Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Егорова Анна Александровна

Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes)
<
Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Егорова Анна Александровна. Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes) : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Егорова Анна Александровна; [Место защиты: Московский государственный институт международных отношений (университет)].- Иваново, 2008.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1577

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Звукоизобразительность как предмет фоносемантического исследования (исходные теоретические положения) 12

1. Экскурс в историю возникновения и развития теории звукоизобразительности

1.1. Истоки изучения звукоизобразительности 12

1.2. Фоносемантика как наука нового языковедческого цикла 19

1.2.1. Звукоизобразительная система английского языка 21

1.2.2. Методы изучения звукоизобразительности 24

1.3. Современные фоносемантические исследования 29

2. Звукоизобразительность в художественном тексте 34

2.1. Звукоизобразительность как фоностилистическое явление 34

2.2. Фонические приемы в поэтическом тексте 38

2.2.1. Звуковые повторы 40

2.2.2. Звукоподражание 43

2.2.3. Звукосимволизм 44

3. Звукоизобразительность как одна из особенностей детского языка 47 \

ВЫВОДЫ 57

ГЛАВА П. Характеристика звукоизобразительности в малых жанрах Nursery Rhymes (на материале английского языка)

1. Nursery rhymes и их изучение 59

1.1. Исследования на материале Nursery Rhymes 59

1.2. К вопросу о классификации Nursery Rhymes 63

2. Звуковые повторы в малых жанрах Nursery Rhymes 69

2.1. Характеристика корпуса исследовательского материала 69

2.2. Поэзия пестования 72

2.2.1.Колыбельные песни 72

2.2.2. Потешки 77

2.3. Бытовой фольклор 83

2.3.1. Песни 84

2.3.2. Заклички 88

2.3.3. Приметы 91

2.4. Потешный фольклор 95

2.4.1. Небылицы 96

2.4.2. Скороговорки 104

2.4.3. Загадки 109

2.5. Игровой фольклор 114

2.5.1. Игровые припевы 115

2.5.2. Считалки 120

3. Фоносемантическая характеристика звукоизобразительной лексики в малых жанрах Nursery Rhymes ВЫВОДЫ 140

Глава III. Экспериментальное исследование восприятия звуковой организации английского поэтического текста (на материале стихов жанра Nursery Rhymes)

1. Методика и задачи эксперимента 142

2. Экспериментальный корпус исследования 148

3. Испытуемые 153

4. Условия и ход эксперимента 155

5. Обсуждение полученных результатов 158

Выводы 175

Заключение 177

Список использованной литературы 180

Список использованных словарей и справочников 199

Список источников примеров 200

Введение к работе

Настоящая диссертация выполнена в русле фоносемантики и фоностилистики. Исследование посвящено изучению фонетической организации английской детской поэзии (на материале поэтических текстов Nursery Rhymes — далее - NR).

Явление звукоизобразительности, центральной категории фоносемантики, с давних пор вызывает неугасающии интерес лингвистов. Истоки изучения связи звука и значения можно найти у античных философов (диалог Платона «Кратил»), мыслителей средневековья (Фома Аквинский), ученых XVII-XIX веков (Лейбниц, Гумбольдт, Руссо, Ломоносов).

Долгое время многие лексикологи игнорировали звукоизобразительную систему, считая ее объем малочисленным, а словообразовательную продуктивность низкой. Однако во второй половине XX века интерес к изучению связи между звуком и значением возрос, и исследователями звукоизобразительности было доказано обратное: запас звукоизобразительных (далее - ЗИ) слов намного больше, чем это принято считать. Иное отношение к объему звукоизобразительной лексики затронуло вопрос изучения звукоизобразительности в межъязыковом аспекте, с позиций типологического языкознания (Братусь 1976, Лапкина 1979, Мазанаев 1985, Камбаров 1990). Звукоизобразительность изучалась также в связи с проблемами психолингвистики (Newmann 1933, Tsuru 1933, Taylor, Taylor 1962, Штерн 1967, Журавлев 1974, Серебренников 1977, Валуйцева 1990, Гурджиева 1973, Кулешова 1990, Павловская 1999, Шадрина 2001), стилистики и поэтики (Михайловская 1969, Штерн 1969), онтогенеза (Lewis 1936, Шахнарович 1974, 1979, Горелов 1974, Леонтьев 1974), этимологии (Воронин 1981, Климова 1986), словообразования (Горелов 1974, Bloomfield 1953, Bolinger 1950, Firth 1958, Smith 1966).

