Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восточная политика Ватикана на примере Украины Булатова Анна Юрьевна

Восточная политика Ватикана на примере Украины
<
Восточная политика Ватикана на примере Украины Восточная политика Ватикана на примере Украины Восточная политика Ватикана на примере Украины Восточная политика Ватикана на примере Украины Восточная политика Ватикана на примере Украины Восточная политика Ватикана на примере Украины Восточная политика Ватикана на примере Украины Восточная политика Ватикана на примере Украины Восточная политика Ватикана на примере Украины Восточная политика Ватикана на примере Украины Восточная политика Ватикана на примере Украины Восточная политика Ватикана на примере Украины
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Булатова Анна Юрьевна. Восточная политика Ватикана на примере Украины : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Булатова Анна Юрьевна; [Место защиты: Дипломат. акад. МИД РФ]. - Москва, 2008. - 162 с. РГБ ОД, 20:в.:--:Католическая:церковь:и:общественная:жизнь:--:Католическая:церковь:и:международные:отношения:--:"Восточная:политика":Ватикана

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Истоки восточной политики ватикана и ее эволюция

1.1. «Разделение церквей» и регионализация Европы стр. 16

1.2. Новый ракурс восточной политики Ватикана ...стр. 30

1.3. Религиозно-идеологическая составляющая отношений России и Запада ...стр. 40

ГЛАВА 2. Особенности регионализации постсоветской Украины

2.1. Украина и украинцы в геополитических процессах Центральной и Восточной Европы в прошлом и настоящем стр. 57

2.2. Религиозный фактор в политическом развитии независимого украинского государства стр. 68

2.3. Украинская Греко-Католическая Церковь в постсоветской Украине стр. 80

ГЛАВА 3. Ватикан и россия в конфликте христианских церквей

3.1. Российско-украинские отношения в контексте кризиса идентичностей двух государств стр. 91

3.2. Миссионерская политика Ватикана на Украине стр. 101

3.3. Позиция РПЦ в межцерковном диалоге на Украине .стр.116

Заключение стр. 135

Список источников и литературы стр. 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Масштабы религиозного возрождения заставили исследователей говорить о возрастании роли религиозного фактора в общественном развитии в конце XX — начале XXI вв. и своеобразном, но далеко не однозначном ответе на вызовы глобализации. С одной стороны, мы можем говорить о стремлении народов к возвращению к своим истокам и восприятию религии как части национальной культуры, с другой — об актуализации фактора религиозных различий, которые часто приводят к обострению внутри- и межнациональных отношений и даже международным конфликтам.

Диссертационное исследование посвящено анализу нового этапа в развитии международных процессов на постсоветском пространстве и участию в них особого актора, совмещающего в себе свойства транснационального неправительственного учреждения и одновременно суверенного государства. Римско-Католическая Церковь, с одной стороны, представляет собой религиозное сообщество со своими институтами, которое осуществляет деятельность, присущую любой церкви, с другой - в лице своего религиозного центра - Ватикана, является признанным международным юридическим субъектом, активно участвующим в мировой политике и ведущим интенсивную дипломатическую деятельность посредством своих делегаций и апостольских нунциатур. Эффективность внешней политики и дипломатии Ватикана и его представителей за рубежом достигается сочетанием двух его отмеченных начал и опыта транснациональной мессианской деятельности. В этом смысле современную глобализацию под эгидой одной сверхдержавы и католическую «универсализацию» сближает общая цель — создание универсального коммуникационного пространства.

Приоритетным направлением деятельности Ватикана на восточном направлении являлась в прошлом и является в настоящее время историческая Россия как самое большое православное государство и один из центров христианского мира. Тактика политического курса Святого Престола со временем могла меняться, но не прекращались попытки навязать определенную иерархию отношений с русской Церковью и расширить свое влияние на территории России. Нынешний папа Бенедикт XVI (И.Ратцингер), еще будучи кардиналом и префектом Конгрегации доктрины веры, видел перспективу деятельности РКЦ "в диалоге с нехристианами и неверующими, живущими на громадной русской территории"1. В рамках подготовки к миллениуму Россия рассматривалась Ватиканом как страна, где Католическая церковь осуществляет свою особую миссию .

После распада СССР Святой Престол активизирует свою деятельность в республиках бывшего СССР, в том числе на Украине.

Содержательной целью данной работы является исследование восточной политики Ватикана и деятельности Римско-Католической церкви на Украине, отношений РКЦ и РПЦ, России и Ватикана в контексте современных российско-украинских отношений. Особое внимание РКЦ к Украине вытекает из всей политической истории украинских территорий -их вхождения в состав России, центрально-европейских империй и государств, где присутствие и влияние РКЦ было доминирующим.

Исторически и геополитически обусловлено, что в современной России по-особому относятся к Украине и украинскому народу. Это определяется историей формирования и развития российского государства и его отношениями со своими ближайшими соседями. В свою очередь, в украинском обществе всегда существовала своя оценка истории вхождения Украины в состав России и характера русско-украинских отношений.

1 Presentation de l'edition russe du Catachisme de l'Eglise catholique. - Osservatore romano. - Vatican. 1997. 25
fev. P. 12.

