Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе Иванова Ирина Вячеславовна

Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе
<
Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Ирина Вячеславовна. Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 : Москва, 2004 215 c. РГБ ОД, 61:05-10/632

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Основные способы и средства формирования образа политического деятеля в СМИ

1.1. Психологические и социологические аспекты изучения имиджа (образа) политического деятеля. Позиционирование 16

1.2. Имиджеформирующая информация. Типология имиджей 26

1.3. Вербальные аспекты формирования образа политика в имиджелогии 32

1.4. Когнитивный подход к изучению языковых явлений в контексте проблем стилистики и лингвистики текста 37

1.5. Когнитивный аспект изучения текстов англоязычной прессы. Скрытая оценка 43

1.6 Концептуальная метафора и возможность ее использования при изучении способов формирования имиджа политика 47

1.7. Репрезентация образа политика в свете концепта языковой личности. Имидж в мифологии 55

1.8. Особенности моделирования образа политика в отличие от образа литературного произведения 60

ГЛАВА II Роль онтологических метафорических формировании образа политика в англоязычной прессе

2.1. Концептуальная метафора как основной лингво-когнитивный механизм создания образа 67

2.2. Механизмы формирования образа политика с использованием концептуальной метафоры. Фокусировка , 73

2.3. Реализация метафорических концептов, основанных на представлении политика как представителя другой профессии 85

2.4. Реализация метафорических концептов, входящих в метафорическую концептуальную систему «Политика - игра /театр» 97

2.5. Метафорические концепты из области мифологии и религии 104

2.6. Реализация метафорических концептов, основанных на сравнении политика с животным или насекомым. 118

ГЛАВА III Роль метафоры в формировании образа политика в англоязычной прессе 124

3.1. Реализация метафорического концепта «Баланс/Отсутствие баланса». 126

3.1.1. Шкала личностных отношений 130

3.1.2. Шкала «мораль/отсутствие морали» (шкала моральных характеристик) 134

3.1.3. Шкала «новое/старое» 142

3.2. Реализация метафорического концепта «резкий дисбаланс»

3.2.1. Внешний видт 150

3.2.2. Поведение 152

3.3. Ориентационный концепт «дистанция» 157

3.4. Ориентационный концепт «движение» 162

3.5. Поддерживающие механизмы. 170

Заключение 174

Библиография 184

Список используемых лексикографических источников 206

Приложение 207

Введение к работе

Диссертация посвящена изучению роли концептуальной метафоры (включая онтологические и ориентационные метафорические концепты) в формировании образа политика в английской и американской прессе.

Несмотря на то, что лингвистами неоднократно предпринимались попытки анализа механизмов создания образов в художественном тексте, когнитивные способы и собственно лингвистические средства создания образа (имиджа) политического деятеля в средствах массовой информации не подвергались до настоящего времени специальному изучению в лингвистическом аспекте. Однако роль, которую эти механизмы играют в процессе формирования общественного мнения, трудно переоценить. В современном мире, где отношения между странами часто напрямую зависят от личностных характеристик представляющих их лидеров, журналистике отведена особая функция. Журналист, заметив какое-либо личное качество политического деятеля, может либо оставить его незамеченным, либо развить и обыграть его в публицистической статье таким образом, что оно станет известным всему миру и станет достоянием даже тех людей, которые по природе своей не отличаются особенной наблюдательностью.

В лингвистической литературе понятия «образ» и «имидж» во многих случаях рассматриваются как тождественные. Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду образ, который возникает в сознании других при упоминании о нем. Представители различных научных направлений подразумевают под "образом" не только визуальный, зрительный вид, облик, но и образ мышления, действий и поступков описываемого человека. Таким образом, слово "образ" полисемантично и используется в широком смысле и в различных контекстах, указывая на представление о человеке.

В "Словаре русского языка" СИ. Ожегов выделяет пять различных значений слова «образ»: 1) вид, облик; 2) живое, наглядное представление о

ком-либо или о чем-либо; 3) в литературе и искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления; 4) в художественном произведении: тип, характер; 5) порядок, направление чего-либо, способ. Когда мы сталкиваемся с этим словом, то оно у нас, прежде всего, ассоциируется с "обликом", "внешним видом человека", поскольку чаще всего это слово употребляется именно в этом значении и именно это значение выделяется в русской лексикографии в качестве основного.

Трактовка слова образ (англ. image) в англоязычной литературе сводится к следующему: определенный имидж, включает в себя весь широкий спектр характеристик, которые ассоциируются с данным человеком. Сюда относится и оценка его личностных и профессиональных качеств, и субъектно-объектные характеристики, и визуальный образ, и его индивидуальные особенности и, наконец, отношение к нему со стороны аудитории [Brace 1992: 67].

Наиболее близким такому пониманию- термина «имидж» является русское "мнение" как суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь" [СИ. Ожегов]. Имиджем может обладать конкретный человек, и мнение может быть о каком-то конкретном человеке; имидж может формироваться на основе данных не только о внешности человека, но и о его интеллектуальных характеристиках, и мнение может создаваться как по первому впечатлению, так и на основе оценки характера, темперамента и других характеристик.

Термин «имидж» коррелирует с представлением о литературном образе, но не совпадает с ним. Литературный образ — это скорее категория эстетики, которая присуща искусству. Образом также называют любое явление, творчески созданное или воссозданное в художественном произведении. Литературный образ ограничен рамками условности, и, как правило, не существует в реальном мире, поскольку он принадлежит к

внутреннему, иллюзорному миру произведения. Художественный образ есть результат деятельности воображения автора, который не изображает действительность, а моделирует ее [Сорокина, 1981]. Автор художественного произведения стремит ся показать своему читателю героя таким, каким, он видит его сам. У литературного персонажа нет объективно существующих характеристик, поэтому автор наделяет своих героев возможными или желаемыми качествами.

Как правило, в исследованиях, посвященных изучению образа литературного героя, на первое место ставится описание его внешности как главной составляющей, поскольку создание визуального образа способствует проникновению во внутренний мир персонажа. Это дает возможность автору не только раскрыть характер литературного героя, но также выявить «в какой степени выбор того или иного слова, динамического взаимодействия слов в словосочетании, возникающие при этом коннотации, смысловые сдвиги в словах способствуют созданию художественных образов...» [Титова 1990: 13].

Поскольку материал литературного произведения - не вещественная субстанция, а система знаков, то художественный образ, создаваемый автором литературного произведения не является наглядным. Автор литературного произведения использует конкретно-изобразительную лексику не только для создания зрительного облика персонажа, но, прежде всего, для активизации смысловых и/или ассоциативных связей. Образность в литературном произведении, например, образность поэтическая, может слагаться из самых различных и разнообразных качеств предмета: описания внешности, психических и психологических характеристик, описания поведения персонажа в рамках сюжета, и т. д. Цель писателя или поэта —добиться того, чтобы у читателя возник зрительно представимый образ персонажа.

Е.Л. Спасская разграничивает три разных явления, которые «обычно обозначаются термином образ» [Спасская 1992: 137]: 1) образ, возникающий в человеческом сознании в результате отражения предметов и явлений

окружающего мира; 2) художественный (поэтический) образ как материальную реализацию образа, сформированного в сознании художника-творца; 3) образ, возникающий в сознании реципиента в результате восприятия художественного образа. Одна из важнейших функций образности в художественной литературе - преодоление условности знака, придание словам цельности и значимости, для того, чтобы создаваемый образ обладал реальными характеристиками. Литературный образ, таким образом, раскрывает не только статические, но и динамические черты персонажей, которые изображаются в развитии, существуют в окружении других персонажей, меняют свое мировоззрение и изменяются сами. Метафоричность и сюжетность, существование в пространстве в условиях реально-исторической или вымышленной эпохи, развернутость во времени и составляют главную специфику литературного образа [Голубина 1998].

Очевидно, что механизмы формирования образа в газете и других средствах массовой информации будут резко отличаться от литературных. Ведь речь идет не о вымышленном, а о реально существующем человеке. У читателя уже существует зрительно представимый образ политика, кроме того, нередко у читателя уже сложилось об этом политике определенное мнение. Политический деятель, в отличие от героя литературного произведения — реально существующий субъект. Следовательно, автору публицистического текста или политического обзора гораздо сложнее создать и закрепить в сознании читателя новый, отличный от уже существующего образ, сформировать желаемое отношение к этому политику, изменив уже существующие представления о нем.

Традиционно считается, что при создании образа политика немаловажную роль выполняют имиджмейкеры, задача которых заключается в том, чтобы представить политика наиболее выгодным образом, указать на положительные качества, дать консультацию по вопросам прически и одежды, жестов и мимики. В связи с этим до настоящего времени изучению

подвергались в основном психологические механизмы и их использование для создания желаемого для политика образа и влияния на аудиторию [Овсянико-Куликовский 1981: 2].

Сравнение терминов "образ" и "имидж" в русском языке показывает, что второй термин имеет положительную коннотацию, то есть если говорят об имидже, то обычно имеют в виду положительно оцениваемый или воспринимаемый образ политика (или какого-либо другого общественно значимого лица), целенаправленно создаваемый (обычно через средства массовой информации). Это легко заметить, сравнив разные употребления термина "имидж": чаще говорят о том, что некая статья или некоторая информация может "испортить имидж", что она "губительна для имиджа" или же может "восстановить имидж".

Понятие "имидж" обычно используется по отношению к личности, однако это понятие может применяться также в отношении политической партии, политического блока, организации и, наконец, представляется возможным говорить об имидже^елой страны-JKunczik 1997: 46]. Поскольку имидж формируется людьми, имидж страны и жителей этой страны часто одинаковы. Например, согласно исследованиям имидж-центра «Украина», в частности, Виктории Ластовецкой имидж России на Западе совпадает с имиджем россиян, а имидж Украины совпадает с имиджем ее представителей. При этом имидж страны во многом зависит от личного имиджа президента и других политиков. Поэтому большинство российских и зарубежных исследований посвящено созданию имиджей видных политических, экономических деятелей и других высокопоставленных лиц, причем важно отметить, что речь идет, как правило, о создании положительного, позитивного имиджа [Ластовецкая 2001: 18].

Учитывая особенности термина "имидж", мы будем пользоваться термином "образ" политика, особенно в связи с тем, что нас интересуют

способы формирования как положительного, так и отрицательного образа без обращения к прямой оценочности.

