Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Веретенников Андрей Анатольевич

Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры
<
Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веретенников Андрей Анатольевич. Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Веретенников Андрей Анатольевич; [Место защиты: Ин-т философии РАН].- Москва, 2007.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/840

Введение к работе

Обоснование актуальности темы исследования.

Понятия возможности и необходимости являются одними из самых популярных аналитических инструментов в философии конца XX века. Наиболее интенсивно они используются для решения теоретических проблем в области аналитической философии языка, философии сознания, аналитической метафизики. Эти понятия в настоящее время неразрывно связаны с понятием возможного мира как некоей совокупности положений дел, которая не существует в действительности, но могла бы быть. Одним из условий для признания мира возможным является логическая непротиворечивость. Например, не противоречит логике утверждение о том, что слоны могли бы летать или все лебеди - белые. Эти утверждения являются утверждениями относительно положений дел, то есть, фактическими утверждениями. Противоречивый мир называется невозможным в силу того, что в нем «существуют» положения дел, несовместимые друг с другом или внутренне противоречивое положение дел. Например, невозможен мир, в котором слоны одновременно летают и не летают или в котором существует круглый квадрат.

Понятия необходимости и возможности долгое время использовались для анализа модального дискурса, то есть такого модуса речи, в котором говорится, например, о будущем. Сослагательное наклонение «если бы ..., то бы ...» также является частью модального дискурса. Высказывание о том, что завтра может произойти морское сражение предполагалось эквивалентным высказыванию «завтрашнее морское сражение возможно». Если бы не существовало, допустим, противоборствующих флотов, то завтрашнее морское сражение было бы «невозможным». С другой стороны, если бы завтрашнее морское сражение являлось бы следствием из закона природы или божественной воли, то оно было бы «необходимым».

Такое понимание необходимости касается только предложений о фактах или о законах природы. Понятие необходимости в логическом смысле не включает в себя обязательного выполнения закона природы. Вполне достаточно выполнения закона непротиворечия. В этом смысле завтрашнее морское сражение не может быть необходимым, а может быть только возможным.

Однако, в рамках классической аналитической философии (логического эмпиризма и британской аналитической философии начала XX века) к понятиям возможности и необходимости относились с подозрением. Они не могли быть анализируемы с помощью концептуального аппарата того времени, не могли быть сведены к элементарным «фактическим» предложениям и, как следствие, подлежали элиминации.

Первым философом-логиком, в работах которого были эксплицитно использованы понятия возможности и необходимости, был американский прагматист Кларенс Ирвинг Льюис. Эти понятия потребовались ему для введения строгой импликации, позволяющей избежать парадоксов материальной импликации. Сама строгая импликация определялась в терминах логической невозможности. Материальная импликация была использована в самом значимом для логики начала XX века труде Бертрана Рассела и Альфреда Уайтхеда Principia Mathematica для формализации отношения следования «если ..., то ...». Благодаря К.И. Льюису и другим философам были разработаны многочисленные системы модальной логики, то есть системы логики, в которых использовались операторы необходимости и возможности. Однако, смысл этих операторов для позитивистски ориентированных философов оставался неясным. Очевидно было, что понятия возможности и необходимости не являются экстенсиональными, то есть, предложения, в которых они участвуют, не могли быть взаимозаменимы без потери истинности.

С введением в модальную логику кванторов в середине XX века ситуация значительно осложнилась. Знаменитая формула Рут Баркан-Маркус привела к новым парадоксам. Семантика, то есть то, что значат ее предложения, оставалась неясной. Были построены только фрагменты семантики для модальной логики. Сол Аарон Крипке построил семантику для всех типов модальных логик, в которой ввел уже упомянутое понятие возможного мира как «абстрактного» положения дел. Необходимость здесь понимается как то, что выполняется во всех возможных мирах. Однако, само понятие возможного мира оставалось непроясненным. Существуют ли возможные миры и если да, то каким онтологическим статусом они обладают? Какие онтологические обязательства, то есть то, что нужно признавать существующим, налагаются на философа, оперирующего с понятиями возможного мира? Помимо этих общих вопросов, возникли и более частные. Если индивид может обладать некоторыми свойствами, которыми он не обладает в действительности, то будет ли он тем же самым в том возможном мире, в котором он им обладает? То есть, могут ли «пересекаться» возможные миры.