Таким образом, теоретическое обоснование теория звукоизобразительности получила в XX веке, когда учеными был накоплен довольно большой фактический материал по изучению связи звука и значения. Профессором Санкт-Петербургского государственного университета СВ. Ворониным (1982) был открыт новый раздел лингвистической науки — фоносемантика, исследовательским объектом которой является зеукоизобразителъная система языка, состоящая из двух подсистем: звукоподражательной и звукосимволической.

Фоносемантика продолжает развиваться и в XXI веке в работах современных ученых (Тамбиева 2003, Хабибуллина 2003, Васильева 2004, Киселева 2004, Зимова 2005, Наумова 2005, Матасова 2006, Татаринова 2006, Дрожащих 2006, Седелкина 2006, Курашкина 2007).

Одним из актуальных фоносемантических направлений стало изучение функционирования звукоизобразительности в поэзии. Исследования современных ученых указывают на высокую роль звука в поэтическом тексте (Шадрина 2001, Фадеева 2004, Наумова 2005, Титова 2006). Исследованиям звукосимволизма в тексте ранее занимались многие исследователи стилистики (Бернштейн 1929, Шенгели 1960, Поливанов 1963, Гербстман 1964, Сильман 1974, Гальперин 1977, Арнольд 1990, Давыдов, Окушева 1993). Учеными было доказано, что в поэтическом тексте звуковая организация играет доминирующую роль, сообщая произведению большую выразительность. Современные фоносемантические исследования делают новый вклад в изучение звуковой организации текста путем исследования воздействия фоники (звуковой инструментовки) текста на слушателя, адекватности перевода фонической инструментовки, особенностей индивидуального стиля поэта, роли звукосимволических средств в актуализации языковой картины мира. Исследования звукосимволизма на материале поэтических текстов открывают перспективы для изучения этого явления в различных направлениях.

Учеными неоднократно отмечалась высокая роль явления звукоизобразительности в детской литературе (Михайловская 1969, Иванова 1990, Давыдов, Окушева 1993). Это связано, прежде всего, с тем, что явление

6. звукосимволизма особенно ярко проявляется в детской речи. Этот факт неоднократно подчеркивался исследователями онтогенеза речи (Thim 1963, Werner, Kaplan 1963, Горелов 1974, Шахнарович 1973, 1979, Воронин 1982, Лепская 1998). Так как образность является характерной чертой языка ребенка, она неизменно присутствует в детской литературе, и в особенности в детской поэзии.

В связи с этим изучение звукоизобразительности на материале поэзии для детей представляется перспективным. В качестве материала для настоящего исследования были выбраны английские традиционные детские стихи (Nursery Rhymes, далее - NR). Существует небольшое количество исследований на материале NR, они стали объектом изучения зарубежных исследователей фольклористов (Halliwell 1847, Bolton 1888, Bert 1929, 1968, Opie 1951, Eckenstein 1968), которые изучали NR с позиций их происхождения, предлагали различные классификации NR. В последнее время появились исследования, посвященные изучению различных аспектов на материале NR: ритмической структуры (Смусь 1988), фразеологии (Гейнце 1991), алогических образований (Дживанян 1991), лингвокультурологии (Степанова 2003), языковой картины мира (Анашкина 2005). В вышеперечисленных работах исследователями отмечались некоторые фоносемантические характеристики NR (звуковые повторы, звукоподражательные слова (далее — ЗП-слова), явление звукосимволизма), но подробного исследования фонетической организации английских детских стихов не проводилось.

Таким образом, необходимость более детального изучения звукоизобразительности в детской поэзии, а также недостаточная изученность фонетической организации одного из ее наиболее распространенных видов в английском языке определяют (Nursery Rhymes) актуальность предпринятого исследования.