Формирование мнения о каком-то объекте (человеке) в сознании

предполагает формирование определенного отношения. Это отношение предопределяет готовность человека действовать применительно к этому объекту (человеку) определенным образом. С точки зрения психологов такая готовность выступает в качестве психологической установки. Следовательно, сложившееся о человеке мнение окружающих будет определять и их психологическую готовность действовать определенным образом. Если такое отношение складывается спонтанно, без участия специалистов-имиджмейкеров, можно говорить о непреднамеренности имиджа, о неосознанности его возникновения [Seitel 1992: 50-51]. Однако воздействие может происходить и в соответствии с теми осознанными прагматическими задачами, которые решает имиджмейкер. Например, имидж политика можно сформировать таким образом, чтобы получатели информации могли считать, что в случае победы на выборах данного нодитикау благосостояние страны улучшится и, следовательно, улучшится благосостояние каждого избирателя, что может побудить голосовать за него. Иными словами, формирование мнения о политике подобно по своему действию прагматическому заданию рекламного текста.

Таким образом, создание нового образа политического деятеля происходит с целью формирования и закрепления в сознании читателя определенных личностных и внешностных характеристик, которые, в конечном счете, влияют на отношение широкой читательской аудитории к данной политической фигуре, заставляют по-иному оценивать его как личность и реагировать определенным образом на предпринятые им действия и события с ним связанные. Для понимания того, как создается образ политического деятеля в англоязычной прессе, в центре внимания исследования оказывается выявление используемых для этого

механизмов, изучение способов репрезентации образа, а также определение частотности применения подобных механизмов и способов.

В настоящем исследовании предпринимается попытка рассмотрения когнитивных механизмов, в частности онтологической и ориентационной концептуальной метафоры, фреймовых структур и некоторых других поддерживающих механизмов, исполкзуемых для создания образа политических деятелей в английской и американской прессе. Такой подход стал возможен в рамках когнитивной лингвистики, сформировавшейся в самостоятельное направление в языкознании и являющейся в настоящее время господствующим направлением лингвистической науки. Когнитивная лингвистика выдвигает на первый план вопросы о том, как концептуализируются знания о мире при представлении их в языковой форме, каким образом осуществляется понимание текста, какие процессы лежат в основе построения высказывания, как формируются языковые категории и т.д. Таким образом, изменилась сама форма построения исследовательских задач, и если раньше лингвисты стремились, например, определить число и характер языковых единиц на каждом уровне языковой системы, перечислить коммуникативные ситуации, требующие употребления той или иной грамматической конструкции, описать наборы однотипных речевых актов, то сейчас они, прежде всего, должны ответить на вопросы «как», «каким образом» и «почему» [Беляевская 1996: 10].

Когнитивный подход значительно расширяет семантическую теорию образа за счет включения в нее когнитивных процессов. В рамках когнитивного подхода образ трактуется «не просто как языковое средство оформления уже познанного, но и как способ осуществления процесса познания. С точки зрения когнитивной теории, образ создается благодаря желанию человека постичь мир и описать какие-то неизвестные области в терминах уже известной и доступной пониманию области» [Чес 2000: 60]. Именно когнитивная лингвистика диктует «необходимость изучения тех

внутренних механизмов языка, которые обеспечивают его способность выступать в качестве основного средства усвоения, накопления и передачи информации человеком» [Беляевская 1996: 10].

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью дальнейшего изучения языка англоязычной прессы с когнитивной точки зрения, а также важностью рассмотрения языковых технологий, обеспечивающих формирование заданного оценочного отношения к политику без обращения к прямой оценке. Кроме того, актуальность настоящего исследования определяется важностью исследования глубинных закономерностей метафоризации для последующего моделирования процессов понимания и интерпретации газетного/журнального текста как части языковой способности человека.

Основной целью работы является изучение условий реализации и функционирования метафорических концептов, обеспечивающих создание прагматически-ориентированного образа политического деятеля в английской и американской прессе.

Материалом исследования послужили тексты англоязычных журнальных и газетных статей, в частности the Economist, the Times, the Daily Telegraph, the News Week, US News and World Report, the New York Times за период с 1993 по 2004 год, в которых реализуется концептуальная метафора и которые направлены на репрезентацию личностных качеств и действий политических деятелей разных стран.

Поставленная цель предусматривает решение следующих конкретных задач:

  1. определить репертуар метафорических концептов, обеспечивающих репрезентацию политического деятеля в английской и американской прессе;

  2. проанализировать факторы, влияющие на выбор форм метафорической репрезентации в исследуемом языковом материале;

  1. рассмотреть языковые средства, используемые для фокусировки метафорических концептов при репрезентации образа политического деятеля с целью формирования оценочного отношения к репрезентируемому субъекту;

  2. сопоставить модели репрезентации образа политика с использованием онтологических и ориентационных метафорических концептов.

Научная новизна диссертации обусловлена тем, что в ней

впервые ставится задача выявления роли концептуальной метафоры как механизма имплицитной оценочности;

впервые систематизируются метафорические концепты (онтологические и ориентационные), участвующие в формировании образа политика;

впервые рассмотрены языковые средства, используемые для фокусировки метафорических концептов, описывающих действия политического деятеля, его внешний вид, а также соответствие образу идеального политика;

впервые определяются концептуальные основания выбора лингвостилистических средств репрезентации политического деятеля в англоязычном газетном и журнальном тексте.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней обоснована роль концептуальной метафоры как одного из механизмов оценочной репрезентации политика в английской и американской прессе. Важным в теоретическом плане является предпринятое в работе выявление не только механизмов формирования общего оценочного отношения к объекту описания, но и механизмов скрытой оценки. Теоретическая значимость работы обусловлена также тем, что были изучены связи процессов мышления и языковой метафоризации, включая анализ не только онтологических, но и ориентационных метафорических концептов.

