Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Методология гегелевской антропологии: к проблеме человека - через фундаментальную онтологию 22
Глава II. Базовые проблемы антропологии Гегеля 40
1. Проблема сущности человека в гегелевской философии 40
2. Единство процессов самоосвобождения и самопознания индивида 62
2.1. «Сущность духа-свобода». 62*
2.2. Познание как источник саморазвития и самотворчества личности. 76
3. Сознание и мышление как конституирующие начала человеческого бытия 94
3.1. Сознание - ядро личностных структур. Природа индивидуального «я» 94
3.2. Мышление как индивидуально-космическое начало, «микрологос», единящий человека с универсумом 110
4. Экзистенциалы человеческого бытия 124
4.1. Признание 124
4.2. Любовь 135
4.3. Смерть 145
5. Смысл жизни: человек в истории 161
Глава III. Субъективное — Объективное — Абсолютное: антропологический анализ 18If
1. Человеческая субъективность как социально-духовный тип 182
1.1. О понятии и значении субъективности в гегелевской антропологии. Субъективность в диалектике единичного и всеобщего 182
1.2. Модели самореализации субъективного дух: диалектика индивидуалистически акцентированных типов сознания 2011
2. Объективированные формы человеческого бытия 221
2.1. Социализация индивида в институтах права (на примере отношений собственности) и государства 222
2.2. Социум «das geistige Tierreich»: экспозиция форм социального отчуждения 237
2.3. Моральное сознание и его противоречия. «Царство нравственности» 258
3. Человек и Абсолют 285
3.1. Проблема бога в религии откровения 285
3.2. Спекулятивное обретение истины в абсолютном знании 321
Заключение 348
Библиография
- Методология гегелевской антропологии: к проблеме человека - через фундаментальную онтологию
- Проблема сущности человека в гегелевской философии
- Единство процессов самоосвобождения и самопознания индивида
- О понятии и значении субъективности в гегелевской антропологии. Субъективность в диалектике единичного и всеобщего
Введение к работе
Актуальность темы исследования;
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) по праву принадлежит к числу величайших классиков? мировой і философской; мысли. Предпринятое ИМЇ фундаментальное: осмысление социально-историческош реальности? по своей масштабности и методологической специфичности не имеет аналогов в І мировой духовной г культуре; Он один? из тех мыслителей, которые покусились, наї решение ключевой; задачш философского г знания — формирование фундаментальной, онтологии г — ю в і ее решении» получили? всемирное признание.
Гегель входит в-когорту мыслителей, которые не только-создавали; философскую систему, но и формировали сам тип І исторического мышления;, образ рациональности! как таковой; Фундаментальная онтология Гегеля? не: только завершает идейное развертывание немецкой классической философии г (а по известной [ оценке М;Хайдегтера, и метафизики? вообще), но т имеет характер фактора влияния на весь новоевропейский! философский менталитет.
В! связи со сказанным І взгляды; Гегеля по; всем=крупнейшим вопросам і философского знаниям имеют непреходящую ценность и актуальность. Особенно? этог относится? к: проблеме? человека - центральной проблеме философского знания.
Нужно ли разъяснять ее значимость? Как таковая проблема человека! актуальна «по определению»; даже обладая гегелевской! способностью бесконечного абстрагирования вряд ли можно представить себе эпоху; когда проблема человека будет провозглашена решенной и: списана в архив. Это вечная, «проклятая» проблема. Любой исторический? период, а тем более,
периода глобальных переходных процессов?- тире настоящий - требует нового осмысления антропологической? тематики;, смысложизненных вопросов. Наследие: великих мыслителей - необходимая? компонента этого процесса.
При этом; несмотряі наї то, что анализ; гегелевской философии относится к области истории І философии; он! имеет не только І историческую » ценность. Как покажет дальнейший І дискурс; гегелевский анализ таких тем;, как диалектика социального т индивидуального, природа мышления; детерминация индивидуального сознания; ш других вопросов;, стоящих на? острие современного философского знания; имеет непреходящую ; ценность. Гегель ш сегодня» вполне: может вставить нш одну реплику в те споры;, которые; ведутся? сейчас, и, покрайне мере; на взгляд автора;, нередко это такие вставки, которые вполне могут претендовать на то, чтобы существенно развернуть ход этих дискуссий.
Степень разработанности проблемы
В отечественной J философской? литературе творчество Гегеля получило широчайшее освещение. Простые библиографические: сборники исследований; о Гегеле занимают объемы; сравнимые с настоящим исследованием; и в отношении обзора гегелеведческой литературы оно вряд ли может с ними конкурировать. Отметим; только то;, что? в; последние десятилетия отечественная г гегелианаї пополнилась целым? рядом? трудов; посвященных различным аспектам творчества мыслителя., Среди них нужно выделить работы Н.В.Мотрошиловош «Путь Гегеля«к «Науке логики» (Ml, 1984) ИІ «Социально-исторические корни немецкой: классической философии» (М., 1990); М.Ф.Быковой «Гегелевское понимание мышления» (М., 1990), «Мистерия: логики и тайна субъективности. О замысле: феноменологии у Гегеля» (М., 1996), М.Ф.Быковой и А.В.Кричевского
«Абсолютная идея и: абсолютный? дух ві философии Гегеля» (М:, 1993), В.ВШазарева шИАіРау «Гегель и философские дискуссии его времени» (М:,-1991), РС.НШюбутина: «Проблема субъекта ш объектам в немецкой классической: философии» (М;, 1981);, К.НШюбутина и ДіВ.Пивоварова «Диалектика субъекта и объекта» (Екатеринбург, 1993), М.К.Мамардашвили! «Формы! и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания)» (Мі, 1968), ВіГ.Пушкина «Философия? Гегеля:: абсолютное в: человеке» (СПб, 2000) и т.д. Важную роль в анализе гегелевской философии: сыграли также; труды В.Ф.Асмуса, АіС.Богомолова; Б.Н;Бессонова; П.П;Гайденко,- АіВ.Гайдьі,. АіВіГульїги, И.Є.Нарского, В.С.Нерсесянца, ЭЛЗ. Ильенкова, А\М;Каримского, М:А:Кисселя, В А.Лоскутова;. Т.И.Ойзермана, М.Ф.Овсянникова; ВіВ.Скоробогацкого, Э.Ю.Соловьева і и ряда других ученых.,
В?тот же период на русском- языке были опубликованы! важнейшие гегелеведческие работы зарубежных: авторов; Среди: них; нужно отметить,, прежде всего, «классические»» исследования: ДШукача;«Молодой: Гегель и: проблемы капиталистического общества» (МГ, 1987) и АіКожева «Идея смерти- в: философии: Гегеля» (Мі,, 1998): Целый: ряд: статей; известных зарубежных гегелеведов, в» т.ч. Д:Хенриха; О.Пеггелера; К.Дюзинга; Х.Ф.Фулды, Г.Киммерле, был опубликован в сборниках «Философия Гегеля:: проблемы диалектики» (М!, 1987), «Судьбы\ гегельянства:: философия, религия; и политика: прощаются: с модерном» (Mf, 2000) «Современные: зарубежные исследования немецкой классической философии» (несколько выпусков; сейчас их издание, к сожалению, фактически прекращено), а также в журналах «Вопросы философии» и «Философские науки».