2 Kondrusiewicz. Moscou se prepare au jubilee. - Osservatore romano. Vatican. 1997. 18 mars. P. 9.

В настоящее время Россия и Украина переосмысливают свое национальное «Я», что определенным образом сказывается на отношениях двух постсоветских государств, и в этом не последнюю роль играют религия и участие соответствующих христианских церквей в современных политических процессах обоих государств.

Объектом данного исследования является геополитическое пространство Украины.

Предметом настоящего исследования являются политика Ватикана и деятельность РКЦ и УГКЦ на Украине, а также международные аспекты диалога РКЦ и РПЦ.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть избранный предмет исследования: определить исходные предпосылки развития современного этапа восточной политики Ватикана, отношений РКЦ и РПЦ и степени их влияния на отношения между Россией и Украиной, Россией и Ватиканом.

Задачи исследования:

определить истоки и проследить эволюцию восточной политики Ватикана как транснационального религиозного центра и европейского государства;

определить линии сопряжения деятельности Ватикана и РКЦ с геополитическими процессами в Европе и мире;

выявить черты традиционной вселенской стратегии РКЦ в современной политике Ватикана;

выявить специфику участия Ватикана в политическом процессе на Украине;

определить место Украинской Греко-Католической Церкви в восточной политике Ватикана;

проанализировать влияние отношений РКЦ и РПЦ на межгосударственные отношения Ватикана и России, России и Украины;

- проанализировать позиции РКЦ и РПЦ по униатскому вопросу и

особенности подходов к нему властей России и Украины.

Методологической основой диссертационного исследования является метод системного анализа. Были использованы также методы сравнительного анализа и культурно-цивилизационный подход. В методологическом плане большую роль в реализации целей исследования сыграли работы таких российских и зарубежных исследователей международных отношений, как Е.П.Бажанов, Ю.А.Борко, А.В.Бурсов, О.В.Буторина, Э.А.Галумов, А.А.Громыко, В.Е.Донцов, М.В.Ильин, И.А.Василенко, М.М.Лебедева, А.Ю.Мельвиль, М.М.Наринский, Т.Г.Пархалина, Я.А.Пляйс, А.В.Торкунов, И.Г.Тюлин, А.Д.Шутов, П.А.Цыганков, Зб.Бжезинский, Г.Киссинджер, Ю.Хабермас, М.Фуше и др.

Основу источниковедческой базы исследования составили документы и материалы, раскрывающие цели, содержание и идеологию восточной политики Ватикана и РКЦ на Украине. Это - документы Римско-Католической Церкви, а именно энциклики и публикации церковных иерархов РКЦ, УГКЦ, материалы II Ватиканского собора (1962-1965 гг.), которые позволили определить суть восточной политики РКЦ и Ватикана и их отношение к РПЦ, России и Украине. Следует отметить, что после II Ватиканского собора в документах Ватикана и выступлениях иерархов РКЦ уже не так часто напрямую затрагиваются политические проблемы, как это было ранее. Безусловно, постоянно присутствует тема прав человека и прав верующих , но уже без жестких и прямых обвинений в адрес СССР и социалистических государств. Цели восточной политики Ватикана затушевываются богословскими формулировками и теологическими пассажами и рассуждениями, и в этом проявляются традиционные особенности дипломатии Святого Престола. Раскрыть истинную суть целей Ватикана в увязке с той или иной политической ситуацией помогают

3 Иоанн Павел II. Мысли о земном. - М., 1992.

7 соответствующие научные исследования исторического и политологического характера, комментарии специалистов и другие источники.

В ходе исследования автор использовал материалы социологических исследований и результаты мониторингов, которые позволили выяснить религиозные и политические предпочтения различных групп украинского общества с учетом особенностей политического процесса Украины. Использовалась текущая информация, представленная в текстах, статьях и интервью политических и религиозных деятелей РКЦ, УГКЦ и РПЦ, России и Украины, опубликованная в СМИ и в Интернете.

Степень научной разработанности проблемы. В российской научной литературе восточная политика Ватикана и РКЦ рассматривалась в целом ряде работ таких авторов, как В.П.Гайдук, И.Р. Григулевич, И.М.Иванова, Т.В.Зонова, Ю.Е.Карлов, Н.А. Ковальский, С.Г.Лозинский, М.П. Мчедлов, Н.А. Нарочницкая, В.Рожков, М.М. Шейман, Б.Е.Штейн, Б.А.Филиппов и др.4 В этих работах политика Ватикана и РКЦ исследуется как в историческом, так и политологическом аспектах. Особое внимание уделяется деятельности РКЦ и Ватикана по отношению к России и СССР. Следует также особо обратить внимание на работы Т.В.Зоновой, посвященные анализу дипломатии Ватикана как государства и религиозного центра. Публикации данного автора дают понять, как строились отношения РКЦ и Ватикана с европейскими государствами. Т.В.Зонова называет три основных фактора, в основном определивших роль Святого Престола в европейской