Выявленный репертуар метафорических концептов, участвующих в формировании образа политического деятеля, является важным в теоретическом отношении вкладом в изучение механизмов категоризации и концептуализации объектов окружающей действительности в сознании человека, а также апелляции к языковой и национальной картине мира при создании газетного/журнального текстового сообщения.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что полученные в ней выводы относительно роли концептуальной метафоры в формировании образа политика способствуют более глубокому, точному и осознанному пониманию особенностей англоязычного газетного и журнального текста, и, следовательно, более точному его анализу и интерпретации. Результаты исследования могут быть использованы в теоретических курсах по английской стилистике и лингвистике текста, лексикологии, общему языкознанию и теории перевода, а также на семинарских занятиях по данным дисциплинам. Выявление и анализ метафорических концептов, обеспечивающих формирование оценочной репрезентации политического деятеля, способствует более глубокому пониманию текста и позволяет адекватно декодировать замысел автора газетного или журнального сообщения, что представляется важным для практики преподавания английского языка как иностранного, в частности для преподавания аспекта «язык СМИ» и для преподавания перевода.

Достоверность и объективность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивается применением комплексной методики исследования, а именно использованием сочетания традиционных и когнитивных методов анализа, в частности метода когнитивного моделирования, контекстологического, интерпретационного и компонентного анализа. Кроме того, достоверность полученных результатов обусловлена репрезентативным объемом проанализированного материала (более 2000 текстов).

Апробация работы проходила на заседаниях кафедры стилистики английского языка МГЛУ ордена Дружбы народов в период с 2000 - 2004 гг. и находится в русле проблем, обозначенных планом научно-исследовательской работы кафедры. Результаты исследования отражены в двух публикациях автора.

Структура диссертации определяется ее целью и поставленными задачами и включает ведение, три главы и заключение.

Во введении мотивируется выбор объекта исследования, формулируются его цели и задачи, обосновывается актуальность выбранной темы, раскрываются научная новизна исследования, его теоретическая значимость и практическая ценность, указываются методы анализа материала.

В первой главе дается обзор основных теоретических проблем, связанных с темой исследования, проводится обзор современного состояния проблемы изучения концептуальной метафоры, описывается методика анализа концептуальной метафоры в структуре политического текста, изучаются возможности- применения кг исследованию- достижений отечественной и зарубежной когнитивной лингвистики, рассматриваются психологические, социологические и собственно лингвистические аспекты изучения образа политического деятеля, а также намечаются основные этапы исследования.

Во второй главе анализируются механизмы функционирования онтологических метафорических концептов, направленных на формирование образа политика в англоязычной прессе и на обеспечение требуемого прагматического воздействия, систематизируются лингвостилистические средства репрезентации образа политического деятеля, проводится анализ концептуальных структур, участвующих в формировании образа

В третьей главе рассматриваются механизмы функционирования ориентационных метафорических концептов, направленных на формирование образа политика в англоязычной прессе, проводится их классификация, описываются пространственные шкалы, активизация которых позволяет

автору не только закрепить в сознании читателя желаемый образ описываемой политической фигуры, но и сформировать заданное оценочное отношение без обращения к прямой оценке.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечаются перспективы продолжения работы в данном направлении.

Библиография включает список использованной литературы по проблематике исследования.

Психологические и социологические аспекты изучения имиджа (образа) политического деятеля. Позиционирование

В большинстве психологических и социологических исследований используется термин «имидж» политика. Согласно современным исследованиям, создание имиджа является неотъемлемой частью любой профессии. Способы репрезентации имиджа и модели, в рамках которых происходит его формирование, рассматриваются в равной степени в имиджелогии, психологии, политологии и социологии.

Понятие «имидж» по-разному трактуется представителями различных наук. С точки зрения психологии, например, имидж - это сформированное в сознании или подсознании отношение к кому-либо или к чему-либо. Другими словами, это психологическая установка в- соответствии с которой прогнозируются определенные действия окружающих в отношении данной личности. Таким образом, в центре внимания психологов находятся внутренние формы имиджа, а также принципы формирования психологических установок.

Традиционно считается, что появление собственно имиджелогии предвидел Цицерон, который считал, что «нам было бы легче всего казаться такими, каковы мы в действительности, - хотя важнее всего, чтобы мы были такими, какими хотим считаться», и что для этого все-таки надо преподать кое-какие наставления [Hodge R., Kress G. 1998: 9].

Имиджелогия, не имеющая статуса науки, развивается на стыке науки и искусства. В собственно имиджелогии роль имиджмейкера определяется как создание «нового неповторимого произведения искусства, оказывающего определенное воздействие на аудиторию» [Брюс 1992: 74].

Особое место в имиджелогии занимают исследования, посвященные различным формам репрезентации политического имиджа. Имиджмекеров, в отличие от представителей различных психологических направлений, как правило, интересуют внешние формы репрезентации имиджа, такие как, например, одежда, прическа, мимика, жесты, то есть создание визуального образа человека. Вербальные характеристики также не сбрасываются со счетов, однако, относятся к менее релевантным.

