Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские проблемы виртуальной реальности : историко-философский анализ Малышко Александр Алексеевич

Философские проблемы виртуальной реальности : историко-философский анализ
<
Философские проблемы виртуальной реальности : историко-философский анализ Философские проблемы виртуальной реальности : историко-философский анализ Философские проблемы виртуальной реальности : историко-философский анализ Философские проблемы виртуальной реальности : историко-философский анализ Философские проблемы виртуальной реальности : историко-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малышко Александр Алексеевич. Философские проблемы виртуальной реальности : историко-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03, 09.00.11 / Малышко Александр Алексеевич; [Место защиты: Мурман. гос. техн. ун-т]. - Мурманск, 2008. - 164 с. РГБ ОД, 61:08-9/49

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историческое развитие философской мысли о понятии «виртуальная реальность» 13

1.1. Историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» с античного периода до XX века 13

1.2. «Виртуальная реальность» как современное философское понятие 24

Глава 2. Онтологические проблемы «виртуальной реальности» 35

2.1. Онтологический статус понятий «реальное» и «виртуальное» 35

2.2. Типы «виртуальных реальностей» 48

Глава 3. Гносеологические проблемы «виртуальной реальности» 64

3.1. Проблемы познания феномена сознания 64

3.2. «Виртуальная реальность»: проблемы философского анализа 85

Глава 4. Социологические проблемы «виртуальной реальности» 110

4.1. «Виртуальная реальность» как предмет социально-философского исследования 110

4.2. Философские аспекты дистанционного образования 117

4.3. Генезис «виртуальной реальности» 128

Заключение 147

Библиографический список использованной литературы 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Интерес и необходимость исследования "виртуальной реальности" обусловлен преимущественно тем, что она оказывает огромное воздействие на общественную, и индивидуальную жизнедеятельность людей

Обращение к проблеме "виртуальной реальности" настоятельно диктуется соображениями, связанными с особенностями ее разработки в современном научном знании Исследование этой проблемы осуществляется представителями различных областей науки, ведется с помощью различных ее методов "Виртуальная реальность" является предметом изучения физиков, математиков, механиков, специалистов инженерной технологии, предметом социологии, социальной антропологии, социальной психологии и других наук В результате такого всеохватывающего анализа обогащается представление о различных аспектах и гранях этого феномена, обеспечивается много- и разносторонность его видения

Философия играет в процессе этого познания специфическую роль, оказывает на его направление и характер существенное влияние Строго говоря, философия определяет общественную необходимость и теоретическую значимость проблемы, организует и формирует взгляд на "виртуальную реальность", разрабатывает идеи, категории и принципы, совокупность которых служит стержнем и теоретическим фундаментом для исследований данного явления

Проблемы "виртуальной реальности" актуализируют также глубинные процессы трансформации общественных наук, пытающихся разработать достоверную модель социального развития Эти трансформации прослеживаются в попытках в той или иной мере переосмыслить гносеологические основания и логику развития современного общественного бытия, проанализировать детерминанты, которые определяют его конкретные формы

Для современной социально-философской науки проблемы "виртуальной реальности" в какой-то степени являются ключевыми, поскольку они затрагивает практически все узловые пункты социально-философской

теории В философском осмыслении "виртуальной реальности" можно выделить несколько основных групп проблем

онтологических - связанных с историческим анализом "реальности" и "виртуальной реальности",

гносеологических - проблема познания сознания и языка;

- социологических - влияние "виртуализации" на человека и общество
Очевидная теоретическая значимость отождествляется диссертантом

с практической актуальностью работы Приоритетным для автора является логика развития современной отечественной истории философии и социальной философии, которая побуждает исследовать проблемы не просто поставленные в повестку дня теоретическими затруднениями, но обращенные к постижению реальных процессов, вовлечение эмпирического материала и анализ практики развития современной отечественной философии Таким образом, актуальность темы диссертации определяется следующими обстоятельствами

первое, явно недостаточной разработанностью и дискуссионностью проблемы "виртуальной реальности" в современной российской социально-философской литературе,

второе, настоятельной необходимостью определить философско-методологические основания для обще- и специально-научных исследований "виртуальной реальности",

-третье, общей логикой трансформации и развития современного отечественного обществознания,

-четвертое, необходимостью использования историко-философских и социально-философских представлений о "виртуальной реальности" в реальной педагогической практике системы образования Российской Федерации

Степень научной разработанности проблемы. Начиная с античности, в литературе развиваются две линии в определении смысла понятий на основе корня "Vir(t)" / "Вирт" / Эти традиции можно обозначить как "платоновскую" (проблематика реальности и ее образа)1 и "аристотелев-

'См Платон Собр соч В 4т /Пер с англ М, 1993 Т 2 С 341

скую" (проблемы соотношения актуального и потенциального)1 Значительная часть философов стремится связать современную трактовку понятия "виртуальная реальность" с содержанием понятия "virtus" (от лат -потенциальный, возможный, мнимый) Автор не ставил задачу лингвосе-мантического исследования, поскольку истоки возникновения термина "виртуальный" достаточно подробно описаны в работе Е Е Таратута2

В период развития схоластической философии проблема "виртуального" оказывается актуализированной в свете "аристотелевского" обсуждения проблемы статуса элементов в составе смеси Ф Аквинским3 Идея виртуального в форме решения проблемы силы, энергии, обеспечивающей активность, исследовалась в религиозной философии (В Великий, И Сирин, Г Палама, И Скот, Н Кузанский) Они утверждали, что количество и типы реальностей, которыми человек оперирует, определяются активностью самого человека, и по направлению движения к предельным реальностям, как "вверх" к Богу, так и "вниз" от Бога, человек может проходить бесконечное количество промежуточных реальностей, и эти промежуточные реальности в пределе сходятся И в качестве иллюстрации описывались две из них, обозначенные как "внутренний человек" и "совершенный человек"