Объектом исследования являются поэтические тексты английского детского фольклора, а предметом - звуковая организация поэтических текстов NR.

Основная цель настоящей работы заключается в установлении особенностей звукоизобразительности в традиционной английской детской поэзии (на материале английских стихов Nursery Rhymes).

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) анализ истоков звукоизобразительности и существующих направлений ее изучения;

2) изучение фоносемантического аспекта звуковой организации поэтического текста;

3) рассмотрение звукоизобразительности в детской речи;

4) характеристика текстов NR и определение основных принципов их классификации;

5) осуществление статистического анализа экспериментального материала с целью определения частотности звуковых повторов в Nursery Rhymes;

6) систематизация звукоизобразительной лексики стихов жанра Nursery Rhymes в соответствии с классификацией, разработанной СВ. Ворониным;

7) экспериментальное изучение (с опорой на слуховое восприятие испытуемых) степени воздействия звуковой организации Nursery Rhymes на изучающих английский язык.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: общий теоретико-лингвистический метод анализа концепций по исследуемой теме, метод сплошной выборки примеров, лингвистический анализ языковых фактов, метод анкетирования, метод шкалирования, статистический анализ материала по методике определения проминантных звуков путем оценки их отклонения от нормальных речевых частот, а также элементарные приёмы количественной обработки экспериментальных данных.

Материалом исследования послужили лексикографические источники (словари и справочники), письменные поэтические тексты английской детской поэзии, звучащий материал (тексты NR в исполнении носителей британского варианта английского языка) и их транскрипты. . •

Новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем впервые дается описание малых жанров NR, определяются особенности звуковой организации английских традиционных детских стихов, а именно различных видов звуковых повторов и звукоизобразительной лексики; проводится анализ восприятия NR русскоязычными информантами и проверяется влияние звуковой организации NR на эффективность их восприятия.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней явление звукоизобразительности рассматривается с позиций фоносемантики, фоностилистики и речевого онтогенеза, настоящая работа также вносит определённый вклад в развитие фоносемантики и фольклористики, предоставляя комплексную характеристику малых жанров NR и данные о звуковой организации детской традиционной поэзии (на материале английского языка).

Практическая ценность результатов заключается в возможности использования результатов исследования при обучении фонетике, в спецкурсах по стилистике, фоносемантике, онтолингвистике, психолингвистике, а также при создании пособий по развитию навыков английского произношения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Звукоизобразительность в английском детском поэтическом тексте представляет собой комплекс фоносемантических характеристик как общих, так и специфических для каждого жанра детской поэзии.

2. К общим характеристикам фонетической организации жанров английской детской поэзии относятся звуковые повторы (аллитерация, ассонанс, консонанс) и явления звукоподражания и звукосимволизма.

3. Специфические черты звуковой организации малых жанров NR (квалитативность и квантитативность звуков, участвующих в повторах) варьируются в зависимости от функциональной направленности того или иного жанра.

4. В детской поэзии звукоизобразительность выполняет функцию воздействия на эмоции ребенка, привлечения его внимания посредством различных фонетических приемов, в то время как в поэзии, предназначенной для взрослого читателя, с ее помощью актуализируется смысл стихотворения.

5.3вукосимволическая (далее - ЗС) лексика, передающая внешние неакустические объекты (их форму, качество поверхности, размер, движение), является наиболее распространенной в малых жанрах NR по сравнению со звукоподражательными словами.

6. Фоносемантические явления в виде звуковых повторов и звукоизобразительной лексики в совокупности в составе NR обеспечивают эффективность слухового восприятия и запоминания стихов. Фонетическое значение звука в изоляции иногда соответствует его ассоциативному значению в контексте детского стихотворения.

Цель исследования и поставленные задачи определили структуру диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, списка используемых словарей, списка источников примеров, а также приложения. 

Во введении определяется общее направление исследования, устанавливается его актуальность, формулируются цели, задачи и методы исследования, характеризуется материал, выдвигаются положения, выносимые на защиту, обосновывается научная новизна исследования, а также отмечается теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе - «Звукоизобразительность как предмет фоносемантического исследования (исходные теоретические положения)» - излагаются теоретические предпосылки исследования. В ней рассматриваются истоки изучения явления звукоизобразительности, проблематика исследований в русле фоносемантики (науки, изучающей звукоизобразительность), звукоизобразительность как объект , фоностилистических исследований и как особенность детского поэтического текста.

