Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Сокар Мохаммед Юсеф

Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире
<
Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сокар Мохаммед Юсеф. Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Сокар Мохаммед Юсеф; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2008.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-23/306

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Права человека в Исламе: формирование, понятие и сущность 13

1. Особенности формирование системы мусульманского права 13

2. Права человека в Исламе 28

3. Проблема практической реализации концепции прав человека в мусульманском мире 47

4. Перспективы развития исламской концепции прав человека 78

Глава 2. Положение женщин в современном арабском мире: специфика политико-правового статуса 91

1. Конституционно-правовой статус личности в странах арабского востока и права женщин 91

2. Политическое участие женщин: права декларируемые и права реальные 111

3. Политико-правовые механизмы активизации политического участия женщин в арабском мире 126

Заключение 147

Библиографический список использованной литературы 152

Введение к работе

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что права человека определяют полноценность жизни на планете и служат неотъемлемой частью культуры наций, высшим проявлением нравственно-правовых идеалов человечества. Поэтому среди духовных ценностей современного мира общепризнанные права человека занимают одно из наиболее важных мест. Кроме того, проблема правового положения женщин в Исламе неоднократно привлекала внимание многих учёных самых различных отраслей знаний, так как положение женщин в мусульманских странах имеет значительные отличия, чем в европейских странах. Но представление об отличиях не настолько реальны, как представляется, поэтому многие вопросы данной проблемы нуждаются в дальнейшем исследовании.

Цели и задачи. Целями диссертационного исследования являются исследование сущности прав человека в исламе, а также сравнительно-правовой анализ правового положения женщин в мусульманских странах, с особым акцентом на проблеме прав человека и выделяя права женщин.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие прав человека; исследовать систему мусульманского права и её особенности; - показать права человека в мусульманском мире и перспективы развития исламской концепции прав человека; раскрыть понятие правовой и социальный статус женщин в Исламе; рассмотреть западные и исламские ценности в отношении женщин; - рассмотреть основные проблемы, возникающие при решении постановленной автором задачи.

Объектом диссертационного исследования выступают отношения, возникающие в странах мусульманского права по поводу прав человека и, в частности, прав женщин.

Предметом диссертационного исследования является система международного права в части прав человека, система мусульманского права, а также национальное законодательство мусульманских стран по вопросам прав человека.

Нормативно-правовая и информационная база исследования. При написании диссертационного исследования автором были подвергнуты анализу международно-правовые договоры в области прав человека, а также обычные нормы.

В работе рассмотрены универсальные, а также региональные договоры, формирующие правовую базу для регулирования отношений между государствами по вопросам прав человека.

В диссертационном исследовании большое внимание уделено актам международных организаций (как универсальных, так и региональных).

В процессе работы изучались акты внутригосударственного законодательства мусульманских стран и иные источники мусульманского права, в первую очередь, Коран и Сунна.

Особое значение в диссертационном исследовании уделялось так называемым «актам мягкого права», а, по сути, политическим документам -декларациям, посвященным вопросам прав человека, как универсального,' так и регионального уровня.

Степень разработанности темы исследования.

