Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Ворохов, Тимур Сергеевич

Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991)
<
Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ворохов, Тимур Сергеевич. Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991) : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Ворохов Тимур Сергеевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства].- Санкт-Петербург, 2014.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/85

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Этнокультурные истоки и предпосылки зарождения профессиональной башкирской эстрады 16

1.1. Башкирское музыкально-поэтическое и хореографическое наследие как самобытная основа профессионального исполнительства на эстраде 16

1.2. Национальные музыкально-театральные традиции начала XX века как предпосылки перехода к профессиональной концертной жизни 36

ГЛАВА 2 Основные этапы и особенности становления профессиональной эстрады Башкортостана 49

2.1. Формирование условий для профессиональной концертной деятельности в Башкирии в 1917-1930-е годы 49

2.2. Эстрада Башкирии в годы Великой Отечественной войны 85

ГЛАВА 3 Башкирская национальная эстрада в общей структуре советской эстрады в 1946-1991 годах 100

3.1. Особенности развития эстрадной деятельности в БАССР во второй половине 1940-х- 1950- е гг. 100

3.2. Достижения и противоречия в развитии национального эстрадного искусства советской Башкирии в 1960-1980-е годы 130

Заключение 165

Список использованных источников и литературы 1

Башкирское музыкально-поэтическое и хореографическое наследие как самобытная основа профессионального исполнительства на эстраде

Эстрадное искусство в региональном аспекте — явление, включенное в общероссийское историко-культурное пространство. Его самобытность определяется множеством факторов, из которых первичными являются историческое прошлое народов, населяющих регион, культурные корни и особенности национальной культуры, национальный колорит.

Истоки искусства эстрады Башкортостана коренятся в национальном музыкально-поэтическом наследии и исполнительстве. Своими корнями башкирский фольклор уходит в глубокую древность. Башкиры - народ с более чем тысячелетней сложной этнической историей. Башкирские племена населяли обширную территорию на стыке Азии и Европы (часть Поволжья и среднего Урала, Южный Урал, Зауральская низменность и Приаралье), через которую проходили пути Великого переселения народов, продвижения азиатских кочевников в Европу. Территория обитания башкир была своего рода «плавильным котлом» этнических процессов, ассимиляции различных племен - финно-угорских, тюркоязычных и обитавших на территории современного Ирана. Кочевой образ жизни башкирских племен, тесная связь с природой предопределили особые черты национальной ментальное, прежде всего, такие как созерцательность и поэтичность, философское мировосприятие, воинственность и дух свободолюбия.

Добровольное вхождение башкирских племен в состав Российского государства в 1554-1557 гг. - переломное событие, положившее начало эпохе длительной «колонизации», переходу башкир к полукочевому и оседлому образу жизни. Начинается интенсивное строительство крепостей и острогов, развитие горнозаводской промышленности, ремесла и торговли, рост городов, переселение на территорию края русских крестьян, казаков, татар, мордвы, удмуртов, марийцев, немцев и других народов. Освоение края, хозяйственные контакты с пришлым населением, межэтническое и межкультурное взаимодействие имели следствием трансформацию кочевой национальной культуры, переплетение и взаимовлияние фольклорных традиций. Наступление на земли коренного населения, превращение башкир в податное сословие повлекло за собой многочисленные народные восстания в XVII-XVIII вв., что нашло широкое отражение в образах, темах башкирского фольклора, также как и превращение башкир в военно-казачье сословие, введение кантонной системы управления (1798-1863), участие в военных походах в Среднюю Азию, в войнах, которые вела Россия.

Особое место в духовной культуре башкирского народа изначально занимали жанры, находящиеся на стыке поэтического и музыкального творчества: это эпические сказания, зафиксировавшие воззрения древних башкир на мироустройство, события из истории родов, племен, судьбу народа, идеи защиты земли от иноземных захватчиков, темы Родины, подвиги народных героев-батыров. Наиболее ранние из них - иртэки -сформировались на основе сочетания стихотворной речи с прозой («Урал-батыр», «Акбузат», «Кара-юрга», «Кунгыр Буга», «Акхак кола» и др.). По мнению исследователя башкирского эпоса А. Киреева, форма бытования иртэка носила синкретический характер и включала в себя помимо музыкальных компонентов (пения и игры на музыкальных инструментах) еще и другие, связанные с пляской, мимикой, жестами, элементами драмы1. Кубаир — эпическая героическая поэма («песня прославления») в стихотворной форме, посвященная прославлению родины, народа, выдающихся батыров. Можно провести аналогию с подобными большими формами эпических произведений: дастанами в Средней Азии, рунами у карелов и финнов, олонхоо у якутов. В содержании кубаиров большей частью отражены события, происходившие в истории башкирского народа в XIV-XVII вв. Кубаиры рассматриваются музыковедами как собственно музыкальный жанр (« музыкальный эпический жанр»), отпочковавшийся от многочасовых сказаний и исполнявшийся народными сказителями тирадным, так называемым кубаирским стихом, в речитативно-распевной манере в сопровождении думбыры (старинный башкирский струнно-щипковый инструмент)1. Стихотворные построения включают диалоги, прямую речь героев, восклицания, междометия, манера исполнения — элементы лицедейства, изобразительности, хореографические элементы. У каждого кубаириста был свой излюбленный обиходный напев, на который он мог исполнять стихотворные строфы различных эпических сказаний2.

Кубаиры с XVII века перестали развиваться как жанр и сохранялись как традиция народными исполнителями. На смену им приходят эпические, исторические песни и новая форма эпического творчества - байт (с арабского - стихотворение, поэтическое произведение). Это поэтико-музыкальный, сказово-речитативный жанр, исполняемый без музыкального сопровождения. Их тематика многогранна: это и мифологические сюжеты (например, «Сак-Сук», широко популярный в башкирском и татарском фольклоре), исторические события (об Отечественной войне 1812 года, русско-японской, первой мировой войне), исторических личностях («Байт о Салавате», «Байт о Пугачеве»), тема родного края, семейно-бытовые сюжеты, в том числе с юмористическим содержанием. Байты слагались мастерами устной поэзии, бытовали в XVII веке параллельно с кубаирами, передавались из поколения в поколение главным образом устным путем. Впоследствии стали распространяться в рукописях и списках, в особенности в связи с деятельностью шакирдов, учащихся медресе - мусульманских духовных

Национальные музыкально-театральные традиции начала XX века как предпосылки перехода к профессиональной концертной жизни

По мнению музыковеда М.П. Фоменкова, первым большим концертом с участием группы национальных исполнителей - представителей рождающегося башкирского музыкального и драматического профессионального искусства был «грандиозный башкирский вечер-спектакль в честь празднования четырехлетия Совбашреспублики», состоявшийся 18 февраля 1923 года в Уфе. В афише «большого концерта», приводимой в исследовании Фоменкова, среди лучших «артистических сил Башреспублики» указаны фамилии группы актеров Башкирского гостеатра (Урманцева, Галимов, Казанский, Зубаиров)1.

Именно актеры БГТД к середине 1920-х гг. вывели башкирское народное искусство за пределы республики. Летом 1925 года в Париже на Всемирной выставке декоративных искусств в «этнографических концертах СССР» участвует Юмабай Исянбаев (1891-1943), работавший в БПТ в качестве музыканта-кураиста в 1925-1928 гг. Парижская публика была восхищена виртуозной игрой кураиста, изготовившего на одном из концертов на глазах у зрителей инструмент из тростника и исполнившего на нем инструментальные мелодии «Банк», «Урал», «Буранбай». В 1927 году он участвует во Всемирной музыкальной выставке во Франфурте-на-Майне, затем до февраля 1928 года гастролирует в составе группы советских артистов по городам Европы. Во время этих концертов исполнительница песен народов СССР Ирма Яунзем спела под аккомпанемент курая башкирские народные песни2.

В 1927 году труппа театра во время гастролей в Москве участвует в Вечере национальностей - закрытом этнографическом концерте для делегатов IV Всесоюзного съезда Советов в Большом театре. Башкирской концертной бригаде отвели целое отделение. Свой номер в концерте имел и самый юный участник - ученик оркестра и танцевального ансамбля при театре Файзи Гаскаров, будущий создатель профессиональной эстрадной башкирской хореографии1. Концертный ансамбль артистов выступил летом 1930 года в этнографических концертах первой Всесоюзной олимпиады театров и искусства народов СССР: башкирские протяжные песни исполнила актриса Танхылу Рашитова, башкирские народные танцы — Бэдэр Юсупова и Гиният Ушанов, инструментальные мелодии - группа кураистов во главе с Хамитом Ахметовым2.

Как отмечал музыковед Л.Н. Лебединский, башкирские народные песни, звучание курая, перенесенные из природы в новую обстановку, должны были неминуемо претерпеть какие-то изменения: современная сцена и эстрада требовали ансамбля, аккомпанемента, по-современному оформленной музыки.