В двух последующих главах (2-ой и 3-ей) представлены результаты специального исследования, посвященного изучению звукоизобразительности на материале английской традиционной детской поэзии.

Во второй главе - «Характеристика звукоизобразительности в малых жанрах Nursery Rhymes (на материале английского языка)» - рассматривается история изучения NR, дается характеристика звуковой организации NR, относящихся к поэзии пестования, бытовому, потешному и игровому фольклору. Проводится фоносемантический анализ функционирования звуковых повторов и звукоизобразительной лексики в NR.

В третьей главе - «Экспериментальное исследование восприятия звуковой организации английского поэтического текста (на материале стихов жанра Nursery Rhymes)» - содержится описание результатов экспериментального исследования. В ней подробно изложены методология, методика, материал, основные этапы и условия проведения эксперимента. В данной главе представлены результаты эксперимента, направленного на изучение восприятия фонетической организации текстов NR русскоязычными школьниками, изучающими английский язык.

Каждая глава завершается выводами.

В Заключении подводятся итоги проведённого исследования.

В конце работы приводится библиографический список использованной литературы, который содержит: 243 наименования трудов отечественных и зарубежных учёных; список использованных словарей и справочников; список источников примеров.

В Приложении содержатся материалы основного корпуса исследования и данные экспериментальной части работы, не вошедшие в основной текст диссертации.

Апробация работы. Основные положения работы отражены в 13 публикациях и были представлены на научных конференциях различного уровня: на международной научно-практической конференции «Знак: Иконы. Индексы. Символы» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2005); на международной научной конференции «Человек и язык в поликультурном мире» (Владимир, ВГПУ, 2006); на III международной научной конференции «Язык. Дискурс. Текст» (Ростов-на-Дону, 2007); на научных конференциях ИвГУ «Молодая наука» (Иваново, ИвГУ, 2006, 2007, 2008); на межвузовском фонетическом семинаре по проблемам билингвизма (Иваново, ИвГУ, 2005-2008 гг.).

Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры английской филологии ИвГУ.  

Современные фоносемантические исследования

Исследования современности по различным аспектам фоносемантики углубляют и расширяют основные положения еще сравнительно молодой, но уже сформировавшейся науки.

Различные исследования в области фоносемантики доказывают высокую продуктивность звукоизобразительных основ и активное использование звукоизобразительных слов в самых разных стилистических пластах языка. Совместное исследование СВ. Воронина и О.И. Бродович дало результаты, подтверждающие высокую концентрацию ЗИ-лексики в диалектах. Авторы подчеркивают важность изучения семантико-структурных свойств, диалектов для развития фоносемантики (1985: 83).

Исследование О.А. Барташовой (1987), посвященное звукоизобразительности в терминологии на материале английских морских терминов, показало, что звукоизобразительная лексика распространена и в терминологической подсистеме языка и является там весьма продуктивной. И.В. Кузьмич (1993) указывает на активное использовании звукоизобразительности при созданий новых слов в американском слэнге.

Особый интерес представляют современные психолингвистические исследования по фоносемантике. В докторской диссертации И.Ю. Павловской (1999) предметом исследования стала звукоизобразительность на уровне фонемы, слова, словосочетания и текста разного объема, т.е. эксперименты были построены таким образом, чтобы проследить тенденции восприятия звукоизобразительности в различных языковых пластах. В работе И.Ю. Павловской проводились исследования на восприятие звукового символизма, как отдельных фонем английского языка, так и связных текстов художественной прозы. В результате исследования были сделаны два основных вывода: 1) символическим значением может обладать сочетание фонем; 2) звукосимволизм существует на уровне текста, при восприятии слушающие выделяют в нем ключевой звук или звуки, при этом звуковая инструментовка должна действовать «в унисон» с коннотативным значением текста (Op.cit.: 24).