Историками написано немало трудов, посвященных изучению различных сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама. Среди них можно выделить работы В. В. Бартольда «Работы по истории ислама и Арабского Халифата», 3. И. Левина "Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность", И. П. Петрушевского "Ислам в Иране в VII-XV веках" и других. Однако, большинство авторов таких работ рассматривали мусульманское право не как юридический феномен, не как право, со всеми присущими ему чертами, а в качестве неотъемлемого элемента мусульманской религии. В конечном итоге мусульманское право отождествлялось с шариатом или даже сводилось только к предписаниям Корана, на него распространялась характеристика, которая дается исламу в целом, а его особенности как юридического регулятора оставались в тени. Конечно, такой подход не позволял в полной мере раскрыть специфику мусульманского права как юридического явления. К тому же, практика правового развития исламских стран свидетельствует, что юридические правила поведения в данной системе занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, внеправовых, исламских регуляторов становилось все более отчетливым. Особенности мусульманского права как юридического явления, раскрытые с позиций общей теории права исследовались в своих трудах А. С. Боголюбовым «Пресечение и наказание в мусульманском праве», а также в его историко-филологических исследованиях, А. Л. Могилевским «Правосознание и религия», М. С. Хайдаровой «Основные направления и школы мусульманского права». Однако и в этих исследованиях прослеживается слабая сторона проблематики теории и практики мусульманского права. Заключается она в том, что в них зачастую не проводится различие между исламской правовой идеологией (учениями и теориями мусульманских юристов) и самим мусульманским правом - системой действующих юридических норм, поддерживаемых государством и выражающих интересы господствующих социально - политических сил. Немало и зарубежных правоведов внесли свой вклад в комплексные исследования теории и практики мусульманского права. В разработке данной проблематики принимали участие такие крупные исламоведы как И. Гольдциер «Введение в Исламскую теологию и право», С. Гойтейн «Изучение Исламской истории и институтов». Авторы этих работ затрагивают вопросы истории и теории мусульманского права, а анализ юридических особенностей мусульманского права приводят недостаточно полно. Большое число работ по мусульманскому праву издается в исламских странах. Однако специфика этих трудов заключается в том, что их авторы недостаточно критично излагают традиционные мусульманско-правовые концепции. Конечно, такой подход создает достаточно много препятствий для того, чтобы объективно анализировать мусульманское право и выявить его политическую роль в современном правовом развитии стран Востока.

При написании диссертационного исследования были использованы труды известных западноевропейских ученых Гомьена Д., Давида Р., Массэ А., Тадрис Мэрилин, Шарля Р.; советских и российских ученых Андреева А.Р., Дьяконова ИМ., Карташкина В.А., Рахманова А.Р., Сапроновой М.А, Сюкияйнена Л.Р., Хунова Р., Шумова С.А.; арабских исследователей мусульманского права Аль Мутлак Айда, Гасан Халил, Мохаммед Муниф. Мустафа аль сибаи, Хусейн Ашраф Ахмед, Шахид Эль-Баз.

В ходе написания данной работы автор опирался на международные декларации и конвенции, а также зарубежный юридический опыт в области прав человека. Основное внимание в диссертации уделено юридическим аспектам общепризнанных прав человека и прав человека в Исламе.

Методологическая основа исследования. В работе над настоящим исследованием автор использовал современные достижения методологии науки теории государства и права, применял системный, функциональный, сравнительный и другие методы исследования, использовал принцип историзма и социальный подход.

Научная новизна исследования. Данное диссертационное исследование является первым в российской политологической и международно-правовой литературе комплексным исследованием, посвященным вопросам реализации прав женщин в мусульманских странах. Наряду с анализом исламской концепции прав человека и сравнением ее с иными международными концепциями (представленными во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Африканской Хартии прав человека и народов 1981 г.), основное внимание обращено на формирование прав арабских женщин. В диссертации проведен сравнительный анализ данных документов и выявлена особенность понимания прав женщин в мусульманских странах.

Результатом разработки темы явились следующие положения, которые выносятся на защиту:

В основе всех правовых систем мира лежит гуманистическое начало. Вместе с тем, развитие отношений в Европе и в мусульманском мире шло различными путями — в европейских странах через формирование системы прав человека, в мусульманских странах во главе общественных отношений стояли обязанности.

В истории развития мусульманского права можно выделить несколько периодов: VI-VII в - возникновение и формирование шариата как первичной основы мусульманского права; VIII-X вв. - возрастание роли доктрины исламских правоведов; X-XIII вв. — разделение шариата на разные ветви; XIII-XIX вв. — становление системы мусульманского права; XIX в. — начало XX в. — формирование законодательства в мусульманских странах как результат заимствования европейского права; настоящее время — формирование современных отраслей национального права в мусульманских странах.

3. Мусульманское право всегда со времени своего возникновения находится в постоянном развитии и модернизируется. Изменения, которые в настоящее время претерпевает мусульманское право, является объективной реальностью, политическим ответом на глобализацию общества. Однако слишком быстрое изменение той части правовой системы, которая не связана с религиозными нормами и зачастую противоречит им, вызывает отторжение в мусульманском обществе. Это отторжение также подогревается достаточно агрессивной политикой ряда стран в вопросах насаждения западных ценностей для всего мира.