В Новое время понятие "виртуальное" испочьзуется в ее "платоновском" варианте Г Лейбницем и Дж Локком по поводу принципа врожденности идей 4 Важным этапом развития философского смысла "виртуального" показывает А Бергсон5 "Виртуальное" означает разрыв протяженности мира, совершаемый на основе критерия телесности

В XX веке в работах физиков и философов (К Ф Вайцзеккера, П Дэвиса, Э Кассирера, В Клиффорда, А Пайса, И Р Пригожина, ИЛ Розенталя, К Хюбнера и других) развивалась идея о сопряжении и даже отождествлении понятия "виртуальная реальность" с понятиями

1 См Аристотель Поли собр еоч В 4т /Пер с англ М, 1976 Т 1 С 70

2 См 1 аратута Е Е Философия виртуальной реальности СПб, 2007

3 См АквинскийФ Сумма теологии В2ч Киев, 2007 Ч 1

4 См Лейбниц Г Новый опыт о человеческом разуме М, 1948, Локк Дж Опыт
о человеческом разуме М, 1936

5 См Бергсон А Материя и память//Бергсон А Собр соч В 2т М , 1992 Т 1

"физический вакуум" и "физическая реальность" Э Бехер1 выдвигает гипотезу, согласно которой человеческий организм представляет собой, "виртуальную" форму

В философии последней четверти XX века "виртуальное" получает новые важные импульсы к развитию в связи с распространением персональных компьютеров и сети Интернет Термин "виртуальная реальность" (Virtual Reality) был первоначально сформулирован Дж Ланье (Jaron Lanier), организатором виртуальных исследований в 1984 году

Первые представители западных философов дают анализ "виртуальной реальности" в контексте постмодернистской теории развития общества и считают, что ее феномен имеет скорее антропологические основания, чем онтологические В рамках этого направления "виртуальная реальность" рассматривается в широком контексте (У Брикен, М Крюгер, Дж Гибсон Ж Бодрийяр, Ж Делез, Ф Гваттари, У Эко, Р Барт, М Хейм, С Жижек, Р Холетон, Б Були, И Сазерленд, Ф Хэммит и другие)

Среди первых основных работ российских ученых, охватывающих философские аспекты проблемы "виртуальной реальности", необходимо отметить работы В С Бабенко, И Г Корсунцева, Н А Носова, в которых был, достигнут позитивный сдвиг в понимании и интерпретации "виртуальной реальности", имеющий онтологический статус2

Проблемы компьютерных "виртуальных реальностей" и интернет-зависимости рассматриваются в работах Н Винера, СИ Орехова, ДИ Дубровского, РФ Абдеева, ДВ Иванова, МБ Игнатьева и других исследователей, труды которых придали существенный импульс актуализации всей проблематики виртуалистики и формированию ее как комплексной научной дисциплины3

1 См Becher Е Emfiihrung in die Philosophic Munhen, 1949

2 См Бабенко В С Две книги о виртуальной реальности // Труды лаборатории
виртуалистики М, 1997 Вып 3, Корсунцев ИГ Виртуальные реальности как фило
софская проблема // Философские исследования 1998 № 1, Носов Н А Виртуальная
психология М, 2000

3 См Винер Н Кибернетика М, 1968, Орехов С И Поиск виртуальной реально
сти Омск, 2002, Дубровский Д И Информация, сознание, мозг М, 1980, Абдеев Р Ф
Философия информационной цивилизации М, 1994, Иванов Д В Общество как вирту
альная реальность // Информационное общество Сборник М , 2004, Игнатьев М Б
Лингво-комбинаторная картина мира и современная наука // Энилогия 2004 № 4

Комплексный анализ "виртуальной реальности" рассматривался в работах В Ковалевской, Е А Шаповалова' К наиболее значимым достижениям можно отнести конструктивную разработку социологического подхода АЕ Ивановым, анализ бытия в рефлексии субъектов в работе И Г Корсунцева, разработку и описание симптомов интернет-зависимости в работах К Янг2

Работы, посвященные "виртуализации" общества, последствиям информатизации Д Белла, М Кастельса, У Эшби, Н Лумана, среди современных отечественных авторов ПИ Браславского, НЮ Кликушкиной, А Ю Фимина, А В Маслова, О П Алексеевой и других, имеющие социологическую, культурную направленность и обеспечивающие анализ особенностей и условий существования "виртуальной реальности" в социально-философском контексте3

Констатируя весомый вклад отмеченных исследователей в анализ проблематики диссертационной работы, следует также обратить внимание на то, что, по мнению большинства ведущих отечественных философов, анализ "виртуальной реальности" относится к недостаточно разработан-

1 См Ковалевская Е В Компьютерные виртуальные реальности философский
анализ М , 1998, Шаповалов Е А Философские размышления о виртуальной реально
сти//Вестник СПбГУ Серия 6 1996 Выл 2

2 См Иванов А Е Философские и психологические аспекты виртуальной и соци
альной реальности в их взаимосвязи дис канд филос наук 09 00 11 М,2003,Кор-
сунцевИГ Рефлексия и виртуальная реальность//Философские исследования 1997
№ 3, Young Kimberly S Caught m the Net How to Recognize the Signs of Internet Addic-
tion-and a Winning Strategy for Recovery N Y , 1998

3 См Белл Д Грядущее постиндустриальное общество Опыт социального про
гнозирования / Пер с англ ред и вступ ст В Л Иноземцев М, 1999, Кастельс М Ин
формационная эпоха экономика, общество и культура М , 2000, Эшби У Р Введение в
кибернетику М, 1959, Луман Н Невероятность коммуникации // Проблемы теоретиче
ской социологии СПб, 2000 Вып 3, Игнатьев МБ Лингво-комбинаторная картина
мира и современная наука // Энилогия 2004 № 4, Браславский П И Виртуальная ре
альность - новое лицо войны // Исследовано в России 2003 Т 6, Кликушина Н Ю
Информационное пространство как виртуальная реальность // Омский научный вест
ник 2006 № 9, Фимин А Ю Виртуальная реальность между субстанциальностью
и счмучякроу '/ Изв ВолгГТУ Серия "Проблемы социально-гуманитарного знания"
Межвуз сб науч ст - Волгоград, 2006 Вып 3 № 6, Маслов А В Виртуализация со
циальной среды как фактор социальных инноваций дис канд соц наук 22 00 04
М, 2006, Алексеева О П Воображение как виртуальный аспект мифа и сказки // Науч
ная мысль Кавказа 2006 № 11