В связи с появлением фоносемантики, многие исследователи все чаще стали обращаться в своих работах к принципу одной из наиболее важных категорий этой науки — пантопохронии, в частности, панхронии, учету генетического (этимологического) и диахронического (эволюционного) аспекта при рассмотрении языковых явлений.

Е.А. Шамина (1988), изучая проблему дистрибуции лабиальных в фонетическом и фоносемантическом отношении, обнаружила, что иногда слово будто бы сопротивляется звуковым законам, пытаясь сохранить свою звукоизобразительную природу. Упомянутое исследование Е.А. Шаминой - еще одно доказательство сильного воздействия фонетического значения на устойчивость звуковой оболочки слова, в связи с взаимовлиянием звучания и лексического значения внутри языкового знака.

Особый интерес представляют английские RL-глаголы, которые известны как средство передачи итеративности. Рассматривая эти глаголы с точки зрения синхронии и диахронии, Н.В. Бартко доказала, что «... в современном английском языке нельзя считать глагольные RL-форманты непродуктивными элементами -они продуктивны, хотя и в сравнительно небольшой степени» (Бартко 2002: 17).

А.Б. Михалев (1995), сопоставляя данные русского, английского, французского и арабского языков, доказал универсальность конструирования лексики по принципу фоносемантического поля.

В диссертации Е.В. Петуховой (2001) впервые последовательно и системно были рассмотрены отношения между звукоподражанием и морфологическим и конверсионным словообразованием в широком объеме. Результаты, полученные в ходе работы, говорят о словообразовательной продуктивности единиц звукоподражательной подсистемы, об активности процессов морфологического и конверсионного словообразования, о том, что сама ЗП подсистема не есть нечто малочисленное, неподвижное, недостойное серьезного внимания исследователей.

В XXI веке ученые-лингвисты продолжают активно развивать различные направления фоносемантики. Работы современных исследователей посвящены изучению звукоизобразительности на материале различных языков (Тамбиева 2003, Хабибуллина 2003, Зимова 2005, Матасова 2006), профессионального жаргона (Татаринова 2006), в русле типологического и сопоставительного языкознания (Зимова 2005, Курашкина 2007), психологии (Киселева 2004), семантики (Данилова 2007), лингводидактики (Седелкина 2006), семасиологии (Милюкова 2005), переводоведения (Фатюхин 2000), в области основных лексических категорий (Васильева 2004). В рамках настоящей работы представляют интерес результаты изучения звукоизобразительности последних лет на материале поэтических текстов. Изучение функционирования ЗИ лексики в поэзии стало одним из актуальных фоносемантических направлений. Исследования современных ученых указывают на высокую роль звука в поэтическом тексте (Шадрина 2001, Фадеева 2004, Наумова 2005, Титова 2006). Фонетическое значение является чертой индивидуального стиля. Звуки позволяют раскрыть своеобразность речи, определить звуковой почерк, стиль автора (Фадеева 2004:153). В поэтическом тексте звуковая организация играет доминирующую роль, следовательно, сама визуализация поэтической картины мира требует от поэта и читателя пристального внимания к звуковой форме сообщения. Значимость звуковой формы заложена природой поэтического текста. Звуки делают произведение выразительным, когда их символическое значение совпадает с фонетическим (Наумова 2005). «Чтобы обратить на себя внимание», - пишет И.Ю. Павловская, -«звуковая инструментовка должна действовать «в унисон» с коннотативным значением текста» (1999:24). Целью экспериментального исследования И.Н. Шадриной (2001) явилось установление регулятивной функции фоники в процессе переводческой деятельности. Материалом для эксперимента послужили английские поэтические тексты и их переводы. Исследователем был создан искусственный текст с той целью, чтобы в процессе восприятия именно фоническая структура поэтического текста оказывала определяющее влияние на слушателя. По результатам эксперимента ученый делает очень важный вывод: «... фоносемантическая структура поэтического текста вне зависимости от языка способна акцентировать эмоциональную составляющую доминантного личностного смысла, т.е. выполнять регулятивную функцию в процессе восприятия» (2001: 12).