4. Преодоление конфликта правовых систем, существующего в настоящее время, возможно лишь на основе толерантного отношения как к различным религиям, так и к уже сформировавшимся правовым системам. В основе международных отношений должно лежать право на уважение не только личности, но и правовых культур различных народов.

Теория прав человека, разработанная в европейских странах и США, не может считаться универсальной, поскольку у народов, принадлежащих к различным культурам, исторически сформировался особый набор прав человека. Поэтому всеобщими правами и свободами человека можно считать на сегодняшний день только те, в отношении которых все политико-правовые культуры имеют схожие взгляды - универсальные права человека, такие как право на уважение чести, достоинства, семейной жизни, а также свободы, например, свобода вероисповедания. В то же время наблюдается-тенденция к адаптации и сближению мусульманского права с международными стандартами в области прав человека и реализации их в одном из источников мусульманского права — законодательных актах.

Реализация прав женщин, признанных во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и претендующих на универсальность, в мусульманских странах происходит с различной степенью эффективности. В отношении признания политических прав женщин мусульманские страны делятся на две группы - страны, которые признают их (Тунис, Марокко, Алжир, Египет, Ливан, Иорданию, Сирию, Ирак и Йемен), и страны, которые их не признают (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран). Однако, несмотря на признание политических прав женщин, реальное их участие в политической жизни в арабских странах весьма низкое, не оказывающее влияния на функционирование государства.

7. Объем прав женщин, закрепленный в законодательствах мусульманских стран, различен. Однако можно констатировать общую тенденцию на сближение законодательства мусульманских стран с европейскими (и международными) стандартами в отношении прав женщин. В то же время, во многих арабских странах свободы, предоставленные женщинам, зачастую игнорируются самими женщинами, поскольку в этих странах очень сильно действие религиозных обычаев.

8. В современном арабском мире появилась новая политическая сила, отстаивающая права женщин — международные неправительственные организации. Созданные группами женщин мусульманского мира, такие организации (Арабский женский форум, Ассоциация солидарности арабских женщин) ставят своей целью мобилизацию женщин на борьбу за освобождение от всех форм неравенства и дискриминации. Некоторые организации имеют Консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН, что говорит о международном признании важности данных организаций. Влияние таких организаций, как можно ожидать, будет все возрастать.

Автор выступает с предложением подготовки пособия для информированности арабских женщин об их правах, включающего рекомендации как отстаивать и защищать свои права. Подготовкой данного пособия может заняться одна из неправительственных организаций — например, Ассоциация солида

Полноценная реализация прав женщин в мусульманских странах возможна лишь при наличии эффективного механизма международно-правовой защиты. Создание Арабского суда по правам человека требует достаточно длительного времени. Кроме того, данный Суд имеет смысл создавать как учреждение, обладающее широкой компетенцией по вопросам защиты прав человека в арабских странах. В то же время необходим действенный механизм защиты прав именно арабских женщин. Поэтому предлагается учредить международную межправительственную организацию, которая обладала бы полномочиями контроля за соблюдением прав женщин в мусульманских странах. Эта межправительственная организация явилась бы связующим звеном между правительствами мусульманских стран и зарождающимся в этих странах движением за права арабских женщин (в том числе и женскими неправительственными организациями).

Теоретическая значимость работы выражается в том, что сравнительное исследование международного права и мусульманской доктрины в области прав человека с аспектом на права женщин — является направлением в науке, которое еще не нашло должного научного освещения. В ходе работы удалось решить задачи в области правоотношений, возникающих на основе личных и гражданских прав женщин в мусульманских странах. Выявлена новая политическая сила в пропаганде прав мусульманских женщин — международные неправительственные организации — пока еще не достаточно организованная и систематизированная, но имеющая огромный потенциал.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы учеными и практиками, специализирующимися в области защиты прав человека, а также в учебном процессе при разработке курсов мусульманского права, прав человека и при подготовке спецкурсов по данным вопросам. Данная работа может быть полезна для практической деятельности, осуществляемой в рамках международных организаций, особенно специализирующихся на вопросах права арабских женщин.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены на

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.

