Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Познание и нравственность в философии Джона Локка Гурьевская Любовь Алексеевна

Познание и нравственность в философии Джона Локка
<
Познание и нравственность в философии Джона Локка Познание и нравственность в философии Джона Локка Познание и нравственность в философии Джона Локка Познание и нравственность в философии Джона Локка Познание и нравственность в философии Джона Локка Познание и нравственность в философии Джона Локка Познание и нравственность в философии Джона Локка Познание и нравственность в философии Джона Локка Познание и нравственность в философии Джона Локка
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гурьевская Любовь Алексеевна. Познание и нравственность в философии Джона Локка : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Москва, 2006 168 с. РГБ ОД, 61:06-9/142

Содержание к диссертации

Введение

1 Основные идеи теории познания Локка 11

1.1 Специфика эмпиризма Локка 12

1.2 Локковская концепция познавательной деятельности человеческого разума 34

2 Проблема теоретического обоснования моральной философии Локка 55

2.1 Локк о моральном «законе природы» и его познании в «Опытах о законе природы» 57

2.2 Критика Локком учения о врожденных практических принципах 68

2.3 Особенность трактовки Локком «добра и зла вообще» 82

2.4 Локк о «философских» законах общественной нравственности 95

3 Основные понятия моральной философии Локка 112

3.1 Обоснование Локком реальности свободы как предпосылки нравственности 113

3.2 Локк о роли разума в мотивации морального действия 126

3.3 Гносеологические и этические основания педагогической философии Локка 137

Заключение 153

Список использованных источников

Введение к работе

Актуальность темы определяется остротой этической проблематики в современном мире и соответственно необходимостью исследования в конкретно-историческом плане этических систем в соотношении с философскими представлениями о познании, в том числе западноевропейской историко-философской мысли. Поскольку реальные процессы развития в обществе отношений познания и нравственности находили свое отражение в философских, этических теориях своих исторических эпох в длительной и духовно насыщенной истории идей, то представляется, что, в целом, возможно решить указанную проблему, обратившись к истории наиболее значительных учений прошлого, заложивших основы нашего современного воззрения на эти вопросы.

Особый интерес представляет XVII век - важный период в истории человечества. В эпоху Нового времени были разработаны основные идеи, характерные для европейского сознания, сформировавшие общую теоретическую основу историко-философских учений вплоть до наших дней. Произошел коренной пересмотр взглядов на человека, что во многом стимулировало развитие эмпирического естествознания последующих столетий. Для самой философии это обернулось решительной переориентацией в сторону эмпиризма и сенсуализма. Выявились собственно социальные факторы определения границ теоретического познания, открывавшие перспективы для развития моральной философии. Подлинным центром новаторской мысли была Англия. Отсюда необходимость особого внимания к творчеству британских эмпириков того времени и, прежде всего, Джона Локка.

Имя Джона Локка (1632-1704) занимает весьма почетное место не только в ряду великих философских имен эпохи Нового времени, но и в мировом историко-философском процессе. Философские концепции теории познания и нравственности английского мыслителя послужили своеобразным связующим элементом между философской и социально-этической мыслью XVII и XVIII веков. Следует отметить, что Локк сыграл выдающуюся роль в развитии политических концепций XVII века, оставив потомкам достаточно полно разработанную систему идей, которые легли в основу современной политики. К Локку также восходит философское учение о воспитании, послужившее развитию фи-лософско-педагогической мысли эпохи Просвещения.

Достаточно очевидным представляется тот факт, что для самого Локка на первом месте его философских интересов стояла гносеологическая и политико-правовая проблематика, а не исследование вопросов нравственного поведения человека и создание науки о морали. Это подтверждается и самим названием основного труда философа «Опыт о человеческом разумении». С учетом сказанного несомненную актуальность приобретает анализ одного из самых важных, но также не решенных вопросов - о связи морально-ценностных и познавательных моментов философского учения Локка, о специфике их отражения в категориальных формах. До сих пор эти моменты если и не противопоставлялись, то, во всяком случае, описывались параллельно.

Степень разработанности проблемы. Отечественная историко-философская наука внесла весомый вклад в дело изучения философского наследия великого английского мыслителя. Дореволюционная литература о Локке представлена работами таких авторов, как А. Вишняков, В. Ермилов, Е. Ф. Литвинова, В. Н. Малинин, В. С. Серебреников, Н. Сперанский, В. В. Успенский. Определенный интерес был проявлен русскими издательствами к трудам английского философа (59, 60, 61, 62, 63, 73, 81, 82, 123). Из постреволюционных исследователей выделяются, прежде всего, К. В. Гребенев и Д. Рахман. Анализу теории познания Локка посвящен ряд диссертационных исследований (11,35,67,95).

