Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия культуры русского зарубежья : В.В. Вейдле, В.Н. Ильин, Г.П. Федотов Розова, Екатерина Олеговна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Розова, Екатерина Олеговна. Философия культуры русского зарубежья : В.В. Вейдле, В.Н. Ильин, Г.П. Федотов : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Розова Екатерина Олеговна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/104

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Философское наследие русского зарубежья занимает значительное место в истории русской философии и является предметом многих современных исследований. Философия культуры представляет собой одну из центральных тем в философской мысли зарубежья. Историко-философский анализ творческого наследия мыслителей эмиграции способствует заполнению пробелов в истории русской философии и позволяет по-новому осмыслить многие культурные и философские процессы и идеи XX века. За последние двадцать лет появилось значительное количество исследований по данной теме, однако их нельзя признать исчерпывающими.

Осмысление культуры философами русского зарубежья, перед которыми стояли насущные задачи сохранения национального религиозного и культурного наследия, было связано, главным образом, с попыткой найти корни тех ошибок русской интеллигенции и того духовного и культурного кризиса, которые привели к революции 1917 года. Оказавшись в эмиграции, русские мыслители стремились определить пути сохранения культурного наследия и пути выхода из тупиковой ситуации. Поиск этих путей в трудах большинства мыслителей был связан с идеей религиозного оправдания и своего рода воцерковления культуры.

Культурфилософские искания русской эмиграции концентрировались и вокруг глобального культурного кризиса, постигшего не только Россию, разбитую революцией, но и всю Европу, о «закате» которой в 1910-1920-х годах писал О. Шпенглер. Таким образом, многие мыслители зарубежья считали русскую катастрофу закономерной частью духовного кризиса, охватившего весь мир.

Стоит отметить, что русская религиозная философия культуры

рождается из историософии, о чём свидетельствуют первые

культурфилософские тенденции русской мысли, выразившиеся у славянофилов. Философия культуры русского зарубежья сохраняет свою укорененность в историософии, что, в частности, подтверждают труды Г.П. Федотова, Л.П. Карсавина, Г.В. Флоровского и др.

Философия культуры русского зарубежья - явление весьма обширное и многогранное. В связи с этим, отнести это явление к какому-либо течению представляется сложным. Однако можно утверждать, что наиболее прочная связь философии культуры русского зарубежья обнаруживается в отношении к так называемой «парижской школе» русского богословия. Парижская школа сформировалась в Свято-Сергиевском православном богословском институте, основанном в 1925 году митрополитом Евлогием. Институт стал своего рода центром и средоточием духовной жизни зарубежья, объединив в своих стенах таких выдающихся мыслителей и богословов как архиепископ Кассиан Безобразов, архимандрит Киприан Керн, о. С. Булгаков, о. Г. Флоровский, о. В. Зеньковский, В.В. Вейдле, Н.Н. Афанасьев, А.В. Карташев, Г.П. Федотов, В.Н. Ильин и др. Не менее известны и выпускники Свято-Сергиевского института, такие как о. Александр Шмеман, о. Иоанн Мейендорф и др. Труды преподавателей этого Института, опираясь как на богословие, так и на философию, продолжали традицию русской религиозной философии рубежа XIX-XX вв. и во многом определили становление философии культуры русского зарубежья как отдельного и самобытного течения в истории русской мысли.

В диссертационной работе рассматриваются три среза культурфилософской мысли эмиграции на примере творчества профессоров Парижского Свято-Сергиевского православного богословского института: В.В. Вейдле (1895-1979), рассматривающего культуру и ее кризис сквозь призму искусства, В.Н. Ильина (1890-1974), чьи культурфилософские идеи раскрываются в его участии в полемических спорах эмиграции и в его литературной критике, и Г.П. Федотова (1886-1951), исследующего культуру

в историософской перспективе преимущественно. Главным образом рассматривается период 1920-1930-х гг. - период в философском, культурном, идейном плане наиболее плодотворный в деятельности русской эмиграции. Кроме того, это период творческого расцвета и для Вейдле, Ильина и Федотова - в эти годы они пишут свои наиболее значительные труды, активно участвуют в жизни русской эмиграции.