Дэвид Льюис является философом, предложившим наиболее полную онтологическую интерпретацию для понятия возможного мира, названную им «модальным реализмом». Поэтому выбор данной фигуры в качестве ключевой для диссертационного исследования очевиден. С другой стороны, историческое исследование какой-либо из фигур в аналитической философии второй половины XX века будет явно неполным без описания систематического контекста, позволившего разрабатывать какую-либо философскую доктрину. Поэтому, помимо описания общего контекста и взглядов самого Д. Льюиса представляется необходимым задействовать как минимум одну фигуру-антагониста, автора конкурирующей программы. В качестве такого философа для данного исследования был выбран С. Крипке, автор самой ранней критики «модального реализма». Рассмотрению этих тем посвящены первые две главы диссертации.

Помимо философии языка, анализ с помощью понятия возможного мира часто применяется в области философии сознания. В силу того, что Д. Льюис является автором одной из исследовательских программ в области философии сознания -теоретического функционализма. Так как место теоретического функционализма в философии сознания является также неясным без описания контекста, изложение взглядов Д. Льюиса предваряется общим описанием конкурирующих программ в философии сознания. Функционализм Д. Льюиса представляет собой онтологически нейтральную доктрину, то есть, не предполагает вывода о том, что именно является основой реальности, одна, две или большее количество субстанций. Несмотря на это, американский философ Льюис принадлежит к школе т.н. «австралийского материализма», представители которой четко позиционировали себя как монистических материалистов. Поэтому для более четкого представления о систематическом месте материализма в общей картине философии сознания был выбран один из сторонников дуализма. Это опять же С. Крипке, сформулировавший один из ведущих модальных аргументов против материализма в философии сознания. Рассмотрению данной проблематики посвящена третья глава диссертации.

В силу того, что Д. Льюис не ограничивался темами философии языка, онтологии и философии сознания, в Заключении дается краткий очерк некоторых разработок данного мыслителя в области современной эпистемологии, философии математики и дается краткая характеристика его метода.

Степень разработанности проблематики.

В отечественной литературе существует два типа работ, связанных с проблематикой диссертации. Во-первых, это монографии и статьи по истории англо-американской философии и аналитической философии в узком смысле. Среди современных авторов этих работ которых можно указать А.Ф. Грязнова, СВ. Никоненко, Н.С. Юлину, Д.И. Дубровского, Г.Д. Левина, Е.Е. Ледникова, В.В. Васильева, Л.Б. Макееву, В.Н. Поруса, А.Л. Никифорова, Т.А. Дмитриева, М.С. Козловой, А.З. Черняка и М.А. Лебедева, В.А. Суровцева, В.А. Ладова, B.C. Шрамко, П.С. Куслия1. Работы этих авторов в целом задают некоторый контекст для изучения аналитической философии в целом и в них затронуты темы, сопряженные с проблематикой данного исследования, но в них эксплицитно не описывается проблематика диссертации.

Второй тип исследований - это работы логиков и философов-логиков, в которых предоставлены систематические исследования или изложение проблематики возможности и необходимости. Это работы А.А. Ивина, Е.А. Сидоренко, Е.Д. Смирновой, В.Л. Васюкова, В.В.

Петрова2. Данные исследования характеризуются широким применением логического аппарата, но не являются работами по истории философии. Проблематика, связанная с аналитической метафизикой и онтологией, затрагивается в систематическом ключе, для обоснования, подтверждения или опровержения каких-либо тезисов. Однако, изложения взглядов Д. Льюиса в них нет. Таким образом, данное диссертационное исследование является, насколько это известно автору, первой историко-систематической работой на русском языке, посвященной проблематике возможности и необходимости и изложению в этом контексте взглядов самого яркого представителя аналитической метафизики конца XX века - Д. Льюиса.