ным направлением современной отечественной философии Соответственно и историко-философские исследования не получают полной содержа-, тельной интерпретации Данные причины инициировали выбор темы диссертационного исследования, определили формулировку проблем, цели и постановку конкретных задач

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает развитие философских представлений о сущности и предметном содержании категории "виртуальная реальность"

Предмет диссертационного исследования. Предметом диссертационного исследования является совокупность факторов, механизмов и закономерностей, образующих сущностную и содержательную основу историко-философского и социально-философского анализа проблем "виртуальной реальности"

Рабочая гипотеза исследования состоит в обосновании научного предположения о том, что, с одной стороны, развитие историко-философского и социально-философского подходов к формулировке и анализу проблем, инициируемых конкретно-научным исследованием содержания "виртуальной реальности" будет способствовать формированию и развитию общеметодологического основания современной научной рефлексии данного феномена, с другой стороны, развитие именно социально-философского подхода к "виртуальной реальности" позволит определить новые направления развития научного анализа современной социальной реальности

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является обоснование историко-философских и социально-философских оснований исследования категории "виртуальная реальность", выявление особенностей проявления противоречий развития феномена "виртуальная реальность" в процессе формирования современного научного знания

В ходе реализации цели работы и проверки основных проблем "виртуальной реальности" диссертантом были поставлены следующие исследовательские задачи

- определить возможности современного историко-философского
и социально-философского инструментария для адекватной характеристи
ки концептуальной системы "виртуальная реальность",

- проанализировать в рамках основных направлений социальной фи
лософии подходы к определению сущности категории "виртуальная реаль-

ность", рассмотреть взаимосвязь категорий "реальность" и "виртуальная реальность",

-рассмотреть современные исследования человеческого сознания во взаимосвязи с "виртуальной реальностью",

-провести обобщающий анализ "виртуальной реальности" в современных информационных технологиях,

-выявить влияние "виртуальной реальности" на формирование, функционирование и развитие общества и ее воздействия на психику и поведение людей,

-определить тенденции потенциального применения технологий "виртуальной реальности" в обществе и возможных социальных последствий их распространения

Теоретико-методологическая основа. Теоретико-методологической основой решения, сформулированных в диссертации задач являются труды классиков философской и социологической мысли, результаты фундаментальных и прикладных исследований в различных областях обществозна-ния Основные задачи диссертации разрабатывались и конкретизировались в процессе анализа и обобщения работ представителей различных школ и направлений историко-философской и социально-философской науки, монографий и специализированных публикаций в отечественной и зарубежной литературе В работе использовались общенаучные методы познания, диалектические принципы познания, принципы системного и комплексного подходов позволяющие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов, определить тенденции их становления и развития Большое влияние на общий стиль исследования оказали работы С И Орехова и Е Е Таратута'

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования видится в следующем

  1. выделены основные подходы в философии к пониманию проблем "виртуальной реальности",

  2. показаны влияние, роль и значение виртуальной реальности" в формировании информационного общества,

1 См Орехов С И Поиск виртуальной реальности Омск, 2002, Таратута Е Е Философия виртуальной реальности СПб, 2007

  1. установлены и исследованы основные философские аспекты средств массовой коммуникации и искусства как "виртуальной реальности",

  2. выявлены и исследованы основные современные тенденции развития информационных технологий в области образования и показаны влияние дистанционного образования на общество и личность

Положения, выносимые на защиту:

  1. "виртуальная реальность" рассматривается как часть интерсубъективной реальности, как феномен, анализ которого фиксируется на самых ранних стадиях развития философского знания,

  2. "виртуальная реальность" определяется как "идеальный тип", как модель, призванная выявить инструментарий и основу функционирования современных информационно-технологических процессов,

  3. "виртуальная реальность" характеризуется как одна из возможных составляющих в процессе формирования новых ценностей личности, социальных групп и общества,

  4. в содержательном отношении коммуникационный аспект "виртуальной реальности" проявляется и может быть исследован на основе функционирования глобальной информационной сети Интернет,

  5. раскрытие философских проблем "виртуальной реальности" способствует синтезу научных представлений в формировании единого научного знания и единой картины мира

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы диссертации вносят определенный вклад в историко-философское изучение проблем "виртуальной реальности" и могут послужить материалом для дальнейших исследований процессов информационного общества

Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования основных положений и оригинального материала диссертации в курсах лекций по философии, при чтении спецкурса "Философские основы виртуальной реальности"

Апробация диссертационной работы. Результаты исследования докладывались автором на международных, всероссийских, региональных и Вузовских научных конференциях Основные положения диссертационного исследования были апробированы в виде сообщений на научно-

практической конференции "Проблемы гуманитарных наук и образования в техническом вузе" (г Мурманск, 7-14 апреля 2006 г), всероссийской межвузовской научно-практической конференции "Эволюция гуманитарного образования в России" (г Мурманск, 14-16 марта 2007 г), XI международной научно-технической конференции "Кибернетика и высокие технологии XXI века" (г Воронеж, 15-17 мая 2007 г), VII международной научной конференции "Наука и техника в период информационной революции" (г Санкт-Петербург, 15-17 ноября 2007 г) и в публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, девяти параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы

Историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» с античного периода до XX века

«Виртуальная реальность» (ВР) активно вторглась в сознание современного общества. Понятие ВР широко используется для обозначения ряда самых различных явлений.