Выбор визуального имиджа неотъемлемо связан с теми прагматическими задачами, которые на данном этапе решаются имиджмейкерами. Обычно такими целями являются привлечение внимания к определенной личности со стороны общественности и, как следствие, повышение политического рейтинга, что в нередких случаях, в конечном счете, предопределяет исход выборов и политическую карьеру того или иного политика.

Деятельность имиджмейкера неразрывно связана с рекламой. Однако если рекламные акции направлены на продвижение- на- рынке услуг или-определенного товара, то имиджелогия занимается непосредственно формированием представляемого аудиторией образа человека, и формирование этого образа происходит в точном соответствии с полученным имиджмейкером рекламным заданием.

Считается, что современное представление об имидже политика было выработано в рамках предвыборной кампании претендента на пост президента США Ричарда Никсона в 1968 г. Высказывание, которое, по сути, являлось краеугольным камнем предвыборной кампании, многократно опровергалось как несоответствующее действительности. Тем не менее, это самые известные слова, которые когда-либо были написаны по поводу имиджа: "Это должно быть животной реакцией, неартикулируемой, неаналитической, продуктом определенной химической реакции между избирателем и имиджем кандидата. Мы должны быть достаточно точными в этом пункте: ответ идет на имидж, а не на человека, поскольку 99 процентов избирателей не имеют контактов с этим человеком. Играет роль не то, что в нем, а то, что проецируется, и, делая шаг дальше, не то, что он проецирует, а то, что избиратель получает. Не человека мы должны менять, а скорее получаемое впечатление. А это впечатление часто больше зависит от канала и его использования, чем от самого кандидата" [цит. по Price R, McGinnis J. 1970: 204].

Исследователи, занимающиеся созданием политического имиджа, не дают однозначного определения этому понятию. Однако прослеживается тенденция, согласно которой представляется возможным сведение различных определений воедино. Подобного рода попытка была сделана Е. Егоровой -Гантман и К. Плешаковым, которые, определяют политический имидж как "специально создаваемый, преднамеренно формируемый политический образ для достижения поставленных целей" [Егорова-Гантман, Плешаков 1999: 204-206]. Е. Егорова-Гантман также пользуется термином "стратегический образ" или "стратегический имидж 1, когда речь идет об- имиджах кандидатов в предвыборных кампаниях.

Четко сформулировав задачу, имиджмейкер анализирует информацию и прогнозирует те сообщения, которые должны быть выстроены для успешной реализации прагматического задания. Построение имиджа идет по следующему пути: а) определение требований аудитории (сегментов аудитории); б) формулировка характеристик, в сумме составляющих имидж; в) перевод выбранных характеристик в различные контексты (визуальный, вербальный, событийный, контекстный, семейный и др.) При создании образа политика, журналист-имиджмейкер проецирует на получателя информации определенный набор качеств, которыми якобы (или реально) обладает тот или иной политик. Например, при создании имиджа президента, необходимо сформировать образ компетентного лидера, умеющего принимать сложные решения, обладающего харизмой и способного вести за собой.

Существует также точка зрения, согласно которой имидж - это совокупность знаковых характеристик, в которых в равной степени важными являются как форма, так и содержание. Если исходить из утверждения о том, что человек живет как в мире реальном, так и в мире символическом, то можно выделить ряд ситуаций, в которых человеку свойственно реагировать именно на имидж, а не на реальность. Например, при обращении в банк или авиакомпанию для нас важным фактором является имидж-репутация этой компании. Как правило, мы формируем самостоятельный образ искомого объекта под воздействием СМИ, однако имидж-репутация может быть сформирован на основании мнения окружающих или отдельных людей, которых мы уважаем и которым мы доверяем.

Репрезентация образа политика в свете концепта языковой личности. Имидж в мифологии

«На лингвокогнитивном (тезаурусном) уровне в качестве единиц следуют обобщенные (теоретические или обыденно-житейсткие) понятия, крупные концепты, идеи, выразителями которых оказываются те же как будто слова нулевого уровня, но облегченные теперь дескрипторным статусом. Отношения между этими единицами... выстраиваются в достаточно строгую иерархическую систему, в какой-то степени отражающую структуру мира, и известным (хотя и отдаленным) аналогом этой системы может служить обыкновенный тезаурус. Стереотипам на этом уровне соответствуют устойчивые стандартные связи между дескрипторами, которые находят свое выражение в генерализованных высказываниях, дефинициях, афоризмах, крылатых выражениях, пословицах и поговорках, из всего многообразия которых каждая языковая личность выбирает именно те, что соответствуют устойчивым связям между понятиями в ее тезаурусе и выражают, тем самым, незыблемые для нее истины, в значительной степени отражающие, а значит, и определяющие ее жизненное кредо, ее «жизненную доминанту» [Караулов, 1981]. Именно к незыблемым для языковой личности истинам и апеллирует создатель текста.

Одной их таких незыблемых истин являются вера, представления и мифы, глубоко укоренившиеся в сознании человека.

Образ политика невозможно сформировать вне контекста поскольку всегда необходимо встраивание имиджа в определенную ситуацию. При описании действий и поведения политика возникает сюжет, в рамках которого должны быть и образы других действующих лиц. Сочетание имиджа политика с другими имиджами в рамках определенного сюжета традиционно называется мифом, поскольку миф - это то, что уже было закодировано в сознании как вариант построения той или иной ситуации [Шерковин 1983: 135].