Особенности формирование системы мусульманского права

Мусульманское право в своей основе сложилось и оформилось в VII - X веках в Арабском халифате. Границы халифата определились уже к середине VIII века, просуществовал же он до XIII века. В него в разное время входили Аравия, Сирия, Ирак, Испания, Северная Африка, Египет, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Северная Индия, Азербайджан, Армения, Грузия, острова Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр и др. Образование Арабского государства было связано с возникновением новой религии — ислама (покорность), основателем которой стал пророк по имени Мухаммед, живший в 570 (по некоторым источникам 571 г.) - 632 гг.

Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право. Уже изначально оно стало важнейшей частью религии ислама, , который включает теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб. шариат - «надлежащий путь», «дорога к источнику», «путь следования»), то есть предписаний верующим о том, что они должны и что не должны делать для того чтобы попасть в рай. По исламу шариат своим происхождением связан с верховным единственным божеством Аллахом. Именно он создал шариат и довёл его до всего арабского общества через своего посланника и пророка Мухаммеда.

Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат стал сводом правил поведения для правоверного мусульманина от его рождения до смерти, то есть своеобразным сводом законов мусульманского права. Шариат составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя и к тому же не различать своих обязательств по отношению к себе подобным, например, гражданские обязательства, подаяния бедным; и по отношению к богу — это молитвы, пост и т. д. Таким образом, шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того, кто их нарушает; поэтому мусульманское право» уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами1.

Шариат содержит религиозные, нравственно-этические и правовые нормы, не разделяя их отдельно на религию, мораль и право. Представляя слитность религиозной и светской власти, шариат включает в себя право, моральные наставления, а также предписания мусульманского культа -регламентацию молитв, проведение поста, праздников, обязанностей мусульманина. По шариату у каждого мусульманина существует 4 вида обязанностей: во-первых, обязанности перед Аллахом; во-вторых, обязанности перед самим собой; в-третьих, обязанности перед рабами Аллаха; в-четвёртых, обязанности перед тем, кто принадлежит ему в этом мире. Шариат содержит множество рациональных предписаний, регулирующих почти все сферы жизни мусульман: жить честно, своим трудом; не убивать; помогать бедным, нищим и сиротам; не воровать; не обижать детей; сдерживать данное слово; заботиться о родителях; кормить жену и детей; уметь прощать обиды; быть терпеливым и праведным; не пьянствовать; не увлекаться азартными играми и др. Это гуманистическое содержание шариата содействует тому, что он продолжает оставаться одной из крупных правовых систем современного мира и содержит нормы, регулирующие все основные стороны человеческих взаимоотношений — в сфере семьи, общества, государств .

Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

В VIII-X вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи - кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний.

К концу X в. мусульманское право канонизировалось, и наступил период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны толком.

Права человека в Исламе

Уважение прав человека, безусловно, является одним из фундаментальных правовых принципов, носящих универсальный характер. Однако стоит отметить, что содержание данного принципа раскрывается в разных правовых системах по-разному.

Само понятие «уважение прав человека» имеет оценочный характер. Государства различных правовых семей предоставляют различный объем прав человека в качестве «правового стандарта». В толковом словаре С.И.Ожегова уважение определяется как «почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств»1. Но в различных странах, а тем более, в различных правовых семьях признаются важными и определяющими. совершенно различные ценности, в том числе, и права человека. Стоит указать, что не только в мусульманских странах понимание ценности права и прав человека отличается от европейского. Страны Африки также имеют свое понимание прав человека, правовых принципов. Ответом на п. 1 «с» статьи 38 Статута Международного суда ООН, в котором говорится, что Суд применяет для разрешения международных споров «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями», стала Африканская хартия права человека и народов2, где указывается, что Африканская комиссия по правам человека и народов применяет общие принципы права, которые признаны африканскими государствами. В мусульманских странах свое видение содержания принципа уважения прав человека.

В 1990 г. принята Исламская декларация прав человека; 15 сентября 1994 г. Советом Лиги арабских государств принята Арабская хартия прав человека.

При анализе данных правовых актов, стоит отметить, что набор закрепленных в них прав не совпадает с концепцией прав человека согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Стоит согласиться с Абашидзе А.Х., который отмечает, что «в Арабской хартии наблюдается влияние исламского фактора. Это проявляется в том, что в ней не упоминается о свободе выбора веры, т. е. о праве перехода в иную веру, что не допускается в исламе. Не упоминается также о запрете имеющейся в арабских1 странах полигамии, которая является одной из форм дискриминации в отношении женщин. В документе запрещены физические и психические пытки, а также жестокое и бесчеловечное обращение, однако не содержится запрета на жестокое и бесчеловечное наказание. Указанные проблемы являются отражением влияния действующего в некоторых арабских странах исламского шариата»1.

В то же время стоит отметить, что как видно из текста преамбул региональных деклараций, в них отмечается знание идей и исторических традиций стран, принявших эти документы. Особенно это подчёркнуто в Исламской декларации, в которой отмечается опора «на вероучение об абсолютном единобожии, которое является фундаментом здания ислама», подтверждается, цивилизационно-историческая роль исламской общины, сотворенной Аллахом как наилучшей из общин, которая оставила в наследство человечеству всемирную сбалансированную культуру, связала мирское существование с потусторонним, соединила знание и веру, а также то, что должна сделать эта община-сегодня, чтобы указать «правильный путь человечеству, блуждающему между конкурирующими течениями и концепциями, и предложить решение хронических проблем материалистической цивилизации»2. В Декларации подчёркивается также, что «основные права и общие свободы в исламе являются частью религии мусульман», «они закреплены императивными божественными нормами, ниспосланными Аллахом в его писаниях».

Принятие важнейших региональных актов о правах человека ещё раз подчеркнуло органическую включённость последних В культуру,„религию, традиции, образ жизни стран различных регионов мира. В основном номенклатура прав и свобод, содержащихся в региональных конвенциях, хартиях, декларациях, повторяет универсальный, набор, провозглашённый во Всеобщей декларации прав человека и других основополагающих международно-правовых документах по правам человека. Однако их реализация наталкивается на сопротивление реальных жизненных отношений, исторически формировавшихся и развивавшихся на иных ценностях. Традиционное право некоторых цивилизаций оказывается сильнее европейских стандартов. Конституции многих государств, международные стандарты прав и свобод оказались бессильны изменить правовую ситуацию в странах отдельных цивилизаций.

Для объяснения этого бесспорного факта следует учитывать, что, в отличие от западной культуры, право не является определяющим социальным регулятором в традиционных нормативных системах, где приоритет принадлежит мифам, религии, традициям, обычаям. Это убедительно прослеживается в исламском мире. Исламская концепция прав-человека по своей сути противостоит западным либеральным подходам. Её сторонники обосновывают превосходство своих подходов к правам человека над европейскими, а шариат — над «универсальными стандартами». Согласно исламской концепции в основу универсальных, единых для всех прав и свобод человека должен быть положен лишь один критерий — божественная воля, не подверженная влиянию субъективных интересов и желаний. Для мусульман эта воля и выражена в шариате — Коране и сунне пророка .

Говоря о мусульманском праве, нельзя не отметить, что оно регламентирует практически все стороны жизни человека: правила личной гигиены, религиозные обязанности, вступление в брак и его расторжение, наказания за преступления, проблемы войны и мира, государственные налоги, общественное богатство, поручительство, деловое сотрудничество, коммерческие сделки, отправление правосудия, дачу показаний, осуществление вкладов, преподношение даров, выплату вознаграждений, определение размеров ренты и выплат с сельскохозяйственных угодий, а также дела, связанные со смертью, тяжкими преступлениями, компенсацией жертвам таких преступлений и др.

Конституционно-правовой статус личности в странах арабского востока и права женщин

Конституционный статус личности в государствах, где сильным остается влияние шариата, включает в себя принадлежность к гражданству данной страны, определенный объем прав и свобод и обязанности гражданина.

Он во многом определяется характером политического режима, конституционной системой государственных органов, положением главы государства — президента или монарха, а также степенью влияния норм ислама на государственно-правовые и общественно-политические институты и органы.

Обычно статьи конституции, закрепляющие правовой статус личности, объединены в единые главы. Вместе с тем положения, касающиеся правового статуса личности, могут быть распределены по различным разделам. В частности основы избирательного права и избирательной системы могут быть включены в разделы о порядке формирования высших выборных органов власти и местного самоуправления, как и вопросы функционирования политических партий или других массовых общественных организаций .

Разделы или главы конституций о правах и свободах именуются в этих странах следующим образом: «Граждане Ливана, их права и обязанности» (10 статей) - Конституция Ливана 1926 г. с изменениями; «Основные права и обязанности» (18 статей) - Конституция Ирака 1990 г.; «Свободы, права, обязанности» (25 статей) - Конституция Сирии 1973 г.; «Публичные права и обязанности» (21 статья) — Конституция Кувейта 1962 г.; «Публичные свободы, права и обязанности» (23 статьи) - Конституция Египта 1971 г.; «Публичные права и обязанности» (26 статей) — Конституция Омана 1996 г.; «Права и обязанности иорданцев» (17 статей) - Конституция Иордании 1952 г. с изменениями; «Права и обязанности» (21 статья) — Конституция Саудовской Аравии 1993 г.; «Основные принципы» (18 статей) -Конституция Марокко 1992 г.; «Общие положения» (17 статей) — Конституция Туниса 1991 г.; «Общие положения, основные принципы» (22 статьи) - Конституция Мавритании 1991 г.; «Основные права и обязанности граждан» (18 статей) - Конституция Йемена 1991 г.; «Права и свободы» (31 статья) и отдельная глава «Обязанности» (10 статей) - Конституция Алжира 1996 г1.

Таким образом, главы или разделы о правах и свободах граждан в Конституциях арабских стран записаны весьма лаконично, формулировки очень краткие, без детализации. Это особенно заметно при сравнении с другими главами конституций, регулирующими, например, полномочия и структуру высших органов государственной власти, особенно главы государства. Тем не менее, разделы о правах и свободах личности расположены, как правило, перед главами об органах власти, что свидетельствует о восприятии мусульманскими государствами европейской традиции декларировать приоритет прав и свобод человека и гражданина над полномочиями органов государства.

В конституции Алжира говорится, что «основные свободы и права человека и гражданина составляют общее достояние всех алжирцев, которые обязаны из поколения в поколение сохранять их в целостности и незыблемости» (ст. 32) . Конституция Сирии трактует свободу как священное право". Конституция Египта свободу личности называет естественным правом человека и обязывает государство обеспечивать гражданам личную свободу и стоять на страже их достоинства и безопасности (ст. 25) .

Как пишет известный российский учёный Р! Хунов «В Конституциях арабских стран довольно четко прослеживается превалирующее положение государства над личностью, фактический примат высших органов государственной власти. Разумеется, в этих условиях говорить,о наличии в арабских странах развитого гражданского общества было бы неправомерно. Такое верховенство государства по отношению к личности прямо определяет специфические черты правового статуса гражданина. Хотя конституции арабских стран даже в преамбулах декларируют приверженность принципам демократии, социальной справедливости, международным стандартам прав и свобод человека, иногда даже со ссылкой на международные документы (например, всеобщую декларацию прав человека), тем не менее не эти принципы, а прямое господство государственной власти над личностью-определяет конституционный статус человека в арабских странах»2.

Исследователи обращают внимание на пробелы в закреплении основных прав и свобод человека. О некоторых личных политических и социальных правах граждан конституции не упоминают, и они регулируются нормами текущего законодательства, что, естественно, придает им уже другой статус и снижает их значимость и юридическую защищенность. Это может относиться и к таким личным правам, как неприкосновенность личности, тайна частной жизни, трудовые и некоторые политические права.

Некоторые проблемы конституционного статуса гражданина разрешаются на основе установившихся веками традиций и норм шариата: наследование, брачно-семейные отношения, отношения детей и родителей, религиозный статус человека, имущественные отношения и т.д. Все это «создает дополнительную неточность в определении конституционного статуса личности» . Кроме того, законодательство подвержено более частому и непредсказуемому изменению, чем текст конституции страны. А неконкретность и декларативность ряда основных прав и свобод, многочисленные отсылки к действующим законам (зачастую уже отмененным или еще не принятым) еще больше усиливают «пробельность» правового положения личности.

Серьезной проблемой правового регулирования статуса личности являются оговорки и ограничения в текстах конституций. Это могут быть и указания на реализацию этих прав только в рамках действующего закона, ограничения по основаниям безопасности государства, его основных институтов, угрозе добрым нравам, нормам религии, общественному порядку и т.д. Практика многих арабских государств наглядно показывает, что такие оговорки часто использовались в политической практике органами государственной власти для ограничения прав и свобод граждан.

Политическое участие женщин: права декларируемые и права реальные

Еще более сложной и противоречивой ситуация выглядит тогда, когда речь идет об одном из наиболее сложных для реализации на практике прав женщин - праве на политическое участие. Участие в политической жизни является высшим проявлением демократии, поскольку она основана на вкладе граждан в общественную жизнь на уровне страны, города, местного сообщества. Участвовать в политической жизни означает возможность высказывать свое мнение, участвовать в обсуждении политической ситуации и в принятии решений на политическом уровне, как мужчинам, так и женщинам. Само понятие политического участия изменялось под влиянием базовых факторов общественного развития, деятельности социальных движений и политических партий, эволюции политических систем. Как подчеркивает Аль Мутлак Айда, концепция всеобщего избирательного права получила распространение в большинстве стран среди богатых и бедных, мужчин и женщин, появилась возможность проведения политических мероприятий и демонстраций, создание профсоюзов1. Процесс политического участия включает в себя этапы, способствующие осознанию человеком своей политической ответственности и своей роли в обществе: - появление интереса к общественным и политическим делам; - обсуждение политической ситуации; - участие в политических мероприятиях. На правовом уровне для обеспечения политического участия женщин в жизни общества нужно признать равенство гражданских прав и свобод мужчин и женщин, без которых не может быть гражданства и решения этой задачи. Следует подчеркнуть, что равенство не ограничивается «равенством перед законом», но является и «равенством в законе», предусматривающим предоставление всех прав женщинам и мужчинам на равных основаниях. При этом необходима защита этих прав с помощью правовых средств. Так, во 2-й главе Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин особо подчеркивается, что государства-участники осуждают все формы дискриминации в отношении женщин и соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин. С этой целью они обязуются: A. Включить принцип равенства мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если этот принцип не был включен до сих пор, и практическая реализация этого принципа в законодательстве и других сферах надлежаще исполнялась. B. Принять соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин. C. Защитить права женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить эффективную защиту прав женщин, с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений от любого акта дискриминации. Д. Воздерживаться от любых действий или практики дискриминации в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения действовали в соответствии с этим обязательством. Е. Принять все необходимые меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или учреждения. Принять все надлежащие меры, включая законодательные, для изменения или отмены законов и правил, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин. G. Отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин. На политическом и социальном уровне важно: A. Повышать уровень осведомленности о необходимости участия женщин и мужчин для достижения демократии. B. Обеспечить, чтобы женщины не подпадали под влияние какого-либо государственного органа или частного мнения (как, например, авторитет главы семьи), с тем, чтобы они могли высказывать свои решения самостоятельно и независимо. С. Добиваться осведомленности женщин об осуществлении права на гражданство и укрепления участия в социальной жизни, заинтересованности в общественных делах, обеспечения социальной интеграции. 11 Несмотря на ряд общих моментов, связанных с приверженностью исламу, государства Арабского Востока, имеют ряд достаточно принципиальных отличий. В целом, они делятся на два типа: Первый тип - страны, которые признают политические права женщин, в частности, право голоса и право быть избранной. К этой категории можно отнести, например, Тунис, Марокко, Алжир, Египет, Ливан, Иорданию, Сирию, Ирак и Йемен.1 Второй тип - государства, которые не признают политических прав женщин и препятствуют их реализации. К нему относятся, например, Саудовская Аравия, в которой правительство назначают, а не выбирают, и Кувейт, в котором признается право голоса только для мужчин, достигших 21 года, что идет вразрез с положениями Статьи 29 Конституции Кувейта, в которой говорится: «Все люди равны в своем человеческом достоинстве и являются равными перед законом в публичных правах и обязанностях и не должно быть дискриминации по признакам пола, происхождения, языка или религии».

Похожие диссертации на Политико-правовая специфика положения женщин в современном арабском мире