4Гайдук В.П. Христианская демократия в Италии. М, 1980; Гайдук В.П. Католическая церковь в послевоенном мире: путь к диалогу. - Религия и церковь в западном обществе XX века. М., 1992; Гайдук В.П. Кремль и Ватикан. Второй Ватиканский собор — взгляд из России. М., 1997; Зонова Т.В. Дипломатия иностранных государств. М., 2004; Задворный В. История римских пап. М., 1995; Зонова Т.В. Христианская демократия Европы перед лицом интеграции// Западноевропейская интеграция: проекты и реальность. М., 1986; Зонова Т.В. Дипломатическая служба Италии. Исторический очерк. М, 1995; Зонова Т.В. Архивы министерства иностранных дел Италии: история и современность // Российская дипломатия в свете мирового и исторического опыта. М., 1996; Зонова Т.В. Россия и Италия: история дипломатических отношений. M., 1998; Зонова Т.В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М., 2000 и др.; Демин А. А. Государственная служба. М., 2004; Карлов Ю. Е. Миссия в Ватикан. М., 2004; Карлов Ю.Е. Дипломатия Москвы и Второй Ватиканский Собор. Взгляд из Москвы. М., 1997; Ковальский Н.А., Иванова И.М. Католицизм и международные отношения, М., 1989; Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви.М.,1998; Чатри X. Роль и значение дипломатии Римской Католической церкви на современном этапе Европейской интеграции. СПБ, 2004; Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе. М., 2005 и др.

8 политике: историческая практика католической церкви, накопленный ею опыт государственного строительства, богословское осмысление политической жизни.

Следует также отметить работу первого посла Российской Федерации в Ватикане Ю.Е.Карлова «Миссия в Ватикан», в которой автор освещает историю неофициальных советско-ватиканских контактов. В этой работе впервые дается полная картина подготовки в Кремле и Ватикане к восстановлению официальных межгосударственных отношений. Публикация представляет интерес и тем, что автор использует материалы личного архива, а также малодоступные исследователям документы. Восприятие Ю.Е.Карловым Ватикана и его видение перспектив российско-ватиканских отношений отличаются оригинальностью и помогают лучше понять роль Ватикана в современной европейской политике и характер его взаимоотношений с Российской Федерацией и РПЦ.

За рубежом избранная для диссертационного исследования тема представлена исследованиями и публикациями, в которых анализируются различные аспекты и направления внешнеполитической и дипломатической деятельности Ватикана5. Наиболее полно политика Ватикана по отношению к России, а также Украине раскрывается в работах немецкого автора Э.Винтера. В своих работах Винтер показал не только то, как складывались отношения Ватикана с Россией, Украиной и РПЦ, но и вскрыл побудительные причины политики Святого Престола - политические и идеологические - и связь этой политики папского престола с обстановкой в Центральной Европе в каждое данное время. Э.Винтер подчеркивает, что на протяжении многих столетий главным побудительным мотивом восточной политики папства было стремление втянуть в сферу своего влияния Россию и РПЦ, что было неразрывно связано с претензиями папства на мировое

5 Citterich V. Giorgio la Pira. Un santo al Cremlino. Milano, 1992; Gremillion M. Gospel of Peace and Justice. Cambridge. 1991; Hansen Eric O. The Catholic Church in World Politics. Princeton University Press. 1987; Welyryj A.G., OSBM. Dalle Cronache dell'Ukraina Cristiana. Letture storiche dalla Radio Vaticana. Roma. 1999; Blouin F.X. Vatican Archives: An Inventory and Guide to Historical Documents of the Holy See. Oxford, 1998; D'Onorno J. -B. Le Sant-Siege dans les Relations internationales. Paris. 1989; Lebec E. Histoire secrete de la diplomatie Vaticane. Paris. 1997 и др.

9 господство. Папство, пишет Винтер, было одержимо идеей «всемирной миссии» римской церкви, и Восточная Европа также входила в орбиту грандиозной программы завоеваний, выработанной католической церковью.

Одно из средств осуществления своей «всемирной миссии» Ватикан и РКЦ видели в церковной унии - «соединении» христианских церквей, под эгидой папы. Как показывает Э. Винтер, на протяжении тысячелетней истории отношения папства к России вопрос о церковной унии, о соединении православной церкви с католической, играл очень большую роль. Через объединение церквей под верховной властью папы папский престол рассчитывал распространить свое идеологическое и политическое влияние на Россию.

Среди современных зарубежных исследований политики Ватикана следует выделить работу французского автора Э.Лебека «Histoire Secrete de la diplomatie Vaticane»6. В частности, следует отметить те разделы монографии, в которых освещается деятельность Ватикана на восточном направлении, в том числе по отношению к России и Украине. Автор на основе архивных материалов Ватикана раскрывает теневую сторону внешней политики и дипломатии католических пап в XX веке. Представляет интерес его замечание, что после войны «белый крестовый поход» папы и близких к нему государственных деятелей заложил основы европейского сообщества.

Необходимо также особо отметить публикации украинских и польских авторов, где излагается свой взгляд на межцерковные отношения на Украине, деятельность Святого Престола и российско-украинские отношения. Анализ данных публикаций свидетельствует о существенных различиях в концепциях национальных историй России, Украины и Польши, а также в -восприятиях друг друга. Причем очевидно, что большинство украинских и польских авторов уделяет первостепенное внимание роли религии и конфликта католической и православной церквей в формировании национальной идентичности.

6 Lebec Е. Histoire Secrete de la diplomatie Vaticane. P., 1997.

В работах ряда украинских исследователей вхождение Украины в состав Российской империи рассматривается или как вынужденный внешними обстоятельства шаг, или как результат имперской политики Москвы. В том и другом случае они критикуют «ассимиляционную» деятельность русской православной церкви на Украине по отношению к национальным украинским церквям7.

Начиная с Беловежских соглашений, политический процесс на Украине можно рассматривать как воплощение в реальность того национального мифа, схема которого была разработана идеологом украинского, национализма М.Грушевским в знаменитой статье «Звичайна схема «русскоі» історії й справа раціонального укладу історії східнього слов'янства» (1904 г.). Грушевский выступал против идеи «тысячелетнего Российского государства» и отрицал существование некоего единого «русского» народа в течение этого тысячелетия8. В свою очередь Иван Франко в своем «Открытом письме молодым украинцам Галичины» (1905 г.) уже призывал к практическим действиям: "Сейчас с учетом более свободных форм жизни в России перед украинской интеллигенцией открывается огромнейшая практическая задача создать из огромнейшей этнической массы украинского народа украинскую нацию, некий целостный культурный организм, способный к самостоятельной культурной и политической жизни, готовый противостоять ассимиляционным попыткам со стороны других наций, откуда бы они ни происходили, и в то же время способный присваивать себе как можно более широко и как можно более быстрыми темпами общечеловеческие культурные ценности, без которых сегодня ни

7 Власовський Ив. Нарис історії української православної Церкви. Т. І - II. Нью-Йорк. 1955 - 1956; Великий
А.Г. З літопису христианскоіі Украііни. Львів. 1999; Грушевський М. Істория України - Руси. Т. 1 — 7;
Еленський В.Е., Перебенесюк В.П. Релігія. Церква. Молодь. К., 1996; Лужниццький Г. Украинська Церква
між Сходом і Заходом. Филядельфія. 1954 и др.

8 Грушевський М. Украіна і Галичина. - Літературно-науковий вісник. ХХХУ (1906). С 489—496;
Грушевський М. Звичайна схема «русскоі» історіі й справа раціонального укладу історії східнього
слов'янства. Ст. Петербург. 1904.

одна нация и ни одно сколько-нибудь сильное государство состояться не могут"9.

Польские историки и политологи в своих работах предлагают свою версию взаимоотношений трех славянских народов и христианских церквей10. Польские авторы обращают внимание на тот факт, что киевские православные митрополиты, следуя постановлениям Флорентийской унии 1439 г., до конца XV в. поддерживали отношения с Римом, а заключенные соглашения между гетманом Б.Хмельницким и русским царем Алексеем Михайловичем они трактуют как "переход украинских казаков" под власть Москвы, но только не как «воссоединение» русского и украинских народов11. То есть территория Украины рассматривается как часть польского государства, а украинский народ - как часть многонациональной Польши12. Причем если для украинцев Владимир I является первым православным князем, то для польского костела - «католическим князем» Восточной Польши.

Безусловно, что польские авторы обращают внимание на значимую роль Ватикана и РКЦ в политическом развитии Польши13. Отмечается и тот факт, что именно Ватикан настоял на известной «унии» 1596 г. (Брест) двух христианских церквей, то есть на присоединении православной церкви к католической14. Таким образом, в научной литературе находит свое отражение не только конфликт идентичностей и взаимовосприятий, но и различия в самих научных подходах, что в совокупности помогает при сравнительном анализе уточнить различные аспекты восточной политики Ватикана.

9 Франко И. Отвертий лист до галицькоі украінськоі молодежі. - Зібрання творів у п'ятидесяти томах. Київ.
Наукова думка. 1976. Т. 45. С 405.

10 Jezierski A., Leszczynska С. Historia gospodarcza Polski. W - \va. 1985; Rutkowski J. Historia gospodarcza
Polski do 1864 r. W - wa. 1953; Chwalba A. Historia Polski. 1795 - 1918. Krakow. 2002; Zernack. Polska I Rosja.
Dwie drogi w dziejach Europy. W-wa. 2000; Mazowiecki T. Chzescijanstwo a prawa czlowieka. - Wiez. W-wa.
1978. № 2; Piwowarski W. Prawa czlowieka w nauczaniu Jana Pawla II. - Wiez. 1984. № 5 и др.

11 Тымовский M., Кеневич Я., Хольцер Е. История Польши. Пер с польск. М., 2004. С. 517.

12 Тымовский М., Кеневич Я., Хольцер Е. Указ. Соч. С. 115, 116.

13 Kosciol w Polsce. Red. Kloczowski. Т. 1 -2. Krakow. 1966, 1969.

14 Тымовский M., Кеневич Я., Хольцер Е. Указ. Соч. С. 183.