Большое значение в исследовании философии немецкого мыслителя имеет обращение к русским дореволюционным гегелеведческим источникам.
Среди них надлежит отметить, прежде всего, фундаментальное исследование И:А.Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека» (Т.1-2; Ml, 1918; в 1994т. в Санкт-Петербурге в издательстве «Наука» вышло? переиздание),, а также работы! В.Г.Соловьеваі «Гегель, его жизнь ш философская деятельность» (Ml, 1898), В.С.Соловьева «Гегель» (Соловьев! B.C. Сочинения в 2-х т. Т.2. М:, 1988; с. 419-440); С.С.Гогоцкого «Обозрение: системы, Гегеля» (Киев, 1860). Классическое значение: имеет изданнаяі в довоенной России? работа Куно Фишера «Историям новой:философии» (Т.8.-Гегель:: его? жизнь, сочинения ш учение. M JIJ, 1933); В? недавнее время переиздано» исследование: одного из і виднейпиш представителей русской: философии права5 П.И-Новгородцева: «Кант и Гегель в их:учениях о праве и; государстве (СПб;2000), впервые вышедшее в свет, в 1902:году..
Принципиальную роль при: анализе: гегелевской: философии і играет обращение ктворчеству зарубежных авторов, прежде всего, таких корифеев современного мирового гегелеведения, как Д.Хенрих, О.Пёггелер, К.Дюзинг, Х.Ф.Фулда, Г.Киммерле, о: которых уже было сказано выше. Немецкая школа традиционно является в гегелвведении ведущей: (иное вряд ли можно ожидать!), ю хотя? внутри нее нет, единства, использование ее. выводов! и оценок необходимо длялюбого І исследования, претендующего на новизну и верифицированность своих выводов.
Специфика изучения: немецкого мыслителя: Bt том,, что к числу ведущих «гегелеведов» по праву могут быть причислены философы, которых мы обычно и заслуженно воспринимаем безотносительно: к любым иным именам, - В.Дильтей, Э.Гуссерль, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер. Их оценки творчества Гегеля, возможно, не такие развернутые, как у «профессиональных» гегелеведов, чрезвычайно важны, т.к. за ними стоит целый мир того или иного философа - они:эксплицированы из глубоких
концептуальных построений; специфического типа философствования. Их произведения, позволяют взглянуть» на Гегеля не- «изнутри», а.«извне» - с позиций» иного» мировоззрения; других типов! рациональности? и? систем; смысловых координат. Такие работы, как «Бытие и Ничто» Сартра, «Бытие и время» Хайдеггера; можно с полным і правом ! рассматривать как важнейшие: гегелеведческие источники» — не с позиций аутентичности, конечно, а с позиций достижения более системной и многоуровневой интерпретации; Выше, - в начале обзора; был приведен достаточно ; широкий і перечень» исследований? гегелевской? философии, предпринятых отечественными авторами. Можно отметить, что в них системно и развернуто изучены такие: пласты гегелевского наследия, которые посвящены проблемам і диалектики,. логики;, философии» права.. Авторы центрируют свое внимание, на таких проблемах, как соотношение логического и исторического;, взаимосвязь об щего и единичного, абстрактного и конкретного; и еще многих десятках вопросов и аспектов.
Однако приt этом антропологическая; проблематика гегелевской философии явно остается в тени.
Действительно,, некоторый І парадокс: отечественного гегелеведения состоит в? том; что? проблема! человека? — фундаментальная? проблема философского} знаниям - остается; применительно» к; наследию; немецкого! мыслителя почти что белым! пятном; В систематическом виде - как главный объект исследования!- она не; разрабатывалась фактически!ни? в?одном? из приведенных источников, по крайней мере, современных русскоязычных.
Отсюда и роль настоящей работы. Значимость, системного-исследования проблемы человека в рамках наследия немецкого мыслителя в; том, что без него; отечественное гегелвведение не может считаться5 целостным: К настоящему времени;, как указано; оно фактически не:
содержит исследований, рассматривающих гегелевскую философию именно под антропологическим! углом зрения: Требуется; системный і анализ антропологической I проблематики, базирующийся на деидеологизированном прочтении; первоисточника. К слову,, ві этом также; один; из; аспектові необходимости нового обращения! к Гегелю: подавляющее большинство отечественных исследований о; нем? было? осуществлено» в период административной системы и вынужденно содержало политические штампы.
Важно отметить,, что, критическая» литература- об» антропологии» немецкого? мыслителя характеризуется? чрезвычайно» широким? спектром; мнений. Маятник оценок различных мыслителей позиционирования Гегеля в отношении? антропологической с тематики? раскачивается до широчайшей; амплитуды, вплоть до полярно противоположных позиций: Исходный.упрек Гегелю, на котором, впрочем; многие и закончили; углубление в«его антропологию, состоит в том, что проблемы человека у него вообще не существует. Ликвидирована как класс: А потому и; предмета для разговора нет вообще.
В: отношении такой; позиции, дабы; не обижать гегелеведение, не стоит снисходить до аргументации; нелишне только?напомнить известный? афоризм; что любая г философия — это антропология. Какие бы вопросы s не изучал J мыслитель, в его ответах на них уже в «свернутом» виде содержится взгляд на человека; его з природу и смысл бытия:. «Сама; философия \ в эпоху завершенной; метафизикш есть ни? что иное; как; антропология»!, - писал Хайдеггер. «Другими словами, философия должна объяснять, как и почему Бытие реализуется не только в качестве Природы и природного Мира, но и в; качестве Человека и Мира исторического. Философия не должна быть лишь философией; природы, она должна; быть и; антропологией: помимо
онтологических основанию природной; реальности она? должна; находить, основания человеческой реальности; ведь только? эта последняя? способна; самараскрыть себя в Дискурсе» - вторил ему французский экзистенциалист ш гегелевед А.Кожев: Вообще: говоря, существует целая антропологическая і школа исследования Гегеля, а школы обычно не возникают на пустом месте:
Взаимосвязь философии; т антропологии; очевидна, но как: таковая з абстрактна: Можно» признать» наличиел у гегелевской философии; антропологического среза; но при этом і сама? гегелевская антропология! получает самые различные прочтения - от уже упомянутого «уничтожения» Гегелем индивида до его обожествления..