Среди любителей национального искусства популярностью пользовался первый ансамбль народных инструментов, организованный в 1927 году при БГТД (кураисты Х.Б. Ахметов, Ю.М. Исянбаев, Г.Г. Ушанов, гармонист Г.М. Мингажев, скрипач Х.К. Ибрагимов). Репертуар составляли импровизации и обработки народных мелодий3. Хабибуллой Ибрагимовым (1894-1959), заведующим музыкальной частью театра, создателем, руководителем ансамбля, автором первых обработок была сделана попытка еще в начале 1920-х гг. создать оркестр из кураистов, гармонистов, скрипачей и пианистов, иногда в театре играло своеобразное трио кураиста, гармониста и пианиста. Для этого оркестра им была написана пьеса «Салават-марш». Впоследствии исполненная в различных составах оркестра и на фортепиано, по радио и в многочисленных клубных и эстрадных концертах, она войдет в репертуар «решительно каждого башкирского кураиста, скрипача, гармониста, известна всей Башкирии именно в качестве народной»1.

Одними из самых популярных песен 1920-1930-х гг. были песни X. Ибрагимова «Марш красных рот», «Марш ударников», «Девушка-жница», «На смерть Ленина», «Зайтуна». Другим театральным композитором Камилем Рахимовым (1900-1978) были написаны массовые песни, прозвучавшие по радио в конце 1920-х гг.: «Марш колхозников» (на слова С. Кудаша), «Мы крылаты» (на стихи К. Даяна) и др.2. В 1929 году он создает новое музыкальное сопровождение к спектаклю «Башкирская свадьба». Самым выразительным музыкальным номером стала авторская «Песня Гульгайши», написанная на интонациях протяжных лирических песен. Она вышла из стен театра на клубную и профессиональную концертную эстраду.

Развитию песенного жанра в 1920-1930-е гг. много внимания уделил из первого поколения национальных композиторов Масалим Валеев (1888-1956). Получили большое распространение в Башкирии и Татарии его песни «Белая береза», «Наша деревня», «Красивая степь». В этих песнях, по замечанию музыковеда Н. Шумской, отчетливо проступают влияния мелодического стиля русской и украинской песни и городской песни-романса3. В 1930-е гг., будучи заведующим музыкальной частью БГТД, он обновляет музыкальное оформление «Башкирской свадьбы», вводит в массовые сцены к драме М. Гафури «Черноликие» много песен, плясок, положив в их основу башкирские и татарские мелодии. Авторская песня главной героини Галимы быстро приобрела широкую известность и прочно вошла в последующие годы в репертуар национальных певцов, также как и написанные в этот период «Марш шахтеров», «В саду» .

Эстрада Башкирии в годы Великой Отечественной войны

Также практически все гастрольные концерты сторонних коллективов теперь проходили под эгидой БГФ на основе заключения договоров с созданным в конце 1930-х гг. Всесоюзным концертно-гастрольным объединением (ВКГО). Во второй половине 1930-х гг. гастрольные афиши все больше заполняют крупные творческие коллективы, особенно народной песни и танца. Так, в 1938-1941 гг. в Уфе состоялись концерты Украинского государственного ансамбля песни, музыки и танца, ансамбля луганской песни и пляски, ансамбля песни и пляски кубанских казаков, Ленинградского физкультурного театра, московского теа-джаза под управлением Б. Ренского с обозрением «Путешествие по СССР», Государственного джаз-оркестра СССР под руководством В. Кнушевицкого, Украинского ансамбля музкомедии и водевиля, Государственного хора СССР им. А.В. Свешникова, театра миниатюр лилипутов, ансамбля красноармейской песни и пляски Уральского военного округа1.

В отчете о деятельности БГФ за 1940 год указывалось, что творческий репертуарный план филармония имеет только с ноября 1940, остальной же период работы филармонии «...проходил без творческого плана и деятельность была сведена к эстрадной деятельности» . Своими и привлеченными силами в 1940 году были проведено 747 концертов, из них симфонический концерт - 1, филармонических - 89, эстрадных - 657 (218 эстрадных концертов — по выездам (не в стационаре), 439 - по гастролям). Штат артистов к этому времени составлял 86 человек.3 Это позволило поставить задачу подготовки эстрадных премьер, упорядочения работы по подготовке репертуара отдельных исполнителей и коллективов. В январе 1941 года артистам было предписано представить в трехдневный срок развернутые перспективные планы на первое полугодие, установлен график подготовки и сдачи новых произведений к исполнению солистами и коллективами1. Тогда же начинается формирование башкирской национальной эстрадной бригады. Ее творческое лицо определили главным образом актеры колхозно-совхозных театров. 10 мая 1941 года первая башкирская эстрадная бригада выехала в свою первую гастрольную поездку по районам Башкирии. Руководителем был назначен Гафур Латыпов, зачинатель разговорного жанра башкирской национальной эстрады. Бригада состояла из артистов, переведенных в штат БГФ из Кигинского и Давлекановского колхозно-совхозных театров. Также в состав бригады был включен народный сэсэн Сайт Исмагилов, принятый в штат «в качестве сказителя» в феврале 1941 года2.

