Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек и мир в философии ИБН Сины Садыков, Рауф Гайсинович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Садыков, Рауф Гайсинович. Человек и мир в философии ИБН Сины : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Санкт-Петербург, 2000.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/141-3

Введение к работе

Актуальность исследования. В течении многих веков, с тех пор, как человек осознал себя, и вплоть до наших дней проблема человека для человечества является самой важной и насущной проблемой. В этом смысле А.Ф.Лосев говорил, что «Человек - вечная проблема, которая вечно решается ...- и которая никогда не будет решена». Одной из таких проблем является концепция самого человека или представление о человеке. Как показывают исследования, от того, каково понимание, представление, концепция человека, зависит представление и познание окружающего мира. Человек является главным содержанием, побуждающим мотивом, целью и результатом в материальной сфере жизни: экономике, а также в духовной жизни: искусстве, литературе, политике, философии.

В ряду мыслителей Средней Азии и Ближнего Востока: Кинди, Братьев Чистоты, Рази, Фараби, Бируни - Ибн Сине принадлежит выдающееся место. Его философия представляет собой вершину философской мысли мусульманского Востока периода средневековья. Ибн Сине удалось творчески переработать и обогатить античное философское наследие Греции, духовное достояние и естественнонаучную мысль Среднего и Ближнего Востока, которые он изложил в систематизированном виде в своих энциклопедиях «Книге знания», «Книге спасения», «Книге исцеления» и других работах. Его труды оказали значительное влияние на последующее развитие всех сфер знания как на мусульманском Востоке, так и в христианской Европе. Популярность и авторитет, которые Ибн Сина приобрел еще при жизни, сохраняются за ним уже около тысячелетия: на Востоке под именем «Шайх-ур-Раиса» («Главы ученых»), в Европе под именем «Авиценны».

Философия как особого рода мировоззрение в равной мере есть концепция мира и концепция человека, - отсюда следует, что философское мировоззрение имеет два отправных пункта: с одной стороны мир, как все то, что существует вне и независимо от человека, а с другой стороны самого человека, который не существует вне мира. Но если учесть, что окружающая действительность - мир, рассматривается в средние века по аналогии с человеком, как ангропоморфрный и социоморфный мир; абсолютная действительность - бог оказывается не чем иным, как отчужденной сущностью абстрактного человека, а общество понимается не как новое качественное образование, а как совокупность людей, то отсюда становится ясным, что мировоззрение Ибн Сины (как и других, мыслителей средневековья) нельзя понять вне учения о человеке. Независимо от того, осознает это мыслитель или нет, многие стороны его мировоззрения имеют непосредственное отношение к человеку, более того - все стороны его миро воззрения зависят от понимания им того, что есть человек, какова его природа, какова его суть.

Таким образом, представленная работа имеет несколько аспектов, раскрывающих ее актуальность:

а). Учение Ибн Сины о человеке само по себе представляет интерес, как тема до сих пор существенно не исследованная;

б). Тема имеет ключевое значение для понимание всего мировоззрения Ибн Сины и его последователей;

в). Поскольку влияние Ибн Сины в прошлые века было огромным, работа важна с историко-философской точки зрения.