Научная новизна работы состоит:

- в исследовании роли и места политики РКЦ и Ватикана в процессах
формирования европейского геополитического пространства и
регионов Европы и образовании этно-национальных общностей в
контексте отношений Восток - Запад и отношений России с
европейскими государствами;

в политологическом анализе эволюции деятельности государства Ватикан как транснационального актора и религиозного центра;

в анализе современной политики Ватикана и РКЦ в момент перестройки международных отношений, смены одного мирового порядка другим, в период становления отношений Запада с новыми постсоветскими государствами и перестройки отношений Запада с Россией;

в исследовании деятельности РКЦ и Ватикана на постсоветском пространстве в контексте расширения влияния Запада на политические процессы новых независимых государств;

в комплексном анализе религиозного компонента международных отношений на востоке Европы;

в выявлении роли религиозного фактора в формировании и развитии украинской нации и государства с акцентом на современных проблемах национальной интеграции и анализе политики Ватикана и РКЦ по отношению к Украине;

в диссертационном исследовании впервые в отечественной науке представлен анализ деятельности Украинской Греко-Католической Церкви на Украине и ее места в политическом процессе в контексте восточной политики Ватикана;

в выявлении позиций РКЦ и РПЦ, властей Украины и России по униатскому вопросу;

- в анализе российско-ватиканских межгосударственных отношений в

контексте политики прозелитизма РКЦ на постсоветском пространстве.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в практической деятельности профильных государственных, научных и учебных учреждений.

Методологический подход к раскрытию темы и результаты комплексного исследования религиозно-идеологической составляющей процесса экспансии Запада на Восток и восточной политики Ватикана и РКЦ позволяют понять всю сложность межцерковных отношений и проблем нацио-государственного строительства на Украине, а также их взаимосвязь с российско-ватиканскими отношениями.

Кроме того, анализ «восточной политики» РКЦ в регионе ЦВЕ и на постсоветском пространстве представляется крайне своевременным для выработки российским государством стратегии и методов сдерживания и коррекции негативных тенденций глобализации.

Материалы работы могут быть использованы в процессе выработки политики российского государства на постсоветском пространстве, в том числе по отношению к Украине, а также для разработки факультативных курсов и при написании специальных разделов учебных пособий по международным отношениям и внешней политике зарубежных государств.

Положения, выносимые на защиту:

Отношения между государствами Востока и Запада Европы вдохновлялись религиозными началами, и внешняя политика государств была неотъемлема от религиозной миссии Церкви и евангелизации населявших Европу народов.

Нынешняя политика Ватикана на постсоветском пространстве является продолжением исторической политики РКЦ по отношению к России и по отношению к Русской Православной Церкви.

В постбиполярном мире в своей «новой» восточной политике Святой Престол уделяет особое внимание территориям России и другим

14 постсоветским государствам: предпринимаются попытки распространения католической религии среди населения, культуре которого традиционно был чужд католицизм.

Украина является объектом особого внимания Ватикана, что вполне объяснимо не только с исторической точки зрения, но и в контексте философии деятельности папы Иоанна Павла II по отношению к странам ЦВЕ.

В свою очередь, униатская церковь на Украине занимает особое место в политике Ватикана. Ватикан создал и всегда опекал Унию, поддерживая этот особый институт распространения своего влияния на восточном направлении. Неоднократно Ватикан актуализирует идею «унии» с целью усиления своих позиций на политическом и религиозном пространстве православной Европы, в том числе и в России.

Украина в прошлом являлась и в настоящее время является пространством соперничества/конкуренции Русской Православной Церкви и, Римско-Католической Церкви.

Идея «унии» на Украине фактически есть скрытая форма претензий Ватикана на канонические земли исторического русского православия, есть давнее стремление подчинить его РКЦ и Ватикану. Святейший Престол, не вмешиваясь явно в политику униатов, де-факто молчаливо поддерживает деятельность УГКЦ в области прозелитизма и параллельно расширяет и присутствие самой РКЦ на Украине.

«Униатский вопрос» в отношениях РПЦ и РКЦ опосредованно влияет на отношения России с Ватиканом как государством.

Католический прозелитизм среди традиционно православного населения России и других стран СНГ является серьезнейшим препятствием для нормализации православно-католических отношений.

Одной из задач внешней политики России является защита интересов соотечественников за рубежом, в том числе в их стремлении сохранить свою культурную и религиозную самобытность.

15 Цели и задачи исследования определяют общую структуру работы и последовательность глав и параграфов. Диссертация состоит из введения, трех глав и девяти параграфов, заключения и списка источников и литературы.

«Разделение церквей» и регионализация Европы

Регионализм - универсальное и объективное явление современных процессов глобального развития. Как известно, регионализм через понятие «регион» привязан к определенной территории и имеет в той или иной степени юридические,. экономические, геополитические, исторические, культурные и иные трактовки15. В то же время регионализм — это естественный исторический процесс территориальной самоорганизации соседствующих на определенном географическом пространстве социальных, политических, экономических и культурных общностей.

Европейский регион как цивилизационная целостность формирует свои контуры и структуру, свои силовые центры и периферии в процессе трансформации пространства Римской империи. Это был период распада последней и время, когда зарождается строй мышления будущих европейцев, их "особенности чувственного восприятия мира, их проблемы и темы культуры ".

В процессе своего развития пространство Европы раскалывается на два больших субрегиона — Европу Западную и Европу Восточную, особенности взаимоотношений которых в значительной степени определил фактор религии. Разделение Римской империи на Западную и Восточную (конец IV в.) привело к образованию религиозно-идеологических центров имперской политики соответственно в Риме и Константинополе, что положило начало расколу христианской церкви.