Колоссальное влияние идей Локка на формирование философской мысли Нового времени признается современными отечественными исследователями. Изучению данного периода истории философии и творчества Локка посвятили свои труды крупнейшие наши ученые: М. А. Абрамов, В. Ф. Асмус, П. П. Гай-денко, А. А. Гусейнов, Б. А. Ерунов, Г. А. Заиченко, В. Н. Кузнецов, В. А. Лек торский, Б. В. Мееровский, Н. В. Мотрошилова, И. С. Нарский, Ю. В. Перов, В. В. Соколов, А. Л. Субботин.

Плодотворными для нашего анализа оказались результаты исследования И. И. Борисова о способностях и границах человеческого познания в учении Локка (11). Особую актуальность приобретает проблема связи познания с мотивами деятельности людей, с их природой, интересами и стремлением к счастью. Счастье, по Локку, - наивысшее удовольствие, к которому мы способны.

Заслуживает внимания работа В. А. Васильева о добродетели Локка (14). Английский мыслитель не ставил перед собой задачу разобрать все добродетели и пороки, а также ответить на вопрос о том, какими путями может быть достигнута каждая конкретная добродетель и какими специальными средствами может быть исправлен каждый конкретный порок. Он показал общие основания добродетели, связал их с нравственной оценкой того или иного поступка.

Различные аспекты интересующей нас проблемы обсуждались в многочисленных монографиях и статьях отечественных исследователей. Это работы М. И. Билалова, В. Ф. Голосова, К. Н. Калмыкова, М. А. Киссель, Л. М. Косаревой, Т. Л. Лабутиной, И. А. Лукичевой, А. В. Разина, А. В. Семушкина, В. В. Смоленкова, С. М. Флегонтовой, Э. М. Чудинова, П. Д. Шашкевича, В. С. Швырева.

Не вызывает удивления то обстоятельство, что в последние десятилетия политическая философия Локка становилась предметом пристального внимания. Его социально-политические идеи анализировали А. В. Галухин, В. С. Нерсесянц, Э. В. Соловьев, И. И. Царьков. Было опубликовано несколько работ, которые в значительной мере подготовили почву для более детального знакомства и историей политических взглядов английского просветителя. Речь идет о кандидатских диссертациях М. В. Захарченко, А. В. Ковалева, Э. Л. Коврова, А. В. Кузнецова, М. М. Петровой, А. А. Плотникова, Р. А. Ромашова, В. Е. Саты-шева.

Среди западных ученых, внесших заметный вклад в изучение жизни и творчества Локка, необходимо выделить таких авторов, как Р. Аарон, Ф. Борн, Р. Вулхаус, В. Вундт, Дж. и Д. Иолтон, В. Карпентер, П. Кинг, М. Крэнстон, В. Лейден, Д. О Коннор, Г. Пенниман, Г. Райл, Б. Рассел, В. и М. Саакьян, К. Скводрито, Т. Фаулер, П. Щоулз. Д. Краус, А. Лампрехт, Е. Лоу, К. Моррис, А. Хофстадтер исследовали теорию познания Локка. М. Кертис, Д. Кольман, О. Петцолль уделили внимание моральной философии Локка. Проблемы нравственного воспитания рассматривали Д. Акстелль, И. Дарстек, М. Зиммер, Д. Карриг, В. Спеллман, Н. Тарков и другие. Кроме того, важными источниками для осмысления отношения познания и нравственности в философии Локка стали для диссертанта аналитические материалы международных семинаров и симпозиумов, фонда имени Локка, которые отражают оценку состояния и перспектив философского наследия мыслителя, даваемую иностранными исследователями.

Следует подчеркнуть, что за последние годы отечественные и зарубежные историки философии многократно обращались к эмпирической гносеологии и политико-правовой теории Локка в связи с обсуждением судеб либеральных идей в современном мире. В то же время, поскольку авторы работ, посвященных изучению философии Локка, не ставили перед собой задачу специального исследования проблемы отношения познания и нравственности (гносеологической и этической проблематики), то их анализ этой проблемы носит достаточно случайный и спорадический характер. Данная работа и призвана в какой-то мере интерпретировать философию Локка под тем проблемным углом зрения, который до сих пор еще в достаточной мере не привлекал внимания исследователей.

Научная новизна диссертации состоит в том, что данная работа является одним из первых опытов комплексного, логически завершенного исследования процессов и результатов разработки проблематики отношения познания и нравственности в философском учении Локка.

Анализ отдельных актуальных проблем этики и познания в классической философии Локка рассматривается не только как перечень идей, но как динамичная связь теоретической системы познания и этики, обладающих внутрен ним системным единством и собственным теоретическим и эвристическим потенциалом. Выделены актуальные проблемы взаимодействия познавательных регуляторов нравственного поведения личности, в соответствии с которыми она должна отвечать принципам свободы, социальной справедливости и конкретности общественно-нравственных идеалов.