Миф предстает перед нами как сценарий развертывания образа политика, в котором сразу заполняются до этого пустые роли друзей и врагов главного героя. Миф является целостной структурой. В случае подключения мифа исчезает необходимость порождения целых текстов, так как представляется возможность, имплицитно указав существенные характеристики, подвести общественное сознание к тому или иному мифу [Brown, 1963: 140].

Страны порождают свою мифологию не только с помощью своих государственных деятелей, но и, что зачастую является более эффективным, при помощи киноиндустрии и, в общем, массовой культуры. Можно предположить, что США живет в рамках своей мифологии, Россия - в рамках своей. Журналист, создавая образ политического деятеля, заинтересован в том, чтобы «подключить» этот образ к общей системе мифологии данного социума как более мощному оружию, поскольку она делает образ политического деятеля более объемным. Миф создает для политика не только символическую историю, но и символическое будущее, предполагая ряд поступков, которые от него ожидают. При этом миф может быть использован как для создания положительного, так и отрицательного образа. Таким образом, текстовое сообщение должно строится с учетом формирования или существования в обществе мифов, представлений и традиций, поскольку в обществе, и, следовательно, в сознании читателя, существуют стереотипы, от которых достаточно трудно избавиться [Hodge, Kress, 1998].

Человек постоянно занят созданием иерархических оценок (нравится/не нравится, сильный/слабый). Именно на использовании этой естественной характеристики человека строится вся система чемпионатов, рейтингов и конкурсов. Под эту же категорию попадает организация политической жизни, в частности, выборов [Avery, 1997]. Читатель пытается подвести политического лидера под тот или иной стандарт, под те или иные иерархические требования, основываясь на представлениях, которые хранятся в его тезаурусе. Реальный лидер может не соответствовать норме, зафиксированной в сознании читателя в качестве идеального. Соответственно, автор текста смещает объект (политика) по направлению к идеалу или, при создании отрицательного образа, от него.

Таким образом, прагматической задачей журналиста становится выбор и, возможно, порождение тех или иных концептов, ведущих к заполнению определенного места в естественной иерархии. Концепт может быть представлен как иэксплицитно, так и имплицитно. В последнем случае реципиенту предлагаются подсказки, указывающие на определенный концепт.

Перекодировка также имеет место, когда умение общаться переносится на умение решать политические и экономические проблемы. Реципиент получает подсказки по всему спектру каналов воздействия - на вербальном, визуальном и событийном уровнях. Именно по этой причине для профессионалов, задачей которых является представление политика в наиболее выгодном свете, «страшны» различного рода указания на иные характеристики, которые вступают в противоречие с создаваемым системным представлением. Профессионалы называют их «обнаженным моментом в политике». Это может быть упоминание в газетной статье стрижки Билла Клинтона, которая обошлась двухчасовым стоянием самолетов в аэропорту. Это может быть прическа жены Тони Блэра, которая, взяв с собой в официальную делегацию своего парикмахера, вызвала ситуацию, близкую к скандальной. В этом случае достоянием общественности становится то, что до этого старательно скрывалось. Выясняется, что аскет и скромник, а именно такой человек психологически более приятен на посту первого лица, понапрасну расходует деньги налогоплательщиков, и это представление меняет тщательно выстроенную иерархию характеристик политика, формулирующую желательный для него имидж.

При создании образа политика автор текста нередко опирается на миф о том, что характерной особенностью лидера является его способность управлять людьми, убеждать их, а также его сила. Косвенными признаками силы становятся различного рода описания типов физического время провождения, таких как, охота, спорт, и т.д. Именно сила, а не интеллектуальные способности нередко остается в истории и человеческой памяти в качестве признака царей и падишахов. Интеллект намного чаще характеризует министров и визирей. Чем к большему количеству читателей апеллирует автор, тем примитивней становится картина мира, на которую он ориентируется, поскольку индивидуальная картина мира представляет собой более сложное явление, а картина мира группы людей носит более обобщенный и, следовательно, более примитивный характер. Из предлагаемых усложненных текстов массовое сознание, как правило, выбирает простые и понятные сообщения в черно-белой гамме. Все это учитывается теми, кто занимается созданием имиджа, и они апеллируют именно к массовой, а не индивидуальной картине мира [White J., Mazur L. 1999]. Таким образом, реальные события рассматриваются в соответствии с картиной мира аудитории, следовательно, всегда несут на себе печать упрощения.

Поскольку именно реальные события формируют картину мира аудитории, автор сообщения в большинстве случаев пользуется возможностью изменить реальные события или интерпретировать их в соответствии с выполняемым прагматическим заданием, акцентируя необходимые детали и лишь затем направляя сообщение потребителю информации. Следовательно, на образ политика можно смотреть именно как на единицу воздействия на картину мира аудитории в большей степени, чем на индивидуальную картину мира.

Концептуальная метафора как основной лингво-когнитивный механизм создания образа

Отношение к политику формируется на основе целого ряда факторов, одним из которых является соответствие или несоответствие идеальной модели, идеальному образу политика, а, обыгрывая известные всем факты биографии, детали внешности и другие характеристики, авторы газетных статей могут, в соответствии с прагматическим заданием, формировать у читателя как положительное, так и отрицательное мнение.