В итоге христианизация языческой Европы осуществлялась двумя Церквями самостоятельно, а на востоке Европы они соперничали друг с другом в своей миссии. Причем в противостояние Константинопольского Патриархата и Римского Святого Престола были втянуты различные варварские европейские государства — княжества и королевства, между которыми шла своя борьба за верховенство. Из рук Рима приняли христианство страны Центральной и Северной Европы. Из рук Константинопольской церкви — ряд балканских государств и древнерусских княжеств. Сохраняющееся в последующие столетия известное противостояние Константинополя и Рима сопровождалось "глубокой враждебностью между теми, кого оскорбительно называли «латинянами» (но не христианами), и «греками» (но не римлянами)" . В результате по линии Балканы - Восточная Прибалтика произошел раскол Европы, и были намечены контуры будущих культурных суперсистем и европейских 5 регионов.

Кульминацией в соперничестве двух Церквей стал 1054-й год, когда Римский Папа и Константинопольский Патриарх предали друг друга анафеме. Как отмечает швейцарский политолог У.Альтерматт, "религиозный конфликт между восточной и западной церковью влиял на политико-теологическую карту европейского континента на протяжении веков" .

Таким образом, схизма зафиксировала не только факт разделения Церквей, но и придала идеолого-символический смысл той геополитической границе между Востоком и Западом Европы, которая явилась результатом сложных, сопрягающихся друг с другом различных культурных, социальных и политических процессов на пространстве бывшей Римской империи.

Западная - «романо-германская» - Европа охватывала области западнее Эльбы и Карпатской дуги и от Балтики до Адриатики. Границы на востоке в политическом отношении были более или менее идентичны демаркационным линиям польского и венгерского королевств, а на севере - пограничным зонам немецкого рыцарского ордена в более поздней Восточной Пруссии.

"Европа возникла, - пишет У.Альтельматт, - в результате завоеваний и миграций. С завоеванием западно-римской империи так называемыми варварами в период с 500-го до 800 г. образовался Запад"19. В свою очередь, по мнению того же автора, "формирование Восточной Европы проходило медленно. Оно началось вокруг Византии, а завершилось - с началом Нового времени"20. Византийская империя и восточно-христианская церковь оказали свое непосредственное влияние на формирование государственности у южных и восточных славян . Она стала образцом подражания и для русских князей. Перенимается не только христианская религия, но и опыт государственного строительства .

Византия контролировала и управляла своей периферией через единую Восточно-христианскую церковь. Так, Константинопольский Патриарх назначал епископов и митрополитов в страны восточно-христианского обряда в основном из числа греков, которые не только являлись информаторами, но и оказывали соответствующее идеологическое и политическое влияние на местные элиты в своих интересах и интересах Империи.

Новый ракурс восточной политики Ватикана

Истоки современной политики Ватикана можно увидеть в соперничестве двух ветвей христианства в тех международных и культурных процессах, которые протекали в Средние Века и Новое Время в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, что имело и имеет определенные последствия для России. Под лозунгом католизации восточных периферий Европы в начале XIII в. Ватикан организует крестовые походы в Восточную Прибалтику, поддерживает Польшу в ее борьбе с русскими княжествами в XIV - XV вв. и Россией в XVII - XVIII вв. и т.д.

В Новейшее время восточная политика Ватикана обретает особое идеолого-геополитическое звучание. Суть его - защита христианских основ европейской цивилизации от коммунизма и «советской угрозы».

В 20-х годах XX в. Ватикан однозначно определил свою позицию по отношении к коммунизму в Советской России. Один из европейских историков политики Ватикана К.Палленбергер отмечает, что "без всякого сомнения, римская католическая церковь видит для себя главную опасность в коммунизме"51. Римский папа Бенедикт XV под лозунгом защиты религии поддержал иностранную интервенцию в Россию в 1918 г. Очевидно, что не только коммунистическая идеология явилась причиной антисоветской политики Ватикана. В начале 1930 г. папа Пий XI провозгласил «крестовый поход» против СССР , тем самым он как бы обозначил историческую преемственность по отношению к предшествующим периодам восточной политики Ватикана и крестовым походам средневекового периода53. В этом же духе действовал папа Пий XII. Так, он, напуганный успехами Советской Армии в Европе, еще в 1944 г. решил обратить внимание американского президента на опасность возможного распространения «коммунистической угрозы» после окончания Второй мировой войны и предлагал на этой основе развивать тесное сотрудничество . В 1946 г., опережая политических инициаторов развязывания «холодной войны», Папа уже призывал христиан Запада выполнить повеление «пресвятой девы Марии» об «обращении России в католицизм» и при этом действовать так, как действовали крестоносцы55.

В период разгара холодной войны на Западе призывы воскресить идею крестовых походов на Восток как идею войны против «атеистического коммунизма» были не редкостью5 . В 1947 г. Пий XII на совещании кардиналов вновь призвал западные государства к крестовому походу против коммунизма. В феврале 1949 г. Папа дал положительную оценку факту создания блока НАТО. А католическая печать, выражая точку зрения Ватикана, многократно подчеркивала, что создание НАТО "спасло старый континент от ига коммунизма" . Примечательно, что Ватикан, придерживаясь своих принципов структуризации католического пространства, долгое время фактически игнорировал послевоенные границы европейских государств. В частности, это проявлялось в том, что Святой Престол не назначал польских епископов в западные епархии Польши.