В отечественный научный оборот вводится историко-философский материал англоязычных авторов, посвященный критике разнообразных аспектов философии Локка, которые еще мало или вовсе неизвестны российскому читателю.

Объект диссертационного исследования - эмпирическая гносеология и морально-этическая концепция Локка.

Предметом исследования является изучение связи познания и нравственности в философском учении Локка.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основании объективного анализа работ Локка, исторических, биографических материалов выявить, в какой мере принципы теории познания Локка (его сенсуалистический эмпиризм) обусловили характер и содержание основных положений и центральных понятий его моральной философии.

Задачи исследования определяются целью и предметом научной работы:

- выделить и проанализировать основные идеи теории познания Локка, играющие ключевую роль в качестве теоретической основы его моральной философии

- исследовать эволюцию взглядов Локка на моральный «закон природы»

- изучить специфику критики теории врожденной моральности, разработанной Локком

- рассмотреть трактовку Локком «добра и зла вообще» как философскую основу его учения о морали

- выяснить понимание Локком «философских» законов общественной нравственности

- обосновать реальность свободы как предпосылку нравственности в философском учении Локка

- осмыслить локковское понимание разума в мотивации морального действия

- выявить гносеологические и этические основания теории воспитания Локка

Методологическая основа диссертации. Работа построена на последовательном применении принципа историзма, предполагающего рассмотрение всех персональных философских учений в контексте общего движения европейской и национальной философской мысли и их оценку по критериям, соответствующим эпохе их формирования. Исследование также учитывает эвристические возможности системного анализа к изучению познавательно-духовной жизни общества. В качестве методологической основы диссертации выступают общефилософские методы - методы логического, функционального, структурного анализа, аналитико-синтетический и диалектический методы. Реализация этих принципов в едином методологическом подходе к анализу предмета исследования позволяет раскрыть особенности трактовки важнейших понятий этики и эмпирической гносеологии Локка (познание и нравственность, свобода и ответственность личности, разум и моральное действие) в их взаимном соотнесении, а также возможности их реинтерпретации в современных условиях становления демократического общества.

Эмпирическую базу диссертации составили опубликованные труды Локка, предшественников и современников английского мыслителя. К исследованию нами привлечен большой корпус историко-философских работ отечественных и иностранных исследователей из фондов российских, шведских и английских библиотек, относящихся к избранной теме.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что ее теоретические положения могут применяться для дальнейших исследований проблематики западноевропейской истории философии. Материалы ра боты могут быть использованы при чтении как общих, так и специальных курсов по истории зарубежной философии, культурологии.

Апробация работы, Результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора, в докладах на международной и всероссийской научно-практических конференциях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры зарубежной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 31.10.2005 и была рекомендована к защите.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическим и методологическим основанием моральной философии Локка стала его теория познания. Центральные понятия и основные положения этики разработаны и изложены им в главном труде «Опыт о человеческом разумении», и в своем содержании они воплощают и последовательно конкретизируют общие принципы его эмпирической и сенсуалистической гносеологии.

2. Органическое единство теории познания Локка и его учения о нравственности наиболее явно воплотилось в таких главных положениях его моральной философии, как развернутое доказательство отсутствия у людей врожденных практических принципов, обоснование того, что непосредственное чувство удовольствия является единственным основанием и критерием «добра и зла вообще».

3. Существенным результатом и конкретизацией эмпирико-сенсуалисти-ческой трактовки нравственности Локком стали выводы об историческом и индивидуальном плюрализме и автономии в определении добра и зла, а также о содержании и механизмах функционирования общественной нравственности и «моральных законов» общественного мнения.

Локку принадлежит важная роль в историческом процессе пересмотра т.н. «классической концепции» морального и правового естественного закона. Это выразилось в том, что в результате эволюции собственных этических представлений в ходе обоснования принципов моральной автономии и плюрализма он отказался от признания всеобщности блага и, как следствие, - от постулиро вания столь же универсального морального закона, понятого как совокупность предписаний в отношении необходимых путей и средств достижения блага.

5. Обоснованная Локком возможность и реальность свободы индивидов и конкретизация ее психологических механизмов в соотнесении с «волей» и «разумом» предстала в его философии в качестве необходимой предпосылки существования нравственности и правовой свободы.

6. Трактовка Локком роли познающего разума в процессах принятия решений, моральной мотивации и морального самоопределения индивидов обосновала и конкретизировала механизмы их моральной и правовой свободы и ответственности.

7. Обоснованный Локком идеал нравственного воспитания ставил целью формирование личности, способной подчинять свои желания и волю собственному разуму, заранее рассчитывающему последствия выбора, и тем самым в максимальной мере реализующей возможную свободу.

Структура диссертации включает в себя: Введение, три главы, объединяющие девять параграфов, Заключение и Список использованных источников.

Специфика эмпиризма Локка

Опытная компонента познания, в принципе присущая как эмпиристам, так и рационалистам, с наибольшей последовательностью в рассматриваемом веке, была разработана Локком. Автор «Опыта о человеческом разумении» утверждал, что «на опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит» (57: 1, 154). Опыт складывается из двух источников: ощущений и рефлексии. Внешний опыт Локк понимал как состоящий из ощущений, а внутренний - как образуемый чувственным отображением (рефлексией) душой своей собственной деятельности. Таким образом, Локк понимал опыт как совокупность внешних и внутренних чувствований, заявляя, что в этом смысле «все идеи происходят от ощущения и рефлексии» (57: 1, 154).

Философ последовательно проводил принцип сенсуализма, сформулированный еще в античной философии, - «нет ничего в уме, чего ранее не было бы в чувствах». Локк сосредоточил свой интерес на анализе познавательной духовности человека. У него преобладает субъектное начало, которое выражается в «Опыте...» в критике врожденных идей. Здесь Локк выступает против плато-низирующей традиции, которая в Англии была в особенности представлена кембриджскими платониками (а до них и Гербертом Чербери), против картезианской концепции врожденности идей. Необходимо коснуться и дальнейшего развития идей мыслителя ввиду того, что философия Локка стала весьма влиятельной, особенно в следующем XVIII в. не только в Англии, но и во Франции (107: 650). Труды обеспечили своему автору высокое и своеобразное место в истории европейской духовной культуры (60: 9).

Таким образом, предпринята попытка установить результаты, достигнутые Локком разработкой эмпиристской теории познания, достаточно содержательной для анализа в качестве основы его моральной доктрины. Задачи параграфа определены следующие: 1. Дать анализ принципов теории познания Локка, выступающих в качестве теоретической основы его моральной философии. 2. Рассмотреть специфику эмпиризма Локка. 3. Установить влияние идей Локка на последующее развитие историко-философской мысли.

Традиционно родоначальником эмпиризма в новоевропейской гносеологии считается Ф. Бэкон. Автор «Нового Органона» написал первую страницу в истории философии Нового времени, сделав опыт основой естествознания, а естественные науки провозгласив матерью всех наук: «Таким образом, непосредственному восприятию чувств самому по себе мы не придаем много значения, но приводим дело к тому, чтобы чувства судили только об опыте, а опыт о самом предмете» (13: 1, 73). Опыт связывает нас с объективной реальностью, или, выражаясь философским языком, Бэкон изучал отношение субъекта к объекту, т.е. исследовал познание в узком смысле слова. При этом он пришел к выводу, что эту связь в пределах опыта осуществляет мышление с помощью индукции, которая бы анализировала опыт, производила бы в нем отбор и «путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы» (13: 1, 72).

Неоднозначность духовного климата XVII в. весьма характерно представлена в идеях П. Гассенди. Особо значительная роль Гассенди определялась восстановлением эпикурейского учения. Французский мыслитель доказывает, что в основе всякой науки лежат именно ощущения, чувственность, опыт и что основой рационального знания являются именно ощущения, а не мышление само по себе. «Я ... будучи сосредоточен в мозгу, воспринимаю все, что мне передается по нервам жизненными духами; таким образом, акт ощущения, который считается функцией всего тела, совершается во мне» (22: 2, 412). Истинность или ложность понятий и суждений разума проверяется путем сопоставления их с очевидностью, фактом, ощущением. «Чувство никогда не обманывает, из чего следует, что всякое ощущение и всякое восприятие представления или явления истинно» (22: 1, 118). «Ложно то мнение, которое опровергается либо не подтверждается очевидностью чувства» (22: 1, 126). И ощущение, и рациональное знание, которое опирается на ощущения и не противоречит принципу очевидности, являются отражением природы. Например, «само собой понятно, что удовольствие зависит от приятных вещей, неудовольствие же - от неприятных, и никогда не бывает так, чтобы то, что возбуждает удовольствие, не было приятным, а то, что порождает неудовольствие, не было неприятным» (22: 1, 121). Следовательно, можно утверждать, что каждый из двух мыслителей внес весомый вклад в решение этой проблемы. Локк же был ближе к Гас-сенди(106:377).

Исходный пункт учения Локка о познании и его концепции человека - отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Обычно считается, что главный философский адресат этой локковской критики - картезианская концепция врожденности идей. Конечно, гносеологическое учение Декарта при этом подразумевалось. Но это верно лишь отчасти (106: 377). В действительности в процессе своей критики автор «Опыта...» ее конкретных и философских объектов не называет. Философ утверждает, что врожденных идей не существует, и возражает идее Герберта Чербери о врожденности принципов «естественной религии», свойственных всем людям, но искажающихся в различных обстоятельствах их исторической жизни. Нельзя даже говорить о врожденности идеи Бога, ибо существует множество атеистов, не имеющих никакой идеи Бога, как и совести. Он - типичный представитель «естественной системы», которую Локк не мог принять. Согласно Герберту Чербери, врожденные идеи, состоящие из определенных предметов и максим, есть часть естественных спо собностей человека, что, по мнению Локка, ведет к грубым формам догматизма.

По всей вероятности, в не меньшей степени Локк имел в виду своих соотечественников - кембриджских платоников, принципиально придерживавшихся представлений о врожденности знаний, восходивших к идеалистическому основоположнику этой фундаментальной гносеологической позиции - Платону, и развивавших их в более прямолинейной и грубой форме, чем Декарт. Локк принимает без колебаний термин кембриджских платоников «свеча Господа» как выражение внутреннего божественного света. Он, должно быть, был хорошо известен Локку, все платоники использовали этот термин в мышлении, что, впрочем, отличало их от Герберта Чербери довольно мало (167: 24). Кембриджские платоники-современники Локка (Мор, Кедворт, Вичконт, Смит, Чарльстон и др.) обосновывали врожденность знания более скрытно и утонченно, чем теологи. Один из них, Самуил Паркер, подобно Локку, отвергал врожденное знание. Он возражал (и Локк согласился бы), что истины, как любой номер четный или нечетный, вполне очевидны и не требуют доказательств, было бы бессмысленным для Бога запечатлевать их в наших умах. Но в отличие от Локка Паркер не пытался объяснить эту очевидность и остался открытым перед протестом Джеймса Лоуда, защитника врожденности, что такие истины не были бы очевидными, если бы не были врожденными. Так как они врожденные, говорил Лоуд, они очевидны и не требуют доказательств (184: 78).

Локковская концепция познавательной деятельности человеческого разума

Одной из главных особенностей философии Нового времени выступает ее принципиальная установка на познаваемость мира, какими бы условиями ни оговаривался сам путь достижения истинности. Открылась новая реальность -«природа человека», которая оказалась столь же безмерной и универсальной, как сама Вселенная, макрокосмос. Выкристаллизовался новый тип обогащающегося человека с новыми духовными запросами и идеалами, не забывающего, однако, законов справедливости и гуманности и продвигающегося в жизни исключительно благодаря природным способностям, предприимчивости, деловитости, т.е. своему разуму.

Весьма наглядно указанная проблема обозначилась в философии Локка: философ поставил задачу разработать всеобъемлющую и непротиворечивую теорию познающего человеческого разума как свойства человеческой природы с позиции эмпиризма. Учение Локка о познании имеет цель показать, «откуда разум может получать все свои идеи, какими путями и как они постепенно приходят в ум» (57: 1, 154). Нападая на рационалистов как на противников обоснования наук на фундаменте опыта, он, однако, провел различие между ошибочным истолкованием разума как абсолютного изначального источника знания и плодотворным пониманием его как инициатора и организатора познавательной, а значит, и чувственной деятельности. Первое он отверг, второе принял, поддержал и развил.

Локк считает, что фиксированный путь развития человеческого познания в языке поможет философу создать правильную, объективную теорию познания. Локка занимает не структура слова, строй предложения, а то, что слова выражают. Слова - это знаки идей, поэтому если проследить происхождение слов, можно приблизиться к источнику человеческих понятий и вообще всего человеческого познания. Процесс познания Локк исследует вначале с субъективной стороны, отмечая его целесообразный характер. Исследованию подвергаются познавательные способности субъекта, которые мы должны знать, чтобы понимать характер и ценность нашего знания и нашей моральной задачи. Речь идет о содержательном с точки зрения современной теории познания соответствии наших знаний объективному миру, и знания людей «должны быть сообразны вещам» (57: 1, 578-579).

Вопрос истины и знания находит, если и не специальное, то достаточно развернутое освещение в гносеологии Локка. «Лишь в той мере, в какой мы сами рассматриваем и постигаем истину и причины, мы обладаем и действительным и истинным знанием» (57: 1, 151). Локк стремится дать по возможности эмпиристское истолкование наиболее достоверному знанию, выраженному математическими понятиями и теориями. Вместе с тем, возможности согласованного с исходными принципами его философско-гносеологической доктрины объяснения были у Локка весьма ограниченными, ибо оно требовало более высокого уровня развития математических и гуманитарных наук (104: 420). Цель параграфа заключается в том, чтобы на основе общетеоретических идей классической философии определить теоретические и методологические особенности разработки и трактовки Локком познавательной деятельности разума. Сформулированная цель конкретизируется в следующих задачах: 1. Охарактеризовать понятие познания, сложившееся в эпоху Нового времени и обусловившее становление теории познающего разума Локка. 2. Проанализировать принципы познавательной деятельности разума в эмпирическом исследовании Локка. 3. Определить вклад Локка в разработку проблемы достоверного знания.

Проблема исследования способностей человеческого познания традиционно остро стояла в английской философии Нового времени. Философы обращались, прежде всего, к исследованию самого процесса познания, а также сознания вообще, полагая, что в нем самом, внутри него можно обнаружить механизм, который делает познание достоверным и позволяет отделить объективное содержание от субъективного, ложного. Такая задача, если ее объяснять исторически, связана с эпохой Возрождения, с борьбой против церковных и иных догм, со стремлением очистить сознание человека от «небесного» схоластического содержания и дать ему земную пищу. Ввиду того, что в философии Нового времени познание уже не могло опираться на авторитет, в том числе и божественный, основанием для него мог выступить только собственный человеческий разум.

Необходимо в этой связи отметить, что западные авторы видят различные концепции истинного отношения между философией и естественными науками, характерные для эпохи Просвещения. В качестве примера аргументации приведем некоторые рассуждения иностранных исследователей.

С точки зрения Е. Лоу, например, взгляд Локка на истинную связь между наукой и философией помогал определить истинное различие между философским и научным исследованием основного направления современной мысли. Но не следует забывать, что во времена Локка понятия наука и философия, действительно, часто использовались равнозначно. Е. Лоу для выражения соответствующих философских инициатив Декарта и Локка использует их архитектур ные метафоры. Декарт распределяет себе роли дизайнера и строителя новой доктрины научного знания, тогда как Локк принимает на себя скромное положение наемного работника для расчистки небольшой площадки и удаления кое-какого хлама, который лежит на пути познания. Декарт видит в метафизике приоритетную основу для естественных наук, а в эпистемологии описание точного научного метода. Локку, напротив, видится задача философа более как столкновение с наукой как незащищенной, надутой и бессмысленной претензией на знание без руководства адекватным научным исследованием (157: 11).

Локк о моральном «законе природы» и его познании в «Опытах о законе природы»

Прежде всего, представляется необходимым выяснение понятия морального закона, которое позволяет оценить его понимание Локком. Образ закона в досократовском понимании представляет не закон из блага и ради блага, а что благо проистекает из закона. Не закон обосновывается справедливостью, но справедливость - законом, закон есть закон. Это тождество утверждает автономность закона, а не самосущей субстанции, сущность которой тождественна ее существованию. Закон обосновывает сам себя и все остальное. И этот закон в мире культуры есть закон представления: представь себе себя, не закон ИЗ сущности, а сущность ИЗ закона. Мы - существа законосообразующиеся, что не означает законопослушные: мы образуемся, сообразуя себя с законом. Этот приоритет делает мир культуры миром историческим (88: 23).

В средневековье этот закон определяет действия человеческой природы по ее «естеству», которое в соответствии с Откровением о творении человека по образу и подобию Божьему, видится в специфически человеческой форме единства разумности и свободной воли. Естественный закон обретает модус закона, принуждающего индивидуальную волю сознавать бытие иного разума, иной свободы как необходимую границу своего индивидуального произволения. Естественный закон как закон жизни искусившегося познанием добра и зла человека - это закон, который управляет воссозданием самоценности человеческой общности на основании познания высшего блага.

Локк выявляет и описывает закон природы как высший разум, санкционированный небом и регулирующий отношения людей. Он учит всех людей, что «ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе и собственности другого» (57: 3, 264). По Локку, «моральный закон», из которого проистекают все добродетели, - это закон природы, которому «каждый считает необходимым подчиняться во всем и искать основания своего поведения» (57: 3, 4). С учетом этого важно посмотреть на раннюю работу философа «Опыты о законе природы», поскольку здесь он говорит не о «способности разумения» вообще, а о возможности познания некоторой достаточно определенной предметности - именно, естественного закона.

Ранний Локк, находившийся под влиянием идей Декарта, в «Опытах о законе природы» (1664 г.) придерживался еще традиционной (классической) трактовки морального закона. У него в природе свой закон. В работах «позднего» Локка предполагается, что каждый человек в практическом отношении законодательствует сам для себя и сам определяет, в чем состоит «добро и зло вообще», значимое и истинное только для него. А это, как признал Локк, неизбежно означало отказ и от его же собственного (и традиционного) прежнего понимания морального закона.

В этой связи представляется особенно важным проанализировать эволюцию взглядов английского философа на «естественный закон природы». Цель параграфа реализуется через последовательное решение ряда конкретных задач: 1. Раскрыть отношение к «классической концепции морального закона» в философии Нового времени. 2. Выявить особенности морального «закона природы», заявленного в раннем труде Локка «Опыты о законе природы». 3. Дать анализ репрезентации морального закона в позднем творчестве Локка.

Классическая концепция морального закона» предполагает, что существует некое всеобщее, универсальное для всех и каждого «благо» («добро»), которое может быть признано и принято в качестве цели, к достижению которой человеку следует стремиться. Система средств, способных обеспечить достижение этой цели, представлена как иерархия промежуточных целей и правил деятельности, которые в совокупности и составляют содержание «морального закона». Моральный закон есть свод предписаний, обеспечивающих при их вы полнении обретение «высшего» и «истинного» блага. Моральный закон, например, проявляется в главном моральном правиле: не делать людям того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе.

Своеобразие отношения Декарта к «классической концепции морального закона» состоит в том, что он ее безоговорочно принимал и находился внутри традиции: благо и добро существуют сами по себе и могут быть познаны точно так же, как и основанный на них и предписывающий добродетели моральный закон. Этот закон может быть дан как в божественном откровении, так и постигнут светом естественного разума. Во-вторых, Декарт сознательно отказался от методически строгого поиска достоверной истины высшего блага и формулировки морального закона. Он пишет о «правильном применении разума, дающем истинное познание блага» (30: 2, 508), но сам не осуществил такого его применения. Таким образом, новаторство позиции Декарта выразилось не в том, что он сделал внутри традиции морального закона, а в том, что он в ней не сделал. Восприняв ее в общей форме, он не дал ей собственного содержательного наполнения. Из занятой им точки в истории моральной философии в отношении морального закона он не пошел вперед, но и не вернулся вспять, отмечает Ю. В. Перов (84: 88).

В противоположность Декарту Спиноза установил, что ни «высшее», ни «истинное благо» не обладают объективным (не зависимым от субъекта) бытием и соответственно недоступны объективному познаванию. Спиноза убежден, что «о добре и зле можно говорить только относительно ... Ибо никакая вещь, рассматриваемая в своей природе, не будет названа совершенной или несовершенной» (113: 1, 323), ибо все совершается по вечным и необходимым законам природы. Главную задачу философии Спиноза видел в исследовании содержания и возможностей достижимости высшего и истинного блага, а после того, как это будет уяснено, писал он, «я хочу направить все науки к одной цели, а именно к тому, чтобы мы пришли к высшему человеческому совершенству. . .все то, что в науках не подвигает нас к нашей цели, нужно будет отбросить как бесполезное» (113: 1, 324). Однако там же Спиноза обнаружил такое препятствие, которое делает подобные цели в принципе недостижимыми.

Т. Гоббс, несмотря на весь свой сенсуализм, был убежден в существовании немногочисленных априорных моральных аксиом, названных им «естественными законами» и сводящихся к общему «золотому правилу» - «поступать с другими так, как желательно, чтобы другие поступали с тобою». Гоббс также был склонен отрицать объективность (объективное содержание) добра, зла, справедливости. Все они никак не следуют из устройства мира и человеческой природы, а есть результат искусственного установления общества и государства и в своем конкретном содержании определяется его (государства) законами. Прослеживая развитие идеи естественного закона в европейской философии Нового времени, мы ясно видим, что современное европейское государство ориентировалось на идею «общего блага», и вопрос об отношении нравственности и власти стоял едва ли не во главе угла этого процесса, - важно лишь понимать при этом, что идея нравственного закона в западной культуре мыслится кардинально иначе, нежели в культуре русской (37: 20).

Обоснование Локком реальности свободы как предпосылки нравственности

Обратимся к анализу учения о свободе человека в философских системах Нового времени. Из завоеваний передовой историко-философской мысли XVII века укажем на дальнейшее весьма интенсивное развитие проблемы морального предназначения человека. Можно без сомнения констатировать, что свобода и ее осуществление, которая позволит человеку обрести твердую почву, воспитать в себе моральную личность, достичь поставленной цели, была глубоко осмыслена Локком. Суть состоит в выявлении свободы как единого и последовательного процесса, обусловленного логикой осуществления нравственной идеи, так как позволяет с большей определенностью судить о формировании и утверждении морально-этической концепции Локка.

Размышления о свободе, чему отводится значительное место в философской системе Локка, соотносятся с разумом и волей. С точки зрения Локка, разум человека наряду с его волей есть то, что делает человека человеком. Способность мыслить дана ему природой и не зависит от его воли. В основу своего учения о свободе Локк закладывает идею о личности как деятеле, тем самым подчеркивает ее активность и ценность.