С другой стороны, в англоязычной аналитической литературе, как основной для диссертационного исследования, статьи и книги по проблематике возможности и необходимости и возможным мирам насчитывают сотни наименований. Однако, на настоящий день, спустя пять лет со смерти Д. Льюиса, ему посвящены всего три работы. Это книга Дэниела Нолана «Дэвид Льюис»3, являющаяся систематическим изложением философии Льюиса (вкупе с имплицитными размышлениями автора) для студентов англоязычных университетов. Данная работа лишена каких-либо историко-философских отсылок и поэтому представляет для настоящего исследования лишь ограниченный интерес. Другой работой является сборник под редакцией Фрэнка Джексона и Грэхэма Приста «Льюисианские темы»4, собравший аналитические статьи «в духе» Льюиса известных современных аналитических философов на темы от

интенциональности до философии физики. С точки зрения настоящего исследования этот сборник, несомненно, крайне интересный и влиятельный, также представляет лишь ограниченный интерес. Еще одна работа5 - попытка систематического изложения философии Д. Люиса под редакцией Герхарда Прейера - представляет собой просто систематическое обсуждение важнейших тем в философии Льюиса, и не имеет отношения к историко-философскому исследованию в силу самой тематической направленности сборника. Единственный историко-систематический обзор тематики, связанной с философией модальности Д. Льюиса можно обнаружить лишь в книге Грега Фитча «Сол Крипке»6, в одной из глав которой автор показывает дискуссионный контекст 60-70-х годов XX века по проблемам модальности на примере Д. Льюиса. Однако, критический контекст работы, в которой Льюис показан в качестве пропонента крайне абсурдной точки зрения, ответом на которую является позиция Сола Крипке, также не позволяет в полной мере использовать ресурсы этой, в других отношениях прекрасно написанной книги, для настоящего диссертационного исследования. 

Таким образом, даже в англоязычной литературе наблюдается определенный вакуум, недостаток, работ, посвященных историко-систематическому анализу проблематики философии модальности вообще и философии Д. Льюиса, в частности.

Место Д.К. Льюиса в истории аналитической философии.

Дэвид Келлог Льюис - американский философ, представитель аналитической философии последней трети XX века. Льюис является одним из самых известных авторов, работавших в области

аналитической метафизики, эпистемологии и философии сознания в конце XX века. Значение Льюиса для аналитической философии в целом чрезвычайно велико. Методика работы Льюиса представляет собой сочетание нескольких типов анализа, среди которых можно выделить классический концептуальный анализ, редуктивный анализ по методу Рамсея-Льюиса, анализ средствами разработанной им «теории двойников» - экстенсиональной переформулировки основных положений модальной логики. Парадоксальные взгляды Льюиса в области модальной метафизики не принимаются сегодня практически ни одним из работающих философов, но его метод был взят на вооружение очень многими. Достаточно сказать, что для того, чтобы отделить метод Льюиса от его метафизики («подлинного модального реализма») была построена особая метафизика (как способ объяснения) - «модальный фикционализм». Он является, по признанию одного из своих рецензентов и оппонентов, человеком, который был готов следовать за доказательством, куда бы оно ни повело. По-видимому, именно в силу этого обстоятельства он стал философом, которого часто сравнивают с Алексиусом Мейнонгом . Яркий, художественный стиль изложения сделал Льюиса одним из наиболее читаемых авторов в жанре «классической» аналитической философии, традиционно отличающейся сухостью изложения. Согласно Льюису, философское объяснение является в первую очередь метафизическим, то есть философы говорят не только о том, что есть, но и о том, что может быть, и о том, что существует всегда и везде. Льюиса иногда характеризуют как последнего «систематического философа» старой школы аналитической философии, в том смысле, в котором его философские взгляды формировали единую картину мира и определяли место человека в

нем. Таким «систематическим философом» классического периода аналитической философии середины XX века был, например, Бертран Рассел. Взгляды Льюиса обладают особым единством, так как для решения классических проблем и для постановки новых, начиная с социальной философии и заканчивая философией сознания, Льюис основывался на разработках в области философской логики и взгляда на мир, в котором существуют только индивиды и их агрегаты. Именно проблемы являлись тем, от чего всегда отталкивался мыслитель, а совокупность решений этих проблем представляет собой «философскую систему» в смысле, типичном для аналитической философии XX века. Тем не менее, все решения философских проблем Льюисом основываются на общем фундаменте. Льюис является мыслителем, разработки которого затрагивают практически все области философского исследования. Это метафизика и онтология, эпистемология, философия языка, философия науки, философия логики, философия действия и сознания, философия математики, социальная философия и этика. Пожалуй, единственными областями, в которые Льюис не внес фундаментальный вклад, являются философская эстетика и история философии.

