Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия нравственности Вл. Соловьева Колетвинцев, Александр Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колетвинцев, Александр Николаевич. Философия нравственности Вл. Соловьева : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1991.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-1/2034-0

Введение к работе

Актуальность исследования. Предметом настоящей работы является нравственная проблематика и собственное мировоззрение Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900 гг.). Крупнейший представитель русского идеализма, блестящий диалектик и широко эрудированный философ, он представил глубокий анализ развития западной философии и попытался построить свою собственную философскую систему. Значение его философии проявилось уже при жизни Вл. Соловьева. Особенно это влияние сказалось на учении Е.Н. Трубецкого о соборности, на творчестве С.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского и многих других мыслителей и деятелей культуры конца XIX - начала XX века. Поэт Вл. Соловьев признается предтечей русского символизма, без него невозможно объективно оценить творчество А. Белого, Вяч. Иванова, А. Блока. Творческое наследие Вл. Соловьева принадлежит тому ядру русской культуры, которое оказывает влияние на многие явления и современной духовной жизни. Только эти обстоятельства достаточно обосновывают актуальность сегодняшнего обращения к философскому учению Вл. Соловьева. Но єсть и другая сторона, сторона практическая или прикладная.

Наследие русской мысли является неотъемлемой частью духовной культуры человечества. К сожалению, в силу определенных исторических обстоятельств, проблемы и теш русского идеализма вообще и религиозной философии в частности оставались в течение длительного времени малоисследованными. Сегодня наблюдается возрастающий интерес к наследию русского идеализма, имеющим своим основным предметом духовную личность и ее проблемы. Этот интерес

определяется не только потребностью научного историко-философского осмысления феноменов духовной культуры. Кризис, охвативший наше общество формирует установку на утверждение иного ценностного мировоззрения. При этом публицистика, например, характеризуется альтернативным подходом, признающим абсолютно истинным другой путь духовного и исторического развития, отвергнутый в свое время революцией. На страницах различных изданий мелькают суждения, истинность которых обосновывается цитатами из различных работ русских религиозных мыслителей, подобранных так, что свершившаяся историческая реальность убедительно их подтверждает.

Нетрудно видеть, что основа такого подхода была заложена еще в начале XX века авторами известного сборника "Вехи". Ими была предпринята первая коллективная попытка сформулировать смысл и ценности русской религиозной философии; сделанные ими оценки положили начало западной историографии русской мысли. Насколько обоснованы эти оценки? Какой нравственно-практический урок может дать русская религиозная философия сегодня? В решении этих и многих других подобных вопросов невозможно обойтись без исследования философского наследия Вл. Соловьева. Насколько идея всеединства в его трактовке способна определить формирование нового ценностного мировоззрения? Что моино принять в философии Вл. Соловьева, а что показало свою относительность, условность с позиции современного исторического и духовного опыта? Эти вопросы, не являясь глазным предметом нашего исследования, послужили, тем не менее, одной из посылок при выборе темы - "Философии нравственности Вл. Соловьева".

Степень изученности проблемы. Личность Вл. Соловьева, его творческое наследие вызывали и продолжают вызывать интерес и

многочисленные публикации. Только к 10-летию смерти философа библиография различных работ, связанных с его именем, насчитывала более 200 наименований . После революции работы о Соловьеве выходили в основном за рубежом. По некоторым оценкам, например, только за период с 1970 по 1980 гг. там вышло более 100 таких работ . Ясно, что окончательная оценка' библиографии работ о Соловьеве требует специальной исследовательской работы.

Совсем иное положение сложилось на родине философа после революции. В Советском Союзе имя Соловьева долго оставалось как бы запретным. Первые публикации о нем носили остро-критический характер и имели скорее идеологическую, чем историко-философскуо направленность. Их пафос и методический аппарат определялись интересами идеологической борьбы и критические оценки формировались относительно оценок западных исследователей по альтернатив-ному принципу . В дальнейшем тональность критики изменялась в сторону более осторожных, но в сущности тех же политико-идеологических оценок. Была провозглашена необходимость "бескомпромиссно-критической и справедливой" критики, признавался "неприемлемым и упрощенным огульно уничижительный подход, согласно которому вся деятельность этого мыслителя была сплошь реакционной и лишена какого-либо интереса для нас". Этот интерес был найден в публицистике Соловьева и его работах по национальному вопросу. В более поздних публикациях обнаруживаются попытки анализа ме-

I. См.: Сборник первый. О Владимире Сергеевича Соловьеве, М., І9ІІ. С. 07-222.

~. - j—.- ...3., Кормин Н.А. Рецензия на книгу Л. Вєнц-

дера "Свобода и зло у Вл. Соловьева".// Вопросы философии, І98Г.