В связи с этим особое внимание уделено анализу трактовки свободы Лок-ком как предпосылки нравственности. Вывод в полной мере может быть обращен к решению конкретных задач, в том числе: 1. Выявить роль новоевропейских идей о свободе в формировании концепции свободы человека Локком. 2. Исследовать специфику трактовки моральной свободы Локком, осмыслив генетические и содержательные связи между свободой, волей и разумом. Решение этой задачи предполагает также выяснение вопроса о механизмах осуществления свободы в государстве как ответ на вопрос - как может и должна быть обеспечена нравственная свобода личности.

При анализе нашей проблемы никак нельзя устраниться от пересмотра и конкретизации хорошо горестных положений о свободе. Со времен Гегеля мы различаем мораль и нравственность. «Нравственность есть идея свободы, как живое добро, которое в своем самосознании имеет свое знание, воление, а через его действование свою действительность, равно как самосознание имеет в нравственном бытии свою в себе и для себя сущую основу и движущую цель; нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания» (23: 144). Различаем, следовательно, моральную свободу, свободу выбора между добром и злом. С другой стороны, свободу нравственную, как добровольное, т.е. именно свободное следование нравственному добру, принятие и осуществление именно его как должного (121: 297).

Например, проблема свободы, поставленная Макиавелли и другими гуманистическими философами в контексте выяснения роли социальной необходимости в жизни людей, теперь была углублена Гоббсом до проблемы необходимости и свободы, решавшейся в общефилософском плане. «Свобода есть отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешнее препятствие для движения), и это понятие может быть применено к неразумным созданиям и неодушевленным предметам не в меньшей степени, чем к разумным существам» (24: 145). Гоббс писал, что «из употребления слов свободной воли можно делать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему его влекут его воля, желание или склонность (24: 146).

Страх и свобода несовместимы, если человек платит свои долги, как это иногда бывает только из боязни тюрьмы, то и это действие свободного человека, ибо ничто не препятствует этому человеку отказаться платить. Как правило, все действия, совершаемые людьми в государствах из страха перед законом, являются действиями, от которых совершающие их имеют свободу воздержаться. Свобода и необходимость совместимы. Так как добровольные действия проистекают из воли людей, то они проистекают из свободы, но так как всякий акт человеческой воли, всякое желание и склонность проистекают из какой-нибудь причины, а эта причина - из другой в непрерывной цепи, то они проистекают из необходимости. Свобода подданных заключается в тех вещах, которые суверен при регулировании их действия обошел молчанием, как, например, заключать договоры друг с другом (24: 147).

Особый интерес для нас тема свободы вызывает в системе Локка. Свобода человека основывается на том, что «он обладает разумом, который в состоянии научить его тому закону, по которому он должен собой управлять, и дать ему понять, в какой степени у него остается свобода его собственной воли» (57: 3, 297). По мнению Локка, говорить о свободе вне человеческих отношений невозможно, «так как все действия, идеи которых есть у нас, сводятся к мышлению и движению, то, поскольку человек имеет силу мыслить или не мыслить, двигаться или не двигаться, согласно предпочтению или распоряжению своего собственного ума, постольку он свободен» (57: 1, 289).

В соответствии с последовательно проводимым в «Опыте о человеческом разумении» методом - именно методом рефлексии над опытом деятельности сознания - Локк выявляет «простые идеи», которые могут быть получены в рефлексии над опытом сознания в ситуации волевого акта, как «идеи сил». Поскольку сила проявлена, действие следует с необходимостью, которая есть логическая необходимость определения понятия «сила»: сила есть «идея отношения», полученная в рефлексии над действием. Эта сила ума, способная распоряжаться рассмотрением или воздержанием от рассмотрения какой-нибудь идеи, либо способная предпочесть движение какой-нибудь части тела ее покою и наоборот, есть то, что мы называем волей.

Сам Локк определяет волю как силу хотения, или предпочтения одного из двух актов: либо действия, либо воздержания от действия. «Хотение, или акт воли, есть действие», когда человек хочет, он уже предпочитает нечто, в этом предпочтении человек определен с необходимостью (57: 1, 297). Наиболее ясной и простой идеей будет идея активной силы, и, казалось, отсюда логично вывести свободу человека. Однако не все так просто, указывает М. А. Абрамов (3). Ум, рефлектируя о свой же деятельности, доставляет нам отчетливую идею активной силы, наблюдение, но тело в этом отношении отстает и дает основание сомневаться в активности. Оно инертно и, подобно внешним телам, свидетельствует о пассивной силе. Поэтому надежнее положиться на опыт рефлексии, который показывает, что в нас находится сила начать различные действия нашего ума и движения тела, продолжить или кончить их.