Наиболее часто политик рассматривается в контексте его достижений и промахов во внешне - и внутреннеполитической жизни страны. Как правило, в английской и американской прессе речь идет о политических деятелях стран, которые являются стратегическими партнерами Великобритании и США. Эти политики рассматриваются с позиций выгодности или невыгодности сотрудничества, или же выгодности или невыгодности финансовых инвестиций. Кроме того, под воздействием сформированного в газетном тексте образа политика часто формируется образ страны, которую он представляет. Эксплицитно говоря: политик X хочет того-то, автор газетного текста имплицитно говорит о том, что этого хочет вся его страна, и одновременно формирует отношение не только к самому политику, но и к жителям этой страны.

Вторая группа политиков, о которых пишут английские и американские СМИ это конкуренты или даже враги. Ярким примером последнего могут служить представители Оси зла, понятия появившегося в период пребывания на посту президента США Джорджа Буша младшего.

Наконец, не менее часто упоминаются собственно английские и американские политики. В этом случае политик рассматривается с точки зрения целесообразности его пребывания в должности (оправдывает ли он ожидания избирателей, стремится ли улучшить их жизнь) или целесообразности избрания этого политического лидера на второй срок.

Важно отметить, что в проанализированном нами материале критике подвергаются как свои (отечественные), так и чужие (зарубежные) политики.

Помимо анализа деятельности политика в текстах англоязычной прессы описывается восприятие данного политика другими людьми. Здесь речь в большей степени пойдет об описании политика как личности, о его личном вкладе в развитие страны. В некоторых случаях это цитаты, в которых другие политики непосредственно высказываются в адрес коллег (предшественников и современников), в других - воспоминания, касающиеся описываемой личности. Например, в одном из выступлений Маргарет Тэтчер так определила свое отношение к Джону Мейджеру: «There isn t such a thing as Majorism», давая понять, что в ее представлении о начале новой эпохи со вступлением в должность нового премьера говорить рано, тем самым косвенно указав на незначительность новой политической фигуры и проводимой им политики.

Политик может предстать перед читателем в тексте как в официальной, так и в неофициальной ситуации. В таком контексте он будет оцениваться с точки зрения соответствия или несоответствия его поведения требуемым нормам или стандартам. В таких ситуациях может проявиться, например, отношение политика к деньгам налогоплательщика или его отношение к людям. В рассмотренных нами текстах анализу подвергаются и умственные характеристики, и личные качества политических лидеров. Например, в статье, целью которой является попытка разгадать тайну популярности и определить место в истории Джона Кеннеди, упомянуты такие отрицательные качества президента, как личные неудачи и непостоянство. Однако, несмотря на это, рейтинг президента, по мнению автора статьи, остается необычайно высоким, (Despite his personal failings and infidelity, he remains a hero to this day).

О многом могут рассказать и факты биографии, которые выбираются и упоминаются в текстах в зависимости от стоящей перед журналистом на данный момент прагматической задачи. Избирательность приведения фактов подлинной жизни политика также позволяет сформировать или скорректировать отношение к нему читателя. Например, могут быть упомянуты хорошая или плохая успеваемость в школе (didn t use to be very academic), плохое поведение (С for a conduct at school), бескорыстная работа за идею на предыдущей должности (taking no salary at first), сама предыдущая должность и место работы (he was a Soviet energy minister, and later boss of Gasprom, a state gas monopoly).

Как уже было упомянуто выше, внешность политика, как правило, не описывается, однако авторы газетных текстов все же прибегают к описанию внешности политика в определенных целях. Изменения внешности могут свидетельствовать о состоянии здоровья, как было с президентом России Борисом Ельциным. Одинаковый рост двух политиков может упоминаться с целью акцентирования равноправия их положения, а описание улыбки политика может выступать в качестве основания для суждения о его искренности или неискренности.

В проанализированном нами материале большинство описываемых политиков - мужчины. Анализ и оценка их деятельности во многом зависит от набора характеристик, которые считаются основополагающими для лидера данной страны. Например, в США важными считаются такие качества как компетентность, сила и решительность и честность. Интересно отметить, что набор качеств идеального лидера очень четок и практически не меняется со временем. Лидер должен быть сильнее, агрессивнее, чем обычный человек, с другой стороны, ему не следует проявлять нервозность или торопливость.

Одновременно идеальный мужчина-политик должен обладать не только набором «героических» характеристик, но и рядом чисто человеческих черт, что сближает его с аудиторией.

Несмотря на то, что подавляющее большинство описываемых, как, впрочем, и действующих, политиков составляют мужчины, образ женщины-политика также присутствует в англоязычном газетном тексте. Поскольку традиционно политика считается мужским делом, сознанию рядового читателя достаточно сложно допустить женщину на подобные новые для них роли. Однако в Великобритании и США движение женщин к министерским и депутатским креслам происходит удивительно активно, что вызывает уважение к ним. Женщина как политик представляет сложное задание для имиджмейкера, поскольку путь, по которому строится ее имидж, предполагает уменьшение традиционно женских характеристик. Интересно, что, согласно проведенным исследованиям, женщина в большинстве случаев не может рассчитывать на женский электорат, который видит защитника своих интересов в мужчине. Именно поэтому женщины в газетных текстах часто рассматриваются как аутсайдеры, занимающиеся не своим делом. Например, Маргарет Тэтчер, которую позиционировали как «железную леди», сочетала в себе как чисто женские, так и чисто мужские качества, и, будучи премьером, продолжала гладить рубашки для сына. К женщине-политику предъявляются гораздо более жесткие требования, поскольку ее чаще сравнивают с идеальным образом, ей реже прощаются промахи.