Второй Берлинский кризис (1961 г.) и Карибский кризис (1962 г.), когда мир был поставлен на грань ядерной катастрофы, вызвали определенные подвижки в восточной политике Ватикана. Папа Иоанн XXIII, став во главе католической церкви, выступил с призывом урегулировать все спорные вопросы между Востоком и Западом. В 1961 г. Папа призвал высших руководителей государств Запада и СССР встать на путь проведения "свободных и искренних переговоров" . В 1962 г. Иоанн XXIII в своем обращении к руководству СССР и США заявил: "Соглашаться с переговорами на любом уровне и в любое время .... - это знак мудрости и осторожности, который благославляет небо"5 .

В период созыва II Ватиканского собора (1962-1965 гг.) Святейший Престол настойчиво стремился к установлению связей с СССР и РГЩ. Так, обсуждались различные вопросы, связанные с приглашением представителей РПЦ на Собор. Был осуществлен ряд контактов на официальном и неофициальном государственном уровне60. В переговорах, начатых в 1963 г. с санкции Н.С.Хрущева и при посредничестве главы правительства Италии А.Фанфани, участвовали посол СССР в Италии С.П.Козырев и глава ватиканской комиссии по вопросам христианского единства кардинал А.Беа. В 1965 г. впервые в советской истории министр иностранных дел СССР А.А.Громыко встретился с папой Павлом VI. Впоследствии были и другие визиты и контакты. В 1967 г. председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный, формальный глава советского государства, посетил Ватикан. Хотя советско-ватиканские контакты в значительной степени носили протокольный и информационный характер, но было очевидно, что стороны на политическом уровне не могут игнорировать друг друга. Кроме того, на этих встречах всегда поднимались вопросы международной безопасности.

Украина и украинцы в геополитических процессах Центральной и Восточной Европы в прошлом и настоящем

Страны Центральной Европы в основном принадлежат к западному христианству, но в течение продолжительного времени находились и находятся в непосредственном контакте с разнообразной православной восточно-европейской культурой, представителем которой является украинский этнос. В этом смысле политический процесс в современной Украине нельзя понять, рассматривая это государство лишь как бывшую провинцию Российской империи и одну из бывших союзных республик СССР. Современная Украина как государственное образование, ее региональные особенности, а также в целом украинский этнос и украинская культура являются результатом международных процессов, протекавших в Центральной и Восточной Европе на протяжении ряда столетий. В течение всей своей истории территории расселения украинского этноса являлись объектом политического и военного соперничества целого ряда государств. В различное время те или иные группы украинского этноса являлись подданными Польши, Австро-Венгерской и Российской империй, Пруссии, Румынии, Венгрии, СССР и Чехословакии.

Следует также подчеркнуть, что современная Украина является тем местом Европы, где "наряду с экономической и общественно-культурной цивилизационной границей существуют границы, в основе которых лежит религиозный принцип", и происходило и происходит конфликтное сопряжение геополитического пространства с религиозно-идеологическим, что нашло свое проявление в украинском вопросе.

Непосредственно украинский вопрос в европейской политике, в том числе и в отношениях Европы с Россией, возник в середине XVII в. . К этому времени большая часть украинских территорий входила в состав Польши. Последняя, как католическое государство, имела давние и тесные контакты с Ватиканом и пользовалась его поддержкой в своей политике по отношению к России. По инициативе Ватикана было осуществлено под видом церковной унии подчинение украинского православного населения Римско-Католической церкви. Тем самым был создан своеобразный барьер между украинской и русской православными церквями, украинским и русским населением. Организационно Уния оформляется на церковном соборе в г. Бресте в 1596 г.

С этого момента польское государство и католическая церковь начинают проводить политику окатоличивания и полонизации православного населения Украины1 . В результате, с одной стороны, происходит включение православного населения Украины в политическую и религиозно идеологическую систему Европы , но с другой — стимулируется украинский этногенез, то есть рост осознания украинским православным населением Польши своей самобытности143.

К середине XVII в. зтно-религиозные противоречия в Речи Посполитой достигают своей критической точки. Украинское казачество поднимается на вооруженную борьбу и обращается к Москве за помощью и с просьбой принять казачество и православные украинские земли под власть Московского государства.

Российско-украинский военно-политический союз, заключенный в середине XVII в., и выход из состава Польши Левовобережной Украины обострили не только русско-польское соперничество, но и внесли напряжение в отношениях России с другими европейскими государствами и Папским престолом. Великие державы не сразу признали акт вхождения украинских территорий в состав России. Более того, Польша и Швеция, Ватикан и другие европейские государства с помощью ряда казачьих предводителей предприняли попытки отторгнуть вошедшие в состав России земли Восточной Украины

В свою очередь, инкорпорирование украинских территорий в состав России открыло новую страницу в ее истории. Но «воссоединение» русских и украинцев происходило не так гладко , как представляли, например, одобренные ЦК КПСС «Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654 - 1954 гг.)»146. Во-первых, изначально восточно-славянский этногенез был противоречив (как и любой другой)147 и не имел абсолютной заданности на возникновение такой культурной общности, как «единый русский народ». Непосредственное соседство Киевского княжества с европейскими княжествами и королевствами, деятельность западно-христианской церкви способствовали формированию иной линии развития южной ветви восточных славян. Во-вторых, со времени распада Киевской (или Древней) Руси прошло достаточно времени, чтобы сформировались русская, белорусская и украинские этно-культуры, которые сохраняли свои особенности, в том числе религиозного характера и в составе Российской империи, став источником соответствующих национализмов. Историки отмечают и тот факт, что малороссийские архиереи являлись "противниками царского подданства. Они уклонились от присяги после Переяславской рады"

Российско-украинские отношения в контексте кризиса идентичностей двух государств

После окончания холодной войны и падения «железного занавеса» восточная политика Ватикана находит свое продолжение в миссионерской деятельности РКЦ на постсоветском пространстве. В СССР Ватикан имел только два католических центра: епархия в Литве и архиепископство Рижское в Латвии.

