Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в. Толочин, Игорь Владимирович

Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в.
<
Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в. Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в. Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в. Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в. Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в. Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в. Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в. Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в. Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Толочин, Игорь Владимирович. Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в. : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.04.- Санкт-Петербург, 1997

Содержание к диссертации

Введение "

Глава I. Методология системного подхода

к поэтической метафоре 14

  1. Обзор современных теорий метафоры

  2. Когнитивная теория метафоры как средство определения системной природы речевых метафор 29

  3. Формирование художественного образа как коммуникативная задача метафоры

в поэтическом тексте 37

1.4. Метафорические парадигмы понятийной системы

как источник речевой образности 43

1.5. Особый характер формирования поэтической
метафоры при включении интертекста

в формирование образной основы 46

1.6. Единство индивидуального и системного

в поэтическом тексте 51

Выводы по Главе I 53

Глава II. Когнитивные метафорические парадигмы

КАК источник поэтической образности

2.1. Метафорическая парадигма

"времена года / время дня / человеческая жизнь" 56

2.1.1. Базовый концепт

осень / вечер (ночь) /умирание, старость 57

  1. Базовый концепт зима / вечер (ночь) / смерть 75

  2. Базовый концепт ночь /смерть 90

  3. Базовый концепт вечер /умирание 96

  4. Метафорический потенциал контраста

понятий из полей "времена года" и "время дня" 101

2.2. Метафорическая парадигма

"движение / человеческая жизнь" 114

2.2.1. Базовый концепт

путешествие /уход из жизни, смерть 116

2.2.2. Базовый концепт

путешествие /приобретение мудрости, опыта 126

2.2.3. Базовый концепт движение бездвижность /

жизнь смерть 138

2.2.4. Базовый концепт

движение бездвижность /живая природа
безжизненная человеческая цивилизация 144

2.2.5. Базовый концепт танец /радость, счастье 147

2.3. Метафорическая парадигма

"природные стихии / душевные состояния человека" 151

  1. Базовый концепт море /разрушительное, иррациональное начало в человеке

  2. Базовый концепт река /оценочное отношение

к человеческой жизни 166

  1. Базовый концепт вода источник жизни 167

  2. Базовые концепты огонь /человеческие страсти и

ветер / человеческие страсти 168

2.3.5. Базовый концепт комплекс природных стихий /

душевные состояния человека 171

2.4. Метафорическая парадигма

"реалии окружающей действительности / человек" 177

  1. Базовый концепт абстрактное понятие /человек 178

  2. Базовый концепт животное /человек 186

  3. Базовый концепт человек /животное 196

  4. Базовый концепт растение /человек 199

  5. Базовый концепт человек /растение 206

  6. Базовый концепт объекты, созданные

человеческим трудом /человек 207

2.4.7. Базовый концепт человек /вещь 212

2.5. Метафорическая парадигма

"духовные сущности / материальная деятельность,
материальные объекты" 214

  1. Базовый концепт поэтическое творчество / материальная деятельность 215

  2. Базовый концепт поэзия/

"зримые"произведения искусства 223

2.5.3. Базовый концепт этические сущности /

человек или предмет 228

2.5.4. Базовый концепт духовное физическое /

душа тело 233

2.5.5. Актуализация метафорической парадигмы
на базе метафорического потенциала

отдельного слова или фразеологизма 240

2.6. Эволюционные тенденции в функционировании образных основ, опирающихся на метафорические

парадигмы 248

Выводы по Главе II 253

Глав a 111. Интертекст и поэтический образ

  1. Христианство 261

  2. Мифология 281

  3. Этические ценности 289

  1. Отношениек смерти 290

  2. Отношениек воинскому долгу 294

  3. Нравственная оценка отношений между людьми 302

  4. Этические нормы в отношении человека и общества ... 309

  1. История 327

  2. Эволюционные тенденции в функционировании образных основ, определяемых интертекстом 340

Выводы по Главе III 345

Заключение ^4/ (

Список использованной литературы 352

Список антологий и словарей 367

Приложение 370

Введение к работе

Данное исследование выполнено в русле когнитивного направления в лингвистике, получившего активное развитие в последнее десятилетие и охватившего различные сферы науки о языке.