В наиболее экономически развитых странах, таких как США и Япония, в конце XX века в научных лабораториях университетов и промышленных кампаниях началась разработка и реализация комплексной программы по проблеме «Virtual Reality» (VR). В западной печати VR представляется как новая технология, способная усилить возможности человеческого мышления. На ее разработку выделяются огромные средства.

Человечество приблизилось к появлению «виртуалистского мировосприятия» и человека, ориентированного на всех уровнях своей организации на «виртуалистскии стереотип». В связи с последним следует вспомнить, что проблематика «виртуальной реальности» ставилась еще древними философами.

Исследование ВР опирается на изучения философских представлений о бытии, реальности, существовании, которые нашли свое отражение в произведениях античных философов.

Исходные философские представления о реальности были созданы в античной философии с VI века до н.э., в которой реальность, как правило, отождествлялась с различными видами вещества и их комбинациями (Фалес -вода, Гераклит - огонь, Анаксимен - воздух), а также с иными формами бытия. Платон в V веке до н.э. поднял проблематику реальности и ее отображения (образ пещеры) на основе слова «virtus»1, которое с латинского переводится как «мнимый, возможный, предполагаемый». Платон первым поставил вопрос о том, что в структуре бытия присутствуют объекты, которые в конце XX века мы назвали бы виртуальными. В контексте образа пещеры, наиболее ярко воплощенной Платоном, ее следует понимать как копию копии, след следа, удвоение удвоения, которое, также как и копия, претендует на обозначение оригинала, подлинника. Таким образом, для Платона пещера - это копия копии, искажающая свой прототип, а так как истинность определяется им исходя из сходства или несходства с идеей вещи, то объекты лишаются онтологического статуса и определяются как подделки, вымыслы, призраки. При этом именно им была отмечено то, что симуляция представляет собой бесконечный процесс, подобный «саду расходящихся тропок», где каждый порожденный объект является конституирующим для серии других. Для иллюстрации обратимся к диалогу «Софист», где он, вспоминая своего учителя Сократа, дает детальное определение софиста, используя дихотомический метод деления. Придя к выводу, что творчество является либо божественным, творящим природные предметы и их отображения, либо человеческим, творящим искусственные предметы и их отображения (человек, создавая предметы, симулирует деятельность бога), Платон применительно к софистике обращает внимание на создание отображений искусственных предметов, то есть подражание (симулируются предметы, созданные человеком). Далее, он говорит, что человеческое подражание бывает также двух видов — творящее образы, соответствующие предметам и творящее призраки, им не соответствующие. Софист творит призраки (симулирует подражание), причем призраки он создает не при помощи специальных средств, например, маски, а создает их своим лицом, голосом, телом (объект обретает телесность, становится виртуальным). А так как подражание софиста основывается не на знании, а на мнении, он подражает, не зная того, чему он подражает, и, причем, даже в своем подражании, софист настолько искусен, что никогда не сойдет за простеца, а будет сознательным лицемером (виртуальное бытие умело вводит в заблуждение). Но, последнее, в своем лицемерии он- двуличен — он не-преследует никакие общественных и государственных целей, он просто извращает мудрость в частных беседах, запутывая собеседника в противоречиях. Таким образом, объект представляется, в качестве исключительно искусственной сущности, своего рода ожившей маской арлекина, насмехающейся над действительностью. В то же время, проинтерпретированный подобным образом отрывок из диалога древнегреческого философа не оставляет сомнения, что «virtus» выходит за границы оппозиции подлинник - копия.

Гениальный ученик Платона Аристотель в своих работах часто употребляет «virtus»1 как множество! индивидуальных предметов, заключающих в себе сущность; не имеющих никаких самостоятельных сущностей, пребывающих вне конкретных образований. Вразрыве сущности и индивидуальных вещей, в превращении сущностей в мир нематериальных идей он усматривал один из серьезных недостатков концепции идей Платона. Аристотель подверг основательной критике концепцию идей Платона. По Аристотелю, Материя представляет собой неоформленный субстрат, она пассивна, неспособна сама по себе из себя породить. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное - вторичное». Они друг без друга не существуют (кроме «форм форм», да и то это - в умозрении, в абстракции, в «virtus»). Человек, например, создает медный шар, но меди без определенной формы нет, как нет и шара вообще; никто еще не смог произвести шар как таковой, без субстрата; медь - субстрат, а медный шар -это еще и форма. Единство формы и материи есть превращение возможности в действительность, есть актуализация возможности. Все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью. Так, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и мрамор: первое - как источник движения, вторая как материя; но действуют и формальная причина, и целевая: у скульптора в. голове осознанная цель, которая оказывается впоследствии формой, то есть тем, что предстоит осуществить.

После долгого забвения термин, «virtus» стал применяться в средневековой христианской философии для обозначения актуальной действующей силы. Посредством этой категории схоласты пытались ответить на вопрос: как абсолютные сущности реализуются во временных, частных событиях. Августин Блаженный принял положение Платона о существовании бестелесных идей сущностей «virtus». Но Августину не импонировал комплекс идей как составляющий, по Платону, особый мир, столь вечный, как и материя, и подобно материи, подчиненный Мировой Душе. Августин снял грань, отделявшую мир идей от Мировой Души, и включил в религиозный Абсолют все платоновские идеи. Он заявил, что идеи Платона - «это мысли творца перед актом творения».1

Северин Боэция перевел с древнегреческого на латинский язык основные произведения Аристотеля, ввел в литературный оборот термины «субстанция», «виртуальный». Он поставил вопрос о различении в каждой вещи «существования» и «сущности».

Фома Аквинский с помощью понятия виртуальности решал одну из ключевых проблем средневековой философии, каким образом сосуществуют реальности разного уровня, например, «душа мыслящая, душа животная, душа растительная»." Рассматривая проблему соотношения общего и единичного, Фома Аквинский принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, приспосабливая ее к задачам обоснования догматов христианской религии. Общее, утверждал он, содержится в единичных вещах, составляя, таким образом, их сущность. Это общее извлекается человеческим умом и поэтому наличествует в нем уже после вещей.

Иоанн Дуне Скотт использовал эту категорию в своей концепции реальности, исходя из которой, вещи содержат в себе различные эмпирические качества не формально (как если бы вещь существовала отдельно от эмпирических наблюдений), но виртуально.1 Тем самым, он пытался преодолеть пропасть между формально единой реальностью, предполагаемой нашими концептуальными ожиданиями и нашим неупорядоченно разнообразным опытом. Не углубляясь в специфику средневековой схоластики, можно сказать, что термин «виртуальный» использовался тогда для концептуализации событий, существующих временно и в частичной форме, а также для объяснения связи всеобщей абсолютной сущности с активностью единичных предметов. Идея виртуального в, форме решения проблемы силы, энергии, обеспечивающей активность, исследовалась в религиозной философии (В. Великий, И. Сирин, Г. Палама, Н. Кузанский). Они утверждали, что количество и типы реальностей, которыми человек оперирует, определяются активностью самого человека, и по направлению движения к предельным реальностям, как «вверх» к Богу, так и «вниз» от Бога, человек может проходить бесконечное количество промежуточных реальностей, и эти промежуточные реальности в пределе сходятся. И в качестве иллюстрации описывались две из них, обозначенные как «внутренний человек» и «совершенный человек». Николай Кузанский синтезирует идеи неоплатонизма, интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей эпохи Возрождения.

Типы «виртуальных реальностей»

В современной философии роль категории «реальность» и «виртуальная реальность» существенно возрастает. К числу наиболее существенных проблем современных философских исследований реальности относятся недостаточная разработанность соответствующих категориально-понятийных рядов и категориально-понятийных комплексов, в, также иерархической системы соответствующих категорий. Деление реальности только на объективную и субъективную является необходимым, но недостаточным, и современные потребности теории и практики предполагают, как минимум подразделение реальности на множественность реальностей.

Российские исследователи в основном разделяют идеи концепции «виртуальной реальности», разработанной одним из основателей российской школьь виртуалистики Н.А. Носовым. Анализируя философские и социальные аспекты природы виртуальной реальности, Н.А. Носов выделил «четыре основных признака виртуальной реальности: 1) порожденность — виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности внешней по отношению к ней; 2) актуальность - виртуальная реальность существует актуально, только «здесь» и «теперь» - только пока активна порождающая реальность; 3) автономность — в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования — для человека, находящегося в виртуальной реальности нет внеположенного прошлого и будущего; 4) интерактивность - виртуальная реальность, может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с породившими ее»1.

Выделив данные признаки, Н.А. Носов ввел понятия «константной» и «порожденной» реальности. Понятие константной реальности неразрывно связано с понятием виртуальной1 реальности и- вводилось им лишь для разграничения естественной и искусственной среды. Но Н.А. Носову, константная реальность - привычная реальность, в которой происходит обычный ряд событий, переживаемый человеком привычным образом. Под порожденной реальностью понимается инициируемая константной реальностью виртуальная реальность. На основании выделенных признаков и разработанных базовых понятий был выработан так называемый философско-психологический подход к изучению феномена виртуальной реальности. Основные положения данной концепции были изложены в монографии Н.А. Носова «Виртуальная психология». Из выделенных Н.А. Носовым четырех основных признаков «виртуальной реальности», по меньшей мере, два признака (актуальность и автономность) определены некорректно в силу того, что во внимание не было принято, что, в конечном счете, «виртуальная реальность» является материальной и существует на материальных носителях. Некорректное понимание и определение существенных признаков виртуальной реальности, в свою очередь, повлекло некорректное определение ее самой.

Одной из попыток классификации виртуальной реальности является классификация, предложенная Е.В: Ковалевской в работе «Виртуальная реальность: Философско-методологический анализ». Суть ее идеи состоит в классификации виртуальной реальности по двум направлениям: «Первое делит системы по «технологическому принципу» (системы типа «окно в мир», системы видеоочерчивания, системы погружения, системы телеприсутствия и системы смешанной реальности). Вторая- делит системы виртуальной реальности «по содержанию» (симуляционные реальности, условные виртуальные реальности, прожективные виртуальные реальности, виртуальные реальности смешанного; пограничного типа,и коммуникативные виртуальные реальности)» . Основными моментами классификации являются понимание и подчеркивание диалектической природы виртуальной? реальности, ее структурирование, эвристический потенциал классификации и специальное выделение компьютерной виртуальной реальности. «Крайне важно, - отмечала Е.В. Ковалевская, - понимать отличие тех реализаций компьютерных виртуальных реальностей, которые уже созданы, существуют и даже может быть уже выпущены на широкий рынок от самой идеи компьютерных виртуальных реальностей, от понятия компьютерной виртуальной реальности как универсалии»".

Принято говорить не только компьютерных виртуальных реальностях, но и о виртуальных реальностях сознания, виртуальных реальностях преступников, виртуальной цивилизации, виртуальных войнах, виртуальных деньгах, виртуальном театре. Таким образом, в данное время существует множество различных, часто пересекающихся и конкурирующих между собой понятий виртуальной реальности. Тем не менее, понятие «виртуальной реальности» завоевывает все более прочные позиции в науке и методологии познания.

Суть проблемы состоит в том, что за этим полисемичным понятием стоит новое, недостаточно изученное явление. Первые попытки технологических и технических экспериментов в области компьютерной виртуальной реальности были предприняты в 60-х годах XX века. В это время в США была предпринята попытка создать абсолютно новый способ фиксации, передачи и отображения информации. Технические разработки проводились под эгидой ВВС США и привели к созданию так называемой «виртуальной кабины самолета». Это была интерактивная система, организующая и представляющая в виртуальном пространстве, времени информацию в кабине пилота, осуществляя полное оповещение и обеспечивая управление системами оружия в любой точке с оценкой существующей опасности и целей. Успешное создание и функционирование этой системы- значительно стимулировало интерес к исследованию проблем виртуальной реальности.

