждый из этих образов вносит свой вклад в восстановление порядка из хаоса впечатлений человека от реальности. Все вместе они образуют единую систему — «эхо» всех ощущений человека, его отклик на реальность.

Образы - результат творческого воображения художника. Каждый человек - художник (artist), с помощью воображения рисующий свою картину, уникальный «живой» образ мира, который есть свидетельство его открытия реальности.

Анализ метафор, используемых в текстах произведений Айрис Мердок, показал, что большинство актуализируемых ими образов формируют устойчивые парадигмы, очерчивающие круг ассоциативно-смысловых связей некоторого числа концептов. Совокупность этих концептов образует концептуальную систему автора.

Похожие диссертации на Метафора как средство моделирования концептуальной системы автора