Метафизика модальности сделала Льюиса одним из самых знаменитых аналитических философов. Благодаря письменным работам и устным выступлениям одного из влиятельнейших американских философов Сола Крипке эта дисциплина понимается в современной аналитической философии как учение о границах возможного и необходимого. Метафизика модальности связана с онтологией Льюиса (как учением о том, что существует в действительности, именно такую интерпретацию придал этому термину Уиллард Куайн в середине XX века), и базируется (как и у Крипке) на разработках в области семантики модальной логики. В историко-философской литературе она называется «подлинный модальный реализм» или «крайний модальный реализм» (для того, чтобы отделить ее от более «мягких» версий). Можно описать эту концепцию как теорию о том, что существует в действительности, где находятся границы этой действительности и что находится за ними. Действительность представляет собой нашу вселенную - наш мир, один из возможных, мир «актуализировавшихся» возможностей. Помимо нашего мира в ней существуют мириады возможных миров, каузально замкнутых и настолько отличных друг от друга «недостижимых ни на каком логико-философском миролете» (Род Гирл), что ни один индивид не может принадлежать сразу к двум мирам. Семантика модальной логики, центральная для взглядов Льюиса в области метафизики, также не вполне обычна. Во-первых, она является редуктивной, то есть, в ней модальные термины редуцируются к другим, экстенсиональным, или истинностно-функциональным и индексальным терминам. Это такие термины, как «часть», «мы», пространственно-временные термины, и так далее. Льюис определяет высказывания как классы миров, а свойства как классы индивидов. Льюис всецело принимает принцип «бритвы Оккама» - «сущности не нужно умножать без необходимости», и он сумел сделать очень многое имеющимися в наличии средствами, то есть средствами экстенсионального языка без модальностей. Несмотря на кажущуюся парадоксальность и контринтуитивность, его семантика показала широчайшие возможности своего применения для решения различных классов классических «школьных» философских проблем, таких как проблемы научного объяснения, контрфактических высказываний, каузальности, различных проблем, связанных с понятием ментального содержания и психофизической проблемой и так далее. Даже его «каузальный функционализм» в области философии сознания во многом основан на взглядах Льюиса в области семантики и онтологии.

Данное исследование разбито на две неравнозначных части, одна из которых посвящена метафизике модальности, связанной с проблемами философии логики, философии науки и философии языка, другая -философии сознания Льюиса. В силу этого за его пределами остается довольно большая часть наследия философа. Поэтому представляется разумным в Заключении предоставить краткое описание некоторых из его разработок и более общих взглядов в области философии логики, философии математики, а также социальной философии и этики. Однако, этим не исчерпывается тематика, затронутая в Заключении. Основной темой данной части работы является особая методологическая программа, предложенная Д. Льюисом.