Степень разработанности темы. Философия Ибн Сины привлекала к себе пристальное внимание как современных Ибн Сине мыслителей, так мыслителей и исследователей последующих эпох вплоть до наших дней. Его воззрения имели сторонников и последователей (Абу Убайд Джузджани, Бахманяр ал-Азербайджани, Насриддин Туей, Тахтани и др.), были у него и противники (Фахриддин Рози, Абулхамид Газали, Мухаммад аш-Шахрастани и др.). На его произведения писали большие и малые комментарии, парафразы, как это было обычно в средние века - компилировались, писали также и опровержения. Взгляды Ибн Сины получили широкое распространение на Востоке и в Европе. Наследие его достаточно хорошо знали такие крупные европейские мыслители, как Р.Бэкон , ФАквинский, А.Данте, Леонардо да Винчи, Б.Микеланджелло, Р.Декарт, Б.Спиноза и др. Исследование мусульманской философии, в том числе и философии Ибн Сины, началось на Западе в середине XIX начале XX веков работами А.Штёкля (1865)1, Ф.Днтерици (1871), СЛандауэра (1875), М.И.Мехрена (1889-1899), Кара де Во (1900), Т.Й.Боэра (1901), М.Винтера (1903), М.Хортена (1907), Й.Кохлера (1908), Э.Видеманна (1913), А-М.Гуашон (1938, 1944). Из восточных авторов к философии Ибн Сины обращались Махмуд Фуруги (1316 х), Хамуд Гаробат (1327 х), Али Акбар Сийоси (ІЗЗЗх), Мухаммад Шохварди (1333 х), Сайид Содик Гавхарин (1336 х), Мухаммад Салихи Хозир Мазандорони (1342 х), Масад Алаббулс (1937), Гани Косим (1937), Ат-Тарихи Мухаммад (1949), Джамол Салиба (1951), Усман Наджоти (1961), Фатхалла Халиф (1974), Ал-Джабири (1980), Ал-Иъроки Мухаммад Аъатаф (1980), Хана ал-Фахури (1982), Тайсир Шайху-лард (б.г.). Количество исследовательских работ по Ибн Сине резко увеличилось к его тысячелетнему юбилею, который отмечался по решению ЮНЕСКО по лунному календарю в 1952 году (1333 год хиджры): А-М.Гуашон (1951), Г.Корбен (1952), Ф.Рахман (1952), Э.Блох (1952), Г.Э. фон Грюнебаум (1952), Й.Хоубен (1953), ГЛеу (1983), С.М.Афнан (1958), М.Шариф (1963, 1966), С.Х.Наср (1964), М.Фахри (1970), П.Мореведж (1972), ГЛюбинг (1977), М.Ф.Руссо (1977), ДЛиндберг (1978), Г.Анавати (1978), Б.Цедлер (1978), М.Махди (1978) и др.

Работ по Авиценне стало еще больше после того, как тысячелетие со дня его рождения отмечалось решением ЮНЕСКО вторично по григорианскому календарю в 1980 году. Обилие публикаций было обусловлено энцик-

Здесь и далее в скобках указывается год издания работы автора, полное название и место издания работы приводится в списке библиографии в диссертации.

лопедгомом знаний Ибн Сины. Философские его взгляды рассматривали Ф.Рундгрен (1979), С.Х.Наср (1979), Р.Е.Халл (1979), Б.Брентьес (1979), Э.Бушманн (1979), В.М.Монгейл (1980), Г.Лей (1980), М.Мамура (1980, 1984, 1986), Т.Сабри (1980), П.Ли (1981), С.Ината (1984), СА.Джонсон (1984) и др.

Для западных исследователей характерны односторонность, стремление рассматривать только идеалистические и мистические взгляды Ибн Сины, материалистические его взгляды игнорируются. Это приводит к искажению взглядов мыслителя. Работы носят преимущественно компаративистский, доксографический, описательный, характер.

Из отечественных авторов творчество Ибн Сины исследовали: Б.Э. Бы-ховский (1955), С.Н. Григорян (I960, 1966), В.Н. Терновский (1969), В.В.Соколов (1979), А.В. Сагадеев (1980, 1985), Е.А. Фролова (1980), А.Б. Халидов (1981), ГГ. Майоров (1981), А. Синдаров (1984), A.M. Бого-утдинов (1957, 1961), М.Н. Болтаев (1965, 1980), У. Султанов (1975), К. Олимов (1979), СР. Рахимов (1979), Ю.Д. Джумабаев (1979), Д.В. Бирюков (1980), Ф. Сироджев (1980), М. Асимов (1980), М.М. Хайруллаев (1980), Ю.Н. Завадовский (1980), А. Турсунов (1981), П.Г. Булгаков (1981), А. Со-диков (1984), М. Диноршоев (1985) и др.

В Европе Ибн Сина долгое время был более известен как врач, поэтому очень много литературы и за рубежом, и у нас, посвященной его медицинским воззрениям на человека. Также большое число работ рассматривающих учение Ибн Сины о душе. Однако при таком огромном количестве работ, посвященных философии Ибн Сины ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет существенных исследований, посвященных учению Ибн Сины о человеке в целом, рассматриваемом с философской и историко-философской точек зрения.

Данной теме освящено лишь несколько небольших статей, которых, конечно, недостаточно для освещения такой глобальной темы, какой является концепция человека в воззрениях Ибн Сины. Это работы: Д.В. Бирюкова «О концепции человека в творчестве Фараби и Ибн Сины» - Общественные науки в Узбекистане, 1980, №2, с. 32-39. Его же: «Онтологическое содержание учения Ибн Синьг о человеке, его жизни и бессмертии». - Вестник Каракалпакского филиала АН Узбекской ССР, 1980, №3, с.56-62; А.Синдаров. «Проблема целостности человека и его сознания в духовном наследии мыслителей Средней Азии /Фараби и Авиценна/. - В сб.: Сознание и знание. М.: Ин-т философии АН СССР, 1984, с. 78-90. А также работа П.Мореведжа «Концепция «Я» Ибн Сины» (P.Morewdge. Ibn Sina s concept of the self. - Philosophical foruiri, Boston, 1972, vol.4, 31, p. 49-73.)

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертации является ответ на вопрос, что есть человек в понимании Ибн Сины? Какова природа человека с точки зрения его физического и духовного бытия? Как произошел человек? Смертен он или бессмертен? В чем смысл жизни человека? В чем его «спасение» и «исцеление»? Каков должен быть образ жизни челове-

ка? Что такое счастье и что такое зло? Что в жизни человека зависит от него и есть ли предопределение свыше? Говоря словами Канта, на что человек может надеяться, что он может знать, что он должен делать? В рамках поставленных вопросов мы хотели бы рассмотреть:

  1. соотношение мира и человека;

  2. взаимосвязь его природы и души;

  3. сопоставить теологию Ибн Сины и его антропологию;

  4. выяснить, какую функциональную роль выполняет концепция человека в философии Ибн Сины?

  5. дать общую оценку воззрениям Ибн Сины.

Научная новизна работы. Суть научной новизны работы заключается в том, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет значительных исследований, посвященных учению Ибн Сины о человеке, которое рассматривалось бы не с медицинской и психологической, а с философской точки зрения. С другой стороны и сам Ибн Сина не оставил нам отдельного трактата, посвященного только человеку, где он был бы рассмотрен в философском аспекте. Тем не менее учение Ибн Сины о человеке является той частью его мировоззрения, которая эквивалентна всему его научному наследию. Это происходит не только потому, что

  1. вселенная (макрокосмос) и человек (микрокосм), по представлениям средневековых мыслителей, аналогичны по своей сути и устройству, но и потому, что

  2. в центре этого мироздания стоит человек как лучшее творение бога

  3. С другой стороны, для Ибн Сины человек как таковой оказывается универсальной мерой познания окружающего так, как

  4. бог есть отчужденная сущность абстрактного человека, природа рассматривается как «большой человек» и общество рассматривается не как новое качественное образование, а как совокупность людей.

  5. В работе дается также сопоставительный анализ учений о душе Аристотеля и Ибн Сины, а также

  6. общая оценка философии Ибн Сины.

Вот эти положения определяют новизну подхода к поставленной теме и новизну содержания работы.

Методология и источники исследования. Методологическую основу работы составили принцип материалистического понимания истории, диалектика, принцип преемственности идей, исторический и логический методы историко-философского исследования, теоретические разработки Л.Фейербаха, А.Турсунова. Использовались новейшие формы контекстуального анализа, получившие выражение в работах С.С.Аверинцева, Ф.Роузенталя. Вместе с тем использовался опыт анализа средневековой исламской философии в русскоязычной, а также англоязычной, немецкой и французской литературе, современных работ по данной проблематике на арабском и персидском языках. Источниками исследования служили научные издания текстов философского наследия Аристотеля, Кинди, Фараби,

5 Ибн Сины, Газали, Ибн Рушда и других авторов на русском, арабском, таджикском и других языках.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней методические подходы и полученные результаты, позволяют дополнить понимание специфики средневековой философской мысли, одного из крупнейших её представителей - Ибн Сины, особенности его философского восприятия мира; расширить тематику изучения историко-философского, культурологического и научного процессов. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории философии, религии и науки, по истории культуры, в спецкурсах по историко-философским и историко-религиозным разделам, а также на семинарах по сравнительному анализу арабской и западной мысли периода средневековья.

Апробация работы. Материалы диссертации использовались автором в спецкурсах по античной и средневековой философии на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета для студентов второго и третьего курсов. Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии Санкт-Петербургского государственного университета. Основное её содержание излагалось на философских конференциях и представлено в ряде публикаций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы на русском, арабском, таджикском и других языках.

Похожие диссертации на Человек и мир в философии ИБН Сины