Можно выделить, две полярных; позиции? в; толковании гегелевской; концепции человека:
Первая точка зрения состоит в том; что Гегель механически подчинил индивида; всеобщности, принизил роль, человеческой: личности, сведя; ее лишь к моменту развития идеи: К примеру, Э.Кассирер; в; книге «Миф» государства» называет гегелевский подход к отношению личности из государства «яркой антилиберальной; и антииндивидуальной программой». Н.Бердяев характеризовал; гегелевскую философию; как
«антиперсоналистическую»3 К.Поппер писал::«У Гегеля государство - все,, индивид; - ничто. Гегель — идеолог тоталитарного; сознания».4 Как антииндивидуалиста! расценивает Гегеля Б.Кроче5. Примерно; те; же идеи; положены в трудах английского философа Б.Рассела6. Перечень цитат можно продолжать. МіХайдеггер (хотя мы не относим его к представителям первой позиции; этот мыслитель вообще в s любом ряду стоит особняком) обвинял
всю западную философию в стремлении к; власти и: считал, что у Гегеля эта тенденция? нашлаї особенноs характерное выражение1. Он? же называл; всю-метафизику скрытым; гегельянством? и І обвинял; ее; В1 потере «жизни, экзистенции»". Очень характерно выразился директор? Института философских исследований. в= Ганновере Пётер- Козловски; писавший;, что1 существуют такие типы философствования, KaK«Poiesis» ш«сочинительство? фикций»; «прототипом этого (второго из указанных, - авт.) рода философии: может служить система Гегеля»3.
Сторонники второй позицииt в противоположность указанным! взглядам защищают тезис о максимизированности і роли і человека? в системе: Гегеля.. В! истории отечественного гегелеведешш наиболее яркимі выразителем» этой? точки і зрения; был- ИІАІ ИЛЬИН;, развившей!; ее: в t указанном t выше труде «Философия;Гегеля как учение о конкретности бога и человека». Как экзистенциалистское по духу оценивали гегелевское творчество Ж; Валь, Ж.Ипполит, А.Кожев; Элементы такого подхода можно»видеть .у-- Г.Глокнераї и: Р.Кронера. И.Фетчер полагал, что 4 философия\ Гегеля — это «изображение самого человека в его целостности» . Из числач отечественных историков философии? укажем на! позицию А.С.Богомолова,, подчеркивавшего специфический! гуманизм Гегеля, бесконечную ценность индивида в і гегелевской философии?.
Даже из г краткого обзора очевиден;- широкий? разброс мнений; ХОТЯІ крайности; не исчерпывают всего многообразия гегелеведческих работ, факт наличия? противоположных векторов: в? оценке гегелевской антропологии;
симптоматичен! уже самі по себе. Много лш найдется мыслителей; в отношении антропологии которых разброс мнений? колебался? бы,• буквально «по полной? шкале» - от минимизации? ролш человеческой? личности І до? ее абсолютизации?
Настоящая; работа преследует целью избежать крайностей; присущих двум? указанными позициям» в отношению гегелевской; антропологи. Предстоит, дистанцировавшись от априорного принятия той или иной точки зрения, попытаться объективно проанализировать» творческое наследие: Гегеля; непредвзято» выявив позицию мыслителя по важнейшими антропологическим вопросам.
Цель и задачи исследования;
Цель настоящего диссертационного исследования — системное: исследование проблемы: человека в философии І Гегеля;, выявление и \ анализ, антропологических взглядов мыслителя.
Задачи исследования:
• проанализировать методологию гегелевской антропологии;
• изучить проблему сущности человека в гегелевской философии;:
• исследовать гегелевское понимание процессов самоосвобождения и самопознания? духа в: их антропологическом аспекте;
• проанализировать гегелевскую трактовку экзистенциалов человеческого бытия;:
• рассмотреть І гегелевское понимание: человеческой: субъективности и моделей самореализации субъективного духа;
• проанализировать объективированные формы человеческого бытия в гегелевской философии, рассмотреть специфику гегелевского понимания отчуждения личности;
• рассмотреть гегелевское понимание абсолюта и егороль для:
человеческой] личности; проанализировать общее;
антропологическое звучание гегелевской философии.
Данная проблематика анализируется і на« основе изучения» творчества Гегеля? ВЇ 1807-1831! г.г.. Ее. хронологические рамки - от; «Феноменологии»
духа» (1807 г.) і до І последних произведенийі философа, написание ш правку
которых; он производил незадолго до кончины, в 1831 г. Выборуказанного периодам обусловлен? тем;. что; именно; его- принято трактовать, как период
творчества «зрелого» Гегеля; Гегеля периода Системы.
В? связи і с: выбранными хронологическими! рамками; нельзя; не сказать хотя бы І несколько слов о различии во \ взглядах молодого и зрелого Гегеля, о чем; в критической литературе; написанытысячи» страниц; Удачно отметил М.Бубер: «В отличие от молодого Гегеля Гегель-систематик исходит уже не из человека, а из Мирового разума;: человек для него - лишь принцип,. в котором Мировой разум достигает своего самосознания»1. Различие взглядов \ Гегеля в разные периоды творчества=наглядно видно; на многих примерах — понимание; свободы, роли» государства, назначения человека. И все же; зрелый» Гегель вырос изї юноши, а не появился на І свет; из типографии; одновременно с тиражом? «Науки\ логики». Преемственность, — пусть доходящая до прямого переосмыслениям позиций- но 5 и І это? тоже5 преемственность, - не могла4 не; существовать.. В? этой; связи вї настоящей; работе было5 необходимо периодически обращаться; к юношеским? произведениям философа, чтобы проследить эволюцию его идей При: этом соблюден содержательный; а не хронологический! подход. Линейная; последовательность - «1) позиция молодого? Гегеля; 2) позиция? зрелого» - не входит в І предмет исследования. В данной работе за основу
методологии принят проблемный принцип; «хронологические» аспекты затронуты лишь в той: мере, в; какой приобретают принципиальную содержательную роль, воплощаясь в; существенное переосмысление философом своих позиций.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются произведения5 Г.В.Ф.Гегеля. написанные в= 1807-1831 г.г. Речь» идет, прежде всего, о «Феноменологии; духа», «Науке логики», «Философии духа», «Философии права», «Философии истории», «Лекциях по эстетике» И; ряде других. Предмет исследования - это отражение; антропологической тематики в творчестве мыслителя? т указанный период, осмысление в І произведениях Гегеля» проблемы человека.