Степень научной разработанности темы. К проблематике философии культуры русского зарубежья исследователи обращались не раз. Отдельно стоит выделить работы П.П. Гайденко, А.Г. Гачевой, И.И. Евлампиева, В.К. Кантора, А.П. Козырева, М.А. Маслина, В.М. Межуева, А.В. Прохоренко, С.С. Хоружего и др. Также следует отметить кандидатскую диссертацию А.А. Агапова «Философия культуры русского зарубежья», защищенную в 2006 году в Ростове-на-Дону.

Если говорить о нашем предметном поле, наиболее разработанным является творческое наследие Г.П. Федотова. Общую характеристику творческого наследия Г.П. Федотова дают работы В.Ф. Бойкова1, А.Ф. Киселёва. Историософии Г.П. Федотова посвящены диссертационные исследования М.Г. Галахтина3, Т.П. Довгия4, Н.В. Зайцевой5, Д.В. Зузлова6, Т.В. Ивановой . К уточнению биографии мыслителя относятся тексты Е.Н.

Бойков В.Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г.П. Федотова) // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991. Т. 1. С.3-38.

Киселёв А.Ф. Страна грёз Георгия Федотова (Размышления о России и революции). М, 2004.

Галахтин М.Г. Философия истории Г.П. Федотова. Дисс. ... канд. филос. наук. М., 1993; также см.: Галахтин М.Г. История трагедии и трагедия истории (историософия Георгия Федотова) // Философские науки. 2005. № 9. С.48-55; № 10. С.59-72; Галахтин М.Г. Особенности русской святости в культурологи Г.П. Федотова // Философия в России XIX — начала XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М, 1991. С.79-91.

Довгий Т.П. Историософская концепция России в творчестве Г.П. Федотова: Дисс. ... канд. филос. наук. М, 1996.

Зайцева Н.В. Историософская концепция Г.П. Федотова. Дисс. ... канд. филос. наук. Саратов, 1997. См. также: Зайцева Н.В. Логика любви: Россия в историософской концепции Георгия Федотова. Самара, 2001.

Зузлов Д.В. Философия истории Г.П. Федотова: методологические основания и концептуальная реконструкция. Дисс. ... канд. филос. наук. Саратов, 2008.

Иванова Т.В. Проблема свободы в историософских воззрениях Г.П. Федотова. Дисс. ... канд.филос.наук. М, 2001.

Федотовой8, Д. Бона9, З.Е. Гусаковой10, Г.В. Михеевой11. Также стоит сказать об издании Полного собрания сочинений Г.П. Федотова в двенадцати томах12, которое еще не окончено; составлением и комментированием этого издания занимается С.С. Бычков. Философии культуры мыслителя посвящены исследования А.В. Елькина13, В.Б. Рыбачука14, В.В. Сербиненко15, Э.А. Шаряповой16.

Среди работ посвященных творчеству В.В. Вейдле наиболее значительными стоит признать исследования И.А. Доронченкова , подготовившего к изданию книги мыслителя «Умирание искусства» (СПб, 1996), «Эмбриология поэзии. Статьи по поэтике и теории искусства» (М., 2002), а также фрагменты книги «Россия. Революция. Религия» (Русская литература. 1996. №1). Проблемам эстетики в трудах Вейдле посвящены работы Гальцевой Р.А.18, Некрасова А.П19, Соколова М.Н20, Толмачёва В.М21.

Историософии мыслителя посвящена статья Е.В. Барабанова .

Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов // Федотов Г.П. Собрание статей в 4-х т. Париж, 1988. С.1-34.

Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. 1993. № 1. С.82-85. Бон Д. К 110-летию Георгия Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П. Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже /Подготовка к печати, вступит, статья и коммент. Д. Бона//Звезда. СПб., 1996. № 10. С.117-151.

10 Гусакова З.Е. Из биографии философа, историка и публициста Г.П. Федотова // Советские архивы. 1991.
№6. С.87-89.; Гусакова З.Е. Штрихи к биографии члена ИСТАРХЭТ Г.П. Федотова // Краеведение и
архивное дело в провинции: исторический опыт и перспективы развития. Саратов, 2006. С.76-79.

11 Михеева Г.В. К биографии русского философа Г.П. Федотова // Отечественные архивы. 1994. №2. С. 100-
102.

12 М: МАРТИС, 1996 - н.в.

Елъкин А.В. Философия культуры Ф.А. Степуна и Г.П. Федотова. Новоградство. М, 2005. 14 Рыбачук В.Б. Философия культуры Г. Федотова. М, 1995.

Сербиненко В.В. Оправдание культуры: Творческий выбор Г. Федотова // Вопросы философии. 1991.

№8. С.41-53.; Сербиненко В.В. Спор об антихристе: Вл. Соловьёв и Г. Федотов // Общественная мысль:

исследования и публикации. М, 1990. Вып. 2. С.29-40. 16 Шаряпоеа Э.А. Философия русской культуры Г.П. Федотова. М, 1999;

Доронченков И.А. Владимир Вейдле: Книга о Рембрандте: к истории неосуществленного замысла // К исследованию зарубежного искусства: Сб. науч. ст. / Рос. академия художеств. СПб. 2000. С.73-81. Доронченков И.А. Владимир Вейдле. Путь к книге // Вейдле В.В. Умирание искусства. СПб: АХЮМА, 1996. С. 195-239. Доронченков ИА. Владимир Вейдле — русский искусствовед за рубежом (к столетию со дня рождения) // Проблемы развития зарубежного искусства. СПб, 1996. С.58-66. Доронченков ИА. «Поздний ропот» Владимира Вейдле // Русская литература, 1996, №1. С.45-68. Доронченков И.А. Последняя книга В. Вейдле: поиск собеседника // Вейдле В.В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства. М.: Языки славянской культуры, 2002. С.419-455. Гальцева РА. Об умирании искусства // Новый мир. 1996. №10. С.228-233. 19 Некрасов А.П. Философско-эстетические воззрения В.В. Вейдле. Дисс. ... канд. филос. наук. Москва, 2000.

Среди работ, посвященных В.Н. Ильину, стоит выделить работы А. П. Козырева , внесшего наиболее значительный вклад в исследование его творчества, а также подготовившего к изданию два сборника статей мыслителя - «Эссе о русской культуре» (СПб, 1997) и «Пожар миров» (М., 2009) - и опубликовавшего работу В.Н. Ильина по морфологии «Статика и

динамика чистой формы, или Очерк общей морфологии» . К исследователям

9 S

морфологии Владимира Ильина также следует отнести А.Ф. Гусакова , подготовившего к публикации первые две главы текста мыслителя «Сущее и должное. Два закона. Опыт конструктивной критики формально-расчленяющего мышления»26 и защитившего кандидатскую диссертацию по теме «Морфология в философии В.Н. Ильина» (Москва, 2009). Отдельным аспектам творчества и интеллектуальной биографии мыслителя посвящены работы Безносова В.Г.27, Бронниковой Е.В.28, Ермичёва А.А.29, Исупова КГ.30, Клементьева А.К.31, Щученко В.А.32.


Соколов М.Н. «Неэстетическая теория искусства» Владимира Вейдле // Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940 гг. Кн.2. М: «Наследие» 1994. С.288-297.

Толмачёв В.М. Петербургская эстетика // Вейдле В.В. Умирание искусства. М: Республика, 2001. С. 412-423. Толмачёв В.М. Вейдле В.В. / Русская философия: Энциклопедия. М: Алгоритм, 2007. С.87-88. Барабанов Е.В. Россия — Запад: взгляд издалека (предисловие к публикации В.В. Вейдле «Россия и Запад») //Вопросы философии, 1991, №10. С.58-63

Козырев А. П. Ильин В. Н. // Католическая энциклопедия, Издательство Францисканцев, Москва, 2005, Т.2. С.208-210. Козырев А. П. Ильин В. Н. // Новая философская энциклопедия в 4 т. М: Мысль, 2001, Т.2. С.96. Козырев А. П. Ильин В. Н. // Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. XXII. М., 2010. С.338-344. Козырев А. П. Ильин В. Н. // Русская философия: Энциклопедия / Под. общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. - М.: Алгоритм, 2007. С.203-204. Козырев А.П. Ильин В.Н. // Русский мир Украины: Энциклопедический словарь - К.: Радуга, 2008. С.52-54. Козырев А.П. В тени Парнаса и Афона // Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. Спб: «Акрополь». 1997. С.3-34. Козырев А.П. Исав, восставший на Иакова // Ильин В.Н. Пожар миров. Избранные статьи из журнала «Возрождение». М.: Прогресс-Традиция. 2009. С.7-38. Козырев А. П. Перипатетик русского Парижа//Вопросы философии. 1996. №11. С.75-90. Вопросы философии. 1996. №11. С.91-136.

Гусаков А.Ф. Морфология В. H. Ильина // Вопросы философии. 2009. №7. С. 115-122. Гусаков А.Ф. Теория познания и методология науки В. H. Ильина // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. №3. С.70-79.

Ильин В.Н. «Основная проблема теории познания» // Вопросы философии. 2009. №7. С.123-134. Безносое В. Покаянные письма В.Н. Ильина, или страсти по Бердяеву // Звезда. 1997. №3. С. 169-171. Бронникова Е.В. К истории взаимоотношений В.Н. Ильина и H.A. Бердяева // Звезда. 1997. №3. С. 187-189.

Ермичёв А.А. Casus Владимира Ильина, или О том, как трудно любить Россию // Вопросы философии. 2012. №4. С.Ш-121.

Исупов КГ. Между Аполлоном и Дионисом // Ильин В.Н. Миросозерцание гр. Л.Н. Толстого. СПб, 2000. С.9-40.

Клементьев А.К. Библиография работ В. H. Ильина // Ильин В.Н. Миросозерцание гр. Л.Н. Толстого.

Объект исследования - проблематика философии культуры в трудах мыслителей русского зарубежья.

Предмет исследования - культурфилософские концепции В.В. Вейдле, В.Н. Ильина, Г.П. Федотова.

Цель исследования - реконструкция философии культуры В.В. Вейдле, В.Н. Ильина, Г.П. Федотова и ее историко-философский анализ. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Определить основные тенденции в философии культуры русского зарубежья.

  2. Выявить связь концепций культуры мыслителей эмиграции и культурфилософской мысли зарубежья в целом с общей ситуацией духовного кризиса конца XIX - начала XX вв.

  3. Рассмотреть творчество В.Н. Ильина в контексте культуры и философской мысли русского зарубежья. Проанализировать его публикации в ведущих журналах зарубежья в идейно-философском контексте его творчества. Проследить эволюцию его взглядов относительно евразийства как одного из важнейших культурфилософских проектов зарубежья.

  4. Выявить и проанализировать основные историософские и культурфилософские идеи в творческом наследии Г.П. Федотова.

  5. Обозначить основные идеи философии культуры и искусства В.В. Вейдле и дать их системный анализ.

Теоретические и методологические основы исследования. Методология диссертационного исследования основана, главным образом, на историко-философском анализе и системном подходе к изучению первоисточников. Также при написании диссертации использовались общенаучные методы теоретического и научного исследования.

СПб, 2000. С.444-470. 32 Щученко В.А. К вопросу о религиозно-идеалистическом понимании культурной формы // Вестник РХГА. 2008. Т.9. №2. С.41-50.

Научная новизна исследования:

  1. Выявлены и уточнены основные тенденции культурфилософской мысли русского зарубежья.

  2. Проанализировано участие В.Н. Ильина в евразийском движении.

  3. Проанализировано участие В.Н. Ильина в газете «Возрождение» и составлена библиография его статей в этом издании.

  4. Выявлены основные культурфилософские взгляды В.Н. Ильина.

  5. Выделены и уточнены наиболее существенные идеи философии культуры Г.П. Федотова в 1920-1930-х гг.

  6. Исследованы историософские взгляды В.В. Вейдле.

  7. Проанализирована проблематика философии искусства в работах В.В. Вейдле.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Философия культуры мыслителей русского зарубежья и, в частности, В.В. Вейдле, Г.П. Федотова и В.Н. Ильина есть по преимуществу религиозная философия культуры, предполагающая решение вопроса о смысле культуры и оправдании культуры именно в религиозном (православном) русле.

  2. Культура понимается В.В. Вейдле, Г.П. Федотовым и В.Н. Ильиным как духовная реальность, представляющая своего рода посреднический мир между земным бытием человека и «небесной», божественной сферой, т.е. культура выступает медиумом между человеком и Богом.

  3. Осмысление культуры В.В. Вейдле, В.Н. Ильиным и Г.П. Федотовым происходит в контексте духовного кризиса начала XX века, констатируемого многими философами. В связи с этим, исходя из посреднической сущности культуры, она трактуется в то же время и как некий инструмент спасения, понимаемого в религиозном смысле, и как инструмент преодоления духовного

кризиса.

  1. Концепции культуры В.В. Вейдле, В.Н. Ильина и Г.П. Федотова нацелены, главным образом, на осмысление исторического и культурного наследия России.

  2. Философия культуры В.Н. Ильина концентрируется, главным образом, на осмыслении православной церковной культуры и русской литературы. Несмотря на причастность В.Н. Ильина к многим идейным течениям зарубежья, его философия культуры не может быть полностью отнесена ни к одному из направлений.

  3. Философия культуры Г.П. Федотова в основе своей опирается на его историософию и на концепцию христианской культуры, которая предполагает взаимообусловленность культурного творчества и религиозной веры.

  4. Философия культуры В.В. Вейдле развивается в русле искусствоведения и опирается на проблемное поле литературоведения и философии языка.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по истории русской философии, культурологии, социальной философии.

Апробация исследования. Положения диссертационной работы были представлены в форме докладов на конференциях . Выводы диссертационного исследования отражены в статьях, в том числе

«Дни науки философского факультета 2009». Международная научная конференция в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко; «V Российский философский конгресс. Наука. Философия. Общество», Новосибирск, 2009; «Дни науки философского факультета 2010». Международная научная конференция в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко; Международная научная конференция «Русский Париж между двух мировых войн. К году России во Франции и Франции в России», Москва, 2010; «Дни науки философского факультета 2011». Международная научная конференция в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко; «Дни науки на философском факультете МГУ имени М.В.Ломоносова 2011». Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»; «VI Российский философский конгресс». Нижний Новгород, 2012.

опубликованных в журналах, входящих в перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК34.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения - списка статей В.Н. Ильина в газете «Возрождение». Объем диссертации составляет 157 страниц. Библиография включает 320 источников.

Розова Е.О. Статьи В.Н. Ильина в газете «Возрождение» // Историко-философский ежегодник 2010 / ИФ РАН. М.: Центр гуманитарных инициатив. 2011.

Похожие диссертации на Философия культуры русского зарубежья : В.В. Вейдле, В.Н. Ильин, Г.П. Федотов