Интерес к когнитивной основе языковой системы и речевой деятельности продиктован обращением лингвистов к проблеме систематического изучения процессов формирования и понимания смысла речевых высказываний (текстов) в коммуникативных актах. Исследование понятийной системности языка дает богатый материал для качественно нового этапа изучения функционирования языка в различных коммуникативных стилях речи.

Актуальность данной работы определяется необходимостью объединить достижения лингвостилистического исследования поэтической речи, сделанные в рамках семиотического подхода, с новейшими данными о системной природе метафорического смысла в речи.

Использование методологии когнитивного подхода в линг-востилистических исследованиях поэтической речи способно обеспечить осмысление системного характера такого сложного смыслового образования как художественный образ, ранее считавшийся не подлежащим лингвистической систематизации.

Целью исследования является выявление когнитивных метафорических моделей смыслообразования в поэтических текстах и

эволюционных тенденций их функционирования на базе анализа наиболее антологизированных стихотворений англоязычной поэзии двадцатого века.

В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:

отбор поэтических текстов, обладающих высокой степенью антологизированности на базе сопоставительного анализа широкого спектра поэтических антологий;

выявление на основе когнитивной теории метафоры концептуальных метафорических структур, определяющих развитие образного смысла в каждом тексте;

установление типовых моделей формирования метафорического смысла текста на основании общности когнитивных механизмов порождения метафоры в рассматриваемых стихотворениях;

- анализ динамики продуктивности выявленных моделей
формирования поэтической образности в рассматриваемый пе
риод.

Материалом для исследования послужили двести восемьдесят стихотворений шестидесяти пяти поэтов двадцатого века. Отбор текстов осуществлялся в результате сопоставительного анализа различных поэтических антологий.

Особая роль антологий в определении наиболее значимых в англоязычной культурной традиции текстов отмечается в ряде исследований [The Columbia History of British Poetry. 1995: 532-534; Golding A. 1995]. Известный американский поэт и критик

Дж.Дики (James Dickey) пишет в фундаментальной монографии, посвященной обзору творчества наиболее крупных британских и американских поэтов двадцатого века, что "антологии, судя по всему, являются наиболее существенным свидетельством значимости творчества, которое автор может получить за время своей жизни. Антологии стали своеобразным испытанием на бессмертие (a kind of trial immortality) для всех хороших стихотворений" [Dickey J. 1981:8].

Таким образом, можно утверждать, что материал американских и английских антологий отражает наиболее существенные характеристики поэтической речи определенного периода. Чтобы ограничить количество текстов для исследования и выбрать наиболее существенные в культурной традиции произведения, была осуществлена попытка создания своеобразной "антологии антологий": для анализа были отобраны тексты тех поэтов, имена которых представлены в большинстве рассмотренных антологий.

Источниками материала стали восемь сводных антологий английской и американской поэзии, шесть антологий американской и пять антологий английской поэзии (см. Список антологий, с. 367). Для более объективного отбора текстов авторов, ставших известными в последние десятилетия, использовались данные о вручении Нобелевской премии за литературу и престижной Pulitzer Prize для американских поэтов за последние шесть лет, приведенные в The World Almanach and Book of Facts 1995.

В Приложении (с. 370) приводится список имен поэтов, стихотворения которых стали объектом анализа. Указываются годы

жизни (год рождения) автора; количество антологий, в которых представлено его творчество; количество стихотворений, напечатанных более чем в трех антологиях — сопоставительный анализ антологий показал, что именно такой принцип отбора стихотворений позволяет ограничить количество текстов в пределах, делающих реальным подробный анализ их смысловой структуры в рамках диссертационного исследования. Объектом анализа стало творчество поэтов, представленных в семи и более антологиях.

Как показали наблюдения, авторы, представленные менее чем в семи антологиях, как правило, упоминаются только в более крупных антологиях, причем практически отсутствуют стихотворения, которые бы воспроизводились в нескольких изданиях.

В связи с тем, что три поэта — Р.Фрост, У.Б.Йитс и У.К.Уильямс — представлены большим количеством стихотворений, повторяемых в трех и более антологиях (восемнадцать, двадцать два и четырнадцать), для анаїшза были выбраны тексты, напечатанные в четырех и более антологиях (тринадцать стихотворений Фроста, пятнадцать — Иитса и шесть — У.К.Уильямса).