К исследованию привлекаются биографические материалы о Гегеле, критическая литература о его жизни; и творчестве,. материалы»о социально-культурной ситуации в Германии в конце XVIIIf- первой трети XIX веков, о развитии немецкой классической философии. Используются также современные исследования, посвященные проблемам личности, сознания, мышления, социального отчуждения и другим темам, затрагиваемым в настоящей работе.
Методология исследования.
При анализе антропологической; проблематике в творчестве Гегеля очень важно » учесть, что проблема человека не исследуется в нем; прямо и непосредственно. Ответы на важнейшие антропологические вопросы можно получить только в форме экспликации из целостного концептуального каркаса, изложенного в гегелевской Системе. В этой связи принцип системности, столь важный для самой философии Гегеля, должен быть положен в основу и анализа его творчества. Это в особенной мере относится
к проблеме человека, т.к. человек в рамках гегелевской І методологии. столь= жег глубок, как ш сам мир, как ш самі абсолют. В І этой связи только» через; анализ фундаментальной? онтологии» мыслителя f можно» выйти і наї его» понимание природы человека, смысла его бытия..
Єтоль.же методологические важені принциш историзма. Гегелевская» система представляет собой экспозицию непрерывного развертывания духа в: истории; Она проникнута динамизмом; движением вечного самовозвышения духа. В s этой связи взгляд наї проблему человека не может ограничиваться! статичнош картиной; ниш даже набором таких картин; ошдолжен? выступить, как «фильм» т непрерывном; становлении? человеческой духовности: Природа; человека должна быть рассмотрена» сквозь призму вековечного движения от прошлого к настоящему и будущему. Человек-это не только га; конкретика;, которая имеет местом быть в данном «участке» времени; и; пространства, человек - это возможность становления, возможность быть» иным. В этош связи; принцип? историзма- т принцип диалектического» движения.:— неотъемлемая часть методологии при \ исследовании ; гегелевской \ антропологии.
Что касается конкретных методов, применяемых в ходе работы; то с учетом!сказанного ими являются; прежде всего,.текстологический анализ, сравнительный анализ; анализЇ социо-культурных оснований? гегелевской философии; экстраполяция и ряд иных.
Научная новизна работы;
Новой является; прежде всего, сама? тема диссертационного исследования. При всем і богатстве отечественного гегелеведения проблема человека в гегелевской философии, как уже указывалось, ни разу не являлась предметом самостоятельного системного научного труда; Такого рода работы посвящались проблемам; гегелевской гносеологии, логики;
философии права и і истории, но ни разу изучение антропологии мыслителя не выступало в качестве: их основной цели; Когда- же антропологическая тематика фигурировала!в качестве центральной?темы, то»соответствующие исследования? выступали! чаще всего в; формате: научных статещ аі. это неизбежно приводило к слишком лапидарной форме ш отсутствию» целостного взгляда на? предмет исследования: Настоящее диссертационное исследование выступает как; первая? работа; в которой проблема человека в гегелевском! наследии і изучается; в качестве г главного предмета изучения ив; системной форме..
Новыми, являютсяі также ряд внутренних задач; вставших: в ходе работы. Так,, в, исследовании = важное внимание уделяетсяJ вопросам? гегелевских трактовок природы индивидуального і человеческого «я», экзистенциалов человеческого бытия (таких, как признание, любовь, смерть),, человеческой субъективности; абсолюта. Данные аспекты» гегелевского творчества ранее фактически: не находилш системного исследования! в і отечественном гегелеведении.
Новым; является: привлечение к анализу трудов русских \ гегелеведов, чье творчество происходило в: дореволюционный з период; Ранее в силу причин: идеологического порядка их научные исследования: почти! не находили - отражения? в отечественной і историко-философской і литературе; ВI настоящей: диссертационной работе? используются: произведения! русских философов, прежде:всего, фундаментальный труд ША.Ильина;«Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека».
Новым является? сопоставление: позиции Гегеля по антропологическим проблемам с концепциями западных мыслителей XX века, прежде; всего,, Хайдеггера, Сартра и иных. Данный прием позволяет подойти к; гегелевской философии с более широких позиций; взглянуть, на і
нее с позиций других аналитических парадигм; а также дополнить историко-философский \ подход: проблемным; Как: отмечалось, гегелевское і творчество : содержит весьма важные идеи; значение которых во і многом недооценено va до сих пор; в і частности;. при= анализе проблем : индивидуального з сознания; интерсубъективности; социального отчуждения; Сопоставление; взглядов Гегеля? с ведущими; философами: современности: и недавнего? прошлого позволяет не только углубить изучение творчества: немецкого философа; но и сформировать, такие предложения; которые: могут быть учтены современной: философской наукош уже: не: в: историко-философском, а: в проблемном, плане, при анализе вопросов;, стоящих на острие: внимания» современного научного знания.
Апробация работы і
Результаты диссертационной работы- апробированы і в докладах, сделанных на заседаниях кафедры, истории- философии; философского-факультета; Уральского государственного университета: им: АіМ.Горького, спецкурсах, прочитанных в Уральском университете и Уральской Академии государственной службы. Выводы иг положения диссертационной работы: отражены в монографиях автора «Проблемаічеловека: в \ философии Гегеля» (Екатеринбург,, издательство? Уральского университета;, 2004;: 29,7 п.л.)« ш «Проблема человека в «Феноменологии духа» Гегеля» (Екатеринбург, 1996. Рукопись деп. в; ИНИОНї РАН №- 51346 от: 2.04.96; 10,8? п.л.); статье «Проблема человека в философии Гегеля», опубликованной в реферируемом1 издании «Вестник Оренбургского государственного: университета» (Оренбург, 2003,, №5. С.9-14), а также в иных публикациях автора (список: приведен в конце работы); Выводы ш положения диссертационной работы излагались диссертантом в докладах и сообщениях, сделанных на научных конференциях и семинарах, в т.ч. на конференции «Судьба России: духовные
ценности и национальные интересы (Вторая всероссийская конференция. Екатеринбург, 21-22 февраля 19961 г.), «Интеллигенция? и власть. на; пороге XXI века:. Региональная! научно-практическая; конференция. Екатеринбург, 28-29 марта 1996 г.); «Современная философия; в« поисках; сущностей; и смыслов» (Международная научно-практическая; конференция. Екатеринбург, 25-27 октября 200 Ь г.) и иных.
Практическая значимость исследования?
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы; при: разработке и чтении? общих: курсов по; истории философии; специальных: курсов,, посвященных: изучению? философских концепций! мыслителейI прошлого и; современности; антропологическим проблемам; а также при; создании і учебных и; учебно-методических, пособий» по данным темам.. Предложенные выводы, представляют интерес: дляї исследовательской; практики в і области истории философии, философской? антропологии, онтологии;
Структура работы
Проблема человека в гегелевской философии выступает как сложный;, многомерный вопрос. Бесполезно; искать в; гегелевских трудах какой-либо» параграфа или главу, в котором? ответ на: него? содержался і кратко, четко? и; однозначно. Аналитический; дискурс должен быть осуществлен? по всему творческому наследию мыслителя, чтобы через посредство.экспликативной! интерпретации І представить позицию : философа по ключевым антропологическим вопросам.
Bf первой главе исследования; носящей; вводный характер, рассматриваются методологические принципы, которые; легли в і основу гегелевской антропологии. Суть данной методологии, которая должна быть учтена в ходе всего» дальнейшего исследования, в; том, что к проблеме
человека Гегель подходит через; фундаментальную» онтологию, через создание всеобъемлющей системы знания, в? контексте: которой! получают версию ответа? ключевые вопросы человекознания; При зтомі Гегель во многом переосмысливает само- понятие; человека, углубляет его ш делает более; многомерным пог сравнению; с: тем; как понималось оно наї предшествующих этапах развития философии;
Во второй главе: анализируются базовые- проблемы гегелевской антропологии. Первой рассматривается! проблема сущности человека как центральный вопрос; антропологии: Далее? анализируются! вопросы; самоосвобождения и; самопознания человека: именно свободам в і гегелевскош философии провозглашается основной целью духа, а путь к нейлежит только через! познание,- в ходе которого? осуществляется! саморазвитие индивида. После: этого; рассматривается антропологическая роль, самосознания; и мышления: Это центральные структуры, обеспечивающие движение духа индивида, его г диалектическое! самотворчество» иг развитие: Собственное говоря, сознание и мышление — это? сам человек в; рамках гегелевского подхода, его«внутреннее существо. В этой связи анализируются природа и механизмы сознания и мышления; их взаимосвязь.
Продолжением: исследования становятся проблемы, которые ввиду их; субьективно-личностнойї значимости; традиционно принято? именовать, «экзистенциалами»ь человеческого г бытия; Очевидно; что это не; гегелевская} формулировка, as осовремененное наименование, но смысловые: структуры, которые за і ними» скрыты, носят всеобщий и в какой-то мере вневременной характер, а потому нашли; свое отражение в гегелевской философии. К анализу отобраны три проблемы: признание, любовь, смерть. Трактовка каждого изtэтих понятий индикативна для;высвечивания общего понимания философом человеческого бытия.
В заключительном параграфе: главы«рассмотрен вопрос историческои: судьбы человека и смысла: его жизни - своего родаї кульминационная тема; в= антропологии. При этом? анализируются общее видение: Гегелем родового; предназначения индивида, метафизической цели его бытия..
Третья главаЇ исследования посвящена; знаменитой: гегелевской? триаде:развития духа; положенной? в основу всей:его философской системы: «Субъективное; - Объективное- - Абсолютное». Эта триада носит надындивидуальный характер, но одновременно имеет ИЇ человечески-личностное измерение; Поэтому важно проследить, как этот основной вектор гегелевской?системы;проецируется на человеческую судьбу, какое значение имеет в антропологическом плане.
Вначале главы исследуется: гегелевское, понимание: субъективности.. Подчеркивается ее роль- в самоконституировании; духаї ш всеобщность, значения; Далее рассматривается; гегелевское видение г судеб І человеческого духа; который? сделал субъективность: своим t центральным детерминирующим принципом, приводятся уроки этих судеб.
Следующий: параграфі имеет своим предметом развитие духа на? ступени объективности; а: более конкретно — вопросы; социализации: индивида, его роли в системе общественных отношений и их влияние на его внутреннее существо;. При: этом: вычленяются как позитивные аспекты: объективированных: форм: бытия человека; так и возникающие при; этом: механизмы» социального отчуждения. Отдельно рассмотрен! вопрос о морально-нравственном сознании и его противоречивом отражении в зеркале индивидуальных устремлений и интенций.
Третий \ параграф главы посвящен проблеме абсолютного - духа и его проекции на: человеческую личность. Вначале анализируется проблема; религиозного сознания и механизмы перетворения им самоконституирования
человека. Во втором параграфе сделана попытка антропологической интерпретации проблемы Абсолютного знания, его влияния на сознание и деятельность человека, диалектический путь самотворчества которого достиг финальной — в смысле кульминационности — фазы развития.
В Заключении излагаются основные выводы диссертационного исследования..
Методология гегелевской антропологии: к проблеме человека - через фундаментальную онтологию
Действительно; Гегель, с: молодых лет интересовался і антропологической? тематикой; Впрочем, артикулировано этое или? нет, но, наверное, каждый философа (да т просто философски-расположенный! человек) І не минует в своем становлении интереса к антропологии. Молодой Гегель не писал трудов, впрямую носящих антропологический характер, но в его первых произведениях, посвященных религии - «Народная религия? ш христианство», «Жизнь = Иисуса», «Дух христианства і и его судьба» - без трудаї обнаруживается! попытка; через і религию подступиться? кг основополагающим вопросам человеческого бытия.
Конечно, существует резкий контраст между творчеством і молодого s философам и: Гегелем периода системы, но? следует ли і гипертрофировать, значение этой і аксиомы?. Даже: в І неживош природе ничего, как; известно, не: исчезает бесследно; тем более, нельзя механически списать прошлое в архив, когда речь идет о человеке. Молодой Гегель и? зрелый! Гегеле смотрят на» жизнь с разных точек зрения, - но смотрит, все же, один и тот же человек; об этош тривиальности! мы часто забываем? под? грузом? давления многочисленных оценок критиков: Да; контраст произведений?молодого?и зрелого философа более чем значителен — но не являются шш ите, и другие разными по форме ответами на единый содержательный;вопрос?
Оставим; ответ самому исследованию;, которое будет представлено дальше. А; пока ограничимся цитатами, но теперь уже: из: более поздних трудов Гегеля: «Индивидуум І имеет в себе бесконечную ценность»1, -провозглашает мыслитель в «Философии религии», как бы» вспоминая дух, своего юношества, дух: первых произведений; посвященных христианству. «Единичный субъект является предметом божественной? благодати; каждый: субъект, человек как человек обладает сам» по себе бесконечной ценностью; предназначенктому, чтобы принять участие в этом духе, который в качестве бога ведь как раз? ш должен рождаться в сердце каждого человека»2 -зеркальное отражение этой фразы мы находим в «Лекциях по истории философии». «Человек является целью в себе самом лишь благодаря тому божественному началу, которое имеется; в: нем: и? которое сперва было названо разумом; а поскольку оно проявляется s в І деятельности и; само себя t определяет, - свободой» , - указывается в «Философии истории».
Дальнейшие цитаты только увеличат накал указанного? пафоса;. «Бог есть бог лишь постольку, поскольку он знает самого себя; его знание самого себя есть, далее, его самосознание в человеке» , - пишет немецкий мыслитель в «Философии духа»,, почтш уравнивая? вг правах индивида ш Абсолют. Отсюда уже недалеко до І следующего принципа:: «Так как человек есть дух,. то он смеет т должен считать самого себя І ДОСТОЙНЫМ величайшего,, и его оценка величия и силы своего духа: не может быть слишком преувеличенной;, как бы он не: думалі высокою: них...» . ЗТОІне просто; набор? фраз, в «них: зафиксирован принцип гегелевской философии;. этот принцип? не прошел; мимо внимания многих виднейших; исследователей Гегеля. «Тому, кто стремится \ постигнуть философию Гегеля \ в ее основной; сущности; необходимо вскрыть его концепцию человека: с особенным, интуитивно-сосредоточенным! вниманием; ибо здесь лежит ключ к пониманию всей философии духа» , - писал И.А.Ильин. Далекий от него и по времени, и по идеологии марксист Д;Лукач, указывал, что Гегель до конца жизни «решал; вопрос: как придать индивидуальной жизни? смысл».5 «Уникальнаяt в своем; роде позиция Гегеля ... основывается на том; что;в его философии впервые в человеческой истории противоречивость самого человеческого существования» осознается? как центральная! проблема; философии» , - уточнял Лукач в том же исследовании;
«Дух существует только как единичное действительное сознание и самосознание» - этот постулат гегелевской философии? автоматически распространяет все многочисленные награды, раздаваемые в= гегелевской системе абсолютной идее, на человека — вне его она ничто. В этой связи даже не: питавший! к Гегелю! пиетета Р.Гайм признавал: приоритетное значение: антропологической: проблематики в; творчестве мыслителя І и! указывал, что «философия Гегеля І возникает из; какого-то поэтического побуждения, из страстного желания начертать образ мира по идеальному типу, который уже предварительно: хранился в его душе» .. По» мнению Гайма, гегелевская философия «есть реакция против разорванности существования нашего века. Она: стремится к тому, чтобьг снова: восстановить, человека из его разрозненного состояния»3. «Гегелевская» диалектика зарождается» как средство решить этические: проблемы» , - продолжает через; два века эту мысль современный исследователь гегелевской философии-А.В.Гулыга.
Проблема сущности человека в гегелевской философии
Понимание Гегелем сущности человека, как: вытекает из г анализа, предпринятого в предыдущей; главе.; опирается; на фундаментальную онтологию мыслителя. Человек - часть мира; еще точнее, — это сам мир в его определенном модусе существования. Поэтому и сущность человека совпадает с сущностью мира; причем, если снова уточнять терминологию, -не совпадает, а это просто одно и то же;
За» сущность мира в гегелевской? системе: постулирован? дух. Это» вселенское, космическое начало, которое берет свой і старт во І вневременном s пространстве чистой логики, сквозной нитью проходит через все природное развитие со всеми его неживыми и живыми; формами, осью пронзает все социальное развитие и его историю, устремляясь в абсолют, продолжающей? творить вневременное? и — его эхом - реальное будущее. Весь универсум; гегелевская философия понимает как иерархию форм диалектически развивающегося духа. Человек - одна из таких форм, нанизанная на общий стержень диалектического движения. «Одна из» и особенная - но об этом особый же и разговор.
Из сказанного очевидно, что сущностью человека в гегелевской философии должен быть признан дух и может быть признан только дух. Гегель многократно в разных произведениях подчеркивает указанный тезис. «Человек есть дух»1, «Человек, конечное сознание, есть дух в определении конечности» , «Человек сам есть дух» , «Человек в себе есть дух, разумность»4, - указывает он в «Философии религии». «Дух или человек как таковой (- уравнивание! - авт.) в себе свободен» , - отмечал мыслитель во Введении к «Философии истории». «Человек есть дух»6, - говорил Гегель во вступительной речи к лекциям по истории философии в Гейдельберге.
Признание сущностью человека духа подчеркивали многие исследователи гегелевской философии, начиная с классиков. Еще К.Маркс указывал, что у Гегеля «только дух есть истинная сущность человека, а истинная форма духа - это мыслящий дух, логический, спекулятивный дух»7.
Но имея такую сущность, происходя из столь «знатного рода», человек имеет все основания быть записанным в «королевскую семью» - в родственники абсолюта, бога. Ведь бог суть дух и человек суть дух; нехитрый силлогизм высвечивает родство природы человека и абсолюта.
Цитаты подтверждают этот вывод. «Чтите дух, живущий в вас; он научит вас понимать волю божества; он роднит вас с божеством, приближает вас к нему, лишь в нем для вас путь к: божеству и истине» , - писал, пересказывая! на свой лад слова мессии, Гегель в одном из;своих первых произведений, «Жизни Иисуса». «На дух следует смотреть как на= подобие бога, как на божественное в; человеке» v «Бог есть бог лишь постольку, поскольку он знает самого себя; его знание самого себя есть, далее, его самосознание; в человеке, а знание человека о боге развивается, далее, до знания себя человеком в боге» , - указывает Гегель в «Философии духа». Это своего рода гимн человеку. Человек — высшее из .того, что есть в мире; сам абсолют единосущностен с ним.
«Человек; есть Божественное в эмпирической? конечной форме»4, -указывал \ И.АіИльин. ОН становится медиумом бога, творя его законы и его волю (хотя и І отнюдь: не каждым! своим поступком; - о «социальном пантеизме» речи і нет) в земному № сам абсолют не вне его, за; ним не нужно устремляться в недостижимые космические дали - этот абсолют в нем самом. «Царствие божие внутрь вас»; - принимает библейский принцип; Гегель. Существом и корнем человеческой души является бог.
Человек — это бог, принявший конечную форму. Гегель сочувственно пересказывает Гераклита: «Люди - смертные боги, з. боги - бессмертные люди; жизнь первых - смерть, а смерть последних — жизнь»5.
Коль скоро в человеке получает выражение абсолютное, человек не просто формообразование сознания, не просто «гештальт», он особый «гештальт». «Истинное чудо в природе есть явление духа, а истинное явление духа есть, главным образом, дух человека»6, - пишет Гегель в «Философии религии». Именно в і человеке дух, который до» этого» целую вечность развивался в і миллионах разных форм, впервые обретает свою истинную форму. В человеке дух предстает таким; каким он сущностно есть. Человек - это истинная! форма духа; а потому/ — самі дух; а не просто его модус. Мировая сущность впервые приоткрывает свой истинный лик.
Человек; - дитя; многих природ ш факторов:: социальных и: биологических, связанных с личными! обстоятельствами и общеисторическими» законами; и т.д. Но важнее всего,.что»он дитя природы абсолютной І — самого божества; А . божество? же в рамках гегелевской: философии! предстает как Понятие - диалектическая г логика, в-себе и для-себя сущий; Смысл; Именно? этот пласт внутреннего мира человеческого» существа конституирует его в качестве единосущего абсолютной форме.
Эту мысль Гегель, повторяет во» многих произведениях. «Предмет, существующий! в самом» себе в І качестве понятия, есть духовная субъективность, человек»!, - пишет он в «Философии религии». «Во все, что для него (человека, - авт.): становится чем-то внутренним, вообще представлением, во все, что он: делает своим,. проник язык, а все то; что человек превращает в язык и» выражает в языке, содержит в себе в скрытом ли, спутанном или более разработанном, виде некоторую категорию; в такой? мере: свойственно» erot природе: логическое, или; правильнее- сказать, последнее: есть сама ОГОІ своеобразная: природа»", «Задача4 состоит втом;, чтобы; осознать ... логическую природу, одушевляющую дух, орудующую і и: действующую в нем» , - отмечается в «Науке логики».
Единство процессов самоосвобождения и самопознания индивида
Тема свободы, может быть названа центральной; ві антропологии Гегеля; Сущность человека; - дух1,, сущность духа - свобода2, -фундаментальные принципы Системы, и нехитрый силлогизм, сложенный І из этих посылок, наглядно раскрывает значение темы свободы в гегелевской антропологии. «Человек в себе предназначен для высшей свободы»3, - пишет Гегель. «Сущность духа есть ... свобода, абсолютная отрицательность понятия? как тождества» с собой»4, «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от некоего другого, отношение к самому себе»5, «Свобода есть подлинная сущность духа»6,- пишет Гегель в; «Философии духа». Все свое системное построение философ предпринимал с целью раскрытия спекулятивного освобождения духа: дух переживает длительный процесс отчуждения и его преодоления, в конечном счете достигая состояния абсолюта, главной характеристикой которого является его свобода.
Тема свободы в гегелевском творчестве, как уже отмечалось во Введении, имеет глубокие социально-исторические корни. Еще В.Дильтеш отмечал, что молодым Гегелю и Гельдерлину «казалось, что настал; час рождения свободы и что греческое героическое начало вновь возродилось в героях французской! революции» . Єтала «притчей во;языцех» упоминаемая; Р.Гаймом? легенда о посадке Гегелем; «дерева; свободы»". Молодой; Гегель, воспринимал свое; время; как начало» эпохи коренногої самоосвобождения; человечества; и: хотя в зрелом возрастев он стал; существенно сдержаннее; в; оценках, значение темы свободы; в его творчестве не уменьшалось никогда -просто- она; приобрела; более тонкие,, диалектичные, в? чем-то; латентные формы.
Далеко не все исследователи единодушны в оценках темы свободы і в творчестве немецкого; мыслителям. Очень жестко; высказывается известный; отечественный? философ Э.Ю.Соловьев; называющий гегелевский? либерализм «оксюмороном,, «деревянным; железом», соединением; двух, несочетаемых понятий»3. Совершенно иных позиций придерживался русский, гегелевед ИіА.Ильин, который; пафосно характеризовал гегелевскую философию следующим; образом:; «Философское; учение Гегеля, взятое; в целом; может быть изображено как учение; о» божьей свободе. Его? философия пытается адекватно раскрыть сущность бога- и устанавливает, что эта сущность - в свободе; она пытается изобразить путь божественной жизни; иі обнаруживает, что этот путь есть самоосвобождение; онаї стремится; постичь смысл; человеческой і жизни и утверждает, что человек и его дух, его дела; его нравственность, его история и его смерть - все это образует высший этап самоосвобождения бога» .
Действительно; вся; гегелевская? система - — развернутая панорама; самоосвобождения; мирового духа;: все, что делает дух, он І делает ради достижения все;более и: более полной свободы; «все свойства духа, - как указывает немецкий мыслитель в «Философии истории», - существуют лишь благодаря свободе»1. Свобода - и далекая цель мирового духа, и постоянно-ощущаемая им потребность;: она сопровождает дух на всех этапах его развития и является движущей силой каждого формообразования сознания. В і логике начала І дух свободно отпускает себя: в несвободное состояние; в? нем он І утрачивает прежнюю чистоту, но сохраняет силу для fee возвращения и самоосвобождения:
Все движение духа - преодоление отчуждения; он выбирается! из любых кризисов и катаклизмов на І пути к ней і как к высшей цели: «Свободу нельзя: ограничивать, она: не должна быть ограничена, должна быть» осуществлена; она абсолютна... Перед лицом свободы ничто не имеет значения; она есть - всеобщее, которое должно достигнуть утверждающего наличного бытия, нет ничего, что могло бы быть для: нее границей, отрицанием»2.
Свобода предстает у Гегеля в виде одновременно и потенциальной, и актуальной сущности. Потенциальной - в том смысле, что ни один конкретный «гештальт» не обладает ей в полной мере. Неограниченная свобода свойственна только абсолюту; остальные формообразования сознания наделены лишь ограниченной независимостью. Однако, ограниченная: свобода - не свобода «по определению». Поэтому во всем развитии феноменологического? содержания свобода; присутствует только потенциально. Вместе с тем; свобода является не: только далёкой- целью мирового духа. Свобода - ориентир, значимость которого проявляется для духа ив отношении его будущего, и ВЇ отношении настоящего.
О понятии и значении субъективности в гегелевской антропологии. Субъективность в диалектике единичного и всеобщего
«Великий прогресс нашего времени» состоит в? том, что субъективность познается как абсолютный? момент»",. - писал Гегель в «Философии истории». «Субъективность самаї есть абсолютная форма»3,. строки:из?«Философии?права». «Самое?богатое есть самое:конкретное и? самое субъективное» , - отмечается в «Науке логики».
Из этих фраз вполне понятно, что понятие субъективности имеет в \ гегелевской философии первостепенное значение. «Дух существует только как единичное действительное сознание и самосознание»1, а оно всегда субъективно (хотя и не только, а высших своих проявлениях и не столько субъективно). Причем значение субъективности; не ограничивается; антропологией; и протирается і до Ї самого абсолюта: «В=самом боге есть зтаї субъективность человеческой природы» , - пишет Гегель, характеризуя далее абсолют как «всеобщую единичность» .
Признание роли субъективности! можно встретить уже в творчестве молодого Гегеля. В частности, в одном из первых своих произведений «Народная» религия -, и христианство» мыслитель = противопоставлял субъективную и? объективную? религию: субъективная; религия; характеризовалась как «живая», живущая в- душе,, at объективная - как мертвая, обитающая в памяти (Гегель даже сравнивал ее с чучелами зверей в І кабинете натуралиста)4. Уже- тогда: немецкий философ различал, говоря словами; поэта, «бога во мне» и «бога на стене»; при этом субъективность выступала именно тем полюсом, в котором концентрировался истинный абсолют.
Тема субъективности достаточно серьезно исследовалась в последние десятилетия, особенно в зарубежной литературе. Так, известные исследователи гегелевской философии Д.Хенрих и К.Дюзинг называли идею субъективности ключевой для гегелевской философии.5 К.Дюзинг указывал, что «в основании развития «спекулятивной философии» в целом лежит понятие субъективности» . Именно опираясь на понятие субъективности; по мнении немецкого ученого; Гегель ввел в свою философию принципа возвращениядуха к себе, ставший в ней структурообразующим L
Следует отметить, что Гегель во многом переосмысливает саму парадигму исследования» субъективности;, имевшуюJ место г ві истории» философии. От Декарта до; Гегеля субъективность, понималась как эмпирическое: индивидуальное самосознание; от Гегеляї до? Гуссерля? и Хайдеггера? акцент сместился; к; пониманию» субъективности как;принципа: обоснования и дедукции.
Важнейшаяі черта і гегелевской концепции? субъективности; -непрерывная; фокусировка внимания; на ее онтологических: корнях, в. контексте ш толької в контексте которых прорисовываются! ее: отдельные черты. Субъективность - часть единой; природы духа, в основе которош лежит диалектически развивающееся понятие. Это равным образом относимо к антропологическому измерению данной; категории; Человек субъективен и всегда; субъективен,, но это не единственное измерение его?личности. Как отмечал: еще: И;А Ильин; «в пределах самой ї души І обнаруживается t новая;. полная- необычайной содержательности; и значительности сфера; позволяющая душе скинуть путы? личной; ограниченности? и з дурной і субъективности и отдать себя подлинной! жизни? объективного, предмета, смысла»2, «быть - значит; быть центростремительно»3. Субъективность - это всегда1; не только субъективность, и? любое ее; проявление должно рассматриваться: в контексте этого І «не только»; Она? диалектически! взаимосвязана с природой абсолютного диалектического} понятия, которое «светится» в ней; а і в решающие моменты и не только «светится», но и ярко вспыхивает, предопределяя исходы ситуаций.
В- зтойї связи в; парадигме гегелевского подхода субъективность неразрывно связана с идеей абсолютной субъективности, которая является ее метафизическим центром. Как справедливо отмечает М.Ф.Быкова, «Гегель наследует проблему отношений трансцендентального; и эмпирического Яі и интегрирует ее в; свою спекулятивно-идеалистическую теорию субъективности. У него/ она- превращается в проблему отношения абсолютной? и конечной субъективности» . Ив этой связи истоки? проблемы субъективности І уходят своими? корнямш в диалектическую логику, причем Гегель фактически единственный! философ, у которого1 главное слово? в данной: проблеме говорит Логика;
«Субъективность ... согласно своей;истине, имманентна предмету и, как, следовательно, бесконечная» субъективность, она есть истина самого предмета... Субъективность обладает бесконечной ценностью... Бог сами познается» как абсолютная субъективность» , - отмечал философ в «Малой логике». Даже по отдельным; штрихам- и небольшим деталям гегелевских характеристик можно судить о роли, отводившейся субъективности. Так, рассуждая о, казалось бы, далекой от рассматриваемой проблемы, эстетической теме, о соотношении античной и классической скульптур, Гегель отмечает, что антропоморфизм античного искусства «не полон» и «не завершен», «ибо то, чего ему не хватает, так это как человечности в ее объективной3 всеобщности, отождествленной одновременно с принципом; абсолютной личности, так и того, что обыкновенно называют человеческим, т.е. момента субъективной единичности, человеческой слабости, особенности» . Слова «субъективность» и «человеческое», как мы видим, фактически уравнены в правах.
Еще одной; характеристикой приведенной» цитаты по формальному признаку могло? бы быть продолжение знака равенства на понятие «слабость»,. но это» будет уже вырыванием слова из? контекста.. Напротив; Гегель характеризует субъективность; как; «огромную силу»; Анализируя в t «Эстетике» романтическую форму искусства, философ? дает данному состоянию- сознания- такую? характеристику: «... все боги сброшены с: престола; пламяі субъективности разрушило? их» . Субъективность,, такими образом; выступает в данном5 случае как некая «властная» способность, которая в масштабах внутреннего мирачеловека (как минимум; впрочем,, в большинстве случаев т как максимум)? способна- казнить ш миловать,даже самих богов. Поэтому вполне объяснима т другая? характеристика» силы субъективности;. Понимаемая как совокупность индивидуальных ценностей, целей, мироощущений» онаї формирует: «характер» (вг гегелевскомэ смысле: этого слова) человека, и этот характер может настолько срастаться с самим существом человека, что тот уже:не мыслит себя: вне его, и гибнет, когда внешние обстоятельства делают;существование данного характера (- хотя, в: принципе; и не самого человека как биологического и социального существа) невозможным.