Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности изображенной внутренней речи в англоязычной прозе XIX - XX веков Сахнович, Анна Львовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сахнович, Анна Львовна. Особенности изображенной внутренней речи в англоязычной прозе XIX - XX веков : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.04.- Одесса, 1990.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность работы определяется повкеієшієм интереса к психологической достоверности персонал: , а таккс отказом от пряных способов еге :сарактьрлзацил, что обусловило увеличение роли художественных средств, раскрывающих духовное состояние героя без существенного участия автора. К тагам средствам, еыполнядщим гримерно одинаковую йункциа, относятся изображенная внутренняя речь и несобственно-прямая речь (НІР).

Изображенную внутреннюю речь мы поншазм как "художестве шо воспроизведи кнутэ внутреннюю речь, представленную из перспекткны персонажа" (Ярмоленко Г.Г., 1382-3).

По породу сущности IffiP и eii /.теста в системе типов изложения существуют две основные точки зрения. Согласно первой изображенную внутреннюю речь часто отоддесгвллют с несобствен"о-пря.юЭ речью яля рассматривает как еэ крайнюю орму. Волее оправданной представляется другая точі:а зрения, согласно которЪ* ІЇВР является самое тоятельным тяпал изложения, тг-. как она не удовлетворяет основном; конституирующему признаку ШР, а именно слияние . олоса автора и голоса персонажа. Изображенная внутренняя речь претендует ка достоверное воспроизведение мыслей персонажа бьз кгчого-лпбо участия автора, т.е. полностью откосится к плану персонажа, в то время как EHF находится на стыке указанных двух шгакоз: объективного и субъективного, В связи с этим ШР обладает рядом морфологических,' 'лексических и синтаксических особенЕС'Стей, присущих только еС п впервые исследованных Г.ГЛрмолекно на.материале американской литературы IX зека.

Отсутствие одкозиа-'ной трактовки статуса ШР, отграничения последней от сыекяых явлений, выявление условий формирования. ІФР в художественной речи г- всё это делает- целесообразным диахронический анализ развития форм .и -способов репродукции.-чулой речи в художественной литературе и'взаимоотношения авторской речи и рэчл

персонажей.

Определение того хронологического этапа, когда в развиваыце: ся системе репродукции чужой речи появляется изображенная внутре: няя речь, изучение её особенностей на первш этапе формирования і последующего развертывайся способствуют нахождению генетических корней данного типа изложения и позволяют понять его природу.

Сказанное обусловило не.~ь диссертационной работы: выявить и ишсать' особенности изображенной внутренней речи и её употребления в английской художественной прозе XIX-XX веков, а также изучить её эволюцию на протяжении этого пзриода, что позволяло бы сделать выводы о происхождении КБР, тенденциях её формирования и мест* данного композиционно-речевого образования среди других типов изложения.

Указанная цель предполагает постановку и решение следуртих задач: '

- виявить частоту употребления и динамику развития ИВР в аш
лийскойпрозе XIX-XX веков; .

— определить факторы, детерминирующие частоту употреблеїшя ШР в конкретном тексте,-

описать форш ИВР, их эволюцию и особенности функционировЕ ния на протяжении изучаемого периода;

сравнить графическое оформление, языковые средства ввода ИВР и её взаимодействие с контекстом в XIX и XX веке;

списать семантический и лонсикс-синтаксический аспекты ИВГ в произведениях английской литературы в изучаемый период.

Б ходе исследования были сформулированы и выносятся на защиту следующие положения:

.1. ИВР в произведениях XIX века еще- чрезвнчаііно близка к диа логу, что проявляется как в её графическом оформлении, способах БЕЄДЄНТ5.Я, лексико-синтаксических особенностях, так и в наличии пв реходЕых форм ШР, а именно речи произнесенной, но имеющей сало-направленный характер.

2. В XX веке ИВР приобретает новые особенности, от-раничива-ндио ее' от диалога, в области графического выделения, спектра вв^дяцих глаголов, лексикс-синтаксических средств. . ', 3. Основными факторами, определяющими использование ИВР в Tracts, являются, а) психологизм произведения; б) индивидуальные особенности персонажей;.в) специфика сочетания ШР, ШР и диалога ь рамках каэдого конкретного произведения. К факультативным фак-

горам, действие которых осуществляется спорадически, относятся ситуативный фактор и индивидуальный стиль автора.

4. В английской художественной .прозе XIX-XX вв. ІШР вшхоляя-з? следующие 'функции:

передача внутренней реакции пересняла (экспрессивная);

экспликация причинно-следственных связей между внешними событиями (экспликативная); . . " '

характерологическая функция;

концептоформир;. ощая функция;

текстообразуюіпая функция;

субъективно-модальная функция; -

квазкэксплдцирувдая функция.

Материалам исследования послужили 15 художественных произведений английской прози, относящихся к XIX веку, п 14 произведений, написанных в XX века, общим объемом около 7 млн. словоупотреблений. Критериями отбора произведет:}?"являлись их хронологическая отнесенность к изучаемому периоду и наличие той модификации эпического повествования, которая соотносится с повествователам в *юр-ме 3-го лица единственного чпзла.

Научная новизна работа состоит в том, что впервые осуществлено рассмотрение эволюции изображенной внутренней речи на протяжении двух столетий и, исходя из полученных данных, определено её место в общей системе типов изложения. Также получены результаты по определении- факторов, детерминирующих употребление ИВР в худо-лес гве'нных текстах, и описаны функции ИВР в прозе XIX и XX века.

Результата исследования имеют теоретическое и практическое значение, которое заключается в данных диахронного анализа особён-ностей ИВР и её функционирования. Они.могут служить для дальнейших исследований и обобщений в области репрезентации чужой и ав^орск^й речи в художественном произведении. Установлена типология ИВР "и. количественное распределение выделенных типов по отдельным векам и прозаическим кадрам. Предлагаемая методика и полученные результаты, могут быть'использованы в аналогичных работах на материале литератур других страз и в других хронологических рамках.

Практическая ценность диссертационной работы состоит также в возможности внедре^ля её результатов в-практику преподавания английского языка, в учебках курсах' стилистики, интерпретации текста, аналитического чтения, при выполнении курсовых я дипломных работ.

В числе основных методов исследования следует назвать метод комплексного структурно-функционального анализа художественного

текста, предполагающий изучение произведения с широких филологических позиций, и сопоставительный метод, выракающийся в сравни-тельнш анализе ряда произведена с целью выявления .бщих и иіт-видуальшж особенностей ИБР з них. Б исследовании также применял-.ея мотом количественного анализа.

Лостозерностъ и объективность полученных данных обеспечиваются широким охватом материала - были исследован4 29 произведений английских авторов, принадлежащих к разнш.'. стилям к направлениям, общим объемом свыше 20 000 страниц; использованием комплекса методов лингвистического анализа, тщательным изучением литературы вопроса.

Похожие диссертации на Особенности изображенной внутренней речи в англоязычной прозе XIX - XX веков