В 1990 — 1991 гг. Ватикан осуществляет реорганизацию структуры Римско-Католической церкви, действовавшей на территории бывшего СССР. Папа Иоанн Павел II возвел епископа Тадеуша Кондрусевича, апостольского администратора Минска, в сан архиепископа и назначил его апостольским администратором для католиков латинского обряда в европейской части России с резиденцией в Москве; священник Иозеф Верт, настоятель прихода в г. Марксе (Саратовская обл.), был возведен в сан епископа и назначен апостольским администратором католиков азиатской части России с резиденцией в Новосибирске. Во второй половине 90-х гг. обе администратуры были преобразованы путем разделения европейской администратуры на северную (Т.Кондрусевич, являющийся также председателем Конференции католических епископов России) и южную части (епископ К.Пиккель, Саратов), а азиатской — на западную (И.Верт, Новосибирск) и восточную (епископ К.Климович, Иркутск) .

Практически сразу после распада СССР и образования новых независимых государств были разработаны общие принципы и практические нормы для координации евангелизации и экуменической деятельности Католической Церкви в России и других странах СНГ, которые нацеливали католических епископов на миссионерскую деятельность среди населения на постсоветском пространстве.

Причем Святой Престол посчитал вполне нормальным ведение миссионерской, прозелитической деятельности на территории, где исторически католическая церковь не имела своей паствы или она была минимальна.

В миссионерской деятельности РКЦ принимал личное участие папа Иоанн Павел П. Подобной деятельности Ватикана фактически или официально содействуют определенные политические элиты и ряд государств СНГ. Довольно неожиданным выглядело со стороны официальных властей Казахстана приглашение Иоанна Павла II посетить Казахстан, где в постсоветское время число представителей католической культуры только уменьшилось в связи с массовым отъездом немецкого населения в Германию. С одной стороны, налицо было желание Астаны продемонстрировать свою прозападную ориентацию и толерантность, а с другой - Ватикан не мог не воспользоваться предоставленной возможностью «официально» открыть для миссионерской деятельности РКЦ постсоветское пространство. После подписания в 1998 г. Казахстаном и Ватиканом «Соглашения о взаимоотношениях» РКЦ получила благоприятные возможности для учреждения и деятельности католических приходов на территории страны, где население в основном состоит их представителей исламской и православной культур. Приглашение Папы и подписание конкордата можно рассматривать как вызов Русской Православной Церкви, которая считает Казахстан своей исторической канонической территорией. В этом смысле напрашивается сравнение позиций казахстанского президента и российского президента.

После Казахстана последовали посещения понтификом других республик СНГ. В большинстве бывших союзных республиках вполне толерантно воспринимают деятельность Ватикана. Более того, визиты Папы в ту или иную страну и встречи с государственными руководителями не просто проходят на высшем политическом уровне, но и приобретают особый символический смысл для обеих сторон. Например, в мусульманском Азербайджане, где количество католиков минимально, Папу принимали в традициях советских времен, когда власть выводила толпы людей вдоль всего маршрута следования высокопоставленного гостя.

Приглашение Папы и контакты с Ватиканом по государственной линии, как правило, имеют цель получить одобрение внутренней и внешней политики данного государства и поддержку в его стремлении развивать более тесные политические связи с Европой. Дело в том, что Ватикан никогда не ограничивал свою деятельность только религиозной сферой. Например, на аудиенции в Ватикане в ноябре 2004 г. Папа Римский, принимая лидеров трех религиозных общин Азербайджана, затронул и проблему Нагорного Карабаха и международных отношений на Кавказе. Глава мусульманской общины Азербайджана А.Пашу-заде на пресс-конференции по итогам аудиенции, ссылаясь на встречу с Папой, утверждал, что глава Ватикана поддержал позицию Азербайджана по мирному урегулированию карабахского конфликта .

Следует также учитывать, что некоторые политики в странах СНГ стремятся противопоставить Европу и Россию. С этой целью выискиваются любые факты из прошлого, которые можно было бы представить как подтверждение антагонистического характера отношений Европы и России. И напротив, пересматривается история своей страны таким образом, чтобы показать ее давнюю ориентацию на Европу. В частности, историки современной Грузии не случайно актуализируют исторический факт, когда в начале XVIII в. грузинский писатель Сулхан-Саба Орбелиани пытался организовать "движение за обращение Грузии в католичество в надежде, что у западных стран будет больше желания покровительствовать католической Грузии" . Утверждается также, что с XIX в. "в глазах грузинской элиты центр добра и самости был4представлен в образе Запада или Европы.

Похожие диссертации на Восточная политика Ватикана на примере Украины