Существенное изменение содержания и увеличение объема понятия виртуальной реальности осуществил Дж. Ланье - создатель и владелец фирмы, освоивший выпуск персональных компьютеров, обладавших возможностью» создания интерактивного изображения. Сегодня понятие «виртуальный» довольно широко распространены в области компьютерной техники: например, «виртуальный диск», «виртуальная память», «виртуальный сервер». Актуализация исследований в области «виртуальной реальности» была стимулирована прорывом в области компьютерных и информационных технологий, изобретением и внедрением новых способов обмена информацией, постепенно заменявших привычные средства коммуникации. С течением времени понятие «виртуальный» проникло в различные сферы теоретической и практической деятельности человека. Например, оно используется применительно к распространенным сейчас виртуальным тренажерам и симуляторам различных типов, помогающих человеку овладеть навыками управления и принятия оперативного решения.

Все более широкое распространение различных систем и устройств, ориентированных на взаимодействие с человеком, побудило исследователей обратить внимание на психические особенности и последствия бытия человека в «виртуальной реальности». Первые идеи «виртуальной реальности» создавались в различных дискурсах. Концепция! и практика «виртуальной реальности» имеют довольно разнообразные контексты возникновения и развития: в американской молодежной контркультуре, компьютерной индустрии, литературе (научная фантастика), военных разработках, космических исследованиях, искусстве и дизайне. Предпосылкой появления ВР в 60-х годах XX века явилось развитие ряда психологических и инженерно-психологических исследований- и разработок, в которых анализировались феномены восприятия человека в различных технических системах и средах, а также создавались искусственные условия,4 которые необходимо было воспроизвести в кибернетических и других технических устройствах, чтобы возникала иллюзия событий обычной реальности. Указанные предпосылки создали возможность в середине 70-х годов сформулировать уже в технике замысел создания виртуальных реальностей. Была поставлена задача создания особой технической среды (ВР-систем), в которой бы человек мог не только воспринимать виртуальные события как настоящие и действовать, но чтобы при этом виртуальные образы изменялись бы так, как меняются реальные образы в обычных условиях, если имеют место действия человека. Важно обратить внимание, что задача сразу ставилась как техническая - создание технического устройства, технической системы, обладающей определенными свойствами. В отличие от этой, так.. сказать, технологической постановки вопроса, инженерный замысел обычно формулируется применительно к уровню явлений природы, а именно, как можно использовать и технически реализовать то или иное природное явление, эффект.

«Виртуальная реальность»: проблемы философского анализа

Если сознание невозможно отождествить с каким-то- определенным свойством; может быть, тогда оно представляет собой функцию, предполагающую и нейрофизиологические процессы , и каузальное взаимодействие с физическим; но не-сводимую к ним? Иначе говоря, признать более перспективным философский; а не сущностный взгляд на сознание?

Позитивный ответ, на этот вопрос лег т основу функционализма: Сделав-акцент на организацию1 интеллектуальной деятельности, а; не на обеспечивающую эту деятельность материалы, функционализм; смог обойти многие, заводящие в; тупик вопросы, относящиеся; к психофизической проблеме. Характеризуяментальные состояния как функциональные состояния, можно- избежать опасности редукционизма;. За последние полвека функционализмутвердился-как наиболее перспективная!позиция; жьсути, став ортодоксией среди философов, психологов; когнитивных ученых.. Согласно функционализму «машины Тьюринга», например на мозг можно? посмотреть. как на своего рода машину, а; разговор о ментальном можно представить как разговор о логических состояниях этой машины. В информационно-процессуальной; теории Д. Деннета в качестве парадигмы принимается играющий в шахматы компьютерна за главный признак сознания:принимается то общее, что имеется у него с человеком: функционирование; когнитивно-информационных процессов. Как пишет Н;С. Юлина: «Если человеческое сознание1 мыслит в виде некоей- виртуальной машины (или software), тогда любоШ сравнимой с ней- виртуальной машине- можно приписывать сознание. Определенные: типы сложных . компьютерных машин; называемых Искусственным Интеллектом, - по? Ді Деннету, - могли бы считаться; сознательными» .

Несмотря- на популярность, у функционализма есть, серьезные изъяны. Функционализм Д. Деннета - это функционализм без квалиа. Оппоненты говорят, что элиминативизм в отношении квалиа не сообразуется; с рядом экспериментальных данных (инверсия восприятия? цвета, восприятие мира субъектами; лишенными .ощущений). Даже если согласиться, что сознание есть. функция; не совсем ясно; как следует понимать ее работу? Ограничивается ли она когнитивными информационными процессами; или все же работа «машины сознания» обеспечивается дополнительным свойством, которого нет у компьютеров; И; наконец, как быть с субъективностью человека -ощущениями; чувствами, эмоциями, которые компьютерная машина не в состоянии имитировать? Возникли подозрения: не является ли замена ментальных свойств функциональными; отношениями?, просто подменой? понятий; действительно ли;функционализму удалось снять корневую проблему оботношениидуховного и телесного, или оналросто отодвинута в тень. Чтобы ответить на эти вопросы, возникли разные формы; функционализма, в задачу которых входит более детальная расшифровкаї принципа функционализма и, самое главное, нахождение в нем ниши для квалиа.