Изучение механизмов, при помощи которых создается образ политического деятеля невозможно без непосредственного обращения к лингво-когнитивным аспектам (то есть изучения собственно лингво-когнитивных механизмов), которые обеспечивают репрезентацию образа политического деятеля в журнальных и газетных статьях. Поскольку в рамках когнитивного подхода метафора рассматривается как общеязыковой механизм, а не как стилистический прием, особый интерес представляют для нас закономерности реализации концептуальной метафоры в текстах английской и американской газеты, в частности для создания образа политического деятеля. Наибольшую ценность для нас представляет положение Дж. Лакоффа о том, что сама система языка предполагает распространение метафорической концептуализации на абстрактные сферы, на невидимые миры, которые уподоблены видимым, для их визуализации и понимания.

Шкала «мораль/отсутствие морали» (шкала моральных характеристик)

Как отмечалось в предыдущей главе, главной целью использования метафорических концептов является актуализация в сознании читателя фоновых знаний, к которым апеллирует метафорический концепт, используемый автором газетного текста для реализации прагматически обусловленного отношения к репрезентируемому субъекту.

Наряду с онтологической метафорой, то есть метафорой, способной представлять события, деятельность, эмоции, идеи и т.д. как дискретные, чувственно воспринимаемые объекты и сущности и репрезентировать их посредством целостной зрительной картины, исследователи выделяют ориентационную метафору, которая выражает пространственное восприятие человеком окружающей действительности и опирается на легко воссоздаваемые эмпирические представления о пространстве и местоположении в пространстве [Шибанова Е.О., 1999].

Ориентационные метафорические концепты довольно часто используются для описания политика и, следовательно, для создания оценочно-ориентированного образа. Для реализации ориентационных метафорических концептов, способствующих формированию образа политического деятеля, необходимо уточнение пространственных параметров (условно названных нами шкалами), по отношению к которым этот концепт применяется. В качестве подобных шкал используются 1) параметры изменения состояния, представленные оппозициями «новое-старое», «порядок-беспорядок» и т.д.; 2) параметры человеческого тела, например, рост, полнота и т.д.

Следует отметить, что при создании образа политического деятеля используются как шкалы, относящиеся к области конкретного, так и шкалы, относящиеся к области абстрактного. В качестве шкал, относящихся к области конкретного, выделяются шкалы, указывающие на параметры пространства, характеристики и направление перемещения, высоту, а также некоторые другие. К сфере абстрактного относятся уточняющие шкалы «новое-старое», «правые-левые», а также шкалы принятых общечеловеческих ценностей и отклонений от них.

В результате проведенного исследования было установлено, что наиболее частотным является концепт БАЛАНС-ДИСБАЛАНС с уточняющими шкалами «новое-старое», «порядок-беспорядок», «правые-левые», «радиклы-консерваторы», а также разнообразными шкалами, отражающими общечеловеческие ценности.

Эти шкалы в нередких случаях могут выступать в качестве рамок и ограничений, при выходе за которые происходит смещение либо в положительную, либо в отрицательную сторону, вследствие чего читатель получает основания для позитивной или негативной оценки ситуации. Например, политик может оцениваться по шкале «личностные качества» или по шкале «отношения политика с другими людьми». Как правило, в этом случае в сознании читателя активизируются представления об идеальном политике, которые выступают в качестве "нулевой точки отсчета" в метафорическом концепте «Баланс vs Отсутствие баланса», который, как указывалось выше, является одним из основных метафорических концептов, активизирующих подобные шкалы.

В целом можно отметить, что общество политиков недолюбливает, о чем свидетельствует тот факт, что авторы англоязычных газетных статей с одинаковым недоверием относятся как к слишком молодым политикам, так и к политическим долгожителям. Однако больше всего осуждаются такие качества политиков, как беспринципность, безволие, пустословие, подверженность коррупции.

Идеальный политик представляется человеком среднего возраста, который, выступая в роли лидера, активно и плодотворно работает на благо народа, способствует поддержанию стабильности и консолидации в обществе, придерживается патриотических и демократических взглядов. Как пишут Шейгал Е.И. и Желтухина М.Р., это человек дела, опытный профессионал, умный, образованный, компетентный, трудолюбивый, волевой. Власть для него не самоцель, он не стремиться использовать ее для достижения личной выгоды. Он честен, порядочен, принципиален, инициативен, не склонен к конформизму, соблюдает нормы морали и владеет ораторским искусством [Шейгал, Желтухина: 1999]. Несоответствие представлениям об идеальном политике обычно оценивается отрицательно.

В соответствии с данными, полученными в результате исследования, ориентационные метафорические концепты, реализуемый в текстах английских и американских СМИ и характеризующие особенности поведения политика, как правило, не связаны непосредственно с его профессиональной деятельностью. Если в предыдущей главе речь шла об описании политика путем акцентирования качеств, которых он в действительности не имеет, то в данном случае для создания образа используются личностные качества политика, которые ему свойственны или были свойственны.

Похожие диссертации на Концептуальная метафора как средство формирования образа политического деятеля в англоязычной прессе