В мае 1941 года организуется вторая башкирская эстрадная бригада3, состоявшая из 6 актеров, в числе которых были будущая «звезда» башкирской песенной эстрады Фарида Кудашева, пришедшая в филармонию из Дюртюлинского колхозно-совхозного театра в качестве артистки разговорного жанра, баянист Закий Садретдинов . Перед этими передвижными группами, в первую очередь, ставилась задача концертного обслуживания жителей башкирской деревни. Башкиры по данным Всесоюзной переписи 1939 года составляли 7,2% всего городского населения Башкирии, татары — 13,57%. Только каждый шестой (15,8 %) из числа башкир, населяющих БАССР, проживал в городской местности. Среди уфимцев на долю башкир приходилось 6,2%, на долю татар - 15,6%, русских - 70,2%5.

В начале 1940-х гг. велась интенсивная подготовка к декаде башкирского искусства в Москве, намеченной на лето 1942 года. Были организованы специальные бригады по отбору талантливых певцов, танцоров, мастеров народного творчества. В районы Башкирии выехали худрук АНТ Гаскаров и руководитель башкирского хора филармонии Байгазина1. В заключительном концерте декады было запланировано участие первых профессиональных коллективов БГФ. Шла подготовка хореографической пьесы в оратории «Салават Юлаев» для хора, оркестра народных инструментов, ансамбля кураистов и АНТ с участием сэсэна-сказителя. Однако события лета 1941 года отсрочили проведение декады до середины 1950-х гг.

В советской Башкирии предвоенные десятилетия XX века были временем складывания условий для формирования профессиональной башкирской эстрады как составной части национального искусства, решающей, как и другие направления художественной культуры, общую задачу воспитания человека нового общества. В интенсивно развивающемся национальном искусстве было трудно отделить профессиональное и самодеятельное начала, эстрадное творчество и исполнительство от формирующегося национального театра. Это время становления профессионального музыкального творчества: написаны первые композиторские произведения (музыкантами из числа башкир и татар без специального образования) в области национальной музыки, среди которых массовые советские башкирские песни, эстрадно-музыкальные обработки народных мелодий, постепенно формировался национальный репертуар для будущих профессиональных исполнителей инструментальной музыки, народной и массовой эстрадной песни.

Достижения и противоречия в развитии национального эстрадного искусства советской Башкирии в 1960-1980-е годы

1960- е гг. отличались большим количеством выездов концертных бригад и широким охватом зрителей. Коллективы БГФ побывали во всех союзных республиках и в 49 городах РСФСР2. Ширилась география зарубежных выступлений БАНТ. В 1956-1965 гг. ансамбль участвовал в 14 зарубежных гастрольных выступлениях3.

Вырос образовательный уровень артистов БГФ: в 1964 году 32 артиста имели среднее специальное образование («музыкальное искусство» - 16, «драматическое искусство» - 16), 7 - высшее музыкальное образование. В 1966 году из 52 актеров 28 имели среднее специальное музыкальное образование, 19-театральное4.

В творческом отчете БГФ за 1965 год отмечалось, что уровень башкирской эстрады за последние годы стал выше, «эстрада теперь перестала быть чередованием стандартных номеров двух-трех жанров»1. К этому времени в БГФ работала 5 эстрадных башкирских бригад: 1) Коллектив Гайсина-Кудашевой (2 вокалиста, танцевальная пара, конферанс, оригинальный жанр, инструментальная группа). В репертуаре башкирские и татарские народные песни и танцы, песни башкирских и татарских композиторов, произведения башкирских писателей и поэтов, написанные специально для этой бригады.

2) Бригада Николая Голова-Галеевой (эстрадный квартет, 2 вокалиста, танцевальная пара, кураист, конферансье, артист оригинального жанра). В репертуаре песни народов мира, эстрадные танцы, песни башкирских и татарских композиторов, сатирические сценки, фельетоны куплеты и др. В 1965 году М. Галеева подготовила под руководством И. Яунзем программу «Песни народов мира».

3) Эстрадная группа «Кэтук» и «Баганай» (Гафур Латыпов, Ахат Уразметов). Состав - вокалисты, танцоры, баянист, парный конферанс, артисты оригинального жанра. Репертуар: интермедии, сценки, скетчи, фельетоны, монологи, куплеты, народные и современные песни и танцы, оригинальный жанр.