Ф: Брентано высказал идею, что особенностью ментальных событий сознания является их интенциональность или направленность на объект; она не свойственна физическим событиям: Следствием этого различия явился тезис о нередуцируемости, в силу интенциональности:, ментального к физическому, и вывод о наличии онтологического основания у раскола знания на науки о природе и науки о духе. В аналитической, философии постановка проблемы интенциональности была переведена; с характерного для Ф; Брентано онтологического уровня; — разговора о; природе физических и ментальных объектов) — на языковой уровень: что следует считать референтами интенционального языка, если сравнивать его с языком физики. У. Куайн вообще считал разговор об интенциональности надуманным, запутывающим картину и сознания, и материи.1 Тем не менее, спор о референтах перерос семантический уровень и снова вышел на природу интенциональности. В ходе его спорящие разделились на интенциональных реалистов, и интенциональных ирреалистов или, в других терминах, на интерналистов и экстерналистов. Интерналисты считают интенциональность реальным, внутренним, атрибутивным свойством сознания (Дж. Серл, С. Крипке, Т. Нагель). Экстерналисты, приняв интенциональность в свои теоретические схемы, предлагают рассматривать ее как внешнюю прагматическую установку в объяснении поведенческих объектов. (У. Селларс, П. Черчленд, Р. Рорти, М.Б Менский, Д. Деннет). Только в случае принятия внешней установки, полагают они, возможно связать ментальное и физическое, науки о физическом и науки о духе, доказать отсутствие пропасти между фактами природы и артефактами, естественным и искусственным интеллектом, // одним словом, обосновать континуальность мира и единство знания. При признании интенциональности внутренним свойством, пропасть, обозначенная! Ф. Брентано, непреодолима.

Одна из загадок, на которую наталкивается человек, состоит в следующем: почему моя мысль отдает приказы телу, и оно слушается ее. Философы давно ломали голову по поводу командующего воздействия мысли на физическое поведение. Дискуссии о физической и ментальной каузальности продолжаются по сей день. Является ли мысль следствием каузальных нейрофизиологических процессов мозга или представляет собой нечто иное, обладающее свойством особой ментальной каузации. Данный вопрос с необходимостью выводит на космологические темы. Согласно последовательному физикализму, мир физических причин и следствий каузально закрыт, а идея ментальной каузации противоречит физическому закону сохранения массы и энергии. Поэтому Дух в Машине, выполняющий особую каузальную работу, отличную от каузальной фабрики физической Вселенной, существовать не может, как предполагает Д. Армстронг1. Идея закрытости физической Вселенной многими оспаривается. Некоторые философы считают возможным- доказать тезис, что влияние сознания на физические события не противоречит физическим законам и не требует эпифеноменализма (то есть понимания психофизической-каузальности только снизу вверх, от тела к сознанию). Согласно К. Попперу , тоже дуалисту, проблема физической и ментальной каузации разрешима при условии принятия: индетерминизма и идеи Открытой Вселенной; гипотезы о действии не только восходящей, но и нисходящей каузальности; гипотезы о наличии в физическом мире объективных предположенностей; как физических полей сил. Без всего этого невозможно понять ни особенности квантовой физики, ни командующую роль мысли. С К. Поппером многие не согласны. Есть мнение, что правдоподобность космологических гипотез высокого уровня о базисной структуре Вселенной зависит от открытия фундаментальных психофизических законов, аналогичных фундаментальным законам физики.

Необычные загадки подкинул в философию- феномен кибернетики -искусственного интеллекта. При его появлении в шестидесятых годах XX века фокусным был вопрос: могут ли компьютеры мыслить? По мере получения впечатляющих результатов интеллектуальных возможностей компьютеров, фокусными стали другие вопросы: может ли компьютер в принципе иметь сознание? Является ли человеческое сознание вычислительной машиной? Можно ли говорить о принципиальном различии искусственного и естественного интеллекта? А также метафизический вопрос: как вообще стал возможен феномен искусственного интеллекта в свете физических и эволюционных законов?

По отношению к возможностям искусственного интеллекта философов можно разделить на два; лагеря:: сторонников: сильного и слабого. Есть, конечно, негативисты, видящие бедствие во вторжении компьютерных метафор в философию сознания: (Т. Нагель); Сторонники сильного искусственного интеллекта верят в; принципиальную возможность создания компьютеров; способных не только мыслить, но понимать5 и чувствовать; с их созданием снимется ореол тайны с сознания; Их твердые оппоненты такую возможность отрицают, указывая на принципиальные ограничения- компьютеров: следование жестким; правилам, отсутствие свойственного человеку творческого и гибкого поведения;. (Р; Пенроуз) говорят даже о наличии некомпутационного элемента в самих физических законах. Более гибкую? позицию занимают сторонники слабого искусственного интеллекта; ни допускают, что компьютер может симулировать ментальносте, однако не: в? состоянии дублировать ее, то есть иметь- полнокровный опыт сознания; внутреннюю жизнь, и подлинное понимание. Наиболее известным примером слабого искусственного интеллекта является аргумент Китайской комнаты Дж. Серля: Согласно ему, компьютерные системы работают на основе синтаксиса;, у них: отсутствует семантика, следовательно, подлинное понимание; В силу этого небиологические: системы, в принципе не могут порождать сознательный опыт. Д-Деннет,. сторонник сильного искусственного интеллекта, не считает аргумент Дж. Серля веским, и противопоставляет ему системный аргумент.

Философские аспекты дистанционного образования

Год от года все возрастающее число людей нуждается в обучении определенного типа и вне образовательных учреждений для того, чтобы, иметь возможность работать в полную силу. Многие политики в развитых странах рассматривают дистанционное образование как. подающую большие надежды форму образования, так как она может подойти всем желающим, а плата за нее намного меньше, чем при очной форме обучения. Помимо этого можно выбрать определенные учебные курсы;, то есть получать так называемое «образование по заказу», которое так же дает некоторое преимущество в цене по сравнению с существующей- моделью очного образования. Универсальный доступ при уменьшении цены - вот стимул для настойчивой работьг университетов, которые предоставляют услуги дистанционного обучения.