Дэвид Льюис является признанным авторитетом в области семантики и философии модальной логики. Он впервые разработал экстенсиональный язык первого порядка, содержащий в качестве примитивных терминов только предикаты типа «х есть возможный мир» или «х является двойником у». Льюис представил «теорию двойников» (counterpart theory) как оригинальную семантику для квантифицированной модальной логики, из которой вывел многие замечательные следствия. Теория двойников Льюиса задается восемью аксиомами, причем существует метод перевода предложений квантифицированной модальной логики в язык этой теории так, чтобы модальные термины редуцировались к примитивным терминам, не содержащим модальных операторов. Иными словами, он показал, что в случае введения в теорию, содержащую отношение двойников, формальных ограничений, эта теория будет содержать в себе все предложения квантифицированной модальной логики. При этом, несмотря на то, что его экстенсиональный язык будет содержать все предложения квантифицированной модальной логики, обратное не будет верно. Таким образом, он построил более богатый язык, нежели язык модальной логики. Этот язык, как показал Льюис в своей второй книге «Контрфактические высказывания», будет даже более богатым, чем наш обыденный, разговорный язык. Это значит, что некоторые предложения языка Льюиса не могут быть переведены в естественный язык. В своей первой книге «Конвенция: философское исследование», посвященной исследованию конвенциональной природы языка, пользуясь своими более ранними разработками в области семантики модальной логики, Льюис представил анализ речевого поведения людей в различных ситуациях, требующих принятия решений. Этот анализ до сих пор признан в качестве одного из фундаментальных результатов в области теории игр и теории рационального выбора. Формальный стиль работ Льюиса до середины семидесятых годов XX века отражает специфику стилистики «зрелого» периода развития аналитической философии. Начиная с семидесятых годов Льюис все меньше использует формальную символику в своих статьях, причем он не прекращает выдвигать теории, которые легко можно представить в формальном виде. Неформальный стиль, не требующий введения символики, не означает в то же время, что от читателя не требуется знания формализмов, скорее, Льюис пытался сделать свои результаты более доступными для широкого круга философов, непосредственно не интересующихся приложениями формальной логики. Это отражало тенденцию в аналитической философии к упрощению текстов, выражавшуюся в удалении из них формальных выкладок. Вполне вероятно, что эта тенденция привела на настоящий момент к тому, что философская логика, оставаясь вполне респектабельной дисциплиной, вытеснена на периферию интересов большинства аналитических философов. Дэвид Келлог Льюис родился в Оберлине, Огайо 28 сентября 1941 года. Четырнадцатого октября 2001 года он умер от диабета, прожив 60 лет. Он получил степень бакалавра в Свартмор Колледже (Swartmore College) в 1962 году, защитил докторскую диссертацию под руководством Уилларда ван Ормана Куайна в 1967 году. Куайн для Льюиса оказался таким образом не просто «духовным отцом», каковым он был для многих поколений аналитических философов в Америке, но и «доктор-фатером», человеком, который непосредственно направлял его развитие как исследователя. Неслучайно и то, что Куайн написал предисловие к первой книге Льюиса «Конвенция: философское исследование» - Льюис оказался самым способным учеником Куайна, пошедшим гораздо дальше своего учителя. Четыре года Льюис работал преподавателем в Калифорнийском университете в Лос Анжелесе, после чего в 1970 году был приглашен в Принстонский университет, где и работал всю оставшуюся жизнь до 2001 года. 

Интересы Льюиса затрагивали практически все области философского исследования. «Он занимался логикой, философией науки, метафизикой, этикой, эпистемологией, политической философией» -говорил Пол Бенассераф, коллега Льюиса по Принстону на протяжении 30 лет - «Глубина его мышления, широта интересов, оригинальность идей и тщательность, с которой он их представлял, были в равной мере потрясающими, к тому же он обладал прекрасным литературным талантом». Льюис славился в кругу друзей как большой поклонник Австралии, железнодорожных поездов и древних компьютеров 80-х годов. Как говорил Дэвид Чалмерс, его ученик и оппонент, он использовал настолько устарелый компьютер с пятидюймовыми дискетами «размером с маленькую пиццу», что ни один более-менее современный компьютер не мог их прочитать. (Как нетрудно догадаться, это были 5-дюймовые дискеты.)

Его первая книга «Конвенция: философское исследование» вышла в 1969 году, когда ему было 28 лет, с предисловием Куайна и являлась переработкой его диссертации, посвященной философии языка и действия. Она принесла ему Machette Prize in Philosophy, всеамериканскую премию за лучшую книгу в области академической философии для философов младше 40 лет. В 1973 году он опубликовал книгу «Контрфактические высказывания», в которой он анализирует контрфактические высказывания - высказывания о том, что могло бы быть, лежащие в центре многих дискуссий в области философии науки8, в 1986 году - книгу под названием «О множественности миров», в которой он предоставил свои основные аргументы в пользу модального реализма в систематической форме, в 1991 году - книгу «Части классов», представляющую собой новую оригинальную попытку обоснования математики с использованием средств мереологии. На протяжении восьмидесятых годов начали выходить сборники его статей под названием «Философские работы», их было издано два тома. Следующие три тома сборников его статей уже были тематически связанны не по разделам, а в рамках целой книги, так что их можно рассматривать как цельные монографии. Это книги «Работы по метафизике и эпистемологии», «Работы по философской логике» и «Работы по этике и социальной философии» . Последней незаконченной работой, над которой он работал перед смертью, была обширная статья по философии физики «Как много