Фонические приемы в поэтическом тексте

На современном этапе оформился еще один раздел стилистики - фоника. Фоника - "наука об искусстве звуковой организации речи. Под фоникой понимают также звуковую организацию речи, т.е. отбор и употребление языковых средств фонетического уровня с определенным стилистическим заданием. В этом смысле говорят о фонике как о конструктивном компоненте стиля того или иного писателя, поэта. ... фоникой называют и стилистически значимые средства языка фонетического уровня. При этом говорят о фонике того или иного произведения, исследуя, например, фонику поэмы, стихотворения, анализируя эстетическую функцию различных фонетических средств, прежде всего — звуков речи" (Голуб 2007: 152). М.А. Балаш (1999) пишет о том, что поэт неосознаваемо организует звучание речевого произведения так, что это звучание способствует актуализации доминантного личностного смысла вообще и доминантной эстетизированной эмоции как его составляющей. При этом фоника может 1) поддерживать лексические отношения, представленные на лексическом поэтическом уровне; 2) может быть нейтральна по отношению к содержанию или даже диссонировать с ним; 3) выражать амбивалентность эмоций (1999:32).

Со звуковой организацией речи тесно связано понятие звукописи, в словарях под последним понимается целенаправленное применение элементов звукового состава языка (гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонации, повторов, однородных звуковых элементов) для усиления художественной выразительности речи, привлечения внимания к тем или иным словам в речевом потоке (Белокурова 2006: 55). В других источниках понятие звуковой организации отождествляют с фоникой (греч. phonikos — звуковой, phone — звук), под которой также понимается отрасль поэтики, ее изучающая (ЛЭС: 470). Фоника, или поэтическая фонетика, как пишет Л.В. Чернец, - особый раздел поэтики, учение об эстетическом использовании звуков как речевого материала в художественном тексте (2004: 255). Исследователь отмечает, что в художественных текстах авторы всегда стремились к благозвучию (эвфонии), которое связано с инструментовкой, т.е. совокупностью приемов организации звуковых единиц текста (Op.cit: 456). Звукопись (инструментовка) — это система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом (звуковом) уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление (Белокурова 2006: 55). В более узком смысле она представляет собой применение звуковых повторов (СССЛ 2000; Чернец 2004). Одним из основных достижений современной фоники является отказ от зрительно-графического рассмотрения фонической организации стиха, при котором принимались во внимание не звуки, а буквы, тогда как между письмом и произношением любого языка имеются расхождения, иногда очень значительные. Например, буквы русского языка «я», «ё», «ю» не соответствуют никакому самостоятельному звуку, а являются в положении после гласного звуками «а», «о», «у» с предшествующим им «й». Ряд русских согласных звуков изменяет своё звучание в зависимости от положения в слове и соседства с другими звуками (напр. «луг», «нож» произносятся как «лук», «нош»). Безударные гласные теряют в различной степени длительность и отчётливость звучания и даже меняют его качество. Ударения, расстановка которых образует ритмическую организацию стиха, становятся в то же время опорными пунктами и его фонической организации. Звуковые повторы гласных ощутимы и отчётливы только тогда, когда они образуются ударными гласными. Повторы согласных, хотя и сохраняют ощутимость, где бы они ни стояли, но приобретают особую яркость, когда они непосредственно предшествуют ударным гласным. Фоника не ограничивается рассмотрением лишь звуковых повторов стиха, но учитывает также общее распределение звуковых масс, сходство или контрасты звуков по способу их произношения, смену тембров и т. п. (Литературная энциклопедия 1929-1939).

Характеристика корпуса исследовательского материала

В широкий корпус материала исследования вошел 301 стихотворный текст. Источниками поэтических текстов стали следующие сборники стихов NR: J. Halliwell «The Nursery Rhymes of England» (1847), Mother Goose Rhymes (составл. K.H. Атаровой) (2003), I. Opie, P. Opie «The Oxford Dictionary of Nursery Rhymes» (1951). Выбранные тексты NR были распределены на жанры в соответствии с классификацией М.Н. Мельникова (1987), в нижеследующей таблице отражен количественный состав исследовательского материала:

Характеристика традиционных английских детских стихов проводилась с опорой на труды отечественных и зарубежных ученых-фольклористов, изучавших детскую поэзию (Виноградов 1926, Аникин 1957, Василенко 1958, Мельников 1987, Капица, Колядич 2002, Лойтер 2002; Halliwell 1847, Bolton 1888, Bett 1929, 1968, Opie 1951, Eckenstein 1968). При описании малых жанров использовались также лексикографические источники: The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms, Merriam-Webster Online Dictionary, Poetry Glossary, The Concise Oxford Dictionary (1999), The Advanced Learner s Dictionary of Current English (2001), New English-Russian Dictionary (2003).

Звуковые повторы в анализируемом материале рассматривались как в общем, так и по отдельности, т.е. по следующим видам повторов: аллитерация - звуковой повтор согласных в начале слов; консонанс - повтор двух или более согласных в строке, при консонансе повторяющиеся звуки локализуются либо в середине либо в конце слов; ассонанс — повтор гласных (основу ассонанса составляют ударные гласные, так как в безударной позиции их качество меняется).

Анализ частоты использования звуковых повторов в английских текстах проводился построчно, т.е. средняя частотность звуковых повторов в стихе определялась с учетом отношения количества повторов к количеству строк. Коэффициент частотности звуков в повторах вычислялся по следующей формуле: , где KfTeq - коэффициент частотности звука;

Qi - количество повторов одного звука в аллитерации, ассонансе или консонансе в стихах одного жанра;

Qs - общее количество звуков, встречающихся в соответствующем виде звукового повтора стихов одного жанра.

Таблицы, отражающие данные количественного анализа звуковых повторов в стихах малых жанров, вынесены в Приложение 2. В таблицах представлены сведения о количестве строк, звуковых повторов (аллитерации, ассонанса и консонанса) в анализируемых стихах NR, а также средние показатели частотности звуковых повторов в текстах NR.

Сведения о коэффициентах частотности звуков в аллитерации, ассонансе и консонансе исследуемых жанров отражены на диаграммах (см. Прилоэюение 3). Диаграмма более наглядно показывает результаты сравнительного анализа качественного состава звуковых повторов в исследуемых NR.

Анализ звуковых повторов в жанрах NR завершался выводами о чертах сходства и различия в фонетической организации малых жанров внутри одного класса NR.

Для анализа и систематизации собранных звукоизобразительных слов использовалась классификация, предложенная СВ. Ворониным (1982). В итоге анализа собранная звукоизобразительная лексика была классифицирована на следующие виды: ономатопы, интракинесемизмы, экстракинесемизмы и интра-экстракинеселшзмы. Был проведен количественный и качественный анализ встречаемости того или иного класса звукоизобразительной лексики в исследуемых малых жанрах NR поэзии пестования, бытового, потешного и игрового фольклора.

Экспериментальный корпус исследования

Исходя из задач исследования (См. Глава I) был определён выбор основного корпуса экспериментального материала.

Широкий корпус исследования представлен устными и письменными текстами NR, относящихся к разным жанрам детского фольклора.

Звучащий корпус исследования представлен аудиозаписями английских детских стихов. Общая длительность звучания материала составила 1 час 8 минут. Источником записей стихов является интернет-сайт http://www.btmon.com/Audio/Unsorted/74_ Записи, представленные в формате трЗ, СОСТОЯТ ИЗ 83 реализаций. Реализация экпериментального материала исследования представлена в двух формах: песни (58 реализаций) и прочитанного стихотворения (25). Дикторы, исполняющие стихи, принадлежат к разным возрастным категориям и полу: мужским голосом исполнено 3 стиха (3,5%), детским - 22 (26,5%), женским - 58 (70%). В задачи настоящей работы не входило изучение тендерного аспекта эффективности восприятия речи, где биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и используются как средства социальной стратификации. Учитывая различие интонационной, тембровой специфики мужских и женских голосов, для чистоты фонетического эксперимента аудиторскому анализу подвергались только женские голоса.

В результате фоностилистического анализа широкого корпуса исследования был выбран материал узкого корпуса исследования, который стал основным для проведения эксперимента на восприятие текстов NR. При составлении корпуса материала для эксперимента за основу был взят признак наличия звукового повтора (аллитерации, ассонанса или консонанса) и ЗИ-слов. Он представлен реализациями 2 песен и 2 стихов NR, относящихся к разным малым жанрам английского детского фольклора, общей длительностью звучания 2 минуты 46 секунд.

Ниже представлены стихи, вошедшие в экспериментальный материал, и обозначен малый жанр NR, к которому они относятся. Звуковые повторы, встречающиеся в экспериментальных стихах, выделены жирным шрифтом, ЗИ лексика подчеркнута:

Исходя из данных, приведенных в Таблице 8, можно заключить, что Песня №1 обладает самым высоким коэффициентом частотности звуковых повторов и звукоизобразительной лексики.

С целью вычисления частотности гласных и согласных звуков в звуковых повторах исследуемых стихов использовалась вышеупомянутая формула (см. Главу 2). Результаты количественного анализа отражены в диаграммах (см. Приложение 3).

Фоносемантическая доминанта стихов, как уже было сказано выше, выявлялась по отклонению частот звуков в стихе от их нормальных речевых частот. Исследование каждого экспериментального произведения проведено с точки зрения его звукового состава. Были подсчитаны следующие величины: m — абсолютное содержание звука в тексте; Q — общее количество звуков в тексте; 152 . q - процентное содержание звука в тексте. Отклонение от нормы частоты встречаемости какого-либо звука вычислялось по формуле (Павловская 2001: 114): c7=m/Q 100%-p,

где а - отклонение от нормы. Величина а показывает степень выделенности данного звука по частоте. Положительное значение а говорит о том, что звук встречается в тексте чаще, чем в обычной речи, отрицательное значение свидетельствует о необычно редком его употреблении в данном тексте. Более корректным в математической лингвистике считается вычисление таких величин, как С7Р (среднеквадратичное отклонение) и а /ар (коэффициент информативности) (Журавлев 1974: 99):

TP=P(1-P)/Q Формула учитывает нормальную частотность звука в обычной речи (р) и величину выборки (Q). Она определяет предел существования частотных колебаний для данной выборки. Считается, что если /а/ 2ар, т.е. /сТ/СУр/ 2, то расхождения существенны (Павловская 2001: 127).

Результаты анализа распределения звуков по частоте встречаемости в экспериментальных текстах отражены в нижеследующих таблицах.

Условия обозначения:

m — количество звуков в тексте,

р - нормальная частотность звуков,

q - частотность звуков в тексте,

а - величина отклонения частотностей звуков,

ар - среднеквадратичное отклонение,

с /стр - коэффициент информативности

Количественный анализ определения фоносемантической доминанты песен и стихов узкого корпуса исследования приведен в Приложении 9.

Вслед за Н.А. Наумовой (2005), можно сделать вывод о том, что повышенная частота встречаемости звука в поэтическом тексте не является единственным и необходимым маркером фоносемантической доминанты. Для корректного определения фоносемантической доминанты поэтического текста необходимо проведение слухового эксперимента. Данные о частотности звуков в экспериментальных текстах сравнивались со звуками, выделенными информантами, участвующими в эксперименте (по второй методике выявления фоносемантической доминанты Н.А. Наумовой). 3. Испытуемые Эксперимент проводился на базе основной и средней школ Ивановской, Костромской и Мурманской областей. Контингент испытуемых составил 106 школьников в возрасте 14-17 лет (учащиеся 8-11 классов). Выбор контингента испытуемых определялся следующими соображениями. Nursery Rhymes предназначены для детей младшего возраста, но ученики начальных классов не обладают достаточными знаниями иностранного языка и не могут точно воспринять и распознать иноязычные слова на слух, определить свои ощущения и эмоции, возникающие при прослушивании стихотворения. Для нашего исследования необходимы более точные данные. Обучающиеся на старших параллелях общеобразовательной школы обладают определенным уровнем языковой подготовки, хотя не владеют иностранным языком в совершенстве. Большинство из них обладают достаточным запасом слов, необходимых для восприятия оригинальных английских стихов. Характеристика испытуемых и места проведения эксперимента представлена в нижеследующей Таблице 9:

Похожие диссертации на Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes)