Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Международно-политические последствия этнополитических конфликтов в ЕС : опыт Бельгии и Франции Катаев, Денис Сергеевич

Международно-политические последствия этнополитических конфликтов в ЕС : опыт Бельгии и Франции
<
Международно-политические последствия этнополитических конфликтов в ЕС : опыт Бельгии и Франции Международно-политические последствия этнополитических конфликтов в ЕС : опыт Бельгии и Франции Международно-политические последствия этнополитических конфликтов в ЕС : опыт Бельгии и Франции Международно-политические последствия этнополитических конфликтов в ЕС : опыт Бельгии и Франции Международно-политические последствия этнополитических конфликтов в ЕС : опыт Бельгии и Франции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Катаев, Денис Сергеевич. Международно-политические последствия этнополитических конфликтов в ЕС : опыт Бельгии и Франции : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Катаев Денис Сергеевич; [Место защиты: Моск. гос. ин-т междунар. отношений].- Москва, 2011.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-23/321

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретическое рассмотрение этнорегиональных конфликтов С. 24

1.1. Терминология, понятия и типологизация этнополитических конфликтов С. 24

1.2. Концепции этнополитического конфликта С. 38

1.3. Принципы субсидиарности и эволюции как механизмы противодействия этнополитическим конфликтам С. 46

ГЛАВА 2. Этнополитические конфликты в Бельгии и во Франции: история, эскалация, современность С. 55

2.1. Этнополитический конфликт в Бельгии (Фландрия и Валлония) С. 55

2.2. Этнополитический конфликт во Франции (Корсика) С. 93

ГЛАВА 3. Влияние конфликтов в Бельгии и Франции на процессы интеграции и регионализации в ЕС С. 135

Заключение с. 170

Библиография С. 173

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Региональные конфликты, рост этнического самосознания, рост экономического разрыва между регионами и стремление этносов к самоопределению продолжают сотрясать мир и в XXI в. Глобальные экономические и финансовые процессы, такие как последний финансово-экономический кризис, способны углубить социальный раскол в обществе.

Последние десятилетия доказывают, что прогнозы западных исследователей о неизбежности снижения роли локальных этнических разногласий в рамках процессов европейской интеграции и глобализации оказались, по меньшей мере, преждевременными. В мире и, в частности, в Европе, напротив, наблюдаются процессы мощного возрождения этнического самосознания и всплеска этнорегиональных конфликтов. Среди наиболее существенных можно перечислить косовский, баскский, ольстерский, корсиканский, валлоно-фламандский, карабахский, грузино-абхазский и грузино-осетинский кризисы и т.д. Огромное количество этнополитических конфликтов продолжает дестабилизировать ситуацию в странах Африки, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки. В мире появляются новые государства (Восточный Тимор, Косово, Абхазия, Южная Осетия), на пути к независимости находятся еще несколько регионов (Южный Судан).

Если в начале XX в. в большинстве стран Европы не было одного доминирующего этноса, то в 2007 г. таких стран осталось только две, при этом одна из них – Бельгия – находится на грани раскола по этническому признаку. В 2010 г. страна из-за долговременных противоречий между фламандцами и валлонами побила рекорд, установленный Нидерландами в 1977 году – 208 дней без национального правительства. В Европе, исключая Швейцарию, этнополитические конфликты не просто не исчезли, а торжествуют.

В этом контексте изучение этнополитических конфликтов в ЕС, в частности, в Бельгии и во Франции, имеет большое значение. В этих двух государствах старой Европы существуют очаги конфликтов, которые затрагивают интересы многих европейских государств. Диссертационное исследование призвано на опыте Бельгии и Франции оценить масштабы и возможные последствия имеющихся в ЕС конфликтов.

Вплоть до последнего времени попытки построить административное деление по этническим границам сталкивались с сопротивлением, вызванным стремительно усиливающимися интеграцией, глобализацией и ассимиляцией людей разных национальностей, а также переплетением хозяйственных связей, расширяющимся укоренением общедемократических гражданских норм. Поэтому пока нельзя говорить о том, что принцип права наций на самоопределение вошел в арсенал государственной политики. Однако попытки продвижения в этом направлении делаются. Косово, Южная Осетия и Абхазия – последние примеры торжества этнонациональных групп. Этнополитические конфликты во Франции и в Бельгии также являются элементами этой тенденции. Их разрешение в интересах той или иной противоборствующей стороны может существенно повлиять на развитие интеграционных процессов в ЕС, а также на другие регионы, например, на постсоветское пространство.

Тема предпринятого исследования актуальна и для современной России. В нашей стране, несмотря на то, что режим «контртеррористической операции» в этом регионе отменен, до сих пор продолжаются военные действия в Чеченской республике. «Горячие точки» раскиданы по всему Северному Кавказу — в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и чреваты возникновением опасных для всего региона и Европы очагов напряженности, о чем лишний раз свидетельствуют вызвавший широкий международный резонанс события осени 2008 г. При этом стоит отметить, что урегулирование затянувшихся противоречий вряд ли возможно силовыми методами.

В XXI в. представление о том, что этнополитические конфликты являются сугубо внутренним делом государств осталось в прошлом. События последних десятилетий продемонстрировали, что подобные противоречия в различных частях мира выходят за рамки внутригосударственных и даже региональных. В научный оборот вошло представление о том, что этнополитические конфликты непосредственно вплетены в ткань глобализационных процессов и играют далеко не последнюю роль в формировании общих очертаний миропорядка. Глобализация и фрагментация, трансформирующие государственные границы, актуализируют проблему сохранения границ межгрупповых, в частности, этнических. «Это, в свою очередь, порождает проблему быстрой подгонки того культурного материала, из которого, собственно, возводятся и поддерживаются межэтнические границы и который также в условиях глобализации подвергается девальвации в результате процессов унификации и стандартизации». К решению этой проблемы приковано внимание международного сообщества, еще и потому что регионы этнической нестабильности все чаще ассоциируются с потенциальными субъектами международного терроризма и нестабильности.

Объект исследования – этнополитические конфликты в Бельгии и Франции.

Предмет исследования – международно-политические последствия данных конфликтов.

Цель и задачи исследования – анализ и оценка мирополитического значения этнорегиональных конфликтов на территории Европейского Союза (на примере Франции и Бельгии). В работе проводится политологическое исследование причин, порождающих и поддерживающих этнополитические конфликты вообще, и бельгийский и корсиканский, в частности. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

исследовать отечественную и зарубежную литературу по проблеме этнополитических конфликтов вообще, и бельгийскому и корсиканскому в частности;

проанализировать типологию этнополитических конфликтов и определить характерные особенности конфликтов в Западной Европе;

выявить политические, экономические, этнические, культурные и иные причины, способствовавшие возникновению конфликтов в Западной Европе;

изучить социокультурные доминанты, повлиявшие на этнополитическое сознание корсиканцев, валлонов и фламандцев;

определить особенности современных этнополитических конфликтов в ЕС на примере Франции и Бельгии, дать анализ их влияния на страны европейского содружества;

оценить влияние этих конфликтов на мировые политические процессы.

Источниковедческой базой исследования послужили следующие материалы и документы: международно-правовые акты; официальные публикации юридического и политического характера, такие как Конституции Бельгии и Франции, а также нормативные акты, связанные с функционированием политических институтов в данных странах. Также использовались данные Федерального Статистического Института Бельгии и Национального института статистики Франции, вебсайтов Фламандского и Валлонского сообществ Бельгии, а также департаментов Верхней и Южной Корсики во Франции, Елисейского дворца и материалов по дебатам о национальной идентичности, которые прошли во Франции в 2009 – 2010 гг. В число источников также вошли сборники парламентских документов и стенографические отчеты заседаний французского, корсиканского, бельгийского, валлонского и фламандского парламентов, в том числе тексты французских, бельгийских и общеевропейских законов, доклады парламентских комиссий. Важным источником являются выступления официальных лиц Франции, Корсики, Бельгии, Фландрии, Валлонии и европейских чиновников. Кроме того используются справочные издания, статистические сборники и данные опросов общественного мнения, словари и энциклопедии; тексты Закона об особом статусе Корсики (1982), Закона о статусе территориального коллектива Корсика (1991). В частности, большой интерес представляет первоначальный проект «Закона о Корсике» от 20 декабря 2001 г. Привлекались политические программы террористических национальных движений на Корсике: «Зеленая книга ФНОК» (1977), «Белая книга ФНОК» (1980), программы движений «Корсика Национе» (1997), «15 пунктов Унита» и др.

В процессе исследования были использованы статистические данные исследовательского института ЕС «Евробарометр». В целях актуализации исследования регулярно анализировались периодические издания, издающиеся в Бельгии и Франции и других европейских странах, в частности Le Monde Diplomatique, Le Figaro, La Liberation, 24 Heures, International Herald Tribune, The Guardian, La Libre Belgique, L'Express, Le Soir, L'Humanite, Le Point, Journal de la Corse, The Economist и другие. В некоторых случаях были привлечены материалы информационных агентств Agence France Press, ИТАР-ТАСС и РИА «Новости» за 1990 — 2011 гг. и опубликованные в сети Интернет документы французских и бельгийских СМИ.

Степень научной разработанности проблемы.

Основой для выполнения данного исследования послужили политологические труды авторитетных отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением мировых политических процессов. Среди них — Р. Арон, З. Бжезинский, А.Д. Богатуров, .К. Боулдинг, М. Вебер, А.Д. Воскресенский, Р. Даль, А. Лейпхарт, М.М. Лебедева, C. Липсет, А.Ю. Мельвиль, Г.И. Мирский, А.И. Соловьев, А.В. Торкунов, И.Г. Тюлин, Д.М. Фельдман, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, П.А. Цыганков и др.

К проблеме конфликта обращались мыслители разных эпох (Фукидид, Гераклит, Геродот, Тацит, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Ф. Гегель и др.), однако процесс формирования конфликтологии вообще и этнической конфликтологии в частности берет свое начало во второй половине XIX в.

В первую очередь в процессе исследования были изучены работы классиков теории социального конфликта. Особое внимание было обращено к следующим авторам: К. Вильямс, Л. Гумплович, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Л. Козер, Л. Крисберг, К. Маркс, Ч. Р. Миллс, Т. Парсонс, Дж. Ротшильд, К. Шмитт и др. Они впервые заявили, что конфликт — источник развития и перемен в социально-политической структуре общества. Так, Л. Козер ввел понятие «функции социального конфликта» в научный обиход, а Р. Дарендорф разработал получившую широкое распространение методологию для анализа степени насилия и интенсивности в ходе конфликтов.

Этнической конфликтологией, как относительно самостоятельной отраслью науки, особенно активно стали заниматься в XX в. С 1960-х гг. особых успехов в этом добилась англо-американская наука. Большой вклад в развитие теории этнополитических конфликтов во второй половине XX в. внесли У. Альтерматт, Б. Андерсон, П. Ван ден Берг, И. Галтунг, Э. Геллнер, К. Гирц, У. Коннор, И.С. Москович, С. Райнан, Д. Ротшильд, Э. Смит, Д. Хоровиц, Э. Ян и др. Один из авторов нового научного направления Д. Хоровиц писал: «вплоть до недавнего времени область этнических отношений была тихой заводью в обществоведении...».

Американский исследователь Д. М. Джонсон в начале 90-х гг. предвидел, что «большинство конфликтов будут происходить в результате столкновений общинной принадлежности, будь то на основе расы, этнического происхождения, национальности и религии». С этого момента этнополитология притягивает все больше ученых, в работах которых рассматриваются общие вопросы, связанные с влиянием этнических проблем и конфликтов на мировые политические процессы. Отдельное внимание в данной диссертации уделено работам авторов, которые исследовали этнополитические проблемы в Западной Европе.

Отечественная этноконфликтологии активно заявила о себе впервые в 1980-90-е гг., прежде всего, волной переводных работ зарубежных авторов. В советский период социальные конфликты, политические и этнические, как правило, были запретной темой для отечественной науки. Лидером новой российской этнологической школы стал академик В.А. Тишков. Его работы стали важным источником для российской этнополитологии.

На фоне актуализации этнополитических проблем в России и на территории постсоветского пространства наблюдается всплеск исследовательского внимания к проблемам международно-политических и этнических конфликтов. В России сформировалась группа исследователей этих конфликтов.

Полезным для данной работы представляется сборник междисциплинарного семинара «Современные международные отношения: этнополитический контекст», прошедшего в 2002 г. в ИМЭМО РАН. Авторами сборника предпринята попытка геополитического осмысления роли этнических проблем в контексте глобализации, распространения международного терроризма и радикализма.

Отечественные исследования вопросов участия регионов в европейской политике представлены публикациями, анализирующими общее состояние проблемы. К ним относятся работы И.М. Бусыгиной, Т.В. Зоновой, И.Д. Иванова и других авторов.

Зарубежные исследования понятий «регион» и «регионализация» по отношению к анализу политического пространства ЕС проведены в работах таких авторов, как М. Китинг, А. Маркусен, Р. Петрелла, Б. Фрей.

В диссертации нашли свое отражение научные представления, изложенные в трудах, посвященных исследованию конкретных этнополитических конфликтов в Бельгии и Франции. Отправной точкой в бельгийских исследованиях стал основополагающий труд бельгийского историка А. Пиренна «История Бельгии». Это многотомное исследование представляет процесс образования бельгийского государства и бельгийской нации. Помимо этого было изучено еще несколько работ по истории Бельгии: научные труды П. Орсховена, а также таких ученых, как Ж. Беауфаус, П. Берсэн, Р. Ванн Дейк, Х. Вос, Ф. Делмартино, К. Ден Хонд, М. Жерара, А. Лейпхарт, Я. Орби, Д. Синардет, Д. Чартер, Э. Шриверс.

Довольно значительное расстояние между Россией и Бельгией никогда не являлось непреодолимым барьером для интереса отечественных ученых к этой стране Западной Европы и ее проблемам. В России на протяжении многих лет сформировалось убеждение в значимости ее опыта. Наиболее известным среди отечественных исследователей Бельгии, ее истории, политики и присущих ей конфликтов, является А.С. Намазова. В России ее работы уже давно служат одним из основных источников знаний об этой стране для всех тех, кто интересуется бельгийской проблематикой. Отечественные ученые изучают Бельгию с различных позиций, анализируя важнейшие сферы жизни государства. Проблема осуществления международных связей регионов Бельгии достаточно полно представлена в трудах П.И. Савицкого. Многие связанные с этим вопросы освещены в работах Р. Донцева, И. Крыловой и С. Танина и др.. Сущность и основные тенденции развития федерализма в Бельгии проанализированы в кандидатской диссертации Л. Насыровой. Современные проблемы в бельгийском обществе в своих трудах рассматривают К. Горлевая, Ю. Кучук. А. Тэвдой-Бурмули, О. Четверикова и др.

Среди французских исследователей корсиканский вопрос, естественно, поднимается часто, хотя даже на родине он не слишком полно разработан. В числе ученых-историков можно выделить - Ж.-Л. Андреани, П. Антонетти, Р. Каратини, Ж.-П. Пеллегринетти, Ж. Ренуччи, А. Ровере, П. Сильвани и др. Большое значение для исследования корсиканского вопроса имеют труды французского историка-регионалиста Э. Ле Руа Ладюри: «История Корсики, страны величия» и переведенная на русский язык монография «История регионов Франции», в которой Корсике уделено значительное место. Существует корсиканская «националистическая традиция», ее приверженцы тенденциозно возлагают на французские власти ответственность за репрессивную политику в отношении Корсики, экономическую и социальную отсталость острова. К ней относятся такие исследователи как Ф. Антомарки, Д. Арно, Г.-К. Кульоли, Д. Рид, Ж.-П. Сантини, М. Сузини, Д. Таддеи и др.

Изучением этнополитического конфликта на Корсике с политологической позиции занимались Ж.-В. Альбертини, И.С. Балагер, Э. Бернабеу-Казанова, Ж.-Л. Брике, А. Виола, Ф. Дафтари, С. Дюшен, К. Кретье, А. Кристнагшт, Дж. Лафлин, М. Лефевр, Ж. Мартинетти, У. Сефран, П. Тафани, П.-Ф. Торре, Ж.-Л. Фабиани, Ф. Шрайвер и др.

В России корсиканский вопрос редко был предметом специального отдельного исследования. Ему посвящены лишь несколько журнальных статей общего характера, а корсиканской проблематики российские исследователи касаются, в основном, в обобщающих работах по региональной политике во Франции и Западной Европе. Среди основных необходимо выделить работы А. Артемьева. Е. Герасимовой, К. Зуевой, Г. Казанской, А. Тэвдой-Бурмули, В. Швейцера и др. Российские исследователи А.П. Тупикин и В.С. Шилов в своих трудах сравнивали региональную политику во Франции и России.

Научная новизна. На тему этнорегиональных конфликтов в Европейском союзе и конкретно в Бельгии и Франции существует немало научных работ, значительная часть которых используются в диссертации. Однако сегодня диссертанту представляется необходимым выявить связь между этнополитическими конфликтами в этих двух странах с событиями на всем европейском континенте, оценить влияние этих конфликтов на мировые политические процессы, особенно в Европейском союзе. Несмотря на довольно внушительное количество проведенных исследований различных аспектов этнополитических конфликтов в Бельгии и во Франции, значительный пласт проблем, связанных с осмыслением природы и специфики их проявления остается не изученным с необходимой полнотой. Незавершенность разработки связана не только со сложностью рассматриваемого предмета, но и с бурным развитием самих социальных процессов, в ходе которых сама политическая практика ставит новые вопросы. Насколько известно диссертанту, в отечественной политической науке предметом диссертационного исследования международно-политические последствия этнополитических конфликтов таких членов ЕС как Франция и Бельгия становятся впервые.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты:

позволяют сделать выводы о последствиях развития этнополитических конфликтов в современной Европе для мировых политических процессов;

содействуют более глубокому пониманию современных этнополитических процессов в мире;

вносят вклад в теоретическую разработку концепций этнополитических конфликтов, процессов глобализации, регионализации и фрагментации;

способствуют развитию общего понимания роли и места этнополитических конфликтов в мировой политической системе в целом.

Теорико-методологическая база исследования.

Изучение этнополитических конфликтов выходит за рамки сугубо политологических исследований и представляет собой проблемную область, расположенную на стыке нескольких наук: политологии, социологии, психологии, истории, юриспруденции и др. Комплексный характер исследования потребовал привлечения наряду с общенаучными (системным, сравнительным) методами и привлечения специальных методов, логических средств, используемых в политологии (структурно-функциональный, бихевиористский), конструктивистского подхода, а также статистического и исторического методов.

Системный подход, как метод, используемый в данной работе, позволяет провести анализ современных этнополитических процессов в качестве сложной системы взаимодействующих участников. Этот подход дает возможность выявить общие и специфические черты предмета исследования, тенденции и качественные характеристики его развития.

Для анализа конкретных примеров, иллюстрирующих выдвигаемые в работе положения теоретического характера, применен анализ конкретных примеров, то есть метод «case-study».

Так как без исторического анализа не представляется возможным проследить развитие этнополитических конфликтов в Бельгии и Франции, то в данном исследовании широко используется исторический подход. Он позволил провести анализ исторических особенностей политики различных государств в этнополитических и этнорегиональных конфликтах.

Основные положения, выносимые на защиту:

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

  1. В Западной Европе развиваются конфликты, в которых этническая компонента является более декларативной, чем первостепенной и существенной, а этнические лозунги, как правило, используются для достижения политических целей и мобилизации масс. По сути, такие конфликты являются политическими. В основе подобных противостояний лежит, как правило, стремление — получение различных выгод и льгот конкурирующими группами политической элиты. По сути, этнополитические конфликты представляют собой один из способов институционализации проявляющихся социальных противоречий.

  2. Данное исследование позволяет показать, что доминирующий в современной западной политической науке тезис, согласно которому демократия и либерализация политической жизни ведут к затуханию этнополитических конфликтов, не соответствует реальности. Конфликты такого рода до сих пор актуальны даже для старых классических европейских демократий. В этих государствах развитие демократии строилось на том, что нация и народ однородны. При этом этнополитические отношения фактически оставались вне повестки дня. Идея этнокультурной однородности, отрицающая легитимность многонациональной государственности до сих пор отодвигает на второй план идею европейского эгалитаризма, то есть соблюдение равных прав народов на политическое самоопредление и культурное развитие. Так называемые «особые национальные права» - право на участие в принятии решений или право на осуществление территориального самоуправления по сей день не до конца реализованы в этих государствах.

  3. Конфликт между валлонами и фламандцами в федеративной Бельгии и противостояние между Корсикой и унитарной Францией являются примерами двух различных по характеру и процессу протекания этнополитических конфликтов в Европейском союзе, которые, тем не менее, могут быть одинаково разрушительными по последствиям. Они представляют собой угрозу для единой Европы и оказывают негативное влияние на интеграционные процессы в ЕС.

  4. Разрешение этнополитического конфликта в Бельгии в пользу региональных сил грозит стать символическим явлением для всего Европейского союза и примером того, что полиэтнические государства являются нежизнеспособным механизмом, а переход к моноэтничным государствам для этнорегиональных элит может быть не только желательным, но и возможным. Еще большая децентрализация унитарной Франции может стать толчком к необратимым процессам в других подобных государствах ЕС, в частности в Италии.

  5. Этнополитические процессы в разных уголках Евросоюза взаимосвязаны. Они влияют на различные этнорегиональные противоречия на других территориях. Поэтому развитие конфликтов в Западной Европе оказывает влияние на протекание конфликтов в Восточной Европе, в России, в республиках бывшего СССР. Сегодня этнополитические конфликты не приводят к массовой гибели людей и масштабным вооруженным столкновениям в Западной Европе, однако если тенденция нарастания противостояния будет усиливаться, то вероятно обострение подобных конфликтов, в той или иной мере характерных для всех континентов.

  6. Проведение исследования позволило установить, что сегодня неравномерная степень регионализации в странах ЕС определяет сложность построения целостной системы многоуровневого европейского управления. Региональный уровень власти до сих пор не оформился окончательно. Его становление требует протяжения принципов пропорциональности и субсидиарности на региональный уровень для создания единого правового поля политического диалога между разными властными уровнями. Многоуровневое управление как метод решения региональных проблем требует широкого институционального оформления участия регионов в интеграционной политике в рамках ЕС, более репрезентативного и влиятельного, чем Комитет Регионов, который имеет лишь консультативные функции.

Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Апробация основных положений исследования была проведена в ходе V Конвента РАМИ, который прошел 26-27 сентября 2008 г., а также на заседании кафедры мировых политических процессов в октябре 2010 г.

Терминология, понятия и типологизация этнополитических конфликтов

Конфликт относится к числу самых широко употребимых понятий как в общественно-публицистической, так и в научной литературе. Его исследуют разные дисциплины - социология, психология, философия, история. В данном исследовании диссертанта больше всего- интересует его этнический и политологический аспекты. Возникшие в последние годы новые социальные движения, в числе которых интересующие нас этнические и националистические, направленные на защиту регионов и прав национальных меньшинств, сделали очевидным тот факт, что «все стало носить политический характер, начиная с отношений между мужчинами и женщинами и кончая организацией самого общества»46. Наличие конфликтов — универсальная черта человеческого общества на всем протяжении его истории. Как известно, конфликт не только типичная черта жизнедеятельности людей, но и способ разрешения возникающих противоречий. При этом одним из наиболее распространенных видов конфликтов, по крайней мере, для последнего десятилетия XX и начала XXI вв., являются этнополитические конфликты. Их особенность в том, что объектами такого рода конфликтов могут выступать явления, далекие по своей сущности от этнических отношений - территория, недра земли, социальный статус, политическая власть и т.д.

Ряд исследователей полагают, что именно этнополитические конфликты являются основополагающим явлением в истории человечества, они определяют ход мировых политических процессов, поэтому именно они важнее других типов конфликтов. К таким ученым относится, например, Т. Парсонс, который утверждает, что «этничность - главный центр групповой общности людей» . Апологеты такого подходы едины во мнении, что этнополитический конфликт вечен и будет всегда присутствовать в мировой политике, в отличие от других конфликтов. Действительно, если присмотреться, то этнополитические конфликты присутствовали в мировой истории всегда и до сих пор не- утихают. Они часто проникали в остальные типы конфликтов;, смешиваясь с ними.- При этом этнополитические-конфликты в силу своей эмоциональности, хаотичности и нелогичности являются трудноразрешимыми. Однако на современном этапе истории человечества доминируют именно этнополитические конфликты, которые были и остаются определяющим элементом, влияющим на политические" процессы во многих регионах мира, в частности в Европе и на постсоветском пространстве.

Для начала следует разобраться в определениях. Обычно под этническим понимают конфликт, субъектами которого выступают группы социума, различающиеся по этническим признакам (по языку, культуре, психологическим характеристикам, менталитету, традициям и т.п.). Наиболее конкретное определение этническому конфликту дал академик В.А. Тишков в своей работе «О природе этнического конфликта»: «это конфликт с определенным уровнем политического действия общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже1 гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности»48.

Стоит отметить, что в научной литературе встречаются разные дефиниции таких конфликтов. Исследователи часто сталкиваются с проблемой расхождения в интерпретации и определении этнополитического конфликта. В процессе написания данной работы диссертант столкнулся с трудностями в выборе определения. Более того, до сих пор не существует общепринятого понимания терминов «этнос», «нация», «народ», а соответственно, «этнический конфликт», «этнополитическии» или «этнорегиональный». Дискуссии о сущности этих понятий, преследующие цель дать точное определение, продолжаются как в политической, так и этнологической литературе уже многие десятилетия.

Есть ли разница между понятиями «этнический конфликт», «этнополитическии конфликт», «этнонациональный конфликт», «этнорегиональный конфликт», «межэтнический конфликт»? Большинство специалистов, определяя такие конфликты этническими, этнонациональными или этнорегиональными, по сути дела, рассматривают их как этнополитические. Главная особенность конфликтов такого рода состоит в том, что они затрагивают одновременно две важнейшие сферы жизни общества — этническую и политическую, при этом политическая составляющая (борьба за власть и ресурсы) выходит в таком конфликте на первый план. В данной работе это положение принимается за исходную точку. В одних работах речь идет о межэтническом конфликте, в других - об этнополитическом или этнорегионалъном конфликте. Однако существенной разницы между этими понятиями не наблюдается. Академик В.А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий»49.

Принципы субсидиарности и эволюции как механизмы противодействия этнополитическим конфликтам

Столкновение двух противоположенных тенденций в мире -глобализации и фрагментации - постепенно обнаруживает сегодня частичную несостоятельность государства как механизма для реализации политической власти. С одной стороны, интернационализация экономической неполитической жизни усложняет управление в границах отдельного государства. С другой стороны, наблюдается должное представительство интересов мелких коллективов в масштабе государства. В данной ситуации идет поиск других моделей управления, более эффективно поддерживающей баланс между общими и частными интересами. Это мы можем видеть на примере Европейского союза. В данном случае в качестве одной из моделей ЕС выдвигает принцип субсидиарное, который также необходимо рассмотреть в рамках данного исследования.

Принцип субсидиарности на сегодняшний день является одним из наиболее противоречивых понятий в европейском ч праве. Достаточно упомянуть, что до сих пор не выработано четкого определения понятия «субсидиарность». Например, в 1992 г. французский политический деятель Ж. Делор пообещал награду тому, кто сможет дать наиболее четкое определение этому принципу85. Однако обещанный приз до сих пор не нашел своего хозяина.

Бывший председатель Европарламента Э. Клепш во время конферемцдии посвященной проблемам децентрализации в Европе, заявил: европейское сообщество должно соблюдать принцип субсидиарности данный момент существуют различные определения понятия « и не одно из них, как уже говорилось, не является точным. Исследовагзг лъ Т. Хьюгелин определяет его как организацию политического сообщества, івцутри сложносоставного содружества. По- его мнению, субсидиарность создает диалектический баланс автономии и солидарности. То есть, с одной спгороньї поддерживается регламентирующая центральная власть с целью за каждым объединением автономных прав, которые не могут быть расххвдрены или сокращены за счет других объединений. С другой стороны, целью ДЗ ПІІ всех является достижение одинаковых жизненных условий. «Субсидиарность является в этой связи конструктивным принципом поддержания определенной автономности, понимаемой в качестве обязательств по сохранению общего социального и регионального баланса»87. Российский автор А. Ароянс читает что субсидиарность означает «совершенствование федеративных отэзюгпений через разграничение и передачу компетенции вниз, пог ышение ответственности органов власти, за исполнение своих собствещэсых или делегированных полномочий, развитие системы местного гражданского общества... комплексная, сложная и трудноразрешимая задача взаимодействия властей»88.

Данная проблема разграничения полномочий между уровнями власти представляется тем более актуальной для такой сложной интегрированной структуры, как ЕС. По мере того, как сфера полномочий Сообщества растет, особое значение приобретают такие аспекты, как четкое разграничение компетенции между Сообществом, государствами-членами и регионами. Именно принцип субсидиарности может стать наиболее действенным инструментом в деле поддержания равновесия между полномочиями различных уровней власти для предотвращения чрезмерной перегрузки европейских институтов и сохранения независимости национальных правительств при решении вопросов местного значения. Принятие Лиссабонского договора дает шанс тому, что принцип будет реализован. Пункт №7 документа предполагает, что национальные парламенты встраиваются в процесс принятия решений в ЕС. Они получают возможность осуществлять мониторинг законодательных предложений. Комиссии с целью установления контроля за соблюдением принципа субсидиарности. В течение восьми недель после обнародования того или иного предложения Комиссии они вправе заявить, что это предложение не соответствует принципу субсидиарности, и представить обоснование своего заявления. Если такое мнение выразят более трети парламентов стран ЕС, то предложение должно быть пересмотрено (так называемый механизм «желтой карточки») . Однако, несмотря на свою политикообразующую роль, данный принцип пока не стал главенствующим для политических элит Европы. Тем не менее, многие этнорегиональные силы в ЕС пытаются его использовать в своих интересах.

Этнополитический конфликт в Бельгии (Фландрия и Валлония)

Малая страна в самом центре Западной Европы - Бельгия - на протяжении веков играла определяющую роль в политическом и экономическом развитии европейского региона. Многовековой процесс формирования государства и его современные проблемы напрямую связаны с историей этих территорий в новое время (XVII - XVIII вв.). Неразрывно соприкасаясь со многими великими европейскими державами (Францией, Англией, Нидерландами, Австрией и Германией), Бельгия перманентно являлась объектом их военной, политической и лингвистической экспансии. «С конца Средних веков Бельгия остается в эпицентре геополитических конфликтов Европы, - описывает историк И. Мане. — Она стала одновременно объектом заботы и нападения могущественных держав»99 «Как же могло быть по-другому в этом объединяющем регионе Европы между Рейном и Северным морем, в этом месте слияния латинской и германской культур, на этом перекрестке языков, товаров и идей»100. Ее территория находится на стыке различных народов. Правда, к этой констатации иногда добавляют: «Если Бельгия и оставалась перекрестком, то лишь таким, через который проходили иностранные армии»10 . Столкновение интересов крупных государств определило долгий и тяжелый процесс формирования независимой Бельгии. Бельгия - self made state.

«Бельгийское государство есть результат страстного, могучего и неуклонного стремления всего народа к идеалу политической независимости, которое он нерушимо пронес через века борьбы с тяжелыми испытаниями и внешними препятствиями»10 .

В результате Бельгийской буржуазной революции в 1830 г. был созван Национальный конгресс для установления государственного строя Бельгия. В декретах от 18 и 24 ноября 1830 г. была провозглашена независимость бельгийского народа и вечное отречение голландской династии Оранских-Нассау от власти над ним. В 1831 г., по итогам Лондонской дипломатической конференции послов пяти великих держав (Великобритании, Франции, Австрии, Пруссии и России), на карте Европы появилось новое государство -королевство Бельгия. Формой правления была избрана конституционная представительная монархия английского типа. Королем стал родственник английской королевы - принц Леопольд Саксен-Кобургский, который воцарился под именем Леопольда I. С тех пор и до наших дней династия Саксен-Кобургских «царствует, но не правит» Бельгией. Новое государство собиралось как унитарное и централизованное, поэтому традиционные широкие автономии провинций были ликвидированы. Конечно, это произошло не сразу же, но, по крайней мере, тренд был намечен. В конце концов, как утверждает исследователь Э. Ренан, «существование нации — это ежедневный плебисцит»103.

Стоит отметить, что национально-этнические признаки не играли роли при формировании нового государства. «Утверждение, что Бельгия стала-результатом волеизъявления этих двух народов, ошибочно. Фламандская и валлонская идентичности не предшествовали созданию государства, наоборот, они стали его промежуточным результатом»104. Напротив, как утверждает историк Ж. Стражер, до образования нового государства существовала только одна национальность - бельгийцы. Этот разношерстный, но все же сплоченный, народ боролся за свой суверенитет и независимость сначала от Испании, потом от Австрии, Франции и Нидерландов. Именно эта борьба усилила национальное чувство. С ним согласен А. Пиренн, который полагает, что в Бельгии, в отличие от Франции, образование нации предшествовало образованию государства и подготовило его. Таким образом, можно сделать вывод о том, что революция 1830 г. подарила независимость нации, которая уже имела исторические корни.

Только через десятки лет после создания Бельгии обнаруживаются признаки «регионального сознания», а между двумя сообществами, составляющими население страны, возникнут трения. Доказывает отсутствие этнических конфликтов в тот период и этимология слов — «фламандский», «Фландрия», «валлонский», «Валлония». Речь тогда шла только о фламандских и валлонских провинциях и землях. Первые упоминания о таком народе как валлоны восходят еще ко второй половине XV в. Так говорили о людях, которые жили в области политической границы Нидерландов и лингвистической границы языков романской и германской групп. Однако никакой Валлонии до конца XIX в. не существовало. Слово впервые было употреблено в 1886 г. А. Моккелем в журнале бельгийских либералов «La Jeune Belgique». Что касается фламандцев, то такое обозначение нельзя встретить раньше начала XIX в. «Фландрия - производная Бельгии»105, - утверждает исследователь Г. ван Истандаель. Многие ученые, в частности А. Пиренн, считают, что административное деление страны никогда не совпадало с внутренней, лингвистической границей. Ведь еще со времен Средних веков фламандский и французский языки употреблялись по обе стороны границы, но между этими группами бельгийцев отсутствовали любые проявления этнополитических конфликтов или расовой розни. «Продолжительная эволюция бельгийского народа к политической независимости прошла через целых четыре века, ни разу не находя препятствия в различии языков, но и уничтожая этого различия»106. Все говорит об одном - валлонские и фламандские идентичности, особенно их противостояние друг другу, возникают уже в рамках независимого бельгийского государства. А, следовательно, оно образовалось и начало формироваться не по этническому принципу.

Новая Бельгия была создана по французскому образцу, как. унитарное и централизованное государство. В частности, именно это и вызвало рост фламандского самосознания, разногласие между валлонами и брюссельцами, в общем, основу будущих этнополитических конфликтов, которые исследуются в данной работе. После событий 1831 г. на политической арене доминировала франкоговорящая элита, которая принимала участие в революции, стала творцом первой Конституции и удерживала власть с помощью избирательной системы, основанной на имущественных ценностях.

Этнополитический конфликт во Франции (Корсика)

Корсиканская проблема до сегодняшнего дня, является одной из самых острых во Франции. Общенациональные дебаты о национальной идентичности, которые прошли в стране в 2009-2010 гг. - наглядный пример особого внимания к конфликтам на почве наций, этносов и региональной политики. Ассимиляция и адаптация выходцев из Африки и бывших колоний - лишь один из наиболее обсуждаемых в обществе и в средствах массовых информации вопросов, касающихся национальной идентичности. Но не менее серьезную опасность единству нации, а также прочности Европейского союза, представляют конфликты Франции, исторически обладающей унитарным устройством и регионами, сильным своей самобытностью и уникальными географическими и историческими особенностями.

Самые непокорные из них - Корсика, Страна Басков и Бретань. Более умеренное сопротивление Франции оказывают Эльзас, Окситания, Французская Фландрия, Французская Каталония и Савойя. Антифранцузские настроения частенько вспыхивают также в заморских департаментах и территориях государства (Новая Каледония, Французская Полинезия). Но особенно остро эти проблемы в наши дни проявились на Корсике. Только в этом регионе с ярко выраженной островной спецификой национальное движение приобрело радикально-сепаратистскую и даже террористическую форму. Необходимо, тем не менее, признать, что экстремистские организации встречаются и в других регионах - Фронт освобождения Бретани (ФОБ), баскская организация «Ипарретарок» или Канакский социалистический фронт национального освобождения в Новой Каледонии, но все эти движения носят или носили менее радикальный характер, чем на Корсике, и не сильно влияют или влияли на политические процессы в стране. К примеру, пик активности ФОБ пришелся на 1966 - 1969 гг., когда им было осуществлено около 30 терактов, но периодические взрывы прекратились в 1979 г178. «Именно поэтому ситуация на Корсике стала главным объектом так называемого «государственного менеджмента» французских властей в последней четверти XX в.» . Вот как отзывается об этом регионе Франции исследователь Э. Ле Руа Ладюри: «Корсика представляет собой последнее препятствие на пути ассимилирующей силы в самом сердце Средиземного моря. До некоторой степени Корсика бросает вызов странам Европейского континента с их тенденциями к унификации и даже смешиванию культур» .

Франция - классическое европейское нация-государство с унитарным устройством. «Еще со времен абсолютной монархии, особенно Французской революции и уж, конечно, наполеоновской империи, Франция была самой централизованной страной Европы с точки зрения административно-бюрократической, она управлялась только из Парижа. Более того, система управления создавалась якобинцами и Наполеоном по принципу строжайшего единообразия» . Франция всегда гордилась совпадением государственных и национальных интересов. Тем не менее, существовали определенные продолжительные и радикальные группы требования регионального признания. Алексис де Токвиль в своей книге «Старый порядок и революция» показал, что абсолютная монархия, начиная с XVII в., создала мощную административную систему, которая постепенно пришла на смену феодальным институтам. Тем не менее, концепт национального суверенитета был окончательно закреплен только после Великой французской революции. С 1789 г. Франция является «единой и неделимой республикой», в которой все граждане страны по национальности являются французами, независимо от их этнического происхождения и вероисповедания. Французское национальное государство строилось по программе: одно государство - один народ - одна нация - одна культура - один язык - одна школа и т.д.182 То есть все — арабы, евреи, корсиканцы, эльзасцы, бретонцы, баски, итальянцы и т.д. - во Франции, прежде всего, являются французами.

Таким образом, в то время в стране сформировался особый вид коллективного взаимодействия, новая общность, которая свободно мыслила и действовала сообща. Считалось, что для того, чтобы выполнять коллективные действия, суверенный народ должен представлять собой единство в культурном, историческом и языковом отношении, за политической нацией должна стоять предшествующая ей культурная нация. При Наполеоне I эта система была усовершенствована, был создан институт префекта, постоянного представителя центральной власти в каждом департаменте, который сохранился и при последующих политических режимах. Кроме того, «утверждалось равенство прав, так как на всей территории французские граждане имели одинаковые права и обязанности, использовали одни и те же стандарты мер и весов и вскоре должны были заговорить на родном языке» . Именно таким образом и формировалась единая французская нация.

Одна из ключевых ролей в становлении французской нации принадлежала языку. Лингвистический вопрос был среди основных у лидеров революционной Франции. Поэтому приходилось прилагать титанические усилия, чтобы внедрить в общество стандартный язык. Политику Конвента в этой области называют «лингвистическим террором». В 1794 г. был принят закон, который постановил использовать на всей территории страны во всех официальных сферах только стандартный французский язык. Таким образом, региональные языки Франции в общественной жизни оказались в невыгодном положении и потеряли свое значение. Миноритарные диалекты не пользовались никакими правами, из-за чего многие из них впоследствии исчезли. В понимании руководителей того времени, французский язык должен стать «общим» для всей нации, особенно той ее части, которая его не знает. А. Ривороль в своем труде «Об универсальности французского языка» в 1784 г.

Похожие диссертации на Международно-политические последствия этнополитических конфликтов в ЕС : опыт Бельгии и Франции