Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема человека в философии Мухаммада Икбала Зиеев, Идибек Гозиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зиеев, Идибек Гозиевич. Проблема человека в философии Мухаммада Икбала : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Душанбе, 1995.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы: Мухаммад йкбал (1877-1938) принадлежит к числу мыслителей, , внесших весомый вклад в развитие общественной мысли и мировой культуры. По решению КЖСКО 1977 г. был объявлен годом Мухаммада Икбала, поэта-философа Пакистана. Шилэйные торжества, посвященные столетию его рождения, проходившие во всем мире, свидетельствуют об огромной мировой славе Икбала.

Ученые и исследователи широко обсуждали и продолжают обсуждать творчество Икбала, изучают отдельные стороны его мировоззрения. Раскрыты истоки, определены предпосылки многих сторон его творчества, но в то же время некоторые аспекты его мировозрения, сыгравшие значительную роль в подісмє национально-освободительных движений и национального самосознания индийского народа, не'получили достаточно полного освещения.

Философские взгляды Икбала представляют собой отражение социально-политической и нравственной жизни народов Индии конца XIX - начала XX столетия. Как поэта и мыслителя, сына своего народа, Икбала волнуют главные причины отставания Востока от цивилизованной Европы. Эти причины он искал в существующей духовной и социально-политаческой атмосфере индийского общества. Этим же можно объяснить тот факт, что в центре его мировоззрения находится прежде всего человек и связанные с ним проблемы: моралыюе совершенствование, нравственное воспитание подрастающего поколения и другое.

Учение о человеке Икбала представляет огромный интерес по только тем, что оно противостоит распространешшым на Востоко представлениям о смысле и цели человеческого существования. Икбал, творчески используя лучшие достижения литературы народов Востока, особенно горсидско-таджикской, вышел на новые просторы. Через большинство его произведений проходит мысль о высоком призвании человека, его отвэственности перед обществом, моральной,идейной и общественной ценности личности. Его поэзия ярко отразила в себе внутренний мир человека, его мировоззрение, идеологические и моральные убеждения, психологии в процессе роста и формирования характера. Б своем творчество

поэт рассматривает труднейшие проблемы: кто есть человек, как' он изменяется, в каком направлении идет это изменение, каковы его взаимоотношения с обществом, богом и миром. В свою очередь стихи Икбала оказали и оказывают глубокое влияние на становление личности в полном понимание этого слова.

Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества, возникшими на фоне глубокого морально-культурного кризиса, который переживают все народы бывшего Советского Союза, таджикский народ в частности. В связи с этим огромный интерес представляют предлагаемые Икбалом пути и методы нравственного самосовершенствования человека.

Его мировоззрение носит гуманистический характер, поэт ратует за освобождение человека как в социально-политическом, так и в духовно-нравственном смысла. Поэтому его идеи имеют огромное воспитательное значение, их. анализ способствует осмыслению человеческой сущности, пониманию истинного предназначения чэловека, его достоинства, гордости, неповторимости человеческой жизни, пересмотру смысла и цели человеческого существования и др.

Степень разработанности проблемы

Поэтическое и философское наследие Икбала еще при жизни поэта привлекало внимание многих исследователей. К числу первых европейских исследователей, обратившихся к его творчеству и определивших его как поэта-философа, религиозного реформатора, можно отнести.английского Р. Никольсона, который начал перевод его поэмы "Таинства личности" на английский язык в 1918г. и имел с ним личную переписку. Исследованием философских воззрений Икбала занимались также и такие европейские ученые, как Баузани А., Хаубен Дж., Меерович Е. и др.

1. Nicholson R.A. The idea of Personalityin sufisra, Cambridge,
1921; его ке: Iqbal's Message of the East (Payam-i
Mashriq),— "Islamioa" london, 1925.

2. Bausani A., The Concept of Time in Iqbal's Religions
Philosophy,— "Die Welt des Islams", Leiden, 1954! его же:
Iqbal: Kis Philosophy of Religion and the West. Crescent
find Green, London, 1955; Houben J.J., The Individual in
Penocracy and Iqbal's Conception of Khudi,— "Crescent and
f.r-'en", London, 1955; Meyerovitch, E-, Theraec mystiques
dans 1'oeuvre de Djalolid-Din Rumi, Paris, 1968.

Следует особо отметить вклад иранских ученых в изучение творческого наследия поэта - Муджтаби Минави* Мухаммада Акрама, Абдулхамида Ирфони? Али Шариата^ Ахмада Суруша5 и др.

Работы вышеперечисленных авторов можно отнести к разряду специальных исследований по вопросам мировоззрения Икбала. На основе философского и поэтического анализа мировоззрения мыслителя ученые рассматривают отдельные стороны его творчества: проблему свободы в социально-политическом и в духовно-нравственном аспектах, проблему личности, отдельные концепции его религиозно-философского учения. Уделяя внимание вопросам поэтического мастерства Икбала, исследователи пытаются определить его вклад в развитие персоязычной поэзии Индии, его влияние на формирование нового поколения персоязычных поэтов Востока, говоря о нем как о поэте-философе, историке философии, общественном и политическом деятеле. При этом особое внимание уделяется реформаторской деятельности Икбала, подчеркивается его заслуга в пробуждении национального самосознания Индии.

Большая заслуга в раскрытии названных проблем принадлежит таким пакистанским ученым, как Сайд Абдул Вахид, Кави Гулям МустэфаТ Халиф Абдул Хаким? Шохин Мукаддам Суфери9и др. Вышеуказанные работы вносят весомый вклад в изучение политического и философского мировоззрения мыслителя. Однако следует отметить, что упомянутые авторы при изложении философских взгядов мыслителя, особенно при определении их мировоззренческой направленности, не всегда придерживаются строгого, научного анализа его творчества, что вызывает возражение.

  1. Муджтаби Минави, Икболи Лсоцгрй. Тегеран, 1338Г.Х.

  2. Мухаммад Акрам, Щбал дар рохи Мавлавй, Лахор, 1982.

  3. Абдулхамид Ирфони, Румии аср, Тегеран, 1332г.х.

  4. Али Шариата, Мо ва Ик.бол, Тегеран б/г.

  5. Ахмад-Суруш, Мукддяима ва шархи ах.вол, Куллибти ашъори фор-сии Мавлоно Изболи Лох,урй, Тегеран 1345г.х.

  6. Сайд Абдул Вахид, Ичп'чл: творчество и мировоззрение,перевод с англ. на русск.язык Д.,1978.

  7. Kavi Gularo Mustafa, Iql-al hte Philosopher-Poet,—"Iqbal Review", vol. I. К 1, Лргії 1960.

  8. Khalifa Abdul Hakim, Puni, Nietzeche rmd Iqbal,—"Iqbal ав a Thinker", Lahore, 1944. ' _

  9. Шохин Мукіадіу.'М Сзфорк. Нигох.о бз Ицбол, Лахор.1889 г.

Из трудов доступных нам арабских исследователей можно выделить работы Али Хасуна' и Абдул - Муайш Ал-Мулаваки? которые в основном носят ознакомительный характер и повторяют мысли, изложенные в работах других исследователей (особенно ирано-пакистанских). Эти ученые ограничились общими замечаниями о творчестве и мировоззрении мыслителя.

В советской индологии, вплотную изучением тврочества Ик-бала, занимался Н.П. Аникеев? Он впервые в отечественной ориенталистике подверг анализу вдзвь и творчество мыслителя. Рассматривая Икбала как видного поэта-философа, религиозного реформатора, Н.П. Аникеев указал на гуманистическую направленность его поэтического наследия и особо остановился на его учении о личности.

Среди отечественных работ об Икбале особо отметим труды известной исследовательницы творчества Икбала Н.И. Пригариной? В них содержится не только филологический анализ произведений

  1. Али Хасун. Фалсафат Икбол, Дамаск, 2-е изд. 1986.

  2. Абдул Муаиян Ал-Мулавахи, Мукадцима дивон Дыжанох Джабраил (Предисловие к поэме "Крыло Джабраила") Дамаск,1987.

  3. Аникеев Н.П. Общественно-политические взгляды Мухаммеда Икбала // Советское востоковедение, 195В, К 37; ого же: Проблема личности в философии Икбала // Вопросы философии, 1953, N 6; его же: (Кедрова СМ - соавтор) Мухаммад Икбал - певец человека // Вестник истории мировой культуры, М., 1958 N 4; его же; Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммад Икбал» М.,1959; его же; Идеологическая борьба внутренней" реакции против национально - освободительного движения,, на примерз Индии //Идеология современного национально-освобо- дательного движения. М., 1966; его же; К вопросу о роли религии и традиций в идеологии афро-азиатского национализма // Некоторые вопросы идеологической борьбы в странах Азии и Африки. М., 1971; его же; Мухаммад Икбал //Философская энциклопедия, Н., 1962.

  4. Пригарина Н.И. Поэзия Мухаммеда Икбала, М., 1972; ое кэ; Поэтика творчества Мухаммеда Икбала. М.,1978; ее ке:. Некоторые особенности образа "совершенного человека" в свете мусульманской традиции //Художественные традиции литератур Востока и современность: ранние формы традиционализма, М., 1982; ее же: Вступление в поэму "Асрори худи" //Краткие сообщения Института народов Азии, N 80, 1964; ее же: Гума-' низм в философской лирике Мухаммеда Икбала // Народы Азии

и Африки и 5,1965; ее же: Галиб и Икбал, попытка сравнительного изучения стихов //Мирза Галиб - великий поэт Востока, М-, 1970.

поэта, но и вскрываются основные вопросы философии Икбала. Помимо глубокого изучения концепции совершенного человека вообще и интерпретации этого вопроса мыслителем, она четко определила особенности некоторых проблем, к которым мыслитель не терял интереса на протяжении всэа своей жизни. Значительный вклад в исследование философских и социальных взглядов Икбала внесли М.Т. Степанянц,1 Л.Р. Гордон-Полонская^ Ю.В. Ганковский? А.Д. Литман? Г.Ю.. Алиев? Е.П. Челышевби др.

А. Гафаров в своих работах затрагивает в основном филологический аспект творчества Икбалз. Он дает ценные сведения об эпохе и творчестве поэта и подчеркивает его заслуги в развитии литературы урду и влияние Икбала на формирование молодого поколения персоязычных поэтов Востока, в частности их гуманистических идей.

Как видим, исследованию филологического, философского и социального аспектов творчества Икбала посвящено немало работ, однако ни'в отечественных, ни в зарубежных трудах проблема человека в учении поэта-мыслителя не была предметом специального исследования, хотя в его творчестве именно человек и связанные

  1. степанянц мл.философия и социология в Пакистане, М., 1967; ее ш: Мусульманские течения в общественной мысли современной Индии // Вопросы философии N 6, 19ао; ее же: Философские аспекты суфизма,М.,1987s ее же: Концепция совершенного человека в творчестве Джзлол-Ад-динз Руми и Му-хаммада Икбала //Творчество Мухаммадз Икбала, М., 1982.

  2. Гордон-Полонская Л.Р. "Современное направление идеологии «усульманского национализма" (по материалам Пакистана) // Материалы научной конференции "Модернизация Ислама и акту-

. зльнш вопросы теории научного атеизма" М.,1968; ее же: (Ганковский XLB. - соавтор) История Пакистана М., 1961; ее го: Мусульманские течзния Индии и Пакистана, М., 1963; ее вэ; О некоторых особенностях буржуазного просветительства вкалонизльннх условиях (нэ примерз їйдии)// Идеологические проблемы/современной Индии, м;И970',ез ш: Социальные идеи Мухаммада Икбала, /У Творчестве.Мухзкмздэ Икбала, М., 1932.

3. Ганковский .10.5-' :.Национальный вопрос я национальные
движения в Пакистане,.И..;1967<.\ ;

4.' Литман, А. Д;-Современная', индийская Философия; м.< 1985- -'-.. 5. Алиев Г-.Ю.'.ПерсойЗычпая:-литерзтурз. ИНДИИ* М., 1,9б1 і .6-.-Челыйев-.Е.П: Литературный/процесс в.Индии в 19" веке, и Мирза Галиб //Мирза Талиб- -: великий, ггозт Востока, . М.; 1972; его . Ьвї Литература" народов. .Индии и борьба за независимость // .Независимая.'Индия;.-М'->і;9*>8і его -.Гве:: -Индийская литература. :! вчера и .сегодня.» №'.;, .*9В9-.':'.-.:'. \ " ..;. '''.-.'. ', ' : .''" '

с ним проблемы занимают центральное место.

Цели и задачи исследования названной проблемы в поэтическом наследии Мухаммада Икбала заключаются в следующем:

раскрыть идейные предпосылки и мировоззренческие основы выдвигаемых Икбалом концепция;

проследить, как поэт разрабатывает свою концепцию самосовершенствования человека, раскрывает ваутрэнние основы человеческой субъективности;

показать, как Икбал понимал призвание и роль человека в изменении духовного и социального мира;

выявить сущность концепции самопознания Икбала, сходство, близость, различие .взглядов мыслителя с его духовними предшественниками;

раскрыть понимание смысла и цели человеческой жизни с точки зрения Икбала;

' - определить . значение воззрений мыслителя на воспитание молодого поколения Индии и формирование национального самосознания народов Востока;

осветить характерные черты, разработанной Икбалом кон-цепции'совершеннного человека;

рассмотреть, какую роль отводил Икбал религии и любви в формировании совершенного человека;

Научная новизна работы состоит в следующем: -впервые наиболее полно рассматривается проблемы антропологии в философии мыслителя;

дается анализ концепции соверирнного человека в суфизме и интерпретация этой концепцш в творчестве Икбала;

сделана попытка внести ясность в определение истоков учения о соверфнном человеке на основе существующих исследований, в особенности немецкого ученого Н.Н. Шадера.

показаны противоречия в мировоззрении Икбала, обусловленные сложным синтезом теологии и восточного (индийского и _ мусульманского) мистицизма;

показано,что суфизм, несмотря на критическое отношение к нему Икбала, в мировоззрении мыслителя является доминирующим над религиозным, крациониским учением;

проанализированы основные моменты учения мыслителя о человеке, в частности соотношение материального и духовного в нем;

определены преемственность в учении Икбала, ограниченность религиозноч$илософского учения мыслителя.

Теоретической и методологической основой диссертации являются принципы исследования историко-философского исследования, новейшие труды отечественных піїВірф&феїШ. ученых по методологии историко-философского исследования и истории мысли народов Востока с позиции общечеловеческих ценностей.

Источники исследования. Главными источниками исследования послужили персидские поэмы Мухаммеда Икбала "Асрори худи" ("Таинства личности"), "Румузи бехуди" ("Иносказания о самоотречении"), "Гулшани рози даадад" ("Новый цветник тайн"), "Бан-дагинома" ("Книга о рабство"),"Джавиднома" ("Книга вечности"), "Боли Джабраил" ("Крыло Джабраила"), "Мусафир" ("Путешественник"), "Пас- чи бояд кард, эй аквоми Шарк" (Что же теперь делать, о народы Востока"), а также его диссертация "Развитие метафизики в Иране" (издана в Иране под названием "Сайри фалсафа дар Иран"("Экскурс в философию Ирана")).

В диссертации использованы также произведения Санои, Ат-тора, Джалолиданна Руми и других поэтов-суфиев, труды отечественных и зарубежных авторов по истории философии.

Практическая ценность исследования состоит в том, что в нем дается цельное представление о религиозно-философском учении Икбала, в особенности, о его учении о человеке вообще и концепции самопознания и совершенного человека в частности. Основные ее положения и вывода могут быть полезными при изучении философской мысли народов Востока, использованы при исследовании истории просветительства, свободомыслия и философской мысли народов Востока в первую очередь Индии и Пакистана. Они могут быть использованы при разработке, курсов лекций и спецкурсов по истории суфизма, при исследовании учений о человеке в философии Востока, з такга пои исследовании тенденции религиозного реформизма и модернизма.

Алробашп_ работы... Сом >шп>.з положения и выводы диссертации

изложены в докладах и выступлениях на научно- практической конференции (Душанбе, 1993) на заседаниях кафедры философии АН РТ , в опубликованных статьях, докладах и тезисах.

Диссертация была обсуждена на заседании Отделов истории философии и истории религии и свободомыслия Института философии и права АН Республики Таджикистана (21.07.1994г.), и рекомендована к защите Диссертационном . советом института философии и права. АН'-Ре-рпублики Таджикистан (26.09.1995г.).

Структура и объём работы подчинены ее общей задаче. Диссертационное исследование состоитиз введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Проблема человека в философии Мухаммада Икбала