жизней у кота Шредингера?». В 1991 году Принстонским университетом ему была присуждена премия за выдающийся вклад в гуманитарные науки Behrman Award. В 1996 году ему было присвоено звание почетного профессора Университета Мельбурна. Льюис прочитал несколько почетных курсов лекций: это Hagerstrom Lectures, the Howison Lectures, the Whitehead Lectures, the John Locke Lectures и the Jack Smart Lectures.

Теоретико-методологическая новация Льюиса состоит в том, что он применил к проблемам необходимости и возможности современные когнитивные инструменты, в том числе средства модальной логики, в результате чего они приобрели новый содержательный смысл. Сегодня понятие «возможный мир» является одним из широко используемых теоретических инструментов в аналитической философии языка, философия сознания, аналитической метафизике, логике и теориях искусственного интеллекта. Оно обозначает некое положение дел, которое, не впадая в логическое противоречие, можно помыслить существующим, в отличие, скажем, от идеи круглого квадрата. Творческая новация Льюиса состоит не просто в том, что он применил этот инструмент к фундаментальным философским проблемам, таким как проблема сознания, проблемы онтологии и метафизики, но в том, что на основании своей работы с проблемами он создал особую метафизику. На русский язык название, которое Льюис дал этой метафизике, переводится довольно неуклюже - «супервенция (или супервентность) Юма». Построенная при помощи эпистемологического инструментария анализа модальностей, эта метафизика включает в себя решение как стандартных для аналитической философии проблем существования объектов, реализма и антиреализма, истины, модуса существования свойств, времени,

1998; Papers in Metaphysics and Epistemology. Camb., 1999; Papers in Ethics and Social Philosophy. природы абстракций, природы причинно-следственных связей, соотношения части и целого так и традиционных философских проблем.

Среди других философских проблем, к которым он применил неординарные подходы, можно назвать проблемы философии сознания, в частности, отношение духа и тела, проблему «ментальной каузальности», проблемы оснований математики, соотношения достоверного и вероятностного знания, конвенциональной природа фрагментов естественных языков, поведение агентов в рамках теории игр и др. Льюис много занимался техническими проблемами аналитической философии, в частности, философскими проблемами семантики модальной логики. Его считают одним из инициаторов (наряду с С. Крипке, Р. Монтегю, Я. Хинтиккой, А. Прайором, А. Плантингой) новой версии «метафизики модальности», в своей, отличающейся от концепций упомянутых философов, ее разновидности, которую он назвал «модальный реализм». Он использовал следствия из широкого метафизического воззрения «модального реализма» при обсуждении проблем онтологии, эпистемологии и философии языка. Можно сказать, что философы следующего поколения, использующие модальные понятия возможности и необходимости применительно к традиционным философским проблемам, а также к специфическим техническим проблемам аналитической философии, находятся в отношении прямой исторической преемственности к философским разработкам Льюиса. Сам вектор обсуждения проблематики модальностей, неразрывно связанный с понятием семантики возможных миров и зависит от принятия или непринятия его позиции. В этом смысле, его теоретические новации можно отнести к фундаментальным для

Camb., 2000. современной философии. Дэниел Деннет, например, оценил его теорию возможных миров как наиболее логически обоснованную и использовал ее при доказательстве возможности свободы в мире детерминизма.

Концепция сознания, предложенная Льюисом, также считается весомым вкладом в философскую мысль XX века. В первый период Льюис был сторонником монистического материализма (теории тождества духовного и телесного), позднее он склонился к нейтралистской концепции, которую называют «каузально-теоретическим функционализмом». В 60-70-х годах функционализм (в разных его вариантах) занял доминирующее положение в англоязычной философии сознания, а предложенная Льюисом материалистическая версия функционализма была одним из сильных конкурентов среди других версий. У его концепции сознания были как непримиримые оппоненты, так и адепты, принимающие или модифицирующие его видение решения проблемы духа и тела.