Отдельно следует прокомментировать появление в списке поэтов XX века Дж.М.Хопкинса (1844-1889). Творчество Хопкинса получило известность после 1918 года, когда впервые была опубликована большая часть его стихотворений. Он сразу получил признание как представитель "новой" поэзии. Тексты Хопкинса включены в "The Norton Anthology of Modern Poetry" 1988 года, а также в "Anthology of Modern Poetry" Джона Уэйна (John

Wain). Именно эти данные и послужили основанием для включения его текстов в материал диссертации.

Методологической основой исследования является положение об обусловленности речевой деятельности понятийной системностью сознания, лежащее в основе когнитивной теории метафоры.

В зависимости от конкретных задач исследования в работе использовались следующие методы: описательно-аналитический; сравнительно-сопоставительный; метод концептуального анализа, состоящий в установлении метафорических связей на понятийном уровне, лежащих в основе метафорического смысла текста.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые:

предлагается когнитивный подход к анализу метафорического смысла большого количества стихотворений, составляющих ядро поэтического стиля целого столетия.

осуществляется типологизация метафорических структур, обеспечивающих формирование образного смысла текста.

выявляется образная основа, определяющая содержательность поэтического текста.

- рассматривается когнитивная природа интертекстуаль
ности в поэтических текстах и устанавливается ее функция в
формировании метафорической структуры текста.

- предлагается характеристика эволюционных тенденций об
разности поэтической речи в рассматриваемый период.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что использование принципов когнитивной теории метафоры в лингвости-листическом исследовании поэтической речи позволяет более глубоко и по-новому рассмотреть принципы смыслоформирова-ния в текстах, передающих эстетическую информацию. Результаты исследования также представляют интерес для решения актуальных проблем взаимообусловленности языка и культуры.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов и теоретических обобщений в общетеоретических курсах по лингвостилистике и лингвистике текста, а также на спецкурсах по теории метафоры и принципам лингвостилистического анализа поэтического текста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Лингвистическая природа поэтической метафоры состоит в
том, что восприятие любого поэтического текста обусловлено
структурой внутритекстовых метафорических отношений, кото
рые являются реализацией понятийной системности языка.

2. Системность метафорического смысла образной основы
поэтического текста заключается в том, что между элементами
текста, соотнесенными благодаря различным механизмам вы
движения, реализуются метафорические связи, представленные в
сознании воспринимающего текст системой парадигматических
метафорических соответствий на понятийном уровне — базовых
концептов внутри соответствующих метафорических парадигм

или универсальных принципов метафоризации, организующих всю понятийную систему.

  1. Образная основа поэтического текста (поэтическая метафора) формируется через ряд взаимообусловленных минимета-фор — словосочетаний, смысл которых определяется на основе когнитивных механизмов смыслообразования и реализуется в пределах целого поэтического текста.

  2. Образные основы поэтических текстов организуются в типовые метафорические модели в зависимости от того, какой тип метафорической связи является основным для формирования смыслового единства текста.

  3. Выделяется два основных типа метафорических моделей образной основы текста: структуры, основанные на метафорической парадигматике понятийных полей и модели, основанные на метафоризации интертекста.

  4. Интертекст представляет собой единицу смысла, не выраженную эксплицитно в речевой структуре текста и вводимую в текст на основании взаимодействия культурного тезауруса читателя и маркеров интертекста — элементов текста, обладающих устойчивыми ассоциациями с определенными информационными блоками культурного тезауруса.

  5. Формирование образной основы с помощью интертекста — процесс, объединяющий метонимический и метафорический когнитивные механизмы.

8. Эволюция поэтической метафоры состоит в изменении
продуктивности типовых моделей образного смысла в различные

временные периоды, что определяет своеобразие поэтической речи каждого периода.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка литературы, списка использованных антологий и списка словарей.

Апробация работы: основные положения диссертации были
изложены в докладах, сделанных на лингвистическом семинаре
кафедр английской филологии I и II филологического факультета
СПбГУ (январь 1996 г.) и на межвузовской научной конференции
в университете им. Дж.Вашингтона в г. Вашингтоне, США (май
1996); а также в спецкурсе, прочитанном на кафедре английской
филологии II филологического факультета СПбГУ. ^

Основные положения диссертации отражены в двенадцати v публикациях (одиннадцать статей и тезисов докладов и одна монография).

Похожие диссертации на Системность поэтической метафоры и ее эволюция: На материале англ.-амер. поэзии XX в.