Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства Соловьева, Наталья Сергеевна

Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства
<
Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соловьева, Наталья Сергеевна. Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Соловьева Наталья Сергеевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Нижневартовск, 2010.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/20

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современный период развития общества проблема бытия является такой же фундаментальной, как и в предыдущие эпохи цивилизации. Изучая бытие, философия как метафизика выявляет своеобразный характер такого мышления, в котором бытие может для нас «открыться». Бытие есть то в сущем, что содержит причину самого себя; это нечто предельное, что не может быть определено только опытным путем. Метафизическими являются такие элементы в мышлении, которые суть основания самих себя, т. е. явления бытийственные. Поэтому основной вопрос метафизики звучит так: «Почему вообще есть сущее, а не наоборот - ничто?»1

Метафизика как философское учение исходит из некоего сверхопытного умозрительного принципа, который в своем развертывании полагает и мир в целом, и его тотальность. В ее построениях мир как целостность конституируется посредством либо запредельных по отношению к людям сил (метафизика трансцендентного), либо всеобщих априорных принципов, хотя и имманентных человеку, но не фундированных его чувственно-практической деятельностью (метафизика трансцендентального). Современные условия жизни человечества характеризуются возрастанием интереса к процессам, происходящим в трансцендентальных глубинах сознания, что закономерно приводит к попыткам осмыслить метафизические основания человеческого бытия.

На этом фоне обращение к идеям Иммануила Канта, пытавшегося на основе критицизма создать трансцендентальную метафизику, и выдающихся мыслителей Баденской (Фрейбургской) школы неокантианства -Вильгельма Виндельбанда, Генриха Риккерта и Эмиля Ласка, - стремившихся на основе телеологического критицизма осмыслить и реализовать принципы трансцендентальной метафизики, выявление и реализация гносеологического, методологического, нравственно-практического, гуманистического и т. п. потенциала их учений являются актуальным и важным философским делом.

Степень разработанности темы. Несмотря на большое количество книг и статей, посвященных Канту и мыслителям Баденской школы, метафизическая проблематика в их учениях до сих пор остается малоизученной. Все работы, относящиеся к этой теме, можно условно разделить на несколько групп.

1 Хайдеггер, М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер. - СПб., 1997. - С. 87.

Метафизические проблемы в «критической философии» Канта исследовались в трудах Д. Антисери (D. Antiseri), Р. Арона (R. Aran), В. Ф. Асмуса, К. С. Бакрадзе, Ю. Я. Баскина, Л. В. Бека (L. W. Beck), Ж. Бёме (G. Bbhme), Н. А. Бердяева, В. А. Блюмкина, А. С. Богомолова, Р. А. Бурха-нова, П. П. Гайденко, С. П. Галенко, Н. Гартмана (N. Hartmann), А. Ф. Гряз-нова, В. Д. Губина, А. В. Гулыги, Ж. Делёза (G. Deleuze), Т. Б. Длугач, Ю. Я. Дмитриева, А. Л. Доброхотова, И. М. Ефимова, Л. А. Калинникова, Э. Кассирера (Е. Cassirer), А. Н. Круглова, В. Н. Кузнецова, К. Н. Любути-на, М. К. Мамардашвили, Б. В. Мееровского, В. И. Молчанова, Н. В. Мот-рошиловой, И. С. Нарского, Т. И. Ойзермана, Ю. В. Перова, А. В. Перцева, Д. В. Пивоварова, В. Г. Пушкина, Дж. Реале (G. Reale), К. А. Сергеева, Дж. Симона (J. Simon), Р. Скратона (R. Scraton), А. П. Скрипника, Я. А. Сли-нина, В. В. Соколова, Э. В. Соловьева, В. Н. Сырова, Г. В. Тевзадзе, Б. Туш-линга (В. Tuschling), М. Хайдеггера (М. Heidegger), А. С. Чупрова, В. Д. Шмелева, Г. Г. Шпета, Ж. Шредера (G. Schrader), А. Н. Шумана и др.

Анализ метафизических изысканий в философии и аксиологии основателя Баденской школы неокантианства Вильгельма Виндельбанда содержится в сочинениях Д. Антисери (D. Antiseri), Р. Арона (R. Aran), В. Ф. Асмуса, К. С. Бакрадзе, А. С. Богомолова, О. Бойцовой, М. Вебера (М. Weber), Д. Ф. Верена (D. Ph. Verene), П. П. Гайденко, Г. В. Гриненко, П. С. Гуревича, М. С. Гусельцевой, Н. А. Дмитриевой, В. А. Жучкова, А. Ф. Зотова, Э. Кассирера (Е. Cassirer), В. И. Красикова, Л. Л. Мельниковой, Н. В. Мотрошиловой, О. В. Никулиной, Т. И. Ойзермана, Ю. В. Павленко, В. Ю. Перова, Ю. В. Перова, Дж. Реале (G. Reale), Т. Г. Румянцевой, Е. М. Сергейчика, К. А. Свасьяна, Т. Содейки, Ф. А. Степу на, В. Н. Сырова, Г. В. Тевзадзе, А. Г. Тихолаза, Э. Трёльча (Е. Troeltsch), Е. В. Фалеева, В. Феллера, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, К. О. Шрага (С. О. Schrag),

A. Н. Шумана, Б. В. Яковенко и др.

Изучение метафизической проблематики в философии культуры и аксиологии выдающегося мыслителя Фрейбургской школы неокантианства Генриха Риккерта осуществлялось в трудах Д. Антисери (D. Antiseri), Р. Арона (R. Aran), В. Ф. Асмуса, К. С. Бакрадзе, А. С. Богомолова, Р. А. Бур-ханова, М. Вебера (М. Weber), Д. Ф. Верена (D. Ph. Verene), П. П. Гайденко, Г. В. Гриненко, П. С. Гуревича, М. С. Гусельцевой, Н. А. Дмитриевой,

B. А. Жучкова, X. Зоммерхойзера (Н. Sommerhauser), А. Ф. Зотова, Э. Кас
сирера (Е. Cassirer), В. И. Красикова, X. Куна (Н. Kuhn), Б. В. Маркова,
Л. Л. Мельниковой, Н. В. Мотрошиловой, О. В. Никулиной, А. П. Огур-
цова, Т. И. Ойзермана, В. Ю. Перова, Ю. В. Перова, Дж. Реале (G. Reale),
Т. Г. Румянцевой, С. В. Селенко, Е. М. Сергейчика, К. А. Свасьяна, Т. Со
дейки, Ф. А. Степуна, В. Н. Сырова, Г. В. Тевзадзе, Э. Трёльча (Е. Troeltsch),

Е. В. Фалеева, В. Феллера, Г. Г. Шпета, К. О. Шрага (С. О. Schrag), А. Н. Шумана, А. Юдина, Б. В. Яковенко и др.

Исследование метафизической проблематики в теории познания и логике ученика Виндельбанда и Риккерта Эмиля Ласка проводилось в работах Р. Арона (R. Aran), В. Ф. Асмуса, К. С. Бакрадзе, А. С. Богомолова, Н. А. Дмитриевой, В. А. Жучкова, X. Зоммерхойзера(Н. Sommerhauser), В. С. Ермакова, О. В. Никулиной, Т. И. Ойзермана, Г. Риккерта (Н. Rickert), К. А. Свасьяна, Т. Содейки, Ф. А. Степуна, Г. В. Тевзадзе, Э. Трёльча (Е. Troeltsch), Е. В. Фалеева, Г. Г. Шпета, Б. В. Яковенко и др.

При этом необходимо отметить, что теоретическое наследие представителей Баденской школы в нашей стране начало осмысляться еще в первой трети XX в. в трудах русских неокантианцев (С. И. Гессена, И. И. Лапшина, Ф. А. Степуна, Б. В. Яковенко и др.), а также критически настроенных к неокантианству философов (А. Белого, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, В. Ф. Эрна и др.), но в советский период в официальной печати осуществлялось с позиции «критики буржуазной идеологии».

В последние десятилетия прошлого и первое десятилетие нынешнего столетия был издан ряд работ, посвященных творчеству Виндельбанда и Риккерта, защищено несколько диссертаций, однако Ласку повезло гораздо меньше, хотя он является, по меткому выражению того же Риккерта, «одним из самых сильных философских талантов»2 начала XX в. Публикации отечественных исследователей, посвященные Ласку, носят фрагментарный характер либо идеологически устарели, что не в последнюю очередь объясняется полным отсутствием переводов его работ на русский язык3.

Таким образом, специального исследования, непосредственно посвященного выявлению и сравнительному анализу метафизической проблематики в учениях Канта и представителей Фрейбургской школы неокантианства, в отечественной философии до сих пор не проводилось. С учетом актуальности и степени разработанности обозначенной темы определены цель, задачи, объект и предмет диссертационной работы.

Проблема исследования обусловлена отсутствием в нашей философской литературе целостной концепции, в которой бы нашли свое отражение становление и развитие метафизической проблематики в критицизме Канта и немецком неокантианстве.

2 Rickert, Н. Emil Lask IН. Rickert II Lask E. Gesammelte Schriften I hrsg. von
E. Herrigel. - Tubingen, 1923. - Bd. 1. - S. XIII.

3 Первый перевод на русский язык фундаментальной работы Э. Ласка «Уче
ние о суждении» был опубликован диссертантом в 2005-2009 гг.

Основной гипотезой при решении поставленной проблемы служит предположение о том, что, ориентируясь на «Критику способности суждения», Баденская школа неокантианства оригинально и самобытно осмысляет обозначенные Кантом метафизические проблемы. Взяв за основу одну из тенденций трансцендентализма, выдающиеся представители этой школы Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и Эмиль Ласк пришли к выводу, что философия как метафизика прежде всего является учением об априорных, трансцендентальных и общезначимых ценностях, которые образуют самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла.

Целью диссертационного исследования является анализ метафизической проблематики в «критической философии» Иммануила Канта, в философии культуры и аксиологии Вильгельма Виндельбанда и Генриха Риккерта, а также в теории познания и логике Эмиля Ласка.

Для достижения поставленной цели автором ставятся и решаются следующие задачи:

выявить и изучить истоки и основоположения метафизической проблематики в трудах основателя критицизма, раскрыть внутреннюю логику и органичность данного феномена в трех «Критиках...» Иммануила Канта;

выявить и проанализировать метафизические изыскания в философии и аксиологии Вильгельма Виндельбанда, указав на ее преемственность с учением Канта;

выявить и исследовать метафизическую проблематику в философии культуры и аксиологии Генриха Риккерта, указав на ее преемственность с идеями Канта и Виндельбанда;

выявить и проанализировать метафизическую проблематику в теории познания и логике Эмиля Ласка, обратив внимание на истоки и основные положения его концепции и указав на ее преемственность с идеями Канта, Виндельбанда и Риккерта;

на основе сравнительного анализа учений Канта, Виндельбанда, Риккерта и Ласка исследовать логику и раскрыть эволюцию трансцендентальной метафизики от возникновения критицизма до Баденской школы неокантианства.

Объектом исследования является философское творчество Иммануила Канта и выдающихся представителей Фрейбургской школы неокантианства - Вильгельма Виндельбанда, Генриха Риккерта и Эмиля Ласка, а предметом исследования - метафизическая проблематика их учений.

Теоретико-мировоззренческой базой исследования послужили произведения философской классики (прежде всего И. Канта), труды представителей западной постклассической мысли (М. Вебера, В. Виндель-

банда, Н. Гартмана, Э. Гуссерля, В. Дильтея, X. Зоммерхойзера, Э. Кассире-ра, Э. Ласка, Г. Риккерта, Э. Трёльча, М. Хайдеггера и др.), а также работы отечественных философов (В. Ф. Асмуса, К. С. Бакрадзе, М. К. Ма-мардашвили, Ф. А. Степуна, Г. В. Тевзадзе, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, Б. В. Яковенко и др.).

Методологическая основа исследования определяется задачами диссертации. С учетом специфики проблемы в данной работе применяется ряд формальных и содержательных методов: традиционный историко-философский метод, компаративистский метод, метод моделирования, метод восхождения от абстрактного к конкретному, типологический метод, метод интеллектуальной биографии и др. Эти методы, безусловно, не являются новыми, но их совокупное применение к конкретному историко-философскому материалу позволяет прийти к новым научным результатам.

Научная новизна работы состоит в том, что в диссертации впервые в отечественной философии специально выявляется и исследуется логика и эволюция метафизической проблематики в трансцендентальных учениях Канта и мыслителей Фрейбургской школы неокантианства.

Основные положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

  1. При всей грандиозности «коперниковского переворота» созданный Кантом проект «критической метафизики» как трансцендентальной философии остается внутри классической метафизики Нового времени. Своей задачей Кант считал изменение метода метафизики и определение собственной сферы ее приложения. Однако он так и не построил развернутой метафизической системы, ограничившись критикой догматизма и исследованием противоречий, в которые впадает разум, пытаясь создать целостную и законченную картину мира. Исходный принцип Декарта «ego cogito» - «Я мыслю» - воплотился у Канта в принцип «transcendental ego» - «трансцендентального Я».

  2. Именно этот принцип положила в основу своих метафизических исканий Баденская школа неокантианства. Отказавшись от «вещи в себе», ее представители выводят из теоретической ценности, или значимой ценности логического, всю теорию ценностей вообще и ставят ее на место традиционной метафизики. Метафизика для них не может быть ни «метафизикой трансцендентного единства», ни «метафизикой непосредственного опыта», ни «метафизикой вещей», а может быть только метафизикой трансцендентального познания.

  3. Основополагающим проблемным стержнем Фрейбургской школы неокантианства явилась попытка трансцендентально-телеологического обоснования философии как метафизики. Но в отличие от Марбургской

школы, которая ориентировались на поиски логических оснований точных наук, Баденская школа настаивала на ведущей роли культуры и фокусировала усилия на решении задачи прояснения условий и возможностей исторического познания.

  1. Понятие ценности в концепции Виндельбанда и Риккерта претендует на метафизический охват если не «мирового целого», то хотя бы «универсума истории». Но если у Виндельбанда в исследовании трансцендентальных ценностей как априорных форм познания и воления трансцендентный характер значимости только намечен, то у Риккерта речь идет о трансцендентальных ценностях, обладающих трансцендентным смыслом. В дополнение к рационализму баденские мыслители также обосновывают интуитивизм, который проявляется как сверхрациональное переживание метафизической реальности.

  2. В отличие от Виндельбанда и Риккерта, которые полагали, что ценности существуют сами по себе, безотносительно к действительности, Ласк считал, что значимость, на которую опирается ценность, существует лишь в отношении к чему-либо. Тем самым он обосновал положение об объективном, независимом от мышления идеальном бытии, которое образует внутреннее содержание сознания и составляет основу не только априорных логических форм, но и мира вещей. Истину Ласк понимал как трансцендентное логическое бытие, пребывающее в сознании и постигаемое интуитивным путем.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, философской антропологии, онтологии и теории познания, аксиологии, культурологии, а также специальных курсов, посвященных метафизической проблематике. Предложенные выводы представляют интерес для исследовательской практики в области истории западной философии.

Апробация работы. Выводы и положения диссертационной работы отражены в13 публикациях автора, а также излагались в докладах на региональной научно-теоретической конференции «Западная философия: история, проблемы, перспективы развития» (Нижневартовск, 11 января 2005 г.), на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 24-28 мая 2005 г.), на V Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 2-3 ноября 2007 г.).

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Содержание работы изложено на 178 страницах компьютерного текста. Библиография включает в себя 207 наименований, в том числе 11 источников на иностранных языках.

Похожие диссертации на Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства