Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Бекбосынова Сандугаш Сансызбаевна

Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ
<
Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бекбосынова Сандугаш Сансызбаевна. Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ : диссертация... кандидата политических наук : 23.00.04 Москва, 2007 205 с. РГБ ОД, 61:07-23/250

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Меяедународный терроризм в современном мире 10

1.1 Проблема определения понятия «терроризм» 10

1.2 Понятие и признаки международного терроризма 20

1.3 Современные тенденции в международном терроризме и борьба с ним '. 27

ГЛАВА II. Исламский вектор меяедународного терроризма 41

2.1 Причины активизации террористической деятельности 41

2.2 Международный терроризм на примере деятельности «Аль-Каиды» 48

2.3 Радикальный ваххабизм как идеология религиозно-политического экстремизма 56

ГЛАВА III. Политический смысл концепта «исламизм» 84

3.1 Исламизм как политическое и социальное явление 84

3.2 Исламский радикализм как возможная угроза современности 103

3.3 Идеи мира и толерантности в исламе 136

Заключение 151

Библиография 166

Введение к работе

Актуальность проблемы. Изменения казавшегося долгое время незыблемым миропорядка, привело к возникновению новых терминов и концепций, а также новых угроз национальной, региональной и глобальной безопасности. В современном сознании появилось понятие "международный терроризм".

Терроризм имеет глубокие исторические, социально-экономические и политические корни, однако, неприемлем односторонний подход к выводам о его происхождении или причинах, таких как принадлежность террористов к мусульманам. Терроризм, безусловно, существовал и ранее (достаточно вспомнить ИРА, ЭТА, «Красные бригады» или ряд палестинских организаций). Однако его политическое значение оставалось ограниченным, а воздействие на определение тенденций глобального развития было минимальным. В политическом плане он являлся частью социально-политического ландшафта отдельных стран и регионов мира и не мог оказать серьезного влияния на международно-политические процессы в целом. Вспышка терроризма на сегодняшний день связывается прежде всего со стремлением представителей исламской цивилизации переломить неблагоприятные, с их точки зрения, тенденции развития мировой политики и мировой экономики посредством мощной религиозно окрашенной антиглобалистской риторики и актов разрушения символов западной цивилизации.

На протяжении XX века в социальных и политических науках преобладала идея ослабления роли религии в жизни общества. Основные версии этой идеи -теория модернизации и теория секуляризации. Они базируются на постулате: эпоха религиозных войн позади; поэтому влияние ислама на внутреннюю и внешнюю политику мусульманских государств падает. Однако в период от 1-й мировой войны до 1970-х гг. ислам играл значительную роль в антиколониальных движениях и региональных конфликтах, а на конференции 1969 г. в Рабате главами государств и правительств 22 мусульманских стран была создана Организация Исламская конференция. В 1979 г. произошла

исламская революция в Иране. После этого правительства мусульманских стран стали интенсивнее обращаться к исламу как основанию политики. Это вызвало замешательство в научных и политических кругах США и СССР. Начался поиск ответа на вопросы: какова роль ислама в политике? является ли ислам угрозой светским государствам? Окончательного и общепризнанного ответа на эти вопросы нет. Зато положительный ответ на вопрос, является ли исламский терроризм угрозой, принял форму идеологии. Ее яркий пример - теория С.Хантингтона о столкновении цивилизаций. Под влиянием событий 11 сентября 2001 г. тема исламизма и терроризма заполонила СМИ и приобрела статус интеллектуально-политической моды. В этой ситуации указанные вопросы обострились. Сегодня для многих исследователей очевидно: теоретическое решение проблемы исламизма и терроризма затруднено. Социально-политический контекст превалирует над аналитическими принципами, а варианты решений обычно ограничены отдельными аспектами проблемы. Политический заказ порождает множество некорректных обобщений и псевдотеоретических конструкций. Анализ данных трудностей определил содержание исследования.

Цель исследования: показать, что несмотря на наличие исламского вектора в международном терроризме, ответственность за это несет идеология исламизма, а не ислам как религия является проповедью мира и толерантности. Отсюда вытекают основные задачи исследования:

описать феномен международного терроризма;

обозначить исламский вектор в международном терроризме;

дать описание понятию исламизма;

описать различные организационные формы исламского активизма;

показать, что источником исламского вектора является не ислам как

религия, а идеология исламизма.

Объектом исследования является международный терроризм. Предметом - исламский вектор международного терроризма.

Теоретические и методологические основы исследования.

Исследование носит междисциплинарный характер, объединяя подходы таких наук как теоретическая политология, политическая социология, политическая антропология и др. Междисциплинарный характер исследования обусловлен сложностью поставленной цели.

При анализе различий между исламом и исламизмом преобладал сравнительный подход, в ряде случаев (например при описании происхождения международного терроризма) дополненный историческим подходом.

Теоретические выводы, касающиеся современного состояния международных отношений, были сделаны на основе работ таких ведущих исследователей (в том числе и из Дипломатической академии) как Е.П.Бажанов, А.Г.Задохин, В.Ф.Ли и др.)1. Большое влияние на понимание автором современных проблем мировой политической системы оказали также работы И.А. Василенко, Э.А. Галумова, Г.А. Рудова, А.Д. Шутова, А.В. Митрофановой и других ученых2.

В основание нашего исследования легли аналитические работы таких ведущих специалистов по проблеме терроризма (в том числе - религиозного) как У. Лакер, Б. Хоффман, Марк Юргенсмайер и другие исследователи.3

Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Т. 1-3. М.: Научная книга, 2002-2003; Бажанов Е.П. Современный мир. М.: Научная книга, 2004; Задохин А.Г. Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы. М.: Дипломатическая Академия, 2002; Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003; Ли В.Ф. Теория международного прогнозирования. М: Научная книга, 2002; Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002 и др.

2 Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М.:УРСС, 1998; Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003; Рудов Г.А. Я сердцем русский, духом евразиец. М., Бишкек: Эркин-Тоо, 2002; Шутов А.Д. На руинах великой державы или Агония власти. М.: Вече, 2004; Митрофанова А.В. Политизация «православного мира». М.: Наука. 2004 и др.

Hoffman В. Inside Terrorism. N.Y.: Columbia University Press, 1998 (русский перевод: Хоффман Б. Терроризм: взгляд изнутри. М., 2003); Laqueur W. Interpretations of Terrorism -Fact, Fiction and Political Science II Journal of Contemporary History. January 1977; Juergensmeyer M. Terror in the Mind of God: The Global Rise of Religious Violence. Berkeley: Univ. of California Press, 1999; The Terrorism Reader. Ed by David Wittaker. L., N.Y.: Routlege. 2001; Замковой В.И., Ильчиков М.З. Терроризм - глобальная проблема современности. М., 1996; Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990; Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991; Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999; Чекалин В.И. Современный ближневосточный терроризм: идеология, практика и перспективы. М., 1992; Ландабасо Ангуло А., Коновалов А. Терроризм и этнополитические конфликты. Книга первая. Из истории басков. Книга вторая.

Методы исследования включают также анализ научной и публицистической литературы, материалов СМИ, визуальных источников и т.д. Для обоснования выводов исследования использовались статистические и социологические данные, полученные ведущими российскими и зарубежными исследовательскими центрами.

Степень разработанности проблемы. Понятие исламизма и международного терроризма используется в работах многих авторов. В анализе понятия «исламизм» можно выделить несколько тенденций. Одной из них является онтологизация понятия «исламизм» (работы Л.С.Васильева, И.П.Добаева, А.А.Игнатенко, Б.Лоуренса, А.В.Малашенко, Д.Б.Малышевой, С.Хантингтона и др.)1. В рамках данного подхода к проблеме социально-философский анализ подменяется аксиологическим: ислам фигурирует как главная ценность Востока, в отличие от западного христианства. В итоге анализ ислама как социального факта маскируется рассуждениями о культурно-цивилизационных различиях между миром ислама и миром Запада. Следующая тенденция выражается в стремлении отдельных исследователей к деидеологическому анализу исламизма и связи его с международным терроризмом (труды С.Э.Бабкина, В.Е.Донцова, А.В. Кудрявцева и др.). Другая

Терроризм сегодня. М., 2004; Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000; .Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями. Научные статьи. М, 2005; Терроризм и контртерроризм в современном мире. М, 2003; Терроризм в современном мире. Истоки, сущность, направления и угрозы. М., 2003; Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. Антология. М.: Институт Востоковедения РАН, Крафт+, 2003.и пр.

1 Васильев Л.С. История религий Востока. М.,1983; Добаев И.П. К вопросу о типологии
радикального исламского движения \\ Центральная Азия и Кавказ. № 3. 2002 и другие
работы; Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М.: 1988; 147. Lawrence В. Defenders of God:
the Fundamentalist Revolt against the Modern Age. S.F.: Harper and Row, 1989; Малашенко А.В.
Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: 2001; Малашенко А.В. Ислам в политике и
политика в исламе//Азия и Африка сегодня. 1991. № 8; Малашенко А.В. Исламское
возрождение в современной России - М.,1998; Малышева Д.Б. Исламско-
фундаменталистский проект в реалиях современного мира // Мировая экономика и
международные отношения, 1999. №7; Малышева Д.Б. Братья-мусульмане как идейно-
политическая сила в арабском мире \\ Идейно-политические течения в арабских странах. М.:
ИНИОН, 1983; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? \\ Полис. № 1.2004.

2 Бабкин С.Э. Религиозный экстремизм в Алжире. М.; 2001; Донцов В.Е. Современные
исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных
отношений. М.: ДА МИД, 2001; Кудрявцев А.В. Ислам на Северном Кавказе \\

тенденция связана с реализацией т.н. полицейского подхода к проблеме исламизма. Этот подход отражает мотивацию и логику действий властей в отношении религиозной оппозиции: критерий угрозы существующему режиму становится основным при классификации политических и общественных организаций и неформальных групп. В рамках данного подхода работают такие отечественные исследователи, как В.Х.Акаев, С.Е.Бережной, А.Б.Борисов, И.П.Добаев, П.В.Крайнюченко и др.1 Наиболее распространенной тенденцией является разработка проблемы исламизма и его связи с международным терроризмом в соответствии с установками цивилизационного подхода. Данный подход характерен для большинства западных исследователей. Причины радикализации исламистских движений усматриваются в их антизападной направленности, а причины исламизма объясняются спецификой мусульманской культуры. На наш взгляд, построение теории исламизма и его связка с терроризмом невозможна без интеграции результатов исследований в рамках всех перечисленных подходов.

При анализе деятельности международных исламских террористических организаций использовались работы на арабских и других восточных языков, а

Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. М.: 2004; Haddad Y. Y. Islamist perceptions of U.S. policy in the Middle East II The Middle East and the United States: a Historical and Political Reassessment. Ed. by David W. Lesch. Trinity University, Westview Press, 1996; Кальвокоресси П. Мировая политика 1945-2000. в 2 т. М.: Международные отношения, 2003; Видясова М.Ф., Умеров М.Ш. Египет в последней трети XX века. Опыт либерализации экономики и политической системы. М., 2002. 1 Акаев В.Х. Религиозно-политический конфликт в Чеченской республике Ичкерия \\ Центральная Азия и Кавказ. № 4. 1999; Бережной С.Е., Добаев И.Л., Крайнюченко П.В. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Ростов-на-Дону: 2002; Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век). М.: 1991; Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха. Политизация ислама и исламизация политики. М.,1988; Микульский Д.В. Актуальные проблемы современной мусульманской общественной мысли. М., 1990; Милославская Т.П. Деятельность "Братьев-мусульман" в странах Востока. -М.,1982; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986; Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М., 1997., Тегин Ю.Л., Филоник А. О. Исламский экстремизм в Египте.(70-е годы\\ Ислам: проблемы идеологии, права политики и экономики. М., 1985; Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality. N.Y., 1992; Ibrahim S. E. Anatomy of Egypt's Militant Islamic Groops \\ International Journal of Middle East Studies. L.; N.Y. 1980. Vol. 12; Mitchel PR. The Society of the Muslim Brothers. L., 1969., Watt W.M A Short History of Islam. Oxford, 1996., Fakhry M. A Short Introduction to Islamic Philosophy, Theology & Mysticism.

также переводы этих работ на русский язык . Это позволило расширить исследовательский кругозор автора.

В диссертации использованы отечественные и американские периодические издания. Отечественные представлены, в основном, изданиями Института Ближнего Востока (монографии, тематические сборники, выпуски «Ближнего Востока и современности», журнал «Восток»), материалами (монографии, сборники) ИППК при РГУ. Американские источники (помимо монографий Б.Льюиса и С.Хантингтона) представлены статьями, опубликованными в ведущих научных изданиях Foreign Affairs и Current History, а также размещенных на сайте института MEMRI (Middle East Media Research Institute).

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

Предпринято комплексное исследование исламского фактора в

международном терроризме.

Выделены причины трансформации международного терроризма в одну из

важнейших глобальных проблем современности.

Выявлены причины (группы причин) активизации исламского фактора в

международном терроризме.

М.Дж. Барут. Аль-Харакат аль-Исламийя ар-Рахина. Лондон-Бейрут, 1994; Рафаат Сайд. Терроризм (аль-Ирхаб) - Каир, 1995; Рафаат Сайд. Хасан аль-Банна. (Основатель Ассоциации "Братья-мусульмане". Когда...как...и почему?...) Каир, б.г.; Ю.ас-Сейид. Братья-мусульмане (аль-Ихван аль-муслимун). Каир, 1999; аль-Ахзаб ва-ль-харакат ва-ль-джамаат аль-исламийя. (Исламские партии, движения и группы. Арабский центр стратегических исследований. В 2-х томах. Дамаск, 2006; Аммар М. ал-Фарвда ал-гаиба. Ард ва хивар ва такиййим. ал-Кахира, 1980., Асакир, Абд аль-Фаттах. Аль-хакаик би-ль-васаик ан джамаат аль-Ихван аль-муслимин. (Документальные свидетельства о группировке "Братьев-мусульман") Каир, 1996; ал-Бути Мухаммад Сайд Рамадан. Хака-за фа-л-над'у ила-л-ислам /6м/; Зинну М.Дж. Путь спасшейся группы и победоносной общины. Баку, 1996; Зинну М.Дж. Столпы ислама и веры. М.,1992; Ибн Таймийя Таки ад-Дин. ас-Сияса аш-шар'ийя. Каир, 1971; аль-Кардави Ю. Аль-Халль аль-ислами фарида ва дарура. Бейрут, 1974; Кутб С. Аль-адаля аль-иджтимаийя фи-ль-ислам (Социальная справедливость в исламе), 1967. [б.м.]; Кутб С. Мааллим фиг-тарик (Вехи на пути). Б.м., б.г.; Кутб С. Сражение между исламом и капитализмом. Каир, 1951; Маудуди А.А. Ислам сегодня. М., 1992; Маудуди А.А. Образ жизни в исламе. М, 1993; Маудуди А.А. Основы ислама. М., 1993; Лари СМ.P.M. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1992; Якан Ф. Ислам: идеи, движения, перемены. М., 1992; Тагаев М. Повстанческая армия имама. Киев, 1998.

Классифицированы факторы, благодаря которым религиозно-мировоззренческие конструкции в исламе встраиваются в контекст целей и задач текущей политики.

Дано всеобъемлющее описание понятия «исламизм», проведено различие между исламским радикализмом, экстремизмом и терроризмом. В научный оборот введены новые источники, ранее недоступные другим ученым.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использовать полученные соискателем результаты в ходе борьбы с международным терроризмом, в частности, с его исламским вектором. Они также могут служить основанием внутригосударственной политики борьбы с терроризмом. Диссертацию можно использовать в качестве учебного пособия для курсов, касающихся проблем исламского фактора в терроризме.

Апробация работы. Диссертация была апробирована на научной конференции, посвященной исламу, в Южно-Казахстанской области г. Шымкенте в сентябре 2006 г.

В Заключении суммируются выводы глав, и делается общий для всей работы вывод.

Понятие и признаки международного терроризма

Международный терроризм - одно из самых тяжких международных уголовных преступлений, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами.2 Это деяние используется как оружие политической борьбы наиболее реакционных кругов, партий, религиозных организаций. Следует различать такие виды терроризма как международный, национальный и государственный терроризм (последний нередко квалифицируется как акт агрессии).

Терроризм в истории политической борьбы и противостояния религий -явление далеко не новое. Трудности анализа этого явления всегда были связаны с нехваткой или условной достоверностью источников, дошедших до нашего времени или имеющихся у нас в распоряжении. Терминологически «терроризм» связывается с историей Великой французской буржуазной революции. В дополнении к «Словарю Французской академии» 1798 года терроризм определялся как «systems regime de la tereur» (система, режим устрашения) и относился к периоду Французской революции между мартом 1793 года и июлем 1794 года - периоду «правления ужаса»1.

Терроризм как метод устрашения характерен для многих буржуазных и социалистических революций и их производных форм, а поставленные цели могут быть результатом целого ряда причин и/или их комбинаций. В том числе, но не исключительно, заявленные концепции и цели не могут реализоваться в силу утопичности самих идей или недемократично-политической системы общества и невозможности получить власть или доступ к власти в рамках этой системы. Когда нет военно-технической силы, необходимой для победы, тогда государства, прибегающие к террору, предпочитают действовать через формально дистанцированные от них террористические организации. Причем уровень социально-экономического развития общества не находится в прямой связи с уровнем террористических настроений у различных религиозно-политических сил. Бескомпромиссность воззрений, а следовательно, идеологическая замкнутость идей создают идеологическую базу терроризму как светского, так и религиозного характера. Исторический возраст противостояния также определяет потенциал возобновляемости террористических настроений и практики. Есть еще одно обстоятельство, с которым мы будем сталкиваться постоянно в этой главе: терроризм - это удел профессионально подготовленных людей, результат деятельности спецслужб различных государств в скрытом противоборстве друг с другом, использующих ту или иную экстремистскую философию, придающую ощущение неизбежности явления терроризма в конкретной политической ситуации.

Жонглирование цифрами жертв в период Великой французской буржуазной революции, последующих других революций во французском обществе или жертв анархистского движения и народной воли в России, нацистского террора в любых других исторических периодах различных стран, характеризует лишь эффективность машины устрашения и подавления. Но вывод может быть общим: терроризм - проявление исторической слабости и неспособности тех сил, которые прибегают к такому методу насилия, а также их слабость и неспособность достичь своих целей другими методами. Обострение глобальных проблем на рубеже XX и XXI веков стало отличительной чертой современного этапа развития мирового сообщества. Они превратились в реалии, во многом определяющие сегодняшние особенности международных отношений и основные направления мировой политики. Участие в международном сотрудничестве по преодолению глобальных проблем следует рассматривать как специфическую форму продолжения внутренней политики государства за его пределы в мировое геополитическое пространство. Цели и результаты такого участия свидетельствуют о политической ориентации государства, уровне его социального и культурного, научного и технологического развития.

В наше время речь идет не только о способности отдельных государств, но и всего мирового сообщества найти адекватные ответы на глобальные вызовы его будущему. В данной связи представляется особенно важным определить значение как общечеловеческой проблематики в целом, так и отдельных глобальных проблем для перспектив развития мирового сообщества. В политической глобалистике традиционно выделяют группу общечеловеческих проблем, связанных со сферой международных отношений. К этой группе с периода возникновения глобалистских исследований относили в качестве центральной - проблему сохранения мира или, как ее еще широко обозначают, военно-политическую глобальную проблему. К этой группе также принадлежат проблема экономической отсталости многих развивающихся государств, проблема национализма и этнополитических конфликтов, проблема глобальной управляемости международного сообщества и др. В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Эта трансформация обусловлена, по-нашему мнению, следующими причинами:

Во-первых, международный терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе . Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и развитых и благополучных государствах (в частности США и Западной Европе).

Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;

Причины активизации террористической деятельности

С точки зрения классификации самих террористических организаций ситуация более сложная, чем статистическая картина событий. Классификация террористических акций, направленность их деятельности связаны, в первую очередь, с причинами активизации террористической деятельности в странах зоны распространения ислама, однако любая классификация подвижна и носит условный характер.

Первая группа причин связана с неприятием определенными слоями общества западной модели политической системы. В качестве альтернативы выдвигается модель исламской формы правления или, что еще шире -исламского халифата от Малайзии до Марокко (например, «Аль-Каида» ставит такую цель). Но поскольку в обществе отсутствуют демократические механизмы в политической системе, а аппарат подавления развит и силен, выбирается метод террора.

К террористическим организациям такого рода могут быть отнесены:

«Аль-Джамаа аль-исламийа» (Египет, создана ориентировочно в начале 1980-х гг.); «Аль-Джихад» (Египет, создана в конце 1970-х гг.); «Ассоциация братьев-мусульман» (Египет, основана в 1928 г.); «Аль-Киям» (Алжир, действует с 1960-х гг.); Тунисская боевая группа также известна как Тунисская исламская боевая (борющаяся) группа, создана (вероятно) в 2000 году Тариком Мааруфом и Сейфом Алла бен Хусейном. Целью организации является свержение правительства в Тунисе и установление исламской формы правления. Считается, что группа ассоциирована с «Аль-Каидой», участвовала в подготовке антиамериканских террористических акций в 2001 году. В декабре 2001 года бельгийские власти арестовали Тарика Мааруфа и обвинили его в снабжении крадеными паспортами и подделанными визами лиц, замешанных в убийстве Ахмад Шаха Масуда в Афганистане. Салафистская группа призыва и борьбы возникла в результате откола от Вооруженной группы (Алжир) в 1996 году. Считается одной из самых явных вооруженных групп исламской оппозиции в Алжире. В отличие от Вооруженной исламской группы, Салафистская группа заявляет, что не нападает на гражданские лица и объекты и пользуется большой поддержкой населения. Осуществляет нападения на военные конвои и полицейские патрули в сельской местности. Контактирует с ячейкой «Аль-Каиды» на территории Западной Европы; «Ассоциация братьев-мусульман» в Сирии (действует с середины 1970-х гг.); «Ат-Такфир ва-ль-хиджра» («Обвинение в неверии и уход», Египет, основана в 1971 г.); Группа Абу Сайафа (Филиппины, возникла в результате раскола «Национального освободительного фронта Моро» в 1991 г., базируется на острове Минданао); «Гунуд Алла» («Солдаты Аллаха», Египет, группа отделилась в 1970-е гг. от «Ассоциации братьев-мусульман», в настоящее время входит в группировку «Аль-Джамаа аль-исламийа» - «Исламская группа»); «Группа Джухаймана аль-отейби» (Саудовская Аравия, является крылом «братьев-мусульман» в этой стране), организовала вооруженный захват мечети в Мекке в ноябре 1979 г. Восстание было подавлено французскими парашютистами. В настоящее время входит в созданный бен Ладеном «Международный фронт борьбы против евреев и крестоносцев»; «Джамат аль-фукара» (США, создана в 1980 г. в Бруклине, Нью-Йорк, в результате раскола «Черных мусульман»); «Команде "джихад"» (Индонезия, создана в конце 1970-х гг.); «Муназзамат ат-тахрир аль-исламийа» («Организация исламского освобождения», Египет, создана в начале 1970-х гг.); «Моджахеддин е-халке Иран» («Борцы за правое дело иранского народа», создана в 1965 г. для борьбы с режимом шаха, в настоящее время выступает за «передовой и демократический ислам»); «Аль-Иттихад аль-исламий» («Исламский Союз», Сомали, создана в начале 1980-х гг.); «Харакат аль-джихад аль-исламий» («Движение исламского "джихада"», Бангладеш, действует с начала 2000 г.); «Исламик ами оф Аден» («Исламская армия Адена», Йемен, публично впервые выступила в середине 1998 г.); «Аль Джама а аль-исламийа аль-мукатила би-ль-Либия» («Исламская группа, воюющая в Ливии, создана в 1995 г., Ливия); «Аль-Джама а аль-исламийа» («Исламская группа», действует на территории Сингапура, Малайзии и Филиппин, информация о группе поступает с 1997 г.); «Кумпула муджахидин Малайзия» (Малайзия, создана в 1995 г.); «Амд исламик групп» («Вооруженная исламская группа», Алжир, создана в 1992 г.); «Асбат ал-ансир» («Лига партизан», Ливан, известна с начала 1990-х гг.).

Вторая группа причин имеет палестинские корни происхождения. Создание Государства Израиль на территории Палестины, провалившиеся военные попытки со стороны ряда мусульманских стран стереть Израиль с лица земли1 (войны: 1948-1949 гг., 1967 г., 1973 г., 1982 г.; военные аспекты «интифады» в конце 80-х гг. и в 2001-2002 гг.); отсутствие стратегической и военно-технической возможности сделать это сейчас и в обозримом будущем -все эти обстоятельства привели к замене действий регулярных частей мусульманских стран действиями специальных подразделений, оформленных в ряде случаев в светские или исламские экстремистские организации и фронты или выразились в системной военно-финансовой поддержке религиозных группировок, ориентированных на террор в отношении Израиля.

Радикальный ваххабизм как идеология религиозно-политического экстремизма

В узком смысле слова термин «ваххабизм» означает учение, сформулированное в XVIII в. аравийским религиозным реформатором Мухаммедом Ибн Абд аль-Ваххабом из Неджда. В тот период времени на его основе в Аравии возникло мощное религиозно-политическое движение за восстановление чистоты раннего ислама - «ислама благочестивых предков» (сподвижников пророка Мухаммеда). Однако слово «ваххабизм» сегодня употребляется в широком смысле для обозначения религиозно-политического исламского экстремизма. Под «ваххабитами» понимаются либо носители идей, составляющих учение аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением. Другими словами, как ваххабитское характеризуется все то, что к этому учению имеет отношение2.

Ваххабизм выступает частью более широкого течения в суннитском исламе - салафизма (суннитского фундаментализма). Как и салафизм, ваххабизм не является исключительно радикальным явлением в исламе, что на практике подтверждается социально-политическими реалиями таких современных «ваххабитских» государств, как Королевство Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, где суннитский ислам, окрашенный в ваххабитские тона, выступает в качестве традиционного. В то же время, нельзя отрицать наличие радикализма в крайней, наиболее политизированной части как салафизма, так и ваххабизма. Как представляется, нынешняя экстремистская версия ваххабизма (неоваххабизма) по многим своим основополагающим мировоззренческим принципам идентична раннему, времен вероучителя М. Ибн Абд аль-Ваххаба, варианту. Одновременно подчеркнем, что ваххабизм, как и другие идейные течения в исламе, реально существует и проявляется в двух основных формах: в качестве идеологии и основанной на ней социально-политической практики.

При этом под идеологией в целом мы понимаем определенную систему философских, научных, эстетических, этических, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о вселенной, обществе, человеке, о месте и роли индивида в мироздании, о смысле жизни личности в мире. Идеология дает также представление об устройстве того общества, к установлению которого стремятся ее носители. Идеологические знания и ценности организуют, регулируют, направляют, интегрируют деятельность людей в духовной, государственной, экономической, социальной и семейно-бытовой структурах и сферах общества. Одновременно идеологическая власть повелевает и управляет практической деятельностью индивидов, а также координирует и направляет функционирование государственной, политической, экономической форм власти общества1.

В зависимости от природы общества и государства, от уровня их развития, от обстоятельств места и времени соотношения идеологии и политики (политической практики) могут выступать в трех формах: идеология как средство политики, политика как средство идеологии и идеология как идейно-теоретическое обоснование и оправдание практической политики. Разумеется, такое деление условно, так как эти функции могут постоянно меняться, переходить одна в другую, сочетаться в зависимости от обстоятельств, больший акцент может делаться то на одну, то на другую функцию идеологии в ее связи с социально-политической практикой. Последняя же в целом показывает, что идеология и политика постоянно меняются как причина и следствие, как цель и средство. Такое тесное переплетение той и другой особенно характерно там, где идеология принимает форму идеологии государственной, вследствие чего размывается грань между политикой государства и государственной идеологией1.

Аналогичная взаимосвязь и взаимообусловленность характерна и для радикальной исламской идеологии и основанной на ней практической деятельности исламистов. Впрочем, до конкретного индивида радикальные идеологические установки доводятся не в форме сложных для восприятия теоретических построений, но в виде лозунгов или призывов (архетипических идеологем), которые в случае с исламизмом (радикальным исламом) провозглашаются нормой или установлением самого ислама. При этом исламский радикализм, как идеологическая доктрина, выступает как способ социально-политической мобилизации ее сторонников на решение тех задач и достижение тех целей, которые выдвигаются разработчиками исламистских идеологий. Такого рода идеологии предполагают, что вся жизнь их превращается в борьбу за «истинную веру», которая в итоге означает установление теократической формы политической организации общества. Другими словами, под мобилизацией (социальной и политической) в радикальном исламе мы понимаем тот способ (включая социальные механизмы его практического применения), которым поведение людей организуется и направляется на решение тех задач и достижение тех целей, которые ставит перед собой исламизм как политическая идеология.

Исламский радикализм как возможная угроза современности

В современном мире ислам как социальное явление представляет собой, в глазах его приверженцев, не только универсальную религиозную систему, в рамках которой в ходе исторического развития в сложном взаимопереплетении находились различные школы и направления мусульманского богословия, права, экзегетики, хадисоведения, суфизма, но и модель идеальной организации общества, которая может рассматриваться в трех разновидностях: традиционалистской, фундаменталистской и модернистской. Некоторыми исследователями вышеназванные разновидности определяются как типы религиозного сознания в исламе, которые одновременно рассматриваются в качестве трех тенденций, присутствующих и взаимодействующих в религиозной сфере . Авторитетная энциклопедия «Ислам» называет традиционализм, фундаментализм и модернизм тремя течениями в современном исламе . По мнению профессора Ганноверского университета (ФРГ) Петера Антеса, принадлежность к этим течениям со временем «может стать более важным индикатором, чем традиционное деление мусульман на суннитов и шиитов или выявление их принадлежности к разным мазхабам -правовым школам и толкам»3.

Все эти течения религиоцентричны, то есть признают безусловный монотеизм, основные догматы, запреты и требования ислама. Однако между ними существуют и определенные различия, в том числе философского и социально-политического характера. Отличия с точки зрения социальной философии заключаются в неодинаковом соотношении составных элементов главенствующей в исламе, как и в любом религиозном вероучении, триады: Бог - сообщество верующих (исламская умма, община) - человек (мусульманин). Если в других мировых религиях (буддизм и христианство) человек в определенной степени приближен к Богу (Будда - человек как Бог, или Человеко-Бог; Христос - Бог как человек, или Бого-Человек), то в исламе «Бог присутствует как Бог, человек как человек, они разъединены, и это является глубинной особенностью арабо-мусульманской культуры, ее главным отличием от других культур4. Согласно утверждаемой в сознании мусульманина религиозной доктрине, все происходящее - результат Божьей воли: «Он творит все, что пожелает, ведь Аллах над всякой вещью властен»5, «Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в книге ясной»6. Как верно отмечает Е.А.Фролова, в исламе «цель человеческой жизни - уразуметь величие Бога и собственное ничтожество, вручить себя Аллаху» . Община же занимает промежуточное место между Богом и конкретным человеком.

Как и в христианстве, «в учении Мухаммеда те же исходные догматы сотворения мира Богом, тот же монотеизм, но только с меньшей развернутостью и четкостью онтологически-космической картины творения: пророка больше интересовали экономические, социальные и политические вопросы, чем объяснение картины мира» . Другими словами, для ислама, всех трех тенденций в нем характерным является неразделенность духовного и светского, сакрального и профанного, то есть единство ислама и политики. Однако и здесь имеются определенные отличия, как на доктринально-идеологическом, так и на прагматическом, политико-религиозном уровне.

Традиционализм характеризуется тем, что его сторонники (их еще иногда называют ортодоксами) выступают против каких-либо реформ ислама, за сохранение ислама таким, каким он, в основном, сложился в эпоху добуржуазных социально-экономических, политических и культурных институтов и представлений. Они предлагают возвратиться именно к указанному состоянию ислама, противодействуя при этом каким-либо переменам - как в религиозной сфере, так и в общественной жизни. Носителями традиционного сознания, как правило, являются представители официального духовенства, поддерживающие правящие режимы.

Известный отечественный исследователь ислама А.В.Малашенко отмечает, что формирование традиционалистского ислама связано с локальными этнокультурными особенностями3. В этой связи следует подчеркнуть, что социокультурные различия исламских государств и регионов реализуются через «обычное право» («адат»). Такое право допускается в той степени, в какой оно не противоречит исламу, прежде всего исламской доктрине абсолютного единобожия. Ханифиты наиболее лояльны к адату, маликиты и ханбалиты наиболее жестко придерживаются принципов суннитской ортодоксии, а шафииты занимают промежуточное положение между представителями указанных мазхабов.

Феномен традиционалистского ислама связан, во-первых, с включением в VII - XI вв. в состав арабского халифата множества народов, а во-вторых, с последовавшим затем его распадом на более гомогенные в этнокультурном отношении государства, в каждом из которых ислам приобретал специфический оттенок, характерный образу жизни конкретного мусульманского этноса. Народы с иными культурными традициями, включившись в духовную жизнь мусульманского мира, привнесли в ислам свои религиозно-этические представления, правовые нормы, обычаи. Как верно подчеркивает известный отечественный востоковед и исламовед С.М.Прозоров, шел диалектический процесс взаимовлияния ислама «теоретического» и «бытового», «официального» и «народного». Однако этот процесс проходил не одновременно в разных регионах мусульманского мира и привел к тому, что в крупных историко-культурных регионах (Мавераннахр, Иран, Северная Африка, Индия, Индонезия и др.) ислам приобрел специфические черты. Поэтому решение проблемы соотношения ислама единого и ислама регионального имеет важное научно-методологическое значение. В основе этого решения лежит признание того объективного факта, что наряду с общеисламскими принципами, объединяющими весь мусульманский мир, существуют различные региональные формы бытования ислама. В таком случае проблема отнесения тех или иных представлений, норм, обычаев к исламским или «инородным» переходит в плоскость лишь ретроспективного анализа, а основным критерием принадлежности к духовному миру ислама является самосознание человека или целого народа, считающих себя мусульманами1.

Похожие диссертации на Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