Поскольку аналитическая философия развивается в непрерывных дискуссиях, а появление любой оригинальной концепции порождает альтернативные концепции, диссертант счел необходимым задействовать как минимум одну фигуру-антагониста, имеющую альтернативную исследовательскую программу. В качестве такой фигуры был выбран Сол Крипке, известный американский философ-аналитик, автор книги «Именование и необходимость» (1980), которая, как и предварявшие ее публикацию лекции 1970 года, вызвали в свое время широкий резонанс. Он одним из первых сформулировал контраргументы против «модального реализма» Льюиса. Суть этих аргументов и ответная реакция на них Льюиса рассматривается в первой и второй главах диссертации. В отличие от многих аналитических философов Льюис отнюдь не относился к метафизике отрицательно. Для него метафизика, как и ранее для К.Р. Поппера, представляет собой широкий взгляд на мир, в рамках которого мы формулируем к окружающему свои вопросы. В то же время, в отличие от Поппера, для Льюиса метафизика является еще и технической философской дисциплиной, центром всякой цельной философской системы, тем пространством, в рамках которого возможна постановка и ответы на «последние» вопросы всякой философии. Для Льюиса во многом справедлив такой куайнианский взгляд, согласно которому, если метафизика в качестве цельного мировосприятия предваряет построение теорий, объясняющих мир, то в той же мере можно сказать и о теориях, выбирая некоторую совокупность которых, мы выбираем соответствующую им и лежащую в их основе метафизику. Конечной целью всякой деятельности философа в таком случае является традиционное для западной философии объяснение мира и места в нем человека.

Задачи исследования.

Основными задачами данного диссертационного исследования являются:

1) Историко-систематическое описание особого типа понимания модальности, характерного для аналитической философии XX века, и представленного работами Д. Льюиса, а также У. Куайна, Н. Гудмена, С. Крипке;

2) Определение специфики того вклада, который внес Льюис в развитие теории модальности, оценка его общей теоретико-методологической установки «модального реализма», концепции «двойников» и «контрфактических высказываний». Эта специфика определяется в сопоставлении с альтернативными взглядами на эти проблемы С. Крипке;

3) Оценка специфики подхода Льюиса к феномену сознания и определение места его концепции каузально-теоретического функционализма в рамках общего функционалистского направления англоязычной философии сознания. В связи с этим анализируются сильные и слабые стороны его аргументов, направленных против дуализма;

4) Анализ общей программы систематической философии -«юмианской мозаики» Льюиса — на примере его разработок проблематики модальности и философии сознания; показ особенностей его методологического инструментария -оригинально переработанной концепции мереологии (или «мегефологии») — и оценка ее практической значимости для решения ряда проблем современной философии.

5) Показ многообразия современной аналитической философии, изменчивости ее проблемного поля, наличие в ней противоборствующих теорий и постоянной трансформации ее когнитивных средств.

При решении этих задач диссертант использовал разные исследовательские приемы.

1) Метод историко-философской дескрипции: систематическое описание этапов творческой деятельности Д. Льюиса; логика смены тематики его работ и концептуальных установок (от «логически» ориентированной аналитической философии середины XX века к более «мягкой» ее версии конца XX века); воспроизведение последовательности его аргументов, логически вытекающих один из другого, благодаря чему фрагментарные объяснения складывается в общую картину; 

2) Метод сравнительного анализа — для сопоставления альтернативных философских позиций; взгляды Льюиса сопоставлены с взглядами его главного оппонента С. Крипке, а также с концепциями историков идей А. Лавджоя и Р. Коллингвуда.

3) Теоретико-проблемный метод — для выявления содержания проблемы сознания и смысла, который Льюис вкладывает в отношение его версии функционализма к разработанной им метафизике модальности.

4) Культурологический — для описания контекста аналитической философии и онтологии культуры, в рамках которой Льюис ставит и обсуждает логические, эпистемологические и метафизические вопросы.

Новизна и научная ценность данного исследования заключается в первую очередь в том, что это первый в отечественной мысли опыт целостного анализа взглядов одного из классиков аналитической философии - Д. Льюиса. В ходе выполнения работы был введен в научный оборот неизвестный и непереведенный ранее на русский язык материал. Он важен для отечественных историков философии не только с точки зрения ликвидации пробелов в знании аналитической философии, а еще шире, философской мысли США XX века, но и в теоретическом отношении.

Диссертантом проведена работа по воссозданию генезиса проблематики, связанной с модальностью в рамках аналитической философии. Данная работа проведена с привлечением материала из истории модальной логики в ее философском аспекте. Показано, каким образом чисто логическая проблематика середины XX века перешла к концу века в область философского исследования. Обрисованы некоторые аспекты соотношения между семантикой модальной логики и «метафизики модальности» в XX веке.

На основе реконструкции и анализа концепций Льюиса диссертантом определена специфика его общей теории, использующей понятие «возможный мир». Показано, что данная теория представляет собой метафизику в классическом смысле, метафизику как науку о последних основаниях бытия.

Сделан вывод, что «модальный реализм» Льюиса, как особая онтологическая теория, в отличие от различных версий «модального ирреализма», выделенных Льюисом, представляет собой результат применения теории к решению проблем аналитической философии и классической западной философской традиции. Принятие этого общего взгляда является результатом принятия показавших свою применимость методов и подходов в философской практике решения проблем.

Показана специфика «модального реализма» Льюиса как крайней версии номиналистического и эмпиристского подходов как к проблеме универсалий, так и к проблеме существования объектов и их свойств и объективности времени. Показано, что «модальный реализм» не является обозначением разновидности классического платонизма или его современных вариантов К.Р. Поппера, Р. Доукинса и Д. Деннета. Прилагательное «реализм» означает лишь принятие точки зрения на природу «возможных миров», согласно которой эти объекты существуют независимо от актуального мира и в той же мере, что и он. Позиция «модального реалиста» предполагает «уравнивание в правах» возможных миров и нашего, актуального мира. Мир, в котором мы находимся, обладает точно таким же онтологическим статусом, как и

любой другой возможный мир. Для обоснования этого положения Льюис разработал особую теорию объяснения модальных понятий -«теорию двойников», в которой модальные понятия «возможность» и «необходимость» сводятся к отношениям между объектами. Это позволило Льюису утверждать о возможности «экстенсиональной» редукции языка, в котором используются модальности. Для онтологической позиции Льюиса это означает, что каждый «возможный мир» является каузально замкнутым образованием, их пересечение невозможно.

Показана специфика используемых Льюисом когнитивных инструментов, в отличие от когнитивных инструментов Н. Гудмена, С. Крипке и других философов, занимавшихся сходной проблематикой. Основное их отличие можно объяснить по аналогии с проблематикой оснований математики. Принятие теории множеств в том или ином ее варианте оказывается плодотворным для решения многочисленных задач в области обоснования математики. Принятие позиции «модального реалиста» позволило Льюису разрешить ряд классических проблем аналитической философии. Отдельные контринтуитивные следствия перевешиваются количеством философских проблем, которые разрешаются в рамках позиции «модального реализма». Напротив, оппоненты Льюиса, стремясь к интуитивно непротиворечивому пониманию модальности, лишают себя возможностей обширного философского инструментария, находящегося в распоряжении Льюиса.

В диссертации прослежена эволюция философии сознания Льюиса — от теории тождества телесного и ментального к позиции, именуемой «каузально-теоретическим функционализмом». Выявлен смысл этой версии функционализма, который состоит в том, что функция понимается как все, что совершает некоторую «работу», в результате чего можно говорить о функциях «свойств» объекта. Понимание функции как «работы», производимой при наличии некоторых свойств у объекта, связывает понятие «функция» с понятием «каузальность». Онтологическая нейтральность такой версии функционализма неоднократно подчеркивалась различными исследователями, что не помешало трактовать Льюису свою позицию как «материализм».

Показано применение понятия «возможного мира» к объяснению феномена сознания и выявлены модальные аргументы, которые он выдвигает в защиту материалистического монизма против дуализма, прежде всего дуализма С. Крипке, по-иному толкующего модальные аргументы. Дана оценка значимости идей Льюиса для философских и логических исследований. 

Похожие диссертации на Философия Дэвида Льюиса: сознание и возможные миры