Много" исследований» посвящено дистанционному образованию, как абсолютно новому явлению в образовании. Однако приоритет в их изучении остается за специалистами-технологами, в то время как полное философское обоснование использования, такой формы, обучения представлено пока слабо. Модель дистанционного образования ведет к радикальным изменениям в организации современного образования. Это ярко проявляется в том, что на базе этой модели стала развиваться новая организационная форма современного образования: виртуальные аудитории и виртуальные университеты. Дистанционное образование характеризуется как «дистанционное обучение нового поколения», связанное с переходом к информационному обществу, основанное на1 адекватном формировании знаний и суждений в процессе занятишилшкак новая область образования, качественно отличающаяся» и от обучения в-аудитории, и от обычного заочного обучения и рассматриваемая как «виртуальная». В модели виртуальных аудиторий и университетов полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам студентов и отдельным обучаемым общаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа, которые заменяют печатные тексты, аудио- и видеопленки. В результате этого человек может получать учебную информацию из многих различных источников.

Хотя модель виртуальных аудиторий и университетов является чрезвычайно молодой, специалисты в области образования считают ее достаточно перспективной. Так, они отмечают, что в текущем десятилетии появится значительное число новых дистанционных университетов как своего рода сетевых консорциумов, которые, по крайней мере, в экономически развитых странах, будут пользоваться компьютерными сетями или спутниковыми технологиями. В Европе уже разработан ряд подобных инициатив, в том числе Французский и Европейский открытые университеты. Новая модель образования еще далеко не реализована полностью и не получила завершенного теоретического обоснования. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности, с проблемой получения общественного признания, права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будут означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов и студенческих общежитий, не имеет кабинетов административных работников и актовых залов; он состоит из сотрудничающих групп администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и обучающихся, которые разделены большими расстояниями, часто национальными границами, но которые вместе работают и интерактивно обучаются, используя современные технологии. Очевидно, что эта модель означает большой прогресс в отношении интернационализации образования и доступности обучения.

Дистанционное образование содержит в себе примечательный парадокс: оно уверенно утвердило своё существование, но не в состоянии определить, что оно такое. В этом, на первый взгляд, нет ничего страшного: во-первых, вообще редкое понятие, особенно касающееся образования, имеет общепризнанное определение, во-вторых, отсутствие единства в отношении его определения не помешало дистанционному образованию прекрасно управляться безо всякой теории. Философское обоснование дистанционного образования на всем протяжении его существования вызывает бурные дискуссии. Отсутствие общепринятой теории ослабляет идею дистанционного образования. Слова американского теоретика Ч. Ведемейера, опубликованные более тридцати лет назад, остаются верными и сегодня. «К несчастью,1 - писал он, — верно то, что обучение по переписке не смогло выработать теорию, связывающую эту область с теорией и практикой обычного образования, что наносит серьезный ущерб развитию и признанию этой области»1. С другой стороны, многообразие подходов в реализации дистанционного образования открывает простор для поиска его наиболее эффективных форм и методов. Теоретические аспекты дистанционного образования, в основном были заложены в прошлые десятилетия, и стали востребованы в системе растущих потребностей подготовки профессиональных кадров для бурного промышленного развития в мире. Сегодня же оно признано мировым сообществом как образование XXI века, где идет поиск новой постиндустриальной модели дистанционного образования. Однако чтобы действительно продвинуться дальше, дать понятие дистанционному образованию, определив его разновидности, и установить связи между ними, одного только определения недостаточно. Дело в том, что хотя чисто аналитически можно построить самые разветвлённые классификации дистанционного образования, выполнив, таким образом, задачу определения понятия, это мало что даёт. Путаница в понятиях, связанных с дистанционным образованием, нередко возникает из-за того, что его конкретную разновидность (например, дистанционное образование на основе телекоммуникации через Интернет) принимают и выдают за дистанционное образование вообще. При этом подразумевается не виртуальная версия, а обладающая вполне ощутимым масштабом и весом, укоренённая в переплетении далеко не виртуальных частных и общественных интересов, живая форма образовательной практики, что объясняет причину бессознательной или сознательной подмены понятий. Для этого необходимы уже не аналитические, а философские определения, в кантовском смысле, суждения, выводящие за рамки одних только понятий, - обращение к практике дистанционного образования, его традиции и истории. Другими словами, необходим философский подход.

В истории дистанционного образования достаточно отчетливо прослеживаются две традиции, различение которых в значительной мере даёт ключ к пониманию смысла противоречий, возникающих при попытках дать определение дистанционному образованию и придти к единственно правильному пониманию его содержания. Первая, раньше сформировавшаяся традиция, это образование, основанное на образовательной коммуникации на расстоянии посредством корреспонденции (сначала — с помощью обычной регулярной почты, потом - электронной). Вторая традиция выросла из применения средств телекоммуникации, аудио- и видеозаписи в очном образовании и просвещении, что позволило, с развитием технологий телекоммуникации, транслировать очные занятия в удалённые аудитории и обеспечить образовательную коммуникацию на расстоянии посредством трансляции. И та, и другая традиция - это традиции дистанционного образования, попадающего под данное определение, однако генерирующие их идеи существенно, если не принципиально, отличаются. В основании первой традиции лежит идея дистанционного образования, как формы образования, принципиально отличающейся от очного образования, в которой обучающий изолированы друг от друга расстоянием, студент учится самостоятельно. В основании второй традиции — идея дистанционного образования предстает как транслирование на расстояние обучения, то есть виртуальной имитации аудитории. Если первая традиция дистанционного образования отличается от традиции очного образования технологией образования, то виртуальная — технологией доставки образования. Нетрудно заключить отсюда, что, эти традиции привели к развитию двух формально тождественных, а по существу совершенно отличных трактовок понятия дистанционного образования, и, соответственно, двух различных, хотя и не изолированных друг от друга образовательных структур, имеющих различную внутреннюю организацию и требующих в силу этого различного, во всех его видах, обеспечения.

Похожие диссертации на Философские проблемы виртуальной реальности : историко-философский анализ