4) Бригада Лутфуллы Сайфуллина - 3 вокалиста, танцевальная пара, кураист, артист оригинального жанра, дуэт баянистов, 2 - разговорный жанр. Репертуар: театрализованные сценки, интермедии, фельетоны, куплеты, народные, эстрадные песни и танцы, оригинальный жанр.

5) Бригада Хабира Галимова -3 вокалиста, танцевальная пара, курай, ведущий, оригинальный жанр. Репертуар: башкирские и татарские народные песни и танцы, произведения башкирских композиторов и писателей2.

В 1960-е годы особой популярностью в республике стала пользоваться лирическая песня. В башкирской эстраде это явление было связано, прежде всего, с именем Фариды Кудашевой. Будучи солисткой Башкирского радио в 1947-1956 годы, она обрела известность особой манерой интерпретации старинных башкирских и татарских песен. В 1950-х гг. ее пластинки молниеносно разошлись по тюркоязычным республикам. Более двадцати лет выступая в качестве ведущей солистки БГФ, певица объездила с концертами весь Советский Союз. После гастролей в Средней Азии ее назвали великой тюркской певицей. Зрителей поражали искренность, проникновенность, светлый лиризм и неповторимая задушевность исполнительской манеры. Отличалась драматически отточенным стилем исполнения, наиболее ярко выразила родство и близость двух музыкальных культур - башкирской и татарской, исполняя классику традиционной песенной культуры обоих народов и современные песни башкирских и татарских композиторов.

Расцвет ее концертной деятельности пришелся на 1960-1970-е гг. в союзе с виртуозным музыкантом Бахти Гайсиным. Он был автором многих песен Кудашевой, аранжировщиком мелодий традиционных песен, аккомпаниатором.

В их творческом дуэте национальный мелос органично сплетался со стилем все более распространяющихся массовых жанров музыки. Как говорила сама Кудашева: «...я начала чувствовать, что в чем-то перестала удовлетворять запросы публики, особенно молодежи. На русском языке тогда появилось много хороших песен: память о погибших, полет человека в космос, современные человеческие отношения. Помните, сколько замечательных песен появилось о любви? Например, популярнейший цикл Аркадия Островского «А у нас во дворе». И вот такие песни нужны были на башкирском и татарском языках»1. Эти песни написал ей Бахти Гайсин. Особо были любимы зрителем 1960-1970-х гг. песни «Я люблю тебя», «Черные усы», «У могилы неизвестного солдата», «Не ломай черемуху», «Гнется береза». Анализ концертных программ эстрадных бригад филармонии 60-х гг. показывает, что песни Б. Гайсина были в репертуаре практически всех ее солистов. Руководство филармонии в конце 1960-х гг. просило МК БАССР приобрести 40 произведений автора (песен, обработок, переложений), уже исполняемых в концертах эстрадных бригад .

Во второй половине 1960-1970-е годы рост исполнительского мастерства артистов башкирской эстрады был связан с принявшей систематический характер работой режиссеров, балетмейстеров, концертмейстеров с эстрадными бригадами.

В 1950-е гг. состав эстрадных бригад в течение года мог смениться по несколько раз, артисты переводились из одного коллектива в другой в зависимости от первоочередных тактических задач, которые ставились перед филармонией (обслуживание целины, выезды за пределы республики, выступления перед различными типами зрительской аудитории и т.д.).

Во второй половине 1960-х-1970-е гг. состав оставался более или менее стабильным, что позволяло вести планомерную репетиционную работу и готовить тематические эстрадные программы. Вводится специализация эстрадных бригад, определявшая творческое лицо коллектива. В конце 1960-х-первой половине 1970-х гг. это были коллективы «Музыкальная эстрада» народных артистов БАССР Гайсина-Кудашевой, «Юмор и сатира» заслуженных артистов БАССР Латыпова-Уразметова, «Песни народов мира» заслуженных артистов БАССР Голова-Галеевой, «Народные мелодии» заслуженного артиста БАССР Ишмуллы Дильмухаметова (затем Рамазана Янбекова), «Молодежная эстрада» Гумера Абдульманова (солист БГФ в 1964-1968 гг.), затем Ильфака Смакова, «Музкомедия и оперетта» певца, композитора, режиссера БГФ с 1968 года Шамиля Кульбарисова, автора популярных в эти годы оперетты «Когда приходит любовь» (1965), музыкальной комедии «Уфимские девчата» (1969)2.

Похожие диссертации на Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991)