2. См.: Гулыга А.І

"Свобод;

5. С. 146.

3. См.: Коган Л.Л. К критике философии Вл. Соловьева. Ц
Вопросы философии, 1959. 3. С. І02-ІІЗ: Или: Новиков П.С.
Вл. Соловьев и его западно-германские почитатели./ Вопоосы
философии, 1959. 0> 4. С. І05-ІІ4.

филос^шЛгМі ІВі\СС.СТо7-П9.И Н-Г- ЧеР^ем"ий.// Вопросы

тафизики всеединства, сопровождающиеся, как правило, оговорками о несоответствии философского содержания его идей и категорий религиозно-мистической форме их выражения . За метафизикой всеединства были признаны глубина и смь'сл, которые скрывались

за "поверхностным слоем мышления Соловьева, выражающимся в ис-

пользуемой им терминалогии" . Наиболее содержательной работой

этого периода следует признать монографию А.Ф. Лосева (Вл. Соловьев. М.: Мысль, 1953. - 206 с). Определенный итог публикациям о Соловьеве в советский период подвел Е.Б. Рашковский, который признал несостоятельными устоявшиеся стереотипы-штампы о философе и его наследии и признал даже определенную собственную ответственность за их распространение .

Публикации в журналах задавали вполне определенную исследовательскую программу диссертационным работам. В более ранних работах мистицизм рассматривался как главное обвинение, а религиозно-христианская символика как реакционный недостаток , приводящий к одной "из утонченных форы религиозного мировоззрения,

оправдывающего угнетение и эксплуатацию". Или в "целом же нравственная философия Вл. Соловьева может быть охарактеризована с

  1. См. например: Голубев А.Н. Понятие личности в этике Вл. Соловьева. / Вопросы философии, 1978. № 3. С. 125-136. Или: Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев: учение о природе философского знания. // Вопросы философии, 1982. № 6. С. 81-92.

  2. Гулыга А.В., Кормин Н.А. Рецензия на книгу Л. Венцлера...

  3. Рашковский Е.Б. Вл. Соловьев о судьбах и скисле философии. /Вопросы философии, 1988. »8. С. П2-ІІ8.

  4. См. например; Рышков Е.П. Критика религиозно-нравственного учения B.C. Соловьева. Автореферат дисс. но соиск. уч. степ, канд. филос. наук. М.: МГУ, 1968. Или: Бушуров Г.К. Философия B.C. Соловьева (Критический анализ). Автореферат на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Л., 1973.

  5. Корогодова Е.П. Сущность концепции "оправдания добра"

в метафизике всеединства В. Соловьева. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук. М.: МГУ, 1978. С. 23.

полным на то основанйеМі как талантливый, но консервативный вариант религиозно-мистического Идеализма"1. В последней известной нам работе о нравственной философий Соловьева диссертант утверждает, что "нет оснований для определения сущности философии Вл. Соловьева как исключительно христианской, т.к. религия была лишь одним из структуирушдих элементов системы всеединства" . И даже приходит к выводу, что христианской формой можно вообще пренебречь, т.к. даже идея Богочеловечества имеет у Соловьева "вполне секулярный смысл".

Іаким образом, оценки исследовательской литературы в советский период формируются под влиянием как минимум четырех установок, последовательно сменяющих друг друга Ео времени. На первом этапе преобладало полное неприятие всего творческого наследия Вл. Соловьева; на втором - признание "положительности" отдельных, приемлемых с точки зрения исследователя сторон; на третьем - утверждение значимости и глубины метафизического содержания и критика религиозно-мистических моментов; и, наконец, на четвертом - полное отделение и обоснование светского смысла основных философских и религиозных категорий. В итоге мы имеем вариант интерпретации,имеющий право на существование, но далеко не адекватный собственной философии Вл. Соловьева. Такой подход можно признать одним из путей развития учения, но никак не за историко-философский анализ.

Указанные обстоятельства определили основные методологические принципы настоящей работы. Это в первую очередь стремление

  1. Кирсанов М.С. Определение добра и зла в этике Вл. Соловьева (критический анализ). Автореферат дйсс. на соиск. уч. степ, канд. филос. наук. М.: МГУ, 1986. С. 24.

  2. Асамбаева Г.Д. Гуманизм этики Вл. Соловьева. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. М.: ЛОН, 1990. С. 13,

- б -

объективно и непредвзято представить смысл и сущность исходных принципов нравственной философии Вл. Соловьева. Эти принципы, сформулированные самим Соловьевым в его магистерской диссертации "Кризис западной философии", служат критерием для отбора и представления фактического материала по нравственной проблематике. Суть их заключается, во-первых, в том, что философом признается односторонним как чисто рационалистический, так и чисто, эмпирический метод познания и утверждается "истинный философский ' метод", который означает не что иное как " выведение из несомненных змпирическкх данных того, что в них необходимо логически заключается". Во-вторых, в качестве абсолютного всеначала, т.е. онтологической основы бытия, признается "конкретный всеединый дух". И, наконец, в-третьих, утверждается, что последняя цель* и высшее благо могут быть достигнуты только совокупными действиями в результате необходимого и целесообразного хода мирового развития. Конец этого процесса "есть уничтожение исключительного самоутверждения частных существ в их вещественной розни я восстановление их как царства духов, объемлимых всеобщность» духа абсолютного". Теоретическим ядром настоящей диссертации является анализ различных вариантов практической реализации Вл. Соловьевым этих принципов.

Это дает возіМОжность исследовать последовательные этапы их воплощения в творчестве Вл. Соловьева, что задает историко-философскую перспективу исследованию, имеющим своим предметом не отдельную,- статичную и законченную нравственную концепцию, но саму идею нравственности в ее генезисе и преемственности.

  1. Соловьев B.C. Соч. в 2-х тт. М.: .Мысль, 1988. Т. 2. С. ИЗ.

  2. Там же. С. 121.

Эти методологические принципы определяют и научную новизну представленной работы, в которой делается попытка исключить приоритет любых предварительных оценок и прежде всего идеологических. По мнению диссертанта, каждый исследователь вынужден в явной или неявной форме использовать собственные критерии для отбора и изложения фактического материала, относящегося к исследуемой теме. Именно выбор и обоснование этих критериев задает философскую компоненту историко-философского анализа.

Актуальность темы, степень ее изученности и исследовательский интерес диссертанта определили основной замысел работы. Он состоит в том, чтобы рассмотреть в качестве предварительных, логику и основные проблемы идеалистической мысли в России XIX века, оказавшей влияние на формирование мировоззрения Вл. Соловьева. Затем проанализировать теоретические предпосылки и основы методологических принципов нравственной концепции философа, а также основные составляющие его философского метода. Это дает возможность провести историко-философский анализ концепции нравственности Вл. Соловьева в ее развитии. Историко-философский план анализа его философии нравственности позволяет сделать определенные выводы об этапах развития самосознания философа. А более глубокое понимание метафизических и методологических корней системы всеединства приводит к более конкретным заключениям о практическом значении философского наследия Вл. Соловьева в современном духовном опыте. И, наконец, исследование философии всеединства, как составной части русской философской мысли формирует определенные суждения о месте и роли русской религиозной философии в общечеловеческой культуре. Необходимость уяснения ее исторического и мировоззренческого смысла очевидна как для целей собственно историко-философских, так и для критики спекуляций публицистического и идео-

логического характера.

Это и определяет возможную практическую значимость работы, выводы и положения которой могут быть использованы как для дальнейших историко-философских исследований, так и для более глубокого понимания личности Вл. Соловьева. Анализ методологических основ его нравственной концепции и характеристика ее основных положений может быть использована в области исследования истории и методологии этической мысли. Анализ же философского метода Вл. Соловьева и более глубокое представление об этапах и логике идейного развития философа могут дать дополнительный материал для исследования в области философии творчества.

Апробация основных положений работы осуществлялась на науч
ных конференциях ІШИ (апрель 1989 и 1990 гг.), в дискуссии
"Круглого стола" журнала "Философские науки" (апрель 1990 г.),
на годовой сессии Совета по Истории общественной мысли АН СССР
(февраль 1991 г.), а также на межвузовской научной конференции
"Традиции отечественной философии" (Гродно, май 1991 г.). Текст
диссертации обсуждался и был рекомендован кафедрой философии
МТИ (август 1991 г.). Диссертация обсуждалась и была рекомен
дована к защите кафедрой истории русской философии МГУ (сентябрь
1991 г.). .

Публикации. Результаты настоящего исследования представлены в четырех публикациях:

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объем работы составляет 204 страницы машинописного текста.